2016, Т. 158, кн. 2 С.372-382
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
УДК 347.1:621.31
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
А.В. Валеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
Аннотация
В статье предпринимается попытка формирования цивилистического представления о системе гражданско-правовых регуляторов, действующих на рынке электрической энергии. Исследованы особенности соответствующих регуляторов. Формулируются основные правовые проблемы, связанные с регулированием отношений в электроэнергетике. В частности, автором рассматриваются нормативно-правовые акты, корпоративные акты и гражданско-правовые договоры как наиболее яркие и обладающие специфическими особенностями гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике. В работе также исследуется соотношение локального и договорного регулирования в рамках оптового и розничного рынков. Установлено, что существует своеобразное «параллельное регулирование» - на участника оптового рынка одновременно оказывается воздействие двумя видами регуляторов. Отмечается, что определение чёткого круга гражданско-правовых регуляторов в электроэнергетике не просто позволяет увидеть целостную систему регуляторов в электроэнергетике в их взаимосвязи, но и помогает в определённой мере участникам данных отношений осуществлять свои права и нести обязанности.
Ключевые слова: регуляторы, электрическая энергия, правовые средства, правовое регулирование
Значимость электрической энергии как товара на рынке настолько велика, что её невозможно недооценивать. Социальное благополучие человека и экономические успехи каждой организации напрямую зависят от доступности качественной электроэнергии. Развитие человеческой цивилизации немыслимо без энергии, к которой всегда было особое отношение, она практически во все времена признавалась стратегическим товаром. Но если раньше на энергетическом рынке обращались такие товары, как древесина, уголь, то сегодня почти во всём мире используется электрическая энергия. Конечно, огромную роль играет углеводородное сырьё, развиваются технологии, позволяющие использовать альтернативные источники энергии. Тем не менее электричество занимало и будет занимать особое положение - сейчас замены ему нет и в ближайшем будущем не предвидится. Отметим также, что и альтернативные источники (энергия воды, ветра), и в значительной части углеводородное сырьё используются с целью преобразования их в электрическую энергию.
Неудивительно, что интерес к правовым проблемам электроэнергетического рынка никогда не ослабевал. Так, на сегодняшний день проведено достаточно много исследований, посвящённых природе договорных конструкций, которые применяются на электроэнергетическом рынке, а также проблемам, связанным с передачей электрической энергии представителями сетевых организаций, в частности договором «последней мили», состоянием рынка и увеличением уровня конкуренции и др. (см., например, [1-5]).
В научной литературе обозначены как «отдельные проблемы регуляторного порядка, имеющие концептуальный характер», так и «блок проблематики, связанный с неэффективностью модели оптового рынка... непрозрачность торговой системы; искажения в ценообразовании за счёт факторов, ограничивающих конкуренцию» [6]. «На розничном рынке можно отметить, - пишет И.В. Редькин, подводя итоги завершения переходного периода реформы электроэнергетики в России, - серьёзные ограничения конкуренции; отсутствие механизмов социальной защиты потребителей, совместимых с конкурентным рынком; неразвитость коммерческой инфраструктуры и др.» [6].
