КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Научная статья УДК 008
DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-222-229 EDN: QJAZPT
Советский дискурс Всероссийского театрального фестиваля им. В. С. Розова «Розовфест» Татьяна Иосифовна Ерохина1И, Ольга Витальевна Семенихина2
1 Доктор культурологии, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный театральный институт». 150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 43
2Магистрант ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль ул. Республиканская, д. 108/1 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8328-2546 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5210-0132
Аннотация. В современной отечественной культуре театральные фестивали занимают особое место: они являются площадкой пропагандирования театрального искусства, обмена профессиональным опытом, коммуникативным пространством, моделирующим взаимодействие со зрителями. Типология и тематика театральных фестивалей разнообразна и представляет собой сложное символическое пространство, в котором важно подчеркнуть уникальность и значимость каждого фестиваля. Авторы обращаются к театральным фестивалям, проводимым в Ярославле, акцентируя внимание на Всероссийском театральном фестивале им. В. С. Розова «Розовфест». Анализируя специфику генезиса фестиваля и его эволюцию, отмечая синтетический характер «Розовфеста» как фестиваля особого типа, имеющего в основе черты именного и территориального (событийного) фестиваля, исследователи выявляют уровни советского дискурса фестиваля, позволяющие обозначить его специфику.
В статье обозначена роль В. С. Розова в отечественной драматургии советского периода; проанализированы программы фестиваля, включающие театральные постановки, работу лабораторий и творческих площадок, обозначена репертуарная политика театров — участников фестиваля, отмечена актуальность персонажей драматургии В. С. Розова («розовских мальчиков») для современного театра. Обращаясь к Положению о «Розовфесте», определяющему концепцию, цель и задачи фестиваля, авторы обращают внимание на то, что советский дискурс фестиваля становится неотъемлемой частью «Розовфеста» и успешно коррелирует с тенденциями «ностальгического» обращения к советской культуре, характерными для современности.
Ключевые слова: советский дискурс; советская культура; театральный фестиваль; В. С. Розов; «Розовфест»
Выполнено по гранту Российского научного фонда № 20-68-46013 «Философско-антропологический анализ советского бытия. Предпосылки; динамика; влияние на современность»
Для цитирования: Ерохина Т. И., Семенихина О. В. Советский дискурс Всероссийского театрального фестиваля им. В. С. Розова «Розовфест» // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 222-229. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-222-229. https://elibrary.ru/qjazpt
Original article
Soviet discourse of the all-Russian theater festival named after V. S. Rozov «Rozovfeast» Tatiyana I. Erokhina1H, Olga V. Semenikhina2
:Doctor of culturology, professor, vice-rector for education, FSBEI HE «Yaroslavl state theater institute». 150000, Yaroslavl, Pervomaiskaya st., 43
2Master student of FSBEI HE «Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky». 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1
© Ерохина Т. И., Семенихина О. В., 2022
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-8328-2546 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5210-0132
Abstract. In modern domestic culture, theater festivals has a special place: they are a platform for promoting theatrical art, a platform for exchange of professional experience, communicative space that simulates interaction with spectators. The typology and theme of theatrical festivals are diverse and represent a complex symbolic space in which it is important to emphasize the uniqueness and significance of each festival. The authors turn to theater festivals held in Yaroslavl, focusing on the All-Russian Theater Festival named after V S. Rozov «Rozovfeast». Analyzing the specifics of the genesis of the festival and its evolution, noting the synthetic nature of «Rosovfeast» as a festival of a special type, which is based on the features of a nominal and territorial (event) festival, researchers identify the levels of the Soviet discourse of the festival, allowing to indicate its specifics. The article indicates the role of V. S. Rozov in the domestic drama of the Soviet period, analyzes the festival programs, including theatrical performances, the work of laboratories and creative venues, outlines the repertoire policy of the theaters participating in the festival, notes the relevance of the playwriting characters of V. S. Rozov («Rosov boys») for modern theater. Referring to the Regulation on «Rosovfeast», which defines the concept, purpose and objectives of the festival, the authors draw attention to the fact that the Soviet discourse of the festival becomes an integral part of «Rosovfeast» and successfully correlates with the characteristic tendencies of the «nostalgic» appeal to the Soviet culture typical for modernity.
