Научная статья на тему 'СОВЕТ ПО ВОКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ РФ'

СОВЕТ ПО ВОКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ РФ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТ ПО ВОКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ РФ»

Агин М. С.

СОВЕТ ПО ВОКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ РФ

В 1968 году по инициативе заместителя министра культуры РСФСР В. В. Кочеткова был организован Совет по музыкальному образованию, куда вошла и научно-методическая секция по вокальному образованию. Переименованная позже в совет по вокальному искусству, она успешно функционирует уже 52 года!

Председателями совета были: заслуженный артист РСФСР, заведующий кафедрой сольного пения Ленинградской консерватории, профессор Е. Г. Ольховский; народная артистка РСФСР, профессор Н. Д. Шпиллер; народный артист РФ, заведующий кафедрой сольного пения Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, профессор П. И. Скусниченко; народная артистка СССР, заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, профессор И. П. Богачева. С 2022 года совет возглавил народный артист РФ, заведующий кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, профессор В. Б. Ванеев. С 1980 года ответственным секретарем совета стал заслуженный деятель искусств РФ, профессор М. С. Агин (с 2022 — он является также сопредседателем Совета).

В состав совета входили выдающиеся деятели вокального искусства, заведующие кафедрами сольного пения и деятели науки в облас-

ти певческого голоса (Ю. А. Барсов, Ленинград; Л. Б. Дмитриев, ГМПИ им. Гнесиных, Москва; А. П. Зда-нович, Ростов-на-Дону; В. Морозов, МГК им. П. И. Чайковского; М. С. Агин, РАМ имени Гнесиных; А. Н. Киселев, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Рим-ского-Корсакова).

Основная цель совета — совершенствование профессионального вокального образования и развитие отечественной культуры во всех регионах России. Поэтому в 1972 году Научно-методическим советом по вокальному образованию было принято принципиальное решение — проводить конференции и смотры выпускников на базе музыкальных вузов разных городов РСФСР. Это давало возможность увидеть уровень подготовки молодых певческих кадров, познакомиться с работой кафедр сольного пения принимающей консерватории, установить обмен опытом между педагогами-вокалистами и кафедрами сольного пения, а также познакомиться с новейшими научно-исследовательскими и методическими достижениями в области вокального образования. С просветительской точки зрения смотры («ярмарки» певцов) были призваны повысить интерес молодежи разных городов России к академическому пению. И надо сказать, что смотры вокалистов всегда проводились на высоком профессиональном уровне.

Первые 30 смотров вокалистов — выпускников музыкальных вузов были проведены в 12 городах России. По предложению ректора Г. С. Дам-баева первый смотр провели в Горь-ковской консерватории в 1968 году. Затем на базе этой консерватории смотры прошли в 1968, 1975, 1985, 1986 и 1992 годах. Столько же раз они проходили и в Саратове (1970, 1976, 1982, 1991 и 1995); четыре раза — в Ростове-на-Дону (1972, 1977, 1990 и 1994), трижды — в Екатеринбурге (1969, 1978 и 1987) и Воронеже (1973, 1980 и 2011), по два раза — в Казани (1971 и 1979), Уфе (1974, 1980) и Астрахани (1981 и 1989). В 1983-м смотр прошел в Красноярске, в 1984-м — в Новосибирске. Один раз, в виде исключения, смотр был проведен в 1983 году на базе музыкального училища в Чебоксарах. С 2002 года смотры (за исключением 2011 и 2015 — Воронеж и Петрозаводск соответственно) проходят в Санкт-Петербурге.

В рамках смотров вокалистов приняло участие более 3500 выпускников России. Многие из них стали солистами оперных и музыкальных театров, филармоний и концертных организаций, получили различные почетные звания, стали лауреатами всевозможных конкурсов, доцентами и профессорами, одним словом — гордостью отечественной вокальной культуры. Среди них: Сергей Лейферкус, Владимир Мальченко, Нина Раутио (Санкт-Петербург), Владимир Галу-зин (Новосибирск), Олег Биктими-ров (Астрахань), Дмитрий Хворо-стовский (Красноярск), Владимир Маторин, Марина Шутова, Владимир Чернов, Любовь Казарновская,

Сергей Байков, Елена Заремба, Анатолий Лошак, Елена Иванова, Анна Викторова, Бадрал Чулуунбаатар (Москва), Алексей Волжанин, Нур-лан Бекмухамбетов (Саратов), Валерий Алиев (Горький), Ирина Лунгу (Воронеж) и многие другие.

Основными задачами совета являлись: налаживание тесных практических контактов между вокальными факультетами музыкальных вузов России, установление прочных связей между учебными заведениями и работодателями (представителями театров, филармоний и концертных организаций), осуществление при необходимости методической помощи вокальным факультетам вузов и отделениям музыкальных училищ.

На повестке дня стояли вопросы, связанные с уровнем подготовки наших певцов в области изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, теория музыки) и особенно иностранных языков. Слабая подготовка по сольфеджио затрудняет ознакомление с вокальным репертуаром и его быстрое освоение. Из-за неуверенного знания иностранного языка молодые исполнители не могут быстро подготовить ту или иную партию зарубежного композитора или спеть его вокальный цикл на языке оригинала, а это очень важно, особенно если они стремятся гастролировать или работать за рубежом. Совет обращал внимание и на подготовку исполнителей к пению в ансамбле; подготовку специалистов для проведения лекционных курсов по таким дисциплинам, как, например, «Принципы Станиславского на оперной сцене», «Орфоэпия в пении», «История современного теа-

тра», «Изучение оперных партий» и др. Эти дисциплины, безусловно, нужны, но проблема в том, где брать необходимых специалистов?

