Научная статья на тему 'Современная библиотека как элемент образовательной системы'

Современная библиотека как элемент образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРОФИЛИРОВАНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ / МЕДИАТЕКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / БИБЛИОТЕКА / INFORMATION / PROFILING AND SPECIALIZATION / FACTORS / MEDIA LIBRARY / EDUCATIONAL SYSTEMS / LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков Виктор Никитевич

В статье рассматриваются такие особенности современной деятельности библиотек, как создание новой модели библиотеки; создание собственных баз и банков данных; разработка новых услуг информационного сервиса; структурирование пространства библиотеки; обслуживание людей с ограниченными возможностями; усиление социальной функции библиотеки как одного из важных элементов образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LIBRARY AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL sYSTEM

The article discusses different peculiarities of libraries activities such as new library model creation with its own data banks; working out of new informational service facilities; structuring of a library space; disabled readers library service; growing of a library social function as one of the important elements in the educational system.

Текст научной работы на тему «Современная библиотека как элемент образовательной системы»

В. Н. Худяков

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются такие особенности современной деятельности библиотек, как создание новой модели библиотеки; создание собственных баз и банков данных; разработка новых услуг информационного сервиса; структурирование пространства библиотеки; обслуживание людей с ограниченными возможностями; усиление социальной функции библиотеки как одного из важных элементов образовательной системы.

Ключевые слова: информация, профилирование и специализация, факторы, медиатека, образовательные системы, библиотека.

The article discusses different peculiarities of libraries activities such as new library model creation with its own data banks; working out of new informational service facilities; structuring of a library space; disabled readers library service; growing of a library social function as one of the important elements in the educational system.

Key words: information, profiling and specialization, factors, media library, educational systems, library.

В период становления информационного общества рост объемов информации, ее непрерывное изменение и обновление требуют от выпускников вуза готовности к быстрому изменению функций профессиональной деятельности, способности перестраиваться самим и перестраивать характер работы непосредственно в процессе этой деятельности. Особенно остро эти требования проявляются в условиях капитализации социальных, экономических и образовательных отношений.

В современных условиях понятие «образованный человек» становится синонимом понятия «человек информированный» [4]. И важную роль в этом играют библиотечные учреждения.

Анализируя опыт работы библиотек горнозаводских и сельских районов Челябинской области, Башкортостана (г. Учалы и Белокатайский район), Тюменской области (г. Сургут), Свердловской области (г. Качканар), можно сделать некоторые выводы:

1. Библиотеки уже не могут оставаться только накопителями информации и держателями ресурсов. В настоящее время они становятся также производителями и распространителями информации, так как преобразовывают имеющиеся базы данных в информацию, а информацию - в знания.

35

2. Усилился процесс профилирования и специализации библиотек, что в свою очередь вызывает необходимость создания новой модели библиотеки (информационный центр, парк и т. д.), целью и задачами которой являются полное и достаточно быстрое удовлетворение различных информационных и образовательных запросов населения, а также сбор, обработка, хранение, реклама и использование информации потребителями [2].

Актуальным для библиотеки стало программное развитие, в задачи которого входят объединение усилий библиотечной системы с усилиями образовательных и различных культурно-досуговых учреждений, создание собственной базы и банка данных, разработка новых информационных и современных сервисных услуг; удовлетворение потребностей в компьютерной технике, выявление читательских предпочтений; структурирование пространства библиотеки; создание взаимосвязанных мобильных зон (читальный мини-зал, видеосалон и др.); наращивание информационных ресурсов; обеспечение доступа к информационному пространству и обучение пользователей библиографической и информационной культуре.

Важной проблемой в деятельности библиотечной системы является работа с

персоналом [3]. На характер и роль этой деятельности влияет ряд факторов:

- межличностные отношения в библиотечной среде стали намного сложнее и разнообразнее;

- они трудно поддаются административному регулированию;

- значительно изменились субъекты управления (повысился их образовательный и информационный уровень, юридическая грамотность и др.);

- адаптация персонала к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды (преодоление страха перед инновационными изменениями в библиотечной работе, техностресс в связи с переходом к гибридной библиотеке, трансформация роли библиотекаря - он становится менеджером информации и знаний);

- обеспечение профессионального и личностного роста персонала (тренинги, конференции и т. д.);

- осознание требований времени и общества, библиотека сегодня - это мобильная и социально-ориентированная организация;

- формирование кадрового резерва.

