Научная статья на тему 'Советские женщины-композиторы: неизвестные страницы истории'

Советские женщины-композиторы: неизвестные страницы истории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4115
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-КОМПОЗИТОРЫ СССР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЖЕНСКОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ ЖЕНЩИН-КОМПОЗИТОРОВ / WOMEN-COMPOSERS OF THE U.S.S.R. / GREAT PATRIOTIC WAR / FEMALE MUSICAL OEUVRE / SOCIO-CULTURAL ROLE OF THE SOVIET WOMEN-COMPOSERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Светлана Вячеславовна

Статья посвящена обзору творчества женщин-композиторов СССР в годы Великой Отечественной Войны. Автор подчёркивает, что социо-культурная роль советских сочинительниц заключается не только в создании значительного количества музыкальных произведений; она многогранна и складывается из разных сторон их музыкальной и общественной деятельности, направленной на поддержание и развитие музыкального искусства страны в трудные военные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet women-composers: unknown pages of history

The article is devoted to the image of women-composers' oeuvre in the U.S.S.R. in the period of the Great Patriotic War. The author underlines that socio-cultural role of the Soviet women-composers is many-sided and made up not only of composing a great variety of music, but of different aspects of their musical and social activities during difficult war years.

Текст научной работы на тему «Советские женщины-композиторы: неизвестные страницы истории»

УДК 78 ББК 85.31

Иванова Светлана Вячеславовна

кандидат искусствоведения, преподаватель

Академического музыкального колледжа при Московской государственной

консерватории им. П. И. Чайковского г.Москва Ivanova Svetlana Vyacheslavovna Candidate of Art History Lecturer Academical Musical College by Moscow Conservatory named after P.I. Tchaikovsky

Moskow

Советские женщины-композиторы: неизвестные страницы истории Soviet Women-Composers: Unknown Pages of History

Статья посвящена обзору творчества женщин-композиторов СССР в годы Великой Отечественной Войны. Автор подчёркивает, что социо-культурная роль советских сочинительниц заключается не только в создании значительного количества музыкальных произведений; она многогранна и складывается из разных сторон их музыкальной и общественной деятельности, направленной на поддержание и развитие музыкального искусства страны в трудные военные годы.

The article is devoted to the image of women-composers’ oeuvre in the U.S.S.R. in the period of the Great Patriotic War. The author underlines that socio-cultural role of the Soviet women-composers is many-sided and made up not only of composing a great variety of music, but of different aspects of their musical and social activities during difficult war years.

Ключевые слова: женщины-композиторы СССР, Великая Отечественная Война, женское композиторское творчество, социо-культурная роль женщин-композиторов.

Key words: women-composers of the U.S.S.R., Great Patriotic War, female musical oeuvre, socio-cultural role of the Soviet women-composers.

Традиция женского композиторского творчества в СССР отличается особым своеобразием и имеет богатую историю. Появление плеяды первых советских сочинительниц относится к 30-40 годам XX века, и, судя по имеющимся данным, они внесли большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства, особенно в годы Великой Отечественной Войны.

Однако в наши дни мало кому известны даже имена этих композиторов, и, тем более, не дана оценка их роли в истории отечественной культуры. В настоящей статье делается первая попытка охвата женского творчества в данный

период, призванная восполнить имеющийся пробел в музыкознании, при этом для автора важен историко-социальный аспект проблемы.

Основными источниками информации для данной статьи стали справочные издания, в частности, работы Г. Б. Бернандта и И. М. Ямпольского [1; 2], Г. Торадзе [7], О. А. Бочкарёвой [4], М. А. Глуха [5], Абасовой Э. Г., Данилова Д. Х., Карагичевой Л. В. [6], Л. Карклиня [3]. С помощью изложенных в этих трудах фактов, мы можем познакомиться с некоторыми подробностями биографий женщин-композиторов СССР, а также частично воссоздать картину их социального положения и музыкально-общественной деятельности в 1941-1945 годах ушедшего столетия.

Всего известно около 65-ти сочинительниц того периода, и центральное место в их творчестве занимает вокальная музыка. В основном, это были песни, отражающие обще-патриотические настроения и призванные поддержать боевой дух советских воинов. Большинство таких сочинений отличались простотой изложения, демократичностью музыкального языка, поскольку они были рассчитаны на массовую аудиторию.

