Научная статья на тему 'Совет рынка и его полномочия в сфере энергетики'

Совет рынка и его полномочия в сфере энергетики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1467
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОПТОВОГО РЫНКА / СОВЕТ РЫНКА / ПУБЛИЧНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА РЫНКА / КВАЗИРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ELECTRICITY / COMMERCIAL INFRASTRUCTURE OF THE WHOLESALE ELECTRICITY MARKET / MARKET COUNCIL / PUBLIC CREDENTIALS OF THE MARKET COUNCIL / QUASI LICENSING PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишнякова Анна Сергеевна

Основы правового статуса, а также полномочия организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Ключевая роль в процессе функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности отведена Законом об электроэнергетике совету рынка. Совет рынка представляет собой особую разновидность саморегулируемой организации, наделенную наряду с частноправовыми также и публичными полномочиями в сфере электроэнергетики. Это подтверждается наличием публичной компетенции в сферах реализации квазиразрешительных процедур и контрольных полномочий, разработки формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и нормативного правового регулирования, а также организации системы досудебного урегулирования споров и корпоративного санкционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET COUNCIL AND ITS PUBLIC CREDENTIALS IN THE ELECTRICITY SECTOR

The basis of the legal status and powers of the organization of a commercial infrastructure of the wholesale electricity market and power are determined in accordance with the Federal Law of 26.03.2003 № 35-FZ «On Electricity». The key role in the functioning of the commercial infrastructure of the wholesale electricity market is assigned by the Law on Electricity to the Market Council. The Market Council is a special kind of self-regulatory organization which has not only private but also public powers in the electricity sector. This is confirmed by the presence of public competence in the sphere of implementation of quasi licensing procedures and control powers, designed form of the agreement on accession of the wholesale market to the trading system, legal regulation and organization of pre-trial settlement of disputes and corporate approval.

Текст научной работы на тему «Совет рынка и его полномочия в сфере энергетики»

Вишнякова А.С.

СОВЕТ РЫНКА И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация

Основы правового статуса, а также полномочия организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Ключевая роль в процессе функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности отведена Законом об электроэнергетике совету рынка. Совет рынка представляет собой особую разновидность саморегулируемой организации, наделенную наряду с частноправовыми также и публичными полномочиями в сфере электроэнергетики. Это подтверждается наличием публичной компетенции в сферах реализации квазиразрешительных процедур и контрольных полномочий, разработки формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и нормативного правового регулирования, а также организации системы досудебного урегулирования споров и корпоративного санкционирования.

Ключевые слова: электроэнергетика, коммерческая инфраструктура оптового рынка, совет рынка, публичные полномочия совета рынка, квазиразрешительные процедуры.

Реализация мер, направленных на структурное реформирование Единой энергетической системы России, обусловила появление особых субъектов в сфере электроэнергетики - организаций технологической и коммерческой инфраструктур оптового рынка электрической энергии и мощности (далее -ОРЭМ).

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» [1] (далее - Закон об электроэнергетике) определил основы правового статуса, а также полномочия указанных организаций. В отличие от организаций технологической инфраструктуры1 Закон об электроэнергетике не содержит исчерпываю-

щего перечня организаций коммерческой инфраструктуры и относит к их числу «Совет рынка», коммерческого оператора и иные организации2.

Ключевая роль в процессе функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности отведена Законом об электроэнергетике «Совету рынка». Указанная организация образована в форме некоммерческого партнерства, объединившего на основе членства субъектов электроэнергетики3 и крупных потребителей электрической энергии.

В качестве целей создания «Совета рынка» Закон об электроэнергетике провозгласил обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков электроэнергии, реализацию общих принципов организации электроэнергетики, создание благоприятного инвестиционного климата.

«Совет рынка» представляет собой особую разновидность саморегулируемой организации, наделенной наряду с частноправовыми также и публичными полномочиями в сфере электроэнергетики. Это подтверждается наличием публичной компетенции в сферах реализации квазиразрешительных процедур и контрольных полномочий, разработки формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и нормативного правового регулирования, а также организации системы досудебного урегулирования споров и корпоративного санкционирования.

Особая значимость Законом об электроэнергетике отводится специальным квазиразрешительным публичным процедурам, связанным с наделением юридических лиц частноправовыми полномочиями на ОРЭМ.

