В статье детально проанализированы экономические и социальные проблемы современного Китая - развития энергетики, внешней торговли, инфляции, занятости, роста жизненного уровня населения. Рассмотрены меры, которые руководство Китая считает необходимыми для преодоления возникающих трудностей, в частности, совершенствование государственного контроля и регулирования, переход к научной концепции развития.
Современная экономика КНР: проблемы, угрозы, перспективы*
А. В. ОСТРОВСКИЙ,
доктор экономических наук, руководитель Центра экономических и социальных проблем Китая,
заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, Москва
На 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва (март 2008 г.) одним из главных вопросов было подведение итогов экономического развития 2007 г. и постановка задач на 2008 г. С основным докладом выступил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, который обобщил опыт, накопленный Китаем за пять последних лет реформы. Большое внимание было уделено и внешним факторам, в частности, увеличению рисков на мировом финансовом рынке в связи с девальвацией американского доллара, росту мировых цен на нефть и зерно, усилению торгового протекционизма. Китайское руководство ищет ответ на вопрос - каким образом ситуация на мировом рынке затрагивает Китай, насколько реально сохранить поступательное развитие китайской экономики в новых условиях внутри страны и на мировой арене. Проблемы развития экономики КНР, обеспечение эффективности макрорегулирования занимают особое место в документах сессии ВСНП.
* По материалам 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва (март 2008 г.).
© ЭКО 2008 г.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ 101
По основным экономическим показателям - объемам ВВП, внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, золотовалютных резервов и др. - Китай уже представляет силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. В настоящее время Китай занимает 3-е место по объему ВВП -24,66 трлн юаней (примерно 3,46 трлн дол. США) после США и Японии, обогнав Германию, что на 65,5% превышает показатель 2002 г., и 3-е место по объему внешней торговли -2,17 трлн дол. За 2003-2006 гг. среднегодовые темпы роста ВВП КНР составили 10,4%, что на 5,5 процентных пунктов превышает среднемировой показатель - 4,9% в год, а за 2007 г. - 10,6%. В 2007 г. финансовые доходы страны выросли до 5,13 трлн юаней (примерно 0,72 трлн дол.), валютные резервы превысили 1,52 трлн дол. Китай вышел на 1-е место в мире по добыче золота - 276 т в 2007 г., опередив ЮАР (272 т), а валовой сбор зерна увеличивался четыре года подряд и в 2007 г. превысил показатель 500 млн т.
Экономика и социальная сфера
Итоги 2007 г. показали, что в экономике Китая, наряду с заметными успехами, имеется ряд проблем, которые могут негативно влиять на темпы экономического роста. К ним относятся:
1) чрезмерно быстрые темпы роста ВВП - свыше 10% в год, при запланированных 8% в год;
2) слишком высокие темпы роста инвестиций в основные производственные фонды (25-26% в год), заметно превышающие темпы роста ВВП и потребления, что усиливает масштабы перепроизводства;
3) огромное превышение экспорта над импортом во внешней торговле (в 2007 г. этот показатель составил 250 млрд дол.);
4) рост потребительских цен, особенно на продовольственные товары, в частности - на свинину, и на имущество (недвижимость и акции);
5) избыточное денежное предложение, завышенные объемы кредитования (превышение объема кредитов над депозитами составляет более 10 трлн юаней), а прирост объема кредитов превышает 20% в год.
В этих условиях возникают серьезные трудности в осуществлении экономического макроконтроля, происходит неконтролируемый рост инвестиций на местах, а также рост цен на отдельные виды потребительских товаров и услуг и на недвижимость. При этом на протяжении нескольких лет на фондовых биржах наблюдался постоянный рост курса акций.
Энергетические и экологические проблемы. В отчетном докладе на сессии ВСНП премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао основной причиной возникающих трудностей назвал завышенные темпы роста ВВП в результате избыточных инвестиций в отрасли вне сферы сельского хозяйства и их постоянное снижение - в сельском хозяйстве. Кроме того, в стране наблюдалось избыточное потребление энергии и развитие загрязняющих производств, которые переместились туда из Японии, Республики Корея, США, Западной Европы.
