СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
УДК/UDC 796.012
Поступила в редакцию 20.04.2021 г.
Кандидат педагогических наук А.В. Лосев1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
VOLLEYBALL SETTING SKILLS (SECOND CONTACT) TRAININGS WITH PRACTICE TARGETS
PhD A.V. Losev1
PhD, Associate Professor V.Y. Losev1
1 Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: [email protected]
(U □
. ±i □
и
га у
г. CL
ч—
. О OJ
CL
' "О С га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - оценка эффективности использования тренажерных устройств для совершенствования техники выполнения передачи мяча сверху и снизу двумя руками волейболистов, не являющихся связующими игроками.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 квалифицированных волейболистов, не являющихся связующими игроками. На протяжении восьми недель в ЭГ-1 для совершенствования точности вторых передач применялся специальный тренажер, создающий визуальную обратную связь. В ЭГ-2 в качестве обратной связи использовались вербальные указания тренера.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что использование в тренировочном процессе волейболистов тренажерных устройств, с целью конкретизации места передачи мяча, повысило эффективность упражнений, направленных на совершенствование точности выполнения передач мяча снизу и сверху двумя руками, что выразилось в значительном повышении точности выполняемых передач. Перспектива дальнейших исследований связана с выявлением взаимосвязи точности выполнения вторых передач игроками, не являющимися связующими, в тренировочной деятельности с использованием тренажерных устройств и эффективностью нападающих ударов, выполняемых со второй передачи не от связующего, в соревновательной деятельности волейболистов.
Ключевые слова: волейбол, тренажерные устройства, тренировка.
Abstract
Objective of the study was to analyze benefits of special practice target for the overhand/ underhand setting skills training by non-setter players. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 21.3±4.7 year-old 187±9.7cm tall volleyball players (n=20) with the 5-plus-year experiences trained 3-plus times a week including 3 liberos, 6 central blockers, 7 side players and 4 diagonal players. The sample was randomly grouped into a visual feedback group (Experimental Group-1) and verbal feedback group (Experimental Group-2) tested virtually the same (with statistically insignificant differences) by the pre-experimental tests. During the eight-week experiment, the groups were trained three times a week. The Experimental Group-1 trainings were assisted by visual feedback with practice targets; and the Experimental Group-2 trainings included verbal/ instructive feedback from the coach. The group progresses in overhand/ underhand setting skills were rated on the following scale Results and conclusion. The pre- versus post-experimental underhand set test data analysis showed significant (p <0.05) benefits of the practice-target-assisted feedback training versus the verbal/ instructive feedback procedure. It should be mentioned, however, that the latter also ensured statistically significant (p <0.05) progress in game techniques. The study found the practice-target-assisted training system being beneficial for the setting skills training in volleyball as verified by the pre- versus post-experimental setting accuracy tests. Further practice-target-assisted trainings and studies are recommended giving a special priority to the setting skills training by non-setter players and attack success tests and analyses for combinations with sets from non-setters in trainings and competitions.
Keywords: volleyball, exercise machines, training session.
Введение. На сегодняшний день в волейболе достаточно широко используются различные тренажерные устройства, в частности для повышения физической подготовленности игроков, совершенствования техники ударных движений и приема мяча [2, 4, 5].
Специальные тренажерные устройства в тренировочном процессе волейболистов, в том числе, могут использоваться для создания у игроков зрительной обратной связи (ОС), которая выполняет важнейшую функцию при обучении и совершенствовании техники выполнения игровых элементов
в любом виде спорта. В общих чертах ОС можно описать как информацию, получаемую занимающимися в течение или после выполнения двигательного действия. Д. А. Владимиров доказал, что применение ОС в удобном для спортсменов варианте обеспечивает более высокий уровень освоения двигательного навыка [3].
Сенсорно-перцептивная система человека обеспечивает внутреннюю составляющую ОС и является естественным следствием двигательного действия. ОС, поступающая от источника, который является внешним для занимающе-
гося, является дополнительным каналом ОС, что позволяет расширить информацию, поступающую от внутреннего канала ОС [1, 6]. Тренеры, как правило, стараются обеспечить своих занимающихся ОС в полной мере, чтобы помочь им исправить совершаемые ошибки, закрепить правильную технику двигательного приема, а также улучшить его выполнение, как в тренировочной, так и соревновательной деятельности.
