УДК 327
Хлопов Олег Анатольевич
кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики и международных отношений Российского государственного гуманитарного университета [email protected]
ПОЛИТИКА ОПЕК И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
Khlopov Oleg Anatolyevich
PhD in Political Science, Assistant Professor of the World Politics and International Relations Department, Russian State University for the Humanities [email protected]
OPEC POLITICS AND INTERESTS OF RUSSIA
Аннотация:
Анализируются основные проблемы отношений ОПЕК и России на международном рынке нефти, роль и влияние «нефтяного картеля» в мировой политике и экономике. Отмечается, что России следует учитывать политику ОПЕК и строить отношения, исходя из общих интересов - формирования устойчивой и предсказуемой цены на нефть. Автор подчеркивает, что от характера этих отношений зависит устойчивость международной энергетической безопасности.
Ключевые слова:
ОПЕК, Россия, энергетический кризис, энергодиалог, добыча и экспорт нефти, мировая экономика и политика.
The summary:
The article analyses the main problems of OPEC Russia relations in the international oil market, the role and influence of the “oil cartel" in the world politics and economy. Russia should take into account the interests of such powerful actor as OPEC and develop relations on the basis of mutual interests in order to form stable and predictable price for oil. The author emphasizes that international energy security mostly depends on the character of these relations.
Keywords:
OPEC, Russia, energy crises, energy dialog, oil production and export, world economy and politics.
В 2010 г. Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) отпраздновала свой 50-летний юбилей. ОПЕК - единственная организация, членами которой являются развивающиеся страны, сумевшая просуществовать пять десятилетий. За это время им приходилось сталкиваться с немалыми трудностями, но ОПЕК доказала свою жизнеспособность.
ОПЕК была создана в 1960 г. Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2008, вышла из состава), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1994, вышла из состава), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена организации - Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора. За годы своего существования ОПЕК стала крупной международной организацией со сложной структурой. Функционирование ОПЕК обеспечивает множество департаментов и служб, подчиненных генеральному секретарю организации. Штаб-квартира ОПЕК с 1965 находится в Вене.
В результате национализации нефтегазовой отрасли в нефтедобывающих странах третьего мира, особенно в 1960-е и 1970-е гг., западные корпорации потеряли право эксплуатировать ресурсы государств-производителей на основе традиционных концессий и лишились контроля над добычей энергоресурсов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Латинской Америке. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяными западными компаниями, ОПЕК стала сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу
1970-х гг. на долю его членов приходилось примерно 80 % достоверных запасов, 60 % добычи и 90 % экспорта нефти в несоциалистических странах.
В 1980-е гг. ОПЕК как международная организация потеряла политический вес в противостоянии с западными компаниями и странами. Ослабление ОПЕК было вызвано рядом причин: относительным снижением спроса на нефть, ростом ее предложения, изменением принципа ценообразования, усилением геополитического противостояния между СССР и США и расхождением отдельных стран-членов относительно характера отношений с СССР и США, когда исламско-мусульманский фактор стал играть решающую роль в ослаблении Советского Союза.
С момента образования ОПЕК отношения России с этой организацией скалывались непросто. СССР обратился с просьбой о вступлении, однако получил отказ, так как, согласно уставу, государства-члены должны быть развивающимися государствами и нефть должна быть основой их экономики. Советский Союз не подходил под эти критерии. Позднее с наращиванием собственных запасов и производства нефти и газа необходимость вступления в эту организации потеряла свое значение. С продолжением «холодной войны» западные страны пытались использовать некоторые государства ОПЕК в своих политических интересах, что приводило к ряду политических и энергетических кризисов.
