Научная статья на тему 'Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России'

Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Александра Александровна

В статье рассматриваются особенности и текущие результаты реализации Болонского процесса в России: неоднозначность таких нововведений, как двухуровневая система высшего образования (бакалавриат-магистратура), новые перспективы, которые она открывает для отечественной системы образования. Показано, что двухуровневая система может служить инструментом управления рынком образовательных услуг, позволяя сделать более точный прогноз ситуации на рынках образовательных услуг и труда и скорректировать образовательную траекторию студента. Акцент делается на сочетание элементов рынка и плана, обосновывается необходимость применения дифференцированного подхода к определению профессий, допускающих выход бакалавра на рынок труда. Предлагается модифицированная структура уровней высшего образования для разных специальностей. Использование всех преимуществ Болонского процесса в России оказывается затруднительным ввиду отсутствия интеграции с европейским рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России»

Сидорова А. А.

Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России

В настоящее время идет реализация Болонского процесса в России, направленного на гармонизацию российской и европейской систем образования. Многие эксперты высказывались против данного решения еще на стадии присоединения, видя больше сложностей для нашей страны, чем выгоды. Сегодня бессмысленно обсуждать правильность сделанного шага. Но важными становятся вопросы: насколько Болонский процесс удобен для РФ, если рассматривать его изолированно от других интеграционных сфер (экономики, финансов)? Каким образом можно сделать последствия присоединения к общеевропейской системе образования максимально благоприятными для России, и какие новые возможности для управления оно открывает?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо вначале проследить реализацию Болонского процесса в Европе. В 1960-1970-е гг. в европейских странах происходило активное развитие системы высшего образования, что повлекло за собой быстрое и значительное увеличение количества студентов, создание новых типов образовательных программ и т.п. В то же время росло число студентов, решавших получить высшее образование за границей. Глобализация и все усиливающаяся международная конкуренция подчеркивали важность увеличения привлекательности европейского образования на мировой арене. Ввиду данных обстоятельств европейские страны начали рассматривать возможности координации национальных систем образования. Создание Европейского союза выдвинуло на первый план проблему управления новой, общеевропейской системой образования.

Начало данному процессу было положено в 1998 г. подписанием «Сорбонской декларации» министрами образования Франции, Италии, Великобритании и Германии. В «Сорбонской декларации» говорится о создании европейской зоны высшего образования для общего развития европейского континента, построенной на уважении различий, но требующей ликвидации барьеров между национальными системами высшего образования. В 1999 г. была подписана «Болонская декларация», в которой 29 стран Европы выразили готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Помимо «Сорбонской декларации», «Болонская декларация» опирается также на университетскую хартию «Magna Charta Universitatum», принятую в 1988 году, в которой содержатся фундаментальные принципы единого европейского образовательного пространства, а также подчеркивается центральная роль университетов в развитии знания, науки, европейских культурных ценностей.

Следующими шагами в развитии Болонского процесса стали конференции министров, проведенные в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.), Лондоне (2007 г.), Левене (2009 г.) и Будапеште-Вене (2010 г.). Совместно с конференциями в

2009 и 2010 гг. были проведены первый и второй организационные Болонские форумы.

Для достижения сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем, а также для повышения конкурентоспособности европейского пространства высшего образования, перед странами Европы был поставлен ряд задач, в числе которых:

• введение системы легко сопоставимых степеней в области высшего образования,

• переход на двухуровневую систему высшего образования, основанную на двух циклах - достепенном и послестепенном,

• введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц (кредитов),

• разработка сопоставимых критериев и методологий оценки качества высшего образования,

• повышение мобильности студентов (преодоление препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения студентов, получения ими образования, теоретической и практической подготовки в рамках европейского пространства высшего образования) и профессорско-преподавательского состава (возможность преподавания, прохождения стажировок, проведения исследований, обмена опытом работы в рамках европейского пространства высшего образования),

• содействие европейскому сотрудничеству в области повышения качества высшего образования в целом.