Приведём лишь некоторые примеры. Уже 1941 году появились «Песня о молодом комиссаре» (сл. И. Уткина) Юлии Лазаревны Вейсберг (1879/18801942) и песни для голоса и эстрадного оркестра «Освобождённому городу» (сл. Е. Ширман), «Жди меня» (сл. К. Симонова) Зинаиды Петровны Зиберовой (р. 1909) [1].

В 1942 году были написаны песня «Родина» (сл. Г. Кутуя) Мариям Манна-новны Рахманкуловой (р. 1901), песни о Великой Отечественной войне на сл. советских поэтов Виргинии Никитичны Мкртычевой (р. 1914). К 1943 году относится появление песен Люси Арисовны Сафарян (р. 1903): «Ленинград» (сл. А. Прокофьева) и «Песня призывников» (сл. В. Тальяна) для хора [2].

Дагмара Левановна Слиянова-Мизандари (1910-1983) сочинила песни «Слава героям» (сл. И. Мосашвили), «Клятва бойцам» (сл. В. Лебедева-Кумача) и «Бойцу Родины» (сл. С. Чиковани) в 1944 году. Тогда же появились песни Раисы Осиповны Тульбович (р. 1915): «Фотография», написанная на стихи лей-

тенанта Пружинина, и «Кавказ» (сл. О. Фадеевой). В 1945 году она же сочинила «Севастопольскую балладу» (сл. А. Жарова), а Л. А. Сафарян - песню «Май пришёл» (сл. Ов. Туманяна) [7; 2].

Также женщины-композиторы создавали и более масштабные вокальные произведения. Можно назвать «Патриотическую кантату» на слова Г. Боряна

(1941) Ольги Васильевны Никольской (р. 1916), ораторию «Памяти погибших воинов» на слова С. Близкого (1942) Елены Николаевны Тиличеевой (р. 1909) и цикл «Дни войны» на слова советских поэтов для голоса, струнного квартета и флейты (1943) Валентины Иосифовны Рамм [6; 2]. Также В. Н. Мкртычева (р. 1914) сочинила поэму для голоса и симфонического оркестра, посвящённую двадцати восьми гвардейцам-панфиловцам (сл. А. Софронова) (1944), и балладу «Защитник Ленинграда» для голоса и симфонического оркестра на слова А. Суркова (1945) [1].

Помимо вокальной музыки, военная тема нашла отражение и в других программных сочинениях женщин-авторов. Например, симфоническая музыка представлена несколькими подобными произведениями: это «Героическая увертюра» (1944) и «Партизанская сюита» (1945) Эльзы Антоновны Маилян, а также «Поэма, посвящённая героям Севастополя» (1944) Фани Филипповны Найхович-Ломакиной (р. 1908) [6].

Самое удивительное, что в годы войны, когда не приходилось рассчитывать на исполнение своей музыки, женщины-композиторы активно продолжали создавать и не программные произведения различных жанров и для различных инструментальных составов.

В частности, в эти годы появилось несколько сочинений для симфонического оркестра. В 1942 году Нина Андреевна Карницкая (р. 1906) написала Симфонию

(1942). Позже, в 1944 году были созданы симфонии Ирины Николаевны Иордан (1910-1976) и Сюзанны Фёдоровны Шейн (р. 1921). В военное время появилась и сюита для симфонического оркестра И. Н. Иордан и др. [1; 6; 7].

Также были написаны оперы и балеты. Это оперы «Тарасова ночь» В. С. Левитской (1941, 2-я редакция - 1944) и «Воронёнок» (1945) Лаумы Рейнхольд

(р. 1906). В 1941 году появился детский балет «Сармите» Л. Рейнхольд, а в 1943 году - балет «Калиф-аист» В. И. Рамм [1; 3; 2]. Примечательно, что все эти сочинения написаны на либретто самих композиторов.

Примеры кантатно-ораториального творчества - упомянутая оратория Е. Н. Тиличеевой и две кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра К.

А. Кацман - «Родина» (сл. Н. Карамзина, Н. Огарёва, Н. Некрасова) (1943) и «Урал-богатырь» (сл. О. Высоцкой, М. Исаковского) (1944) [2; 1].

