Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
774
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ / ПОСТДРАМАТИЗМ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шелтрекова Ярослава Владимировна, Прокопов Виктор Леонидович

В статье рассматривается актуальная в современном театре режиссерская стратегия, связанная с применением мультимедийных технологий. Усиление значимости мультимедийных технологий в современном театре авторы аргументируют укреплением позиций постдраматизма и развитием цифровизации искусства. Целью статьи избрано выявление ресурса мультимедийных технологий в создании сценического пространства в драматическом спектакле. Авторы связывают актуальность своих размышлений с популярностью мультимедийных технологий и одновременно с недостаточностью научно-теоретического осмысления их роли в создании драматического спектакля. Эмпирическим материалом послужил постановочный опыт авторов статьи. Рассматривается ресурс мультимедийных технологий в создании сценического пространства в спектакле-сказке «Анчутка» по одноименной пьесе Б. Метальникова. Методологической опорой служит способ включенного наблюдения. Приводятся доказательства обусловленности применения мультимедийных технологий задачами раскрытия мыслей автора пьесы и режиссерского замысла. Аргументируется использование мультимедийных технологий как одного из выразительных средств в реализации режиссерского замысла. Обосновывается необходимость отработки навыков сценического существования актера в условиях пространства, созданного посредством мультимедийных технологий. Авторы статьи настаивают на отношении к мультимедийным технологиям как выразительному средству, располагающему широкими возможностями в формировании сценического пространства, «оживление» которого возможно лишь посредством мастерства актера. Выводами служит утверждение о том, что адаптация цифровых технологий в театральном искусстве связана с формированием подхода, сочетающего цифровые и традиционно театральные технологии, подчиненные воплощению режиссерского замысла спектакля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шелтрекова Ярослава Владимировна, Прокопов Виктор Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS AN EXPRESSIVE MEANS IN CREATING THE STAGE SPACE IN DRAMATIC PERFORMANCE

In the article, the director’s strategy associated with the use of multimedia technologies manifests itself urgently in modern theater. The authors argue the strengthening of the importance of multimedia technologies in modern theater by strengthening the positions of post-drama and development of digitalization of art. The purpose of the article is to identify the resource of multimedia technologies in creating the stage space in a dramatic performance. The authors associate the relevance of their reflections with the popularity of multimedia technologies and, at the same time, with the lack of scientific and theoretical understanding of their role in creating a dramatic performance. The empirical tool for the article is the staging experience of the authors. The resource of multimedia technologies in the creation of stage space in the fairy tale play “Anchutka” based on the play of the same name by B. Metalnikov. The methodological support is the participatory observation method. The authors provide the rationale for the use of multimedia technologies, the task of revealing the thoughts of the playwright and the director’s intention. The use of multimedia technologies is argued as one of the expressive means of realizing the director’s intention. There is a substantiation of the use of the skills of an actor’s stage existence in the conditions of the space created by multimedia technologies. The authors of the article insist on the attitude to multimedia technologies as an expressive means with ample opportunities in the formation of the stage space, the “revival” of which is possible through the skill of the actor. The conclusions are the assertion that the use of digital technologies in art theater with the formation of an approach that combines digital and traditionally theatrical technologies, subordinated to the embodiment of the director’s idea of the performance.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ»

the Russian Federation of February 29, 2016, no. 326-p]. GARANT: informatsionno-pravovoy portal [GARANT. Information and legal portal]. (In Russ). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400 (accessed 20.06.2021).

20. Stukal E.D. K voprosu o "SITE-SPECIFIC" teatre [On the issue of "SITE-SPECIFIC" theater]. Sotsiosfera: nauch-no-metodicheskiy i teoreticheskiy zhurnal [Sociosphere. Scientific, methodological and theoretical journal], 2016, no. 2. (In Russ). Available at: http://sociosphera.com/files/conference/2016/Sociosphere_2-16/sociosfera_2-16.pdf (accessed 20.06.2021).

21. Tarasov A. Postmodernistskie art-praktiki: kheppening, performans [Postmodern art practices: happy, performance]. Analitika kul'turologii [Analysis of cultural studies], 2009, no. 15. (In Russ). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/postmodernistskie-art-praktiki-heppening-performans (accessed 20.03.2021).