Цель исследования - оценка эффективности использования тренажерных устройств для совершенствования техники выполнения передачи мяча сверху и снизу двумя руками волейболистами, не являющимися связующими игроками.
Методика и организация исследования. В научном исследовании приняли участие 20 игроков (3 либеро, 6 центральных блокирующих, 7 доигровщиков, 4 диагональных игрока) в возрасте 21,3±4,7 лет, ростом 187±9,7 см, тренирующихся не менее трех раз в неделю, опыт занятий волейболом - более пяти лет.
Занимающиеся были случайным образом распределены на группы визуальной обратной связи (ЭГ-1) и вербальной обратной связи (ЭГ-2), таким образом, чтобы не было статистически значимой разницы между результатами предварительного тестирования между группами. В течение восьми недель обе группы тренировались три раза в неделю, содержание тренировочных занятий различалось тем, что в ЭГ-1 в определенных упражнениях использовался специальный тренажер, позволяющий создать для волейболистов визуальную обратную связь, у группы ЭГ-2 корректировка точности передач производилась с помощью вербальных указаний тренера.
Эффективность выполнения передачи мяча снизу и сверху двумя руками была определена с помощью разработанной оценочной шкалы (табл. 1).
Процедура контрольного испытания: передачи выполнялись после наброса тренером мяча в шестую зону. Движение под мяч осуществлялось из 5-й зоны в случае передачи мяча во 2-ю зону, и из 1-й зоны при передаче в 4-ю зону. Передача мяча сверху и снизу выполнялись в тренажер - цель, которые находились в соответствующих зонах на высоте 3 м, на расстоянии 0,5 м от сетки. Цель представляет собой внутренний круг с радиусом 0,5 м и внешний круг с радиусом 1 м, устанавливаемые на различной высоте.
Каждая успешная передача во внутренний круг оценивалась в 10 баллов, точная передача во внешний круг -в 5 баллов. Участниками было выполнено из 6-й зоны
Таблица 1. Шкала оценки качества передач
Баллы Оценка
81-100 Отлично
51-80 Хорошо
31-50 Удовлетворительно
0-30 Неудовлетворительно
по 10 передач сверху и снизу двумя руками во 2-ю игровую зону, аналогично по 10 в 4-ю зону. Успешная передача определялась с помощью использования тренажерного устройства. Выполнение передач мяча записывалось на видеокамеру и в дальнейшем результаты обрабатывались для обеих групп. Результаты контрольного испытания представлялись в виде суммы баллов, набранных за 10 передач для каждой зоны и способа выполнения передачи мяча в отдельности.
Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 2 представлены результаты ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после эксперимента для передач мяча снизу двумя руками во 2-ю и 4-ю зоны.
На основании результатов выполнения передач снизу двумя руками после восьми недель педагогического эксперимента можно сделать вывод о том, что использование тренажерного устройства в качестве визуальной обратной связи является более эффективным средством увеличения точности выполнения передач по сравнению с вербальной обратной связью со стороны тренера (р<0,05). При этом необходимо отметить, что вербальная обратная связь также является статистически эффективным средством коррекции двигательного действия игроков (р<0,05).
В табл. 3 представлены результаты ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после эксперимента для передач мяча сверху двумя руками во 2-ю и 4-ю зоны.
По результатам исследования точности выполнения передачи сверху двумя руками можно сделать вывод о том, что и при совершенствовании данного технического элемента использование тренажерного устройства в качестве средства визуальной обратной связи для волейболистов показывает большую эффективность по сравнению с использованием вербальной обратной связи для спортсменов (р<0,05).
Также наше исследование показало, что выполнение передач мяча сверху двумя руками игроками, не являющимися связующими, имеет большую точность по сравнению с передачами мяча снизу двумя руками (р<0,05) (табл. 4).