Особое внимание было уделено изменению структуры степеней. В соответствии с моделью, доминировавшей в странах континентальной Европы до начала Болонского процесса, первое высшее образование предполагало 4-5-летнее обучение. Новая структура сводится к 3-м годам обучения, после которого студент получает степень бакалавра, и 2-м годам обучения в магистратуре (и получению степени магистра).

Преимуществом новой структуры является сопоставимость степеней в странах Европы, что делает систему более прозрачной и служит повышению мобильности студентов. Однако бакалавриат может интерпретироваться как редуцированная версия «полноценных» программ, не предоставляя достаточно времени для освоения материала, его критического осмысления и приобретения навыков его практического применения. Это обстоятельство вызывает уменьшение трудоспособности, востребованности на рынке бакалавров по сравнению с выпускниками программ 5летнего цикла1.

Присоединение России к странам-участницам Болонского процесса состоялось в сентябре 2003 года. Само решение о присоединении, а также процесс его практической реализации оценивается российскими экспертами неоднозначно. Так, В.А.Глазырин ставит вопрос о том, «можно ли это явление назвать интеграцией, если под интеграцией понимать взаимообогащающий процесс, позволяющий системе образования России выйти на новый, более высокий уровень развития»2. Или же речь идет о «поглощении» российского образования, т.к., во-первых, Россия не является страной-членом ЕС, и другие процессы становления единого европейского пространства (в сферах экономики, политики, безопасности и др.) являются для нее недоступными; во-вторых, Россия лишь принимает европейские стандарты, а если и вносит изменения, то они касаются только РФ (к примеру, четырехлетний цикл для первой (достепенной) ступени (бакалавриата) вместо европейского трехлетнего).

Действительно, процесс гармонизации российской и европейской систем образования нельзя рассматривать отдельно от других сфер, таких как экономика, политика, безопасность. Рынок образовательных услуг тесно связан с рынком труда, и управлять системой образования нельзя изолированно. В настоящее время складывается ситуация, когда выпускники вузов стран-членов ЕС благодаря системе легко сопоставимых степеней могут устроиться на работу по специальности практически в любой европейской стране. Например, при трудоустройстве в Чехии сначала рассматриваются заявления граждан данной страны, на втором месте -

1 Cardoso A.R., Portela M., Sa C., Alexandre F. Demand for Higher Education Programs: The Impact of the Bologna Process // CESifo Working Paper No 2081.2007. P. 4.

2 Глазырин В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение российского высшего образования? // Университетское управление: практика и анализ. 2006. №1. С. 78. http://www.umj.ru/

граждане стран-членов ЕС, а на третьем - все остальные страны (в том числе и Россия). Получается, что выпускник европейского вуза имеет приоритет как при устройстве на работу в странах Европы, так и в России, а возможность для выпускника российского вуза (даже несмотря на признание его диплома) работать по специальности в Европе представляется сомнительной (конечно, если не рассматривать отдельные «спецзаказы» на высококвалифицированных специалистов). Вероятность того, что выпускники европейских вузов в массовом порядке будут устраиваться на работу в нашей стране, также близка к нулю. Отсутствие гармонизации экономической и политической сфер, изолированность рынков труда, даже банальные сложности в получении визы сильно ограничивают возможность мобильности российских студентов и выпускников (провозглашаемой одним из преимуществ Болонского процесса).

Получается ситуация, губительная для экономики России: сопоставимость степеней облегчает отток лучших выпускников российских вузов за границу, в то время как высококвалифицированные европейские специалисты в нашу страну работать не едут. Для того чтобы Болонский процесс в России не стал формальностью, необходимо обеспечение создания единого рынка труда России и Европы.