Электроэнергетический рынок России, как и многие рынки постсоветских государств, долгое время находился в далеко не лучшем состоянии. Устаревшие сети, отсутствие должного менеджмента, монополизация привели к тому, что описываемая сфера, заведомо прибыльная с экономической точки зрения, оказалась в состоянии системного кризиса. Это обусловило необходимость реформ, которые начали проводиться с 2000-х годов. Государство постаралось уйти от монополизации, обеспечить приток инвестиций, организовать техническое перевооружение объектов сетевого хозяйства. В результате создан отдельный рынок с особым субъектным составом и специфическими механизмами управления. В рамках этого рынка осуществляется продажа электрической энергии как товара, дифференцированно в зависимости от правового положения потребителя. При этом правовое регулирование в данной сфере осуществляется не только федеральными законами, но и многочисленными иными нормативными правовыми актами: постановлениями Правительства РФ, приказами министерств, прежде всего Министерства энергетики, и др. Это имеет и положительные, и отрицательные стороны. Хорошо, когда закон или инструкция позволяют найти ответ на любой вопрос, но огромный массив специальных актов создаёт сложности для потребителей в реализации их субъективного права на электрическую энергию. К сожалению, разобраться во всех существующих нормативных актах, инструкциях и приказах далеко не просто даже человеку со специальным образованием. Сложность электроэнергетического рынка проявляется ещё и в том, что отношения субъектов рынка во многом зависят от технических и технологических особенностей, связанных с электроэнергией. В нормативных актах используются такие категории, как мощность, напряжение, сеть и т. п., и уяснение специфики правовых отношений на рынке невозможно без хотя бы самого общего представления о физических процессах, происходящих при производстве и передаче электричества. В конечном итоге на электроэнергетическом рынке России наблюдается сложнейшая ситуация, когда присутствует большое количество субъектов, деятельность которых регламентирована множеством нормативных правовых актов, при этом для достижения своих целей
каждым участником рынка заключается ряд договоров, что порождает целую систему договорных связей. Однако развитие отношений между субъектами рынка возможно лишь в рамках технологических возможностей.
Для исследования особенностей правового регулирования на указанном рынке вряд ли удобно использовать традиционные юридические конструкции. Учитывая вышеизложенное, нужно системно изучить все юридические инструменты, с помощью которых оказывается воздействии на поведение участников рынка, и сделать это можно посредством категории правовой регулятор. Соответствующий термин стал часто применяться в трудах учёных-цивилистов (см. [7-10]).
Пока в российской правовой науке не выработан единообразный подход к понятию регулятор. Иногда регулятором именуют право в целом, иногда -уполномоченные государственные органы. В данной статье мы будем ориентироваться на традиционное для Казанской юридической школы понимание регулятора как правового средства, юридического инструмента, с помощью которого осуществляется правовое регулирование [7, с. 191].
М.Ю. Челышев выделял правовые регуляторы в гражданском праве и гражданско-правовые регуляторы как схожие, но не тождественные термины. Отличительными признаками второй категории является наличие (содержание) предписания гражданско-правового характера, которое является обязательным для соответствующих субъектов [7, с. 191]. На рынке электроэнергетики можно говорить о регуляторах разной отраслевой природы. Помимо гражданско-правовых, присутствуют административные, финансовые и даже уголовные регуляторы. Однако наибольший удельный вес занимают, без сомнения, гражданско-правовые регуляторы. «К таким регуляторам строго формально сегодня относятся: 1) нормативные правовые акты, включая гражданское законодательство; 2) правовые позиции высших судебных инстанций и судебная практика по конкретным делам; 3) обычаи; 4) решения собраний; 5) гражданско-правовые договоры», -пишет М.Ю. Челышев [7, с. 191].
Отметим, что выявление чёткого круга регуляторов в электроэнергетике позволит не просто увидеть целостную систему регуляторов в электроэнергетике в их взаимосвязи, но и получить целостное представление об особенностях осуществления своих субъективных прав участниками энергетического рынка, о специфике управления на данном рынке.
В настоящее время, на наш взгляд, можно говорить о формировании энергетического права как комплексной отрасли российского права преимущественно с гражданско-правовой составляющей. Основной тенденцией развития законодательства об электроэнергетике является увеличение доли частноправового регулирования, усиление использования именно гражданско-правовых регуляторов. Внешне это проявляется в активном применении правовой конструкции договоров и развитии элементов саморегулирования на соответствующем рынке.
Среди гражданско-правовых регуляторов в электроэнергетике наиболее яркими, обладающими своими специфическими, отличительными особенностями являются, во-первых, нормативно-правовые акты, во-вторых, корпоративные акты и, в-третьих, гражданско-правовые договоры.
