УДК 378.1
Ю.С. Васильев
ПОЛИТЕХНИКИ В СОВЕТЕ РЕКТОРОВ ВУЗОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Yu.S. Vasiliev
ST. PETERSBURG STATE POLYTECHNICAL UNIVERSITY ALUMNI IN THE COUNCIL OF RECTORS OF ST. PETERSBURG UNIVERSITIES
Статья посвящена деятельности Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, созданного в 1973 году. В ней отражено участие ректоров Политехнического института (затем университета) либо их представителей в работе Совета ректоров города и его комиссиях.
ИНСТИТУТ; ПОЛИТЕХНИКИ; УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; СОВЕТ РЕКТОРОВ; САНКТ-ПЕТЕРБУРГ; УНИВЕРСИТЕТЫ.
Article is devoted to the activities of the Council of Rectors of St. Petersburg, founded in 1973. It is reflected the participation of Rectors of the Polytechnic Institute, and then in the work of of the Council of of the University of Rectors the city and its commissions.
INSTITUTE; POLYTECHNICS; STUDY PROCESS; SCIENCE RESEARCH; COUNCIL OF RECTORS; ST PETERSBURG; UNIVERSITIES.
В 2013 года исполнилось 40 лет деятельности Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга (Ленинграда). Членом Совета ректоров города я стал в июне 1983 года после назначения на должность ректора Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина. К этому моменту Совет ректоров вузов города уже был одним из органов управления высшими учебными заведениями, и его персональный состав утверждался приказами министра высшего образования СССР. На коллегиях министерства рассматривались отчеты о деятельности Советов ректоров различных городов и регионов. Изучался, обобщался и получал распространение передовой опыт в различных сферах учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы вузов страны. Решения, принимаемые на пленарных заседаниях Совета ректоров и его президиума, были обязательными для высших учебных заведений города.
ЛПИ им. М.И. Калинина наряду с Университетом им. А.А. Жданова и Электротехническим институтом им. В.И. Ульянова (Ленина) сыграл существенную роль на этапе формирования и становления Совета ректоров.
Первый состав президиума и организационная структура Совета ректоров были утверждены 26 сентября 1973 года и объявлены на расширенном пленарном заседании, которое проводилось в Актовом зале Политехнического института. На базе ЛПИ формировались такие структуры из числа основных, как Совет по техническим наукам, а затем Совет по научной работе и Учебно-методический совет.
У истоков создания Совета ректоров стояли многие политехники, но особо выделю Константина Павловича Селезнева, ректора вуза с 1973-го по 1983 год, активного участника Великой Отечественной войны, известного ученого в области компрессоростроения. Константин Павлович возглавил Совет по техническим наукам, а затем и общий Совет по научной работе. В первый год работы Совета по техническим наукам в поле его зрения находились вопросы совершенствования научно-исследовательской работы (НИР) в вузах, эффективности деятельности проблемных и отраслевых научно-исследовательских лабораторий и установления прямых контактов между научными коллективами вузов и промышленными предприятиями. Возглавляя
Совет по науке, на протяжении всего своего ректорского периода К.П. Селезнев был заместителем председателя Совета ректоров.
В 70—80-е годы ХХ века в комиссиях и секциях Совета ректоров работала целая плеяда ярких, талантливых ученых и преподавателей Политехнического института: Ю.И. Уханов (Совет по техническим наукам), В.Р. Окороков и Г.В. Симаков (секция научно-методического обеспечения учебного процесса в Учебно-методическом совете), В.Н. Боронин (Комиссия по проблемам подготовки специалистов для зарубежных стран), В.М. Николаев и А.К. Григорьев (секция по прикладным исследованиям и координации деятельности проблемных и отраслевых лабораторий в Совете по научной работе), В.А. Коноваленко (Комиссия по координации деятельности подготовительных отделений в Совете по контролю за приемом в вузы), С.М. Устинов (Комиссия по жилищно-бытовым проблемам в Совете по контролю за деятельностью в студенческих общежитиях). Особо подчеркну имя Сергея Георгиевича Лагушкина, в те годы инструктора и заведующего сектором Отдела науки и учебных заведений обкома КПСС, принимавшего активное участие в работе президиума Совета ректоров на протяжении 9 лет. В настоящее время он — доцент кафедры истории нашего университета, заместитель ученого секретаря Санкт-Петербургского отделения МАН ВШ — Международной академии наук высшей школы.
