НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ря Серия Философия. Социология. Право. 113
IЩ I 2014. № 16 (187). Выпуск 29
УДК 321 (091)
СОВЕТСКО-ИРАНСКИЙ ДОГОВОР 1921 ГОДА
Статья посвящена рассмотрению советско-иранского договора 1921 года. Это первый в истории Ирана равноправный политический договор с иностранным государством. Советско-иранский договор 1921 года способствовал укреплению независимости иранского народа, а также возлагал на СССР и Иран обязательства, предусматривавшие отказ обеих сторон от вмешательства во внутренние дела друг друга. Договор намечал конкретные пути для восстановления экономических связей, предусматривал заключение торгового соглашения, обмен постоянными дипломатическими представителями.
Ключевые слова: Иран, СССР, советско-иранский договор, преамбула, торговая конвенция, концессия, пограничный вопрос, право транзита, займ, меджлис, Учетно-Ссудный банк, суверенитет.
О.А. ВАСИЛЬЕВА
Елецкий государственный университет им. И А. Бунина
е-таИ:01еяуа-газ@уаийех.ги
26 февраля 1921 года в Москве был подписан Договор между СССР и Персией, положивший начало новому этапу в отношениях между двумя странами. Согласно ст. 23, договор вступил в силу «немедленно по его подписании».11Этот важнейший политический документ лежит в основе добрососедских советско-иранских отношений. Документ подписан с иранской стороны послом Ирана Али Голи-ханом Мошавер-оль-Мемалеком (Ансари), а с советской стороны - народным комиссаром иностранных дел Г. В. Чичериным2.
Договор бессрочен. Текст договора не предусматривает также положений о его денонсации или иного способа прекращения действия его силы. Советское правительство при выработке и заключении договора руководствовалось стремлением установить между советским и иранским народами дружественные добрососедские отношения, базирующиеся на полном равноправии сторон с учетом их взаимных интересов.
В ст. 1 договора Советское правительство заявило «о бесповоротном отказе России от насильнической, в отношении Персии, политики империалистических правительств России, свергнутых волею ее рабочих и крестьян».3 Желая видеть иранский народ независимым, процветающим и свободно распоряжающимся всем своим достоянием, Советское правительство объявило «все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу»4. Одновременно Советское правительство заявило об аннулировании всех конвенций и соглашений, заключенных царским правительством России с третьими державами во вред Ирану и о своем «отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, клонящихся к ослаблению и нарушению суверенитета Персии».
Советское правительство в договоре подтвердило признание им права «каждого народа на свободное и беспрепятственное разрешение своих политических судеб». Исходя из признания этого права, стороны обязались строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела друг друга5.
Согласно ст. 11 договора, утратил силу мирный трактат, заключенный между Ираном и Россией в Туркманчае в 1828 году. Советское правительство восстанавливало ограниченное ст. 8 Туркманчайского трактата право Ирана иметь свой флот на Каспийском
1 Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. Министерство иностранных дел СССР. Москва, 1946. С. 98.
2 Алексеев Л. Советский Союз и Иран. Москва Изд-во Института международных отношений, 1963. С. 10
3 АВП РФ. Ф. 94.Оп. 5. Д.5. Л. 3.
4 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 3.
5 Деборин Г.А. Международные отношения и внешняя политика СССР 1917-1941 гг. М., 1946. С. 85.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
море. Стороны договорились в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом6.
Одним из основных элементов договора 1921 года, заложившего основы близких добрососедских отношений между двумя государствами, были ст. 19 и 20, касавшиеся вопросов торговли. Первая из них создавала юридическую базу для скорейшего урегулирования вопроса о восстановлении торговых отношений между СССР и Ираном. Обе стороны договорились о том, что они в кратчайший после подписания договора срок приступят к восстановлению торговых отношений. Статья 19 предусматривала, что особая комиссия из представителей обеих сторон разработает «особую торговую конвенцию», которая определит «способы организации ввоза товаров и оплату их, равно как порядок взимания и размеры таможенных пошлин, налагаемых Персией на российские товары». Обе стороны на основании ст. 20 предоставили друг другу «право транзита товаров через Персию или через Россию в третьи страны». При этом устанавливалось, что провозимые товары не должны облагаться сбором большим, чем с товаров наиболее благоприятству-мой нации, кроме союзных СССР7.