Многообразие нормативных правовых актов ведёт к тому, что на практике возникает вопрос об их соотношении между собой и приоритете того или иного
акта. Наиболее острым является вопрос о соотношении Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и специальных федеральных законов в сфере электроэнергетики: Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (35-Ф3) и Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (261-ФЗ). Некоторые подзаконные акты не полностью соответствуют ГК РФ, например Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (ПП1). Следует заметить, что отношения в сфере электроэнергетики не исчерпываются только отношениями по снабжению потребителя электрической энергией. Возникает масса смежных отношений, связанных с обслуживанием оборудования, предоставлением доступа к электрическим сетям и т. п. Большая часть этих отношений является частными по своей природе и, соответственно, регулируется ГК РФ. Но есть и публичные отношения - прежде всего это организация управления в электроэнергетике и обеспечение безопасности на рынке. Такие отношения уже не могут регулироваться ГК РФ.
Круг регулируемых ГК РФ отношений очень широк. В него входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Их отличительной особенностью является то, что они основаны на равенстве лиц, участвующих в них. Но на рынке электрической энергии юридическое равенство наблюдается не всегда. Так, во времена СССР отношения по электроснабжению относились к сфере исключительной государственной компетенции, причём регулировались они почти исключительно императивными нормами. Этот подход был сформирован в то время, когда потребление электрической энергии приобрело массовый характер, граждане нашей страны не имели представлений о том, что в электроэнергетике в принципе возможна какая-то либерализация. Императивные механизмы управления исследуемой отраслью казались разумными и естественными, тем более что публичная значимость электроснабжения никем не ставилась под сомнение. В годы некоторых пятилеток предлагалось основным источником регулирования отношений по электроснабжению сделать плановый акт. Но от использования договора всё же не отказались. Более того, потребители для получения энергии были обязаны заключить гражданский договор (ПСНК).
Нужно сказать, что в российском обществе сохранилось отношение к электроснабжению как к сфере, особо важной для государства и требующей публично-правовой регламентации. Тем не менее на сегодняшний день общая стратегия развития электроэнергетической отрасли достаточно сильно изменилась (РП), она исходит из равенства участников рынка. В случае если на рынке обнаруживается фактическое неравенство, применяется механизм признания одного из субъектов слабой стороной. Права такого субъекта будут защищаться дополнительно. Признание слабой стороной - интересное специфическое правовое средство выравнивания положения и сохранения баланса интересов сторон.
Вопрос о приоритете норм специального законодательства и ГК РФ представляется довольно сложным. С одной стороны, существует правило: закон специальный отменяет закон общий. В то же время есть и иная норма: Гражданскому
кодексу должны соответствовать все акты в гражданском праве. Исходя из этого, ГК РФ как регулятор имеет приоритет над специальными нормами об электроэнергетике. Кроме того, ГК РФ соответствует общей идее, духу развития электроэнергетической отрасли. Закреплённые в ГК РФ нормы о договоре энергоснабжения носят общий характер и лишь указывают на то, что в предмет гражданско-правового регулирования входят и отношения по электроснабжению.
На первый взгляд кажется, что вопрос соотношения ГК РФ и специального законодательства в исследуемой сфере имеет чисто теоретическое значение. Между тем практическая значимость легко демонстрируется таким примером, как возведение линий электропередач, в том числе высоковольтных, возле жилых домов. Рядом с каждым объектом электросетевого хозяйства устанавливается охранная зона, в границах которой не должны возводиться жилые дома и иные объекты недвижимости. Заметим, что согласно нормам частного права недопустимо строительство любых объектов в принципе, если это каким-либо образом ограничивает право собственности лиц на их уже существующие объекты недвижимого имущества. При этом в публичном порядке возможно ограничение прав собственности при исключительных обстоятельствах. В сфере электроэнергетики специально не оговаривается, при каких обстоятельствах допустимо отходить от устанавливаемых гражданским законодательством требований и отдавать предпочтение нормам публичного права. И в действительности мы очень часто видим, что на практике предпочтение отдаётся нормам публичного права и, как следствие, происходит ограничение гражданских прав частных лиц. Кроме того, строительство вблизи линий электропередач сопряжено с воздействием на здоровье людей: сильные электромагнитные поля оказывают на жильцов ближайших домов негативное влияние. На наш взгляд, тут можно говорить о причинении как физического, так и морального вреда. Одно из решений данной проблемы - признать нормы и принципы частного права имеющими наивысшую юридическую силу, второе - установить в качестве одного из основных положений энергетического права (приоритета) обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья человека. Отступление возможно только в случае крайней необходимости. А к таковым явно не может быть отнесено, например, удорожание проекта по возведению объектов электросетевого хозяйства. Закрепление обозначенного принципа в идеале должно быть осуществлено путём внесения соответствующих изменений в закон. По сути, для обеспечения защиты частных лиц будет достаточно чётко сформированной правовой позиции высших судебных органов.
