В. Н. Худяков
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматриваются такие особенности современной деятельности библиотек, как создание новой модели библиотеки; создание собственных баз и банков данных; разработка новых услуг информационного сервиса; структурирование пространства библиотеки; обслуживание людей с ограниченными возможностями; усиление социальной функции библиотеки как одного из важных элементов образовательной системы.
Ключевые слова: информация, профилирование и специализация, факторы, медиатека, образовательные системы, библиотека.
The article discusses different peculiarities of libraries activities such as new library model creation with its own data banks; working out of new informational service facilities; structuring of a library space; disabled readers library service; growing of a library social function as one of the important elements in the educational system.
Key words: information, profiling and specialization, factors, media library, educational systems, library.
В период становления информационного общества рост объемов информации, ее непрерывное изменение и обновление требуют от выпускников вуза готовности к быстрому изменению функций профессиональной деятельности, способности перестраиваться самим и перестраивать характер работы непосредственно в процессе этой деятельности. Особенно остро эти требования проявляются в условиях капитализации социальных, экономических и образовательных отношений.
В современных условиях понятие «образованный человек» становится синонимом понятия «человек информированный» [4]. И важную роль в этом играют библиотечные учреждения.
Анализируя опыт работы библиотек горнозаводских и сельских районов Челябинской области, Башкортостана (г. Учалы и Белокатайский район), Тюменской области (г. Сургут), Свердловской области (г. Качканар), можно сделать некоторые выводы:
1. Библиотеки уже не могут оставаться только накопителями информации и держателями ресурсов. В настоящее время они становятся также производителями и распространителями информации, так как преобразовывают имеющиеся базы данных в информацию, а информацию - в знания.
35
2. Усилился процесс профилирования и специализации библиотек, что в свою очередь вызывает необходимость создания новой модели библиотеки (информационный центр, парк и т. д.), целью и задачами которой являются полное и достаточно быстрое удовлетворение различных информационных и образовательных запросов населения, а также сбор, обработка, хранение, реклама и использование информации потребителями [2].
Актуальным для библиотеки стало программное развитие, в задачи которого входят объединение усилий библиотечной системы с усилиями образовательных и различных культурно-досуговых учреждений, создание собственной базы и банка данных, разработка новых информационных и современных сервисных услуг; удовлетворение потребностей в компьютерной технике, выявление читательских предпочтений; структурирование пространства библиотеки; создание взаимосвязанных мобильных зон (читальный мини-зал, видеосалон и др.); наращивание информационных ресурсов; обеспечение доступа к информационному пространству и обучение пользователей библиографической и информационной культуре.
Важной проблемой в деятельности библиотечной системы является работа с
персоналом [3]. На характер и роль этой деятельности влияет ряд факторов:
- межличностные отношения в библиотечной среде стали намного сложнее и разнообразнее;
- они трудно поддаются административному регулированию;
- значительно изменились субъекты управления (повысился их образовательный и информационный уровень, юридическая грамотность и др.);
- адаптация персонала к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды (преодоление страха перед инновационными изменениями в библиотечной работе, техностресс в связи с переходом к гибридной библиотеке, трансформация роли библиотекаря - он становится менеджером информации и знаний);
- обеспечение профессионального и личностного роста персонала (тренинги, конференции и т. д.);
- осознание требований времени и общества, библиотека сегодня - это мобильная и социально-ориентированная организация;
- формирование кадрового резерва.
Одной из важнейших проблем развития общества является ресурсное обеспечение образования, а оно включает в себя работу школьных библиотек.
К. Э. Патрик отмечает, что школьная библиотека должна быть составной частью преподавания и обучения, и если такой подход школы к своей библиотеке реализуется, то в ней может быть создана идеальная среда для обучения, а сама библиотека постепенно станет центральным ресурсом школы [Там же].
Основная часть «Манифеста
ЮНЕСКО о школьной библиотеке» заключается в определении и повышении роли школьных библиотек как ресурсных центров в обучении учащихся овладению не только содержательной информацией, но и методами самообучения, которые помогут
36
им полностью развить свои способности, продолжая учебу в течение всей жизни, и принимать решения на основе полученной информации.
В ходе реализации проектов, направленных на решение этой проблемы в нашей стране, а также в ряде европейских стран, происходит объединение публичных и школьных библиотек в единую информационную образовательную сеть (среду).
И здесь важно, чтобы это было не формальное объединение, а создание информационного учреждения, максимально приближенного к учебным заведениям (школе), к учебному процессу, например, медиатека.
Медиатека, как показал наш анализ, -это новое учреждение культуры, которое представляет своим пользователям все источники информации:
- традиционные носители (книги, журналы, пособия);
- небумажные носители (СБ, видеокассеты);
- удаленные источники (Интернет).
Структура медиатеки должна включать следующие составляющие: абонемент, медиазал, читальный зал для младших школьников, отдел учебной и специальной литературы [1, с. 4].
Медиатека должна быть оснащена современными компьютерами, принтерами, мультимедийными проекторами, копировальным аппаратом; для оказания сервисных услуг - сканером, ламинатором, брошюровочной машиной, а также телевизором и видеовоспроизводящим устройством. Работа медиатеки предполагает также и информационно-рекламную деятельность.
В современных условиях развития общества библиотечная сеть должна занимать весьма важное место в системе обслуживания людей с ограниченными возможностями. В настоящее время существует новый подход к этим людям - эволюция их отношений к своим возможностям: отказ от
позиции иждивенчества, трезвая оценка своих способностей, мобилизация духовных сил на развитие психологического равенства, независимости, уверенности в себе.
В данной ситуации библиотечная сеть должна взять на себя роль центра информирования и реабилитации досуга для людей с ограниченными возможностями. Особенно важно это в работе с детьми названной категории, чтобы каждый такой ребенок смог использовать свой шанс преуспеть в жизни в зависимости от личных способностей и интересов. Все вышесказанное подчеркивает значимость социальных функций библиотеки.
Детская библиотека - это социально активный культурный центр, который помогает обществу понять и принять особен-
ных детей, так как он выполняет досуговую, информационную и реабилитационную функции. Очевидно, что библиосоци-альная работа должна стать одним из важнейших направлений деятельности библиотечной системы.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что в системе библиотек идет поиск новых форм, методов и средств работы с читательской аудиторией, но, к сожалению, он недостаточно полно освещается, обобщается учеными и работниками соответствующих вузов, следовательно, затрудняется внедрение выявленных инноваций в практику работы всей библиотечной системы.
1. Кирмайер, М. Мультимедиа / М. Кирмайер. - М.: Малип, 1994.
2. Коротков, А. Н. Компьютерное обучение: система и среда / А. Н. Коротков // Информ. и образование. - 2000. - № 2. - С. 35-38.
3. Матлина, С. Возрождая утраченное / С. Матлина // Библиотека. - 2000. - № 11. - С. 67-68.
4. Угринович, Н. Информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Лаб. базовых знаний, 2002.
1. Kirmaier, M. Multimedia / M. Kirmaier. - M.: Malip, 1994.
2. Korotkov, A. N. Computer teaching: system and medium / A. N. Korotkov // Inform. and education. -
2000. - No. 2. - P. 35-38.
3. Matlina, S. Reviving the lost / S. Matlina // Library. - 2000. - No. 11. - P. б7-б8.
4. Ugrinovich, N. Information Technologies / N. Ugrinovich. - M.: Basic Knowledge Lab., 2002.
37