Научная статья на тему 'Основные итоги реформирования экономической системы Китая'

Основные итоги реформирования экономической системы Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3575
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вэй Бинь

Рассмотрены основные итоги реформирования экономической системы Китая за последние 25 лет. Приводится динамика основных показателей экономического и социального развития народного хозяйства за период реформ. Показана роль и место Китая в глобальной экономике по важнейшим параметрам: темпам экономического развития, производству ВВП, торговле, инвестициям, валютным резервам, потреблению энергоресурсов. Дан анализ факторов успеха китайских реформ. Изложены решения КПК и правительства по осуществлению современного третьего этапа экономической трансформации народного хозяйства, рассматриваются новые аспекты политических реформ в области законодательства, управления госсобственностью и создания равных условий развития всех форм собственности: частной, корпоративной, личной и общественной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the report the basic results of reforming of economic system of China for last 25 years are considered. Is resulted dynamics of the basic parameters of economic and social development of a national economy for the period of reforms. The role and a place of China in global economy on the major parameters is shown: to rates of economic development, manufacture VVP, to trade, investments, currency reserves, consumption of power resources. The analysis of factors of success of the Chinese reforms is given. State decisions KPK and the governments on realization modern the third stage economic transformations of a national economy are considered new aspects of political reforms in the field of the legislation, managements state property and creations of equal conditions of development of all forms property: private, corporate, personal and public.

Текст научной работы на тему «Основные итоги реформирования экономической системы Китая»

УДК 65.049 (5Кит)

ВЭЙ БИНЬ

Экономический факультет, аспирант кафедры экономики, учета и аудита

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ

Рассмотрены основные итоги реформирования экономической системы Китая за последние 25 лет. Приводится динамика основных показателей экономического и социального развития народного хозяйства за период реформ. Показана роль и место Китая в глобальной экономике по важнейшим параметрам: темпам экономического развития, производству ВВП, торговле, инвестициям, валютным резервам, потреблению энергоресурсов. Дан анализ факторов успеха китайских реформ. Изложены решения КПК и правительства по осуществлению современного третьего этапа экономической трансформации народного хозяйства, рассматриваются новые аспекты политических реформ в области законодательства, управления госсобственностью и создания равных условий развития всех форм собственности: частной, корпоративной, личной и общественной.

In the report the basic results of reforming of economic system of China for last 25 years are considered. Is resulted dynamics of the basic parameters of economic and social development of a national economy for the period of reforms. The role and a place of China in global economy on the major parameters is shown: to rates of economic development, manufacture VVP, to trade, investments, currency reserves, consumption of power resources. The analysis of factors of success of the Chinese reforms is given. State decisions KPK and the governments on realization modern the third stage economic transformations of a national economy are considered new aspects of political reforms in the field of the legislation, managements state property and creations of equal conditions of development of all forms property: private, corporate, personal and public.

Экономические реформы в Китае начались в 1978 г. после третьего пленума ЦК КПК 11 -го созыва. Приступая к трансформации централизованной плановой экономики в рыночную, автор китайских реформ Дэн Сяопин сформулировал три критерия их целесообразности. Реформы имеют смысл, если: 1) ведут к росту производства,

2) повышают жизненный уровень народа,

3) умножают совокупную мощь страны. При модернизации экономической системы Китая были предусмотрены важнейшие стратегические рубежи:

1) за 80-е годы удвоить ВВП, поднять его до 500 долл. на душу населения, что было выполнено досрочно;

2) за 90-е годы была поставлена задача вновь удвоить ВВП. По общему объему товаров и услуг эта цель была достигнута к 2000 г., а с учетом роста населения за этот

период (на 300 млн чел.) ВВП достиг намеченного объема в 1,3 трлн долл. в 2003 г.;

3) до 2050 г. увеличить ВВП еще в 4 раза и довести его объем до 4000 долл. на душу населения. Это позволит Китаю выйти на уровень среднеразвитых стран [3, 5].

Как видим, стратегия развития Китая рассчитана на длительный период - на 70 лет.

Рассмотрим главные итоги проведенных реформ. За 25-летний период реформ ВВП Китая вырос почти в 6 раз при среднегодовых темпах 9,1 %. На душу населения ВВП вырос с 619 до 3000 долл. в 2003 г. Уровень безработицы сократился вдвое.