С целью экономии энергоресурсов еще в 2006 г. было запланировано за 5 лет снижение их использования на единицу ВВП на 20%. Однако в 2006 г. никакой экономии энергоресурсов не произошло, а в 2007 г. этот показатель составил всего 3,27% по сравнению с 5% в год по плану. Более того, выяснилось, что значительная часть привлеченного в страну иностранного капитала направляется в отрасли с высокими затратами энергоресурсов и серьезно загрязняющие окружающую среду. В частности, в 1995 г. доля иностранных инвестиций в такого рода предприятия составляла всего 30%, а в 2005 г. - уже 84,2%, в то время как в природоохранные отрасли поступило менее 0,2% всего объема иностранных инвестиций. Поэтому для решения проблем энергосбережения и охраны окружающей среды в КНР за последние 5 лет было ликвидировано 46,59 млн т отсталых мощностей по производству чугуна; 37,47 млн т - стали; 87 млн т - цемента. Закрыты малые теплоэлектростанции суммарной мощностью 21,57 млн кВт и 2 тыс. мелких угольных шахт, реализуется 10 приоритетных энергосберегающих программ.
Государственное экономическое регулирование. Большое внимание на сессии ВСНП было уделено совершенствованию экономической системы, что подразумевает развитие системы государственного макроконтроля и макрорегулирования.
Особое значение придается реформированию системы управления государственным имуществом, суть которого сводится к тому, что центральное и местные правительства получают право управлять этими предприятиями в качестве основных акционеров с контрольными пакетами акций. Также было принято решение о создании конкуренции в монопольных отраслях при контроле за этим процессом со стороны правительства. При этом предусматривается дальнейшее развитие всех необщественных секторов экономики, снятие для них различных бюрократических препятствий для получения банковских кредитов, допуска производимой ими продукции на рынок. Также предполагается развивать реформу финансовой системы через совершенствование порядка трансфертных финансовых платежей. Особое значение в Китае придается развитию фондового рынка путем повышения качества работы компаний на этом рынке, создания рынка учредительских акций, развития рынка облигаций и фьючерсного рынка.
Проблемы деревни. Долгие годы в Китае говорили о «трех сельских» проблемах - деревни (жилья и инфраструктуры), крестьянства (уровня жизни и численности сельскохозяйственного населения) и сельского хозяйства (производства сельхозпродукции). Материальная поддержка аграрного сектора была сравнительно слабой. Но сейчас ситуация постепенно стала меняться. В последние годы отменены сельхозналог, налог на скотоводство и на продукцию подсобных промыслов, что снизило ежегодную нагрузку на крестьян на 133,5 млрд юаней.
В то же время была введена система сельскохозяйственных дотаций для крестьян, которым стали выплачивать прямые дотации на производство зерна и дополнительные - на приобретение элитных семян, сельскохозяйственной техники, а также комплексные - на средства производства в сельском хозяйстве.
Увеличились капиталовложения местных органов власти для развития села - на нужды орошения, строительства проселочных дорог, обеспечения питьевой водой и создания системы профилактики опасных эпидемических заболеваний людей и животных. С 2002 г. по 2007 г. на создание и поддержание инфраструктуры села ушло примерно 300 млрд юаней (свыше 40 млрд дол.).
Произошло реформирование управленческого аппарата на уровне волостей и поселков, системы управления финансами на уровне уездов и волостей; для детей стало обязательным образование в объеме 9 классов.
Инфляция и рост цен. В течение 2007 г. происходил рост цен на потребительские товары, вызванный повышением цен на свинину, а также на недвижимость и средства производства. Основные факторы инфляции:
1) рост цен на средства производства и себестоимости продукции сельского хозяйства вызвал рост цен на продовольствие;
2) заметный рост денежной массы М1 и М2 за счет превышения среднегодовых темпов доходов населения над темпами экономического роста;
3) не выполнены планы по экономии ресурсов на единицу ВВП - 20% с 2006 по 2010 гг.;
4) рост цен на мировом рынке, особенно на энергоносители и зерновые;
5) фактор ожидания летних Олимпийских игр в Пекине.
В течение 2007 г. дорожали также ценные бумаги - в
40,7 раз (на акции 1243 номиналов серии «А») и недвижимость - на 7-8%. Это свидетельствует об образовании «мыльных пузырей» в экономике. Для контроля над ценами в этой сфере предлагается использовать следующие меры:
1) повышать открытость финансовой политики;
2) снижать объем средств в обращении;
3) укреплять контроль над рынком недвижимости;
4) увеличивать предложение дешевого жилья, в том числе наемного;
5) укреплять юань, препятствовать поступлению «горячих денег» из-за рубежа.
Опережающими темпами продолжался рост инвестиций в основные производственные фонды. В 2007 г. их стоимость составила 13,8 трлн юаней, а в 2008 г.- 17,1 трлн юаней. Одной из основных задач является сдерживание роста инвестиций, так как доля инвестиций в совокупных общественных фондах неуклонно растет. В 2007 г. она составила 56,6% и по прогнозам в 2008 г. предполагается 61,3%. Предусматривается ряд мер в области бюджетной и монетарной политики
для снижения объемов инвестиций в экономику - повышение процента по банковским депозитам, усиление гибкости курса юаня, ограничение безудержного роста экспорта с помощью частичной отмены возврата налогов на экспорт, установление единой ставки подоходного налога для всех предприятий, а также создание фонда регулирования цен и совершенствование системы субсидий для производителей сельскохозяйственной продукции.