В целях облегчения связей между двумя государствами, а также дальнейшего укрепления их отношений обе стороны договорились о том, что в кратчайший срок приступят к восстановлению телеграфной и почтовой связи между двумя странами, определив ее условия в собой телеграфной конвенции (ст. 21)8.
Советско-иранским договором 1921 года устанавливалось равноправное дипломатическое и консульское представительство сторон.
Таким образом, Советское правительство, в договорном порядке признавая право иранского народа на самоопределение и свободу, способствовало восстановлению и упрочению государственной независимости иранского народа.
Признавая суверенное право иранского народа на свою территорию, Советское правительство возвращало иранскому народу части его территории, оказавшиеся во владении царской России. Ирану были возвращены острова Ашур-Ада и другие острова, расположенные у побережья Астрабадской провинции Ирана. Был урегулирован пограничный территориальный вопрос относительно города Серахса (Старого, или Русского). Этот город «с прилегающим к нему районом, ограниченным рекой Серахс», оставался «во владении России». Стороны договорились «пользоваться рекой Атрек и другими пограничными реками и водами на равных правах»9.
В договоре создавалась основа для урегулирования вообще всех пограничных территориальных споров. Оба правительства договорились, что для окончательного урегулирования вопроса о пользовании пограничными водами и для разрешения всех вообще спорных пограничных и территориальных дел будет «назначена комиссия из представителей Персии и России». Следует отметить, что касается положения ст. 3 советско-иранского договора 1921 г. относительно передачи района Фирюза, в силу ряда обстоятельств этот вопрос был окончательно улажен советско-иранским соглашением 2 декабря 1954 г., согласно которому район Фирюза был передан СССР, а Иран получил значительные территориальные приращения за счет советской территории на других участках.
Советское правительство полностью восстанавливало право собственности иранского народа на те территориальные участки Ирана, которые в силу концессионных соглашений были изъяты из пользования и владения иранского народа на неравноправных условиях. К таким территориальным участкам относились земли, полученные в силу концессий на эксплуатацию ископаемых богатств, лесных массивов и т.д., а также участки определенной ширины по обе стороны строившихся дорог, которые, как правило, переходили в полное владение концессионера.
В ст. 8 договора Советское правительство заявило о «полном отказе от той финансовой политики, которую вело на Востоке царское правительство России, снабжавшее Персидское Правительство денежными средствами не ради содействия хозяйственному разви-
6 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 7.
7 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 9.
8 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 9.
9 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 4.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
тию и процветанию народа, а в видах политического закабаления Персии». Советское правительство отказалось от всяких прав на займы, предоставленные Ирану царизмом, объявило эти займы недействительными и не подлежащими оплате, отказалось «от всех требований на пользование теми государственными доходами Персии, коими гарантировались оказанные займы». советское правительство, кроме того, отказалось «от использования финансовых предприятий царской России, имевших целью экономическое закабаление Персии», передав «в полное владение персидского народа денежные суммы, ценности и вообще актив и пассив Учетно-Ссудного банка Персии, а равным образом движимое и недвижимое имущество означенного банка, находящееся на территории Персии»10.
Советское правительство безвозмездно передало в полную собственность иранского народа следующие русские сооружения в Иране (ст. 10):
а) шоссейные дороги Энзели - Тегеран и Казвин - Хамадан протяженностью в 600 верст со всеми относящимися к ним землями, постройками и инвентарем;
б) железнодорожные линии Джульфа - Тавриз и Суфиан - Урмийское озеро протяженностью в 200 верст со всеми постройками, подвижным составом и другим имуществом;
в) пристани, товарные склады, пароходы, баржи и прочие транспортные средства на Урмийском озере со всем относящимся к ним имуществом;
г) все выстроенные бывшим царским правительством в пределах Ирана телеграфные и телефонные линии, включая все имущество, здания, инвентарь;
д) порт Энзели с товарными складами, электростанцией и другими постройками11.
Советское правительство объявило недействительными также и все прочие концессии, «вынужденные у Правительства Персии бывшим царским правительством для себя и для своих подданных». При этом возвращались концессии, как приведенные в исполнение, так и приведенные.
