СОВМЕСТНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЧЛЕНОВ ОПЕК И ОРГАНИЗАЦИИ БРИКС НА ГЛОБАЛЬНОМ НЕФТЯНОМ РЫНКЕ
Ахлатян Зарине Степановна
магистрант,
ФГБОУ ВО «Донского государственного технического университета»т, кафедра «Мировая экономика и МЭО», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Бурьянова Наталья Владимировна
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Донского государственного технического университета»т, кафедра «Мировая экономика и МЭО», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: В работе рассмотрены вопросы развития стран-членов ОПЕК и государств, входящих в политическую организацию БРИКС, а также их совместная деятельность относительно развития нефтяной отрасли в контексте глобального рынка нефтепродуктов. Актуальность рассматриваемой темы подтверждается действующими на сегодняшний день договоренностями членов картеля со странами БРИКС во главе с Российской Федерацией, как владельца огромными запасами углеводородов и одного из важнейших экспортёров нефти на мировой рынок. На сегодняшний день совместные политические действия ОПЕК и БРИКС направлены на сокращение объёмов нефтедобычи. Также проведён анализ цен на нефтяную продукцию и выявлены периоды с наибольшим и наименьшим уровнем цен на нефть. Растущая роль политико-экономической организации БРИКС и стран-членов картеля ОПЕК определяется проводимой ими на рынке нефтепродуктов политики совместных действий по выполнению действующих договорённостей всеми странами-участниками без исключения.
Ключевые слова: БРИКС, картель, нефть, Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), углеводороды, баррель, чёрное золото, экспорт, инвестиции, нефтедобыча, полицентричность, экономика, политика, отрасль.
JEL: F01;
JOINT POLICY OF OPEC MEMBER COUNTRIES AND BRICS ORGANIZATION IN THE GLOBAL OIL MARKET Akhlatyan Zarine Stepanovna
Master student of the Department of World Economy and IER Rostov-na-Donu, Russian Federation
Buryanova Natalia Vladimirovna Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Don State Technical University Rostov-na-Donu, Russian Federation
Abstract: The issues of development of the OPEC member countries and the states that are members of the BRICS political organization, as well as their joint activities regarding the development of the oil industry in the context of the global oil products market are considered in the work. The urgency of the topic under consideration is confirmed by the current agreements of cartel members with the BRICS countries, led by the Russian Federation, as the owner of huge hydrocarbon reserves and one of the most important oil exporters to the world market. To date, the joint political actions of OPEC and BRICS are aimed at reducing the volume of oil production. Also, the analysis of prices for oil products was conducted and the
periods with the largest and lowest oil prices were identified. The growing role of the political and economic organization of the BRICS and the countries-members of the OPEC cartel is determined by the policy of joint actions taken by them on the oil products market to implement existing agreements by all the participating countries without exception.
Keywords: BRICS, cartel, oil, Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC), hydrocarbons, barrel, black gold, exports, investments, oil production, polycentricism, economy, politics, industry.
Будучи лидером на мировом нефтяном рынке, Организация стран-экспортёров нефти на сегодняшний день продолжает занимать главенствующую позицию в области регулирования добычи нефтепродуктов, но, тем не менее, в последние годы проявляется тенденция уменьшения Организацией степени давления на своих членов. Причина сложившейся ситуации состоит в появлении на глобальном рынке нефти других влиятельных стран (России, Китая и США), импортирующих нефтяную продукцию, но не являющиеся членами ОПЕК.
Увеличение объемов нефтедобычи странами, не членами ОПЕК, ведёт к падению цен на нефтепродукты на международном рынке. Вместе с тем, картель не может оказать влияние на них, так как страны-участники организации не всегда придерживаются договоренностям, изменив оговоренные квоты.
Актуальность данной темы состоит в совместной политике БРИКС и ОПЕК, целью которой является стабилизация цен на нефть. Действующие договоренности не должны иметь отрицательное влияние на развитие мировой экономики и повлечь за собой негативные последствия на инвестиционную деятельность в нефтяную отрасль.