22. Chepurina V.V. Obraznaya sistema teatral'nogo spektaklya: sintez dokumental'nosti i khudozhestvennosti [Image system of performance: synthesis documentary and artistry]. Popova N.S., Melekhova K.A., Stano B., Sinelnikova O.V., Prokopova N.L. Zhanrovo-stilevye metamorfozy v iskusstve nachala XXI stoletiya: kollektivnaya monografiya [Genre and style metamorphoses in the art of the beginning of the XXI century. A collective monograph]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2019, pp. 173-192. (In Russ.).

23. Shevchenko E.N. "Postdramaticheskiy teatr" v sovremennom nemetskom i rossiyskom kul'turnom prostrans-tve ["Postdramatic Theater" in the modern German and Russian cultural space]. Vestnik YuUrGGPU [Bulletin of the South Ural State University], 2015, no. 1. (In Russ). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/postdra-maticheskiy-teatr-v-sovremennom-nemetskom-i-rossiyskom-kulturnom-prostranstve (accessed 18.03.2021).

24. Shmatova G.A. Aktivizatsiya zritelya v sovremennom teatre: semioticheskiy i performativnyy aspekty [Activating the viewer in a modern theater: semiotic and performative aspects]. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul'turologiya [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Literary Studies. Linguistics. Cultural studies], 2016, no. 2. (In Russ). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktivizatsiya-zritelya-v-sovremennom-teatre-semioticheskiy-i-performativnyy-aspekty (accessed 22.06.2021).

25. Yakubova N.O. Teatr epokhi peremen v Pol'she, Vengrii i Rossii. 1990-2010-e gody [Theater of the era of change in Poland, Hungary and Russia. 1990 - 2010s]. Moscow, Novoe literaturnoe obrazovanie Publ., 2014. 376 p. (in Russ).

УДК 792.028.3

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-147-153

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ

Шелтрекова Ярослава Владимировна, преподаватель, кафедра театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: yana_7334mail.ru@mail.ru

Прокопов Виктор Леонидович, доцент, кафедра театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: pvl08@mail.ru

В статье рассматривается актуальная в современном театре режиссерская стратегия, связанная с применением мультимедийных технологий. Усиление значимости мультимедийных технологий в современном театре авторы аргументируют укреплением позиций постдраматизма и развитием цифрови-зации искусства.

Целью статьи избрано выявление ресурса мультимедийных технологий в создании сценического пространства в драматическом спектакле. Авторы связывают актуальность своих размышлений с популярностью мультимедийных технологий и одновременно с недостаточностью научно-теоретического

осмысления их роли в создании драматического спектакля. Эмпирическим материалом послужил постановочный опыт авторов статьи.

Рассматривается ресурс мультимедийных технологий в создании сценического пространства в спектакле-сказке «Анчутка» по одноименной пьесе Б. Метальникова. Методологической опорой служит способ включенного наблюдения. Приводятся доказательства обусловленности применения мультимедийных технологий задачами раскрытия мыслей автора пьесы и режиссерского замысла. Аргументируется использование мультимедийных технологий как одного из выразительных средств в реализации режиссерского замысла. Обосновывается необходимость отработки навыков сценического существования актера в условиях пространства, созданного посредством мультимедийных технологий.

Авторы статьи настаивают на отношении к мультимедийным технологиям как выразительному средству, располагающему широкими возможностями в формировании сценического пространства, «оживление» которого возможно лишь посредством мастерства актера. Выводами служит утверждение о том, что адаптация цифровых технологий в театральном искусстве связана с формированием подхода, сочетающего цифровые и традиционно театральные технологии, подчиненные воплощению режиссерского замысла спектакля.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, драматический спектакль, постдраматизм, цифровые технологии, дополненная реальность, сценическое пространство, выразительное средство.

