Научная статья на тему 'Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы'

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
227
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластерное развитие / туристский кластер / кластеры в туризме / туризм в Москве / транспорт / аэропорт

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голондарев Клим Сергеевич

В статье рассматривается текущее состояние и взаимосвязь двух ключевых аспектов в развитии туризма на территории Новой Москвы: туристских кластеров и транспортной инфраструктуры. Данные составляющие определяют эффективность развития и освоения присоединенной территории, а также служат основой для создания конкурентоспособных туристских кластеров мирового уровня в Новой Москве. Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры на присоединенной территории является ключевым фактором при ее освоении как туристской дестинации. Данная тема наиболее актуальна в связи ростом столичной агломерации, увеличением ее территории более чем в 2 раза, а также в условиях турбулентной современной мировой экономики. Повышение устойчивости экономики региона и рост конкурентоспособности являются ключевыми параметрами в повышении эффективности функционирования туристских кластеров и развития транспортной инфраструктуры. Целью данной статьи является обоснование необходимости совершенствования транспортной инфраструктуры Новой Москвы как ключевой составляющей в развитии и повышении конкурентоспособности туристских кластеров. Использование преимуществ кластерного подхода является ключевым требованием в развитии туризма во всем мире, а также для привлечения туристов и роста туристских потоков в течение всего календарного года. Создание туристских кластеров, развитие нескольких видов туризма, а также использование эффекта синергии, основанного на эффективном функционировании транспортной системы, указывает на стабильное развитие данного сектора экономики страны, а также на грамотный комплексный подход в использовании потенциала столичной агломерации как центра притяжения туристов. Результатом работы на основе проведенного анализа, выявлении сильных и слабых сторон текущего и перспективного состояния транспортной инфраструктуры и туристских кластеров, стало определение необходимости реализации комплекса мер по совершенствованию транспортной системы как аспекта туристских кластеров в Новой Москве. Совокупность полученных результатов является необходимым базисом в понимании развития туристских кластеров в столичной агломерации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A KEY FACTOR OF THE TOURIST CLUSTERS DEVELOPMENT IN NEW MOSCOW

In this article author discusses the current state and interrelation of two key aspects in the New Moscow tourism development: tourist clusters and transport infrastructure. These components determine the efficiency of annexed territory development and also serve as the basis for the creation of competitive world-class tourist clusters in New Moscow. The expansion and improvement of the transport infrastructure in the annexed territory is a key factor in its development as a tourist destination. This topic is most relevant in connection with the growth of the metropolitan agglomeration, an increase in its territory by more than twice, as well as in a turbulent modern world economy. Improving the regional economy sustainability and increasing competitiveness are key parameters in improving the functioning of tourist clusters and the development of transport infrastructure. The purpose of this article is to substantiate the need to improve the transport infrastructure of New Moscow as a key component in the development and increase of competitiveness of tourist clusters. Taking advantage of the cluster approach is a key requirement in the development of tourism around the world, as well as to attract tourists and increase tourist flows throughout the entire calendar year. The creation of tourist clusters, the development of several types of tourism, as well as the use of a synergy effect based on the efficient functioning of the transport system, indicate a stable development of this sector of the country's economy, as well as a competent integrated approach to using the potential of the metropolitan agglomeration as a center of attraction for tourists. The result of the work on the basis of the analysis, identifying the strengths and weaknesses of the current and future state of the transport infrastructure and tourist clusters, was determination the need to implement a set of measures to improve the transport system as an aspect of tourist clusters in New Moscow. The totality of the results obtained is a necessary basis in understanding the development of tourist clusters in the metropolitan agglomeration in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 338

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10411

ГОЛОНДАРЕВ Клим Сергеевич

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва, РФ);

аспирант; e-mail: [email protected]

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы

В статье рассматривается текущее состояние и взаимосвязь двух ключевых аспектов в развитии туризма на территории Новой Москвы: туристских кластеров и транспортной инфраструктуры. Данные составляющие определяют эффективность развития и освоения присоединенной территории, а также служат основой для создания конкурентоспособных туристских кластеров мирового уровня в Новой Москве. Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры на присоединенной территории является ключевым фактором при ее освоении как туристской дестинации. Данная тема наиболее актуальна в связи ростом столичной агломерации, увеличением ее территории более чем в 2 раза, а также в условиях турбулентной современной мировой экономики. Повышение устойчивости экономики региона и рост конкурентоспособности являются ключевыми параметрами в повышении эффективности функционирования туристских кластеров и развития транспортной инфраструктуры. Целью данной статьи является обоснование необходимости совершенствования транспортной инфраструктуры Новой Москвы как ключевой составляющей в развитии и повышении конкурентоспособности туристских кластеров. Использование преимуществ кластерного подхода является ключевым требованием в развитии туризма во всем мире, а также для привлечения туристов и роста туристских потоков в течение всего календарного года. Создание туристских кластеров, развитие нескольких видов туризма, а также использование эффекта синергии, основанного на эффективном функционировании транспортной системы, указывает на стабильное развитие данного сектора экономики страны, а также на грамотный комплексный подход в использовании потенциала столичной агломерации как центра притяжения туристов. Результатом работы на основе проведенного анализа, выявлении сильных и слабых сторон текущего и перспективного состояния транспортной инфраструктуры и туристских кластеров, стало определение необходимости реализации комплекса мер по совершенствованию транспортной системы как аспекта туристских кластеров в Новой