2010 год можно назвать годом подведения итогов Болонского процесса в России: создание единого пространства высшего образования было запланировано как раз на

2010 г. Также «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренная Правительством РФ в декабре 2001 г., рассчитана именно до этого срока. В этот же период заканчивается реализация «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы»3.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора; необходимость повышения конкурентоспособности российской системы образования; переход к обществу знаний со значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия. Целью модернизации образования обозначено создание устойчивого механизма развития системы образования. В Концепции также раскрываются основные задачи, служащие реализации главной цели:

• обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

• достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

• формирование в системе образования нормативно-правовых и организационноэкономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

• повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

• развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения4.

Основной стратегической целью «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования,

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» // http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/

4 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования. В паспорте Программы перечислены ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности5.

По данным Национального доклада РФ за 2007-2009 гг., подготовленного экспертной группой, в состав которой вошли представители Министерства образования и науки РФ, Национального аккредитационного агентства, вузов РФ и Национального фонда подготовки кадров, в 2008/2009 гг. 9,4% российских студентов обучались по двухуровневой системе (в 2007 г. - 7,6% студентов)6. Для сравнения, по системе бакалавриат-магистратура в Швеции обучаются 100% студентов, в Испании - 100% студентов, в Италии - 98,5% студентов, в Польше - 83% студентов . Для ускорения процесса перехода на двухуровневую систему 24 октября 2007 г. был принят Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», согласно которому был утвержден переход на двухуровневую систему по всем образовательным программам высшего профессионального образования, а также ограничен прием на программы специалитета с 1 сентября 2009 г.

В ближайшие годы наличие в России параллельно существующих двух систем -бакалавриат-магистратура и специалитет - будет упразднено: как только последние студенты, обучающиеся на специалистов, получат высшее образование, в России должна будет остаться единообразная двухуровневая система. Но из этого правила возможны и исключения. Так, по словам проректора МГУ и академика РАН А.Р. Хохлова, в Московском университете планируется создать программу шестилетнего специалитета, а не систему «бакалавриант+магистратура»: «На

некоторых факультетах и специальностях МГУ есть и будут бакалавриат и магистратура, но все-таки основное направление - это шестилетний специалитет. То есть фактически люди получают квалификацию магистра, с этой квалификацией они могут поступать в аспирантуру, в России или за рубежом, или идти работать».8 Планируется, что шестилетний срок обучения позволит в дополнение к фундаментальным знаниям дать больше информации о высоких технологиях, о технологических аспектах в науке. Таким образом, говорить о полной интеграции систем высшего образования России и европейских стран говорить пока не представляется возможным.

Эксперты неоднозначно оценивают двухуровневую систему, выделяя ряд ее несовершенств. Так, по мнению заместителя Генерального директора по работе с персоналом ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» М.К.Касьяновой, серьезной проблемой сегодня является нескоординированность процессов профессионального образования и использования квалифицированного специалиста на производстве. Выпускники-специалисты имеют явное преимущество по сравнению с выпускниками-бакалаврами, т. к. их место по уровню занимаемой

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» // http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/

6 Национальный доклад РФ. http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-2009/National_Report_Russia_2009.pdf

7 По данным страновых отчетов, опубликованных на сайте http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/actionlines/stocktaking.htm

8 Хохлов А. Главное - повысить престиж науки. Проректор МГУ А. Хохлов о фестивале науки // Официальный сайт Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. http://www.msu.ru/press/smiaboutmsu.html72010-10-07_16-22.2fc3ffe (10.11.2010).

должности в системе производственных отношений определено. По словам М.К.Касьяновой, «для выпускника со степенью бакалавра, окончившего технический вуз, на авиационном производстве пока сложно определить должность в штатном расписании, поскольку невозможно определить его квалификационную нишу между техником и инженером»9. Для решения данной проблемы необходимо внести уточнения в законодательные и нормативные акты по отнесению выпускников-бакалавров и выпускников-магистров к определенному квалификационному уровню в иерархии существующих должностей, и работа в данном направлении активно ведется.

