СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 37»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ МРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРОУРАЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА)
Д. Н. Копылов, В. Е. Стровский
В ctaibtf обобщен ti ирояидлпш<рооак anur совершснетвоаания управления ображидосльными учреждениями. обоснованы основные направления н пре.сюжсп алюрнгы реализации программы совершенствования управления непрерывным профессиональным образованием
Ключевые екма управление. совершенствование. направления. алгоритм, качество образования
In the articlc someexperience of improvement of educational institutions management is summarized and analyzed. The directions .«re »ubstantiau-d ami algorithm of the prugnun realization is suggested on improvement of continuous professional education
An .»•!«/«: manigeiiKni improvement, directions, algorithm, quality of education
Peiy льгпты жепертнот опроса и опенки управления непрерывным профессиональны м образовательным процессом при подготовке специалистов в условии* многоуровневого Профессиональною центра на примере С'еве-роуральскою образовательного центра, отрв-
женмые а tatwi. I. показали, что оно гребу с t
I'UHl'pUIVHCIHUIUHHH
U гр>лал отдельные авторов имеются конкретные практические рекомендации по моделированию систем управления в образовательных учреждения*. Например. М, Ь. Ас-
Maiqi .-.темпе опенки улряячамя Оценю й
О иены кадрим 4.55
Оценка материально-технической и финансовой оиш 4.4Н
Оценка санптарио-пппетпесхого состоят« 435
Uuumk» удовлегаорейн* юыешс-оихихся <»C>tv imirnnianj» потрсбииспсЛ населения 4.50
Оценка spomnt нвиопщнониогг потешным педагогического коллектива S.95
Oui-iiLii йбиивлыШНи.in v. Т|Ш13 Ни iia inn ma 4.15
Оценка уровня рашшня псяш отчее ного коллектив 425
О6обшенны11 ПОИ BMaiC.ll» 4.30
Та&ШЦВ I
Экспертная опенка управления непрерывным профессиональным образопмтелькым процессом Мри подготовке специалистов ■ услоннмх Свердловского образовательно! о иенipa (СОН» (2010 I.), в баллах. где$- пи» опенка, я I - нпп шинка « V » Л1: п = 27)'
\ обшее количество респондентов. /I • количество полностью ответивших _120_
Таблица 2
Компонент ортянмдяимоиио-пеляг отческой с неге мы \ирая-к>иш1 ри-.нншгм профегсиона.1Мшч>6раи>ниге.1М101оумршешм (НОУ)
Компонент снсгемм .Характеристики компонента
Методологические основы Законы, пришиты» ислп. талячн
Технология управления Методы. Формы, СТИЛЯ, техники
Орпшнзационпя* структура Линейная. ишснно-^ункпнпнаи.ная футениона лытя. мптрцмная. организационный меъдшпм
Функции управления развитием Планирование, организация. руководство. контроль
Субъекты управления Оргзд.ы административного управления, директор, средний менеджмент, технический персонал
Объекты управлении Качество профессионально! и обр.иоошшя. ценностные основания упраплемпи ресурсы органн каинонные структуры. результаты
Условии уираплсиия Н ау чмо-мсг одические. ча1 ериилыш- юмнпссше. |Ц)р-мати( но-правовые, кадровые орпжн (анионные идр
Профессионально-личностная готовность псаагогичсского коллектива (ПК) Уровень цслсплпраяленностн деятельности ПК; уровень осознания ПК необхолнмостн развития: уронен* профессиональной кнл-шфнкапни кадров; сопнальпо-психолошчсский климат и коллективе
ыппвым |1| псслслояшш концептуальные аспекты управления устойчивым развитием сельской общеобразовательной школы, л также разработана и лиробироваиа модель управления устойчивым ратиитием общеобразовательных учреждений на селе- В табл. 2 представлены компоненты орг аннтаппонно-нсла-югнческой системы управления развитием профессионально-образовательною учреждения ШОУ), рекомендуемые Ессиковым 10 В №
>гот подход наиболее близок н интересен ангарам, так как 10 В Есонкон утверждает, что «...управление развитием профессиональ-
ного образовательного учреждения ло чисть осуществляемой и нем управленческой кителыгостим. В работе энного автора фел-ложени «ак называемая "инновационна» модель организационно-педагогической системы управления развитием ирофссснопаль-ного образовшельиою учреждения» (рис I) Рассматриваемая инновационная модель организациоиио-исла»огической системы управления развитием профессиональною обраюшлельною учреждения (ПОУ) в*л«о-чпет и себя следующие блоки
I методология (законы, принципы, иелн. талачн).
Рис. I Инновационная модель организацноино-пелягогнческой снстсми упраплсиии развитием IКIV
-__т_=
2 технология (методы, формы, стили, ге.хннкн >;
3 организационная сгруюура (матричная функциональная, лпнейно-фуикниональ-пая. линейная);
- субъекты (органы административного управления, директор, среднее звено менеджмента технический персонал);
5 объекты (качество образований, ценностные основания, ресурсы, результаты управленческой лея тс льносш);
6 - функции (планирование, организации, руководство, контроль);
7 условия (научно-мет одические, материально-технические. социально-педагог ичос-кис. нормитнвн»»-прав11выс еантпрно-гигне-ническнс. »стончсскнс, прострет i венные, временные)
Y проф^сеионально-лнчностняа готовность педагогическою коллектива (уровень целенаправленности деятельное i и уровень осознания коллективом необходимости розви-П1Я. уровень профессиональной кшыифнка пни кадров, социальдо-псшозаогпчсдогй юнтмат).