Ключевые слова:

кластерное развитие, туристский кластер, кластеры в туризме, туризм в Москве, транспорт, аэропорт

Москве. Совокупность полученных результатов является необходимым базисом в понимании развития туристских кластеров в столичной агломерации в Российской Федерации.

Введение. Присоединение территории Новой Москвы в 2012 году дало новый импульс в развитии Московской агломерации. Площадь агломерации возросла в 2,39 раза, что послужило основой для определения направления развития столицы1. Присоединенные территории не обладают ярко выраженным историческим и природным турист-ско-рекреационным потенциалом, но их значительная площадь нуждается в эффективном освоении. Данный факт обуславливает определенный подход в развитии Новой Москвы в качестве туристской дестинации [1].

Направление развития туристкой индустрии в Новой Москве заключается в развитии видов туризма, которые не привязаны к объектам культурного, исторического наследия или природным ресурсам по причине слабо выраженного исторического и природного туристского рекреационного потенциала [2]. Соответственно, в подобных условиях происходит развитие трёх основных видов туризма: медицинского, делового, образовательного. Данный подход лежит в основе реализации кластерных инициатив и системы государственно-частного партнерства (ГЧП), которые доказали свою эффективность в развитии туризма на территории Российской Федерации [3, с. 28].

На основе данного подхода возник определенный тренд, который является наиболее эффективным способом развития туризма во многих регионах мира. Туристские кластеры доказали свои состоятельность как экономической единицы. Высокая эффективность деятельность подобных структур обусловлена, в первую очередь, эффектом синергии [4]. Следовательно, развитие трех выше-

1 Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 30.06.2011 г.

перечисленных видов туризма создает преимущество благодаря эффекту синергии, а также тому факту, что данный подход работает в связке с тем, что Новая Москва является частью столичной агломерации.

При этом эффективность развития Новой Москвы как туристской дестинации, состоящей из совокупности нескольких различных туристских кластеров, зависит от сильной взаимосвязи между этими кластерами, которая необходима для максимизации эффекта синергии. Устойчивая и эффективная взаимосвязь обеспечивается не только благодаря деловым связям и грамотной поддержке государства, но и благодаря эффективному функционированию транспортной инфраструктуры [5].

Актуальность данной статьи заключается в необходимости совершенствования транспортной инфраструктуры Новой Москвы как туристской дестинации для повышения эффективности освоения присоединенных территорий и развития туристских кластеров.

Целью данной статьи является обоснование необходимости совершенствования транспортной инфраструктуры Новой Москвы как туристской дестинации и разработка мер по развитию данной инфраструктуры. В статье применяются различные виды аналитических инструментов: ретроспективный анализ, экстраполяция, анализ транспортных потоков и анализ эффективности.

Освоение и урбанизация присоединенной территории Новой Москвы являются ключевыми задачами развития Московской агломерации в течение ближайших 15 лет. На данный момент в адресной инвестиционной программе развития г. Москвы вложения в ТиНАО занимают одну из первых пунктов по значимости и доле средств, направленных на

Голондарев К.С.

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы

развитие данной территории2. Важность комплексного развития Новой Москвы обусловлена не только масштабом территории, но и её стратегическим положением и удобством для экономического и социального роста г. Москвы. С позиции ретроспективной роли Новая Москва как часть Московской области и Московской агломерации играла важную роль только с точки зрения крупного транспортного узла (аэропорт «Внуково»), находящегося на её территории, но при этом была лишена тех объемов инвестиций г. Москвы, которые направлены сейчас на развития данной территории.

Рис. 1 - Присоединенные территории

Новой Москвы

Fig. 1 - Accession of the territory of New Moscow

Территория Новой Москвы (ТиНАО -Троицкий и Новомосковский административные округа) была присоединена к территории г. Москва 1 июля 2012 года с целью расшире-

2 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 11.10.2011 г. №477-ПП. Государственная программа города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы".