С 2006 года по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей при поддержке Правительства и Президента Российской Федерации ведется разработка Национальной рамки квалификаций РФ. Национальная рамка квалификаций представляет собой общую основу системы стандартизации профессиональной деятельности и образования, составную часть Национальной системы квалификаций РФ. Являясь инструментом сопряжения сфер труда и образования, она строится с учетом сопоставимости национальных квалификационных уровней с квалификационными уровнями Европейской рамки квалификаций. Она служит созданию условий для интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, повышения конкурентоспособности и мобильности выпускников системы образования РФ на мировом рынке труда.

Национальная рамка квалификаций РФ представляет собой таблицу характеристик квалификационных уровней (девять уровней, соответствующих уровням образования, определенным Законом РФ «Об образовании»). Согласно рамке квалификаций, бакалавриат соответствует шестому квалификационному уровню, магистратура - седьмому. Первые восемь уровней квалификации соответствуют уровням Европейской рамки квалификаций, девятый уровень отражает традиционную специфику классификации квалификационных уровней в РФ (докторантура)10.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вышеобозначенное несовершенство введенной в России системы двухуровневого образования будет устранено.

Многие эксперты говорят и о другой слабой стороне двухуровневой системы -необходимости «доучивания» бакалавров. После четырех лет обучения бакалавра на рынке труда воспринимают как обладающего «неполным высшим образованием» по сравнению со специалистом. Более того, бремя финансовых затрат на доучивание государство перекладывает на предприятия.11

Действительно, данная проблема актуальна в современных условиях. Но не стоит забывать, что бакалавриат является лишь первой ступенью высшего образования, по окончании которой выпускник получает общие знания по выбранному направлению, которые он сможет углубить в рамках выбранной программы в магистратуре.

Также не для всех специальностей требуются глубокие знания и шестилетняя подготовка: в таком случае, бакалавр может устроиться на работу на два года раньше.

Если говорить о необходимости «доучивания» бакалавра на рабочем месте, то этого вряд ли удастся избежать и специалисту, и магистру. Устранить временной лаг между новыми требованиями, появляющимися в конкретной сфере деятельности (особенно, в инновационной) и тем моментом, когда их начинают преподавать

9 Касьянова М.К. Реформирование системы высшего профессионального образования - шаг вперед или два шага назад для развития наукоемких производств // www.edu.meks-info.ru/tezis2/037.doc

10 Национальная рамка квалификаций Российской Федерации // http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/national-qualification-frame.html

11 Касьянова М.К. Цит. соч.

студенту, практически невозможно, его можно только сократить. Поэтому какой-то элемент «доучивания», получения конкретных знаний, необходимых для выполнения определенных должностных обязанностей, неизбежен. Минимизировать его поможет более тесная связь между вузами и работодателями.

Тем не менее, не для всех специальностей двухуровневая система оптимальна. Напротив, в ряде сфер, таких как медицина, архитектура, инженерные специальности, она может губительно сказаться на качестве профессиональной подготовки. Данный тезис проиллюстрирован в докладе Совета стоматологов Европы. Совет стоматологов Европы (The Council of European Dentists) представляет собой европейскую некоммерческую организацию, в которую входят более 320 000 стоматологов Европы. Совет состоит из национальных стоматологических ассоциаций и палат 30 европейских стран. Его целями являются: продвижение высоких стандартов здравоохранения в стоматологической сфере, содействие сохранению общественного здоровья, защита интересов профессии стоматолога в Европейском союзе, мониторинг, анализ и применение изменений в нормативных актах Европейского Союза, касающихся стоматологии.

По мнению Совета, введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура) угрожает профессии стоматолога и может создать ряд проблем в будущем. Введение подобной системы возможно для изучения теоретических дисциплин, но совершенно невозможно в стоматологии по следующим причинам:

• введение двухуровневой системы в стоматологическом образовании, дающей возможность получить диплом после первого цикла обучения и пойти работать, создаст искусственную квалификацию без четко определенного места в профессии;

• в случае если введение двухуровневой системы будет обосновываться экономическими причинами (как возможность за более короткий срок подготовить большее число дипломированных специалистов), общество столкнется с серьезной проблемой: стоматологи-бакалавры, имеющие чисто теоретическую подготовку, могут нанести вред пациенту.

