Научная статья на тему 'Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века'

Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4839
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ МАССОВАЯ ПЕСНЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лях Валентина Ивановна, Сигида Дарья Андреевна

В статье анализируется развитие массовой песни в Советском союзе. Вокальные произведения получили широкое распространение с начала ХХ века и оказали огромное влияние на умонастроение народа, на формирование доминирующих ценностных установок и общественного сознания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века»

"Культурная жизнь Юга России" 22 ■

№ 2 (57), 2015

References

1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo duha [The philosophy of the free spirit]. M., 1994.

2. Lossky N. О. Usloviya absolyutnogo dobra [Conditions absolute good]. M., 1991.

3. Karsavin L. P. O lichnosti [About the personality]. M., 1992.

4. Solovyov V. L. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya [The justification of the good. Moral philosophy]: soch. v 2 t. T. 1. M., 1990. S. 331. Here and further works cited in this publication. In parentheses indicates the number of the page.

УДК 784.66

В. И. ЛЯХ,

доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Д. А. СИГИДА,

кандидат философских наук, доцент краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

СОВЕТСКАЯ МАССОВАЯ ПЕСНЯ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

В статье анализируется развитие массовой песни в Советском Союзе. Вокальные произведения получили широкое распространение с начала ХХ века и оказали огромное влияние на умонастроение народа, на формирование доминирующих ценностных установок и общественного сознания в целом. Ключевые слова: советская массовая песня, музыкальное искусство, народное творчество.

UDK 784.66 V. I. LYAKH, D. A. SIGIDA,

PhD, professor of Krasnodar State candidate of Philosophical sciences, University of Culture and Arts associate professor of Krasnodar

branch G. V. Plekhanov Russian Economic University

SOVIET MASS SONG AS A PHENOMENON OF MUSICAL ART OF XX CENTURY

Development of the mass songs in the Soviet Union analyses in the article. Vocal works have been widely disseminated since the beginning of XX century and had a profound influence on the people mentality, on the formation of the dominant values and public opinion in general. Key words: Soviet mass songs, music art, folk art.

Истоки массовой песни лежат в русской крестьянской, городской и солдатской песнях, в маршах революции. В послереволюционные годы подобные произведения звали к подвигу, закаляли волю, формировали мышление людей, которые знали, что вся жизнь - борьба («иного нет у нас пути, в руках у нас винтовка»), а остановка, отдых, счастье - только в мировой коммуне [1].

Первые такие песни возникали стихийно, их переделывали из старых, заменяя слова. К примеру, Леонид Радин сочинил текст «Смело, товарищи, в ногу!» на мелодию известной в то время студенческой песни. Среди тех, кто стоял у истоков советской песни, были Самуил Покрасс («Красная армия всех сильней»), Юлий Хайт («Всё выше») и др.

В песенный быт 20-х годов XX века вошли марши и гимны революционного подполья («Интернационал», «Варшавянка», «Вы жертвою пали» и др.), переосмысленные солдатские песни, так называемые «переделки» на темы («Было дело под Полтавой», «Взвейтесь, соколы, орлами»), старые и новые бытовые шуточные песни («Во кузнице», «Яблочко», «Проводы» и т. д.). Основной задачей тех лет была борьба с иноземными захватчиками и внутренней контрреволюцией. Отсюда песни «Белая армия, чёрный барон» (на слова П. Горина, музыкальная обработка Дм. Покрасса), «Из-за лесу и суровых тёмных гор наша конница несётся на простор» на старинный напев (слова бойца Первой Конной П. Вахтурова), «Марш Будённого» (слова А. Д'Актиля, музыка Дм. Покрасса) и др.

№ 2 (57), 2015 "Теория и история культуры" ^

Популярными были «Молодая гвардия» (слова А. Безыменского), «Первая Конная» и «Конная Буденного» (слова Н. Асеева, музыка А. Давиденко), «Песня про наркома» (слова Л. Жарова), «Нас побить, побить хотели» (слова Демьяна Бедного, музыка А. Давиденко), «Партизанская-дальневосточная» («По долинам и по взгорьям», слова П. Парфёнова, музыкальная обработка А. Александрова) и др. [2].

Постепенно песня, всенародная по содержанию и общедоступная по форме, становилась лиричнее, соединяя в себе черты фольклора, лёгкого, бодрого марша и даже джаза. Появился новый герой: положительный, простодушный, весёлый, спортивный, готовый к борьбе, труду, самосовершенствованию, способный на самопожертвование. Идеалами стали представления о народе как о большой семье, Родина отождествлялась с матерью [3].