Keywords: Soviet discourse; Soviet culture; a theater festival; V S. Rozov; «Rosovfeast»
It is performed according to the grant of the Russian Scientific Foundation № 20-68-46013 «Philosophical and Anthropological Analysis of Soviet Life. Prerequisites; dynamics; influence on modernity»
For citation: Erokhina T. I., Semenikhina O. V. Soviet discourse of the all-Russian theater festival named after V. S. Rozov «Rozovfeast». Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(4): 222-229. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-222-229. https://elibrary.ru/qjazpt
Введение
Современное театральное пространство трудно представить без фестивального движения, при этом театральные фестивали получили распространение не столь давно: в отечественной культуре фестивальное движение зародилось в 20-30-ее гг. ХХ в., а широкое распространение получило во второй половине XX — начале XXI в. Театральные фестивали, по мнению исследователей, стали самостоятельной институцией художественной культуры, имеющей ряд значимых характеристик, к которым относятся содержательные особенности, наличие идейно-целостной программы, хронотопа, функций и др. [Закс, 2018]. Фестиваль как феномен культуры формирует особое коммуникативное пространство, которое определяется представлением о фестивале как празднике (этимология франц. festival — 'празднество', от лат. festivus — 'веселый', 'праздничный'), профессиональной площадке обмена опытом для участников фестиваля (The official website of the Avignon festival http://www.festivalavignon.com/en/), осмыслением фестиваля как объекта маркетинга во взаимосвязях и коммуникационных взаимодействий со зрителем [Меньшиков, 2004].
Обилие театральных фестивалей в России позволяет определить общие черты фестивалей, акцентируя внимание на типологии и институциональных характеристиках, и выявить особенно-
сти фестивалей, каждый из которых пытается занять свою нишу в отечественном театральном пространстве. В этом контексте исследовательский интерес представляют фестивали, существующие в регионах, в том числе театральные фестивали, которые проводятся в Ярославле, позиционирующем себя как родина первого русского театра.
В рамках данного исследования авторы обращаются к осмыслению советского дискурса Всероссийского театрального фестиваля им. В. С. Розова «Розовфест», занимающего особое место в культуре региона. Актуальность темы обусловлена выбором ракурса исследования, в центре внимания которого анализ специфики именного фестиваля и его репертуарной политики в аспекте репрезентации советской культуры. Синтетический характер генезиса и эволюции фестиваля им. В. С. Розова позволяет предположить, что именно советский дискурс определяет специфику данного фестиваля.
Целью исследования стало изучение советского дискурса как символического текста «Ро-зовфества», который обнаруживается на разных уровнях коммуникативного пространства театрального фестиваля. Эмпирическим материалом исследования стали документы, определяющие специфику фестиваля (Положение О Всероссийском театральном фестивале им. В. С. Розова «Розовфест»), а также программы фестиваля за пять лет.
Методология исследования
Методология исследования базируется на социокультурном и семиотическом подходах к явлениям культуры и опирается на исследования В. Н. Дмитриевского [Дмитриевский, 2013], Т. С. Злотниковой [Злотникова, 2005], Л. Н. Когана [Коган, 1992], Н. А. Хренова [Хренов, 2019], обращавшихся к осмыслению социологии культуры и искусства, аспектам взаимодействия театра и общества, изучавшим динамику отношений театра и зрителей, а также к работам по семиотике Р. Барта [Барт, 1989], Т. И. Ерохиной [Ерохина, 2019], Ю. М. Лотмана [Лотман, 2002], Н. В. Песочинского [Песочин-ский, 2010], в которых обосновывается семиотический подход к культуре и театральному пространству. В рамках исследования были востребованы работы, посвященные осмыслению феномена современного театрального фестиваля: Е. А. Батениной [Батенина, 2006], М. Дмитревской [Дмитревская, 2013], Л. А. Закса, Е. В. Ма-лининой [Закс, 2018], Е. Ю. Куделиной [Кудели-на, 2017], А. М. Меньшикова [Меньшиков, 2004], а также критические статьи, посвященные В. С. Розову и театральному фестивалю им. В. С. Розова: И. Азеевой [Азеева, 2018], П. Богдановой [Богданова, 2010],
Т. Н. Денисовой [Денисова, 2013; Денисова, 2016], В. Попова [Попов, 2013].
