Научная статья на тему 'Современная аграрная политика Республики Татарстан'

Современная аграрная политика Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагдиева Э. А.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Татарстан осуществляется в виде федеральных и республиканских Государственных программ и подпрограмм поддержки сельского хозяйства. Финансовое субсидирование возможностей для развития разнообразных форм хозяйствования способствует экономически эффективному состоянию и развитию сел в Татарстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная аграрная политика Республики Татарстан»

Э.А. Сагдиева, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан E-mail: Elvina_n@inbox.ru

УДК 316.4; 332.1

СОВРЕМЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Аннотация. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Татарстан осуществляется в виде федеральных и республиканских Государственных программ и подпрограмм поддержки сельского хозяйства. Финансовое субсидирование возможностей для развития разнообразных форм хозяйствования способствует экономически эффективному состоянию и развитию сел в Татарстане.

Ключевые слова: аграрная политика, государственная поддержка сельского хозяйства, формы хозяйствования.

Abstract. The state support of agriculture of the Republic of Tatarstan is carried out in the form of federal and republican state programs and sub-programs to support agriculture. Financial subsidies opportunities for development of various forms of economic help economic efficiency and development of villages in Tatarstan.

Key words: agrarian policy, state support of agriculture, forms of management.

Сельскому хозяйству Республики Татарстан оказывается серьезная поддержка на государственном уровне. Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов в Послании Государственному Совету Республики Татарстан отметил: «Сельское хозяйство - не только важнейшая сфера экономики, но и уклад жизни. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать село. За последние 5 лет в АПК из федерального и республиканского бюджетов направлено более 100 млрд руб. Кроме того, реализуются республиканские программы поддержки села. В их числе строительство дорог, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), сельских клубов, универсальных спортивных площадок, опорных пунктов для участковых полиции, восстановление уличного освещения, программа «Чистая вода» и другие программы. Продолжается реализация крупных инвестиционных проектов нашими агрохолдингами. Это запуск нового производства мяса птицы «Агросилой Групп», удвоение производственных мощностей на «Камском беконе», увеличение выпуска мясной и молочной продукции с собственной переработкой в «Ак барс» холдинге, создание крупнейшего в России комплекса по производству козьего молока, расширение тепличного хозяйства в компании «Майский» -крупнейшего производителя овощей в нашей стране. Наряду с развитием агрохолдингов особое внимание следует уделять развитию семейных ферм, личных подворий граждан, а также иных малых форм хозяйствования» [9].

Экономическое состояние сельского хозяйства напрямую зависит от государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). На финансирование мероприятий по господдержке АПК в Татарстане в 2015 году выделяется 6095,7 млн. руб. По Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 26 февраля 2015 г. №120 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2015 году» господдержка оказывается в форме субсидий и предусматривает возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям. Одним из основных направлений господдержки АПК - оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. В 2015 г. в этой отрасли субсидии выделяются на:

- возмещение части затрат по приобретенным оригинальным и элитным семенам;

- возмещение части затрат, связанных с обработкой территорий против особо опасных вредителей;

- закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями;

- возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и финансирования мероприятий по известкованию кислых почв;

- мероприятия по мелиоративным работам.

Вторым крупным направлением господдержки АПК является отрасль животноводства. Осуществляется субсидирование на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на:

- возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;

- возмещение части затрат, связанных с разведением племенных лошадей чистокровных верховых пород;

- возмещение части затрат по приобретению кормов и кормовых добавок;

- поддержку племенного животноводства.

Выделяются средства на финансирование технической и технологической модернизации сельхозпроизводства, на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам). Также предоставляются гранты и

финансирование мероприятий, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов аграрного профиля и по государственной поддержке кадров АПК Республики Татарстан. Также в 2015 г. будут предоставляться субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ)), организациям АПК и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) части затрат уплаченного налога на имущество организаций [10].