Рассмотрим влияние стран-участников картеля на мировой нефтяной рынок и перспективу развития стран БРИКС на современном этапе, также проанализируем совместную деятельность стран ОПЕК и стран БРИКС на глобальном нефтяном рынке.
Основная цель ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти) заключается в регулировке ценовой рамки на нефтепродукты на мировой арене. Предпосылкой появления в экономическом мире подобной организации послужило резкое снижение цен на нефть в середине двадцатого века в связи с перенасыщением рынка. Лидером по продаже нефти являлся Ближний Восток, где были открыты одни из богатых месторождений черного золота.
Для проведения политики удержания цен на нефтяную продукцию в международном масштабе необходимым условием было снижение темпов добычи нефтедобывающими странами. Только соблюдая эти условия можно было сократить преобладающие излишки углеводородов на рынке и провести политику увеличения цен, в связи с чем и было принято решение создания ОПЕК для борьбы с этой проблемой [1]. В исследовании вопросов создания ОПЕК был заложен эмпирический метод, который исходит из исторического составляющего, взятого с официального сайта Организации стран-экспортёров нефти.
На сегодняшний день участниками картеля являются 14 стран. Консультации между участниками организации проводятся два раза в год в штаб-квартире Организации стран-экспортёров нефти в Вене [2]. Актуальными вопросами подобных встреч является обсуждение основных вопросов и принятие решений об увеличении или уменьшении квот на добычу нефти в отдельных странах или всей Организации в целом.
Венесуэла считается страной, основавшей ОПЕК (1960 г.), которая занимает не лидирующие позиции по уровню нефтедобычи. Бесспорное преимущество по уровню добывания нефти сосредоточено в землях Саудовской Аравии, затем лидируют Иран с Ираком. Под контролем Организации стран-экспортёров нефти находится порядка 50 % экспорта на мировой нефтяной рынок. Практически все члены картеля носят характер центральной нефтедобывающей отрасли, которая занимает главенствующую позицию в их экономике. Понижение ценовой корзины на углеводороды влечёт за собой негативные последствия на текущее экономическое положение в стране, касающееся
уменьшения прибыли государств ОПЕК.
Такие государства Африки, как Ливия, Экваториальная Гвинея, Габон, Алжир, Ангола, Нигерия стали членами картеля с 1960 по 1970 годы. На тот момент большинство африканских стран получили свободу от колониализма со стороны европейских государств, получив независимость. Экономическая политика вышеупомянутых стран ориентировалась, прежде всего, на добыче углеводородов и последующем их экспорте за границу. Страны Африки характеризуются высокой популяцией и преобладанием значительной доли нищеты среди населения. С целью возмещения затрат на правительственные проекты соцобеспечения данных стран государства вынуждены ориентировать свою экономику на добывание углеводородов. Для борьбы с конкуренцией с нефтедобывающими ТНК Европы и Америки странами Африки было принято решение о вступлении в ОПЕК.
Неустойчивость на фоне государственно-правовых разногласий Ближнего Востока послужило толчком для вхождения шести государств (Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Катар и ОАЭ) в ОПЕК. Государства-участники Азии отличаются меньшей концентрацией населения и внушительным инвестированием из рубежа. Высокий уровень прибыли от добывания нефти оплачивало Ирану и Ираку все расходы, связанные с ведением войны в 1980-е г. путем продажи нефтепродуктов, параллельно ведя военные действия друг с другом.
На сегодняшний день неустойчивость в политике Ближнего Востока носит характер угрозы не только для своей территории, а также является угрозой для состояния межправительственной ценовой корзины на нефтяную продукцию. Продолжаются гражданские военные действия в Ираке и в Ливии. Отмена санкций с Ирана может повлечь наращивание темпов добычи углеводородов внутри страны, невзирая на прямое увеличение квоты Организации стран-экспортёров нефти на добычу нефти.
Два латиноамериканских государства (Эквадор и Венесуэла) являются членами картеля. Венесуэла, будучи государством, основоположником создания Организации, носит статус политически неустойчивой страны. Антиправительственные протесты в 2017 году в Венесуэле были связаны с недостаточно продуманной экономикой внутри правительства. В последние годы значительно возросла государственная задолженность страны. Высокий уровень цен некоторое время поддерживал стабильность экономики, но резкое уменьшение цен повлекло за собой обрушение экономики Венесуэлы.
