DOI 10.14526/01_1111_104 УДК 796 ББК 75.569
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
А.Б. Тинюков - старший преподаватель ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. г. Ульяновск, Россия, 432700 Н.В. Аврамова - кандидат педагогических наук, Самарский государственный технический университет ул. Молодогвардейская, 244, Главный корпус, г. Самара, Россия, 443100
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Аннотация. Перспективными направлениями повышения эффективности спортивной подготовки волейболистов являются: установление характера взаимосвязи физической подготовленности и техники нападающего удара; поиск оптимальных параметров индивидуальных тренировочных нагрузок; разработка критериев оценки их объема и интенсивности. Эффективность соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов определяется различными педагогическими условиями и факторами, среди которых важно выявить наиболее значимые, использование которых позволяет улучшить уровень физической и технической подготовленности игроков. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматриваются факторы, оказывающие значительное воздействие на результативность технико-тактических действий, определяющих рост спортивного мастерства квалифицированных волейболистов. Результаты. Разработанная на основе данных факторов методика совершенствования технико-тактической подготовленности игроков показала перспективность данного подхода. Такие факторы, как сформированность навыков пространственно-временной ориентировки при взаимодействии с партнерами и противниками, экстраполяция двигательных действий и прогнозирование характера моторных актов противника в значительной мере отражают уровень спортивного мастерства волейболистов. Это обусловливает необходимость выбора наиболее эффективных двигательных заданий, выполнение которых способствует формированию данных навыков, сосредоточению внимания на выявлении слабых сторон физической и технической подготовленности игроков, что позволяет вносить соответствующие изменения в содержание тренировочных занятий. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали перспективность данного направления совершенствования физической и технической подготовленности квалифицированных волейболистов; значимость выбора системы двигательных заданий, способствующих достижению поставленной цели, реализация которых свидетельствует о разносторонней подготовленности игроков. Степень сформированности данных навыков способствует увеличению разнообразия способов выполнения поставленной двигательной задачи, что существенно обогащает арсенал их двигательных навыков - важного условия повышения спортивного мастерства.
Ключевые слова: волейбол,физическая, техническая подготовленность, факторы, педагогический эксперимент.
FACTORS, WHICH CONDITION THE EFFECTIVENESS OF QUALIFIED FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS' PHYSICAL ACTIONS
Aleksei B. Tinyukov
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov Area 100 th anniversary of Lenin's birth, 4. Ulyanovsk, Russia, 432700
Nadegda V. Avramova Samara State Technical University 244, Str. Molodogvardiis'ka, Main Building, Samara, 443100, Russia
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Annotation. The perspective directions of sports training effectiveness increase among volleyball players are the following: the character setting of physical readiness and the technique of the attacking blow fulfillment interconnection; the optimal parameters of the individual training loads search; estimation criteria of their volume and intensity creation. Competitive activity effectiveness of qualified volleyball players is determined by different pedagogical conditions and factors, among which it is important to reveal the most important ones, the use of which helps to improve physical and technical readiness level of the players. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing,statistical data manipulation. Materials. The article is about the factors, which influence greatly the effectiveness of technical-tactical actions, determining the improvement of qualified volleyball players' sportsmanship. Results. Created on the basis of these factors methodology of technical-tactical readiness improvement among players showed the prospectivity of this approach. Such kind of factors as the skills formation of spatio-temporal orientation in case of interaction with the partners and opponents, physical actions extrapolation and the character of the opponent's motor acts prediction reflect greatly the level of volleyball players' sportsmanship. It conditions the necessity to choose the most effective motional tasks, the fulfillment of which provides these skills formation, attention concentration on the weak points of the players' physical and technical readiness revelation and it helps to change the content of the training lessons. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the prospectivity of is physical and technical readiness development direction among qualified volleyball players; the importance of motional tasks choice system, which provide the set aim achievement, the realization of which proves many-sided readiness of the players. The degree of these skills formation provides the diversity increase of the ways to fulfill the set motional task and it considerably enriches their motional skills, which is an important condition for sportsmanship improvement.
Keywords: volleyball, physical, technical readiness, factors, pedagogical experiment.
Актуальность. Современный
волейбол представляет собой
высокодинамичную игру, зрелищность которой обусловлена непредсказуемостью действий спортсменов, постоянным возникновением сложных игровых ситуаций, требующих быстрого и точного выбора эффективных вариантов решения сложной двигательной задачи,
находчивости, хорошей ориентировки в пространстве. Непрерывное изменение
формы и содержания игровых приемов в различных зонах площадки детерминирует необходимость своевременного
реагирования на действия партнеров и соперников, придающих мячу разное направление, траекторию и скорость перемещения [1-3, 5-8]. Это ставит волейболиста перед необходимостью постоянного прогнозирования параметров полета мяча, определяющих способность спортсмена к смене мышечного
напряжения, объективной оценке двигательных возможностей каждого партнера и противника. На результативность действий волейболистов оказывают воздействие различные факторы, выявление и учет которых позволит им выйти на новый уровень функционирования организма в условиях напряженной тренировочной и
соревновательной деятельности.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости рационального использования факторов, способствующих реализации
интеллектуального и игрового потенциала спортсменок.
Задачи:
1. Выявить ведущие факторы, определяющие эффективность действий волейболисток в ходе соревновательной деятельности.
2. Разработать методику совершенствования технико-тактической подготовки игроков с учетом основных факторов, влияющих на характер их действий.
