Научная статья на тему 'Совладание со стрессом в период подготовки к соревнованиям'

Совладание со стрессом в период подготовки к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СПЕКТРОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОЛОСА / ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ / STRESS / COPING BEHAVIOUR / VOICE SPECTROGRAPHY TEST / PERFORMANCE IN EXTREME CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Варвара Владимировна

На примере подготовки к спортивным соревнованиям в стиле восточных единоборств карате «Киокушинкай» были рассмотрены вопросы психологического стресса в экстремальных условиях деятельности, совладания с ним, влияние стресса на деятельность, изучены структура компенсаторных связей тактико-технических действий спортсменов во время соревнований, а также разноуровневых свойств индивидуальности единоборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping with Stress while Preparing for the Competitions

Preparation to martial arts competitions, precisely “Kyokushin kaikan karate”, was the basis for examining issues of psychological stress in extreme conditions, coping with it, the influence stress renders to performance, the structure of compensatory connections of sportsmen’s tactic technical actions at the competitions as well as various level traits of a combatant’s individuality.

Текст научной работы на тему «Совладание со стрессом в период подготовки к соревнованиям»

УДК 159.9.07

I СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ В ПЕРИОД I ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

В. В. Попова

На примере подготовки к спортивным соревнованиям в стиле восточных единоборств карате «Киокушинкай» были рассмотрены вопросы психологического стресса в экстремальных условиях деятельности, совладания с ним, влияние стресса на деятельность, изучены структура компенсаторных связей тактико-технических действий спортсменов во время соревнований, а также разноуровневых свойств индивидуальности единоборцев.

Ключевые слова: стресс, совладающее поведение, спектрографический анализ голоса, особенности деятельности в экстремальных условиях.

Многочисленные исследования в области стресса, в том числе соревновательного, показывают, что под его влиянием у одних людей обостряется мышечно-двигательная чувствительность, улучшается чувство ритма, повышается волевая активность, возрастает уровень притязаний, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности. У других, наоборот, притупляется мышечная чувствительность, падает волевая активность, понижается уровень притязаний, что ведет к снижению эффективности деятельности (вплоть до полной дезорганизации и срыва)

Таким образом, для наиболее эффективной и целенаправленной организации психологической подготовки спортсмена к соревновательному стрессу остро встает вопрос о системном исследовании поведения спортсмена и изучении его индивидуальных особенностей (биохимические, физиологические, психодинамические, психологические, личностные, социальные, общественно-исторические) и связанных с ними возможностях саморегуляции.

Целью нашего исследования является изучение характера взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности спортсмена (включая особенности стратегий совладания) и его тактико-техническими действиями с учетом изменения состояния спортсмена от фонового к стрессу. Для достижения данной цели необходимо знать оптимальный уровень стресса для спортсмена, при котором связи разноуровневых свойств гармонизируются.

В эмпирической части исследования приняли участие 120 высококлассных спортсменов карате «Киокушинкай» в возрасте от 20 до 26 лет, представители сборных команд субъектов Российской Федерации, имеющих спортивный разряд не ниже мастера спорта России. Дополнительный критерий отбора включал положительную статистику поединков в течение трех лет. Исследование было организовано в несколько этапов: наблюдение за спортсменами с видеофиксацией на соревнованиях и во время тренировочных поединков, что позволило проанализировать с помощью метода экспертных оценок изменения тактико-технических действий спортсмена в разных условиях деятельности. Далее велось исследование разноуровневых свойств индивиду-

Таблица 1. Изменение показателей спектральных характеристик голоса под влиянием психического стресса в фоне (тренировочных поединках) и соревновании спортсменов

Показатели интенсивности звука, Гц Средние данные Статистические показатели

фон стресс t Р

310-530 45,52 51,34 4,20 >0,001

1200-2100 54,32 59,26 5,09 >0,001

2100-3900 41,07 46,02 5,35 >0,001

альности спортсмена (в батарею тестовых методик вошли: 16-факторый опросник личности Р. Кеттела, методика ОФДСИ В. М. Русалова, тест Я. Стреляу, тест «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, тест УСК Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд). Затем применялся метод спектрографического анализа голоса для выявления наличия стресса (сравнение высоких частот голоса спортсмена в тренировочных поединках и в соревновательных) 2.

Для выявления значимых различий в состоянии спортсмена в фоновых (тренировочных) условиях и в ходе соревнований использовались данные спектрографического анализа голоса, обработанные с помощью Т-критериального анализа Стьюдента. Так, было установлено, что соревнования приводят спортсменов к повышению уровня напряжения организма — к стрессу, в частности повышаются средние значения выраженности частот в диапазоне от 310 до 3900 Гц (табл. 1).