В рамках реализации Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в Республике Татарстан действует ряд программ поддержки сферы сельского хозяйства. Особое внимание и всесторонняя поддержка уделяется малым формам хозяйствования в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования». Основной задачей данной подпрограммы является устойчивое развитие сельских территорий через организацию и развитие производства товарной продукции в формате семейных ферм, ЛПХ и КФХ. «За этим термином [устойчивое развитие сельских территорий - прим. авт.] скрывается необходимость обеспечения прогресса в долгосрочном периоде, не нарушая баланса между сохранением природно-ресурсного потенциала и решением всего комплекса социальных, экономических, демографических, культурных, институциональных и других проблем» [2, с. 8].

Государственную поддержку сельского хозяйства, по словам президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. «надо эффективно, рачительно использовать. Пока это не везде удается, есть эффективные, средние и менее эффективные предприятия. Конечно же, мы должны говорить сегодня не только о крупных сельхозформированиях, мы должны помнить о личном подворье - это огромное количество людей, это проект социальный, потому что без личного подворья мы задачу не решим. Село - это основа наша. В республике на сегодня действует 1093 семейные фермы, 138 - на стадии строительства» [5].

В 2014 году в республике функционировало 448,1 тыс. единиц ЛПХ с освоенной площадью в 113,7 тыс. гектар; 4,6 тыс. единиц КФХ, занимающихся сельскохозяйственным бизнесом, с площадью земли 276,6 тыс. гектар. В Татарстане, на октябрь 2014 года их количество составило 1001 единица. Стимулирование малых форм хозяйствования в республике происходит за счет льготного кредитования личных подсобных хозяйств. Общая сумма выданных кредитов, оценивается в 36,3 млрд. рублей, в том числе в 2014 г., было выдано кредитов на 5,1 млрд. рублей и выплачено субсидий 2,6 млрд. рублей [6]. С начала 2015 г. КФХ и ЛПХ получили 853 кредита на 230 млн. рублей на развитие частных подворий и аграрного бизнеса на селе [3]. Малые формы хозяйствования используют эти кредиты на закупку скота, строительство животноводческих помещений, закупку техники и оборудования для развития животноводства. Данное технологическое оборудование семейным фермам обходится по половине стоимости, также осуществляется помощь в обустройстве территорий ферм.

В рамках популяризации предпринимательства и начала бизнеса на селе, в республике с 2012 г. реализуются программы с федеральным соучастием «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм». Государственная поддержка производится по следующим направлениям, как молочное скотоводство, откорм крупного рогатого скота, коневодство, овцеводство, козоводство, свиноводство, разведение сельскохозяйственной птицы (индеек, уток, кур, гусей), производство зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, картофелеводство, овощеводство, выращивание плодовых и ягодных культур. Высоко оценивается фермерами и программа «Лизинг-грант», по которой грантополучателям предоставляется в лизинг, сроком до 5 лет техника и оборудование любых отечественных и зарубежных производителей с субсидированием платежей. Для увеличения объема закупок сельскохозяйственной продукции от населения в 2014 г., в республике создан 151 сельскохозяйственный потребительский кооператив по сбыту, заготовке и переработке и 45 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива [7].

Проводимая аграрная политика в сельском хозяйстве Республики Татарстан привела к созданию многоукладной структуры экономики, состоящая из трех групп форм хозяйствования, разных по численности, объему производимой валовой и товарной продукции, вовлекаемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов, эффективности ведения производства. В первую группу входят крупные коллективные сельскохозяйственные организации разных форм собственности (общества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные производственные кооперативы и т.д.). Вторую группу образуют КФХ, хозяйства населения, представляющие собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. В республике широко развито направление «семейные фермы», деятельность «крестьянских подворий». Третью группу образуют индивидуальные предпринимательские практики. В татарских селах они самые разнообразные: производство на ЛПХ продукции для реализации населению (например, выращивание клубники, тепличное хозяйство и т.д.); содержание на ЛПХ скота для самообеспечения семьи; ручное изготовление для реализации товаров, как первой необходимости, так и имеющих национальную специфику (пошив национальных татарских головных уборов - тюбетеек, катание валенок и т.д.); организация сельского туризма (создание этнической деревни, страусинная ферма, верблюжья ферма, конная ферма и т.д.); оказание услуг населению

(автомастерские; небольшие магазины с хозяйственными и продуктовыми товарами, ателье, ремонт обуви и т.д.) [8].