В итоге проведения либеральной внешнеэкономической политики годовые темпы прироста внешней торговли составили 23-25 % против 2-3 % накануне реформ. Объем экспорта вырос в 17 раз, импорта -в 14 раз [7]. Половину объема экспорта в Китае дают предприятия с иностранным ка- 167

Санкт-Петербург. 2004

питалом. В 2002 г. их было 390 тыс., а общий объем освоенных ими инвестиций составил около 400 млрд долл.

Приток прямых иностранных инвестиций увеличился с 0,11 % ВВП в 1978 г. до 6,5 % в 2003 г. С 1996 по 2000 г. привлекалось в среднем по 40 млрд долл. в год [4]. В 2002 г. Китай опередил США и стал мировым лидером по объему привлеченных инвестиций, сумев привлечь из-за рубежа 53 млрд долл. в год [6]. Характерно, что 2/3 прямых иностранных капиталовложений обеспечила китайская диаспора за рубежом.

В итоге проведения реформ усилились позиции Китая в мировой экономике. В настоящее время Китай имеет самые высокие в мире темпы экономического роста - 9,1 % в 2003 г. По размерам ВВП Китай занимает 6-е место в мире, по валютным резервам - 2-е. За 25 лет реформ доля Китая в глобальном товарообороте возросла в 4 раза и приблизилась к 5 %. В 2003 г. внешнеторговый оборот Китая составил 851 млрд долл., что соответствует 4-му месту в мире. На долю Китая приходится 1/4 мирового спроса на сталь, он является крупным импортером железной руды и энергоресурсов. По потреблению нефти Китай вышел на 3-е место после США и Японии [3].

По данным китайской национальной нефтяной корпорации С№С, сейчас потребность страны в нефти составляет 80 млн т в год, а к 2005 г. возрастет до 100 млн т. Китай самый крупный производитель каменного угля в мире и является 3-м по величине мировым экспортером угля [2].

Экономические успехи явились основой решения внутренних социальных проблем. Важнейший социальный результат реформ заключается в росте жизненного уровня народа. Так, потребление за годы реформ увеличилось на душу населения в 3,5 раза. Ключевыми факторами успеха китайской экономики являются проведение политики внешней открытости, создание благоприятного климата для инвесторов.

На первом этапе модернизации экономики (1978-1991 годы) курс реформ опирался на плановую экономику и лишь в дополнение к этому на рыночное регулирование.

Главной задачей второго этапа экономической трансформации (1992-1997 годы) было становление рыночной экономической системы социализма. Осуществлялось рыночное реформирование системы финансов, распределение доходов, внешней торговли, валюты, управления госпредприятиями, социального обеспечения и т.д. Были заложены законодательные основы развития социалистической рыночной экономики. Центральным правительством сформулированы основные параметры экономики с рыночным механизмом и системой макрорегулирования.

Начиная с 1998 г. Китай вступил в 3-й этап трансформационного экономического развития [5]. Возникла необходимость в политической реформе и реформе законодательства, в более глубоком согласовании различных экономических интересов, в изменении системы социального обеспечения. Отставание политических реформ от экономических стало затруднять дальнейшую реструктуризацию народного хозяйства. Эти проблемы обсуждались на 16-м съезде КПК (в ноябре 2002 г.) [3, 5]. Было принято решение осуществлять курс устойчивого развития, повышения уровня внешней открытости экономики, подъема сельского хозяйства, скоординированного развития экономики регионов, углубления реформы управления государственной собственностью и системой распределения доходов, совершенствования организации рынков, системы макроэкономических пропорций, обеспечения занятости и дальнейшего улучшения жизни населения.

На основе этих решений были определены основные задачи и положения при осуществлении современной экономической трансформации, которые состоят в следующем:

• смешанная экономика представляет собой форму, соответствующую современному состоянию производительных сил Китая;

• важнейшей целью реформы системы распределения доходов является становление и развитие среднего класса;

• для умножения доходов крестьян должна быть реформирована сельская финансово-налоговая система, упразднены не-

рациональные налоги, форсирована земельная реформа; изданный закон о сельском подряде впервые признал право собственности крестьян на землю, но не определил вопросы, связанные с ипотечным правом;

• должны быть существенно реформированы коммерческие банки;

• необходимо усилить контроль за административными решениями о переходе к рынку, перейти от доминирующих экономических целей к социальным, от системы административного контроля к системе работы по законам, от государственного общества к гражданскому.