Ввиду этих причин Совет вводит директиву (Directive 78/687/ECC, Art. 2), в соответствии с которой человек, желающий работать стоматологом, должен иметь квалификацию, подтверждающую прохождение полного курса теоретического и практического обучения (как минимум пятилетнего) в университете.

В противном же случае, Совет видит опасность в возникновении своего рода «пара-профессии» стоматолога, т.к., во-первых, Совет не сможет гарантировать качество предоставляемого образования, во-вторых, не все страны ЕС смогут обеспечить достаточный контроль за качеством лечения, предоставляемого стоматологами-бакалаврами, и в-третьих, невозможность разделения стоматологии на 3 сферы: пара-стоматологов, общих стоматологов и стоматологов-специалистов12.

Подобного рода трудности видит в двухуровневой системе и заместитель Генерального директора по работе с персоналом ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» М.К.Касьянова, отмечающая, что «для инженерных специальностей содержание подготовки бакалавра необходимо подтянуть до уровня требований к специалисту на уровне продвинутого машиностроительного производства»13.

Следовательно, необходимо применять дифференцированный подход к определению профессий, допускающих возможность выхода выпускника на рынок труда с дипломом бакалавра. К примеру, для работы врачом нужна степень магистра, а

12 CED Resolution: The Bologna Process and Dental Training // http://www.eudental.eu/

13 Касьянова М.К. Цит. соч.

для работы в должности помощника менеджера по продажам достаточно обладать степенью бакалавра.

Более того, для ряда специальностей двухуровневая система образования, при которой за первые четыре года обучения в бакалавриате студент получает широкий спектр знаний по ряду смежных специальностей, и затем в последующие два года углубленно изучает более узкую сферу в магистратуре, является излишней. К примеру, нужно ли студенту, определившемуся со своей узкой специализацией, тратить силы и время на изучение целого ряда «побочных» для его будущей трудовой деятельности дисциплин в бакалавриате? Не лучше ли изначально готовить высококвалифицированного специалиста узкого профиля в течение 5-6 лет? Практически при любых экономических и политических условиях есть ряд специальностей, связанных с обеспечением нормальной жизнедеятельности общества, которые обязательно будут востребованы. И есть абитуриенты, готовые сразу определить свою будущую профессию. В данном случае, двухуровневая система подготовки может быть с успехом заменена на традиционный для нашей страны специалитет.

Возможным было бы также создание особой структуры высшего образования для людей, изначально ориентированных на научную деятельность: 7-8-летний цикл, в который бы входили также сдача кандидатских экзаменов и подготовка кандидатской диссертации.

Конечно, количественное соотношение «базовых» и «рыночных» специальностей будет в пользу последних в силу того, что рынок образовательных услуг в современной России формируется стихийно, хаотически, и лишь немногие абитуриенты при поступлении в вуз готовы точно определиться со своей будущей профессией. Со стороны спроса на образовательные услуги, родители и абитуриенты часто совершают выбор будущей специальности исходя из иррациональных рассуждений: «сегодня модно быть банкиром», «все экономисты хорошо зарабатывают», «юристов в последнее время слишком много», а также смотрят на примеры родственников и друзей и свои возможности «пристроить» ребенка после получения им определенного диплома. Вузы также подстраивают предлагаемые услуги под желания и предпочтения клиентов, что кажется вполне естественным. И такого рода система неудивительна при отсутствии какого-либо государственного органа (или коммерческой организации), готового дать достаточно точный прогноз ситуации на рынках труда и образовательных услуг на 6-10 лет вперед: сколько и каких специалистов будет нужно? В соответствии с российским законодательством, даже федеральный бюджет принимается на 3 года (будущий год и двухлетний плановый период с возможностью корректировки). В современных условиях высокой турбулентности окружающей среды, ускоряющихся и взаимосвязанных в глобальном масштабе экономических и финансовых процессах, пока не существует возможности сделать точный прогноз на значительный временной горизонт. Принимая же решение, какую специальность получить, абитуриент должен делать прогноз на 5-6 лет вперед (в случае специалитета). А как показывает практика, такой прогноз имеет небольшую вероятность быть точным.