С 2014 года, поддержка сельских жителей осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Приоритетными направлениями данной программы являются:

- улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов проживающих, в сельской местности;

- строительство и реконструкция локальных водопроводных сетей в сельской местности;

- строительство и реконструкция газораспределительных сетей в сельской местности;

- строительство фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП);

- строительство школ;

- строительство спортивных площадок

- комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку;

- гранты на поддержку местных инициатив граждан.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в целях реализации программы в конце 2013 года представлена в Минсельхоз России заявочная документация на 2014 год по отбору региональных программ устойчивого развития сельских территорий на финансирование из федерального бюджета в сумме 739,0 млн. руб. в том числе на строительство жилья на селе - 413,0 млн. рублей, газоснабжение - 100,0 млн. рублей, водоснабжение - 57,9 млн.рублей, комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку - 95,0 млн. рублей и другим направлениям программы [11].

В Татарстане для привлечения новых специалистов на село реализуются такие программы, как: «Улучшение жилищных условий граждан в сельской местности» и «Обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей на селе» [4]. По результатам 2013 года, в сельской местности было введено 51,0 тыс. кв. м. жилья для молодых семей и молодых специалистов. Количество получивших государственную поддержку составило 9063 семей. 66,1% сельских территорий обеспечены питьевой водой, а уровень газификации домов сетевым газом достиг 96,1% [7].

На конец 2014 года, по результатам работы по укреплению материально-технической базы здравоохранения, в сельской местности республики смонтировано 231 модульных ФАПа, отремонтировано и оснащено 1333 объекта здравоохранения. В следующем году все модульные ФАПы планируется переоборудовать в Смарт-ФАПы и на эти цели бюджет Татарстана выделил порядка 20 миллионов рублей. По словам главы министерства здравоохранения Республики Татарстан А. Вафина «специальное оборудование и программный продукт, которыми оснастят ФАПы, трансформирует пункты в мини диагностические центры, которые интернет соединит с центральными районными больницами» [13]. Работа новых ФАПов позволит сельчанам проходить начальные этапы диспансеризации у себя в селе, а продолжать обследование уже в центральной районной больнице.

Количество общеобразовательных школ в сельской местности Татарстана в 2013-2014 году составило 1378 [6]. По распоряжению Кабинета министров РТ, в 2015 году, в Татарстане планируется ремонт спортивных залов сельских школ и на это выделены средства в размере 57 млн. рублей. Из них 15 млн. рублей выделены из бюджета республики, 42 млн. рублей - из федерального центра [12].

Для обеспечения сельскохозяйственных организаций республики специалистами с аграрным образованием Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан проводит целевое обучение выпускников сельских школ Татарстана с целью их дальнейшего обустройства на сельскохозяйственных предприятиях районов. Студенты старших курсов также получают именные стипендии Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан за прохождение производственной практики в сельхозформированиях [7].

Наряду с позитивными процессами проводимой аграрной политики в республике, следует отметить и негативные тенденции, подрывающие социальное благополучие в селах, которые носят общероссийский характер. Это безработица на селе и как следствие - высокий отток населения (особенно молодого трудоспособного возраста), низкий уровень заработной платы, отсутствие стабильного и эффективного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и низкая социальная благоустроенность некоторых сел. Уровень жизни и благосостояния сельчан во многом зависит от строительства и содержания объектов социально - культурного назначения, производственной и социальной инфраструктуры, организации социально-культурной жизни сельчан. Большинство сельских территорий оказалось неспособным в силу разных причин успешно решать эти проблемы и создать для селян достойные условия жизнедеятельности.