Решения съезда направлены на создание новой системы управления государственной собственностью. В компаниях, где есть государственные инвестиции, важная роль отводится представителям от государства. Однако контрольный пакет государства сохраняется лишь в ключевых, имеющих стратегический характер, компаниях.

Было выдвинуто положение о том, что частные предприятия нужно поставить в равные условия с государственными при доступе к рынкам, в области инвестиций, финансирования, налогов, использования земель и внешней торговли. Приняты решения, касающиеся владения собственностью и доходов граждан. Решено усилить юридическую защиту частной, корпоративной и личной собственности.

Политическая реформа в Китае получила дальнейшее развитие в решениях, которые были приняты сессией Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), проходившей в марте 2004 г. в Пекине [1, 4]. Сессия внесла поправки в конституцию страны. Теперь в основном законе страны провозглашается неприкосновенность частной собственности. Частная собственность, обретенная легальным путем, не может быть нарушена и имеет равные права с общественной собственностью. Государство обязуется гарантировать гражданские права членов общества. Следует добавить, что на последнем съезде КПК в ее устав было внесено положение о том, что партия представляет интересы не только рабочего класса и крестьянства, но всех передовых

производительных сил. Поэтому лучших предпринимателей стали принимать в члены КПК, избирать в руководящие органы партии. Указанные дополнения к конституции свидетельствуют о том, что Китай сделал новый шаг по пути модернизации экономики и политических реформ. Вместе с тем сессия ВСНП обратила внимание на имеющиеся трудности и проблемы. В стране обострилась региональная поляризация. По-прежнему увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Основная масса фермеров имеет ежедневный доход лишь 8,28 юаней (1 доллар США). Поэтому законодатели решили увеличить на 20 % ассигнования на нужды деревни. Так, в отчетном докладе на сессии ВСНП премьер-министр Вэнь Цзябао сказал, что для крестьян будут предусмотрены налоговые субсидии и льготы, а сельхозналоги намечается ежегодно сокращать и через 5 лет отменить совсем [6].

Модернизации экономики способствовали избранные методы разгосударствления (или приватизации). Приватизация в Китае началась еще в 1992 г. При этом не было ни ваучеров, ни бесплатной раздачи собственности. Частным инвесторам было передано активов на общую сумму 63 млрд долл. В 2003 г. ЦК КПК объявил о том, что теперь разгосударствление пойдет быстрее. Иностранцам будет разрешено владеть контрольными пакетами акций местных компаний, за исключением немногих стратегически важных производств. Однако окончательное открытие китайской экономики для иностранного капитала произойдет не сразу. Например, в банковском секторе до 2006 г. еще действуют ограничительные лимиты [1].

Правительство Китая уже приступает к размещению акций своих предприятий на мировых фондовых рынках. Крупнейшие международные инвестиционные банки проявляют большой интерес к активам китайских предприятий, выставленных на продажу. Уже первые продажи дают Китаю средства на техническое обновление. Китай постепенно готовится к полному открытию внутренних рынков для международного капитала.

- 169

Санкт-Петербург. 2004

Таким образом, проводимые в Китае экономические и политические реформы показывают, что в стране существует огромный, еще не использованный потенциал экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безлепкин А. Китай будет продавать свои предприятия на мировом рынке // Финансовые известия. 2004. 22 января.

2. Гребенщиков В.П. Современное состояние мировой угольной промышленности / В.П.Гребенщиков, С.М.Гусев // Уголь. 2002. № 1. С.63-67.

3. Китай-2003. Пекин: Синьсин, 2003.

4. Косырев Д. Китайская модель // Финансовый контроль. 2003. 12/1. С.82-87.

5. Ли Синь. Новый этап экономической трансформации в Китае // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2003. № 2(6). С.93-95.

6. Овчинников В. Парламентарии дополняют конституцию // Российская газета. 2004. 12 марта.

7. Степанов Г. Китай собирается узаконить частную собственность // Известия. 2004. 6 марта.

Научный руководитель д.э.н. проф. Е.А.Соловьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.