Научная статья на тему 'Современная концепция и искусство'

Современная концепция и искусство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная концепция и искусство»

культур, которые интегрируются в систему воспитательной работы, не нарушая целостности и системности.

2. Образовательная среда. Здесь подразумевается создание положительного, комфортного психологического микроклимата в данной среде. С этой целью управление должно строиться на взаимном уважении всех участников образовательного процесса, что позволит создать гуманистическую среду обучения, воспитания, где ценности этнических культур станут не просто внешним атрибутом школы, а внутренним содержанием всех участников образовательного процесса. На это необходимо нацелить регулярное повышение профессиональной и этнокультурной компетентности педагогов.

3. Взаимосвязь педагогического коллектива с семьей, общественными и религиозными организациями. Использование этнорегионального компонента в образовании.

4. Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса в инновационных условиях.

5. Учет индивидуальных, физиологических, психологических, этнокультурных особенностей развития школьников.

В основание модели развития этнокультурного компонента в общеобразовательной практике региона заложены принципы: открытости образовательного пространства за счет открытости и встроенности учебного процесса в профессиональную и социальную среду обучающихся, что обеспечивает свободу выбора условий обучения; интеграции деятельностного, личностно ориентированного, футурологического и компетентностного подходов, позволяющих построить образовательный процесс с учетом потребностей и особенностей детей различных этносов, обеспечить развитие этнокультурной компетентности педагогов; формирование личной профессиональной компетенции в контексте новых педагогических задач. [9].

Сегодня система образования несет в себе особенности современного этапа развития общества, которое нацелено на формирование и развитие активной личности с творческим потенциалом, способной активно участвовать в общественной жизни, осваивать социальный опыт и нормы культуры, исторически сложившиеся на протяжении существования человечества. В современной схеме образования этнокультурный компонент является средством погружения человека в прошлое, настоящее и будущее культуры, установления отношений между культурой и цивилизацией.

Список литературы

1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

2. Зарецкая И.И. Инновационные подходы к воспитанию студентов в условиях поликультурного образования // Мат-лы IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (24-25 октября 2007 г.): В 2-х ч. Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. -Ч.1.1. С. 57-59.

3. Kohn H. The Idea of Nationalism: A Study in its Origins and Background. New York: Macmillan, 1941. Цит. по: Бунаков М. Ю., В. Н. Лукин В. Н. Национализм и национальная идентичность в условиях глобализации: проблемы концептуализации // Теоретический журнал CREDO NEW. - 2006. - № 2.

4. Люрья Н. А., Малиновская С. М. Вопросы междисциплинарного анализа понятия «этнокультурный компонент» в общеобразовательной практике региона // Вестник ТГПУ. - 1913. - Вып. 13. - С. 143-147

5. Малиновская С. М. Этническая педагогика в современном образовательном пространстве // Apriori. -2015. - № 3. Режим доступа: http://apriori-j ournal. ru/j ournal-gumanitarnie-nauki/tek-number (дата обращения: 12.04.2015).

6. Медова Ю. А. О соотношении этнической и национальной идентичности // Философия и общество. -2014. - № 4. - С. 119-125; Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С. В. Кор-тунов. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 c.; Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. - СПб.: Лань, 1998. - С. 139 - 157 и др.; Дахин А. В. Соотношение этнической и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада // Философские науки. - 2003. - № 9. - с. 5-23.

7. Meincke F. Cosmopolitanism and National State / 7 th. Ed. Robert B. Kimber, Trans. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1970. Цит. по: Бунаков М. Ю., Лукин В. Н. Национализм и национальная идентичность в условиях глобализации: проблемы концептуализации // Теоретический журнал CREDO NEW. - 2006. - № 2.

8. Shulman S. Challenging the Civic / Ethnic and West / East Dichotomies in the Study of Nationalism // Comparative Political Studies. 2002. - Vol. 35, N 5. - P. 559. Цит. по: Бунаков М. Ю., Лукин В. Н. Национализм и национальная идентичность в условиях глобализации: проблемы концептуализации // Теоретический журнал CREDO NEW. - 2006. - №2.

9. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. - Москва.: Изд.-во РАЕН. Режим доступа http://www.rae.ru/monographs/144-4761 (дата обращения: 16.04.2015).

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ИСКУССТВО

Мальцева Людмила Валентиновна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры ДПИ и дизайна, г. Краснодар

Осуществляемая перестройка в образовании, обосновывается, данными психологических исследований, которые свидетельствуют о том, что на основе объективного учета возрастных возможностей, учащихся и нахождения наиболее оптимальных психологических условий обучения и воспитания изобразительному и декоративно-при-

кладному искусству можно значительно повысить качество знаний, умений и навыков, эффективность преподавания. Изучаются психологические закономерности создания произведений искусства. Исследуются особенности художественного мышления, развития художественного восприятия, а также ставится задача раскрыть

закономерности воздействия произведения искусства на формирование личности.

Искусство - это профессиональная сфера деятельности человека, в котором эстетическое сознание превращается в основную цель, которая служит средством самовыражения и, следовательно, предметом искусства и мира, так и сам человек во всех его измерениях. Оно говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен.

Значительное место в изобразительной деятельности занимают умения пользоваться законами воздушной и линейной перспективы, закономерностями конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения, законами композиции. Не меньшую роль играют умения и навыки анализировать натуру, свой рисунок, живописную работу, а также сравнивать рисунок с натурой. Важны умения и навыки вести работу, она может быть длительной или кратковременной, графическая или живописная, от общего к частному и от частного снова к общему, средствами искусства передавать психологическое состояние изображаемого человека, его чувства, настроение, мысли, раскрыть, показать психологический мир изображаемого героя.

Осуществляя психологический анализ изобразительной техники и мастерства, необходимы условия успешности формирования графических и живописных навыков и умений. Такими условиями являются:

1. четкость поставленной задачи, осознание конечного результата труда;

2. обязательное планирование изобразительной деятельности на каждом этапе;

3. постоянный контроль и самоконтроль в процессе всей изобразительной деятельности;

4. обязательная оценка изобразительной деятельности (как непосредственного процесса, так и результатов).

В психологические основы обучения искусству входит изучение психологического воздействия искусства на формирование мировоззрения, убеждений, идеалов личности каждого ребенка. В наше время мы часто обращаемся, к задаче гармонического развития молодого поколения предполагая, высокую образованность, без которой невозможно воспитать ребенка, наделенного возможностями полностью раскрыть свои способности. Большой вклад в это вносят гуманитарные и общественные науки. Сформировать у ребят умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, в человеческих отношениях, видеть, чувствовать и понимать все прекрасное в искусстве.

Эффективность первого толчка в художественном творчестве связан также с тем, что потрясение еще не дает ясности цели, в психике учащихся еще доминируют рефлексивные реакции, он еще очень далек от четкого осознания целей своего творчества. На этом, необходимом, этапе его пути к цели в значительной степени идет на уровне интуитивного обнаружения предмета творчества.

В искусстве имеют значения врожденные качества это, музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм. Сущность художественного таланта образуется из ряда психологических, духовных и социальных компонентов. Вместе с тем талант, будучи сложной системой организации, индивидуально неповторимой личности каждого человека, определяет направление и возможности творчества. В развитии таланта имеют и субъективные моменты: величайшая трудоспособность и

волевое напряжение, мобилизация всех своих эмоциональных и интеллектуальных сил, организации его рабочего места и стремление к глубокому проникновению в систему общественного развития, постоянная творческая направленность фантазии.

Классическое искусство окружает нас с первых дней сознательной жизни. Это народные сказки, песни, стихи, исторические памятники архитектуры, произведения живописи и скульптуры, с которыми ребенок знакомится. Оно воздействует на сознание, и поведение человека является сложным и противоречивым. Если классическое искусство прошлого и современное прогрессивное искусства общества как бы подготавливают людей к восприятию самых передовых эстетических идеалов современности, то непосредственно эти идеалы воплощаются лишь в произведениях. Этому учит нас изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство не нравоучениями, а правдивым отображением острейших противоречий реальной жизни.