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS AN EXPRESSIVE MEANS IN CREATING THE STAGE SPACE IN DRAMATIC PERFORMANCE

Sheltrekova Yaroslava Vladimirovna, Instructor of Department of Theater Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: yana_7334mail.ru@mail.ru

Prokopov Viktor Leonidovich, Associate Professor of Department of Theatre Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: pvl08@mail.ru

In the article, the director's strategy associated with the use of multimedia technologies manifests itself urgently in modern theater. The authors argue the strengthening of the importance of multimedia technologies in modern theater by strengthening the positions of post-drama and development of digitalization of art.

The purpose of the article is to identify the resource of multimedia technologies in creating the stage space in a dramatic performance. The authors associate the relevance of their reflections with the popularity of multimedia technologies and, at the same time, with the lack of scientific and theoretical understanding of their role in creating a dramatic performance. The empirical tool for the article is the staging experience of the authors.

The resource of multimedia technologies in the creation of stage space in the fairy tale play "Anchutka" based on the play of the same name by B. Metalnikov. The methodological support is the participatory observation method. The authors provide the rationale for the use of multimedia technologies, the task of revealing the thoughts of the playwright and the director's intention. The use of multimedia technologies is argued as one of the expressive means of realizing the director's intention. There is a substantiation of the use of the skills of an actor's stage existence in the conditions of the space created by multimedia technologies.

The authors of the article insist on the attitude to multimedia technologies as an expressive means with ample opportunities in the formation of the stage space, the "revival" of which is possible through the skill of the actor. The conclusions are the assertion that the use of digital technologies in art theater with the formation of an approach that combines digital and traditionally theatrical technologies, subordinated to the embodiment of the director's idea of the performance.

Keywords: multimedia technologies, dramatic performance, post-drama, digital technologies, augmented reality, stage space, expressive means.

Современный театр во многом ориентируется на использование инновационных технологий. Речь идет о применении новых технологий в постановочном процессе спектакля. Укрепление позиций постдраматизма и цифровизация искусства обостряют интерес театральных режиссеров к мультимедийным технологиям и способствуют их адаптации в постановочных стратегиях. В настоящее время режиссерские стратегии довольно часто опираются на цифровые технологии, на использование дополненной реальности. Неслучайно в настоящее время доминирующими средствами выразительности становятся разного рода световое оформление и видеопроекции, управляемые компьютерными системами. Конечно, нельзя не признать, что благодаря этим средствам оказывается возможным создание определенной атмосферы, необходимой для реализации сценического действия. Динамичная цветосветовая партитура позволяет проследить тончайшие оттенки эмоционально-смысловой структуры художественного образа. Именно этот факт отмечают авторы статьи «Новые информационные технологии в современной сценографии» М. А. Бобровская, Д. В. Галкин, В. С. Самеева (см. [3]). Безусловно, подобная творческая работа требует соответствующей технической оснащенности площадки. Как видим, адаптация новых (так называемых, креативных) технологий в постановочный процесс спектакля оказывает значительное влияние в целом на развитие театра как вида искусства. Это проявляется и в возникновении уникальных форм спектаклей, и в утверждении новых театральных специальностей, и в разработке специфических технологий постановочного творчества и театрального дела. При этом научно-теоретическое осмысление роли мультимедийных технологий в создании театрального спектакля лишь начинает свой отсчет в отечественном искусствоведении. Изучению разных общеэстетических (художественных), технологических аспектов мультимедиа посвящены работы И. Алдоши-ной (см. [1]), Т. Астафьевой (см. [2]), В. Бычкова (см. [4]), А. Веллингтона (см. [5]) и пр. Однако работ, представленных практиками театрального искусства, имеющими опыт применения мультимедийных технологий в драматических спектаклях, явно не хватает, в то время как именно такого рода материалы способны раскрыть не только

ресурсы мультимедийных технологий, но и их реальное назначение в отечественном драматическом театре, имеющем крепкие психолого-реалистические и условно-театральные основания.

