Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ в 1943-1951 гг.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ в 1943-1951 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Матвеева. Ключевые слова: Иркутск / композиторы / Ланэ / Матвеев / Хинкис / Лебедев / Irkutsk / composers / Lane / Matveyev / Hinkis / Lebedev

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Болокольников Иван Арсеньевич

В статье рассказывается о работе Иркутского отделения Союза композиторов СССР, существовавшего в 1943—1951 гг. В состав отделения входили одаренные композиторы Г. Э. Ланэ, Ю. Д. Матвеев, Э. Г. Хинкис, В. А. Лебедев и др. Отделение внесло серьезный вклад в развитие музыкальной культуры города. Однако его работа до сих пор детально не исследовалась. Кроме того, в книге Л. В. Янковской «Сквозь магический кристалл» присутствуют серьезные ошибки, касающиеся работы отделения в 1940-х. Автор данной статьи пытался изучить работу иркутских композиторов в военное и послевоенное время, анализируя материалы ГАИО, ГАНИИО, подшивки газет 1943— 1952 гг. Также им были найдены родственники композитора Ю. Д. Матвеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Work of Irkutsk composers in 1943-1951

This article tells about work of Irkutsk office of the USSR Composers Union existing1 in 19431951. Such composers as G.E. Lane, Yu.D. Matveyev, E.G. Hinkis, V.A. Lebedev were members of the office. The office made a serious contribution to the development of musical culture in the city. The work of this organization has not been investigated before. Moreover L.V.Yankovskaya’s book “Through a magic crystal” makes some serious mistakes about the office’s operation in 1940s. The author of this article tries to study work of Irkutsk composers during WWII and at postwar time analyzing materials of State Archive of the Irkutsk Region and State Archive of Contemporary History of Irkutsk region, filings of newspapers as of 1943—1952. He has also found relatives of composer Yu.D. Matveyev.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ в 1943-1951 гг.»

УДК 930.86

И. А. Колокольников

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ в 1943-1951 гг.

ема возникновения и функционирования творческих союзов Иркутска на сегодняшний день исследована недостаточно. Например, до сих пор практически не изучалась работа иркутских композиторов в 1900—1970 гг. Между тем, в 1943—1951 гг. в Иркутске существовало отделение Союза композиторов СССР, представители которого внесли заметный вклад в развитие городской культуры. Весьма удивительно, что со времени распада организации в научной и периодической печати города не появлялось никакой информации о работе отделения. Единственный раз оно было упомянуто в статье И. Ю. Харкеевич [16]. Попытка охарактеризовать работу иркутских композиторов 1940—1960 гг. была предпринята в 1-й главе сборника «Сквозь магический кристалл» [13], однако приведенная там информация о данном периоде является ошибочной. Особо важно отметить, что Иркутское отделение союза композиторов являлось самостоятельной организацией, тогда как авторы сборника утверждают, что в 1940-е иркутские композиторы работали в составе секции при Доме народного творчества. Кроме того в сборнике неверно названо имя тогдашнего руководителя композиторской организации.

Автор настоящего исследования попытался проследить историю возникновения, функционирования и распада Иркутского отделения Союза советских композиторов, руководствуясь данными, полученными в ходе работы в архивах города, Иркутском областном краеведческом музее, а также при изучении подшивок иркутских газет 1943— 1951 гг. и общении с родными композитора Ю. Д. Матвеева, проживающими в Таллине.

© И. А. Колокольников, 2014

Появлению иркутской композиторской организации предшествовало общее оживление культурной жизни города, вызванное тем, что с началом Великой Отечественной войны многие видные деятели литературы и искусства были эвакуированы в Сибирь.

Особо крупным событием стал приезд в Иркутск эвакуированных оперных театров из Харькова и Киева. Также в город прибыли музыканты из Одессы: музыковед А. В. Абрамович, композитор Л. С. Гуров и скрипач В. Н. Пронин. Еще в Иркутск был эвакуирован композитор С. А. Заславский.