Результаты исследования
Театральные фестивали в нашей стране появились еще в 30-е гг. прошлого века. Однако основным видом обмена опытом между театрами, способом знакомства зрителей с театральными достижениями была активная и продолжительная гастрольная деятельность. После распада Советского Союза по причинам экономического характера для большинства театров масштабные гастроли оказались недоступны. Своеобразной компенсацией гастрольной деятельности стало возникшее в 90-е гг. современное театральное фестивальное движение, еще одной задачей которого было познакомить российского зрителя с многообразием театрального мира, малодоступным в советский период. Согласно «Концепции долгосрочного развития театральной деятельности до 2030 года» «Указанные векторы продолжают определять развитие этой системы и сегодня» [Концепция долгосрочного развития ... ]. К концу 2010-х гг. в нашей стране регулярно проводилось 226 театральных фестивалей [Концепция долгосрочного развития . ]. В фестивальное
движение активно включились не только столичные, но и провинциальные города. Развитие театральной фестивальной деятельности актуально и сегодня, так как фестивали остаются самым популярным способом обмена опытом между театральными коллективами и дают публике уникальную возможность увидеть спектакли театров из других регионов и стран в одном месте и за относительно короткое время [Куделина, 2017].
Если в Москве, Санкт-Петербурге фестивали идут круглый год, сменяя друг друга по темам и направлениям, то в регионах возникает необходимость распределения площадок и тем. Чаще всего провинциальные театральные фестивали можно разделить на два типа: те, что носят имя известного театрального деятеля-уроженца данного региона, и те, что возникли в связи с историческим событием или «местом памяти» (территориальный признак). В этом отношении Ярославль является одним из самых «театральных» городов, объединившим в себе оба типа фестивалей. В Ярославле прошли детские и юношеские годы первого русского актера Ф. Г. Волкова, здесь он основал первый общедоступный театр. В Ярославле родился, а впоследствии и содействовал созданию Театра юного зрителя советский драматург В. С. Розов. Эти факторы в разное время послужили поводом для организации трех театральных фестивалей в Ярославле: Международного фестиваля имени Ф. Г. Волкова, Молодежного фестиваля «Будущее театральной России» (БТР), Всероссийского театрального фестиваля имени В. С. Розова «Розовфест».
Всероссийский театральный фестиваль имени В. С. Розова «Розовфест» возник в 2018 г. Площадкой для его проведения стал ярославский Театр юного зрителя. С именем драматурга связана история возникновения ТЮЗа на его малой родине. В 1984 г. ярославский ТЮЗ был торжественно открыт спектаклем «Вечно живые» по пьесе В. С. Розова. С 2014 г. театр носит имя знаменитого драматурга. Первым художественным руководителем театра был сын драматурга С. В. Розов, он же является президентом «Розовфеста».
В 2022 г. фестиваль уже в пятый раз прошел на сцене ярославского ТЮЗа. Согласно «Положению о Всероссийском театральном фестивале им В. С. Розова «Розовфест» главная цель фестиваля — содействие сохранению «исторической памяти о выдающемся русском драматурге Викторе Сергеевиче Розове и актуализация интереса
к его творчеству» [Положение о Всероссийском ... ]. Данная цель определяет выбор программы: «Программа формируется таким образом, чтобы создать наиболее полный образ Розова и представить атмосферу его времени сквозь призму современного театрального процесса» [Положение о Всероссийском . ].
Таким образом, первым уровнем советского дискурса, выделяемый нами в «Розовфесте», стал уровень наименования фестиваля — имя В. С. Розова. Помимо личного участия В. С. Розова в создании ярославского ТЮЗа, определяющим фактором выбора имени становится вклад драматурга в развитие отечественного театра. Не останавливаясь на анализе специфики розовской драматургии (поскольку это требует отдельного осмысления, а кроме того, данная тема была предметом анализа театроведов и критиков [Богданова, 2010; Кожемяко, 2010; Попов, 2013; Смелянский, 1999], отметим, что не случайно, помимо фестиваля им. В. С. Розова, в отечественном театральном пространстве есть Международный театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина (Санкт-Петербург), Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампи-лова (Иркутск). Таким образом, имена советских драматургов участвуют в создании советского дискурса отечественных театральных фестивалей.
Помимо выбора имени, второй уровень советского дискурса «Розовфеста» обнаруживается в формировании программы фестиваля.