Как отмечает в своем анализе прошлых событий Питер Швейцер, самое мощное оружие давления на СССР пришло не из Вашингтона, а из Саудовской Аравии, крупнейшего мирового обладателя запасами и экспортера нефти. Стратегия США в годы правления администрации Рональда Рейгана (1981-1987) была направлена на привлечение Саудовской Аравии на свою сторону для борьбы с коммунизмом. Рейган решительно хотел доказать, что он является надежным союзником Саудовской Аравии. Взамен на военную помощь и безопасность со стороны США Саудовская Аравия согласилась изменить мировые цены на нефть. В администрации Рейгана нисколько не сомневались в благоприятных последствиях такого действия. В 1983 г. министерство финансов пришло к выводу, что снижение цены на нефть на международном рынке даст значительной стимул развитию экономики США. Снижение цены на 5 долларов США приведет к увеличению ВВП США на 1,4 %, снизит инфляцию, увеличит накопления населения и напрямую сократит торговый дефицит США. Таким образом, если снижение цены на нефть стимулировало развитие американской экономики, то СССР это привело к тяжелому финансовому положению. Аналитики ЦРУ тогда подчитали, что при уменьшении цены за баррель нефти на один доллар Москва будет терять ежегодную прибыль от 500 млн до 1 млрд долларов США [1]. За первые несколько недель ежедневная добыча увеличилась с 2 до 6 млн барр/день, а к осени 1985 г. добыча достигла 9 млн барр/день. В результате цена на нефть резко пошла вниз. Если в ноябре баррель стоил 30 долларов США, то через пять месяцев цена остановилась на 12 долларах за баррель.
Сокращение валютных поступлений в бюджет СССР привело к значительному уменьшению покрытия дефицита товаров, сужению внешней торговли с западом и неспособности тратить колоссальные средства на ВПК. Таким образом, «нефтяной фактор» сыграл одну из решающих ролей в экономическом ослаблении СССР.
На сегодняшний день целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
Кроме этого, к важным целям ОПЕК относятся: координация и стандартизация нефтяной политики стран-членов, определение наиболее эффективных коллективных средств защиты интересов стран-производителей, сотрудничество со странами, не чле-
нами ОПЕК (в первую очередь Россия, Мексика, Норвегия), в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти. Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. В конце 2008 г. президент РФ Д. Медведев заявил о том, что не исключается возможность вступления России в ОПЕК [2].
Согласно данным ОПЕК, опубликованным в ежегодном отчете за 2010 г. «Annual Statistical Bulletin 2010», запасы ОПЕК в 2007 г. составили 946 млрд баррелей, в 2010-м -1,193 млрд баррелей, соответственно - 77,7 % и 81,3 % от мировых запасов [3]. При этом если Венесуэла в 2007 г. обладала 99,377 млрд баррелей, то в 2010-м доказанные запасы нефти с учетом «тяжелой» и трудно извлекаемой увеличились до 296,501 млрд баррелей - на 40 %, и вышла на первое место в мире, опередив Саудовскую Аравию (264 млрд баррелей).
По причине международного финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. на мировом рынке нефти произошло сокращение спроса на нефть. Добыча стран ОПЕК в 2007 г. составила 31,123 млн барр/день, а в 2010 уменьшилась до 29,183 млн барр/день, что составило 43,7 % и 41,8 % общемировой добычи соответственно. Экспорт ОПЕК в 2007 г. составлял 24,206 млн барр/день, в 2010-м сократился до 23,112 млн барр/день, что составило 59,2 % и 60,6 % от мирового экспорта соответственно. При этом также сократился объем экспорта Саудовской Аравии с 6,962 млн барр/день в 2007 г. до 6,644 млн барр/день в 2010 г.
Что касается доказанных запасов нефти России, то, по оценкам экспертов ОПЕК, на
2010 г. они остались неизменными с 2007 г. на уровне 79,432 млрд баррелей. Добыча нефти в РФ в 2007 г. составила 9,572 млн барр/день, а в 2010-м увеличилась до 9,841 млн барр/день, и страна на протяжении нескольких лет действительно является лидером по производству нефти. Однако если смотреть на данные объема экспорта, то здесь Россия уступает лидерство Саудовской Аравии. Экспорт российской нефти в 2007 г. составлял 5,264 млн барр/день, а в 2010 г. увеличился до 5,609 млн барр/день. Третье место по объему экспорта своей нефти занимает Иран (2,583 млн барр/день), далее следует Нигерия (2,464 млн барр/день), Ирак (1,890 млн барр/день, Ангола (1,683 млн барр/день) - это все страны ОПЕК и все - ведущие мировые экспортеры нефти. Общемировое потребление нефти в 2010 г., по оценке ОПЕК, составило 86,7 млн барр/день [4].