Камерная музыка также представлена в женском творчестве тех лет. В основном, это произведения для скрипки и фортепианные сочинения. Можно назвать три рапсодии для скрипки и фортепиано (1944) Юлии Фёдоровны Львовой (1873-1950), соната и сюита для скрипки и фортепиано, фортепианная соната К. Д. Туманишвили, фортепианные квинтет (1943), сонатина (1943) и трио Анны Абрамовны Козакевич (р. 1914) [1; 7].

Женщины-композиторы стали активными участницами концертных бригад, выступавших перед советскими военными подразделениями. Так, Людмила Алексеевна Лядова (р. 1925) и Р. О. Тульбович выступали с шефскими концертами в госпиталях и воинских частях [1; 2]. Один из самых поразительных подобных примеров - концертно-полевая деятельность Варвары Адриановны Гайгеровой. В годы войны дала более 700 (!) концертов: ездила с бригадой артистов в воинские подразделения (на фронт и прифронтовую линию). При этом композитор ещё работала полную рабочую неделю концертмейстером в Большом театре, выступала перед ранеными в госпиталях, а ночью писала музыку [1].

Важная заслуга женщин-композиторов заключается в поддержании системы академического музыкального образования в годы войны. Помимо занятий композицией, многие из сочинительниц преподавали в различных музыкальных учреждениях - школах, училищах, вузах.

К примеру, школьной педагогикой в годы войны занимались такие женщины-композиторы, как Ф. Ф. Найхович-Ломакина, Л. А. Сафарян, Ася Евсеевна Берзон (р. 1917) [6; 2; 1]. Отдельно необходимо упомянуть о Марии Семё-

новне Завалишиной (р. 1903), которая в 1941-1944 годах организовала музыкальную школу в городе Советске Кировской области и была её директором [1]. Злата Моисеевна Ткач (р. 1929) в годы эвакуации вела музыкальные занятия и руководила хором в детдоме города Намангана [2].

Было немало сочинительниц, трудившихся в военное время в музыкальных училищах разных городов Советского Союза. Среди них - Л. Б. Никольская, К. Д. Туманишвили (р. 1919), Е. Н. Тиличеева, В. Н. Мкртычева, [1; 6; 7; 2].

В консерваториях во время войны работали: Л. Б. Никольская - в Ленинграде, Эльза Яновна Аарнэ (р. 1917) - в Таллине, Седа Григорьевна Бабаева (р. 1922) - в Ташкенте [6; 1]. В преподавательском составе Тбилисской консерватории также числилось несколько женщин-композиторов [2; 1; 7].

Одна из заслуг Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967) - основание в военном, 1944 году Музыкально-педагогического института, директором и профессором которого она была долгие годы. Она посвятила много времени методической работе - созданию репертуара для начинающих пианистов. Эта её деятельность не прекращалась даже во время войны: в 1943 году в Москве были изданы 17 детских пьес-картинок композитора [1].

Помимо этого, значительными усилиями женщин-музыкантов поддерживалась концертная жизнь того периода. Следует подчеркнуть, что в связи с эвакуациями их деятельность разворачивалась на территории всего Советского Союза, что способствовало более широкому распространению академической музыкальной культуры.

В военные годы среди солистов концертных организаций встречались и сочиняющие исполнительницы. Агабаджи Исмаил кызы Рзаева (р. 1912) была таристкой в оркестре азербайджанских народных инструментов. Певица и композитор М. М. Рахманкулова являлась солисткой Татарского театра оперы и балета. Пианистка и композитор Э. Г. Эксанишвили выступала в качестве солистки Грузинской государственной филармонии [6; 1; 2].

Многие женщины-композиторы работали концертмейстерами в столичных и периферийных концертных организациях. Среди них - В. А. Гайгерова, Алла Николаевна Лиханова (1916-1973), Отилия Григорьевна Лихтенштейн (19021973) [4; 1].