Предметом искусства является человек, существующий как единство его социальной и духовной жизни, он выступает также как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Подлинное искусство всегда обнаруживает эту диалектику конкретно - историческое и общечеловеческое, и, когда это происходит, возникает искусство, которое мы называем классикой.

Искусство отвечает не только на вопросы жизни, но и на социальные, политические, моральные, то есть искусство должно быть универсальным, многозначным духовным феноменом. Вместе с тем мировоззрение в этом процессе становится не только рациональной концепцией, но и мироощущением, органическим проявлением личности. Оно связано с творческой природой искусства, наиболее полно ориентирует художника на действительность, дает возможность понять объективные основания своего творчества. Придает целесообразность, социальную и эстетическую значимость, реализуются идеи, рождаются произведения искусства, способные служить социально -прогрессивным целям общества.

Появлению искусства предшествовал длительный процесс. Здесь берут свое начало - чувство формы, симметрии, ритма, которые отныне будут все боле усложняться, углубляться, обогащаться, постигая гармонию мировых связей и весте с тем процесс эстетического воспитания человека как личность. Их знаменателем выступают эстетический вкус, чувство меры, сугубо индивидуальное чувство, способное принимать эмоционально -волевой характер в отношениях к людям, вещам и явлениям.

Чувственные восприятия - качественно новая ступень взаимодействия с окружающим миром, возникшая при встрече нас с прекрасным. Прекрасное человечно и в этом своем качестве составляет приобретение, оплаченное трудом поколений. Тем самым человек выражает свою духовную мощь, способность и готовность идти к новым свершениям, следовательно, к новым высотам достижения прекрасного в искусстве. В этом поможет нам восприятие. Для развития восприятия помогут занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием.

В процессе рисования и лепки мы учимся передавать контуры, формы, конструктивное строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Частое применение умения видеть и слышать, сравнивать, обобщать воспринятое совершенствует наблюдения человека, формирует у него наблюдательность. Эффективность проведения наблюдения, организации процесса рассматриваются условия.

Первое условие - в начале процесса зрительного восприятия должна быть четко и конкретно поставлена задача - что и зачем наблюдать.

Второе условие для правильной организации наблюдения - это систематичность и планомерность. Перед тем как наблюдать, необходимо составить подробный план наблюдения. Каждый из изображаемых предметов, например, должен изучить всесторонне и главным образом с точки зрения задач грамотного изображения натуры.

Правдивое всего реалистическое искусство, которое учит нас распознавать эстетически - идеальные явления под любой внешностью, при любых осложняющих, затемняющих суть дела обстоятельства, на любой стадии обнаружения сущности изображаемого.

Любое искусство показывает свободу нравственной деятельности человека, как одну из неотъемлемых черт прекрасного, возвышенного, когда нравственный и эстетический идеал как бы пересекаются и совпадают. Всегда раскрывало перед нами богатейший мир человеческих чувств, пробуждало самые глубокие и неповторимые переживания. Задача искусства не только пробудить чувство красоты, но и показать все многообразие эмоционального мира человека и дать эстетическую оценку различным чувствам. Социальным свойствам человека является потребность и умение передавать мир своих переживаний в произведениях искусства.

Назначение искусства заключается в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально взаимодействует и воздействует на нас. В изоискусстве воплощены все стороны нашего общества. Многогранность воздействия на различные стороны человеческой личности и, особенно на формирование молодой, складывающейся личности. Обычно различаются три функции искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая в их неразрывной органической связи.

Специфика воздействия различных видов и жанров искусства, несомненно. Архитектура воздействует на сознание личности иначе, чем живопись, скульптура, иначе, чем музыка, а художественная литература обладает специфической воспитательного воздействия по сравнению с такими видами искусства, как театр, кино, телевидение. Наиболее непосредственное влияние на молодежь оказывает воплощение в искусстве современных в самом буквальном значении этого слова молодых героев нашего времени.