Любая организация наделяется частноправовыми полномочиями в момент ее учреждения в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных цивилистическим законодательством. Однако практическая реализация этих полномочий на ОРЭМ возможна только в случае присвоения юридическому лицу статуса субъекта ОРЭМ и включения его в Реестр субъектов ОРЭМ (далее также - Реестр).

Регламентация процедуры присвоения организации статуса субъекта ОРЭМ и включения ее в Реестр реализуется в соответствии с Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденным решением Наблюдательного совета НП «Совет рынка» 26 ноября 2009 г.4 (с последующими изменениями) (далее - Положение о реестре). Несмотря на то что указанный документ представляет собой акт локального нормотворчества, установленные в нем правила обязательны для всех лиц, имеющих намерение получить статус субъекта ОРЭМ, в силу наделения Законом об электроэнергетике «Совета рынка» соответствующими публичными полномочиями.

Положение о реестре содержит перечень процедур, необходимых для получения статуса субъекта ОРЭМ. Указанные процедуры представляется возможным дифференцировать на организационные и технические.

К организационным процедурам следует отнести: вступление в члены НП «Совет рынка»; документационное подтверждение статуса субъекта ОРЭМ в соответствии с Положением о реестре; подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Процедура вступления в члены НП «Совет рынка» предполагает предоставление юридическим лицом заявления о вступлении в члены НП «Совет рынка»

и иных документов, предусмотренных локальными нормативными актами «Совета рынка». В случае соответствия представленных организацией документов установленным требованиям Наблюдательный совет НП «Совет рынка» принимает решения о приеме ее в члены.

Несмотря на то что процедура предоставления заявления о присвоении статуса субъекта ОРЭМ может предшествовать процедуре вступления в члены НП «Совет рынка», неотъемлемой предпосылкой начала процедуры присвоения статуса субъекта ОРЭМ в любом случае выступает заявление юридического лица.

Наряду с заявлением о присвоении статуса субъекта ОРЭМ юридическое лицо предоставляет унифицированные и специальные документы, которые дифференцируются в зависимости от типа субъекта ОРЭМ. Субъект ОРЭМ вправе реализовывать частноправовые полномочия в качестве поставщика электрической энергии и мощности5, крупного потребителя, энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации или гарантирующего поставщика.

В качестве заключительной процедуры следует рассматривать подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка6, которая включает в себя несколько этапов: подготовка коммерческим оператором необходимого количества экземпляров договоров, обеспечение их подписания всеми сторонами и направление подписанных экземпляров договоров соответствующим сторонам.

К техническим процедурам, необходимым для получения статуса субъекта ОРЭМ, Положение о реестре относит получение организацией акта о согласовании групп точек поставки7 (далее - ГТП) и их отнесении к узлам расчетной модели, а также акта установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии техническим требованиям ОРЭМ.

Необходимость проведения технических процедур обусловлена наличием специальных требований, предъявляемых к организациям, намеренным реали-зовывать частноправовые полномочия на ОРЭМ. Исчерпывающий перечень указанных требований установлен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» [2] (далее - Правила оптового рынка).

Согласно п. 23 Правил оптового рынка, для получения статуса субъекта ОРЭМ организация должна, во-первых, соответствовать определенным количественным характеристикам в каждой ГТП. Содержание количественных характеристик дифференцируется в зависимости от типа субъекта ОРЭМ. Во-вторых, юридическое лицо должно обеспечить проведение технических мероприятий, связанных с оснащением каждой ГТП средствами измерений и системой связи, обеспечивающей передачу системному оператору необходимых данных.

Принятие решения о присвоении организации статуса субъекта ОРЭМ относится к исключительной компетенции Наблюдательного совета НП «Совет рынка» (п. 22 Правил оптового рынка). Наблюдательный совет вправе принять решение о присвоении организации статуса субъекта ОРЭМ либо вынести мотивированное решение об отказе заявителю в присвоении указанного статуса.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в присвоении организации статуса субъекта ОРЭМ установлен Положением о реестре.

Решение, принятое Наблюдательным советом НП «Совет рынка», выступает основанием для внесения организации в Реестр субъектов ОРЭМ, при этом субъекту присваивается регистрационный номер.

Наличие отрицательного решения по вопросу присвоения юридическому лицу статуса субъекта ОРЭМ не лишает организацию права повторного обращения с соответствующим заявлением.