В одной статье раскрыть все ресурсы мультимедийных технологий и их реальное назначение в современном отечественном драматическом театре не представляется возможным, в то время как предпринять попытку анализа одного из аспектов этой интересной проблемы полезно и увлекательно. В основу предлагаемой статьи положен постановочный опыт, который сформировался благодаря созданию спектакля на основе сказки-пьесы «Анчутка» Б. Метальникова в Учебном театре «Эксперимент» Кемеровского государственного института культуры. Примечательно то, что спектакль на основе сказки-пьесы «Анчутка» Б. Метальникова был поставлен двумя способами: без использования мультимедийных возможностей и с применением мультимедийного ресурса. Работа над этими, по сути дела, двумя разными спектаклями послужила эмпирическим материалом данной статьи. Объектом исследования являются возможности мультимедийных технологий, предметом исследования - ресурс мультимедийных технологий в создании сценического пространства в драматическом спектакле.

Для начала отметим, что в данном случае под мультимедиатехнологиями понимается совокупность способов, синхронно использующих тексты, графику, видеоэлементы, звуковые эффекты, фотографии, анимацию др. Иными словами, это сочетание визуальных и аудиоэффектов, создаваемое с помощью интерактивного программного обеспечения. Благодаря одновременному воздействию на зрителя графической, аудиовизуальной (звуковой) и визуальной информации, мультимедийные средства обладают большим эмоциональным зарядом (см. [7]). По этому поводу интересно рассуждает сценограф Т. В. Астафьева в своей статье «Компьютерные и медийные технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса». Она убежденно настаивает на том, что современный спектакль с применением мультимедиа - это особая форма театрального искусства, которая объединяет классические театральные устои и инновационные направления в сочетании с современными мультимедийными элементами и порождает новые спосо-

бы художественной выразительности и особую эстетику (см. [2]).

На наш взгляд, внедрение мультимедийных технологий в режиссерский замысел спектакля должно отвечать ряду следующих требований. Прежде всего, следует назвать обоснованность выбора мультимедийного материала исходя из замысла режиссера. Мультимедийные технологии являются важными, но все-таки не основными выразительными средствами. В создание спектакля (или как сейчас принято говорить театрального проекта), как нам кажется, прежде всего, должна быть положена история. Причем история, как говорил легендарный русский режиссер А. А. Гончаров, «о человеке, для человека и ради человека»1. При прочтении книги «Мои театральные пристрастия» А. А. Гончарова, долгие годы являвшегося художественным руководителем Московского академического театра имени Вл. Маяковского, легко заметить многократное повторение слов «рассказ», «рассказывать». Он был убежден: «Если правдиво рассказываешь о живых людях - все идеи и принципы носят универсальный, общечеловеческий характер» [6, с. 119]. Поэтому целесообразность и разнообразие мультимедийных технологий определяются задачами, жанровым и стилистическим особенностями выбранного для сценической постановки литературного материала, а также и взглядом на него режиссера-творца. Конечно, современные мультимедийные технологии позволяют быстро менять пространство и место действия, вводить дополнительных персонажей, перемещая их в пространстве и времени. Но все эти возможности способны как помочь, так и помешать в создании сценической истории, поэтому художнику и режиссеру при использовании мультимедийных средств следует, прежде всего, руководствоваться основной мыслью литературного материала и сверхзадачей спектакля.

Вторым значимым требованием при обращении к мультимедийным технологиям в реали-

1 Андрей Александрович Гончаров с 1998 по 2003 год был художественным руководителем актер-ско-режиссерского курса РАТИ-ГИТИСа, на котором учился Виктор Леонидович Прокопов, один из авторов данной статьи. Фраза «о человеке, для человека и ради человека» была услышана В. Л. Прокоповым на одном из занятий с мастером курса.

зации режиссерского замысла спектакля важно назвать создание целостной эстетической системы спектакля. Мультимедийные технологии -это лишь ресурс обеспечения условий взаимодействия актеров и зрителей. Мультимедийные технологии могут выступить средством, содействующим эмоционально-глубокому и содержательному разговору со зрителем. Однако при их использовании следует помнить о том, что они не должны доминировать - то есть служить цели самопрезентации, демонстрации, не связанных с замыслом спектакля «красивости», «необычности», «эффектности». Видеоконтент при использовании мультимедийных технологий должен быть вплетен в ткань всего спектакля, обусловлен предлагаемыми обстоятельствами, оправдан актерами и необходим для реализации замысла режиссера. Все выразительные средства (видеоряд, музыка, звуки, свет, костюмы, темпо-ритм и принципы мизансценирования), используемые в спектакле, обязаны органично сосуществовать, дополнять друг друга. Объединить разнородные выразительные средства театральной постановки режиссер может только через актера. То есть через его отношение - его восприятие, оценку и действие.