Массовая песня быстрее и живее всех других жанров откликалась на требования времени, отражала историю страны, подражая в этом фольклору [4]. Это были главным образом мажорно-оптимистические произведения, написанные для новых людей новой страны -страны победившего социализма. Они обращались уже не к миру узколичных переживаний героя, а к обществу и человеку-созидателю.

Могучим популяризатором стало кино. Так, в 1932 году пришла с экрана «Песня о встречном» Д. Шостаковича («Нас утро встречает прохладой»). Десятки кинопесен создал И. Дунаевский, начиная с «Весёлых ребят» (1934). В основном это были молодёжные марши -музыкальный символ молодой страны Советов. Образцом может служить наполненный радостью, здоровьем, неиссякаемой энергией, силой «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь» на стихи В. Лебедева-Кумача. Классикой стали «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»), «Песня о весёлом ветре», «Марш энтузиастов» И. Дунаевского; «Катюша», «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе» М. Блантера; «Орлёнок» В. Белого; «Прощание», «Москва майская», «Песня о столице», «Если завтра война» Дм. и Дан. Покрассов; «Тачанка» К. Листова и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны радостные, бодрые марши 30-х годов уступили место патриотическим произведениям, соответствовавшим новым художественным и нравственным критериям: нужны были совсем другие песни, которые заставляли сердца людей биться с новой силой, призывали проявить мужество и стойкость. Война потребовала небывалой мобилизации духовных сил народа, и это неминуемо отразилось на песнях: они впитывали в себя основные мотивы запевов и силу духа народа-победителя, воспитывали, звали за собой, воодушевляли на новые свершения [5].

Первой зазвучала на всю страну «Священная война» и стала своего рода гимном советского народа. Её текст был опубликован 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия». Композитор Александр Васильевич Александров сочинил музыку, и уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами на площади Белорусского вокзала состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. За считанные дни глубоко народная музыка - отражение грозной силы, сплочённости, воли - распространилась по всему Союзу.

Военные годы можно по праву назвать временем второго рождения советской массовой песни - реальная жизнь, суровая без прикрас, страшная, но и прекрасная в своей эмоциональной насыщенности, шагнула к людям. В сорок первом году ещё продолжают звучать в новой трактовке мажорные песни вроде «Бейте с неба самолёты» с добавленными куплетами про фашистов («Вздумал Гитлер, пёс кровавый, сунуть нос в наш край родной»). На юге России появилась песня «Вставай, Кубань» военного корреспондента поэта Ильи Сельвинского, опубликованная краевой газетой «Большевик» [6].

В 42-м году мажорный репертуар уходит, появляются глубоко лиричные песни, такие как «Вечер на рейде» или «Моя любимая». Многие из них неоднократно подвергались критике, как, к примеру, «Тёмная ночь», которую упрекали в том, что она погружала слушателя в узкий мир интимных переживаний героя, но, по существу, к таким выпадам никто всерьёз не относился.

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», родилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (57), 2015

журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. Эти строки вдохновили композитора Константина Листова, он создал для них музыку и стал первым исполнителем песни, полюбившейся бойцам и ожидавшим их с фронта родным.

Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. После концерта к Петерсбурскому подошёл поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил своё восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к прозвучавшей новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилась песня «Синий платочек». Впервые её исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбур-ского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда его спела Клавдия Шульженко: по её просьбе изменить слова на более патриотичные поэт добавил куплет о пулемётчике. Несмотря на это Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило своё недовольство по этому поводу, Клавдия Шульженко перестала исполнять песню, но она навсегда осталась в числе лучших вокальных произведений.

Главная победная песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без неё этот рассказ был бы неполным. «День Победы» был создан поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании некоторые члены партии остались недовольны композицией, её даже назвали «цыганской», но на концерте эта песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слёз. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Нужно отметить, что в военные годы созданы песни высокого художественного достоинства. К примеру, «Ой, туманы мои, растуманы» В. Захарова, «Заветный камень» Б. Мок-роусова, «В лесу прифронтовом», «Под звёздами балканскими» М. Блантера, «Прощайте, скалистые горы» Е. Жарковского. Более 50 произведений, оригинальных по образности и стилю, создал В. Соловьёв-Седой: «Играй, мой баян», «Песня мщения», «Как за Камой за рекой», «Вернулся я к друзьям», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде» и др. Наряду с уже названными авторами в песенную элиту входят новые - композиторы Модест Табачников, Сигизмунд Кац, Марк Фрадкин, поэты Михаил Матусовский, Марк Лисянский, Илья Френкель.