Следовательно, система образования должна позволять студенту скорректировать свою образовательную траекторию исходя из изменяющихся условий рынка. Двухуровневая система высшего образования как раз предоставляет такую возможность. При поступлении в бакалавриат абитуриенту нужно определиться с будущей сферой деятельности в самых общих чертах (гуманитарное или естественное образование) и выбрать направление (например, «Менеджмент», «Химия»,

«Математика»14). После прохождения обучения в течение четырех лет и получения

14 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата // http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/

степени бакалавра студент может сделать выбор исходя из сложившихся условий на рынке труда и его личной заинтересованности: продолжать образование и идти учиться на определенную программу в магистратуру или идти работать.

В случае если абитуриент принимает решение продолжать образование в магистратуре, его выбор будет более обоснованным и рациональным. Во-первых, получив образование в бакалавриате, он лучше представляет себе сферу исследования и сделает осознанный выбор в пользу того, что действительно представляет для него интерес. Во-вторых, выпускник-бакалавр сможет сделать более точный прогноз востребованности его специальности через два года (а не через шесть лет, как того требует специалитет). Таким образом, двухуровневая система помогает сократить горизонт планирования и сделать прогноз более точным.

Более того, двухуровневая система предоставляет возможность делать перерыв в образовании, что также является ее сильной стороной. Проработав несколько лет после получения степени бакалавра, выпускник более четко и ясно осознает как свои потребности в образовании, так и те знания, которые ему необходимо получить для успешной работы. Таким образом, двухуровневая система укрепляет связь между рынком образовательных услуг и рынком труда.

В настоящее время экономику России нельзя назвать полностью рыночной. И грамотное сочетание элементов плановой и рыночной систем будет выгодным для развития системы высшего образования в целом. Для «базовых» специальностей, для которых возможно просчитать количество необходимых для экономики страны специалистов, можно оставить 5-6-летний узкий специалитет, для «рыночных» специальностей - двухуровневую систему бакалавриат-магистратура, позволяющую управлять рынком образовательных услуг, для науко-ориентированных студентов -удлиненную систему с возможностью защиты кандидатской диссертации.

Сегодня можно говорить о подведении некоторых итогов реализации Болонского процесса в России, и переход на двухуровневую систему высшего образования (магистратура-бакалавриат) является одним из его положительных результатов. Как уже было отмечено выше, преимуществами двухуровневой системы являются сопоставимость степеней в рамках единого европейского образовательного пространства, и как следствие, возможность получить высшее образование, проходя обучения в нескольких вузах (к примеру, окончить бакалавриат в своей стране, а магистратуру - за рубежом). Более того, двухуровневая система образования может рассматриваться как инструмент управления рынком образовательных услуг. Она дает возможность сделать более точный прогноз ситуации на рынке труда, потребности экономики в определенных специалистах (в краткосрочной перспективе) и скорректировать образовательную траекторию студента в соответствии с потребностями рынка. Вузы, в свою очередь, также могут соразмерять предлагаемые образовательные услуги, ориентируясь на ситуацию на рынке. Двухуровневая система направлена также на усиление связи между вузами и работодателями, что, в свою очередь, позволяет сбалансировать отношения на рынках образовательных услуг и труда.