Исходя из провозглашенного им принципа свободы религиозных верований, Советское правительство заявило о желании положить конец миссионерской религиозной пропаганде в странах ислама, имевшей целью скрытое политическое воздействие на народ. Оно объявило закрытыми «все религиозные миссии, учрежденные в Персии бывшим царским правительством», и указало, что «примет меры к недопущению впредь посылки в Персию из России таковых миссий». Советское правительство безвозмездно передало в вечное владение иранскому народу в лице его правительства земли, постройки и имущество православной духовной миссии в Урмии, равно как все имущество других учреждений этого рода. При этом было обусловлено, что эти земли, здания и имущество будут использованы иранским правительством для устройства школ и других культурных просветительных учреждений12.
Как видно, Советское правительство, содействуя договором 1921 года укреплению национальной независимости иранского народа, делало основной упор на обеспечение его суверенных прав.
Советско-иранский договор 1921 года явился проявлением бескорыстной и великодушной политики Советского правительства в отношении Ирана. По некоторым подсчетам, общая стоимость лишь одного имущества, переданного Советским правительством иранскому народу по договору 1921 г., исчислялась в 582 млн. золотых рублей13.
По подсчетам В. Осетрова, отказавшись лишь от царских займов и авансов, Совест-кое правительство передало иранскому правительству 58 119 020 золотых рублей, а с операциями по мораторию - 62 199 020 золотых рублей14. По другой оценке, без учета более мелких выдач, текущих счетов и т.д. задолженность иранского правительства царскому правительству в 1921 году составляла 67 500 тыс. золотых рублей15.
10 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 5.
11 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 6.
12 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 8.
13 Ильинский Г.П. Иран в период общего кризиса мировой капиталистической системы. М., 1953.
14 Осетров В. Очерки экономического строя Персии / Колониальный Восток, изд. «Новая Москва», 1924. С. 134.
15 РСФСР. Вестник Народного комиссариата иностранных дел», 1921 г., № 7-8, С. 111.
С. 16.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
Передача Учетно- Ссудного банка иранскому народу не только означала освобождение его от сетей финансовой зависимости от этого банка, но и давала значительные выгоды иранскому народу: капиталы банка, налаженное делопроизводство, сеть отделений и т.д. О размере непосредственной выгоды, полученной Ираном в связи с передачей банка, можно судить по следующим данным. В 1907 году основной капитал банка составил 11 875 тыс. рублей против 5 млн. в 1894 году. Актив банка был равен 20 млн. золотых рублей (половина актива была обеспечена ценными бумагами и недвижимостью). Чистая прибыль банка в 1913 году составила 776 880 рублей, а в 1914 году - 811 939 рублей16.
Создание иранским правительством Национального банка Ирана на базе переданного Советским правительством Учетно-Ссудного банка позволило ему прекратить функционирование Имперского банка в качестве центрального государственного банка.
В целях гарантии использования на благо иранского народа всех возвращенных ему концессий и имущества, в договор была включена ст. 13. Согласно этой статье, правительство Ирана обещало «не передавать возвращенные Персии, согласно настоящему Договору, концессии и имущества во владение, распоряжение или пользование никакому третьему государству или его гражданам»17. В условиях ожесточенной борьбы империалистов против СССР по всем направлениям передача во владение иностранных государств или их граждан концессий, имущества и прав на территории северных иранских провинций, непосредственно граничащих со среднеазиатскими и закавказскими советскими республиками, создала бы угрозу южным и юго-западным границам Советского государства.
Таким образом, национальные интересы как иранского, так и советского народов требовали от иранского правительства строгого соблюдения ст. 13 советско-иранского договора, то есть соблюдения им добровольно взятого обязательства.
Интересно отметить, что уже при утверждении советско-иранского договора меджлисом в 1921 году правительство Кавам эс-Салтане пошло на неправомерное требование о том, чтобы возвращение русских концессий было произведено без оговорки.