Российский премьер-министр В. Путин в ноябре 2011 г. заявил, что Россия, в настоящий момент являющаяся ведущим производителем нефти в мире, планирует тесно сотрудничать с ОПЕК. В. Путин не сказал ничего конкретного о том, как именно Россия намерена сотрудничать с организацией. «Мы иногда вызываем раздражение у стран ОПЕК, поскольку, не будучи страной, входящей в эту организацию, производим больше нефти (чем любой из ее членов) и это влияет на мировые цены на рынках, - заявил Путин. - Но мы все-таки будем координировать нашу работу с ОПЕК» [5].
Однако попытки построить какие-либо конструктивные отношения России с ОПЕК предпринимались неоднократно. С 1991 г. развитие отношений России с ОПЕК прошло ряд этапов, которые напрямую были связаны со спадом мировой экономики в 1997-1998 и 2008-2009 гг., когда на мировом рынке происходило сокращение спроса и соответственно снижение цены на нефть.
Россия, оправившись после кризиса 1998 г., начала наращивать экспорт, что вызвало недовольство ОПЕК, так как в то время цена были около 10 долларов за баррель и страны ОПЕК снижали свою добычу. Дело дошло до того, что ОПЕК пригрозила России обвалить цены на нефть. С целью решения подобных конфликтов начиная с 1998 г. Рос-
сия стала принимать участие в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в нее.
В 2002 г. между ОПЕК и Россией вновь вспыхнула «нефтяная война». На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Представители ОПЕК опять стали угрожать, что смогут значительно снизить цену на нефть. На словах Россия присоединилась к просьбе ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть в начале
2003 г. накануне вторжения США и Великобритании в Ирак. На состоявшейся в октябре
2004 г. в Москве встрече вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций как в многостороннем, так и в двустороннем формате.
В последние годы отношения межу ОПЕК и Россией улучшились. Россия постоянно участвует в министерских конференциях ОПЕК в качестве наблюдателя и открыта для дальнейшего диалога.
В разгар мировой экономической рецессии 2008 г., когда цены на нефть упали с 140 ниже 50 долларов за баррель, Россия и ОПЕК значительно увеличили взаимное сотрудничество и координацию своих действий. Тогда в Москву прибыла представительная делегация ОПЕК во главе с его генсеком А. аль-Бадри, которого принял президент РФ Д. Медведев. Официально речь шла о возможности сокращения добычи, чтобы законсервировать запасы, понизив тем самым экспорт.
В 2009 г. на очередной конференции ОПЕК в Вене в работе на правах наблюдателя принимала участие российская делегация во главе с вице-премьером РФ И. Сечиным. Он отметил, что снижение добычи не должно быть единственным методом влияния на стоимость продукта, а «одним из сильных средств, способствующих повышению устойчивости и предсказуемости рынка, могло бы стать преимущественное использование долгосрочных контрактов на поставку нефти» [6].
Сегодня Россия продолжает конкурировать с Саудовской Аравией по объемам добычи нефти. По итогам 2011 года в России было добыто 511,4 млн тонн нефти и газового конденсата (10,27 млн баррелей в сутки). Добыча нефти Саудовской Аравией в декабре
2011 г. также превысила 10 млн баррелей в сутки [7].
Развитие двухсторонних отношений России со странами ОПЕК также может являться частью общей энергетической стратегии российского правительства и отечественных нефтегазовых компаний. Укрепление отношений России с Венесуэлой, членом ОПЕК, может поставить под сомнение единство ОПЕК и привести к новому раскладу сил на нефтяном рынке. Если Саудовская Аравия является стратегическим союзником США на Ближнем Востоке, то у России такие особые отношения со странами ОПЕК складываются пока лишь с Венесуэлой и Ираном. До свержения режима С. Хусейна в Ираке в 2003 г. и «арабских революций» 2011 г. Россия имела стратегические контракты в Ираке, Ливии, Алжире.