На наш взгляд, в настоящее время процессы, происходящие на китайском фондовом рынке, мало отражают реальную ситуацию в экономике и вряд ли смогут помешать дальнейшему быстрому развитию народного хозяйства КНР.
Народонаселение и занятость. Большое внимание в КНР по-прежнему уделяется планированию семьи и ограничению рождаемости. Несмотря на появившиеся в китайской печати высказывания о необходимости перехода от политики однодет-ной семьи к семье с двумя детьми в связи с ухудшением возрастной структуры и снижением доли населения в рабочем возрасте, в своем докладе на сессии ВСНП премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подчеркнул необходимость усиления демографической политики и планирования рождаемости.
По-прежнему предполагается сохранять низкий уровень рождаемости при лучших показателях здоровья у новорожденных, стимулировать рождение девочек для изменения образовавшейся диспропорции между мужчинами и женщинами (в КНР мужчин больше, чем женщин, на 40 млн чел.). Также сохраняется система материальной поддержки семей, практикующих планирование рождаемости.
На этом фоне предусматривается рост занятости в городах. За пять прошедших лет было трудоустроено в городах 51 млн чел. В 2008 г. предполагается увеличить численность занятых в городах на 10 млн человек, в том числе трудоустроить 8 млн мигрантов из деревни.
Также было уделено внимание и задачам роста жизненного уровня населения КНР в ходе реформ. Средние доходы на душу населения в 2007 г. в городах составили 13786 юаней (примерно 2000 дол. США) по сравнению с 7703 юанями в 2002 г., а чистые доходы на душу сельского населения -
4140 юаней (примерно 600 дол.) в 2007 г. по сравнению с 2476 юанями в 2002 г. Однако в своем докладе на сессии ВСНП Вэнь Цзябао поставил задачу увеличить долю личных доходов населения в национальном доходе и повысить долю вознаграждения за труд при первичном распределении (для занятых непосредственно на производстве).
Меры для решения социально-экономических проблем. На 2008 г. руководством КНР запланирован прирост ВВП - 8% в год за счет повышения эффективности производства, сокращения затрат на энергоресурсы и увеличения - на охрану окружающей среды, удержание инфляции на уровне 4,8% в год, а безработицы - 4,5% в год. При этом первостепенная задача в ближайшие годы - избежать превращения ускоренных темпов экономического роста в перегрев экономики, а структурного ценового роста - в неконтролируемую инфляцию.
Все эти цели, по мнению Вэнь Цзябао, могут быть достигнуты при расширении внутреннего спроса и регулировании пропорций между накоплением и потреблением в сторону увеличения доли потребления. При этом должно измениться качество экономического роста, которое достигалось только за счет роста капиталовложений и экспорта продукции. Отныне экономический рост должен происходить на основе роста потребления, регулирования масштабов инвестиций в основные фонды и изменения структуры инвестиций.
Для перехода от экстенсивных к интенсивным методам на первый план выходит «научная концепция развития», отраженная в Основных положениях государственной средне-и долгосрочной программы развития науки и техники. Предусматривается увеличение расходов на науку и технику до 113,4 млрд юаней (примерно 16 млрд дол.) для выполнения общегосударственных инновационных проектов, таких как: ^ создание крупных авиалайнеров; ^ очистка и сохранение водных ресурсов; ^ разработка месторождений нефти, газа и газоносных пластов каменного угля и др.
Одной из серьезных проблем китайской экономики является неравномерное развитие регионов - большой разрыв, с одной стороны, стремительно растущих приморских регионов,
трех городов центрального подчинения - Пекина, Шанхая и Тяньцзиня, и с другой - остальных регионов на Северо-Востоке, в Центральном и Западном Китае.
Важной составной частью стимулирования гармоничного развития регионов является масштабное освоение западной части страны в результате строительства крупнейших объектов, таких как железная дорога Цинхай - Тибет и газопровод Синьцзян - Шанхай. На сессии ВСНП было принято решение о строительстве параллельной линии газопровода Синьцзян -Шанхай и ответвления до Гуанчжоу, что позволит обеспечивать природным газом не только приморские районы КНР на востоке, но и на юге страны.
Для развития граничащих с Россией территорий предусматривается реализация программ по возрождению старой промышленной базы Северо-Востока Китая, основанных на модернизации крупных старых промышленных предприятий и организации на них производства передового оборудования.