Третьим значимым требованием является взаимодействие актера с образами, создаваемыми с помощью мультимедийных технологий. Для аргументации этого требования обратимся к примеру из своей режиссерской практики. Сложность взаимодействия актера с образами, создаваемыми с помощью мультимедийных технологий, авторы предлагаемой статьи в полной мере осознали в процессе работы над спекталем-сказкой «Ан-чутка». Как уже отмечалось выше, спектакль-сказка «Анчутка» поставлен по одноименной пьесе Б. Метальникова в Учебном театре «Эксперимент» Кемеровского государственного института культуры. По ходу заметим, в сказке Б. Метальникова рассказывается история превращения дикой и вредной Анчутки2 (лесной нечисти) в человека. В финале истории Анчутка становится прекрасной девушкой Аннушкой, которая

2 Анчутка (восточнослав.) - мелкий злой дух наподобие русского чертенка. Живет у воды, умеет летать. А. нередко называют водяным или болотным, также беспятым, беспалым, что означает его принадлежность к нечистой силе [9].

научилась любить и помогать своим близким и друзьям. Спектакль Анчутка поставлен с использованием мультимедийных технологий. Важной ремаркой к истории создания сказки будет то, что в первом варианте спектакль был создан посредством традиционных постановочных стратегий, без использования мультимедиа-технологий. Второй вариант был модернизирован, и в ткань спектакля добавилась видеопроекция. Можно сказать, что в этом случае мультимедийные технологии применены как дополнительное выразительное средство режиссера.

Представим схему, которая наглядно демонстрирует взаимосвязь выразительных средств режиссера. На схеме 1 представлены в виде кругов три выразительных средства режиссера: актер, музыка, мультимедийные технологии. В спектакле-сказке «Анчутка» соединение названных выразительных средств помогает в режиссерском решении сцены «Подводного мира». На схеме 1 все части пересекаются в одном месте и создают одну общую фигуру, то же самое происходит и на сцене при реализации режиссерского замысла.

Актриса (К. Хаснут-динова) за счет своей сценической веры и внимания заставляет также и зрителя поверить в то, что она действительно существует на сцене согласно физическим законам гидростатики и гид родинамики

Сцена «Подводный мир»

О

, /О 0 О о

/о°о°

На сцене работают два проектора: 1-й проектор проецирует на пол футаж (короткий видеоролик для монтажа) «Подводный мир», 2-й проектор проецирует этот же футаж на тканевую сетку, что позволяет создать 3Б- эффект на сцене

Музыкальным оформлением сцены «Подводный мир» выступают фоновые звуки морского дна

Схема 1. Сцена из спектакля-сказки «Анчутка» по одноименной пьесе Б. Метальникова

По сюжету спектакля в сцене «Подводного мира» Анчутка отправляется на дно болота, чтобы достать «Одолень-траву» для спасения друга. Эта сцена «Подводного мира» решается несколькими выразительными средствами, каждое из которых выполняет свою задачу. Так, например, мультимедиа-технологии создают изображение-футаж «Подводный сказочный мир». В данном случае визуальный ряд, хоть и является довольно ярким, красивым, но вместе с тем недостаточно убедителен в решении задач театрального искусства. Лишь проекции визуального ряда явно не хватает для того, чтобы зритель поверил в подлинность происходящего. Само по себе изо-бражение-футаж «Подводный сказочный мир» еще не способно «перенести» зрителя в другую