Таким образом, государственная поддержка АПК в Республике Татарстан осуществляется в виде субсидирования возможностей для развития разнообразных форм хозяйствования: коллективных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимательских практик. Такое рациональное

сочетание разных форм собственности и хозяйствования наблюдается во многих современных селах Татарстана и позволяет говорить об экономически эффективном состоянии и развитии села.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агропромышленный комплекс Республики Татарстан. URL: http://agro.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_209266.pdf (дата обращения: 19.02.2014)

2. Киселев С.В. Государство, развитие села и сельской экономики. Изд-во ИНФРА-М. 2007. 436с.

3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. URL: http://agro.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/427067.htm (дата обращения: 06.05.2015)

4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. URL: http://agro.tatarstan.ru/rus/plans.htm (дата обращения: 16.02.2015)

5. Минниханов: «Наша задача - ценовая стабильность и недопущение сокращения ассортимента продуктов». URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2015/02/18/442577/ (дата обращения: 22.04.2015)

6. Общее образование в Республике Татарстан. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connec^rosstat_ts/tatsta^ru/statistics/sphere/ (дата обращения: 03.05.2015)

7. Отчет о выполнении Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. за 1 квартал 2014 года РТ (06.05.2014). URL: http://agro.tatarstan.ru/rus/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-selskogo.htm (дата обращения: 13.04.2015).

8. Поддержка начинающих и опытных фермеров (КФХ, семейных ферм, ЛПХ) в Республике Татарстан. URL: http://решение-верное.рф/selhoz (дата обращения: 16.02.2015)

9. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан // Официальный Татарстан. URL: http://president.tatarstan.ru/news/view/123093 (дата обращения: 05.05.2015).

10. Постановление КМ РТ от 26 февраля 2015 г. № 120 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2015 году» URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/614450/#ixzz3XMnMUkQZ (дата обращения: 15.04.2015)

11. Республика Татарстан - «Дорожная карта» устойчивого развития сельских территорий // Сельское строительство. 2014. №1. С.5. URL: http://www.centrselstroy.ru/data/_CC_1_2014.pdf (дата обращения: 28.04.2015)

12. Сельские школы Татарстана получат 57 млн. рублей на ремонт спортзалов в 2015 году. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/126524/ (дата обращения: 06.05.2015)

13. Татар-информ. URL: http://ati-times.tatar-inform.ru/news/sotiety/29384875/ (дата обращения: 06.05.2015); Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/24/12/2014/960036.shtml (дата обращения: 06.05.2015)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И КООПЕРАЦИЯ

И.В. Сафронов, аспирант ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ» E-mail: safronov-2008@yandex.ru

УДК 349.42

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Кооператив — это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. Действия кооперативов регламентируется Федеральным Законом «О сельскохозяйственной кооперации». Кооперация бывает вертикальной и горизонтальной.

Ключевые слова: кооперация, кооператив, сельское хозяйство, сельскохозяйственная кооперация.

Abstract. Co-op - is an autonomous association of persons united voluntarily to meet their economic, social and cultural needs through a jointly vladeemogo and democratically managed enterprise. Actions cooperatives are governed by the Federal Law «On Agricultural Cooperation». Cooperation is vertical and horizontal.

Key words: cooperation, cooperative, agriculture, agricultural cooperation.

В настоящее время наиболее приемлемой для сельского хозяйства формой организации производства является кооперация. Она и проверена временем, поскольку существовала в России с дореволюционных времен, показала свою эффективность в годы нэпа и более привычна для крестьян. Колхозы признаны в качестве производственных кооперативов и нынешним законодательством, поэтому членам колхозов теперь можно не отказываться от устраивающей их организационно-правовой формы (как это предполагалось в начале аграрной реформы), а следует только привести свои уставы в соответствие с действующими нормативными актами [1, с. 120].

«Кооперация» в переводе с латинского языка (cooperatio) означает «совместное ведение дел, сотрудничество».

Термин «кооперация» получил распространение потому, что кооперация как объединение труда и средств для совместной деятельности используется очень широко. На основе кооперации создаются предприятия и их объединения; решаются общие задачи на национальном и международном уровнях, например по освоению космоса, защите окружающей среды и др.