Изменения в деятельности спортсмена в тренировочном и соревновательном поединке имеют статистически значимые различия (табл. 2).

Значимыми являются практически все изменения характера действий в поединке в фоновом (тренировочном) и стрессовом (соревновательном) состоянии спорт смена.

Можно говорить, что под влиянием стресса на соревнованиях меняется поведение спортсмена в поединке по сравнению с ситуацией тренировочных боев. Это связано с особенностями совладания спортсмена со стрессом в соревновании. С позиции теории интегральной индивидуальности данные показатели продиктованы изменением структуры взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, которые необходимым образом приводят к оптимальному поведению спортсмена, с учетом его физиологических, психодинамических, психологических, личностных, социальных особенностей. Он может использовать их как ресурсы в соревнованиях.

Таблица 2. Результаты сравнения средних значений действий спортсменов в фоновом состоянии и при стрессе

Действия Стресс Фон 1-уа1ие Р

Атакующие 49,763 34,368 6,806 0,000

Контратакующие 43,263 33,658 3,636 0,001

Обманные 7,237 5,263 1,764 0,082

Лишние 8,816 7,737 0,870 0,387

Защитные 27,079 9,789 9,475 0,000

Таблица 3. Взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности спортсменов и их действий в фоновом состоянии тренировочного поединка

Разноуровневые свойства индивидуальности Тактико-технические действия

атакующие контратакующие обманные лишние защитные

Эргичность коммуникативная - - -0,35 - -

Скорость коммуникативная - - - -0,30 -

Е (подчиненность — доминантность) -0,31 - - - -

G(недобросовестность — добросовестность) - - 0,53 - -

Н (застенчивость — решительность) -0,32 - - - -

Интернальность в области производственных отношений - - - -0,38 -

Дистанцирование 0,31 -0,35 - -

Примечание. Приведены достоверные коэффициенты корреляции, при Р < 0,05%.

Спортсмены высокого уровня имеют богатый опыт совладания с соревновательным стрессом и применяют для этого все возможности своей индивидуальности.

Для выделения особенностей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности спортсмена как ресурсов совладания со стрессом, используя принцип единства психики и деятельности, мы рассмотрели изменение структуры взаимосвязей (корреляционный анализ Пирсона) разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и выделенных ключевых действий спортсмена в поединке фоновом и стрессовом.

Из таблицы 3 видно, что в тренировочном (фоновом) поединке действия спортсменов имеют наибольшее количество связей с обманными действиями, что заставляет соперника ошибаться, идти заданной траекторией, «открыться» под подготовленный удар. На психодинамическом уровне обнаружены связи со скоростью и эргичностью психомоторной. Это говорит о высоком уровне потребности в движениях, готовности к нагрузке, избытке физических сил, высоком уровне двигательной активности и направленных на реализацию обманных действий в тренировочном поединке. Отрицательные связи с такими личностными чертами, как общительность, беспечность, уверенность в себе, показывают, что в условиях тренировочного поединка спортсмену для проведения обманных действий в большей степени необходимо становиться серьезным, молчаливым, отстраненным. Положительные связи показывают, что для удачного обманного маневра спортсмен задействует такие личностные черты, как эмоциональная устойчивость, аккуратность, готовность экспериментировать, он отдает предпочтение собственным решениям. В отношении стратегий со-владающего поведения значимыми являются связи со стратегией дистанцирования — когнитивными усилиями по снижению значимости ситуации, стремлению отдалиться от нее, поиску информационной, действенной, эмоциональной поддержки — копинг-поиску социальной поддержки.

Атакующие действия направлены на стремительное, неожиданное причинение вреда сопернику с наибольшей скоростью, они также имеют связь со страте-

гией совладающего поведения «дистанцирование». Атакующие действия имеют отрицательную связь со свойствами психодинамического уровня — скоростью интеллектуальной и эмоциональностью психомоторной, что указывает на стремление к шаблонным действиям в атаке и низкую чувствительность к расхождению между задуманным и реальным результатом действий, а также на отсутствие беспокойства в случае плохого их выполнения. Среди личностных качеств, связанных с атакующими действиями спортсмена-единоборца, выделились отстраненность, невнимательность, спокойствие. Установлено при анализе показателя «интернальность» в области неудач, что спортсмен считает себя виноватым в неудачном стечении обстоятельств в атакующих действиях.

