Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕАТРЕ'

СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕАТРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театральное искусство / режиссура / мультимедиа / сценография / коммуникативная культура / theatrical art / staging / multimedia / scenography / communicative culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Астафьева Татьяна Владимировна

Анализируется процесс современной театральной коммуникации. В условиях внедрения компьютерных технологий в сценографию спектакля привычное пространство сценической реальности дематериализуется и становится виртуальным, создавая, таким образом, новейшую эстетику, внедряемую в театр специалистами мультимедиа, и не воспринимается однозначно современной театральной аудиторией. Научнотехнический прогресс и тенденция трансфера технологий в сферу театра заложили основу для компьютеризации современного постановочного процесса, модернизировав деятельность сценографа, способствуя коммерциализации режиссерского ремесла. Инновационный вид коллективного творчества режиссеровпостановщиков и режиссеров мультимедиа связан с созданием зрелищной формы спектакля (проекционного, экранного оформления и визуальных эффектов виртуальной реальности) на основе синтеза разнообразного компьютерного контента, управляемого интерактивными приложениями. Однако при дисбалансе художественной и технической составляющих сценографии, мультимедийные эффекты смещают внимание аудитории с духовноэтической ценности на вау-эффекты и ограничивают непосредственное восприятие зрителями художественного образа спектакля. Автор приходит к выводу, что использование цифровых технологий на театральной сцене трансформирует традиционное взаимодействие: режиссер – актер – зритель, формируя новый вектор театральной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN COMMUNICATIVE CULTURE IN THEATRICAL ART

The article analyzes the process of modern theatrical communication. In the context of the introduction of computer technologies into the scenography of the performance, the usual space of stage reality is dematerialized and becomes virtual, thus creating the latest aesthetics introduced into the sphere of modern theater by multimedia program specialists, and is not unambiguously perceived by modern theater audiences. Scientifi c and technological progress along with the trend of technologies incorporating in theatrical art have led to computerization of the modern production process, modernizing the activities of the set designer and contributing in general to the commercialization of the director’s craft. An innovative type of joint creative activities of staging directors and multimedia directors construct peculiar spectacular forms of a show (such as projection, screen design and visual effects of virtual reality) synthesising various types of computer content controlled by interactive applications. However, with an imbalance in the artistic and technical components of the scenography, multimedia effects shift the audience's attention from spiritual and ethical value to wow effects and limit the audience's direct perception of the artistic image of the performance. The author comes to the conclusion that the use of digital technologies on the theatrical stage is transforming the traditional interaction: directoractor-spectator, forming a new vector of theatrical communication.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕАТРЕ»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 792.01 DOI 10.53115/19975996_2024_04_046_051

ББК 85.335

Т.В. Астафьева

СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕАТРЕ

Анализируется процесс современной театральной коммуникации. В условиях внедрения компьютерных технологий в сценографию спектакля привычное пространство сценической реальности дематериализуется и становится виртуальным, создавая, таким образом, новейшую эстетику, внедряемую в театр специалистами мультимедиа, и не воспринимается однозначно современной театральной аудиторией. Научно-технический прогресс и тенденция трансфера технологий в сферу театра заложили основу для компьютеризации современного постановочного процесса, модернизировав деятельность сценографа, способствуя коммерциализации режиссерского ремесла. Инновационный вид коллективного творчества режиссеров-постановщиков и режиссеров мультимедиа связан с созданием зрелищной формы спектакля (проекционного, экранного оформления и визуальных эффектов виртуальной реальности) на основе синтеза разнообразного компьютерного контента, управляемого интерактивными приложениями. Однако при дисбалансе художественной и технической составляющих сценографии, мультимедийные эффекты смещают внимание аудитории с духовно-этической ценности на вау-эффекты и ограничивают непосредственное восприятие зрителями художественного образа спектакля. Автор приходит к выводу, что использование цифровых технологий на театральной сцене трансформирует традиционное взаимодействие: режиссер - актер - зритель, формируя новый вектор театральной коммуникации.

Ключевые слова:

театральное искусство, режиссура, мультимедиа, сценография, коммуникативная культура.