Венесуэла на конец 2010 г. располагала самыми большими доказанными запасами нефти в мире - 296,5 млрд баррелей, а доля ОПЕК в мировых запасах поднялась до 81,3 % в 2010 г. с 79,6 % в 2009 г. [8]. Россия проявила интерес к сотрудничеству по разработке запасов нового месторождения Ориноко. Проект начал разрабатывать консорциум российских компаний ООО «Национальный нефтяной консорциум». В ходе официальной встречи в конце 2011 г. в Каракасе Россия и Венесуэла подписали соглашение о предоставлении Венесуэле кредита на сумму 4 млрд долларов для поддержания достигнутого уровня военно-технического сотрудничества с Россией.
Анализ подходов и мнений относительно характера отношений России с ОПЕК показывает, что у российских экспертов и аналитиков, занимающихся проблемами нефтегазо-
вой отрасли а) есть общее мнение, что России пока не стоит вступать в эту организацию, и б) пока нет единого мнения, как эти контакты развивать. Схожесть позиций заключается в общих интересах - стабильном, предсказуемом рынке нефти и разумно высоких ценах [9].
По мнению В. Бушуева, генерального директора Института энергетической стратегии (ИЭС), России есть чему поучиться у ОПЕК. Страны-экспортеры нефти, входящие в ОПЕК, давно перешли на стратегию развития, которое последует после нефтяного бума, и они не боятся сворачивания этого нефтяного бума и нефтепроизводства в своих странах. Они развивают перерабатывающее производство нефти и демонстрируют гибкость в плане диверсификации бизнеса.
Согласно оценке президента Центра энергетической дипломатии и геополитики С. Жизнина, концепция взаимоотношений с ОПЕК была написана еще в 1997 году. Но Организация хочет усилить свое влияние на мировом нефтяном рынке. Россия же заинтересована быть глобальной энергодержавой и должна учитывать важное место ОПЕК в системе глобальных центров. Но есть и другие центры - Международное энергетическое агентство (МЭА), Международный энергетический форум (МЭФ), Форум стран экспортеров газа (ФСЭГ). Страны ОПЕК поддерживают тесные контакты с этими глобальными центрами - МЭА и МЭФ и ведут активный энергодиалог с Евросоюзом и Китаем.
По мнению руководителя Фонда национальной энергетической стратегии К. Симонова, Россия справедливо отказалась от членства ОПЕК. Во-первых, ОПЕК уже не такая влиятельная структура, как это было несколько лет назад. Во-вторых, в случае вступления Россия должна брать на себя дополнительные обязательства относительно объемов добычи и экспорта нефти [10].
В силу разных причин у России не выработаны четкая позиция, механизм взаимодействия и стратегия отношений с ОПЕК. Главная проблема, которую надо решить России как в отношении с Саудовской Аравией, так и в отношении других арабских стран Персидского залива, определиться с моделью и механизмом взаимодействия: или это сотрудничество, или столкновение и жесткая конкуренция. При этом следует учитывать и специфику двухсторонних отношений. Российский МИД и Минтопэнерго после анализа данного вопроса пришли к пониманию нецелесообразности вступления в ОПЕК. Согласились на формирование стабильных и институциональных отношений, сформулировали и передали ОПЕК меморандум о сотрудничестве, который пока остается без ответа.
В информационном сообщении, размещенном на сайте Минтопэнерго относительно сотрудничества РФ с ОПЕК, отмечается, что стратегическая цель России - «содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех участников. Россия выступила с инициативой по организации регулярного энергодиалога Россия - ОПЕК. Она базируется на универсальных принципах российского подхода к повышению глобальной энергетической безопасности и не направлена против каких-либо третьих стран и организаций.