Необоснованность этого требования заключалась в следующем: 1) правительство Кавама потребовало уничтожения единственного условия ст. 13, которое и составляло ее содержание, то есть фактической отмены всей статьи; 2) ст. 13 была включена по просьбе Советского правительства, в свою очередь, как уже было выше показано, отказавшегося от очень больших материальных и прочих ценностей и прав в Иране; 3) эта статья была включена Советским правительством в первую очередь в интересах иранского народа, за которым Советское правительство стремилось закрепить все возвращаемое им истинному хозяину; 4) иранское правительство , добиваясь отмены ст. 13, стремилось получить carteblanche (в отношении переданных концессий) в антинародных интересах, с тем чтобы вновь отдать эти концессии в руки иностранного империализма. В конкретном случае правительство Кавама договорилось о передаче северных нефтяных концессий Соединенным Штатам, но этому мешала ст. 13 договора, хотя соответствующее соглашение со «Стандард ойл» было ратифицировано меджлисом еще в ноябре 1921 года18.
В последующие годы после заключения советско-иранского договора 1921 года, и особенно последние 10-15 лет, этот договор приобрел большое значение в силу его ст. 5-7, регулирующих взаимоотношение двух стран в их общих интересах самообороны и в интересах укрепления мира.
Включение в советско-иранский равноправный договор 1921 года статей 5-7, направленных на обезопасение советско-иранской границы, было справедливым и правомерным, ибо в этих статьях предусматривалась защита взаимных интересов двух народов и интересов мира. С другой стороны, ст. 5-7 договора были оправданы и с точки зрения защиты интересов советского народа. Через иранскую территорию была совершена интервенция англичан в Закавказье и Средней Азии.
Не секрет, что в стремлении захватить богатые нефтью прикаспийские области Советской страны империалисты рвались к господству в этих районах и на Каспийском море.
16 Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва, 1960. С. 78.
!7 АВП РФ. Ф.94. Оп. 5. Д. 5. Л. 7.
18Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва, 1960. С. 79.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
Газета «Морнинг пост» признавала в 1920 году, что в 1918 году Англия ставила себе целью «установление фактического военно-морского наблюдения за Каспийским морем»19.
Вполне очевидна полная обоснованность и глубокая заинтересованность не только иранского народа, но и советского народа в обеспечении безопасности своих границ от возможной агрессии. Предусматривая защиту национальной независимости советского и иранского народов от возможного вооруженного нападения и т.д. со стороны империализма, статьи об обеспечении безопасности советско-иранской границы призваны были сохранять силу вплоть до появления гарантии от угрозы агрессии. Благодаря наличию этих статей, иранский народ несколько раз был спасен от возможной агрессии (например, со стороны Англии, которая в 1932-1933 гг. не смогла пойти дальше военно-морской демонстрации в Персидском заливе. Наличие ст. 6 спасло иранский народ от фашистского порабощения во время второй мировой войны. Наличие этой статьи удержало Великобританию и США от вооруженного вмешательства с целью угодного им разрешения вопроса об иранской нефти в 1951-1952 гг.).20
Основная цель статей 5-7 советско-иранского договора 1921 г. - это борьба за мир и международную безопасность.
Статья 5 договора устанавливала взаимные обязательства обеих сторон:
1) не допускать на своей территории образования или пребывания организаций или групп, как бы они ни именовались, или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, а равным образом не допускать на своей территории вербовку или мобилизацию личного состава в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций;
2) воспретить тем государствам или организациям, как бы последние ни именовались, которые ставят своей целью борьбу с другой Высокой Договаривающейся Стороной ввозить на территорию каждой из Высоких Договаривающихся Сторон или провозить через таковую все, что может быть использовано против другой Высокой Договаривающейся Стороны;
3) не допускать всеми доступными им способами пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой Высокой Договаривающейся стороны»21.
Иначе говоря, в ст. 5 договора речь идет о взаимных обязательствах, полностью отвечающих элементарным требованиям мирных добрососедских отношений определенных государств.
Статья 6 декларировала, что «в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам СССР или союзных ей держав и если Персидское правительство после предупреждения со стороны Советского правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры»22.
В ст. 6 точно оговаривались условия осуществления права ввода советских войск в Иран. Такими условиями были: во-первых, попытки со стороны третьих государств «путем вооруженного вмешательства» осуществлять на территории Ирана «захватную политику» или превратить территорию Ирана «в базу для военных выступлений против России»; во-вторых, если при этом «будет угрожать опасность границам» СССР; в-третьих, если иранское правительство «после предупреждения» со стороны Советского правительства само «не окажется в силе отвратить эту опасность». Кроме того, Советское правительство обязывалось по устранении данной опасности «немедленно вывести свои войска из Ирана».