Одной из важнейших проблем развития общества является ресурсное обеспечение образования, а оно включает в себя работу школьных библиотек.

К. Э. Патрик отмечает, что школьная библиотека должна быть составной частью преподавания и обучения, и если такой подход школы к своей библиотеке реализуется, то в ней может быть создана идеальная среда для обучения, а сама библиотека постепенно станет центральным ресурсом школы [Там же].

Основная часть «Манифеста

ЮНЕСКО о школьной библиотеке» заключается в определении и повышении роли школьных библиотек как ресурсных центров в обучении учащихся овладению не только содержательной информацией, но и методами самообучения, которые помогут

36

им полностью развить свои способности, продолжая учебу в течение всей жизни, и принимать решения на основе полученной информации.

В ходе реализации проектов, направленных на решение этой проблемы в нашей стране, а также в ряде европейских стран, происходит объединение публичных и школьных библиотек в единую информационную образовательную сеть (среду).

И здесь важно, чтобы это было не формальное объединение, а создание информационного учреждения, максимально приближенного к учебным заведениям (школе), к учебному процессу, например, медиатека.

Медиатека, как показал наш анализ, -это новое учреждение культуры, которое представляет своим пользователям все источники информации:

- традиционные носители (книги, журналы, пособия);

- небумажные носители (СБ, видеокассеты);

- удаленные источники (Интернет).

Структура медиатеки должна включать следующие составляющие: абонемент, медиазал, читальный зал для младших школьников, отдел учебной и специальной литературы [1, с. 4].

Медиатека должна быть оснащена современными компьютерами, принтерами, мультимедийными проекторами, копировальным аппаратом; для оказания сервисных услуг - сканером, ламинатором, брошюровочной машиной, а также телевизором и видеовоспроизводящим устройством. Работа медиатеки предполагает также и информационно-рекламную деятельность.

В современных условиях развития общества библиотечная сеть должна занимать весьма важное место в системе обслуживания людей с ограниченными возможностями. В настоящее время существует новый подход к этим людям - эволюция их отношений к своим возможностям: отказ от

позиции иждивенчества, трезвая оценка своих способностей, мобилизация духовных сил на развитие психологического равенства, независимости, уверенности в себе.

В данной ситуации библиотечная сеть должна взять на себя роль центра информирования и реабилитации досуга для людей с ограниченными возможностями. Особенно важно это в работе с детьми названной категории, чтобы каждый такой ребенок смог использовать свой шанс преуспеть в жизни в зависимости от личных способностей и интересов. Все вышесказанное подчеркивает значимость социальных функций библиотеки.

Детская библиотека - это социально активный культурный центр, который помогает обществу понять и принять особен-

ных детей, так как он выполняет досуговую, информационную и реабилитационную функции. Очевидно, что библиосоци-альная работа должна стать одним из важнейших направлений деятельности библиотечной системы.

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что в системе библиотек идет поиск новых форм, методов и средств работы с читательской аудиторией, но, к сожалению, он недостаточно полно освещается, обобщается учеными и работниками соответствующих вузов, следовательно, затрудняется внедрение выявленных инноваций в практику работы всей библиотечной системы.

1. Кирмайер, М. Мультимедиа / М. Кирмайер. - М.: Малип, 1994.

2. Коротков, А. Н. Компьютерное обучение: система и среда / А. Н. Коротков // Информ. и образование. - 2000. - № 2. - С. 35-38.

3. Матлина, С. Возрождая утраченное / С. Матлина // Библиотека. - 2000. - № 11. - С. 67-68.

4. Угринович, Н. Информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Лаб. базовых знаний, 2002.

1. Kirmaier, M. Multimedia / M. Kirmaier. - M.: Malip, 1994.

2. Korotkov, A. N. Computer teaching: system and medium / A. N. Korotkov // Inform. and education. -

2000. - No. 2. - P. 35-38.

3. Matlina, S. Reviving the lost / S. Matlina // Library. - 2000. - No. 11. - P. б7-б8.

4. Ugrinovich, N. Information Technologies / N. Ugrinovich. - M.: Basic Knowledge Lab., 2002.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.