Объединение России, Бразилии, Китая и Индии в международный политико-экономический союз БРИКС официально впервые было объявлено в 2009 году на первом съезде Организации, которая заняла значимое место в мировом сообществе. Формирование нового внушительного альянса убедило развивающиеся страны в лишении однополярности западного механизма мирового сообщества и внушило идеи преобладания отличных от действующих альтернативы и варианта развития.
Страны-члены БРИКС выступают в качестве защитников устройства полицентричного мира, рассматривая реформирование структуры экономического мира на глобальном уровне, исходя из точки зрения неприемлемости подчиненности ООН интересам каждой отдельной страны, о международных правах и нормах, о недопущении применения силы в конфликтных ситуациях, а также совместное решение существующих глобальных проблем. Другими словами, страны-члены БРИКС возлагают большие надежды в отношении геоэкономических и геополитических проблем современного мира. Угроза падения темпов в период кризиса служит мотивом для укрепления обоюдного доверия между странами-участниками БРИКС. Решение возникающих вопросов и проблем представляет сложность для одной страны, что послужило предпосылкой совместного сотрудничества с целью поиска путей их решения совместными усилиями. Ускорение характера стратегического сотрудничества может способствовать основному взаимодействию как между странами-парами, так и касательно всех участников организации [3, с. 35-37].
Каждая страна БРИКС обладает своими сильными экономическими сторонами, которые могут
отсутствовать или быть слаборазвитыми у остальных членов, в связи с чем комплементарность экономических составляющих стран-участниц является немаловажным фактом для сотрудничества этих стран [4, с. 65-69].
РФ располагает огромными запасами нефти и газа, которыми не в таком масштабе обладают Индия с Бразилией. Следствием существующей ситуации с преобладанием различных благ между странами, служит возможность обмена теми благами, которых нет в одной стране и преобладают в другой. При мудром развитии этих предпосылок в странах БРИКС есть большая вероятность появления значительного роста альтернатив для развития как внутри одной страны, так и всех стран вместе.
Совместные политические действия членов ОПЕК и БРИКС на арене глобального нефтяного рынка в настоящее время опираются на договор о продлении снижения уровня нефтедобычи до конца текущего года. Прошедшая 30 ноября прошлого года 173-я встреча ОПЕК в Вене, завершилось объявлением о сохранности намеченного темпа добычи на уровне 32,5 млн. барр. в сутки до декабря 2018 года включительно [5]. Данное соглашение направлено на реабилитацию сбалансированности рынка и является итогом основательно запланированной стратегии, в которой, кроме членов картеля, принимают участие государства, не входящие в ОПЕК, включая стран БРИКС, а именно в первую очередь - Россия, принявшая участие в мероприятии по продлению сокращения нефтедобычи.
На недавнем вышеуказанном заседании стороны (участие принимали 24 страны) с уровнем контроля около 60 % мировой добычи нефти, пришли к наиболее широкому соглашению, а именно, пришли к договорённости уменьшить уровень добычи нефти на 1,8 млн. б/д на упомянутый выше период. Первостепенным требованием результативности намеченных целей являются безукоснительное следование договоренностям и дальнейшее действие соглашения о сокращении объёмов добывания нефти.
Рассмотрим подробнее годовые объёмы добычи нефти в период 2010-2017 гг. странами ОПЕК и уровень мировой нефтедобычи (табл. 1) [6, с. 6-12].
Таблица 1 - Мировая добыча нефти в млн тонн
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Добыча ОПЕК 1 445 1 516 1 558 1 521 1 502 1 601 1 632 1 609
Мировая добыча 3 580 3 652 3 707 3 720 3 783 3 890 3 907 3 903
Таблица 2 - Доля ОПЕК в нефтедобыче на мировом уровне в %
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
40,4 % 41,5 % 42,0 % 40,9 % 40,1 % 41,2 % 41,7 % 41,2 %
Исходя из данных таблицы 1, видно, что в добыче нефти в мире в 2017 году (3 903 млн т) значительных изменений не наблюдается. Добыча странами ОПЕК снизилась примерно на 1,5 % в то время как доля Организации в мировой нефтедобыче уменьшилась до 41,2 % (табл. 2).