К вопросам, подлежащим совместной проработке, в частности, относятся: степень обоснованности рекомендаций энергетических агентств и организаций, в том числе МЭА, в рассматриваемой сфере; степень влияния и пути преодоления монополизации сервисных услуг на нефтегазовом рынке; перспективное влияние на мировой рынок нефти новых тенденций и возможностей (развитие добычи на шельфе, добыча и переработка тяжелой нефти и другие).
Для реализации нашей инициативы планируется заключить Соглашение (Меморандум) об энергодиалоге, которое в том числе предусматривает создание механизма координации, включая назначение уполномоченных органов. С российской стороны - это Министерство энергетики. Кроме того, обсуждается вопрос формирования «координационной
группы из представителей высокого уровня с обеих сторон» [11]. Таким образом, данное заявление можно рассматривать как официальную позицию России на настоящий момент.
Очевидно, что в сегодняшней ситуации главное для России и ОПЕК - добиться стабильности и предсказуемости мировых цен на энергоресурсы. Для этого Москва предлагает создать новую систему торговли нефтью, которая позволяет избежать спекулятивных торгов фьючерсами, а также ввести новые марки нефти, торгуемые на бирже, включая российскую марку «Urals». Следует отметить, что резкий рост цен на нефть в 2002-2008 гг. спровоцирован не столько возросшим спросом Китая, Индии и других развивающихся стран, сколько приходом на нефтяной рынок глобальных финансовых игроков - хэдж-фондов, индексных фондов и других финансовых структур.
Россия не должна оставаться «младшим» партнером ОПЕК. Стратегически Россия заинтересована не столько в поддержании высоких цен на нефть, сколько в снижении издержек, налогового бремени и рисков для компаний, добывающих нефть и производящих товары и услуги для ее добычи и переработки [12].
Очевидно, что в сложившейся ситуации Россия и ОПЕК должны стремиться к налаживанию постоянного диалога, а не встречаться лишь тогда, когда возникают проблемы и потрясения. Россия в данный момент старается действовать в рамках вышеуказанных подходов и Энергетической стратегии Российской Федерации, которая был принята в 2010 г.
В условиях усиления неопределенности и волатильности на мировых энергетических рынках странам, экспортерам нефти, следует стремиться к поиску совместных усилий по координации объемов добычи.
Сегодня складывается перспективный формат регулярных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран, входящих в эту организацию. На практике Россия, не вступая в картель, может взять на вооружение его главный рычаг влияния: снижение добычи в случае серьезного падения цен на черное золото и введение некоторого резерва добычи, чтобы более эффективно работать на рынке формулы цены.
В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью: стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому, так как они подрывают устойчивость мировой экономики и в конечном счете скажутся отрицательно на производителях. Однако России следует учитывать расхождение стратегических интересов отдельных стран ОПЕК, оставаясь самостоятельно действующей силой на рынке нефти.
России пока не следует вступать в ОПЕК, чтобы не сковывать себя обязательствами квотировать свой экспорт. Однако институционализация этих отношений в рамках меморандума (энергетического диалога) будет способствовать поддержанию устойчивого и оперативного обмена мнениями по всем вопросам и реализации предложений по улучшению ситуации на рынке.
Ссылки:
1. Schweizer Peter. Reigan's War. Random House. Doubleday. 2002. P. 238-239.
2. РИА Новости. 11.12. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/crisis_news/20081211/157024555.htmll (дата обращения 12.01.2012).
3. OPEC Annual Statistic Bulletin. 2010/2011. P. 22. [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.org/opec_web/ static_files_project/media/downloads/publications/ASB2010_2011.pdf (дата обращения 03.01.2012).
4. OPEC Annual Report. 2010. P.20. [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.org/opec_web/static_files_ pro-ject/media/downloads/publications/Annual_Report_2010.pdf (дата обращения 08.01.2012).
5. Путин: Россия будет «координировать работу» с ОПЕК / ИноСми.ги 12.11.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.ru/world/20111112/177492018.html (дата обращения 10.01.2012).