Астафьева Т.В. Современная коммуникативная культура в театре // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 4. - С. 46-51. -DOI 10.53115/19975996_2024_04_046_051

© Астафьева Татьяна Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры режиссуры музыкального театра, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Известно, что благодаря коммуникативной культуре формируется уровень нравственной культуры человека, создаются культурные ценности и научные открытия, формируется опыт. Театр, как синтез искусств, издревле является как источником информации о картине мира, так и средством коммуникации, воздействуя на общественное сознание. Театральное искусство формирует уникальный «художественный язык» как систему изобразительных выразительных средств, в режиме реального времени, в момент восприятия зрителем знаковой системы, переданной при помощи режиссуры, мастерства артиста, действующего в пространстве сценической площадки и «материально-информационных следов». Понятие «театральной коммуникации» рассматривается в контексте синтеза театральных искусств: танца, музыки, литературы, живописи и зрительского вос-

приятия. В.Н. Титова считает: «Театральное действо как закодированное сообщение содержит особую эстетическую информацию, которую получает, дешифрует и "прочитывает" (интерпретирует) зритель» [11]. В.В. Защепкина поясняет: «Кодирование идеи театрального произведения происходит посредством деятельности театрального коллектива и представляет собой стадию осуществления театральной коммуникации. Театральное представление не ограничивается каким-то определенным набором используемых художественных языков, каждое представление обладает своим набором знаковых систем» [7]. Компьютерные мультимедийные и оптические технологии, которые активно применяются в постановочной творческой практике, выводят внимание театральной аудитории за рамки физической реальности, следовательно, прогрессируя в некой абстракции, создавая

уникальное художественное пространство, специфически влияют на театральную коммуникацию: режиссер - актер - зритель, привнося в живую ткань сценического произведения программные информационные коды «цифровых медиа». Исследование влияния современной коммуникативной культуры на формирование нового языка театра является актуальным.

Процессы, происходящие в обществе, основанные на феномене информации, рассматривались во многих отраслях знаний, как в общетеоретических науках, так и в прикладных (философии, социологии, истории, юридических дисциплинах и многих других) такими учеными как А.А. Антополь-ский, А.И. Берг, И.И. Салихов, А.Д. Урсул, В.Р. Эшби и др. Исследованию морфологии видов искусства, семиотики театрального языка посвящены труды многих ученых, среди которых: Ю.М. Барбой, П.Г. Богатырёв, Р. Барт, М.С. Каган, В.Н. Титова и др. Анализ восприятия аудиовизуальных образов в искусстве является отличительной чертой науки о современной коммуникативной культуре и подтверждается в трудах следующих авторов: С.М. Эйзенштейн, Ю.М. Лот-ман, К.И. Лапиня, Т.Е. Шехтер, А.А. Строков и др. Вопросы интеграции информационно-коммуникационных технологий и традиционных средств театральной сценографии проанализированы в научных публикациях Т.В. Астафьевой, А.Т. Велингтон, Е.А. Лев-шиной, В.М. Шеповалова, К.И. Фокиной и др. Руководство по трехмерной компьютерной графике представлено в трудах В.П. Иванова, А.В. Батракова, Е.В. Шики-на, А.В. Борескова. Исследованию модернизации технических средств, используемых в творческой практике театральных постановщиков, посвящены труды: А.С. Бундина, Н.И. Дворко, В.А. Моряхина и др. Значение информационных технологий в науке и современном образовании проанализировали: Л.И. Алёшин, В.В. Ванчугов, А.А. Изюмов, В.А. Красильникова, М.И. Надеева и др.

Идея создания некоего доступного для каждого и всем понятного «всеобщего языка» на основе информационно-коммуникационных технологий привлекает многих современных ученых, художников и историков искусства. Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация -это атрибут всех материальных объектов).

Как известно, информация в мире возникла вместе с Вселенной; она является мерой упорядоченности, структурированности

любой материальной системы. Процессы развития мира от первоначального хаоса, наступившего после «Большого взрыва», до образования неорганических систем, затем органических (живых) систем связаны с нарастанием информационного содержания. Это содержание объективно, не зависимо от человеческого сознания. В куске угля содержится информация о событиях, происходивших в далекие времена. Однако извлечь эту информацию способен лишь пытливый ум человека.

Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Иными словами: информация - это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе «живое» от «неживого».

Антропоцентрическая философская концепция информации - это присущая человеку способность передачи сведений или данных, выраженных в двух формах: материальной (документ, артефакт, материальный след и др.) и нематериальной (сигнал, слово, жест, смысловой информационный след и др.).

Из научной работы М.В. Салтевского следует: «Материально-информационные следы - это информация, отображенная и хранящаяся в личностных источниках (ЛЮДИ) и вещественных (ВЕЩИ)» [9].