ния границ города и его дальнейшего развития. В НАО вошли 11 поселений в НАО и 9 в ТАО, которые и являются административными единицами деления округов, а также 3 отдельных территории (Рублево-Архангельское, Конезавод ВТБ и Сколково). Вследствие этого развитие данной территории как туристской дестинации приобрело комплексный характер, что связано с необходимость повышения эффективности её освоения.

В условиях турбулентной современной экономики развитие туристской индустрии основано на кластерном подходе, позволяющем не только повысить устойчивость предприятий, но и на основе эффекта синергии максимизировать эффективность их деятельности [6]. По теории Портера кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных предприятий (производитель, поставщики и т.д.) и взаимодействующих с ними организаций (образовательные учреждения, органы государственного управления и т.д.), которые действуют в определенной форме и дополняющих друг друга. По Портеру кластер представляет собой определенный «сгусток» предприятий одной специализации, которые влияют друг на друга, что приводит к повышению устойчивости и эффективности благодаря эффекту синергии. Эффект синергии является одним из ключевых параметров, влияющих на эффективность кластерных систем в туризме [7, с. 2].

Развитие туристской индустрии в Московской агломерации базируется на кластерном подходе, позволяющим создать сложную структуру, компоненты которой связываются на основе созданных сетей взаимодействия [8, с. 747]. На рис. 2 представлена структура туристского мультикластера Московской агломерации и сетей взаимодействия между его компонентами (кластерами).

Сложность данной структуры и взаимосвязь туристских кластеров создает ряд проблем, одной из которых является физическая (транспортная) взаимосвязь кластеров, как между собой, так и с внешними пользовате-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

лями. Соответственно, можно выделить два типа каналов транспортной инфраструктуры, которые обуславливают эффективность функционирования туристских кластеров: внешние и внутренние, которые представлены на рис. 3.

Рис. 2 - Структура туристского мультикла-стера

Fig. 2 - The structure of the tourist multicluster

Рис. 3 - Схема взаимосвязи туристских кластеров с внешней средой

Fig. 3 - Scheme of the relationship of tourist clusters with the external environment

Из схемы можно сделать вывод, что взаимодействие между кластерами происходит не только между собой, но и основной и наиболее сложный канал в реализации - это создание эффективной транспортной связи с

w г-»

внешней средой. В свою очередь, внешняя среда состоит из двух каналов: поставщики и туристы [9]. Эффективное функционирование двух вышеперечисленных видов транспортных каналов является одним из ключевых параметров для максимизации эффекта синергии при развитии туристских кластеров [10].

Канал поставщиков и развитие эффективной транспортной инфраструктуры для взаимодействия с ними состоит для большин-

ства предприятий в организации автомобильной дорожной сети, которая на данный момент составляет 2000 км и развивается согласно программе дорожного развития г. Москвы3. На данный момент реализовано и находится в процессе реализации несколько крупнейших проектов в области автодорожного строительства: участок ЦКАД, реконструкция Калужского шоссе, трасса Солнцево-Бутово-Видное и другие4.

В процессе строительства возникают трудности, связанные с кооперацией с Московской областью, которая не обладает бюджетом г. Москвы и не может выделить столь значительные средства на развитие транспортной инфраструктуры. Например, на начальной стадии проектирования остался проект скоростного трамвая, который должен был соединить множество поселение в Московской области, а также Новую Москву с ними (например, линия от аэропортов «Домодедово» до «Внуково»)5. К сожалению, отсутствие необходимых объемов инвестиций и трудности кооперации между субъектами не дали этому проекту воплотиться.

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры обеспечит высокую эффективность взаимосвязи между туристскими кластерами Новой Москвы и поставщиками. Также необходимо отметить, что развитие автомобильных дорог позволит увеличить скорость доставки туристов при помощи общественного и частного транспорта (автобусы, такси, автомобили) на объекты туристской инфраструктуры (гостиницы, выставочные центры, медицинские центры и т.д.). В свою очередь, это приведет не только к повышению эффективность

3 Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2020 гг.»

4 Официальный сайт Комплекс градостроительной политики и строительства города Москва «Дороги Новой Москвы». URL: stroi.mos.ru (Дата обращения: 15.06.2019).

5 Сетевое издание телеканала «Москва 24» - «Московская область разработала проект первого участка скоростного трамвая» URL: m24.ru (Дата обращения: 16.06.2019).

Голондарев К.С.

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы

деятельности предприятий, но и повышению комфорта туристов и росту имиджа туристской дестинации [11].

Следующим важнейшим шагом в развитии транспортной инфраструктуры Новой Москвы в качестве туристской дестинации станет создание эффективных способов доставки туристов в туристские кластеры и обратно. В данном случае для точной оценки необходимых способов доставки туристов необходимо определить виды туристов и пути их прибытия. Для этого потоки необходимо разделить на два типа [12]: 1) внутренние; 2) внешние.

