К. КУРБАКОВ, профессор РЭА им. Г.В. Плеханова
Конец ХХ и начало XXI веков характеризуются процессом интеграции мирового сообщества. Этот процесс наблюдается по всем направлениям деятельности человеческого общества. Научная и образовательная сферы также подвержены активным процессам взаимообмена. Благодаря Интернету сформировалась и активно развивается глобальная информационная среда, которая способствует активному взаимопроникновению производственно-научной и образовательной сфер деятельности.
В настоящее время сложились две ведущие формы организации образования в вузах:
а) система подготовки специалистов, как правило, с пятилетним сроком обучения;
б) двухуровневая подготовка кадров (уровни бакалавриата и магистратуры) со сроком обучения, как правило, 4+2 года соответственно.
В нашей стране в течение почти восьмидесяти с лишним лет сформировалась и устойчиво функционирует система подготовки специалистов. Она рельефно представлена в вузах технического профиля. Пятилетний срок обучения оказался весьма эффективным, что доказано многолетним опытом отечественной образовательной системы.
Однако такая подготовка не лишена недостатков: довольно сжатый срок обучения не позволяет развернуть широкую систему спецкурсов, особенно не основного профиля знаний, и др.
Двухуровневая система образования
В мировой практике образования существует и развивается двухуровневая система образования: бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура со сроком обучения 2 года. Основная масса обучаемых (до 80%), как правило, «оседает» на уровне бакалавриата. Уровень знаний бакалавра во
«Совмещенная система»
многих случаях позволяет удовлетворить потребность общества в профессионалах такого уровня. Это значит, что пятый год для большой массы выпускников является как бы лишним. Однако это справедливо лишь для некоторых специальностей и для определенного уровня и определенной сложности задач. Экономический фактор - «экономия за счет ликвидации пятого года обучения» - необходимо оценивать с позиции готовности «бакалавриатской массы» решать определенный уровень задач в будущем!
В нашей стране техникумы, как средние специальные учебные заведения (ссузы), решали фактически образовательную задачу бакалавриата и тем самым представляли как бы первый уровень двухуровневого зарубежного образования.
Введение магистратуры создает другую структуру высшего образования в стране, поскольку отсекает многих от «настоящего» высшего образования по следующим основаниям:
а) психологическому - бакалавр уже имеет высшее образование, т.е. мотивация к обучению более высокого уровня резко ослабевает («А может быть, магистратура и не нужна?», «Обойдусь и этим!»);
б) экономическому - магистратура для всех платная. Это означает экономический отсев массового контингента обучаемых;
в) стратегическому - оставаясь на уровне бакалавра, обучаемый не использует своевременно энергетику молодости, теряет темп обучения, и в более зрелом возрасте исправить это решение, как правило, затруднительно.
В России сегодня действуют две системы образования: подготовка специалистов и двухуровневая система образования. Сведение отечественной пятилетней системы образования только к четырехлетнему на уровне бакалавриата, конечно, является шагом назад и резко снижает эффективность оте-
42
Высшее образование в России • № 2, 2005
чественного образования. Введение же шестилетнего обучения (4+2 года обучения) повышает в целом уровень вузовского обучения, но только для 20% обучаемых.
Такое соотношение отечественной системы образования и зарубежного двухуровневого образования побуждает к поиску путей компромиссного решения этой проблемы.
Совмещение двух систем образования
Совмещение отечественной системы подготовки специалистов и двухуровневой системы можно осуществить следующим образом.
1. Создается двухуровневая совмещенная однопрофильная система образования (4+2 года обучения).
2. Первый уровень - бакалавриат. Он завершается защитой выпускной работы и получением диплома государственного образца, который свидетельствует о получении первого высшего образования.
3. Второй уровень - магистратура.
Этот уровень состоит из двух ступеней:
Первая ступень - 5-й год обучения, который завершается защитой диплома государственного образца и получением квалификации специалиста по соответствующей специальности.
Дипломная работа по специальности является квалификационной работой, которая свидетельствует о практической и теоретической подготовке специалиста-магистра.
Вторая ступень - 6-й год обучения, который завершается защитой выпускной работы и присвоением академической степени «Магистр по...» или «Мастер по...». На шестом году обучения осуществляется научно-исследовательская, методическая и т.п. заключительная вузовская подготовка.
Практически и на основании имеющейся шестилетней подготовки по данному направлению-профилю часть выпускников в состоянии выполнить диссертацию «Доктора философии».
Данное компромиссное решение не разрушает ни одну из совмещаемых систем. Бо-
лее того, оно значительно обогащает и расширяет возможности каждой из них (Рис.).
Система подготовки специалистов остается. После четырех лет обучения, защиты выпускной работы и получения диплома бакалавра выпускник может покинуть вуз, имея первое высшее образование. Однако студент может непрерывно продолжать обучение на 5-м курсе, защитить диплом и получить квалификацию специалиста, а также удостоверение о завершении обучения на 1-й ступени магистратуры.
Первые пять лет непрерывного обучения базируются на бюджете.
Вторая ступень второго образования -всегда платная. Срок обучения 1 год. Однако после бакалавриата возможно сразу, т.е. непрерывно или с некоторым перерывом, поступить в двухступенчатую платную магистратуру со сроком обучения два года. Тем самым минуется подготовка специалиста и защита диплома по специальности.
При двухгодичной магистратуре обучения тем не менее используются два базисных метода обучения: практико-техноло-гическое - на первом году обучения и теоретическое, научно-исследовательское -на втором году.
Основные проблемы «совмещенной системы» выражаются в следующем:
а) базисный набор дисциплин бакалавриата, с одной стороны, должен содержать учебные дисциплины, необходимые для возможной магистратуры, а с другой -иметь соответствующую завершенность на уровне бакалавра;
б) учебный процесс двухуровневого образования должен создаваться на основе взаимосвязанного «телескопического принципа», т.е. перечень всех дисциплин бакалавриата и магистратуры представляет собой логически взаимосвязанную пирамиду знаний, которая разделяется на уровни и ступени без потери логики и необходимого содержания обучения;
в) «телескопичность» принципа построения процесса обучения означает в первую очередь, что все предыдущие знания явля-
л
ю
0
w §
1
01 ^
Ю
о ^
о С?
8
<
4
ь—<
3
к—<
2
►—<
1
Рисунок
Профессиональная деятельность
(в науке, технике, производстве, управлении и т.п.)
Специалист
по информатике
г/-"'Х
Теоретикум
(2-й год обучения)
Практикум
(1-й год обучения)
(В S О. 00
(В Ц
ГО ГО
Ш
го d о
3-й год
обучения
2-й год
обучения
1-й год
обучения
Г
<
Q.
>
< Q.
С
<
1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень
Уровни подготовки
Структура многоуровневой подготовки специалистов-информатиков в вузе
ются необходимыми фрагментами последующих ступеней и уровней обучения;
г) «телескопический» принцип позволяет осуществлять жесткую логику построения учебных планов, устранить ложное дублирование, а главное - совместить интересы всех уровней и ступеней обучения.
Решить данные проблемы непросто, но возможно и практически уже осуществлено в ряде вузов, в частности в Институте информатики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова [1, 2].
Литература
1. Курбаков К.И. Модернизация и качество
образования // Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования: Межвуз. сб. науч.-метод. трудов. № 9 / Под общ. Ред. К.И. Курбакова. - М., 2003.
2. Курбаков К.И, Дергунова О.К. Модерни-
зация российского образования и организации обучения // Там же. - С.84-89.