Относительно ценовой корзины на нефть нужно заметить, что в 2017 году среднегодовая цена на нефть марки Brent дошла до уровня 54,39 долларов за баррель. В первом полугодии до июля цена продолжала снижаться в связи с большими запасами в хранилищах и увеличения нефтедобычи в Штатах. Второе полугодие характеризовалось подъёмом котировки по причине истощения запасов в нефтехранилищах, дойдя в декабре до среднемесячного уровня 64,37 долларов за баррель.
Исходные данные по ценам на нефть за период 2015-2017 гг. были взяты из журнала "Нефтегазовая вертикаль" [6, с. 6-12] и далее проведены расчёты для выявления среднего уровень ряда и средней цены за три года с целью определения индекса сезонности (табл. 3). Таблица 3 - Мировые цены на нефть (COPTA BRENT) в долларах за баррель
Месяц 2015 г. 2016 г. 2017 г. В среднем за три года Индекс сезонности
Январь 47,76 30,7 54,58 44,35 88,6
Февраль 58,1 32,18 54,87 48,38 96,6
Март 55,89 38,21 51,59 48,56 97,0
Апрель 59,52 41,58 52,31 51,14 102,2
Май 64,08 46,74 50,33 53,72 107,3
Июнь 61,48 48,25 46,37 52,03 103,9
Июль 56,56 44,95 48,48 49,99 99,9
Август 46,52 45,84 51,70 48,02 95,9
Сентябрь 47,62 46,57 56,15 50,11 100,1
Октябрь 48,43 49,52 57,51 51,82 103,5
Ноябрь 44,27 44,73 62,71 50,57 101,0
Декабрь 38,01 53,31 64,37 51,90 103,7
Средний уровень ряда 52,35 43,55 54,25 50,06 100
Исходя из проведённых выше вычислительных операций (табл. 3), можно сделать вывод, что минимальная стоимость цены на нефть COPTA BRENT приходилась на январь месяц, а максимальная стоимость на май.
Говоря о ситуации на сегодняшний день, по состоянию на 19 апреля 2018 года уровень цены на нефть марки Brent возросла до уровня 74,75 долларов за баррель. Причиной подобного явления стал отчёт американского Министерства энергетики (EIA) в котором зафиксировалось снижение нефтяного запаса. Более того, агентством Reuters с указанием ссылок на различные источники, осведомлённые с ситуацией, сообщила, о том, что Саудовская Аравия имеет перспективы на будущую ценовую корзину на нефть вплоть до уровня 80 долларов за баррель, а в дальнейшем и 100 долларов за баррель. Будучи одним из крупнейших в мире экспортёром нефти, СА обладает значительным весом в соглашениях ОПЕК и не-ОПЕК в отношении сокращения нефтедобычи, благодаря чему, заявления подобного рода воздействуют на ожидания инвесторов по последующему изменению котировок.
В журнале "Теоретическая экономика" в выпуске № 5 2017 года под редакцией доктора экономических наук, профессора и главного редактора журнала Гордеева В.А. в своей статье Фельдблюм В.Ш. (доктор химических наук) о ситуации с ростом и падением цен на нефть и внешнеполитических факторов влияния на данный процесс отмечает, что «Положение в экономике осложняется, западные санкции и тенденция к снижению цен на нефть сохраняются. Цены на нефть могут опуститься до 20 долларов за баррель. В таких условиях России придется забыть не только о сверхдоходах, но и вообще о каких бы, то, ни было доходах от продажи углеводородов» [7, с. 38-43].
Идейность ОПЕК по контролю нефтяного рынка меркнет на фоне колеблющейся динамики рынка, в которой ведущие позиции заняла промышленность сланцевой нефти США, которая достигла высокой степени развития. Революционное расширение нестандартных форм добычи в Штатах, сопровождающееся геополитическими происшествиями в регионах, добывающих нефть, в том числе, конкуренцией Саудовской Аравии и Ирана друг с другом, а также, значительные темпы нефтедобычи в России 2017 года внесли изменения в мировой рынок и в высокой степени разрушили традиционную главную роль по регулированию ОПЕК.