Ребятам доставляет большее наслаждение, когда они могут овладеть элементарными навыками пользования материалами и процессами изображения и конструирования. Красота листка или яблока, речки или леса - это и есть наше представление о красоте, о человеческих отношениях. Вне этого отношения нет и представления о красоте, и то прекрасное, которое окружает нас.

Из индивидуального и самостоятельного учения, каким был процесс познания мира, приобретения знаний и формирования умений, этот процесс превращается в обучение - двухсторонний целенаправленный процесс, одной стороной которого является учение, а другой - преподавание. Эти стороны едины и неразрывны в той мере, в какой соответствуют одна другой.

Основу обучения составляет деятельность по освоению содержания образования. Освоения содержания образования - главная, задача обучения, если учесть, что в содержание современного образования включаются не только разносторонне знания, умения и навыки, но и овладение логическими и научными приемами, а также воспи-

тание в духе уважения индивидуальности другого, утверждения, принятых в обществе нравственных ценностей и неприятия зла.

Цель и сущность искусства заключается не в изготовлении вещей, и тем более не в удовлетворении практических потребностей, и не в выражении религиозных или философских идей, а в том, что оно способно создавать замкнутый в себе мир. Таков же подход и к произведениям искусства. Все мы рождаемся художниками, но потом в условиях нашего общества, которое принуждает нас принять его концепцию «нормативности», становимся менее впечатлительными.

Закладывается фундамент, на котором вырастает человеческая личность со всеми ее богатствами. Фундамент нужен прочный, задачи творчества ребят должны решаться без помех. В детских рисунках сказываются и культурные традиции, взгляды и обычаи страны, особенности быта и трудовые занятия народа. Чем старше ребенок, тем больше он в своем творчестве отражает национальное искусство своей Родины.

Содержание детских рисунков испытывает воздействие новых форм общественной жизни, изменившейся среды, нового архитектурного окружения и пейзажа. Не могут не сказаться ускорение передвижений, изменение представлений о расстояниях, широта охвата видимого мира. Каждый из нас хочет отложит свой отпечаток в сознании и чувствах в развитие новых средств информации - ведь уже сейчас телевидение, интернет, компьютеры влияет на содержание детского творчества. Новые ритмы жизни, новые, может быть, более сильные контрасты форм, цвета, освещения скажутся во внешних качествах и особенностях детского рисунка, как не могут не сказаться в искусстве вообще.

В искусстве каждый ребенок находит понимание предметов, познание мира. Это составляет главный смысл искусства, основное значение для ребенка и его творческих работ. Оно необходимое для всех детей не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и на его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений. Это сама необходимость в воспитании ребят.

Искусство, которое выражает духовный мир, требует бережного к себе отношения. Знакомства с произведениями искусства - проникнуть в его содержание, понять замысел его это огромная сила в жизни человека, которую нужно изучать. В это входит и сложный душевный мир ребенка, сознание и чувства его современников. Непрерывно развивается, а юные сегодняшние художники - завтра ценители, а может быть, и деятели нового, еще неизвестного нам искусства. Оно не только возбуждать в зрителя эмоциональный отклик, переживания, радость. Под его воздействием зритель видит окружающий мир как бы глазами художника. И в результате всего возникает живая потребность в личном творчестве, заражается творческой энергией.

Художественные способности ребят вызваны общественными потребностями, возникающими в определенных исторических условиях. Новые времена, новые потребности открывают и новые возможности развития и проявления способностей, находивших себе применение в другой деятельности или существовавших в скрытой форме, в неразвившихся природных задатках. Это потребует художников нового типа, с особыми способностями. Возможность формирования таких способностей подтверждается проявлением самых разнообразных черт в рисунках и других видах творчества ребят.

Каждый ребенок универсален и чувствует биение пульса своего времени, и поэтому творимое им искусство не может не отражать богатства духовной жизни общества. Оно служит средством самовыражения в его работах, и, следовательно, предметом искусства является как отношение человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном, бытовом.