Тем не менее, нельзя забывать и об ограничениях современной двухуровневой системы. Они связаны, во-первых, с частичным искажением на практике самой ее сути. Бакалавриат и магистратура, являясь двумя ступенями единой структуры, принципиально отличны как в содержательном, так и в методологическом отношении. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку «квалифицированных рядовых сотрудников», магистратура же готовит специалистов, способных решать «наиболее сложные задачи профессиональной деятельности», делая особый акцент на самостоятельную аналитическую работу и научно-

исследовательскую деятельность15. В российских вузах нередки случаи, когда и в бакалавриате, и в магистратуре читают одни и те же курсы, лишь немного корректируя их названия в учебном плане.

Второй проблемой является отсутствие тесного взаимодействия многих вузов с работодателями: советская система взаимодействия распалась, а новая, рыночная, еще полностью не сформировалась. Третья проблема - отсутствие законодательно закрепленного дифференцированного подхода к определению профессий, допускающих возможность выхода выпускника на рынок труда с дипломом бакалавра.

Межвузовское взаимодействие внутри страны также пока не развито, хотя работа по данному направлению уже идет, о чем свидетельствует создание ряда ассоциаций российских вузов (например, Ассоциация некоммерческих организаций в области государственного и муниципального управления16, Ассоциация юридических вузов17, Ассоциация негосударственных высших учебных заведений России18 и др.).

Еще одним ограничением является тот факт, что лишь небольшая часть российских вузов работает с европейскими университетами, что снижает мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. Возможности трудоустройства выпускников также ограничены страновыми рамками, т.к. Россия, не являясь страной-членом ЕС, не имеет общего с Европой рынка труда. А отсутствие интеграции ключевых сфер России и Европы делает невозможным полноценное использование преимуществ Болонского процесса. В подобной ситуации параллельного развития РФ и ЕС становится желательным не просто адаптация европейского опыта, но создание своей собственной системы высшего образования исходя из потребностей нашей страны.

Двухуровневая система высшего образования России находится сегодня в процессе становления, и от того, насколько своевременно будут найдены верные ответы на возникающие вопросы, приняты меры для устранения возникающих проблем, будет зависеть возможность ее использования как инструмента управления рынком образовательных услуг.

Список литературы:

1. Ассоциация некоммерческих организаций в области государственного и муниципального управления // www.aogmu.ru (25.02.2011).

2. Ассоциация юридических вузов // www.jurvuz.ru (25.02.2011).

3. Ассоциация негосударственных высших учебных заведений России // www.anvuz.ru (25.02.2011).

4. Глазырин В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение

российского высшего образования? // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 78. http://www.umj.ru/ (25.02.2011).

5. Два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура //

http://www.rian.ru/society/20090227/163409824.html (25.02.2011).

6. Касьянова М.К. Реформирование системы высшего профессионального образования - шаг вперед или два шага назад для развития наукоемких производств // www.edu.meks-info.ru/tezis2/037.doc (25.02.2011).

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

15 Два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура http://www.rian.ru/society/20090227/163409824.html

16 www.aogmu.ru

17 www.jurvuz.ru

18 www.anvuz.ru

8. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации // http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/national-qualification-frame.html (25.02.2011)

9. Национальный доклад РФ // http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-2009/National_Report_Russia_2009.pdf (25.02.2011).

10. Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. 2010. № 1.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» // http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/

12. Страновые отчеты, опубликованные на сайте http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/actionlines/stocktaking.htm (25.02.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата // http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/

14. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1.

15. Федеральный закон № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего образования)».

16. Хохлов А. Главное - повысить престиж науки. Проректор МГУ А. Хохлов о фестивале науки // Официальный сайт Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. http://www.msu.ru/press/smiaboutmsu.html72010-10-07_16-22.2fc3ffe (10.11.2010).

17. Cardoso A.R., Portela M., Sa C., Alexandre F. Demand for Higher Education Programs: The Impact of the Bologna Process // CESifo Working Paper No 2081.2007.

18. CED Resolution: The Bologna Process and Dental Training //

http://www.eudental.eu/ (25.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.