Существует ещё проблема, связанная с нормативным регулированием в области электроэнергетики, - большой массив нормативных актов и их сложность для восприятия. Безусловно, в первую очередь трудности возникают у потребителей на розничном рынке. Конечно, формально нельзя говорить о том, что они не имеют доступа к необходимым сведениям: все энергосбытовые организации, а также сетевые компании размещают информацию на сайтах. Но анализировать выставленные в сети Интернет документы, с нашей точки зрения, достаточно непросто.
Кроме того, возникают вопросы с обеспечением эффективного действия механизмов защиты прав потребителей на электроэнергетических рынках. Если общие положения об охране потребителей в отношении обычных товаров и услуг собраны в одном федеральном законе (2300-1), то на рынке электрической
энергии данный закон нужно применять в связи с целым рядом специальных нормативных актов.
Ввиду этого хотелось бы отметить: поскольку потребитель электрической энергии в рамках розничного рынка фактически не отличается от потребителя в общем понимании, в целях охраны его прав и законных интересов в Закон о защите прав потребителей должны быть отдельно включены нормы об особенностях охраны прав потребителей розничных рынков электрической энергии. Представляется возможным включить в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 отсылочные нормы. Такой законодательный приём обеспечит целостность правового регулирования в области отношений по охране прав потребителей. Более того, в интересах потребителей можно даже принять отдельный федеральный закон о защите прав потребителей электрической энергии. Конечно, столь кардинальный шаг требует серьёзной научной проработки. В любом случае на электроэнергетическом рынке назрела необходимость определённого упорядочения системы регуляторов. По нашему мнению, наиболее удобным представляется принятие общего для всей энергетики нормативного регулятора -кодифицированного акта, например Энергетического кодекса.
Особое место среди регуляторов в электроэнергетической сфере занимают локальные акты и договоры. На первый взгляд, отличия друг от друга вполне очевидны: по механизму принятия, по кругу лиц, на отношения с участием которых они распространяются, и т. д. Однако в рамках электроэнергетической отрасли эти регуляторы некоторым образом смешиваются, особенно в рамках оптового рынка.
Известно, что одну из ключевых позиций на рынке занимает Ассоциация «НП Совет рынка»1. Данный субъект обладает исключительной компетенцией, в частности, только он принимает окончательное решение о допуске лица (потребителя, производителя) к торговой системе оптового рынка, о включении в соответствующий реестр, регламентирует процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка, устанавливает регламент взаимодействия субъектов электроэнергетики в рамках оптового рынка и т. д. Поэтому необходимо обратить внимание на Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДПТСОР). Это типовой договор, утверждённый 14 июля 2006 г. решением Наблюдательного совета НП «АТС» (1 апреля 2008 г. компания была реорганизована в ОАО «Администратор торговой системы»), новые редакции утверждаются Ассоциацией «НП Совет рынка».
На основании указанного договора заключаются коммерческие договоры о присоединении к торговой системе оптового рынка с отдельными контрагентами - по итогам проведения определённых процедур, установленных, в частности, Приложением 1 «Регламент допуска к торговой системе оптового рынка» и Приложением 1.1 «Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка» .
Фактически существующие Приложения к типовому договору, или так называемые Регламенты ОРЭМ, количество которых по состоянию на 1 марта 2016 г.
1 Полное наименование - Ассоциация «Некоммерческое партнёрство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (http://www.np-sr.ru/partnership/documents/index.htm).