Песня стала в военное время наиболее востребованным жанром искусства. Композиторы и поэты создали множество замечательных произведений, ставших лучшими образцами патриотической лирики, источником, питавшим музыкальную культуру Советского Союза на протяжении многих лет.

Послевоенный период богат песнями разнообразного содержания и стиля. Они повествуют о возвращении солдат домой, на Родину и о радости перехода к мирной жизни («Солнце скрылось за горою», «Где же вы, друзья однополчане?»). Пишутся песни о мирном труде («В предгорьях Алтая», «Дорожная», «Мы люди большого полёта»). Завораживают песни в исполнении дуэта Бунчикова и Нечаева («Песня боевых друзей», «Дружки», «Марш строителей», «Шли бойцы», «Солнце скрылось за горою»). Широкую известность приобретают «Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые песни получили распространение и за рубежом [7]. Большую популярность заслужили песни М. Блантера, И. Дунаевского, Ю. Зарицкого, В. Захарова, Э. Колмановского, Ю. Милютина, Б. Мокроусова, В. Мурадели, А. Новикова, Г. Носова, А. Островского, А. Пахмутовой, А. Петрова, Д. Прицкера, В. Соловьёва-Седого, С. Туликова, М. Фрадкина, А. Холми-нова, Д. Шостаковича и др.

№ 2 (57), 2015

"Теория и история культуры

Можно сказать, что к концу войны жанр советской массовой песни достиг своего наивысшего расцвета. К сожалению, очень недолго он просуществовал на эстраде в том виде, каким отшлифовался тогда. Однако и за этот срок голосами малого количества исполнителей - страстных пропагандистов советской песни (кроме уже упоминавшихся Л. Утёсова, К. Шульженко, М. Бернеса, которые были не столько певцами, сколько поющими актёрами, обязательно необходимо вспомнить Г. Абрамова, В. Бунчикова, Г. Виноградова, В. Нечаева, П. Киричека, И. Шмелёва и некоторых других исполнителей) было спето и сказано, пожалуй, даже больше, чем удалось спеть и сказать всем остальным разноплановым исполнителям за все последующие годы существования советской эстрады [7].

Итак, советская массовая песня - один из феноменов искусства XX века. Можно смело сказать, что никогда и ни в какой стране песня не имела такого влияния, как в советском обществе. Кажется, никогда ещё в мировой истории не было искусства, которое бы так жестоко контролировалось государством и которое бы подвергалось столь резким критическим нападкам со стороны того же государства, но вместе с тем демонстрировало бы столь весомые творческие достижения и было так же любимо. Можно спорить о самих этих ценностных ориентирах, но бесспорно, что многие из сочинений указанного периода стали народными, превратились в музыкальную классику.

Литература

1. Советская музыкальная литература для учащихся ДМШ. URL:http://festival.1sep tember. ru/articles/5 92391/

2. Бочаров А. Советская массовая песня. М., 1956. С. 191.

3. Библиотека статей по психологии. Психологические аспекты обучения музыке. URL: http://psychostyle.org.ua/text/teaching_musicsovetskaya_psychology159

4. Виртуальная Ретро-Фонотека. URL: http://www.classicalmusiclinks.ru/item11732.html

5. О музыкальном искусстве. http://music-about.ru/massovaya-pesnya/

6. Слепов А. А. О песенном фольклоре Кубани. Заметки. Краснодар, 2000.

7. Раку М. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930-1940-х годов: лиризация дискурса. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ra15-pr.html

References

1. Sovetskaya muzykal'naya literatura dlya uchashchihsya DMSH [Soviet musical literature for students of music schools]. URL:http://festival.1september.ru/articles/592391/

2. Bocharov A. Sovetskaya massovaya pesnya [Soviet mass songs]. М., 1956. S. 191.

3. Biblioteka statey po psihologii. Psihologicheskie aspekty obucheniya muzyke [Library of articles on psychology. Psychological aspects of learning music]. URL: http://psychostyle.org.ua/ text/teaching_musicsovetskaya_psychology 159

4. Virtual'naya Retro-Fonoteka [Virtual Retro-Music Library]. URL: http://www.classical musiclinks. ru/item 11732. html

5. O muzykal'nom iskusstve [About musical art]. http://music-about.ru/massovaya-pesnya/

6. Slepov A. A. O pesennom fol'klore Kubani. Zametki [About Kuban folklore song. Notes]. Krasnodar, 2000.

7. Raku M. Poiski sovetskoy identichnosti v muzykal'noy cul'ture 1930-1940-h godov: lirizatsiya diskursa [Search for Soviet identity in the musical culture of the 1930-1940's: lyricism of discourse]. URL : http : //magaz ines.russ.ru/nlo/2009/100/ra15-pr. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.