19 Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва, 1960. С. 80.
20Там же. С. 81.
21 АВП РФ. Ф. 94. Оп. 5. Д. 5. Л. 4.
22 АВП РФ. Ф. 94. Оп. 5. Д. 5. Л. 5.
118 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ р. Серия Философия. Социология. Право.
I I 2014. № 16 (187). Выпуск 29
И, наконец, ст. 7 - одна из трех статей, которая прямо направлена на укрепление и сохранение мира. Эта статья по своему характеру непосредственно связана со ст. 5 и 6. Ввиду того, что «соображения, изложенные в ст. 6, могут равным образом иметь место в отношении безопасности на Каспийском море», стороны согласились с тем, что «в случае, если в составе экипажа судов персидского флота окажутся граждане третьих держав, использующие свое пребывание в персидском флоте в недружелюбных по отношению к России целях», Российское Советское правительство будет иметь право «потребовать от Правительства Персии устранения указанных вредных элементов».
Трудно переоценить значение данного договора, его роль в развитии политических, экономических и культурных отношений между СССР и Ираном. Заключение его было выгодно обеим странам. «Для Советской России оно означало прорыв организованной международным империализмом дипломатической изоляции страны, а вместе с тем и определенную гарантию столь необходимого и желанного мира и безопасности на южных границах».23 Для Ирана это было первое равноправное соглашение, заключенное с великой державой24. Договор способствовал укреплению независимости иранского народа, стал серьезной преградой на пути английских и американских империалистов в их стремлении к порабощению Ирана.
Таким образом, советско-иранский договор юридически оформлял отказ Советского правительства от политики бывших империалистических правительств России в Иране, закрепляя акт передачи Советского правительства иранскому народу огромных материальных ценностей, обеспечивая безопасность договаривающихся сторон, закрепляя условия, на которых должны впредь базироваться советско-иранские отношения, и, наконец, наметил отвечающие интересам двух государств экономические и политические мероприятия, которые предстояло провести в жизнь после подписания договора.
Список литературы
1. АВП РФ. Ф. 94.Оп. 5. Д.5.
2. Алексеев Л. Советский Союз и Иран. Москва, Изд-во института международных отношений, 1963.
3. Деборин ГА. Международные отношения и внешняя политика СССР 1917-1941 гг. М., 1946.
4. Ильинский Г.П. Иран в период общего кризиса мировой капиталистической системы. М.,
1953.
5. Осетров В. Очерки экономического строя Персии / Колониальный Восток, изд. «Новая Москва», 1924.
6. РСФСР. Вестник Народного комиссариата иностранных дел», 1921 г., № 7-8.
7. Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. Министерство иностранных дел СССР. Москва, 1946.
8. Тузмухамедов Р.А. Советско-иранские отношения (1917-1921 гг.). Изд-во ИМО. Москва,
i960.
THE SOVIET-IRANIAN TREATY OF 1921
The article is devoted to consideration of the Soviet-Iranian agreements of 1921 year. This is the first in the history of Iran equal political-sky agreement with a foreign State. The Soviet-Iranian to spoken 1921 year strengthened the independence of the Iranian people, as well as the USSR and Iran impose obligations for the smatrivavsie refusal of both parties from interfering in the internal affairs of each other. The Treaty set the specific paths for the rehabilitation of economic relations, included the conclusion of the agreement on trade, the exchange of permanent diplomatic missions from launch vehicles.
Keywords: Iran, the Soviet Union, the Soviet-Iranian Treaty, preamble, Convention, trade concession, the border issue, the right of transit, the loan, the Majlis, accounting and Loan Bank, sovereignty.
23 Мирошников Л.И. Советский Союз и страны Центральной Азии: к вопросу об основах внешнеполитических отношений. М., 1972.
24 Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. М., изд. МИД СССР, 1946. С. 74-82.
0. A. VASILIEVA
Eletskii State University.
1.A. Bunin
e-mail: [email protected]