Кооперативы и их объединения также создаются и ведут разнообразную деятельность на основе кооперации. Эту особенность всегда выделяли идеологи кооперации разных стран, в том числе и России. Поэтому термин «кооперация» во всех странах применяется при характеристике двух специфических организаций рыночной экономики: кооперативов и их объединений.

Кооперативы создаются крестьянами (фермерами), рабочими, кустарями, ремесленниками, служащими, военнослужащими, студентами и школьниками, т. е. производителями и потребителями материальных благ.

В основу построения и деятельности кооперативов положены кооперативные ценности и принципы.

Кооперативы по своей социально-экономической природе являются одновременно ассоциацией граждан и хозяйственным предприятием.

Сущность кооператива не меняется, если он называется обществом, артелью, товариществом и т. п.

В Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 г., дано следующее определение кооператива: «кооператив - автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия».

Это определение выражает социально-экономическую сущность кооператива, и его необходимо применять при разработке кооперативного законодательства.

Такое определение кооператива предоставляет определенную свободу в организации совместной экономической и социальной деятельности. Так, в нем указано, что членами кооператива являются лица, поэтому кооперативное законодательство может устанавливать, что членами кооператива определенного вида

могут быть либо граждане - физические лица (индивидуальное членство), либо предприятия и организации -юридические лица (коллективное членство). В некоторых кооперативах разрешено смешанное членство.

В определении четко указано, что кооператив создается в форме демократически управляемого предприятия (юридического лица) с целью удовлетворения экономических и других потребностей своих членов.

Для укрепления своего положения кооперативы объединяются и создают союзы, ассоциации (объединения) на районном, областном и других территориальных уровнях.

Объединение кооперативов (союз, ассоциация) - социально-экономическая организация рыночной экономики, созданная кооперативами с целью содействия их развитию и более полному удовлетворению потребностей своих членов [3, с. 9].

Общепризнанными в мировой практике являются кооперативные ценности и принципы, которые были сформулированы в 1995 г. Всемирным кооперативным конгрессом:

- добровольное и открытое членство;

- демократический контроль, осуществляемый членами кооператива;

- экономическое участие членов кооператива;

- автономия и независимость;

- образование, повышение квалификации и информация;

- сотрудничество между кооперативами;

- забота об обществе.

Согласно Федеральному Закону «О сельскохозяйственной кооперации», вступившего в силу в 1995 г., сельскохозяйственные кооперативы в России создаются и функционируют на основе следующих принципов:

- добровольности членства в кооперативе;

- взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;

- распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

- ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

- ограничения дивидендов (процентов) по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;

- управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один

голос);

- доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов [2, с. 72].

Сельскохозяйственная кооперация в мире развивается в двух формах: производственная и

потребительская (обслуживающая, или кооперация производителей).

В нашей стране производственная кооперация в сельском хозяйстве представлена колхозами (артелями) и коопхозами. При этом новые производственные кооперативы создаются крайне редко, что обусловлено наличием значительного числа земельных собственников (собственников земельных долей), не имеющих непосредственного отношения к сельскохозяйственному производству. По этой причине очень сложно организационно собрать в крупный единый массив землю, владельцы которой приняли решение создать сельскохозяйственный производственный кооператив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время перспективы развития потребительской сельскохозяйственной кооперации (путем создания снабженческо-сбытовых, кредитных и сервисных кооперативов) более значительны, что подтверждается мировой практикой.

Различают также два типа сельскохозяйственной кооперации: горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальная кооперация - внутриотраслевое кооперирование, при котором два или более предприятий (хозяйств) одной отрасли объединяются экономически, организационно и технологически. По такому пути шло создание артелей, товариществ по совместной обработке земель, колхозов, а впоследствии осуществлялось укрупнение колхозов.

