Научная статья на тему 'Совершенствование взаимодействия полиции с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований'

Совершенствование взаимодействия полиции с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ПОЛИЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / CONTROL AND AUDIT / POLICE / AGREEMENT / TAX CODE / EXTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL / MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смиюха Александр Евгеньевич, Гиоев Георгий Вартанович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия полиции с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Приведена нормативно-правовая база и обоснована необходимость сотрудничества между полицией и контрольно-счетными органами в целях предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием средств бюджетов субъектов и муниципальных образований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смиюха Александр Евгеньевич, Гиоев Георгий Вартанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of interaction of police with control and audit bodies of the Russian Federation and municipalities

In article the interaction of police control and audit authorities of RF subjects and municipalities. Given the legal framework and the necessity of cooperation between the police and control and audit agencies to prevent, deter and detect crime associated with illegal use of funds and the budgets of municipalities

Текст научной работы на тему «Совершенствование взаимодействия полиции с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований»

13. Перова, С. Н. Управленческие аспекты налоговых отношений в системе обеспечения экономической безопасности государства : дис. ... канд. экон. наук. — СПб., 2005.

14. Пинкдайк, Р., Рубинфильд, А. Микроэкономика. — М., 2002.

15. Рэй, К. Рынок облигаций: торговля и управление рисками. — М., 1999.

16. Фишер, С., Аорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика. — М., 1993.

17. Эддоус, М., Стэнсфшд, Р. Методы принятия решений. — М., 1997.

18. Оболенский, Б. П., Поспелов, Б. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски предпринимательства. — М., 2001.

19. Найт, Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis. — 1994. — № 5. — С. 12—28.

20. Современное управление. Энциклопедический справочник / под ред. Д.Н. Карпухина и Б.З. Мильнера. — М., 1997.

УДК 351.741

А.Е. Смиюха*, Г.В. Гиоев**

Совершенствование взаимодействия полиции с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия полиции с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Приведена нормативно-правовая база и обоснована необходимость сотрудничества между полицией и контрольно-счетными органами в целях предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием средств бюджетов субъектов и муниципальных образований.

Ключевые слова: контрольно-счетные органы, полиция, соглашение, налоговый кодекс, внешний государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль.

A.E. Smijukha*, G.V. Gioev**. Improvement of interaction of police with control and audit bodies of the Russian Federation and municipalities. In article the interaction of police control and audit authorities of RF subjects and municipalities. Given the legal framework and the necessity of cooperation between the police and control and audit agencies to prevent, deter and detect crime associated with illegal use of funds and the budgets of municipalities.

Keywords: control and audit, police, agreement, tax code, external state financial control, municipal financial control.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля полиция может и должна осуществлять свою деятельность на основании ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество» ФЗ «О полиции» во взаимодействии с другими правоохранительными органами и органами власти, а также общественными объединениями и гражданами. В первую очередь взаимодействие полиции необходимо осуществлять с налоговыми органами [1].

Другими важными субъектами финансового контроля являются Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы в составе субъектов РФ и муниципальных образований, которые также заинтересованы выстраивать взаимоотношения с полицией «на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности» [2].

В этом направлении сделано уже немало. Достигнуты соглашения и подписаны совместные приказы, такие, как «Соглашение о взаимодействии с Федеральной налоговой службой и МВД» [3], Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [4], Приказ

* Смиюха, Александр Евгеньевич, преподаватель кафедры финансов и налогообложения Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: [email protected].

** Гиоев, Георгий Вартанович, доцент кафедры тылового обеспечения ОВД, кандидат военных наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: [email protected].

* Smijukha, Alexander Eugenevich, the teacher of chair of the finance and the taxation of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected].

** Gioev, George Vartanovich, docent of DIA rear maintenance department candidate of military sciences, docent. of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected].

© Гиоев Г.В., Смиюха А.Е., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Экономика, финансы, менеджмент

Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» [5], а также «Соглашение между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации об основах взаимодействия» [6].