6. Страсти по ОПЕК // Эксперт Казахстан. 2009. № 11 (207). 23 марта. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/kazakhstan/2009/11/strasti_po_opek/ (дата обращения 22.12.2011).
7. Добыча нефти в Саудовской Аравии превысила 10 млн баррелей в сутки // Lenta Ru. 05.12.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2011/12/05/output/ (дата обращения 16.01.2012).
8. ОПЕК: Венесуэла стала мировым лидером по запасам нефти // NewsRu.com. 19.07.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://newsru.com/finance/19jul2011/venez_oil.html (дата обращения 09.01.2012).
9. Дискуссия. Россия - ОПЕК: неиспользованные ресурсы взаимодействия // Международная жизнь. 26.01.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://ru-fr.interaffairs.ru/read.php?item=590 (дата обращения 09.01.2012).
10. Симонов К. Россия и Саудовская Аравия. Экспертное мнение / Министерство энергетики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/experts/4068.html?sphrase_id=168311 (дата обращения
30.11.2011).
11. Сотрудничество с ОПЕК / Министерство топливной энергетики. [Электронный ресурс]. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/co-operation/opek_contribution/index.php?sphrase_id=170686 (дата обращения
27.12.2011).
12. Коноплянник А. Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты? // Эксперт. 2000. Август. № 31. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2000/31/31ex-mnenie_22898/ (дата обращения 06.01.2012).
References (transliterated):
1. Schweizer Peter. Reigan's War. Random House. Doubleday. 2002. P. 238-239.
2. RIA Novosti. 11.12. 2008. [Electronic resource]. URL: http://ria.ru/crisis_news/20081211/157024555.htmll (date of access 12.01.2012).
3. OPEC Annual Statistic Bulletin. 2010/2011. P. 22. [Electronic resource]. URL: http://www.opec.org/opec_web/ static_files_project/media/downloads/publications/ASB2010_2011 .pdf (date of access 03.01.2012).
4. OPEC Annual Report. 2010. P.20. [Electronic resource]. URL: (date of access 08.01.2012).
5. Putin: Rossiya budet «koordinirovat' rabotu» s OPEK / InoSmi.ru 12.11.2011. [Electronic resource]. URL: http://www.inosmi.ru/world/20111112/177492018.html (date of access 10.01.2012).
6. Strasti po OPEK // Ekspert Kazakhstan. 2009. № 11 (207). 23 marta. [Electronic resource]. URL: http://expert.ru/kazakhstan/2009/11/strasti_po_opek/ (date of access 22.12.2011).
7. Dobycha nefti v Saudovskoy Aravii prevysila 10 mln barreley v sutki // Lenta Ru. 05.12.2011. [Electronic resource]. URL: http://lenta.ru/news/2011/12/05/output/ (date of access 16.01.2012).
8. OPEK: Venesuela stala mirovym liderom po zapasam nefti // NewsRu.com. 19.07.2011. [Electronic resource]. URL: http://newsru.com/finance/19jul2011/venez_oil.html (date of access 09.01.2012).
9. Diskussiya. Rossiya - OPEK: neispol'zovannie resursy vzaimodeystviya // Mezhdunarodnaya zhizn'. 26.01.2011. [Electronic resource]. URL: http://ru-fr.interaffairs.ru/read.php?item=590 (date of access 09.01.2012).
10. Simonov K. Rossiya i Saudovskaya Araviya. Ekspertnoe mnenie / Ministerstvo energetiki RF. [Electronic resource]. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/experts/4068.html?sphrase_id=168311 (date of access 30.11.2011).
11. Sotrudnichestvo s OPEK / Ministerstvo toplivnoy energetiki. [Electronic resource]. URL: http://minenergo.gov.ru/ activity/co-operation/opek_contribution/index.php?sphrase_id=170686 (date of access 27.12.2011).
12. Konoplyannik A. Rossiya i OPEK: soyuzniki ili konkurenty? // Ekspert. 2000. Avgust. № 31. [Electronic resource]. URL: http://expert.ru/expert/2000/31/31ex-mnenie_22898/ (date of access 06.01.2012).