Гуманитарные науки - педагогика, психология, социология, этика имеют своим предметом ребенка, но все они рассматривают его с какой - либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет ребенка в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой платы того удивительного феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен.

Тесно связано с искусством нравственное сознание, которое близко ему по предмету. Нравственное сознание и искусство, обращено к человеку. Уже в античности было обнаружено их органическое взаимодействие, в мысли о том, что подлинное искусство не может быт безнравственным. Все дальнейшее историческое развитие общества показало, что утверждение принципов гуманизма в человеческой жизни шло и идет через развитие и взаимодействие прогрессивного художественного и нравственного сознания. Здесь искусство выступает как необходимый и существенный элемент взаимодействия, взаимосвязи общества и личности человека, ребенка, средством передачи от поколения к поколению того нравственного опыта, который концентрированным выражением народной мудрости.

Фундаментом педагогического процесса являются закономерности воспитания и методологические посылки

педагогической деятельности. Закономерности воспитания представляют собой устойчивые связи в педагогическом процессе, учет которых позволяет достигнуть эффективных результатов в воспитании каждого ребенка.

Школа, более других способна с детства привить каждому ребенку любовь к искусству, обучить и научить основам изобразительной грамоты. Не каждый ребенок может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке, кино, театре. И научить его этому - непременная обязанность школы. Ребенку необходимо воспитать интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств выражения.

Ни в одном виде искусства не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Труд ребенка в изобразительном искусстве требует серьезного отношения к выполненной работе только, тогда можно ожидать результатов. Через изобразительное, декоративно - прикладное и народное искусство будет развиваться творческое мыслящая и грамотная личность.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1986. - 262 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1996. - 290 с.

3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - 420 с.

4. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 510 с.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕТОВ ДЛЯ ИГРЫ В ХОККЕЙ С МЯЧОМ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Милевская Наталия Алексеевна

Учитель физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ№ 35

Галимов Геннадий Яковлевич

Доктор педагогических наук, профессор, г. Улан- Удэ

Процесс начальной подготовки количественных и качественных спортивных показателей юных хоккеистов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, и в нем закономерно находят свое отражение общие педагогические принципы.

На подготовку спортивного резерва хоккеистов распространяются и общие принципы соревновательной деятельности спортсменов в хоккее на траве. В тот же период, на этапе начальной подготовки эти принципы приобретают свое характерное содержание, обусловленное особенностями возрастного развития детей [13, с.22].

Поэтому, В. П. Губа [4, с.108], В. А. Друзь [8, с. 95] и Е. В. Федотова [25, с. 58], приступая к разработке динамики и структурных показателей соревновательной деятельности юных хоккеистов, определяют стратегии, нормированию тренировочных и соревновательных нагрузок на отдельных ее этапах, необходимо тщательно учитывать возрастные закономерности развития отдельных функциональных систем и организма в целом.

В исследованиях Р. Н. Дорохова [7, с. 86], В. М. Ко-стюкевича [10], Е. В. Федотова [25, с. 58] и др. доказано,

что регулярные занятия спортом, хотя и не несут принципиальных трансформаций в важнейшие закономерности процесса роста и формирования организма. Но эти же процессы оказывают существенное стимулирующее действие, за счет чего происходит существенные модификации основных параметров телосложения юных спортсменов на начальном этапе подготовки [6, с. 46].

В работах А. А. Гужаловский [5, с. 24], Ж. Л. Козина, З. И. Кузнецовой [11, с. 7-9] и др., отмечают индивидуализацию подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Определено, что более быстрый, полный и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в индивидуальном подходе к подготовке будущих хоккеистов. Поэтому Е. В. Федотова [25, с. 58] считает, что процесс начальной спортивной подготовки будет более эффективным, если преимущественная направленность тренировочного процесса на отдельных этапах определяется с учетом данных о периодах наибольшего естественного прироста в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей организма юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.