Внешнеэкономические связи
После вступления КНР в ВТО объем внешней торговли вырос почти в 4 раза. Происходит постоянный рост объема внешней торговли до 2,17 трлн дол. за счет увеличивающегося экспорта. Быстрый рост объема внешней торговли КНР и значительное преобладание экспорта над импортом привели к увеличению избыточного оборота и усилению давления на юань в сторону повышения его курса.
Кроме того, такое положение отражает недостаточность внутреннего спроса, создает напряженность ресурсов, не способствует экономическому макрорегулированию и увеличивает экономические риски.
В 2007 г. руководство КНР приняло меры для снижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта. В марте 2007 г. был принят «Закон о подоходном налоге с предприятий», устанавливающий одинаковую норму подоходного налога для предприятий всех форм собственности, что снижает ожидаемый уровень прибыли у предприятий с участием иностранного капитала. С июня 2007 г. в КНР стали пересматривать ставки
возврата налога на экспортируемую продукцию предприятий, что затрагивает, прежде всего, экспорт сырьевых товаров. С целью регулирования структуры производства с 2008 г. был отменен возврат налога на экспорт 1115 видов продукции, производство которых требует высоких затрат энергоносителей и других ресурсов и загрязняет при этом окружающую среду.
Несмотря на принятые в 2007 г. экспортные ограничения, связанные с изменением ставок подоходного налога для предприятий с участием иностранного капитала, отменой возврата налога на экспорт сырьевых товаров и продукции энергозатратных предприятий, загрязняющих окружающую среду, а также на пересмотр списка приоритетных отраслей для иностранных инвесторов, по-прежнему увеличивался приток иностранных инвестиций в КНР - 74,77 млрд дол. фактически освоенных инвестиций в 2007 г. по сравнению с 73,52 млрд дол. в 2006 г.
При этом будет сохраняться политика поощрения «выхода за рубеж» для конкурентоспособных китайских предприятий, расширения многостороннего, двустороннего и регионального сотрудничества, а также создания зон свободной торговли.
Перспективы
Прогнозируется, что китайская экономика, несмотря на возникшие проблемы как внутри страны, так и за рубежом, по-прежнему будет сохранять высокие устойчивые темпы роста ВВП - в среднем не менее 8% в год.
Китай взял курс на экономию энергоресурсов и поиски новых месторождений энергоносителей, а также наращивание строительства АЭС и использование нетрадиционных видов энергоносителей - метана угольных пластов, солнечной и ветровой энергии.
Делаются попытки решить наболевшие «три сельские проблемы» с помощью дополнительных инвестиций из центрального бюджета.
Для реализации социально-экономических планов развития до 2020 г. было принято решение не пересматривать основные направления демографической политики, суть которых сводится к стимулированию однодетной семьи, а также всемерно способствовать трудоустройству населения в городах,
в том числе и мигрантов из китайской деревни, число которых уже превысило 210 млн чел. к концу 2007 г.
Как нам представляется, Китай и в дальнейшем будет стремиться проводить осторожную (сохраняющую преемственность - «переходить ручей, нащупывая камни на дне ногами») государственную политику макрорегулирования, направленную на всестороннее использование различных методов управления и финансовых инструментов, таких как:
• государственное бюджетирование;
• установление ставок рефинансирования Народным банком Китая;
• поддержание необходимого соотношения между денежной массой в обращении и объемом ВВП;
• регулирование фондового рынка и рынка недвижимости;
• участие государства в качестве основного акционера в стратегических производственных предприятиях.
Все эти меры, по расчетам руководства КНР, позволят удержать инфляцию на уровне 4,8% годовых и обеспечить повышение доходов населения.
Одновременно будет происходить дальнейший рост объема внешней торговли за счет сбалансированного роста экспорта и импорта и проведения политики «выхода за рубеж», привлечения иностранных инвестиций и заметного расширения экономической экспансии за рубеж и роста капиталовложений в производство энергоносителей за рубежом в страны Центральной Азии, Африки и Латинской Америки.
Ожидается, что в ближайшие пять лет Китай сохранит высокие темпы экономического роста. Россия должна максимально использовать экономический потенциал КНР для решения задач развития регионов Дальнего Востока и Сибири, привлекая китайские инвестиции в строительство, сферу обслуживания, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, лесопереработку при обеспечении суверенитета стратегических отраслей - прежде всего, добывающей промышленности, металлургии, энергетики, включая нефтегазовый комплекс, транспорта, связи, а также наращивать экспорт своей продукции на емкий быстрорастущий китайский рынок.