В свою очередь внутренние потоки в контексте туристов, посещающих Новую Москву, необходимо разделить на два вида: 1) туристы, прибывающие напрямую из г. Москва или соседних регионов; 2) туристы, прибывающие через транспортные узлы. Данная дифференциация необходима для определения не только способов доставки туристов в туристские кластеры, но и для оптимизации транспортных потоков. Для эффектив-

ной оценки способов доставки и их целесообразности необходимо провести анализ возможных способов доставки в пункты назначения, а также оценить эффективность данных способов.

Для этого стоит обратиться к данным провозной способности различных видов транспорта, а также их преимуществам и недостаткам. Провозная способность - это характеристика, которая показывает способность того или иного вида транспорта перевезти определенное количество пассажиров по одной полосе за единицу времени [13]. Для этого был проведен анализ эффективности на основе нескольких показателей:

1) провозной способности транспорта (ПС);

2) стоимости реализации;

3) скорость реализации;

4) возможности реализации.

В табл. 1 представлен анализ эффективности реализации различных видов общественного транспорта на территории Новой Москвы для доставки туристов в туристские дестинации (кластеры).

Таблица 1 - Анализ эффективности реализации различных видов общественного транспорта на территории Новой Москвы

Table 1 - Analysis of the effectiveness of the implementation of various types of public transport in the territory of New Moscow*

Вид транспорта Провозная способность, тыс.пасс./час Стоимости реализации 1 км., млрд. руб. Скорость реализации Возможности реализации Эффект-ть, млрд. руб./тыс. пасс.

Электропоезд (МЦД) 90 0,8-1,2 Средняя Ограниченная 0,011

Метрополитен 75 6,25-7,03 Низкая Да 0,088

Скоростной трамвай 15 0,4-0,6 Средняя Да 0,033

Автобус 3 0,02 Высокая Да 0,007

Как видно из табл. 1, автобус обладает наивысшей эффективностью при реализации, высокой скоростью и наименьшей стоимостью реализации, но при этом его провозная способность наиболее низкая, а также срок службы автобуса не превышает 10 лет. При высокой нагрузке данный показатель снижается. Вследствие этого при реализации проектов транспортной инфраструктуры для доставки туристов в кластеры необходимо найти

наиболее оптимальный подход. Для этого используется комбинированный способ доставки туристов, который сочетает в себе два подхода: директивный и локальный [14].

Для его реализации используются различные виды общественного транспорта:

1. Директивный подход, ориентированный на доставку больших потоков пассажиров: электропоезд и метрополитен.

2. Локальный подход, ориентированный на доставку пассажиров из транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в туристские кластеры (скоростной трамвай и автобус).

Для более четкого анализа способов развития транспортной инфраструктуры Новой Москвы для доставки туристов в кластеры, необходимо обратиться к плану развития инфраструктуры до 2023 года, который представлен на рис. 4.

Рис. - План развития транспортной инфраструктуры Новой Москвы до 2023 г.

Fig. 4 - Development of transport infrastructure of New Moscow until 2023

Как видно из плана развития общественного транспорта, происходит реализация, как директивного подхода, так и локального. На крупнейшие ТПУ туристы доставляются при помощи электропоездов (МЦД), а также метрополитена, откуда в туристские кластеры потоки распределяются при помощи скоростного трамвая и автобусов. Данный подход активно реализован в Японии на основе объединения различных рельсовых видов транспорта в ТПУ (метрополитен, Синкан-сен) [15].

При этом стоит отметить, что на территории Новой Москвы располагаются два аэропорта. Международный аэропорт «Внуково» (пассажиропоток 21,4 млн. чел. в год) и аэро-

порт для деловой авиации «Остафьево»6. Эти два авиационных узла играют важнейшую роль в принятии не только обычных туристов, но и деловых, так как создание кластера делового туризма в Новой Москве является необходимым условием для максимизации эффективности освоения присоединенной территории и нарушения олигополистического положения двух крупнейших ВЦ («Крокус Экспо» и «Экспоцентр») [16].

В свою очередь, строительство метрополитена и скоростного трамвая является преимуществом для аэропорта «Внуково» при росте пассажиропотока в условиях развития туристских кластеров на территории Новой Москвы. Доставка туристов из аэропорта напрямую в Москву, а также на территорию туристских кластеров позволит повысить эффективность распределения туристских потоков внутри Московской агломерации, увеличить уровень комфорта транспортировки туристов до дестинаций.