Контратакующие действия отличает то, что они производятся в попытке опередить атаку соперника или вклиниться в нее, нанося удары по незащищенным частям тела соперника. Обнаружены вполне закономерные связи с пластичностью и эргичностью интеллектуальной. Для совершения данных действий спортсмену необходимы высокая гибкость мышления и высокий уровень интеллектуальных возможностей. Эту картину дополняет связь с личностной чертой «недоверчивость», ему необходимо постоянно быть в тонусе, не дать себя провести. Отрицательная связь со стратегией совладаю-щего поведения «дистанцирование» говорит о включенности спортсмена в процесс поединка, в пользу чего свидетельствует положительная связь с копингом «самоконтроль». Лишние действия имеют одну связь с психомоторной пластичностью; стремление к разнообразным действиям, видимо, приводит к необдуманным, лишним действиям.

Защитные действия также имеют одну взаимосвязь с общей интернальностью. Стремление сохранить и защитить себя в поединке для спортсмена связано со стремлением управлять своими действиями и контролировать значимые события 3.

Исходя из полученных связей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности спортсменов-единоборцев, видно, что в тренировочных поединках для них важными являются проведение обманных дей-

Таблица 4. Взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности спортсменов и их действий в психическом стрессе соревновательных поединков

Разноуровневые свойства индивидуальности Тактико-технические действия

атакующие контратакующие обманные лишние защитные

Подвижность нервной системы - - - 0,30

Эргичность психомоторная - - 0,37 - -

Эмоциональность психомоторная - - 0,37 - -

M (практичность — мечтательность) - - - 0,42 -

N (прямолинейность — дипломатичность) -0,40 - - -

O (спокойствие — тревожность) - - - 0,46 -

Q4 (расслабленность — напряженность) - - - -0,42 -

Интернальность в области неудач 0,33 - - - -

Интернальность в области межличностных отношений - - - - -0,34

Примечание. Приведены достоверные коэффициенты корреляции, при Р<0,05%.

ствий на фоне атакующих, так как в целом можно охарактеризовать уверенное, спокойное, взвешенное состояние индивидуальности.

Выявлены изменения во взаимосвязях разноуровневых свойств интегральной индивидуальности спортсмена под влиянием изменения уровня стресса в соревновательных поединках (табл. 4).

Во взаимосвязях обманных действий акцент под влиянием соревновательного стресса сместился полностью на психодинамический уровень. Обнаружены связи с эргичностью, пластичностью и эмоциональностью психомоторной и скоростью интеллектуальной. Выделилась также связь с подвижностью нервных процессов. Необходимость постоянного контроля за ситуацией показывает отрицательная корреляция с копинг-стратегией «дистанцирование». Скорее всего, это связано со сложностью обмана равного соперника и скованностью, более высоким уровнем напряжения организма в целом.

Атакующие, как наиболее простые и важные действия в соревновательном поединке, оказались наиболее нагруженными взаимосвязями с разноуровневыми связями интегральной индивидуальности. Связи со скоростью психомоторной и пластичностью интеллектуальной говорят о наращивании темпа атакующих действий и их разнообразии. Преобладание личностных качеств во взаимосвязях с атакующими действиями спортсмена может выражать значимость происходящего для его личности. Такие свойства, как ограниченный интеллект, нетерпимость, умение ладить с людьми, доверчивость, открытость, простота, низкий самоконтроль, говорят о том, что чем больше спортсмен атакует, проявляя свою активность, стремясь подавить соперника, тем более невнимательным он становится, его действия просты и предсказуемы. Связь с интернальностью в области неудач осталась с неизменным значением, т. е. характерна для атакующих действий, как в спокойном, так и в стрессовом состоянии спортсменов-единоборцев.

Изменениям подверглись и взаимосвязи контратакующих действий с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности спортсменов-единоборцев. Появилась связь с подвижностью нервных процессов, т. е. для проведения контратакующих действий способность к изменению поведения в соответствии с заданными ресурсами. На умение быстро реагировать на перемены в условиях деятельности указывает также связь с пластичностью интеллектуальной. Связи с такими личностными свойствами, как открытость, внимательность к людям, спокойная самоуверенность, самостоятельность говорят в пользу контратакующих действий в стрессовом, соревновательном поединке, если спортсмен-единоборец способен к самостоятельности и сохранению спокойствия в меняющихся условиях. Появление связи с интернальностью в области достижений показывает, что спортсмен считает свои действия важным фактором организации собственной деятельности, и тем в большей степени в стрессовой ситуации он будет применять контратаки.