Таблица 2. Результаты контрольного испытания передача мяча снизу двумя руками в ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после 8 недель педагогического эксперимента (баллы)
Группа Передача во 2-ю зону Передача в 4-ю зону Достоверность различий между результатами до и после эксперимента для передач мяча
До После До После Во 2-ю зону В 4-ю зону
ЭГ-1 27,1±5,9 52,4±4,9 28,5±8,2 52±4,9 р<0,05 р<0,05
ЭГ-2 29±10,7 42,6±10,3 27±10,1 42±11,4 р<0,05 р<0,05
Достоверность различий между ЭГ-1 и эГ-2 р>0,05 р<0,05 р>0,05 р<0,05
Таблица 3. Результаты контрольного испытания передача мяча сверху двумя руками в ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после 8 недель педагогического эксперимента (баллы)
Группа Передача во 2-ю зону Передача в 4-ю зону Достоверность различий между результатами до и после эксперимента для передач мяча
До После До После Во 2-ю зону В 4-ю зону
ЭГ-1 44,5±6 65,6±5,2 50,5±6 71±7,4 р<0,05 р<0,05
ЭГ-2 41,1±5,6 58,6±5,2 47,4±9,8 64,5±5,5 р<0,05 р<0,05
Достоверность различий между ЭГ-1 и ЭГ-2 р>0,05 р<0,05 р>0,05 р<0,05
№7 • 2021 Июль | July
http://www.teoriya.ru
99
Таблица 4. Сравнительный анализ точности выполнения передач мяча сверху и снизу двумя руками в ЭГ-1 и ЭГ-2 по зонам после эксперимента
Контрольное испытание ЭГ-1 ЭГ-2
Передача сверху в 4-ю зону 71±7,4 64,5±5,5
Передача снизу в 4-ю зону 52±4,9 42±11,4
Достоверность различий между результатами p<0,05 p<0,05
Передача сверху во 2-ю зону 65,6±5,2 58,6±5,2
Передача снизу во 2-ю зону 52,4±4,9 42,6±10,3
Достоверность различий между результатами p<0,05 p<0,05
Необходимо отметить, что при выполнении передач мяча сверху двумя руками точность выполнения передач в 4-ю зону значительно выше передачи мяча во 2-ю зону, как по результатам ЭГ-1 и ЭГ-2 до и после эксперимента (р<0,05), при том, что точность передач в обе зоны способом двумя руками сверху выросла в обеих группах, точность передач в 4-ю зону осталась выше относительно передач во 2-ю зону. Однако, при передаче мяча снизу двумя руками в обеих группах такой значительной разницы между передачами в 4-ю и 2-ю зону не наблюдалось, как до, так и после эксперимента.
Данный факт можно связать с тем, что во время соревновательной деятельности волейболистов в ситуациях, когда связующий игрок не может отдать вторую передачу или связующий выполнил первое касание, у игроков есть установка выполнять передачу в 4-ю зону доигровщику. Следовательно, таким ситуациям уделяется больше внимания в тренировочном процессе, то есть этот элемент является у игроков более «отработанным».
Однако, результаты испытуемых с амплуа «либеро» показывают, что точность выполняемых спортсменами передач во 2-ю зону значительно выше, чем в 4-ю зону. Мы это связываем с тем, что игроки «либеро» преимущественно выполняют свои функции в 5-й игровой зоне и чаще в «до-игровках» выполняют передачу во 2-ю зону, что так же находит свое отражение и в тренировочной деятельности. Однако количество испытуемых с амплуа «либеро», принявших участие в исследовании, было нерепрезентативно(три человека), что не позволяет делать достоверные выводы по данным игрокам.
Вывод. Результаты исследования показывают, что использование в тренировочном процессе волейболистов тренажерных устройств, с целью конкретизации места передачи мяча, повысило эффективность упражнений, направленных на совершенствование точности выполнения передач мяча снизу и сверху двумя руками, что выразилось в значительном повышении точности выполняемых передач.