Также стоит отметить реализацию проекта Московских центральных диаметров (МЦД), который является приоритетным в развитии электротранспорта наравне с метрополитеном. Данный проект играет одну из ключевых ролей в развитии транспортной инфраструктуры Новой Москвы для доставки туристов в медицинский и образовательный туристские кластеры на территории Сколково (МЦД-1), а также в перспективный кластер делового туризма на территории ТиНАО (МЦД-4) [17].

На основании рассмотренных планов развития общественного транспорта в Новой Москве необходимо выстроить модель взаимосвязи видов общественного транспорта для максимизации эффективности доставки туристов в кластеры. Данная модель представлена на рис. 5.

6 Пассажиропоток аэропорта Внуково в 2018 году вырос на 18,4% и составил 21,5 млн пассажиров // Официальный сайт аэропорта «Внуково». URL: corp.vnukovo.ru (Дата обращения: 16.06.2019).

Голондарев К.С.

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы

Рис. 5 - Модель взаимосвязи видов общественного транспорта для максимизации эффективности доставки туристов в кластеры

Fig. 5 - The model of interconnection of public transport to maximize the efficiency of tourist delivery to clusters

Таблица 2 - Анализ критериев на основе предложенных мер по совершенствованию транспортной системы Новой Москвы при развитии туристских кластеров

Table 2 - Analysis of criteria based on the proposed measures to improve the transport system _of New Moscow in the development of tourist clusters

Критерии Текущее состояние Перспектива Рост / Снижение

Уровень доступности Средний/низкий Высокий Да

Провозная способность 80-90 тыс.чел/час 150-170 тыс.чел/час 88%

Время в пути 30 минут 17 минут -43%

Стоимость проезда 69 руб. 55 руб. -20%

Уровень комфорта Низкий Высокий Да

Как видно из схемы, основной для максимизации эффективности доставки пассажиров в туристские кластеры являются МЦД (электропоезда) и метрополитен (№1). А уже постдирективную и локальную доставку осуществляют ЛРТ (легкорельсовый транспорт -скоростной трамвай) и автобус (№2).

При этом необходимо отметить, что, в первую очередь, развитие транспорта ориентировано на доставку пассажиров до места жительства/работы и обратно, а для конкретных целей разрабатываются специальные проекты, например, электропоезд «Аэроэкспресс» для доставки туристов в аэропорт или строительство платформы «Инновационный центр» на участке МЦД-1 вблизи образовательного и медицинского кластеров «Сколко-

во»7. Соответственно, для минимизации затрат и максимизации эффективности перевозки туристов необходимо разработать комплекс мер, которые позволят повысить эффективность деятельность туристских кластеров на территории Новой Москвы:

Первая мера заключается в связи туристских кластеров с крупнейшими авиационными узлами г. Москвы: аэропортами «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» и «Жуковский» при помощи системы ЛРТ. Данная мера имеет ряд преимуществ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) высокая скорость реализации [18];

2) простота реализации;

3) невысокая стоимость реализации;

7«В Сколково пришла скоростная электричка» // Официальный сайт инновационного центра «Сколково». URL: sk.ru (Дата обращения: 18.06.2019).

4) возможность кооперации г. Москвы и Московской области;

5) доступность для системы государственно-частного партнерства (ГЧП) [19]. Данная мера позволит соединить вышеперечисленные аэропорты не только с кластерами, но и между собой, ускоряя доставку туристов в кластеры. Наиболее эффективная система ЛРТ предлагается следующая: аэропорт Шереметьево - медицинский и инновационный кластеры «Сколково» - аэропорт «Внуково» - кластер делового туризма - аэропорт «Шереметьево» - аэропорт «Жуковский». На данном пути возможны промежуточные остановочные пункты в крупных ТПУ. ЛРТ должен перевозить пассажиров по выделенной полосе с приоритетом движения.

Вторая мера, призванная повысить эффективность деятельности туристских кластеров, заключается в повышении эффективности доставки туристов из кластеров в г. Москва для использования его туристско-рекреаци-онного потенциала как столицы и города с развитым историко-культурным наследием [20]. Для этого необходимо использовать потенциал МЦД и метрополитена, повышая скорость и удобство доставки туристов до соответствующих станций. Для реализации данной меры вновь необходимо создание маршрутов ЛРТ (на более загруженных маршрутах) и автобуса, которые будут ходить не только через определенные интервалы, но и интенсивность их потока будет привязана к тем или иным туристским мероприятиям, которые будут проводиться в кластерах.