В работе Совета ректоров принимали участие не только руководители института. Деканы ведущих факультетов, многие заведующие кафедрами включались в состав временных групп, готовивших вопросы для обсуждения на пленарных заседаниях и заседаниях президиума Совета ректоров. В качестве примера приведу названия нескольких вопросов, рассмотренных на пленарных заседаниях Совета ректоров, в подготовке которых принимали участие представители Политехнического института:
сентябрь 1973 года — «Задачи Совета ректоров по реализации Постановления Секретариата ЦК КПСС по отчету парткома Политехнического института им. М.И. Калинина»;
май 1974года — «О дальнейшем повышении эффективности научно-исследовательской деятельности в вузах Ленинграда»;
май 1982 года — «Об эффективности использования научного потенциала вузов Ленинграда в решении важных народнохозяйственных задач»;
март 1984года — «О развитии и укреплении творческих связей высшей школы города и Ленинградского научного центра АН СССР»;
апрель 1986 года — «Задачи вузов по повышению качества подготовки специалистов на основе интенсификации учебного процесса, углубления связи с производством, совершенствования научно-исследовательской работы».
К 1977 году в Политехническом институте был накоплен трехлетний опыт работы по долгосрочному комплексному договору с электромашиностроительным объединением «Электросила». На основе двухстороннего договора была проделана значительная работа по развитию конкретных форм, методов творческого сотрудничества вузовской науки с производством, концентрации сил ученых и производственников на решении крупных научно-технических проблем. В их числе были: создание крупных машин постоянного тока, новых электроизоляционных материалов, совершенствование организации и управления производством. К середине 80-х годов прошлого века 28 вузов города имели около тысячи долговременных двухсторонних договоров с предприятиями; они включали в себя не только решение научно-технических задач, но и подготовку кадров. Кстати, цифра 28 в свое время была очень известна в кругах энергетиков. «Договор-28» — это комплексный договор создателей Саяно-Шушенской ГЭС, достойный образец сотрудничества проектных, конструкторских, строительных организаций и вузов. Изучение и обобщение этого опыта, подготовка рекомендаций Советом ректоров и Учебно-методическим советом позволили вузам и их партнерам перейти на качественно новую ступень интеграции — приступить к созданию учебно-научно-производственных комплексов и объединений.
В середине 80-х годов Совет ректоров поручил мне возглавить Учебно-методический совет, в котором, кстати говоря, работали тогда проректор, а в настоящее время президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Алексеевна Вербицкая и многие другие известные руководители вузов города. В этот период происходит некоторая корректировка тре-
бований промышленности к выпускникам вузов, особенно технических. Их суть заключалась в том, что, наряду с общими для всех отраслей направлениями интенсификации производства, в каждой отрасли существовала своя специфика. Промышленность нуждалась в целевой подготовке инженерных кадров, сочетающих высокий уровень фундаментального и общетехнического образования с глубокими знаниями конкретной отрасли, обладающих высокой мобильностью при разработке и освоении принципиально новых технических решений. Опыт создания учебно-научно-производственных комплексов, продиктованный социальным заказом реального производства, получил дальнейшее развитие в виде целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС). Обеспечение решения этой задачи стало одним из главных дел Совета по учебно-методической работе. В выработке концепции активное участие принимали профессора В.Н. Бусурин, В.В. Глухов, В.Н. Козлов и Э.М. Шмаков.
Целевая — поскольку подготовка инженеров велась конкретно в интересах базовых предприятий и на кооперативных с ними началах. Интенсивная — ибо в рамках традиционной учебной программы предполагалось сформировать у студента качественно иной, действительно творческий подход к организации инженерного труда, обучить методам и средствам его рационального и эффективного построения с использованием новейших технических средств. И сегодня это направление в деятельности вузов не теряет своей актуальности. Правда, термины несколько иные — практико-ориентированная подготовка. А тогда, во второй половине 80-х, нами были получены первые результаты «модульного» распределения, при котором заказчик стал получать уже не одиночек, а группу специалистов со сложившимися профессиональными и товарищескими связями. В 1985 году Политехнический институт распределил на Ижор-ский завод 32 человека по семи специальностям. В 1988 году Институт авиационного приборостроения распределил кадровый модуль в НТО АН СССР. Здесь же родилась идея межвузовского модуля с участием трех институтов: Политехнического, Электротехнического и Авиаприборостроения. С этого года высшие технические вузы города в основном перешли на
распределение выпускников по прямым связям на основе комплексных договоров. Нашими партнерами были Кировский, Невский, Ижорский и Металлический заводы, НТО и ФТИ АН СССР, большое число проектных организаций. В конце концов нам удалось продвинуть эту работу на уровень связи «вуз — министерство».