На основе анализа фестивальной программы за пять лет можно говорить о его динамике. С каждым годом растет число поданных заявок и участников. Сохраняется основная тематика спектаклей: театральные постановки по пьесам советских драматургов, среди которых на первом месте — драматургия В. Розова. И хотя согласно Положению о фестивале «основная программа фестиваля формируется из спектаклей, созданных не только по драматургии В. С. Розова, но и по произведениям его современников и последователей» [Положение о Всероссийском ...], можно обнаружить, что интерес к советской драматургии в пространстве фестиваля растет. Так, в
2018 г. на первом фестивале было представлено только два спектакля по пьесам В. Розова, а в
2019 г. было отобрано уже шесть спектаклей. Также в программу фестиваля обязательно входят работы других советских драматургов: А. Арбузова, А. Вампилова, А. Володина,
В. Шукшина. Проанализировав программы «Ро-зовфеста», мы убедились, что основная часть фестивальных спектаклей — постановки по пьесам Розова (девятнадцать спектаклей), а также других советских авторов (тринадцать спектаклей). За пять лет проведения фестиваля было представлено всего девять спектаклей, драматургия которых не относится к советскому времени. В 2021 г. в фестивальной программе было представлено рекордное количество спектаклей по пьесам советских авторов: девять из одиннадцати фестивальных постановок, причем пять из девяти — спектакли по драматургии В. Розова. А самым «несоветским» стал пятый «Розовфест», на котором из одиннадцати спектаклей больше половины (шесть) театральных постановок были представлены по пьесам современных авторов или русской классики.
Отметим, что, с одной стороны, выбор режиссерами пьес В. Розова и его современников обусловлен советским дискурсом фестиваля, обозначенным в Положении о фестивале. С другой стороны, изучив репертуар театров-участников фестиваля, мы обнаружили, что театральные постановки советской драматургии являются неотъемлемой частью репертуарной политики этих театров. Так, в Московском драматическом театре «Сфера» спектакль «Старший сын» по пьесе А. Вампилова идет с 2015 г., в Санкт-Петербургском театре «Суббота» постановка «Прощай июнь» по пьесе В. Розова — с 2017 г., в Московском областном государственном театре юного зрителя «Пять вечеров» А. Володина — с 2016 г. Режиссеры продолжают обращаться к советским драматургам, в репертуар вводятся новые постановки: в 2020 г. на сцене Театра юного зрителя г. Заречного поставлены «В дороге» В. Розова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Старший сын» А. Вампилова; в 2021 г. на сцене Московского областного государственного театра юного зрителя поставлены «Валентин и Валентина» М. Рощина, в 2021 г. на сцене РАМТа появляется «В добрый час» В. Розова. «Рекордсменом» по количеству обращений к советской драматургии является Омский драматический театр «Галерка», в репертуаре которого в разное время мы обнаружили шестнадцать спектаклей по пьесам советских драматургов, среди которых три спектакля по пьесам В. Розова (включая новую постанову 2020 г. «В день свадьбы»), четыре постановки по произведениям А. Вампилова. За пять лет проведения Всероссийского театрального фестиваля «Розовфест» в нем приняли участие
двадцать девять театров, в двадцати четырех из которых спектакли, поставленные по пьесам советских драматургов, входят или в свое время входили в основной репертуар.
Таким образом, советский дискурс современного отечественного театра выходит за рамки «Розовфеста» и отражает специфику современной репертуарной политики в отечественных театрах.
На наш взгляд, данная специфика обусловлена ролью советской драматургии в развитии отечественной культуры: «Социокультурная ситуация второй половины XX в. оказала существенное влияние на русскую драматургию и обусловила появление в ней новых типов героев и новых художественных средств в их изображении» [Денисова, 2016, с. 5].