Третья мера заключается в повышении эффективности и комфортабельности доставки туристов, которые решили посетить не только кластеры, но и столицу, в аэропорты. Проблема реализации данной меры заключается в том, что маршруты в 3 из 4 аэропортов проходит по территории Московской области, которая не имеет достаточно ресурсов для реализации столь масштабных проектов даже в кооперации с г. Москва. Вследствие этого только аэропорт «Внуково», который находит-

ся на территории Новой Москвы, к 2022 году получит станцию метро, которая позволит туристам в кратчайшие сроки добираться этого авиационного узла8.

Соответственно, необходимо отметить преимущество Новой Москвы как туристской дестинации в развитии мультикластера на основе трёх видов туризма. Но пропускная способность аэропорта «Внуково» не отвечает требованиям по приему всех туристов, поэтому развитие транспортной связи между всеми аэропортами, кластерами и городом является необходимой мерой для повышения эффективности деятельности туристских кластеров на территории Новой Москвы. Вследствие этого необходимо использовать потенциал МЦД для доставки туристов в аэропорты:

1) МЦД-1 в аэропорт «Шереметьево»;

2) МЦД-5 в аэропорт «Домодедово»;

3) МЦД-3 в аэропорт «Жуковский»;

4) МЦД-4 в аэропорт «Внуково».

На основе предложенных мер необходимо обосновать эффективность их внедрения. Эффективность необходимо определить по четырем критериям:

1) уровень доступности;

2) провозная способность;

3) время в пути;

4) стоимость проезда.

Анализ критериев и их изменение после внедрения предложенных мер представлен в табл. 2.

Из всего вышесказанного и проведенного анализа необходимо сделать вывод, что развитие транспортной инфраструктуры для повышения эффективности развития и функционирования туристских кластеров на территории Новой Москвы является необходимой мерой для эффективного освоения присоединенной территории. При создании и развитии делового, медицинского и образовательного кластеров использование системы государ-

8Калининско-Солнцевскую линию метро продлят до Внуково // Официальный сайт Комплекс градостроительной политики и строительства города Москва. URL: stroi.mos.ru (Дата обращения: 18.06.2019).

Голондарев К.С.

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы

ственно-частного партнерства является преимуществом для успешного развития транспортной инфраструктуры. Создание устойчивой транспортной связи между г. Москва, туристскими кластерами и транспортно-пересадочными узлами является основой для повышения эффективности функционирования туристских кластеров, повышения туристских потоков, а также улучшения имиджа Новой Москвы как туристской дестинации.

Помимо этого, Московская агломерация как столичная территория с высоким уровнем финансирования и развитым туристским имиджем способствует привлечению потоков туристов, которые приезжают в столицу Российской Федерации с различными

целями. Высокий инновационный потенциал региона является одним из ключевых показателей, который влияет на развитие и становление медицинского и образовательного кластеров в Новой Москве и определяет темпы развития данных видов туризма. В свою очередь, развитый деловой имидж и статус финансового центра определяет высокий уровень развития делового туризма в г. Москва. Преимущества, которыми обладает туристский мультикластер в Новой Москве, являются бустером для освоения данной территории и развитии транспортной инфраструктуры и повышения эффективности развития и функционирования туристских кластеров в Новой Москве.

Список источников:

1. Джанджугазова Е.А. Кластерное развитие: задачи и промежуточные итоги // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. №4. С. 1-14.

2. Голондарев К.С. Развитие туристского медицинского кластера Новой Москвы как основной элемент роста инновационного потенциала региона // Сервис в России и за рубежом. 2018. №4 (82). С. 40-50.

3. Джанджугазова Е.А., Черникова Л.И., Фаизова Г.Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий. М.: Русайнс, 2016. 152 с.

4. Бушуева М.А. Синергия в кластере // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. №4(13). URL https://naukovedenie.ru/PDF/122evn412.pdf.

5. Козлов И.Г., Кутепова Г.Н. Повышение качества транспортного обеспечения как метод повышения конкурентоспособности туристского продукта // ТДР. 2013. №6-2. 93 с.

6. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. №2. С. 4-17.

7. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издат. Дом «Вильямс», 2005. 608 с.

8. Fundeanu D.D. Innovative Regional Cluster, Model of Tourism Development // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 23. Pp. 744-749. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00501-8.

9. Корчагина Н.А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2010. №1. 134 с.

10.0merzel D.G. Innovativeness in tourism: Model development. // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 23. Pp. 750-756. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00550.

11.Lohmann G., Duval D.T. Destination morphology: A new framework to understand tourismtransport issues? // Journal of Destination Marketing & Management. 2014. Vol. 3. Pp. 133-136. DOI: 10.1016/j.jdmm.2014.07.002.

12.Караулова Н.М. Мультипликативное воздействие въездного туризма на экономику принимающей страны // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. №4. C. 76-81.