Нормативно-правовой основой, регламентирующей деятельность контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации в системе финансового контроля, следует считать Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [7]. Кроме того, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] и другими федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами. Основными полномочиями контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации, представляющими интерес для организации взаимодействия с полицией в сфере финансового контроля, являются следующие:

1) осуществление контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ и их внебюджетных фондов;

2) проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов о бюджетах;

3) проведение внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов;

4) осуществление контроля за законностью и результативностью использования бюджетных ассигнований;

5) осуществление контроля за качеством выполнения управленческих решений и распоряжением государственного имущества;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и других льгот, бюджетных кредитов, законности предоставления государственных гарантий и поручительств;

7) проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов (включая расчет-обоснование финансово-экономических показателей);

8) анализ бюджетного процесса и подготовка предложений и рекомендаций, направленных на его совершенствование и др.

Контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют свою деятельность по направлениям, рассмотренным для субъектов РФ. Они включают:

1) контроль за исполнением доходов и расходов бюджета;

2) проведение финансово-экономической экспертизы проектов подготовленного бюджета;

3) осуществление внешней проверки годового отчета об исполнении доходов и расходов бюджета;

4) организация и осуществление проверки законности, результативности использования средств бюджета и средств, полученных из иных источников и др.

Контрольно-счетный орган муниципального района уполномочен также осуществлять контроль за законностью и результативностью использования средств бюджета, направленных на поддержку бюджетов поселений, входящих в данный район.

Организация внешнего финансового контроля осуществляется контрольно-счетными органами в отношении как органов государственной власти, так и организаций по поводу соблюдения ими условий получения субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета, если возможность проверок таких организаций прописана в договорах о предоставлении субсидий, кредитов и гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Внешний финансовый контроль осуществляется в ходе проведения контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, отличающихся между собой по видам итоговой отчетности.

Так, при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетным органом составляется итоговый документ в форме акта, который требуется доводить до сведения руководителей проверяемых органов (организаций). На основании подписанного и утвержденного акта контрольносчетным органом составляется отчет.

При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом выполняется итоговый документ в форме отчета (заключения).

Приведенные выше полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в сфере финансового контроля следует, на наш взгляд, использовать для повышения эффективности проведения ведомственных контрольноревизионных мероприятий. Следовательно, нет объективных причин, по которым невозможно было бы разработать и принять «Соглашение между контрольно-счетными органами субъектов РФ и Министерством внутренних дел Российской Федерации об основах взаимодействия», а также

«Соглашение между контрольно-счетными органами муниципальных образований и Министерством внутренних дел Российской Федерации об основах взаимодействия».

В проектах вышеуказанных соглашений предлагается закрепить главную целевую установку — сотрудничество в предупреждении, пресечении и выявлении правонарушений в связи с незаконным и нецелевым использованием средств бюджетов субъектов и бюджетов муниципальных образований. Формами осуществления такого сотрудничества могут стать:

— во-первых, обмен представляющей взаимный интерес информацией о фактах, связанных с незаконным использованием денежных средств;

— во-вторых, проведение совместных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений, связанных с незаконным использованием средств;

— в-третьих, обмен передовым опытом работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений, связанных с незаконным использованием денежных средств;

— в-четвертых, проведение совместной экспертизы проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы из бюджетов того или иного уровня;

— в-пятых, привлечение специалистов другой стороны в проводимых мероприятиях;

— в-шестых, планирование и координация совместных мероприятий;

— в-седьмых, разработка, согласование, подписание, а также обмен нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями, литературой по вопросам контрольно-ревизионной деятельности;

— в-восьмых, содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров и организации стажировок;

— в-девятых, проведение совместных научных исследований по проблемам, представляющим взаимный интерес.

В случае заключения подобного соглашения об основах взаимодействия между Министерством внутренних дел Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований значительно расширится сфера деятельности полиции, возрастут возможности её контрольно-ревизионных органов, а значит, что качество финансового контроля поднимется на новый, более высокий профессиональный уровень.

Список литературы

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» // Российская газета. — 2011. - 8 февраля. - № 25; 10 февраля. - № 28.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Российская газета. — 2011. — 11 февраля. — № 29.

3. Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 октября 2010 г. № 1/8656/ММВ-27-4/11 (текст Соглашения официально опубликован не был).

4. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. — 2009. — 16 сентября. — № 173.

5. Приказ Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» // Экспресс-закон. — 2000. — Июль. — № 25.3.

6. Соглашение между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации об основах взаимодействия (от 29 июня 2000 г.).

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Российская газета. — 2011. — 11 февраля. — № 29.

8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 12 августа. — № 153—154.

10. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» / / Российская газета. — 2009. — 16 сентября. — № 173.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.