Стоит отметить, что в числе работников Киевского театра оперы и балета в Иркутске находились дирижеры В. Я. Йориш и Б. И. Чистяков, проявившие себя и как композиторы. Помимо вышеперечисленных создателей музыки с довоенного периода в городе жили и работали композиторы Г. Э. Ланэ, Ю. Д. Матвеев и Э. Г. Хинкис. Также создавал музыку дирижер оркестра Театра юного зрителя П. П. Гоголев.

При подобной концентрации творческих сил в Иркутске возникла благоприятная обстановка для создания отделения Союза советских композиторов.

Иркутская композиторская организация была сформирована весной 1943 года. «Восточно-Сибирская правда» от 27 апреля сообщала: «Недавно при областном отделе искусств создано организационное бюро Иркутского отделения Союза советских композиторов. Председателем был избран заслуженный артист УССР В. Я. Йориш. При оргбюро организовано 5 секций: творческая, пропаганды и популяризации, музыковедческая, военно-шефская, материально-бытовая» [2].

Первоначально в состав отделения входили композиторы В. Я. Йориш,

т

Г. Э. Лана, Л. С. Гуров, С. А. Заславский, Ю. Д. Матвеев, Э. Г. Хин кис, Д. Я. Розенцвейг, Б. И. Чистяков, а также музыковеды В. Ф. Сухиненко и А. В. Абрамович, дирижер Я. А. Розен-штейн, певец И. С. Паторжинский [1].

Также нельзя не сказать о том, что в военные годы в Иркутск приезжали композиторы Ю. С. Мейтус и М. И. Вери-ковский, находившиеся в тесном творческом содружестве с Киевским театром оперы и балета. Несмотря на то, что они не входили в состав иркутской композиторской организации, безусловно, эти люди оставили определенный след в музыкальной жизни города военного времени. Особенно важно отметить, что именно в Иркутске впервые была поставлена опера Вериковского «Наймычка», созданная в 1940 году [9]. Также Ю. С. Мейтус показывал иркутским музыкантам свое новое сочинение — онеру «Гайдамаки», которую, по некоторым сведениям, также планировалось поставить в Иркутске [16].

В 1943—1944 гг. прошел ряд концертов, составленных из произведений, созданных членами Иркутского отделения Союза советских композиторов. В некоторых из этих концертов принимали участие певцы Киевского театра оперы и балета. Радиокомитет подготовил концерты из произведений Л. С. Гурова и Г. Э. Ланэ. Кстати, именно эти два композитора были наиболее высоко оценены авторами газетной заметки, опубликованной в «Восточно-Сибирской правде» 10 марта 1944 года. В этой заметке говорилось: «С произведениями иркутских композиторов следует ознакомить широкую аудиторию. Филармонии необходимо обратить внимание особенно на произведения Гурова и Ланэ как композиторов, работающих над крупными формами, организовать специальные концерты с включением в программу произведений и других местных композиторов. Иркутское отделение Союза советских композиторов для еще более плодотворной работы нуждается в помощи, которую областной отдел искусств и другие организации ему не оказывают» [1].

В период войны приоритетным направлением композиторской деятельности было создание произведений на оборонную тематику (преимущественно песенного жанра). В фондах Иркутского краеведческого музея удалось обнаружить ноты некоторых военных песен Ю. Д. Матвеева и Э. Г. Хинкиса. Чтобы понять их настроение, достаточно перечислить несколько названий: «Штык советский», «Вечерняя партизанская», «Великий Сталин нас ведет» (песни Ю. Д. Матвеева), «К оружию, гражданин!» (песня Э. Г. Хинкиса). Однако создавались и произведения иных жанров. Особенно плодотворно работал в жанре создания камерной и симфонической музыки композитор Г. Э. Ланэ. Например, в годы войны им были написаны две сонаты для скрипки и фортепиано, одну из которых автор посвятил 25-ле-тию Красной армии. Впоследствии, когда обсуждался вопрос о принятии Г. Э. Ланэ в члены Союза композиторов СССР, эти сонаты заслужили одобрение известного композитора и педагога Г. И. Литинского [16].