13.Ковалева Е.Н. Методика определения показателей транспортного обеспечения локальных экономических систем // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2010. №4 (8). C. 109-116.

14.Chuanzhong T., Weaver D., Lawton L. Can stopovers be induced to revisit transit hubs as stayo-vers? A new perspective on the relationship between air transportation and tourism // Journal of Air Transportation Management. 2017. Vol. 62. Pp. 54-64. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2017.02.008.

15.Мороз Д.Г., Титова С.С., Коротаев А.С. Особенности планирования и организации транс-портно-пересадочных узлов // Наука, техника и образование. 2017. №2 (32). C. 39-42.

16.Голондарев К.С. Развитие инфраструктуры кластера делового туризма в Новой Москве // Экономика и управление: теория и практика: Сб. ст. (Чебоксары, 31.07.2018). Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 41-45.

17.Намиот Д.Е., Покусаев О.Н., Чекмарев А.Е. Оценка пассажиропотока для новых линий железной дороги в Московском регионе // International Journal of Open Information Technologies. 2018. №10. C. 22-28.

18.Зубец А.Ж. Сравнительный анализ проектов развития легкорельсового транспорта Московского региона и «Большого Парижа» // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2016. №4 (19). C. 68-71.

19.Соколов М.Ю. К вопросу о применении государственно-частного партнерства в сфере транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2015. №3(44). C. 14-17.

20.Ковальчук А.П., Евстигнеев А.М. Развитие локального рынка индустрии гостеприимства (на примере г. Москвы) // Российское предпринимательство. 2014. №16 (262). C. 145-156.

Klim S. GOLONDAREV Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia);

PhD student; e-mail: [email protected]

IMPROVING TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A KEY FACTOR OF THE TOURIST CLUSTERS DEVELOPMENT IN NEW MOSCOW

In this article author discusses the current state and interrelation of two key aspects in the New Moscow tourism development: tourist clusters and transport infrastructure. These components determine the efficiency of annexed territory development and also serve as the basis for the creation of competitive world-class tourist clusters in New Moscow. The expansion and improvement of the transport infrastructure in the annexed territory is a key factor in its development as a tourist destination. This topic is most relevant in connection with the growth of the metropolitan agglomeration, an increase in its territory by more than twice, as well as in a turbulent modern world economy. Improving the regional economy sustainability and increasing competitiveness are key parameters in improving the functioning of tourist clusters and the development of transport infrastructure. The purpose of this article is to substantiate the need to improve the transport infrastructure of New Moscow as a key component in the development and increase of competitiveness of tourist clusters. Taking advantage of the cluster approach is a key requirement in the development of tourism around the world, as well as to attract tourists and increase tourist flows throughout the entire calendar year. The creation of tourist clusters, the development of several types of tourism, as well as the use of a synergy effect based on the efficient functioning of the transport system, indicate a stable development of this sector of the country's economy, as well as a competent integrated approach to using the potential of the metropolitan

Keywords:

cluster development, tourist cluster, clusters in tourism, tourism in Moscow, transport, airport

Голондарев К.С.

Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы

agglomeration as a center of attraction for tourists. The result of the work on the basis of the analysis, identifying the strengths and weaknesses of the current and future state of the transport infrastructure and tourist clusters, was determination the need to implement a set of measures to improve the transport system as an aspect of tourist clusters in New Moscow. The totality of the results obtained is a necessary basis in understanding the development of tourist clusters in the metropolitan agglomeration in the Russian Federation.

References

1. Dzhandzhugazova, E. A. (2017). Klasternoe razvitie: zadachi i promezhutochnye itogi [Cluster development: tasks and intermediate results]. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: a look into the future], 4(6), 1-14. (In Russ.).

2. Golondarev, K. S. (2018). Razvitie turistskogo medicinskogo klastera Novoj Moskvy kak osnovnoj element rosta innovacionnogo potenciala regiona [Development of the tourist medical cluster of New Moscow as the main element of the growth of the region's innovative potential]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 4(82), 40-50. (In Russ.).

3. Dzhandzhugazova, E. A., Chernikova, L. I., & Faizova, G. R. (2016). Turizm i regional'noe razvitie v usloviyah novyh rossijskih realij [Tourism and regional development in the new Russian realities]. Moscow: RuScience. (In Russ.).

4. Bushueva, M. A. (2012). Sinergiya v klastere [Cluster Synergy]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Online-journal «Naukovedenie»], 4 (13). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/122evn412.pdf. (In Russ.).

5. Kozlov, I. G., & Kutepova, G. N. (2013). Povyshenie kachestva transportnogo obespecheniya kak metod povysheniya konkurentosposobnosti turistskogo produkta [Improving the quality of transport services as a method to improve the competitiveness of the tourist product]. TDR [TDR], 6-2, 93 (In Russ.).