Квазиразрешительные публичные процедуры, связанные с наделением организаций частноправовыми полномочиями на ОРЭМ, имеют определенное сходство с административными процедурами в различных сферах.

Применительно к сфере таможенного дела аналогичные публичные процедуры установлены при наделении юридических лиц статусом таможенного представителя. Согласно п. 1 ст. 12 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [3] (далее - Таможенный кодекс ТС) организация признается таможенным представителем только после включения в реестр таможенных представителей. Порядок включения организаций в указанный реестр устанавливается наряду с Таможенным кодексом ТС законодательством государств-членов таможенного союза8.

В отличие от нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики законодательством в сфере таможенного дела установлены не только процедуры исключения из реестра, но и правовые основания приостановления деятельности организаций в качестве специальных субъектов.

Решение об исключении организации из Реестра субъектов ОРЭМ принимается Наблюдательным советом НП «Совет рынка». Исчерпывающий перечень оснований для инициации принятия указанного решения определен Правилами оптового рынка, при этом исключение юридического лица из Реестра не препятствует повторному получению статуса субъекта ОРЭМ.

Таким образом, в сфере электроэнергетики установлены квазиразрешительные публичные процедуры, присущие данной отрасли и применяемые только в ней. Субъекты ОРЭМ, за исключением организаций коммерческой и технологической инфраструктур ОРЭМ, наделяются частноправовыми полномочиями в момент принятия компетентным органом управления «Совета рынка» (Наблюдательным советом НП «Совет рынка») решения о включении организации в Реестр субъектов ОРЭМ. Прекращение указанных полномочий может быть обусловлено только актами юридического факта в виде решения Наблюдательного совета НП «Совет рынка» об исключении юридического лица из Реестра. Несмотря на экстраординарность указанной процедуры, можно установить некоторую аналогию с действующим российским законодательством: в сфере электроэнергетики применяются квазиразрешительные процедуры, сходные со сферой таможенного дела.

ЛИТЕРАТУРА

1. СЗ РФ. 31.03.2003. № 13. Ст. 1177 (ред. от 08.03.2011).

2. СЗ РФ. 04.04.2011. № 14. Ст. 1916.

3. СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615 (в ред. от 16.04.2010).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В настоящее время Закон об электроэнергетике к организациям технологической инфраструктуры относит организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО «ФСК ЕЭС») и системного оператора (ОАО «СО ЕЭС»).

2 Функции совета рынка реализует НП «Совет рынка», коммерческого оператора - ОАО «АТС». К числу иных организаций коммерческой инфраструктуры, в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, относится ЗАО «ЦФР».

К субъектам электроэнергетики, согласно Закону об электроэнергетике, относятся лица, реализующие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии и мощности, организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

4 Официальный текст Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка размещен на сайте НП «Совет рынка»: http://www.np-sr.ru.

5 Положение о реестре выделяет четыре разновидности поставщиков электрической энергии и мощности, а именно: поставщика электрической энергии и мощности - владельца генерирующего оборудования; поставщика электрической энергии и мощности, наделенного правом продажи электрической энергии и мощности, производимой на генерирующем оборудовании, владельцем которого он не является; поставщика электрической энергии и мощности - владельца генерирующего оборудования, планируемого к вводу в эксплуатацию; поставщика электрической энергии и мощности, производимой на генерирующем оборудовании, планируемом к вводу в эксплуатацию, владельцем которого он не является.

6

7

8

Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка заключается в соответствии со стандартной формой, утвержденной Наблюдательным советом НП «Совет рынка». Сторонами по указанному договору всегда выступают все организации технологической и коммерческой инфраструктур и субъект ОРЭМ.

Под группой точек поставки понимается одна или несколько точек в электрической сети (точек поставки), относящихся к одному узлу расчетной модели или к единому технологически неделимому энергетическому объекту, в отношении которого участником оптового рынка осуществляется купля-продажа электрической энергии или мощности на ОРЭМ, или ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии или мощности осуществляется только одним участником ОРЭМ, и используемых для определения и исполнения обязательств, связанных с поставкой и оплатой электроэнергии или мощности (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (СЗ РФ. 04.04.2011. № 14, ст. 1916).

Применительно к Российской Федерации регулирование отношений в сфере таможенного дела реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (СЗ РФ. 29.11.2010. № 48. Ст. 6252).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.