Новый тип героя, представленный в советской драматургии второй половины ХХ в., конструирует третий уровень советского дискурса «Ро-зовфеста». В период оттепели появляется новый тип героя-романтика, который остается востребованным и в современной культуре. Романтические герои в пьесах В. Розова, А. Володина, А. Арбузова «совершают свой драматический выбор между общепринятым и личным, защищают свою индивидуальность от давления стандарта, навязываемого общественным мнением, стремятся к идеалу, пытаясь по-романтически пересоздать действительность» [Денисова, 2013, с. 90-91]. Новые романтики пытаются проявить активную жизненную позицию и изменить мир вокруг себя. В их душе идет борьба между противоречивыми чувствами, они ищут свое место в жизни, пытаются обрести свободу от укоренившихся в обществе стереотипов. Не случайно «Современник» открывался пьесой В. Розова «Вечно живые». Он ставит в центр своих произведений человека, который решает вопросы повседневной жизни: любовь и верность, выбор профессии, юношеский максимализм, нравственность («розовские мальчики» вели «неравный бой» против приспособившихся взрослых, которые их окружали). Его пьесы 50-60-х гг. были наполнены светлым миром юности («В поисках радости», «В добрый час», «Перед ужином»). Их герои — молодые люди, непримиримые ко лжи, стремящиеся к поискам нравственных истин. Бескомпромиссные и прямые, с наивным требованием добра и справедливости, с ненавистью к человеческой черствости и глухоте» [Денисова, 2013, с. 91]. Среди героев нет однокрасочных персонажей, каждый из них наделен це-
лым спектром чувств и эмоций. Это и романтики, и подлецы, и сомневающиеся в себе люди.
Режиссер П. Монастырский писал о Викторе Розове и его работах: «Читаешь текст, и кажется, что автор ничего не сочиняет. Персонажи реалистичны, жизнь настоящая, характеры индивидуальные, яркие и в то же время имеющие масштабное, общечеловеческое значение» [Игна-шов]. Также он подчеркивал, что В. Розов никого не учил жизни: «В центре его пьес нравственные проблемы и выбор, который каждому из нас приходится делать в жизни...» [Игнашов]. Ситуации, которые описывает драматург в своих пьесах, понятны современному зрителю и волнуют его не меньше, чем несколько десятилетий назад, поэтому режиссеры продолжают обращаться к произведениям драматурга и активно включают их в репертуар театров. Драматургия Розова — это драматургия психологического театра. «Розовские мальчики», возможно, кажутся наивными и идеализированными, но в фестивальной программе все чаще появляется современная драматургия, героями которой являются такие же молодые люди («Чужие подъезды» Д. Рубиной, «Леха» Ю. Поспеловой), решающие те же вопросы.
Как отмечает один из организаторов фестиваля Лейла Сулимова, очень важным является возникновение современной драматургии на фестивальной сцене: происходит репрезентация героев советской драматургии второй половины ХХ в. в пространстве театрального фестиваля «Ро-зовфест», а также представлен вариант интерпретации «розовских мальчиков» в пьесах современных драматургов. Имя В. Розова становится связующим звеном между разными поколениями и временными отрезками. По словам В. Долгачева, художественного руководителя Московского Нового драматического театра (участника первого фестиваля «Розовфест»), «Виктор Розов — драматург на века. И чем дальше мы уходим от времени написания его пьес и времени их действия, тем больше понимаем их масштаб. Тот нравственный ориентир, который Виктор Сергеевич всю жизнь утверждал в драматургии. сегодня востребован как никогда. такие драматурги, как Розов, нужны как талисманы в дальнейшем «путешествии» человечества, чтобы оно не потеряло в себе человеческое» [Труханова].
Четвертый уровень советского дискурса определяет программу мероприятий, проводимых в рамках фестиваля. «Розовфест» расширяет свои
границы и представляет собой творческую, образовательную и лабораторную площадку. Основная часть лекций, кинофильмов, обсуждений посвящена советской тематике с целью погрузить зрителя в атмосферу времени, в котором жили и работали В. Розов и его современники. Так, подчеркивая связь времен и актуальность советской тематики, а также интерес к ней со стороны молодежи, в 2021 г. в рамках фестиваля был представлен новый творческий проект «Розов Эскиз-2020», созданный при поддержке и участии Российского института театрального искусства (ГИТИС). Это студенческая режиссерская лаборатория, в рамках которой были показаны четыре эскиза по пьесам Виктора Розова и современной драматургии о подростках. В ней приняли участие студенты старших курсов, представившие режиссерские мастерские ГИТИСа. Куратором лаборатории выступил Президент фестиваля «Розовфест», режиссер и педагог С. В. Розов. На наш взгляд, сложные характеры и их вневремен-ность объясняют внимание молодых режиссеров к советской драматургии. Таким образом, фестиваль не только объединил театры из разных регионов в рамках определенной тематики, но и способствовал актуализации тем и проблем, затронутых советскими драматургами.