2 Подробнее см. http://www.atsenergo.ru/dts/pdts/regulation_documents_for_access/.
равновелико сорока пяти3, не соответствуют традиционному представлению о приложении к договору. Интересно, что сложилась практика, в соответствии с которой обозначенные регламенты не заключаются (утверждаются) сторонами, как если бы речь шла о договоре, однако де-факто распространяют своё действие на всех участников рынка со статусом субъекта оптового рынка, а также на тех, кто имеет намерение получить данный статус. Более того, предусматриваются даже санкции для субъектов оптового рынка - Приложение 21 «Положение о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности».
Хотя существующие и регулирующие деятельность участников рынка регламенты утверждены Ассоциацией «НП Совет рынка», своё согласие новый участник оптового рынка выражает посредством присоединения к условиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Регламенты же являются неотъемлемой частью Договора, поскольку признаются его приложениями.
Ассоциация «НП Совет рынка», безусловно, является субъектом частного права, хоть и с определёнными особенностями. Потребитель, покупатель, производитель электрической энергии, обладая статусом субъекта оптового рынка, одновременно является членом Ассоциации «НП Совет рынка» в соответствии с требованиями, установленными Приложением 1.1.
Заметим, что отношения между Ассоциацией и её членами регулируются на локальном уровне, а между НП «Совет рынка» и членами оптового рынка -на договорном, хотя субъектный состав отношений фактически одинаковый. На наш взгляд, причиной того, что во взаимоотношениях с субъектом оптового рынка существует договорное регулирование, является необходимость упорядочения отношений с иными самостоятельными субъектами права (субъектами коммерческой и технологической инфраструктур), каждый из которых обладает самостоятельной правосубъектностью.
Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка подписывает не только Ассоциация «НП Совет рынка», но и Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии (ОАО «АТС»), Системный оператор Единой энергетической системы (ОАО «СО ЕЭС»), Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС»), Центр финансовых расчётов (ОАО «ЦФР») и собственно участник оптового рынка. Правовая конструкция Договора в данном случае предоставляет возможность сторонам Договора формировать отношения между собой на равных условиях и так, как им удобно. При этом отличительной чертой Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка является то, что его условия утверждает Ассоциация «НП Совет рынка», в составе членов которого представлены все субъекты оптового рынка. Тем самым на практике каждый действующий участник оптового рынка имеет возможность участвовать в формировании условий Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Есть, бесспорно, проблема обеспечения баланса интересов между действующими субъектами оптового рынка - сторонами Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка - и заявителем, претендентом на получение соответствующего статуса. В такой ситуации правовое положение потребителя
3 http://www.np-sr.ru/regulation/joining/reglaments/index.htm.
или покупателя, имеющего намерение получить статус участника оптового рынка, не может быть приравнено к другим сторонам Договора.
Баланс интересов субъектов данного рынка обеспечивают, с одной стороны, косвенное участие государства в деятельности Ассоциации «НП Совет рынка» (посредством членства в Наблюдательном совете), с другой - контроль, осуществляемый Министерством энергетики РФ (III12). Указанный орган вправе наложить вето на принимаемые общим собранием участников и Наблюдательным советом решения. Вызывает определённые сомнения, что подробные механизмы способны обеспечить реальное соблюдение баланса интересов участников рынка, скорее, речь может идти разве что о защите публичных интересов.
Таким образом, очевиден вывод об определённом смешении регуляторов -локальном и договорном. Сложилось своеобразное, так называемое параллельное регулирование: на участника оптового рынка одновременно воздействуют два вида регуляторов. При этом заметно, что договорное регулирование осложнено публично-правовыми элементами. Так, положения Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в совокупности с его приложениями) носят общеобязательный характер для всех субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность в рамках оптового рынка. Неисполнение его положений влечёт применение специальных санкций, определённых в Приложении 21, где говорится: «Указанные санкции применяются не в рамках гражданско-правовых отношений и не являются мерами гражданско-правовой ответственности» (ст. 5) . К числу санкций относятся:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) рекомендация Правлению коммерческого оператора о лишении субъекта оптового рынка права участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующей ГТП;
г) рекомендация Наблюдательному совету Ассоциации «НП Совет рынка» о лишении статуса субъекта оптового рынка, исключении субъекта оптового рынка из реестра субъектов оптового рынка и (или) лишении права участия в торговле электрической энергией (мощностью).