Театр применяет широкое понятие информации, используя мыслительную деятельность человека, способность чувственного восприятия в настоящем времени, способность раскодирования информационных следов. Театральное искусство как творческая форма коммуникации раскрывается через информационную цепочку: сообщение - смысл - информация - знания.

Сообщения человек воспринимает с помощью органов чувств (по большей части через зрение и слух). Если человеку понятен смысл, заключенный в сообщении, то можно сказать, что это сообщение несет человеку информацию. Воспринятая и сохраненная в памяти информация пополняет знания людей.

Смысл - это вложенная конкретным человеком цель, ценность и значимость в определенные события, предметы, знаки, сигналы и прочие явления этого мира. Поиск человеком смысла является главной движущей силой в его жизни.

Информация - это смысл, содержание сообщений, получаемых человеком из внешнего мира посредством его органов чувств.

аз О

сч сэ

СЧ

о

3 о

Знания - это систематизированная (связанная) информация в нашей памяти.

Сигнал - предмет, оказывающий воздействие на чувства и несущий ту или иную информацию.

Знак - чувственно воспринимаемый предмет, отсылающий тех, кто его воспринимает, к другому предмету. Знак не заменяет, а замещает обозначаемое, указывает на выделенность данного феномена из природы и включенность его в культуру. Как изначальные элементы художественного текста, знаки складываются в художественное высказывание.

Общение - это обмен ценностями: эмоциональными, интеллектуальными, духовными, социальными (общепризнанными, специфическими для различных номинальных и реальных групп, а также индивидуальными), который происходит в форме диалога.

Содержание общения - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Процесс общения состоит из акта коммуникации. Участие в коммуникации предполагает использование человеком основных функций органов чувств (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание) и различных вспомогательных средств.

Искусство как художественная коммуникация, обращенная к эмоциональной сфере человека, оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой многоуровневого общения людей, путем приобщения людей к культурным ценностям и средством развития интеллектуальной деятельности.

Как система предметных значений и смыслов знаков в искусстве выступает художественный образ. Это тип высказывания, несущий художественную, непосредственно не направленную на утилитарную задачу, общечеловечески значимую информацию. Имея знаковое происхождение, знаковую выраженность, сам художественный образ не является знаком. Художественный текст есть совокупность образов, система художественных высказываний, сложившаяся в художественное сообщение.

Этапы практического осуществления художественного замысла театральной постановки традиционно подразделяются на «творческую» часть, в которую входит совместная работа творческого коллектива (режиссер, дирижер, сценограф, театральная труппа, музыканты, репетиторы, концертмейстеры и многие другие), и «техническую» часть, связанную с управлением человеко-машинным, технологическим комплексом театра; с руководством художественно-

производственными, светотехническими, машинно-механическими, декорационными, бутафорскими, костюмерными, швейными, гримерно-постижерскими и иными театральными цехами; взаимодействие постановочной группы с заведующими театральным оборудованием (световым, проекционным, компьютерным); с организацией специалистов, изготавливающих материально-вещественную составляющую художественного оформления спектакля.

Из учебного пособия В.В. Базанова «Работа над новой постановкой» известно: «Материализация первоначального художественного замысла начинается в постановочном макете» [4, с. 5]. Художественный образ, задуманный постановщиками, реализуется сначала в модели спектакля (материальном макете), затем на сцене, при помощи предметов оформления: декораций, бутафории, реквизита, костюмов - того, с чем взаимодействует на сцене человек-актер. Всё то, что не входит в список изготавливаемых театрально-производственными цехами предметов, является воображаемыми (виртуальными) объектами режиссерского замысла. Усиление выразительности сценического оформления спектакля создается при помощи «нематериальных» художественных средств: музыкальных фрагментов, световых, шумовых, мультимедийных эффектов, не обладающих тактильными свойствами, т. е. человек-актер с ними физически не контактирует, а зритель, находящийся в зале, относится к «нематериальному» оформлению как к неотъемлемой составляющей спектакля, зачастую воспринимая явление оптической иллюзии и виртуальной реальности как самостоятельное «действующее лицо».