Заключение
Таким образом, советский дискурс Всероссийского театрального фестиваля им. В. С. Розова «Розовфест» имеет несколько уровней репрезентации и осмысления. Советский дискурс представлен в выборе имени советского драматурга, культурная память о котором сохраняется в пространстве Ярославля (в том числе — в театральном пространстве). Кроме того, советский дискурс связан с Положением о фестивале, в котором обозначены «сохранение исторической памяти о выдающемся драматурге и актуализация интереса к его творчеству» [Положение о Всероссийском ... ], что находит воплощение в выборе спектаклей для включения в программу фестиваля (спектакли по драматургии В. Розова, его современников и последователей). При этом мы обнаруживаем, что советский дискурс выходит за рамки театрального фестиваля им. В. Розова и представлен также в репертуарной политике современных отечественных театров, обращающихся к советской драматургии второй половины ХХ в. Внимание к советской драматургии связано с появлением в указанный период новых типов героев (в том числе «розовских
мальчиков»), которые оказались актуальными и востребованными в современной культуре в качестве образца нравственных поисков и справедливости, а также в силу психологизма как отличительной черты авторского стиля В. Розова. Наконец, советский дискурс представлен в программе мероприятий, проводимых в период работы театрального фестиваля, которые также рассчитаны на знакомство с советской драматургией. Советский дискурс не исчерпывает содержания и функций фестиваля «Розовфест», но определяет его самобытность и успешно коррелирует с характерной для современной культуры «ностальгией» по советскому времени. Соединяя в себе черты синтетического фестиваля, связанного с именем (советский драматург В. Розов), территорией (Ярославль как место рождения драматурга и место функционирования театра юного зрителя им. В. Розова) и временем (ТЮЗ строится и начинает работать в советский период), советский дискурс является важнейшей составляющей брэнда «Розовфест» и способствует его продвижению, создавая особое коммуникативное пространство, в котором обращение к советской культуре выглядит обоснованно и убедительно.
Библиографический список
1. Азеева И. Восполняя внутреннюю пустоту / I Международный театральный фестиваль им.
B. С. Розова // Страстной бульвар, 10: журнал. 2018. Вып. № 7-207. URL: http://www.strast10.ru/node/4543 (дата обращения: 18.13.2022).
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр. ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. Москва : Прогресс, 1989. 616 с.
3. Батенина Е. А. Театральные фестивали России // Обсерватория культуры. 2006. № 6. С. 56-63.
4. Богданова П. Режиссеры-шестидесятники. Москва : Новое литературное обозрение, 2010. 176 с.
5. Денисова Т. Н. Концепция героя в русской драматургии второй половины XX — начала XXI в. : монография / Т. Н. Денисова, Э. Я. Фесенко. Москва : URSS ЛЕНАНД, 2016. 197 с.
6. Денисова Т. Н. Романтический герой русской драматургии 60-х гг. XX в. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2.
C. 90-92.
7. Дмитревская М. Фестивалей — масса. Есть жизнь, а есть гримасы // ПТЖ. URL: http ://ptj. spb. ru/archive/3 7/festivals-37/festivalej massa-estzhizn-aest-grimasy/ (дата обращения: 08.04.2022).
8. Дмитриевский В. Н. Театр и публика опыт социологического исследования 1960-1970-х гг. Москва : Государственный институт искусствознания, 2013. 400 c.
9. Ерохина Т. И. Современная драма на отечественной сцене: уровни и уроки интерпретации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 202-210.
10. Закс Л. А. Театральный фестиваль как институция художественной культуры: опыт пермского фестиваля «Пространство режиссуры» / Л. А. Закс, Е. В. Малинина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Том 24. № 4 (180). С. 145-158.
11. Злотникова Т. С. Часть мира... театр : очерки теории и истории театра ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Моск. пед. гос. ун-т. Москва ; Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. 340 с.
12. Игнатов А. Автор пьесы — В. Розов // Информационный портал «Самарские судьбы» URL: https://samsud.ru/articles/journal/samsud/victor-rozov.html (дата обращения: 08.04.2022).
13. Имя Розова всех объединило / II Международный театральный фестиваль имени В. С. Розова // Страстной бульвар, 10: журнал. 2019. Вып. № 7-217. URL: http://www.strast10.ru/node/4930 (дата обращения: 03.12.2021).
14. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург : УрГУ 1992. 120 c.
15. Кожемяко В. С. Виктор Розов: Свидетель века. Москва : Алгоритм, 2010. 304 с
16. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года [Проект]. URL: http://stdrf.ru/media/cms_page_media/216/koncepcia.pdf (дата обращения: 08.04.2022).
17. Куделина Е. А. Социально-культурная значимость театра и театральных фестивалей // Власть. 2017. № 10. С. 96-99.
18. Куделина Е. А. Феномен международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова // Власть. 2017. № 11. С. 187-190.
19. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. 544 с.
20. Меньшиков А. М. Разработка маркетинговой стратегии фестивального проекта // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 1. С. 37-46.
21. Песочинский Н. В. Семиотика как театроведческий метод // Театрон. 2010. № 2. С. 3-13.
22. Положение о Всероссийском театральном фестивале им. В. С. Розова «Розовфест» // URL: http://stdrf.ru/media/cms_page_media/2020/9/7/Положен ие%20Розовфест^осх (дата обращения: 08.04.2022).
23. Попов В. С. Свет Розова. Люди театра, родные и близкие, ученики и критики о великом драматурге XX века Викторе Сергеевиче Розове. Москва : Лит. учеба, 2013. 334 с.
24. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 1999. 351 с.
25. Труханова Э. Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/02/13/reg-cfo/iurij-galcev-pokazhet-v-iaroslavle-spektakl-po-vasiliiu-shukshinu.html 3.02.2018 (дата обращения: 08.04.2022).
26. Хренов Н. А. Социальная психология искусства: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2019. 549 c.
Reference list
1. Azeeva I. Vospolnjaja vnutrennjuju pustotu / I Mezhdunarodnyj teatral'nyj festival' im. V S. Rozova = Filling the inner void / I International Theater Festival named after V S. Rozov // Strastnoj bul'var, 10: zhurnal. 2018. Vyp. № 7-207. URL: http://www.strast10.ru/node/4543 (data obrashhenija: 18.13.2022).
2. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika: Pojetika = Selected works: Semiotics: Poetics / per. s fr. ; sost., obshh. red. i vstup. st. G. K. Kosikova. Moskva : Progress, 1989. 616 s.
3. Batenina E. A. Teatral'nye festivali Rossii = Theater festivals of Russia // Observatorija kul'tury. 2006. № 6. S. 56-63.
4. Bogdanova P. Rezhissery-shestidesjatniki = Directors men of the sixties. Moskva : Novoe literaturnoe oboz-renie, 2010. 176 s.
5. Denisova T. N. Koncepcija geroja v russkoj drama-turgii vtoroj poloviny XX — nachala XXI v. = The concept of the hero in Russian drama of the second half of the XX — beginning of the XXI century : monografija T. N. Denisova, Je. Ja. Fesenko. Moskva : URSS LENAND, 2016. 197 s.
6. Denisova T. N. Romanticheskij geroj russkoj dram-aturgii 60-h gg. HH v. = Romantic hero of Russian drama of the 60-s of the XX century // Vestnik Vjatskogo gosu-darstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2013. № 2. S. 90-92.
7. Dmitrevskaja M. Festivalej — massa. Est' zhizn', a est' grimasy = There are a lot of festivals. There is life, and there are grimaces // PTZh. URL: http ://ptj. spb. ru/archive/3 7/festivals-3 7/festivalej mas sa-estzhizn-aest-grimasy/ (data obrashhenija: 08.04.2022).
8. Dmitrievskij V N. Teatr i publika opyt sociolog-icheskogo issledovanija 1960-1970-h gg. = Theater and the public experience of sociological research in the 1960s and 1970s. Moskva : Gosudarstvennyj institut is-kusstvoznanija, 2013. 400 c.
9. Erohina T. I. Sovremennaja drama na otechestven-noi scene: urovni i uroki interpretacii = Contemporary drama on the domestic stage: levels and interpretation lessons // Jaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2019. № 5 (110). S. 202-210.
10. Zaks L. A. Teatral'nyj festival' kak institucija hudozhestvennoj kul'tury: opyt permskogo festivalja «Prostranstvo rezhissury» = Theater festival as an institution of artistic culture: the experience of the Perm festival «Space of Direction» / L. A. Zaks, E. V. Malinina // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. 2018. Tom 24. № 4 (180). S. 145-158.