Сразу же вспоминается мнение исследователей о том, что Ассоциация «НП Совет рынка» фактически является саморегулируемой организацией [11-12].
На наш взгляд, Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка как гражданско-правовой регулятор в электроэнергетической сфере является уникальным по своей конструкции, обладающим частноправовой природой, но осложнённой публично-правовыми элементами. При этом, несмотря на наличие таких элементов, каждый участник рынка обладает возможностью в значительной мере самостоятельно реализовывать свою правосубъектность. Отношения между участниками рынка не превращаются в публично-правовые. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка - инструмент гражданско-правовой, но в то же время является воплощением взаимодействия, взаимопроникновения норм публичного и частного права. Публицизация частного права является естественным процессом, и использование в частном праве (в отношениях
4 См. http://www.np-sr.ru/regulation/joining/reglaments/index.htm?ssFolderId=94.
по передаче электрической энергии) элементов публично-правового регулирования представляет собой удачный способ взаимодействия частного и публичного права [13], который в значительной степени и приводит к формированию новой комплексной отрасли в юриспруденции - энергетическому праву.
На основании вышеизложенного считаем необходимым признать Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка основным регулятором в рамках оптового рынка, поскольку он позволяет субъектам оптового рынка максимально быстро адаптироваться к особенностям экономической ситуации на этом рынке, а также учитывать интерес всех субъектов оптового рынка.
В свою очередь, в рамках розничного рынка электрической энергии структура договорных взаимосвязей между потребителем и остальными участниками рынка по сравнению с оптовым рынком представляется упрощённой.
На розничном рынке основным и пока не решёным ни на теоретическом, ни на практическом уровне является вопрос: какой договор должен иметь приоритет на рынке - купли-продажи (поставки/электроснабжения) или оказания услуг по передаче электрической энергии? В действительности спор идёт не просто о юридической силе договора, а о приоритете частного или публичного правового порядка регулирования отношений в сфере электроэнергетики в целом. Это связано с тем, что договор купли-продажи (поставки/электроснабжения) заключается с энергосбытовой организацией (и здесь присутствует конкурентная среда), а договор на оказание услуг по передаче электрической энергии - с сетевой организацией, деятельность которой отнесена к сфере естественной монополии.
Данный вопрос, как представляется, может быть решён посредством признания наибольшей юридической силы за нормами и принципами частного права. Если в качестве основной цели государства выступает развитие электроэнергетического сектора рынка, установление конкурентной среды, то необходимо отдавать предпочтение частноправовому порядку регулирования отношений. Именно гражданско-правовые регуляторы являются наиболее эффективными [14]. Поэтому особое внимание на законодательном уровне необходимо уделить порядку формирования условий договоров как основных регуляторов рынка электроэнергетики. Заметим, что в отношении розничного рынка это сделано напрямую, то есть посредством нормативно-правового регулирования. Что касается оптового рынка, то порядок формирования условий Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка осуществляется с использованием локального регулирования. Соответственно, чем доступнее для покупателей и продавцов электрической энергии изменения условий Договора и его приложений, чем выше вероятность учёта их интересов, тем более благоприятные условия создаются на электроэнергетическом рынке в целом. Государство должно развивать в электроэнергетической отрасли прежде всего гражданско-правовые регуляторы.
Источники
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). -1994. - № 32. - Ст. 3301; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. - № 29. - Ст. 4394.
35-Ф3 - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. - 2003. - № 35. - Ст. 1177.
261-ФЗ - Федеральный закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5711.
11111 - Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // СЗ РФ. -2012. - № 23. - Ст. 3008.