Перспектива дальнейших исследований связана с выявлением взаимосвязи точности выполнения вторых передач игроками, не являющимися связующими, в тренировочной
деятельности с использованием тренажерных устройств и эффективностью нападающих ударов, выполняемых со второй передачи не от связующего, в соревновательной деятельности волейболистов.
Литература
1. Алексеев М.А. Решение человеком задачи выбора при вероятности подкреплением двигательных реакций / М.А. Алексеев, М.С. Залкинд, В.М. Кушнарев // Биологические аспекты кибернетики: сб. - М.: Изд-во. АН СССР, 1972. - С. 89-97.
2. Ашибоков М.Д. Повышение результативности прямого нападающего удара в волейболе (с использованием машины управляющего воздействия): дис. ... канд. пед. наук / М.Д. Ашибоков. -Майкоп, 2000. - 131 с.
3. Владимиров Д.А. Изучение оперативного мышления игроков амплуа «пасующий» с помощью разработанной методики те-t котирования / Д.А. Владимиров, А.В. Ежова // Перспективы
развития студенческого спорта и Олимпизма: сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. - Воронеж: Научная книга, 2018. - С. 223-229.
4. Новик Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов / Е.Новик // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 12. - С. 42-44.
5. Эртман Ю.Н. Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств / Ю.Н. Эртман, А. А. Гераськин // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). - С. 156-160.
References
1. Alekseev M.A., Zalkind M.S., Kushnarev V.M. Reshenie chelovekom zadachi vybora pri veroyatnosti podkrepleniem dvigatelnyikh reaktsiy [Man's solution to problem of choice with likely improvement of motor reactions]. Biologicheskie aspekty kibernetiki [Biological aspects of cybernetics]. Moscow: AS SSSR publ., 1972. pp. 89-97.
2. Ashibokov M.D. Povyshenie rezultativnosti pryamogo napaday-ushchego udara v voleybole (s ispolzovaniem mashiny upravlyay-ushchego vozdeystviya) [Increasing effectiveness of direct spike in volleyball (using control machine)]. PhD diss.. Maikop, 2000. 131 p.
3. Vladimirov D.A., Ezhova A.V. Izuchenie operativnogo myshleniya igrokov amplua «pasuyushchiy» s pomoshchyu razrabotannoy meto-diki testirovaniya [Developed testing methodology to study setter's operational thinking]. Perspektivy razvitiya studencheskogo sporta i Olimpizma [Prospects for development of student sports and Olymp-ism]. Proceedings international research-practical student conference with international participation. Voronezh: Nauchnaya kniga publ., 2018. pp. 223-229.
4. Novik E. Primenenie trenazherov v konditsionnoy i tekhnicheskoy podgotovke voleybolistov [Use of simulators in conditioning and technical training of volleyball players]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2007. No. 12. pp. 42-44.
5. Ertman Y.N., Geraskin A.A. Postroenie protsessa sovershenstvovani-ya podach myacha kvalifitsirovannymi voleybolistkami s primeneniem tekhnicheskikh sredstv [Building process of improving ball serves by qualified volleyball players using technical means]. Omskiy nauchny vestnik. 2013. No. 1 (115). pp. 156-160.
6. Smith R.E. Positive reinforcement, performance feedback, and performance enhancement. In J.M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance. New York: McGraw-Hill Companies. 2006, 5th ed., pp. 41-57.
4
(U □
. ±i □
и
га у
г. CL
ч—
. О OJ
CL
' TD С га
Ii
О (U .с Н
НОВЫЕ КНИГИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОМПЕНДИУМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР: ВОЛЕЙБОЛ, БАСКЕТБОЛ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / М.Т. ЛОБЖА, Н.Г. БАРТУНОВА, Т.О. ВЕРХОВЕНКО, Т.И. ХОЛМЕНКО. -САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ПГУПС, 2020. - 44 С. - ISBN 978-5-7641-1481-1.
Рассматриваются дидактические аспекты теории и практики спортивных игр на примере волейбола и баскетбола. Приводятся технико-тактические характеристики этих игр, а также варианты конспектов уроков по обучению и совершенствованию основных навыков игры в волейбол и баскетбол. Предназначено для преподавателей и студентов вузов.