реальность. Несмотря на то, что 80 % информации мы получаем посредством зрения, однако на слух приходится также значимая часть нашего общения с миром. Следовательно, необходимо подобрать соответствующие звуки и музыку, которые дополняли бы изображение и помогали бы создавать абсолютно другое пространство. Поиски и подбор нужного видеоконтента - это вовсе не простая задача. Ее решение требует включения в процессе постановки спектакля специалиста - режиссера мультимедиа. Однако в условиях создания спектаклей в учебных театрах сотрудничество с таким специалистом затруднительно. Отсутствие названного специалиста заставляет режиссеров спектаклей прибегать к помощи интернет-ресурсов, где они «скачивают» уже гото-

вый продукт, который с большей долей вероятности может не в полной мере отвечать задачам постановки. Но если авторы проявят деятельную фантазию, то обязательно найдутся средства, которые помогут сделать сценическое пространство более объемным.

Так, в качестве основы сценографического решения сцены «Подводного мира» в спектакле «Анчутка» было выбрано найденное в Интернете видео морского дна, которое и способствовало созданию сценической среды подводного сказочного мира. Но, несмотря на проекцию красивого видео, иллюзии сказочного пространства все же не возникало. Требовалось досочинить это хоть и красивое, но все еще недостаточно точно формирующее в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами сказки сценическое пространство. В нашем случае помощь оказала идея усилить сценографическое решение сцены «Подводный сказочный мир» старым якорем, вырезанным из картона. Добавление этого реального (заметим, традиционно театрального) элемента сценографии, словно затонувшего на дне, подчиняющегося движению воды и покачивающемуся, усовершенствовало сценическое пространство. Созданное посредством традиционных и мультимедийных технологий пространство оказалось сказочно красивым и способным завораживать зрителей таинственными звуками. Однако сценическое пространство в сцене «Подводного мира» становилось по-настоящему «живым», затягивающим, завораживающим лишь тогда, когда в нем появлялась Анчутка (актриса К. Хаснутдинова). Это вполне объяснимо, эффект 3D-проекции имеет потенциал только краткосрочного воздействия на зрителя и является всего лишь безжизненной инсталляцией. Неслучайно замечательный театральный педагог и режиссер И. Б. Малочевская считала, что вдохнуть жизнь, сделать сценическое пространство эмоциональным и содержательным может только актер, «способный силою своего воображения преображать реальность» [8, с 22]. Здесь важно акцентировать внимание на мастерстве актера в условиях сценического пространства, созданного при помощи мультимедиа. В имеющихся учебных пособиях по мастерству актера упражнения на взаимодействие в условиях дополненной реальности пока еще

отсутствуют. Технология формирования этих компетенций у будущих актеров не разработана. Поэтому при использовании мультимедиа в создании учебных спектаклей театральные педагоги идут путем проб и ошибок. Так, в процессе создания учебного спектакля «Анчутка» авторы статьи столкнулись с определенными трудностями в достижении убедительного сценического существования актрисы (К. Хаснутдинова) в условиях проецируемого пространства. Как известно, водная среда отличается от повседневной среды человека, и нахождение в воде определяется физическими законами гидростатики и гидродинамики, значит актер должен точно реагировать на воздействия, оказываемые под водой, на проплывающие мимо объекты (рыбы, водоросли, внезапные пузыри, могущие представлять опасность и т. д.), помнить цель и место, куда плывет. Реакции актера должны быть непосредственными и искренними. И вот тогда, возможно, удастся полностью погрузить зрителя в дополненную реальность, и вы услышите в зале спор мальчишек о том «настоящая вода или нет, а если настоящая, то почему не бежит в зал»3. Ведь зритель наблюдает за актером и за тем, как он преодолевает те или иные предлагаемые обстоятельства.

Исходя из названных выше требований, следует сделать заключение, что мультимедийные технологии располагают широкими возможностями в формировании сценического пространства. Однако «оживление» сценического пространства, созданного посредством мультимедиа, возможно лишь благодаря мастерству актера. В связи с этим основная функция использования мультимедийных технологий - это служить в качестве выразительного средства режиссера, которое в синтезе с другими выразительными средствами направлено на воплощение режиссерского замысла. Таким образом, адаптация цифровых технологий в театральном искусстве связана с формированием подхода, сочетающего цифровые и традиционно театральные технологии, подчиненные воплощению режиссерского замысла спектакля.