ПСНК - Постановление СНК СССР от 27 дек. 1929 г. «Положение о взаимоотношениях электрических станций, подстанций и распределительных сетей с потребителями электрической энергии» // Собрание законов СССР. - 1930. - № 2. - Ст. 12.
РП - Распоряжение Правительства РФ от 13 нояб. 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5836.
2300-1 - Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. -1996. - № 3. - Ст. 140.
ДПТСОР - Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартная форма договора. - URL: http://www.np-sr.ru/idc/idcplg?IdcService= GET_FILE& dDocName=SR_0V041570&RevisionSelectionMethod=Latest, свободный.
ПП2 - Постановление Правительства Российской Федерации от 4 авг. 2008 г. № 581 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка» // СЗ РФ. - 2008. - № 32. - Ст. 3789.
Литература
1. Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики. - М.: Волтерс Клувер, 2007. -235 с.
2. Матиящук С.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электро-и теплоснабжения. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 234 с.
3. Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 226 с.
4. Плешаков Н.В. Проблемы правового регулирования договорных отношений на оптовом рынке электрической энергии: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 234 с.
5. Свирков С.А. Договор «последней мили»: юридическая природа и общая характеристика // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). - 2013. - № 7. - С. 693-697.
6. Редькин И.В. Анализ ключевых проблем государственного регулирования электроэнергетики по результатам завершения переходного периода реформы // Энергетическое право. - 2013. - № 1. - URL: http://www.center-bereg.ru/k318.html, свободный.
7. ЧелышевМ.Ю. Регуляторы в гражданско-правовой сфере: сущность правового явления // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155, кн. 4. - С. 189-195.
8. Михайлов А.В. Регуляторы в сфере действия предпринимательского права // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - Т. 157, кн. 6. - С. 133-141.
9. Нефёдова Ю.Ю. Понятие и виды правовых регуляторов гражданских отношений и место среди них общепризнанных принципов и норм международного права // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. - 2013. - № 4. - С. 219-228.
10. Никитин В.В. Правовые источники регулирования строительной деятельности с участием иностранных организаций // Вопр. рос. и междунар. права. - 2016. - № 1. -С. 84-98.
11. Сунгатуллина Л.А. Функции саморегулируемых организаций // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156, кн. 4. - С. 118-129.
12. Вишнякова А.С. Совет рынка и его полномочия в сфере энергетики // Вопр. государственного и муниципального управления. - 2011. - № 4. - С. 162-167.
13. Гудков Э.С. Элементы публично-правового регулирования в гражданском праве как результат его взаимодействия и взаимопроникновения с публичным правом // Юрид. науки. - 2005. - № 4. - С. 84-93.
14. Михайлов А.В. Эффективность норм предпринимательского права // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156, кн. 4. - С. 86-95.
Поступила в редакцию 23.12.15
Валеева Айгуль Владимировна, ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2016, vol. 158, no. 2, pp. 372-382
Civil Law Regulators in Power Industry
A.V. Valeeva
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: [email protected]
Received December 23, 2015
Abstract
The paper makes an attempt to form a civilistic perception of the system of civil law regulators operating in the electricity market. The peculiarities of the corresponding regulators are investigated. The basic legal problems associated with regulation of the relations in the power industry are formulated. In particular, the normative acts, corporate acts, and civil law contracts are considered as the most vivid and specific civil law regulators in the power sector. The paper also studies the correlation between local and contractual regulation within the wholesale and retail markets. It is established that there is a specific "parallel regulation", i.e., the wholesale market participant is influenced by two types of regulators at the same time. It is emphasized that the value of isolation and identification of a clear range of civil law regulators in the power sector makes it possible to not only to see an integral system of regulators of the power industry in their interconnection, but also enables, to some extent, the participants of these relations to exercise their rights and fulfill the imposed obligations.
Keywords: regulators, electrical power, legal means, legal regulation
Для цитирования: Валеева А.В. Гражданско-правовые регуляторы в электроэнергетике // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 2. - С. 372-382.
For citation: Valeeva A.V. Civil law regulators in power industry. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 2, pp. 372-382. (In Russian)