В 1944 году эвакуированные деятели искусств вернулись в родные места. Позднее покинул Иркутск Л. С. Гуров, приглашенный на работу в Кишинев. Однако местные авторы не прекращали своей творческой деятельности. Наиболее ярко проявили себя в послевоенные годы Г. Э. Ланэ, Э. Г. Хинкис и Ю. Д. Матвеев.

Новосибирские исследователи указывают, что Г. Э. Ланэ и Ю. Д. Матвеев были «коренными иркутянами» [10], однако это неверная информация, поскольку Г. Э. Ланэ жил в Иркутске с 1928 года, Ю. Д. Матвеев - с 1939, Э. Г. Хинкис -с 1940. Однако все эти авторы смогли тонко прочувствовать особенности сибирского края. Ими создано немало ярких произведений на местные темы (главным образом, в песенном жанре).

Ведущую роль в организации работы Иркутского отделения Союза композиторов играл Ю. Д. Матвеев. С момента возникновения организации он был ее ответственным секретарем, а в 1946 году возглавил отделение [6].

Г. Э. Ланэ был особо значимой фигурой в среде иркутских композиторов. Также этот человек был прекрасным скрипачом, альтистом и одаренным педагогом. В Иркутске он работал с 1928 года. По воспоминаниям современников, Ланэ отличали крайняя увлеченность своей работой, высшая степень тактичности в общении с окружающими и предельная скромность. К сожалению, большинство произведений композитора так и осталось в рукописях. В послевоенный период Ланэ были созданы «Увертюра на монгольские темы» (для симф. оркестра), музыка к постановке Иркутского театра кукол «Волшебная лампа Аладди-на», большое количество песен на стихи местных авторов и др. вещи [14].

К сожалению, в печатном виде выходила лишь малая часть произведений иркутских авторов. Поэтому можно считать значимым событием выпуск книги «Песни композиторов Восточной Сибири и Бурят-Монголии», вышедшей в 1948 году в Иркутском областном книжном издательстве. Туда были включены песни Ю. Д. Матвеева, Г. Э. Ланэ и Э. Г. Хинкиса [11].

Знаковым событием в культурной жизни города стало рождение «Песни о нашем городе», созданной Матвеевым в 1948 году на стихи молодого поэта Ю. Д. Левитанского [8]. В том же году песня прозвучала в одном из номеров киножурнала «Восточная Сибирь». За создание «популярной и патриотической песни» Матвеев и Левитанский были награждены Иркутским облисполкомом почетными грам о там и [4]. Их сочинение фактически стало музыкальным символом послевоенного Иркутска. Помимо «Песни о нашем городе» в послевоенное время Ю. Д. Матвеевым были созданы «Сюита на киргизские темы» (для симф. оркестра), хоры на слова бурятских поэтов (совместно с Ж. А. Батуевым), песни на стихи местных и московских авторов, романс «Я б тебя поцеловала» на стихи А. Н. Майкова, музыка к театральным постановкам [6].

Э. Г. Хинкис, в 1941-1951 гг. работавший дирижером в Иркутском театре

музыкальной комедии, также создал в военные и послевоенные годы большое количество песен на стихи местных авторов, а также московских поэтов (М. В. Исаковского, Л. Н. Кондырева, О. Я. Фадеевой) [3]. Песню Хинкиса на стихи Фадеевой «Родные просторы» включила в свой репертуар К. И. Шуль-женко. В 1951 году певица записала эту песню на грампластинку (экземпляр этой пластинки хранится в архиве автора настоящего исследования), но, к сожалению, имя автора музыки на этикетке было искажено.

Также в работе композиторской организации в послевоенные годы принимал участие выпускник военного факультета Московской консерватории В. А. Лебедев, работавший в Иркутской школе музыкантских воспитанников. Им был написан ряд песен на стихи местных авторов, из которых, по воспоминаниям иркутян старшего поколения, наибольшим успехом пользовалась песня «На родной Ангаре» (стихи А. И. Гайдая). Она прозвучала в одном из выпусков киножурнала «Восточная Сибирь» за 1951 год.