3 Описанный авторами спор зрителей имел место на одном из показов спектакля-сказки «Анчутка» в Учебном театре «Эксперимент» Кемеровского государственного института культуры.

Литература

1. Алдошина И. А., Сошников В. Д., Познин В. Ф., Денисов A. В., Игнатов П. В., Кузнецов И. Р. Шехтер Т. Е. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 204 с.

2. Астафьева Т. В. Компьютерные и медийные технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 3(20). - С. 128-133.

3. Бобровская М. А., Галкин Д. В., Самеева В. C. Новые информационные технологии в современной сценографии // Гуманитарная информатика. - 2013. - Вып. 7. - С. 93-105.

4. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - М.: ИФ РАН, 2006. - Вып. 2. - С. 32-60.

5. Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-1. - С. 46-48.

6. Гончаров А. А. Мои театральные пристрастия. Книга первая. Поиски выразительности. - М.: Искусство, 1997. - 334 с.

7. Кириллова Н. Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2013. - 154 с.

8. Малочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова: учеб. пособие для студ., обучающ. по спец. «Режиссура театра». - СПб.: ГАТИ, 2003. - 157 с.

9. Щеглов Г. В., Арчер В. Мифологический словарь. - М.: Астрель, Транзиткнига, АСТ, 2006. - 368 с.

References

1. Aldoshina I.A., Soshnikov V.D., Poznin V.F., Denisov A.B., Ignatov P.V., Kuznetsov I.R. Shekhter T.E. Iskusstvo multimedia. Multimedia i tekhnika [The art of multimedia. Multimedia and technology]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2010. 204 p. (In Russ.).

2. Astafyeva T.V. Komp'yuternye i mediynye tekhnologii v stsenografii kak faktor razvitiya postanovochnogo protsessa [Computer and media technologies in scenography as a factor in the development of the staging process]. Obshchest-vo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development], 2011, no. 3(20), pp. 128-133. (In Russ.).

3. Bobrovskaya M.A., Galkin D.V., Sameeva V.C. Novye informatsionnye tekhnologii v sovremennoy stsenografii [New information technologies in modern scenography]. Gumanitarnaya informatika [Humanitarian informatics], 2013, iss. 7, pp. 93-105. (In Russ.).

4. Bychkov V.V., Mankovskaya N.B. Virtual'naya real'nost' kak fenomen sovremennogo iskusstva [Virtual reality as a phenomenon of contemporary art]. Estetika: Vchera. Segodnya. Vsegda [Aesthetics: Yesterday. Today. Always]. Moscow, IF RAN Publ., 2006, iss. 2. pp. 32-60. (In Russ.).

5. Vellington A.T. Integratsiya mul'timediynykh tekhnologiy v prostranstvo teatra [Integration of multimedia technologies into the theater space]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socioeconomic and social sciences], 2015, no. 6-1, pp. 46-48. (In Russ.).

6. Goncharov A.A. Moi teatral'nye pristrastiya. Kniga pervaya. Poiski vyrazitel'nosti [My theatrical predilections. Book one. The search for expressiveness]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1997. 334 p. (In Russ.).

7. Kirillova N.B. Audiovizual'nye iskusstva i ekrannye formy tvorchestva: uchebnoe posobie [Audiovisual arts and screen forms of creativity. Textbook]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2013. 154 p. (In Russ.).

8. Malochevskaya I.B. Rezhisserskaya shkola Tovstonogova: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti "Rezhissura teatra" [Directing school of Tovstonogov. Textbook for students studying in the specialty "Theaterdirecting"]. St. Petersburg, GATI Publ., 2003. 157 p. (In Russ.).

9. Shcheglov G.V., Archer. V. Mifologicheskiy slovar' [Mythological dictionary]. Moscow, Astrel, Transit Book, AST Publ., 2006. 368 p. (In Russ.).

УДК 78.04

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-153-158

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА АРФЫ

Покровская Надежда Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры струнных инструментов, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ).

E-mail: arfa333@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.