Вопросы, касающиеся всех областей вокального искусства и образования, рассматривались в ходе проводимых ежегодных научно-практических конференций, главную роль в организации которых на этапе становления сыграла энергичная деятельность крупного ученого, доктора искусствоведения, профессора Л. Б. Дмитриева.

С 1980 года, по инициативе заместителя председателя Научно-методического совета, доктора искусствоведения, профессора Л. Б. Дмитриева, методические сообщения и доклады стали издаваться как «Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию», затем публиковаться под названием «Вопросы вокального образования» (с 1996 года редактором-составителем сборников научных трудов является профессор М. С. Агин).

Всего за прошедший период издан 41 сборник, куда вошло более 750 научно-методических работ. Это позволило многим педагогам-вокалистам, получив определенный запас научных знаний, повысить свое педагогическое и научно-методическое мастерство, получить ученые звания.

В ходе конференций, помимо выступлений докладчиков, на высоком профессиональном уровне было проведено около 70 открытых уроков и мастер-классов, которые дали солисты оперных театров и ведущие педагоги-вокалисты.

С 2022 года Совет по вокальному искусству (председатель — заве-

дующий кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории профессор В. Б. Ванеев, сопредседатель — заведующий кафедрой сольного пения РАМ имени Гнесиных профессор М. С. Агин) вошел в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 «Музыкальное искусство» и научно-методические конференции стали проводиться в Санкт-Петербургской консерватории и в РАМ имени Гнесиных. Сборники материалов конференций издаются (как и положено) под грифом двух музыкальных вузов.

Надо заметить, что с конца 90-х годов прошедшего века количество музыкальных вузов, готовящих певцов высшей категории, выросло чуть ли не в два раза. В стране появилось много высших учебных заведений, где стали готовить певцов-профессионалов. Например, в Перми, Чебоксарах, Самаре, Оренбурге, Волгограде, Магнитогорске, Ханты-Мансийске. В одной Москве стали функционировать более чем десять учебных заведений: Институт современного искусства — ИСИ, Славянская академия, Академия хорового искусства — АХИ, Музыкальный гос. институт им. А. Шнитке, Государственный музыкально-педагогический институт им. М. Ипполитова-Иванова, Академия имени Маймонида, Московский педагогический гос. университет, Московский государственный открытый педагогический университет им. М. Шолохова и др.; певцов начали готовить даже в МГУ им. М. Ломоносова.

Ряд училищ превратились в вузы, институты — в университеты или даже академии культуры

и искусств. С одной стороны, это вроде бы и хорошо, но с другой — педагогические кадры остались те же, которые были в среднем звене. И, как показывает практика, уровень подготовки молодых профессиональных певцов, к сожалению, несколько понизился. Появилось множество певцов-«скороспелок», не получивших глубоких теоретических и исполнительских навыков, но претендующих на роль звезд. А музыкальные училища, не выработав свою принципиальную позицию в деле подготовки начинающих певцов, продолжили, как и прежде, почти слепо копировать программы музыкальных вузов. Достаточно спорно выглядит на уровне профессиональной подготовки молодых певцов и платная форма обучения. Зачастую многие молодые исполнители даже не представляют себе, каких трудов требует обучение истинному вокальному искусству. Здесь деньги могут и не помочь.

И сегодня в ходе конференций рассматриваются актуальные вопросы вокального образования, которые ждут своего решения. Это и история развития вокального образования в нашей стране и за рубежом, становление и совершенствование вокальной методологии; обновление и пересмотр учебных планов, программ, разработка новых лекционных курсов; вопросы оптимизации учебного процесса, освоения музыкального языка и его

интерпретаций при исполнени современных вокальных произведений; ознакомление с результатами последних научных исследований в области вокального искусства. Большое внимание по-прежнему уделяется обобщению опыта ведущих педагогов-вокалистов.

Постоянно рассматривается одна из жгучих и непреходящих проблем, — бесконтрольный выпуск вокальной литературы: мемуарной и особенно научно-методической. К сожалению, после 90-х годов издавать все что угодно стало очень легко — главное, чтобы были деньги. В результате, появились авторы, которые стали издавать свои так называемые труды, где описывали вокально-методические установки и работу голосового аппарата таким образом, что иногда становилось стыдно и за автора, и за издателя.

Еще одна проблема, которая до сих пор актуальна, — это воссоздание профессионального исследовательского центра по изучению певческого голоса. Решить ее достаточно сложно. Такая работа в свое время проводилась в ГМПИ имени Гнеси-ных (лабораторией физиологии голоса руководили поэтапно профессор Л. Б. Дмитриев, В. Л. Чаплин, Ю. М. Отряшенков) и на базе сначала Ленинградской, а затем Московской консерваторий (рук. профессор В. П. Морозов). Сегодня такая работа, к сожалению, приостановленная, требует продолжения.

Сведения об авторе:

Агин Михаил Суренович — кандидат педагогических наук, профессор РАМ имени Гнесиных, сопредседатель и ответственный секретарь Совета по вокальному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.