Были и другие, не менее значимые формы участия сочинительниц в культурной и музыкальной жизни военных лет. Например, Стефания Анательевна Заранек (р. 1904) была музыкальным руководителем Ленгосэстрады, а также являлась художественным руководителем Горьковской филармонии. З. П. Зи-берова работала заведующей музыкальной частью ТЮЗа и выступала там в качестве дирижёра. Ф. М. Зеликовская возглавляла бюро переписки нот украинского отделения Музфонда [1].

Женщины принимали участие в работе Союза композиторов СССР: в 19431947 годах Зара Александровна Левина (1906-1976) возглавляла комиссию детской музыки [1].

Помимо этого, музыка женщин-композиторов играла важную роль в культурной жизни того времени, и, невзирая на тяжёлое военное время, было осуществлено несколько премьерных постановок их произведений.

В 1943 году в Кирове состоялась премьера балета «Калиф-аист» В. И. Рамм. В том же году в Тбилисском Театре оперы и балета им. З. Палиашвили впервые прозвучал фортепианный концерт К. Д. Туманишвили в исполнении автора и государственного оркестра. В 1944 году в Москве исполнялась опера

В. С. Левитской (р. 1911) «Тарасова ночь» [7; 1].

Женщины-композиторы внесли вклад в поддержание одного из важных сегментов культурной жизни того времени - радио. Например, Клара Абрамовна Кацман (р. 1916) была художественным руководителем Свердловского радиокомитета, а Лидия Мартиновна Аустер (р. 1912) занимала должность старшего музыкального редактора Туркменского радио. Софья Николаевна Чичерина (1904-1983) первый год блокады провела в осаждённом Ленинграде, где сочиняла музыку для передач Ленинградского радио. Музыка Ю. Л. Вейсберг также звучала в ленинградских радиопередачах тех лет [5; 1].

Таким образом, социо-культурная роль женщин-композиторов СССР данного периода заключается не только в создании значительного количества музыкальных произведений; она многогранна и складывается из разных сторон их музыкальной и общественной деятельности, направленной на поддержание и развитие музыкального искусства страны в трудные военные годы.

Библиографический список

1. Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в трёх томах. Т. 1. - М.: «Советский композитор», 1978. - 270 С.

2. Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в трёх томах. Т. 2. - М.: «Советский композитор», 1981. - 258 С.

3. Карклинь Л. Композиторы и музыковеды Советской Латвии - Рига: изд. «Лиесма», 1974 - 191 С.

4. Композиторы Карелии: Справочник / О.А.Бочкарева. - Петрозаводск: «Карелия», 1975. - 48 С.

5. Ленинградские композиторы. Краткие биографии / М. А. Глух. - Л.-М.: «Государственное музыкальное издательство», 1950. - 134 С.

6. Союз композиторов Азербайджана / Абасова Э. Г., Данилов Д. Х., Карагичева Л. В.

- Баку: «Азерб. гос. изд-во», 1965. - 124 С.

7. Торадзе Г. Композиторы Грузии / Союз композиторов Груз.ССР. - Тбилиси: «Мера-ни», 1968. - 132 С.

Bibliography

1. Bernardt, G. B., Yampolsky, I.M. Soviet Composers and Musicologists. Reference Book in Three Volumes. V. 1 / G.B. Bernardt, I.M. Yampolsky. - M.: «Soviet Composer», 1978. - 270 p.

2. Bernardt, G. B., Yampolsky I. M. Soviet Composers and Musicologists. Reference Book in Three Volumes. V. 2 / G.B. Bernardt, I.M. Yampolsky. - M.: «Soviet Composer», 1981. - 258 p.

3. Composers of Karelia: Reference Book / O. A. Bochkaryeva. - Petrozavodsk: «Karelia», 1975. - 48 p.

4. Composers of Leningrad. Short Biographies / M. A. Glukh. - L.-M.: «State Musical Publishing House», 1950. - 134 p.

5. Karklin, L. Composers and Musicologists of Soviet Latvia / L. Karklin. - Riga: «Liesma», 1974 - 191 p.

6. The Composers’ Union of Azerbaijan / E.G. Abasova, D.Kh. Danilov, L. V. Karagichova.

- Baku: «State Publishing House of Azerbaijan», 1965. - 124 p.

7. Toradze, G. Composers of Georgia / The Composers’ Union of Georgia S. S. R. - Tbillisi: «Merani», 1968. - 132 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.