11. Zlotnikova T. S. Chast' mira... teatr : ocherki te-orii i istorii teatra = Part of the world... theatre: essays on theatre theory and history ; M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Jarosl. gos. ped. un-t im. K. D. Ushinskogo, Mosk. ped. gos. un-t. Moskva ; Jaro-slavl' : Izd-vo JaGPU, 2005. 340 s.
12. Ignashov A. Avtor p'esy — V. Rozov = The author of the play is V. Rozov // Informacionnyj portal «Sa-marskie sud'by». URL: https://samsud. ru/articles/j ournal/samsud/victor-rozov.html (data obrashhenija: 08.04.2022).
13. Imja Rozova vseh ob#edinilo = Rozov's name united everyone / II Mezhdunarodnyj teatral'nyj festival' imeni V. S. Rozova // Strastnoj bul'var, 10: zhurnal. 2019. Vyp. № 7-217. URL: http://www.strast10.ru/node/4930 (data obrashhenija: 03.12.2021).
14. Kogan L. N. Sociologija kul'tury = Sociology of culture. Ekaterinburg : UrGU, 1992. 120 c.
15. Kozhemjako V. S. Viktor Rozov: Svidetel' veka = Victor Rozov: Witness of the century. Moskva : Algoritm, 2010. 304 s
16. Koncepcija dolgosrochnogo razvitija teatral'nogo dela v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Proekt] = The concept of long-term development of theatrical affairs in the Russian Federation for the period up to 2030 [Project]. URL: http://stdrf.ru/media/cms_page_media/216/koncepcia.pdf (data obrashhenija: 08.04.2022).
17. Kudelina E. A. Social'no-kul'turnaja znachimost' teatra i teatral'nyh festivalej = Socio-cultural significance of theater and theater festivals // Vlast'. 2017. № 10. S. 96-99.
18. Kudelina E. A. Fenomen mezhdunarodnogo teatral'nogo festivalja im. A. P. Chehova = Phenomenon of the International Theater Festival named after A. P. Chekhov // Vlast'. 2017. № 11. S. 187-190.
19. Lotman Ju. M. Stat'i po semiotike kul'tury i is-kusstva = Articles on the semiotics of culture and art. Sankt-Peterburg : Akademicheskij proekt, 2002. 544 s.
20. Men'shikov A. M. Razrabotka marketingovoj strategii festival'nogo proekta = Develop a marketing strategy for the festival project // Marketing i marketingo-vye issledovanija. 2004. № 1. S. 37-46.
21. Pesochinskij N. V. Semiotika kak teatrovedcheskij metod = Semiotics as a theatrical method // Teatron. 2010. № 2. S. 3-13.
22. Polozhenie O Vserossijskom teatral'nom festivale im. V S. Rozova «Rozovfest» = Regulation On the All-Russian Theater Festival named after V. S. Rozov «Roso-vfeast». URL: http://stdrf.ru/media/cms_page_media/2020/9/7/Polozheni e%20Rozovfest.docx (data obrashhenija: 08.04.2022).
23. Popov V. S. Svet Rozova. Ljudi teatra, rodnye i blizkie, ucheniki i kritiki o velikom dramaturge XX veka Viktore Sergeeviche Rozove = Light of Rozov. Theater people, relatives and friends, students and critics about the great playwright of the XX century Viktor Sergeevich Rozov. Moskva : Lit. ucheba, 2013. 334 s.
24. Smeljanskij A. M. Predlagaemye obstojatel'stva: Iz zhizni russkogo teatra vtoroj poloviny XX veka = Proposed circumstances: From the life of the Russian theater of the second half of the XX century. Moskva : Artist. Rezhisser. Teatr, 1999. 351 s.
25. Truhanova Je. Rossijskaja gazeta = Rossiiskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2018/02/13/reg-cfo/iurij-galcev-pokazhet-v-iaroslavle-spektakl-po-vasiliiu-shukshinu.html 3.02.2018 (data obrashhenija: 08.04.2022).
26. Hrenov N. A. Social'naja psihologija iskusstva = Social psychology of art : uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd. Moskva : Jurajt, 2019. 549 c.
Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 06.05.2022; принята к публикации 23.06.2022.
The article was submitted on 11.04.2022; approved after reviewing 06.05.2022; accepted for publication on 23.06.2022.