6. Il'kevich, S. V., & Sakharchuk, E. S. (2014). Ekonomicheskie aspekty ustojchivogo razvitiya turiz-ma v regionah rossijskoj federacii [Economic aspects of sustainable development of tourism in the regions of the Russian Federation]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of universities of tourism and service], 2(6), 4-17. (In Russ.).

7. Porter, M. (2005). Konkurencija [Competition]: A monograph. Moscow: Publishing House «Williams». (In Russ.).

8. Fundeanu, D. D. (2015). Innovative Regional Cluster, Model of Tourism Development. Procedia Economics and Finance, 23, 744-749. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00501-8.

9. Korchagina, N. A. (2010). Osobennosti realizacii klasternyh iniciativ v turizme [Features of the implementation of cluster initiatives in tourism]. Vestnik AGTU. Seriya: Ekonomika. [Bulletin of ASTU. Series: Economy], 1, 134. (In Russ.).

10.Omerzel, D. G. (2015). Innovativeness in tourism: Model development. Procedia Economics and Finance, 23, 750-756. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00550.

11.Lohmann, G., & Duval, D. T. (2014). Destination morphology: A new framework to understand tourism-transport issues? Journal of Destination Marketing & Management, 3, 133-136. doi: 10.1016/j.jdmm.2014.07.002.

12.Karaulova, N. M. (2015). Mul'tiplikativnoe vozdejstvie v"ezdnogo turizma na ekonomiku prini-mayushchej strany [Multiplicative impact of inbound tourism on host economy]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of universities of tourism and service], 4, 76-81. (In Russ.)

13.Kovaleva, E. N. (2010). Metodika opredeleniya pokazatelej transportnogo obespecheniya loka-l'nyh ekonomicheskih sistem [Method of determining indicators of transport support of local economic systems]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota im. admi-

rala S.O. Makarova [Bulletin of the Admiral S.O. Makarov State University of Maritime and River Fleet], 4 (8), 109-116. (In Russ.).

14.Chuanzhong. T., Weaver, D., & Lawton, L. (2017). Can stopovers be induced to revisit transit hubs as stayovers? A new perspective on the relationship between air transportation and tourism. Journal of Air Transportation Management, 62, 54-64. doi: 10.1016/j.jairtraman.2017.02.008.

15.Moroz, D. G., Titova, S. S., & Korotaev, A. S. (2017). Osobennosti planirovaniya i organizacii transportno-peresadochnyh uzlov [Features of planning and organization of transport hubs]. Nauka, tekhnika i obrazovanie [Science, technology and education], 2 (32), 39-42. (In Russ.).

16.Golondarev, K. S. (2018). Razvitie infrastruktury klastera delovogo turizma v Novoj Moskve [Development of business tourism cluster infrastructure in New Moscow]. In coll.: Ekonomika i up-ravlenie: teoriya i praktika [Economics and Management: Theory and Practice]. Cheboksary: Sre-da, 41-45. (In Russ.).

17.Namiot, D. E., Pokusaev, O. N., & Chekmarev, A. E. (2018). Ocenka passazhiropotoka dlya novyh linij zheleznoj dorogi v Moskovskom regione [Assessment of passenger traffic for new railway lines in the Moscow region]. International Journal of Open Information Technologies, 10, 22-28. (In Russ.).

18.Zubets, A. Zh. (2016). Sravnitel'nyj analiz proektov razvitiya legkorel'sovogo transporta Mos-kovskogo regiona i «Bol'shogo Parizha» [Comparative analysis of the development projects of light rail transport of the Moscow region and the «Large Paris»/. Vestnik Moskovskogo universi-teta imeni S. Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Vitte. Series 1: Economics and Management], 4 (19), 68-71. (In Russ.).

19.Sokolov, M. Yu. (2015). K voprosu o primenenii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere transporta [On the use of public-private partnership in the field of transport]. Izvestiya Peter-burgskogo universiteta putej soobshcheniya [Proceedings of the Petersburg University of Communications], 3 (44), 14-17. (In Russ.).

20.Koval'chuk, A. P., & Evstigneev, A. M. (2014). Razvitie lokal'nogo rynka industrii gostepriimstva (na primere g. Moskvy) [Development of the local hospitality industry market (by the example of Moscow)]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian business], 16 (262), 145-156. (In Russ.).

Голондарев К.С. Совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой фактор развития туристских кластеров Новой Москвы // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 123134. 001: 10.24411/1995-042Х-2019-10411.

Golondarev, K. S. (2019). Improving transport infrastructure as a key factor of the tourist clusters development in New Moscow. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(4), 123134. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10411. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.