Большое количество связей лишних действий спортсмена с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности показывает, что при стрессе лишние движения в большей степени будут производиться спортсменом, если он будет лишен качеств самостоятельности, уверенности в себе, прагматичности, реалистичности, практичности, беспечности, склонности к лидерству, а также если он будет фокусироваться на решении проблемы, прибегая к планированию решения проблемы во время поединка.

Защитные действия спортсмена в условиях соревнования имеют связи с реалистичностью, рациональностью. Как и в других категориях действий, здесь появляется связь с подвижностью нервных процессов.

При изменении состояния спортсмена от фонового к стрессовому изменяется выраженность показателей деятельности спортсмена-единоборца, увеличивается количество воспроизводимых действий атакующего,

Караваев Ф. Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании

контратакующего, защитного характера. Совладание со стрессом проявляется в увеличении взаимосвязей атакующих действий в сторону психодинамического уровня, а более сложные контратакующие действия распространяются на все уровни индивидуальности, для них характерен самоконтроль, так же, как и динамические характеристики психики.

В заключение можно сделать ряд выводов:

1. При организации подготовки спортсмена к осуществлению деятельности в стрессовых условиях необходимо учитывать возможности, выделенные в ходе исследования: в процессе усиления стресса у спортсмена высокого класса осуществляется перегруппировка межуровневых связей между свойствами индивидуальности спортсмена и тактико-техническими действиями в поединках.

2. Для наиболее эффективной деятельности спортсмена в соревнованиях необходима структура, в которой возникают связи (при определенном уровне стресса, и в данном случае мы можем говорить об оптимальном уровне стресса) тактико-технических действий спортсмена и разноуровневых свойств его индивидуальности, которые образуют единую структуру, направленную на удержание стабильности деятельности.

3. Спортсмену необходимо осознавать возможности саморегуляции, которые также должны подбираться и формироваться целенаправленно, а не стихийно, как в большинстве случаев.

4. С позиций теории совладающего поведения, особенность поведения спортсменов в условиях соревнований - это осознанное, активное взаимодействие со стрессовой ситуацией, совладание с ней.

5. С позиций теории интегральной индивидуальности показано, что осознание условий, предлагаемых си-

туацией, собственных возможностей в ней и целей, которые спортсмен перед собой ставит, дает ему возможность регулировать свои действия и уровень стресса за счет преобразования связей между свойствами разных уровней. И таким образом управлять собой и преобразовывать ситуацию «под себя», а не приспосабливаться к ней. Совладающее поведение связано с системой планирования своей деятельности, прогнозирования исхода процесса, активным поиском новых решений, «нахождением в ситуации» 4.

6. Так, совладание выражается в изменении тактико-технических действий. Это согласуется с представлениями В. С. Мерлина о том, что совладание — это изменение характера и структуры разноуровневых связей индивидуальности с действиями спортсмена, и Р. Лазаруса о том, что стресс является особой связью между субъектом и средой, детерминирует копинг-поведение за счет личностных ресурсов и условий деятельности 5.

1 Вяткин Б. А. Психология предстартовых состояний в спорте. Пермь, 2004. 54 с. ; Его же. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь, 2005. 394 с. ; Попова В. В. Стресс и совладание в спорте в свете теории интегральной индивидуальности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 143-145 ; Совпадающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М., 2008. 654 с.

2 Попова В. В. Указ соч.

3 Обучающая программа по киокушинкай-карате. Этап спортивного совершенствования / сост. А. Н. Алымов, С. В. Сенчурин. Пермь, 2006. 184 с.

4 Совпадающее поведение. 654 с.

5 Lazarus R. Emotion and adaptation. N.-Y., 1991. Р. 134.

УДК 159.922.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Ф. Ф. Караваев

В статье приведены определения понятий «здоровье» и «здоровьесберегающие технологии». Рассмотрены аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательной среды, отражены аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты.

Ключевые слова: самореализация, здоровьесберегаю-щая среда, здоровье, принципы, технологии.

Проблема психического здоровья людей столь важна, а исследования в этой области столь трудны, что любые относящиеся к этой области предложения и факты, даже не вполне доказанные, имеют значительную эвристическую ценность

А. Маслоу

Целью статьи является анализ современного состояния ситуации сохранения здорового образа жизни молодежи и рассмотрение имеющихся здоровьесбере-гающих технологий. Проблемой состояния здоровья учащейся молодежи в последнее время интересуются многие исследователи. Общеизвестен тот факт, что подростки уже имеют колоссальный набор заболеваний. О здоровье говорят как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых здоровым образом жизни. Специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, поэтому первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья. По выражению академика Н. М. Амосова 2, «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».

В Национальной доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здо-ровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Реформирование системы образования актуализировало проблему физического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.