Ф.З. Гумарова
53
УДК 338.22(470.343)
Ф. З. Гумарова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Государственная поддержка развития малых форм
хозяйствования АПК как ключевой фактор развития агробизнеса
Рассмотрены направления государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК Республики Марий Эл. Обозначены проблемы по повышению эффективности мер господдержки, даны рекомендации по созданию более благоприятного предпринимательского климата для развития малого агробизнеса.
Ключевые слова: государственная поддержка, крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, эффективность сельскохозяйственного производства.
Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ № 14-12-1200.
Проводимая государственная политика развития и поддержки АПК определяется сегодня с учетом реально сложившейся многоукладности сельскохозяйственного производства. За годы рыночных преобразований в сельском хозяйстве были созданы условия, способствующие формированию на селе именно многоукладного по формам собственности, по организации труда, по размерам производства и другим параметрам сельскохозяйственного производства. Прежде всего это условия землеобеспечения, самостоятельного выбора вида деятельности, условий для производства и сбыта своей продукции. Однако адаптация малых форм хозяйствования к рыночным условиям сопровождается трудностями и проблемами, которые сегодня являются предметом внимания власти и общества. Государство сегодня действительно осознает важность и значимость малых форм хозяйствования на селе, ибо они не менее эффективны, чем крупные и средние хозяйства. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием поддержания и дальнейшего развития сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Малые формы хозяйствования обеспечивают работой основную часть занятого в сельском хозяйстве населения.
На 1 января 2015 года в Республике Марий Эл насчитывалось 756 крестьянских (фермерских) хозяйств. В структуре продукции сельского хозяйства на долю фермерского сектора и личных подсобных хозяйств в 2012 году приходилось 54,4 %. На долю этих форм хозяйствования приходится 95 % производства картофеля, 87 % овощей, 56 % молока, 48 % мяса.
С 2012 года в Республике Марий Эл реализуются ведомственные целевые программы по под-
держке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм, в рамках которых предусмотрены гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014-2020 годы» предусматривает меры стимулирования развития малых форм хозяйствования в АПК. Данные меры представлены в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» в рамках четырех основных мер:
1. «Поддержка начинающих фермеров». В рамках основного мероприятия по поддержке начинающих фермеров осуществляется предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств». В рамках основного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм осуществляется предоставление грантов на строительство или модернизацию семейной животноводческой фермы. Данная поддержка направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в которых деятельность организована на личном трудовом участии членов хозяйства.
3. «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования». Данная мера предусматривает предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами (ЛПХ).
54
Экономические науки
4. «Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств». По данному направлению из федерального бюджета предоставляется порядка 50 % от общих затрат, необходимых для проведения кадастровых работ, остальные средства - из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
За 2014 год в Республике Марий Эл государственную поддержку за счет средств федерального и республиканского бюджетов получили 14 участников программы поддержки начинающих фермеров и 4 участника программы поддержки семейных животноводческих ферм на общую сумму 31,96 млн рублей.
Государство сегодня видит роль и функциональное назначение КФХ, ЛПХ не только в производственной сфере, а немного шире - это прежде всего сохранение сельского расселения и сельского образа жизни, социального развития сельских территорий, развитие форм местного самоуправления и укрепление их активными представителями малого агробизнеса, формирование условий для самозанятости, воспитания подрастающего поколения и вообще сохранение здоровья нации, его культуры, окружающей природной среды. Меры государственной поддержки распространяются на все формы сельскохозяйственной деятельности, включая КФХ, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность на селе без образования юридического лица. То есть принцип равнодоступности здесь соблюден. Но пользоваться соответствующей государственной поддержкой -то есть быть получателем субсидий - могут только те предприниматели, кто предоставляет установленную отчетность, декларирует свои доходы, имеет оформленные по закону земельные и технические средства производства, то есть государство сегодня проводит политику поддержки цивилизованного, рыночно ориентированного предпринимателя, способного конкурировать в вопросах не только производства, но и эффективного сбыта, в вопросах доступа к кредитным и лизинговым ресурсам, информационном и консультационном обеспечении.
Сегодня, а в перспективе тем более, государственная поддержка доступна только эффективно функционирующим субъектам хозяйствования, делающим отдачу в виде дополнительного роста производства, уплачивающим налоги, способным расплачиваться по кредитам и лизинговым платежам, имеющим ликвидные активы и положительную структуру баланса. Надо сказать, что доля
малого сектора в получаемых из федерального и республиканского бюджетов субсидиях незначительна. Но за последние годы она имеет динамику существенного роста. Причем пользуются разными формами государственной поддержки именно те предприниматели, которые активно интересуются всей нормативной информацией, проявляют деловую предприимчивость, кто действительно заинтересован в укреплении своего бизнеса, четко видит свои дальнейшие перспективы и уверен в возможностях развития своего производства.