Несмотря на интересный творческий состав композиторской организации, ее работа не имела должной интенсивности. Возможно, причиной тому служило отсутствие навыков организаторской работы у руководителя организации Ю. Д. Матвеева. Люди, знавшие композитора, характеризуют его как человека в высшей степени обаятельного, но вместе с тем не в меру мягкого и беззащитного. Однако главной причиной в затруднениях, возникавших в работе Иркутского отделения ССК, был тот факт, что Отдел искусств при Облисполкоме по-прежнему не оказывал поддержки местным композиторам.

К началу 1951 года в работе организации наметился кризис. На заседании бюро Горкома ВКП(б) от 1 февраля 1951 года был заслушан доклад секретаря ГК Мусиной. В ее выступлении отмечалось: «Отдел искусств стоит в стороне от работы местных композиторов, не организует просмотр и обсуждение их произведений, слабо привлекает композиторов к участию в обработке народных

сибирских песен для эстрадного и хорового исполнения, к созданию репертуара для театра музыкальной комедии». Было также отмечено, что у композиторской организации практически не налажены связи с радиокомитетом, филармонией, органами печати и другими учреждениями, которые могли бы распространять и пропагандировать произведения местных авторов. Отделу искусств при облисполкоме, радиокомитету, филармонии, Дому народного творчества, обществу «Знание» и ОГИЗу предписывалось помочь иркутским композиторам [5].

Вскоре Иркутский радиокомитет подготовил программу из произведений иркутских авторов. Она была представлена слушателям на одной из встреч в редакции «Восточно-Сибирской правды», где в те годы нередко устраивались небольшие концерты и обсуждения музыкальных произведений. Немаловажно отметить, что помимо произведений Ланэ, Хинкиса, Матвеева и Лебедева на встрече собравшиеся могли услышать сочинения композитора М. Г. Латыпова, работавшего в Ансамбле песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа, а также творения ученика музыкального училища П. Ф. Рукосуева (впоследствии окончившего Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции).

Прислушался к рекомендациям Горкома и ОГИЗ, где к апрелю 1951 года был подготовлен сборник «Песни нашей Родины», куда вошли некоторые песни иркутских композиторов. В этой книге можно найти песни, написанные Г. Э. Ланэ, Ю. Д. Матвеевым, Э. Г. Хин-кисом, В. А. Лебедевым, а также музыкантами Н. Д. Пьянковым и Б. И. Беловым [12].

22 мал 1951 в «Восточно-Сибирской правде» появилась заметка «Преодолеть замкнутость в работе композиторов», написанная виолончелистом симфонического оркестра Иркутского радиокомитета Я. С. Иофисом. Он писал, что некая «замкнутость» в работе композиторов еще не преодолена. Иофис отмечал, что некоторые местные авторы практически не привлекаются, либо же совсем не привлекаются к работе организации. Были названы имена дирижера Театра юного зрителя П. П. Гоголева, а также музыкантов Б. И. Белова, Н. Д. Пьянкова и Д. Я. Розенцвейга (последний изначально был членом композиторской организации, но, потом, вероятно, вышел из ее состава). Автор заметки резюмировал: «Преодолеть замкнутость в работе композиторов Иркутска, развить критику и самокритику — основная задача отделения Союза композиторов и его председателя Ю. Матвеева. Отделению необходимо поставить перед собой четкие перспективы дальнейшего творческого развития» [7].

Однако в скором времени Ю. Д. Матвеев покинул Иркутск. По словам дочери композитора, он руководствовался причинами личного характера. В это же время уехал в Воронеж Э. Г. Хинкис. Нетрудно предположить, что именно по причине отъезда Матвеева и Хинкиса Иркутское отделение Союза советских композиторов прекратило свою работу. Тем не менее, в течение восьми лет своего существования оно вносило заметное оживление в музыкальную жизнь города. Наследие композиторов, входивших в его состав, безусловно, заслуживает внимания культурной общественности города.