В коллективной работе сибирских ученых отмечаете«; что инновационное ралше системы образов л пня в Новосибирской облает возможно при реализации зкономического механизма управления, который предполагает приоритетное решение следующих задач:
разработать. апробировать н внедрим, «ффективные технологии управления качеством образовании, обеспечивающие <-го ипвес-(иниоиную привлекательность.
активно использовать апробированные и проектировать новые механизмы, включая нормативно-правовые, для >ффексниною нспопьзоканнк бюджетных средств;
разработшъ и ннелрнгь систему ikoho-м и ческой мотивации i руда работников образования. связанную с примеиеюссм ими и своей профессиональной практике принципов иино-национного развития образования:
осу шест в tm, перспективный экономический и программный знали i возможности многопрофильной подготовки кадров. готовы \ работать в новых условиях детпелы ости сне-»е.мы образовании Новосибирской облает на ба«е учреждений высшего образования" (.').
Во1врашаясь к вопрос} совершенствования упранленнм применительно к непрерывно-
му образовательному процессу при подготовке специалистов, необходимо отмет пь следую-шее: праиомерно рассмотрение оценки зффек-тннностн системы непрерывного образования «школа колледж - вуз>», исходя нз «ффектон. приобретаемых самим субъектом чтой системы, т. е обучающимся. Однако на обеспечение качества выпускника, без всякого сомнения, влияет и качество самого образовательною учреждения Следовательно, рассмотрение и|>фсктпакости системы «школв колледж вуг- будет неполным без учета параметров качества образовательного учре*зенич
В ходе иссле тования авторами нрехюже-ны следующие направления совершенствовании управления непрерывным профессиональным обраювателыпам процессом
1 Разработал, систему мотивации груди работников учреждений образования, связанную с качеством подготовки специалистов
2 Спроектировать и апробирован нор матн пи о-правовые механизмы тффеьтнвпого использования бюджетных среде»в
? Разработать и внедрить гехнологню управления качеством образования
А Провести системный анализ возможности подготовки кадров для работы в условиях инновационною развития образования.
Кроме гото. ангоры считают пелесообраi-пым предложить ряд оЬшнх мероприятии по совершенствованию управлени> непрерыв ным профессиональным образовательным процессом при подготовке специалистов в
услоии*«, Miioiuypoinienoiti и|.*иф«ХСИ0мал»»Н0-
го центра (на примере Североуральского образовательного центра):
I Расширение возможностей привлечения внебюджетных средств финансировали« образовательной деятельности
2. Расширение возможностей для разлнч* ш.|К НИ 101« дополнительного обрмонання.
3 Расширение международных святей н актпмиишнч работы по учебным н научно-иеслслоаательсклм грантам и др.
Члгортпм реализации программы совершенствовании управления непрерывным профессиональным образованием пролетав-лен на рис. 2
Гаким oop.itOM совершенствование управления непрерывным профессиональным обраювнтельным процессом необходимо
Прошолфоияпмс м планирование управленческой политики:
- определенно приоритетов управленческой волптвки,
- освоение техники бюджетировакнг;
- разработка системы шбкпх бюяЯМОВ под новые ирганишпшнные структуры;
- разработка системы мовигормвгя мклнкакров управления. рв«ра6отха оиерапношюЯ программы управления; прогнозирование м плаиироmotee стратегических и ооерливопных пр».
грамм;
• реатвтаиня стрятегичсской п операционной программы
Реализация изменнниша лействнИ:
- разработка генеральной стратегии и опкратмной тактокл,
- реядаэяшея текущих ооератшшш* задам и т. п..
- усганоалсыис ouepaiявного моииторннга «пешней epejiu:
- «оррсктировка стратегии.
разработка моделей орпиогшишнноЯ реструктуримиаи на основе бизнес-моделирования,
- разрабопа моделей управленческой реструктуризации под скорректированную стрпгепоо;
- рсллиипиа разработанной пропхшми
Диашосзпна зскугагйсшуаинм:
определение параметров оценка упрояяеигл <инлн»лгоры управления);
выявление значений ннликаторэя управления;
определение сильных и слабых ■сторон, аочмпжносттО п угроз ситу алии
Рис. Алгоритм реллимнин программы совсршснсгаоиання управления непрерывным профессиональным образованием
рассматривав как чисть осуществляемой и учреждении управленческой деятельности, в которой посредством планирования, органнча-11НИ. руководств» и контроля процессов сот-изння и освоения инноваций обеспечивается целенипрая »сниметь и нрганиюпанносп. деятельно», i и коллектива обрадевитсльнОги учреждения по получению качественно новых результатов образования
БИШШО) РАФИЧРГКИЙ СПИСОК
1 icmitniM М. А Управление устойчивым развиснем сельской школы в современных условиях (цаттерндд*х Кроснщирсил о края): авгореф, анс.. . ваш1 пел наук М.. 2006. 22 с
2 &х'нтш Ю. В. Оршншинонис-петагош-чеекзя система управления развития профессии* иальиого образовательного учреждения (на примере социально-психологическою: авторсф лис. канд. нед паук. У илновск. 2006 23 с
3 Концепция ииниаиционноео рцэоитн* 1Фрим1м/шм I Ьвосибирской области 2006 ч Mtp:" VN p^BV.pfípVwvk- V-