Хотелось бы отметить, что для сектора малого предпринимательства сегодня есть возможность выбора более упрощенной системы налогообложения и ведения учета в виде единого сельскохозяйственного налога, есть возможность в рамках Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» реструктуризировать просроченную задолженность. Также есть возможность воспользоваться поддержкой по жилищному строительству в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014-2020 годы. По данному направлению господдержки направлено 52,06 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 15,96 млн рублей, республиканского бюджета Республики Марий Эл -36,1 млн рублей.
Особо значимой проблемой для мелкотоварного сектора остается проблема недоступности кредитных ресурсов для инвестиционных целей на среднесрочный и долгосрочный период.
Серьезным недостатком и упущением в сфере мелкотоварного производства является отсутствие слаженной системы закупок и сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой в данном секторе, а также снабжения и технического обслуживания частнопредпринимательского сектора. Именно отсутствие эффективной системы сбыта на основе высокой самоорганизации и кооперирования приводит сегодня к невостребованности этой продукции, ее неконкурентоспособности по сравнению с крупными поставщиками. В этом плане необходимо развивать и поддерживать создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов - сбытовых, снабженческих, обслуживающих, перерабатывающих.
Ф. З. Гумарова
55
Индивидуально сегодня выходить на торги, участвовать в конкурсах, формировать партии сертифицированной продукции практически невозможно, да это и очень затратно. Надо объединяться в этих вопросах, строить систему взаимоотношений на основе кооперации и интеграции, учитывая взаимный интерес и экономические возможности на рынке. Предпосылки для этого есть -имеется и сохранен пока еще потенциал в секторе ЛПХ и фермерском производстве, есть экономический стимул для производства сельскохозяйственной продукции - а он определяется прежде всего платежеспособным спросом на продовольствие. Поэтому малому сектору аграрного предпринимательства необходимо активизировать и скоординировать работу в части завоевания и удержания своих позиций на рынке.
В рамках реализации Госпрограммы в части развития малых форм хозяйствования активность сельских предпринимателей и жителей остается очень низкой. Причина этого, прежде всего, в недостаточной работе на муниципальном уровне сельских поселений с населением, его информированностью и консультированию. Сегодня мало просто убеждать население, надо освещать положительный опыт работы фермеров, личного подворья, насыщать районные средства печати необходимой информацией, способствующей повышению предпринимательской активности населения. Село сможет выжить и стать богатым только тогда, когда каждый его житель станет предприимчивым и рачительным хозяином.
Введение в отношении России продовольственного эмбарго заставило коренным образом пересмотреть государственную программу развития сельского хозяйства. Перед аграрным комплексом поставлены новые задачи, в том числе по обеспечению продовольственной безопасности страны в условиях санкционного давления. Прямые ограничения импорта вызывают, с одной стороны,
рост внутренних цен на продукты, а с другой - эти же ограничения открывают большие товарные ниши для внутреннего товаропроизводителя. Резкое ослабление курса рубля также повышает конкурентоспособность отечественных товаров, а с учетом улучшения финансовых результатов прошлого (2014 г.) сельскохозяйственного года и повышения уровня государственной поддержки сельское хозяйство имеет все шансы выйти на более высокий уровень производства.
При этом понимание и внимание общества и государства к нашим общим проблемам, связанным с диспаритетом цен, технической отсталостью отрасли, его высокой энергозатратностью воспринимаются Правительством Российской Федерации как насущные, а значит, будут непременно разрешены.
Крестьянин как предприниматель на селе должен занимать активную позицию и в органах местного самоуправления, законодательных и партийных структурах, да и в строительстве гражданского общества голос крестьянства, его предпринимательских структур должен сегодня звучать громче.
Ш
1. Закон Республики Марий Эл от 03.12.2004 г. № 54-З «О государственной поддержке сельского хозяйства».
2. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.11.2012 г. № 428 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014-2020 годы».
1. The law of the Republic of Mari El of 03.12.2004 №. 54-Z «About the state support of agriculture».
2. The resolution of the government of the Republic of Mari El of 20.11.2012 №. 428 «About a state program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food in the Republic of Mari El for 2014-2020».
F. Z. Gumarova Mari State University, Yoshkar-Ola
State support of development of small forms of managing of agrarian
and industrial complex as key factor of development of agrobusiness
The directions of the state support of small forms of managing in agrarian and industrial complex of the republic of Mari El are considered. Problems on increase of efficiency of measures of state support are designated, recommendations about creation of more favorable enterprise climate for development of small agrobusiness are made.
Keywords: state support, country (farmer) economy, personal subsidiary farm, efficiency of agricultural production.