Литература

1. Варбас М. И., Синакевич Н. А., Сухинен-ко В. Ф. Иркутские композиторы // Восточно-Сибирская правда. — 1044. — 10 марта. - С. 2.

2. Б/п. В Иркутске организовано отделение союза советских композиторов // Восточно-Сибирская правда. - 1943. - 27 апр. - С. 2.

3. Б/п. Литературная «пятница» // Восточно-Сибирская правда. - 1949. - 30 апр. - С. 4.

4. ГАИО. Ф. 1933. Оп. 7. Д. 767. Л. 157.

5. ГАНИИО. Ф. 159. Оп. 17. Д. 14. Л. 126-127 (об.).

6. Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3-х т. -М„ 1982. - Т. 2. - С. 204-205.

7. Иофис Я. С. Преодолеть замкнутость в работе иркутских композиторов // Восточно-Сибирс-кая правда. - 1951. — 22 мая. — С. 3.

8. Колокольников И. А. По следам потерянной песни // Восточно-Сибирская правда. — 2012. - 24 янв. - С. 6.

9. Манзий В. Д. «Наймычка» // Восточно "Сибирская правда. - 1943. — 16 нояб. — С. 2.

10. Музыкальная культура Сибири: в 3-х т. / Б. А. Шиндин [и др.]. - Новосибирск, 1997. -Т. 3. Кн. 1. - С. 198.

11. Песни композиторов Восточной Сибири и Бурят-Монголии. - Иркутск, 1948. — 57 с.

12. Песни нашей Родины: сб. песен / сост. К. В. Чуйко. - Иркутск, 1951. - 332 с.

13. Сквозь магический кристалл: сб. статей о творчестве композиторов Приакгарья / сост. Л. В. Янковская. - Иркутск, 2007. — С. 6.

14. Советские композиторы: краткий биографический справочник / сост. Г. В. Бер-нандт, А. Н. Должанский. - М., 1957. -С. 323.

15. Сухинеико В. Ф. Старейшина иркутских музыкантов // Восточно-Сибирская правда. -1970. - 10 окт. - С. 3.

16. Харкеевич И. Ю. Сердечная благодарность иркутян (киевский оперный театр в 1942-1944 гг. в Иркутске) // Земля Иркутская. -2005. - № 2 (28). - С. 83-86.

References

1. Barbas M. I., Sinakevich N. A., Suhinenko V. F. Irkutskie kompozitory. Vostochno-Sibirskaja pravda. [Irkutsk composers. Eastern-Siberian Pravda.] 1944. 10 marta. S. 2

2. B.p. V Irkutske organizovano otdelenie sojuza sovetskih kompozitorov. Vostochno-Sibirskaja pravda. [B.p. Organized In Irkutsk Department of the Union of Soviet composers. Eastern-Siberian Pravda.] 1943. 27 apr. S. 2.

3. B.p. Literaturnaja «pjatnica». Vostochno-Sibirskaja pravda. [B.p. Literary «Friday». East-Siberian Pravda.] 1949. 30 apr. S. 4.

4. G-AIO. F. 1933. Op. 7. D. 767. L. 157.

5. GANIIO. F. 159. Op. 17. D. 14. L. 126-127(ob.).

6. Grigor'ev L. G., Platek Ja. M. Sovetskie kompozitory i muzykovedy: spravochnik v 3-h t. [The Soviet composers and musicologists: reference 3 t.] M., 1982. T. 2. S. 204-205.

7. Iofis Ja. S. Preodolet' zamknutost' v rabote irkutskih kompozitorov. Vostochno-Sibirskaja pravda. [Td overcome the isolation in the work of the Irkutsk composers. Eastern-Siberian Pravda.] 1951. 22 maja. S. 3.

8. Kolokol'nikov I. A. Po sledam poterjannoj pesni. Vostochno-Sibirskaja pravda. [Traces of the lost songs. Eastern-Siberian Pravda.] 2012. 24 janv. S. 6.