Второй момент — это повышение авторитета подготовки инженеров. Еще в 1975 году Ленинградский политехнический институт был принят в Международную ассоциацию университетов.
Внимание Совета ректоров к вопросам международной деятельности вузов определялось тем обстоятельством, что многие вузы города осуществляли на протяжении не одного десятка лет подготовку кадров для зарубежных стран и развивали международные научно-технические связи. Эта деятельность Совета ректоров проводилась на основе взаимодействия с Комитетом по внешним связям и Комитетом по науке и высшей школе.
Такая тесная координация была особенно необходима в период, когда с 1990 года практически полностью сократился прием иностранных граждан в вузы города за счет государственного бюджета, но одновременно вузам было разрешено самостоятельно принимать на обучение иностранных граждан с частичной компенсацией затрат. Это требовало разработки необходимой нормативной документации и пересмотра организационной системы работы с иностранным контингентом. СПбГПУ одним из первых среди вузов справился с этой непростой задачей, и разработанная им документация была принята в качестве типовой для других вузов. В этом большая заслуга профессоров В.Н. Боронина, Г.Д. Арсе-ньева, В.В. Кораблева.
Понимая важность сохранения всей системы организации подготовки специалистов для зарубежных стран, Правительство РФ своим постановлением от 12.10.1995 г. № 1003 образовало Межведомственную комиссию по международному партнерству в области образования, в состав которой был включен Президент СПбГПУ. Работа комиссии сыграла большую координирующую роль в процессе принятия решений отдельными министерствами и ведомствами, занимающимися международной деятельностью в сфере образования.
Следует отметить, что в эти годы в связи с изменившимися экономическими и политическими условиями большую помощь вузам оказал городской Совет по делам иностранных учащихся, а также Ассоциация проректоров по международным связям, являющаяся секцией Совета ректоров вузов города.
Принципы целевой подготовки специалистов, но несколько в другой трактовке имели место и в системе обучения иностранных граждан.
В частности, в СПбГПУ главные принципы, положенные в основу образовательных программ для иностранных учащихся, заключались в учете как специфических особенностей общеобразовательной довузовской подготовки, так и условий будущей трудовой деятельности выпускников. Такая целенаправленная подготовка иностранных специалистов для стран различных регионов (КНР, Алжир, Куба, Гвинея, Индия, Сирия и др.) в решающей степени способствовала тому, что многие выпускники по возвращении на родину занимали ведущие позиции в общественно-политической, экономической и культурной жизни своих стран, что позволяло развивать плодотворные связи с нашей страной, университетом.
Целевая форма подготовки выпускников была призвана решать и еще одну важную задачу — обеспечение условий успешного адаптирования зарубежных специалистов к реальным условиям трудовой деятельности на объектах, которые сооружались в ряде стран и оснащались оборудованием, поставляемым нашей страной. Такие объекты в области энергетики, гидротехники, металлургии сооружались в Египте, Индии, КНР, Сирии, Гвинеи, Алжире и других странах.
Развитию целевых форм подготовки иностранных специалистов в большой степени способствовало командирование ведущих преподавателей университета в зарубежные учебные и научные центры для чтения лекций, оказания консультационной помощи в решении научно-технических задач. Эта деятельность в определенной степени способствовала развитию научных школ, основы которых формировались в ряде зарубежных стран с участием ученых СПбГПУ.
Большую роль в решении задач подготовки национальных кадров сыграли созданные в ряде стран подготовительные факультеты, где орга-
низация учебного процесса была возложена на СПбГПУ.
В восьмидесятые годы СПбГПУ и ряд вузов города включился в реализацию комплексной программы стран-членов СЭВ в части подготовки квалифицированных инженерных и научных кадров по приоритетным направлениям в области электронизации, комплексной автоматизации, атомной энергетики, новых материалов, технологий их производства и обработки. В этот период происходил интенсивный обмен студенческими группами на безвалютной основе со странами Восточной Европы.
Все указанные формы организации учебного процесса с иностранными учащимися, научно-технические связи с зарубежными вузами и организациями находили отражение в деятельности комиссий и секций Совета ректоров вузов города.