В учебно-методическом пособии Т.В. Астафьевой «Сценография музыкального спектакля» описаны два вида художественного оформления спектакля, которые различаются по типам изобразительного искусства: декорационный и сценографический [3, с. 50]. Новые технологии, внедренные в современный постановочный процесс, разделили способ создания сценографической структуры спектакля на три приема художественного оформления:

- «материальный», с традиционными видами мягких и жестких декораций, с обыгрываемой предметно-вещественной средой спектакля;

- «нематериальный», т.е. постановочное решение, в котором доминирующее значение имеет световое художественное оформление, а художественное пространство «ме-

ста действия» создается с использованием проекционного контента и технологий виртуальной реальности;

- «комбинированный», с использованием которого в художественном оформлении спектакля главное значение придается объемным декорациям, бутафории, костюмам персонажей, а мультимедийная технология является вспомогательным средством, с помощью которого создается контекстная, фоновая картина, т.е. театральная публика, находящаяся в зрительном зале получает материально-информационные сведения о «месте действия», в котором взаимодействуют персонажи спектакля.

Сегодня для создания художественного оформления «места действия» сценического произведения в театре используется весть спектр современных программ компьютерной графики. С помощью технологии 3D mapping в театральных спектаклях создается трехмерная графика высокого разрешения, проецируемая на пустую сцену. Оборудование для воспроизведения виртуальных декораций очень компактно, мобильно и может представлять собой всего лишь камеру, заменив целый фургон антуража. Виртуальные декорации сменяются одним нажатием кнопки. Например, по мнению Е. Бирюковой, яркое взаимодействие театра и цифровых технологий представляет новая версия оперы «Аида». Премьера состоялась 2011 г. на сцене Концертного зала Мариин-ского театра в Санкт-Петербурге, режиссер-постановщик Д.Ф. Паска. Спектакль был дополнен фрагментами акробатических номеров знаменитого Цирка дю Солей (Cirque du Soleil), а также мультимедийными анимационными декорациями и световыми технологиями. Главной и наиболее удачной находкой постановки явилось пространственное решение. Декорации в привычном понимании этого слова на сцене отсутствовали. Интересно, что при «нематериальном» оформлении художественного пространства оперы видеомэппинг использовался в костюмах исполнителей, помогая изменять атмосферу визуального восприятия хода действия [5].

Благодаря технологии Motion Capture, активно применяемой при разработке компьютерных игр, процесс «оживления» цифровых персонажей становится творческой коммуникацией, так как рядом с живыми актерами на сцене играют виртуальные герои, аватары - трехмерные модели персонажей, полученные путем оцифровки актеров. С помощью особых костюмов, на которые прикреплено множество датчиков, осуществляется захват движений и мимики актеров

для последующего переноса на компьютерную модель персонажа. В 2011 г. на театральном фестивале High Fest демонстрировался 10-минутный танцевальный спектакль британского танцмейстера Билли Кауина «Танго одиночества» в формате 3D. В зрительный зал был спроецирован сольный танец в исполнении Эми Холлингсуорт. Russian Visual Artists - одна из ведущих российских компаний в сфере использования технологий в театральных постановках подготовили видеоконтент для новогоднего спектакля «Снежинка», проходившего во время новогодних праздников в Храме Христа Спасителя. Были использованы съемки на хро-макее и трекинг лица актеров для переноса цифровых персонажей на огромный светодиодный экран, выступающий основной декорацией. К. Шайкомалова утверждает: «В любой театральной постановке ключевым героем является актер, а самым важным результатом - наши смыслы и впечатления от увиденного. Для усиления эффекта от постановки режиссеры используют декорации и атрибуты. Раньше это были деревянные конструкции, тяжелый бархатный занавес и маски, а сегодня - технологии, позволяющие показать вещи, которых даже нет в физическом мире» [13].

Создание интерактивного художественного пространства виртуальной реальности - это коллективный вид экранного творчества, в котором ведущая роль в организации и воплощении замысла принадлежит режиссеру - автору мультимедийного произведения. Опираясь на помощь разнообразных специалистов: художника графических изображений, специалиста в области компьютерной анимации, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, программиста, используя богатую палитру изобразительных возможностей и структурных элементов, выполняющих функцию смыслового выражения, режиссер мультимедиа-программ переводит свои идеи на язык экрана (интерактивных виртуальных сфер), используя визуальные эффекты мультимедийных инсталляций для «сценического» и «несценического» пространства:

- в кино, телефильмах, телепрограммах и рекламе;

- в цифровом перфомансе;

- в виртуальном окружении и дополненной реальности;

- в интерактивном повествовании с игровыми элементами.