9. Manzij V. D. «Najmychka». Vostochno-Sibirskaja pravda. [«Naimychka». East-Siberian truth.] 1943. 16 nojab. S. 2.

10. Muzykal'naja kul'tura Sibiri: v 3-h t. B. A. Shindin [i dr.], [The musical culture of

Siberia: in 3 T. B. A. Shindin [and others.]] -Novosibirsk, 1997. T. 3. Kn. 1. S. 198.

11. Pesni kompozitorov Vostochnoj Sibiri i Burjat-Mongolii. [Songs of composers of East Siberia and the Buryat-Mongolia.] Irkutsk, 1948. 57 s.

12. Pesni nashej Rodiny: sb. Pesen; sost. K. V. Chujko. [Song of our homeland: collection of songs; comp. K. V. Chuiko.] Irkutsk, 1951. 332 s.

13. Skvoz' magicheskij kristall: sb. statej o tvorchestve kompozitorov Priangar'ja; sost. L. V. Jankovskaja. [Through the crystal ball: collection of articles about the works of composers of the Angara region.] Irkutsk, 2007. S. 6.

14. Sovetskie kompozitory: kratkij bio-graficheskij spravochnik; sost. G. B. Ber-nandt, A. N. Dolzhanskij. [Soviet composers: a brief biographical directory.] M., 1957. S. 323.

15. Suhinenko V. F. Starejshina irkutskih muzykantov; Vostochno-Sibirskaja pravda. [Elder Irkutsk musicians; Eastern-Siberian Pravda.] 1970. 10 okt. S. 3.

16. Harkeevich I. Ju. Serdechnaja blagodarnost' irkutjan (kievskij opernyj teatr v 1942-1944 gg. v Irkutske); Zemlja Irkutskaja. [Heartfelt thanks to Irkutsk (Kiev Opera house in 1942-1944, in Irkutsk). Earth Irkutsk.] 2005. №2 (28). S. 83-86.

Деятельность иркутских композиторов Б 1943-1951 гг.

В статье рассказывается о работе Иркутского отделения Союза композиторов СССР, существовавшего в 1943—1951 гг. В состав отделения входили одаренные композиторы Г. Э. Ланэ, Ю. Д. Матвеев, Э. Г. Хинкис, В. А. Лебедев и др. Отделение внесло серьезный вклад в развитие музыкальной культуры города. Однако его работа до сих пор детально не исследовалась. Кроме того, в книге Л. В. Янковской «Сквозь магический кристалл» присутствуют серьезные ошибки, касающиеся работы отделения в 1940-х. Автор данной статьи пытался изучить работу иркутских композиторов в военное и послевоенное время, анализируя материалы ГАИО, ГАНИИО, подшивки газет 1943-1952 ГГ| Т&кжв им были найдены родственники композитора Ю. Д. Матвеева.

Ключевые слова: Иркутск, композиторы, Ланэ, Матвеев, Хинкис, Лебедев.

The Work of Irkntsk composers in 1943—1951

This article tells about work of Irkutsk office of the USSR Composers Union existing in 1943-1951. Such composers as G.E. Lane, Yu.D. Matveyev, E.G. Hinkis, V.A. Lebedev were members of the office. The office made a serious contribution to the development of musical culture in the city. The work of this organization has not been investigated before. Moreover L.V.Yankovskaya's book "Through a magic crystal" makes some serious mistakes about the office's operation in 1940s. The author of this article tries to study work of Irkutsk composers during WWII and at postwar time analyzing materials of State Archive of the Irkutsk Region and State Archive of Contemporary History of Irkutsk region, filings of newspapers as of 1943—1952. He has also found relatives of composer Yu.D. Matveyev.

Keywords: Irkutsk, composers, Lane, Matveyev, Hinkis, Lebedev.

Колокольников Иван Арсеньевич — студент 5 курса Иркутского государственного университета (факультет филологии и журналистики). Корреспондент «Радио России — Иркутск».

E-mail: ivan-ars_k@mail.ru

Kolokolnikov Ivan — 5th year student of Irkutsk State University, Faculty of Philology and Journalism, The correspondent of «Radio of Russia — Irkutsk».

E-mail: ivan-ars_k@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.