Предвидя перспективы развития высшего технического образования, мы с коллегами из МВТУ им. Н.Э. Баумана, Томского и Челябинского политехнических институтов разработали концепцию технического университетского образования. В нашем городе сподвижником в этом деле выступил Дмитрий Михайлович Ростовцев, ректор Кораблестроительного института. Разработанная методика экспертизы вузов, претендовавших на присвоение статуса технического университета, критерии отбора и многое другое помогли создать модель объективной оценки вузов и упрочили уважение к ленинградской высшей инженерной школе. В результате с 1990 года Политехнический и Кораблестроительный институты одними из первых среди вузов России повысили свой статус и стали называться Государственными техническими университетами. Это стало основой для широкого развития технического университетского образования в стране и привело к созданию Ассоциации технических университетов.
В контексте рассматриваемой темы необходимо выделить и еще один аспект — связь высшей школы с наукой. Мы до сих пор условно делим науку на отраслевую, вузовскую и академическую. Связь с отраслью позволяла нам решать конкретные, реальные задачи, внедрять результаты исследований. Связь с академической наукой позволяла и позволяет сейчас работать на задел, на перспективу. Значительную
роль в этом деле играли региональный Межведомственный координационный совет (МКС) АН СССР (1979 г.) и Ленинградский научный центр тогда Академии наук СССР во главе с Героем Социалистического труда академиком Игорем Алексеевичем Глебовым.
Президиум Академии наук СССР на протяжении многих лет достаточно внимательно и заинтересованно относился к научным исследованиям и уровню подготовки специалистов в Политехническом университете. На заседании Президиума Российской академии наук в марте 2009 года было заслушано наше с М.П. Федоровым, тогда членом-корреспондентом, а ныне академиком РАН, сообщение «Научные школы Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (интеграция фундаментальных исследований и образования)».
Сегодня трудно представить работу Совета ректоров вузов города без участия Политехнического университета, его руководства и многих политехников, болеющих за будущее отечественной высшей школы. В 1991 году из органа управления вузами Совет ректоров был преобразован в Региональную общественную организацию «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга».
С 2004 года председателем Совета ректоров Санкт-Петербурга является член-корреспондент РАН, академик РАО профессор Владимир Николаевич Васильев, ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики; он с 2006 года — вице-президент Российского союза ректоров (кстати, выпускник и почетный профессор СПбГПУ).
В 2011 году в Президиум Совета ректоров избран член-корреспондент РАН профессор Андрей Иванович Рудской — ректор СПбГПУ. По его поручению проректоры и директора институтов выполняют важные для Совета ректоров поручения.
В составе Совета ректоров образован Совет президентов вузов, который в настоящее время под руководством почетного профессора СПбГПУ президента Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна Виктора Егоровича Романова сосредоточил свое внимание на законотворческой работе для представительных органов России и Санкт-Петербурга.
В заключение приведу выдержку из Устава Совета ректоров Санкт-Петербурга:
. ..Основными целями деятельности региональной общественной организации «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга» являются консолидация усилий и координация взаимодействия ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга по следующим направлениям:
развитие системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации, преобразование данной сферы общественной деятельности в реальную производительную силу, содействующую становлению устойчивого, инновационно-ориентированного, социального государства, формированию экономики, основанной на знаниях;
сохранение и развитие традиций и базовых принципов отечественной системы образования — качества, доступности, академических свобод;
развитие и укрепление связей с национальными, зарубежными и международными образовательными, научными и культурными организациями и учреждениями для распространения фундаментальных знаний, обмена достижениями и передовыми технологиями, культурными ценностями, формирования глобального научно-образовательного, гуманитарного пространства как одного из важнейших условий сближения народов, взаимного обогащения национальных культур;
улучшение социальной защищенности обучающихся и работников сферы образования; укрепление социального и правового статуса ректорского сообщества, повышение его авторитета;
развитие системы социального партнерства высших учебных заведений, иных образовательных организаций, государственных структур, научных организаций, бизнес-сообщества, профсоюзных организаций и иных институтов научно-образовательного сообщества;
содействие практической реализации образовательных, научных, инновационных, культурных и иных общенациональных программ и приоритетных проектов;
содействие практической реализации программ интеграции образования с научной и инновационно-ориентированной производственной деятельностью, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в высших учебных заведениях;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области образования и науки.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ВАСИЛЬЕВ Юрий Сергеевич — академик РАН доктор технических наук профессор президент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; 195251, ул. Политехническая 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
AUTHOR
VASILIEV Yuriy S. — St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014