Н.И. Дворко, как автор концепции новой специальности «Режиссер мультимедиа-программ», в научной публикации определяет: «Для создания качественного

аз

3 О

CNI СЭ CNI

О

<v О

мультимедиа-продукта режиссер должен обладать несколькими профессиональными навыками: детально знать компьютерную технику, владеть основами компьютерной графики и анимации, ориентироваться в программировании, быть специалистом по звуку и видео. Сложные проекты мультимедиа, конечно же, часто разрабатываются и создаются коллективами художников и специалистов, когда отдельные задачи можно делегировать профессионалу в соответствующей области. Владение всем арсеналом выразительных возможностей современных компьютерных искусств, знание специфики создания интерактивного художественного пространства виртуальной реальности - главные требования, предъявляемые к режиссеру мультимедиа-программ» [6].

В статье «Компьютерные и мультимедийные технологии как фактор развития постановочного процесса» Т.В. Астафьева утверждает: «Новая форма сценографии внесла в постановочный процесс "динамическую картинку", трансформирующую объекты оформления спектакля, мобилизовав пространство сцены в плоский проекционный экран. Доминирующее средство выразительности приобрело световое художественное оформление, использование в спектаклях различных видеопроекций и экранов» [1, с. 132]. Жанр виртуального театра, как инновационного проектирования постановки в традиционном театре, был проанализирован Т.В. Астафьевой на примере компьютерной сценографии балета «Маша и Мышиный король» (Михайловский театр, 2005 г.).

При создании зрелищной Digital-формы спектакля постановщиками используются разнообразные средства компьютерной графики и анимации, представляющие интерес как для режиссеров-сценографов и кинематографистов, дизайнеров и разработчиков компьютерных игр, полиграфистов и клип-мейкеров, так и для создателей образовательных программ. Виртуальность как вид творческой коммуникации широко востребована и реализуется в культурно-образовательных программах нового типа.

В 2020 г. Д.С. Отяковским образована «Лаборатория исследования цифровой оперы», в рамках которой широкому зрителю представлен синтез традиционной формы музыкального театра с информационными технологиями. В научном исследовании Д.С. Отяковского и Р.Ф. Сагдиева «Вопросы и проблемы музыкальной драматургии в жанре цифровой оперы» авторы поясняют: «Digital как жанр - это закономерное

развитие движения в сторону "цифры", если под формой мы предполагали постановку уже существующих пьес (опер, мюзиклов и т.д.) в цифровом формате. Сотрудничество с композиторами и драматургами открывает перед авторами цифровых спектаклей бесконечные возможности - вместо "утрамбовывания" существующей пьесы в технические ограничения можно просто написать новую» [8].

Следует отметить, что постановочные идеи Д.С. Отяковского и Р.Ф. Сагдиева в жанре «виртуального театра», нашли отклик у многих экспериментирующих режиссеров, а постановочный Digital-вектор был весьма популярен в период с 2020 по 2022 г., когда театральный мир испытывал профессиональные трудности, в том числе коммерческого характера, при закрытии рабочих площадок в условиях пандемии коронави-русной инфекции СОУШ-19 в России. Вполне естественно, что в тот период стали востребованными удаленные, виртуальные формы театральной коммуникации. После снятия эпидемиологических ограничений и наполнения зрительных залов театральной публикой, большинство современных режиссеров вновь обратились к разнообразию форм постановочного процесса. В том числе, говорит Т.В. Астафьева: «В условиях развития средств массовой коммуникации популярное искусство может быть результатом совпадения характеристики художественного произведения с господствующим эстетическим вкусом. Ориентация театра на массовый вкус зрителя и кассовый сбор способствует появлению "модных" произведений искусства, которые не выдерживают испытание временем и скоро забываются публикой» [1, с. 133].

О.М. Соловьёва в статье «Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии» утверждает: «Системообразующий принцип цифрового искусства базируется на том, что одной из целевых точек системы должен быть конечный потребитель, то есть зритель. Другими составляющими являются цифровые средства (средства телекоммуникаций, компьютерные программы) и специалисты, участвующие в создании и реализации проектов искусства различных форм. Цифровые средства - это связующее звено между зрителем и специалистом (специалистами), а также между специалистами, взаимодействующими удаленно. На сегодняшний день имеются благоприятные условия для развития цифрового искусства, что обусловлено, с одной стороны, неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире и необходимостью

обеспечить доступ конечным потребителям к результатам творчества, с другой стороны, - активным развитием цифровых информационных и коммуникационных технологий» [10].