Сложности, возникающие с выполнением соглашения о нормах на добычу в предыдущие годы, привели к отчуждению от традиционной системы, которая действовала в ОПЕК, в период достаточности сокращения нефтедобычи исключительно участниками картеля. На сегодняшний
день оказывается наиболее очевидным, что, чтобы восстановить равновесие на глобальном рынке понадобится наиболее расширенное соглашение.
Предыдущее заседание ОПЕК в полном объёме показывает, что возможности Организации стран-экспортёров нефти в главенствующей роли Саудовской Аравии повлиять на мировую ценовую корзину нефти движется в сторону убыли и заставляет картель проводить переговоры с самостоятельными производителями о включении в соглашение об уменьшении объёмов добычи. Процедура сотрудничества с добывающими нефть странами, не входящими в состав картеля, получила свое начало в конце 2016 года, в период присоединения к процедуре переговоров России, Казахстана, Омана, а также Бахрейна. Подобный углубленный формат, вполне вероятно, будет существовать и в будущем, так как в этом, помимо рыночных соображений нуждаются геополитические причины, а также острая заинтересованность в безопасности.
Россия придаёт энергетическому комплексу приоритетную направленность в области развития взаимоотношений со странами ОПЕК стран-членов БРИКС. В период налаживания взаимоотношений в области нефтяной промышленности нужно исходить из специфических особенностей БРИКС, в частности, наличие в блоке, как значительных экспортеров, так и значительных импортеров нефти. В связи с этим РФ в состоянии исполнить роль поручителя за безопасность на нефтяном рынке, включая вопросы по поставкам углеводородов на глобальный рынок. Для России взаимодействие в рамках блока БРИКС со странами ОПЕК носит личный интерес, в первую очередь в отношении выстраивания совместной политической деятельности относительно энергетической отрасли, кроме того, обмен практики и технологического процесса в отрасли ТЭК.
Значение членов политико-экономической организации БРИКС совместно со странами членами ОПЕК в мировом нефтяном мире велико: совместно они поставляют на глобальный рынок нефти более 70 % нефтепродуктов. Их совместная деятельность по международному регулированию объёмов добычи и контроль цен на нефть может иметь значительное влияние на существовавшие в этой сфере процессы, которые на данный момент не достаточно полно учитываются относительно места, занимающие крупнейшие развивающиеся государства. Основным ключевым фактором для развития отношений ОПЕК со странами БРИКС могут послужить финансовые потоки, технологический прогресс, а также обязательное соблюдение совместных соглашений и договоренностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Официальный сайт ОПЕК: Краткая история. [Интернет-ресурс] - Режим доступа: http://www. opec.org/opec_web/en/about_us/24.htm. (дата обращения: 09.04.2018 г.).
2. Ахлатян З. С. Влияние стран ОПЕК на мировом нефтяном рынке в современных условиях /З.С. Ахлатян // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 210-216.
3. Арапова Е. Я. Перспективы экономической интеграции в формате БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 2. - С. 35-37.
4. Асеев С.С. Предпосылки и вопросы сотрудничества организации стран БРИКС / С.С. Асеев// Евразийский Научный Журнал. - 2016. - №8. - С.65-69.
5. Новые реалии глобального рынка нефти: ОПЕК, сланцевая индустрия США и Россия, 30.11.2017. [Интернет-ресурс] - Режим доступа: http://geo-politica.info/novye-realii-globalnogo-rynka-nefti-opek-slantsevaya-industriya-ssha-i-rossiya.html. (дата обращения: 21.03.2018 г.).
6. Виноградова О. Нефть-2017: итоги, тенденции, прогнозы /О. Виноградова// Нефтегазовая Вертикаль - 2018. - № 4. - С. 6-12.
7. Фельдблюм В.Ш. Макроэкономическая стабильность - это стабильное развитие, а не стабильный застой (к нынешней экономической дискуссии) /В.Ш. Фельдблюм// Теоретическая экономика - 2017. - № 5. - С. 38-43.