Вертикальная кооперация - межотраслевое кооперирование предприятий и производств различных отраслей агропромышленного комплекса. Основные преимущества кооперации А.В. Чаянов связывал именно с ее вертикальным типом. Существенное усиление рыночного положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, по его мнению, возможно только при создании мощных кооперативов, организующих денежный бюджет крестьянских хозяйств и осуществляющих снабженческие и перерабатывающие функции.

Существует также множество видов кооперации, которые можно классифицировать по следующим признакам:

• характер участия в деятельности кооператива (на правах члена кооператива или ассоциированного

члена);

• по роду основной деятельности, специализации;

• по числу членов и связанным с этим особенностям управления (например, в кооперативе, в котором число членов превышает 300 членов, общее собрание членов кооператива в соответствии с уставом кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных) [4, с. 98].

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - кооперативы, занимающиеся обслуживанием сельских товаропроизводителей, прежде всего крестьянских (фермерских) хозяйств, а также производственных кооперативов и других аграрных организаций: переработкой и сбытом производимой ими продукции, поставкой и ремонтом техники, ветеринарией, агрохимией и проч. Возможные направления их деятельности перечислены в ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации, однако это не является определяющим моментом при отнесении сельскохозяйственных кооперативов к потребительским. Почти всеми из перечисленных направлений деятельности занимаются и производственные кооперативы. Но разница между ними в том, что производственные кооперативы объединяют граждан, которые личным трудом участвуют в производстве определенной продукции, оказании услуг в целях получения кооперативом прибыли, а потребительские кооперативы объединяют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые передают кооперативу часть своих функций по какому-либо виду деятельности, а непосредственно их выполняют наемные работники кооператива. Потребительские кооперативы в экономической и сельскохозяйственной литературе называют еще межфермерскими, кооперативами второго уровня, вертикальной кооперацией. Не менее 50% работ сельскохозяйственного потребительского кооператива должно выполняться для членов данного кооператива. И размер паевых взносов в них не равен для всех, как в производственных, а пропорционален объему участия члена кооператива в его хозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы Их тоже несколько видов: колхоз (сельскохозяйственная или рыболовецкая артель), коопхоз и иные, то есть «просто» сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Коопхоз - это новое понятие, введенное Законом о сельскохозяйственной кооперации. Главная его особенность в том, что в паевой фонд члены коопхоза объединяют только имущество, но не землю, которая остается в их собственности. Такой вид кооператива подходит гражданам, самостоятельно ведущим хозяйствование (крестьянское или личное подсобное), которые объединяются по какому-нибудь одному виду деятельности, например по обработке земли, производству продукции животноводства.

Основную массу производственных кооперативов составляют, конечно, колхозы. Практически все ныне действующие колхозы создавались еще до эпохи аграрной реформы в соответствии с нормами действовавшего тогда Примерного устава колхоза, поэтому положения их уставов во многом не соответствуют Закону о сельскохозяйственной кооперации. Этим Законом установлен срок до 1 января 1997 года для приведения учредительных документов производственных кооперативов в соответствие с ГК РФ и с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Минсельхоз РФ разработал рекомендации о порядке такого приведения.

Главное, что предстоит сделать колхозам, - это оформить внесение имущественных паев и земельных долей их членов в паевой фонд колхоза, поскольку в кооперативах никакой общей собственности на имущество не предполагается. При этом обладающие такими долями и паями пенсионеры и иные граждане, не участвующие личным трудом в деятельности колхоза, могут оформить ассоциированное членство [1, с. 145].

Кредитные кооперативы

В соответствии с ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г., кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив, созданный добровольно объединившимися гражданами для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан.

Число членов кредитного потребительского кооператива граждан не может быть менее чем пятнадцать и более чем две тысячи человек.

Наименование кредитного потребительского кооператива граждан должно содержать словосочетание «кредитный потребительский кооператив граждан». Организации, не отвечающие требованиям указанного выше закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив граждан».

Членами кредитного потребительского кооператива граждан могут быть граждане, достигшие возраста шестнадцати лет.

Основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан являются: - добровольность вступления;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.