В условиях стремительного развития информационных технологий театр, безусловно, принимает во внимание инновационные способы коммуникации, преобразовывая их признаки в новую знаковую художественную форму. Н.В. Титова отмечает: «Театральный знак, сложный по своей природе, определяется не сам по себе, как отдельная данность, а лишь по отношению к другим знакам, поэтому текст, воспринимаемый зрителем, состоит из нескольких текстов: авторский - драматургический - режиссерский - сценографический - актерский и т.д., которые в сценическом виде приобретают смысловую сущность, носят системный характер и принимают участие в процессе театральной коммуникации» [11].

Придавая огромное значение инновационному способу коммуникации общества, можно согласиться с тем, что на сегодняшний день это самая востребованная технология сбора, хранения и передачи данных. Одновременно с этим язык театральной коммуникации сохраняет свою специфическую художественную природу, не зави-

сящую от фактора новизны программного обеспечения и технологического развития электронного инструментария. Т.А. Фила-новская считает: «Театр, как явление духовной культуры, обладает двойственной определенностью. С одной стороны, у него есть объективная определенность, то есть спектакль, продукт театральной деятельности, реален, имеет присущие ему качества и свойства, совсем не зависимые от публики. С другой стороны, театральная постановка имеет субъективную определенность благодаря различным суждениям, зрительским оценкам сценического действия» [12]. При невозможности непосредственного зрительского участия в представлении спектакля научно-технический прогресс способствует созданию условий для возникновения новых векторов культурной коммуникации общества. Театральное искусство, входящее в сферу культуры, реагирует на закономерности цивилизационного развития общества как художественными, так и техническими средствами театральной коммуникации. Современная постановочная практика театра, связанная с отражением природной и социальной действительности при помощи инновационных коммуникативных средств, требует дальнейших междисциплинарных исследований.

Список литературы:

[1] Астафьева Т.В. Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 3 (20). - С. 128-133.

[2] Астафьева Т.В., Малая Е.А. Инновационная сценография в практической режиссуре Мариинско-го театра // Проблемы и перспективы разработки и внедрения передовых технологий: материалы научно-практической конференции. - Волгоград: АЭТЕРНА, 2023. - С. 161-172.

[3] Астафьева Т.В. Сценография музыкального спектакля: учебно-методическое пособие. - СПб.: Композитор, 2023. - 180 с.

[4] Базанов В.В. Работа над новой постановкой (технология оформления спектакля): учебное пособие. -СПбГАТИ, 1997. - 47 с.

[5] Бирюкова Е. Новая мариинская Аида в цирковом исполнении. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ptj.spb.ru/pressa/novaya-mariinskaya-aida-vcirkovomispolnenii/ (07.06. 2024)

[6] Дворко Н.И. Режиссер мультимедиа-программ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vc.ru/ flood/3 68 57-kak-novye-tehnologii-menyayut-teatr (21.10.2024)

[7] Защепкина В.В. Театр как особый тип коммуникации. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// cyberleninka.rU/article/n/teatr-kak-osobyy-tip-kommunikatsii (20.10.2024)

[8] Отяковский Д.С., Сагдиев Р.Ф. Вопросы и проблемы музыкальной драматургии в жанре цифровой оперы. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/article/n/voprosy-i-proЫemy-muzykalnoy-dramaturgii-v-zhanre-tsifrovoy-opery (10.06.2024)

[9] Салтевский М.В. Новый подход в технологии собирания и исследования информационных следов. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-v-tehnologii-sobiraniya-i-issledovaniya-informatsionnyh-sledov (20.10.2024)

[10] Соловьёва О.М. Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии // Умная цифровая экономика. - Т. 2. 2022, № 1. - С. 12-17. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-i-sovremennye-kommunikatsionnye-tehnologii (20.10.2024)

[11] Титова Н.В. Морфология театрального языка. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://fki.lgaki. шйз/2017/11/20/в-н-титова-морфология-театрального-я/ (20.10.2024)

[12] Филановская Т.А. Современный зритель и культурные смыслы театра. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-zritel-i-kulturnye-smysly-teatra (20.10.2024)

[13] Шайкомалова К. Как новые технологии меняют театр. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// vc.ru/flood/36857-kak-novye-tehnologii-menyayut-teatr (21.10.2024)

аз О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.