Материалы. Закономерное
развитие и совершенствование
современного волейбола обусловило внесение существенных изменений в правила соревнований: усиление подачи; возможность отбивания мяча любой частью тела; повышение количества атак из глубины площадки и др. Это привело к значительному повышению требований к физической и технико-тактической подготовленности игроков, обусловило необходимость выявления
дополнительных резервов, латентных возможностей организма, поиск способов активизации интеллектуального и волевого потенциала.
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных
волейболисток показал, что эффективность их двигательных действий определяют следующие факторы:
- сформированность навыков пространственно-временной ориентировки при взаимодействии с мячом, партнерами по команде и противником;
- готовность к прогнозированию моторных актов соперника;
- способность к экстраполяции двигательных действий [4, 9-11].
Наиболее сложными
двигательными задачами в волейболе являются эффективное управление нервно-мышечным напряжением; своевременное распределение и перераспределение мышечных усилий, детерминирующих результативность выполнения
технического приема; адекватное сенсорное реагирование на игровую ситуацию. Успешное решение данных задач требует навыков ориентирования в пространственно-временных и
пространственно-силовых параметрах моторных актов, составляющих основное содержание игровой деятельности волейболистов.
При сравнительно небольшом количестве сложных технических приемов в волейболе их непрерывная изменчивость, вызванная сменой скорости, траектории направления и полета мяча, а также перемещений спортсмена, обусловливает возникновение новых игровых ситуаций, которые требуют проявления
определенного уровня развития внимания, быстроты реакции на изменения пространственно-силовых и
пространственно- временных параметров двигательных действий, развитой мышечной силы, выносливости, а также других качественных сторон моторной деятельности. Оптимальный для данного этапа спортивной подготовки уровень сформированности скоростно-силовых качеств, устойчивости тела, специальной ловкости, точности двигательных действий и других двигательных координаций обусловливает способность своевременно реагироватьна действия партнеров и соперников; с большой степенью точности выявить направление, траекторию и скорость полета мяча, что указывает на
большую значимость пространственно-временной ориентировки.
Невозможность выполнения
моторных актов с заданными пространственно-временными параметрами обусловлена постоянным изменением условий игровой деятельности и свидетельствует о необходимости формирования навыков экстраполяции движений. Это способствует повышению показателей технико-тактической
подготовленности игроков, росту их спортивного мастерства.
Успешная экстраполяция моторных актов связана с проявлением скоростных качеств при выполнении нападающих и защитных приемов. Среди различных проявлений быстроты движений особое место в волейболе занимает скорость двигательной реакции. Эффективность выполнения технического приема определяется степенью согласованности деятельности зрительного, слухового, двигательного и других анализаторов. В процессе игровой деятельности разнообразные внешние и внутренние раздражители необходимо рассматривать в качестве единого, комплексного раздражителя. В связи с этим особую значимость приобретает способность к прогнозированию параметров
перемещения мяча в зависимости от особенностей игровой ситуации, а также корректировки способов и скорости передвижения спортсменов к мячу.
Соревновательная деятельность обусловливает стрессовое воздействие на организм, величина которого
детерминирована:
- способностью к управлению психоэмоциональным состоянием;
- установкой на решение конкретной задачи;
- уровнем физической и технико-тактической подготовленности игроков;
- показателями сформированности мотивационной сферы;
- способностью к реализации волевого потенциала;
- уровнем развития восприятия, внимания, тактического и стратегического мышления;
- приобретением личностного опыта соревновательной деятельности.
Результативность соревновательной деятельности волейболистов определяется:
- готовностью к выполнению двигательных действий при их максимальной согласованности, в высоком темпе;
- применением неожиданных вариантов проведения широко распространенных технических приемов, требующих высоких показателей прыгучести, ловкости, силы и точности ударных действий по мячу;
- способностью к выработке коллективного ритма игровых действий;
- эффективностью защитных действий, выбор которых обусловлен точным прогнозированием характера действий противника, уровнем сформированности навыков пространственно-временной ориентировки и экстраполяции движений.
Результаты. Для проверки целесообразности использования данных факторов был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 волейболисток 17-20 лет II и I разрядов. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 14 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической подготовленности по показателям: бега 100 м (с) и 2000 м (мин); прыжка в длину и высоту с места (см); подтягивания в висе на перекладине (кол-во раз); метания набивного мяча (1 кг) в прыжке правой и левой рукой (м); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз).
Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности
волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05). Уровень технической подготовленности
определялся по следующим показателям:
- выполнению обманного приема в верхней точке вылета для пробивания блока;
- приему и передаче мяча в падении;
- отбиванию мяча плечом в прыжке.
При оценке техники данных
контрольных упражнений учитывались: скорость, слитность и точность выполнения игровых приемов;
оптимальная амплитуда, направление, согласованность движений с партнером.
Критерии оценки:
5 баллов - максимальная высота вылета в прыжке вверх, сильный замах и точное проведение финта; прием и передача мяча в падении у самого пола; точное отбивание мяча партнеру плечом, сохраняя темп игры;
4 балла - высокий вылет у сетки и после предварительного замаха, неожиданное проведение ложного приема; падение в положении лежа на груди, прием и передача мяча в зону защиты; прыжок вверх с последующим точным отбивом мяча плечом партнеру;
3 балла - проведение обманного движения у самой сетки без подготовительных действий; жесткое приземление на площадку для приема и передачи мяча в падении; минимальная амплитуда при отбивании мяча плечом;
2 балла - недостаточный вылет вверх для выполнения финта; несоответствие амплитуды в падении для приема и передачи мяча;
несогласованность движений с
параметрами перемещения мяча;
1 балл - попытка проведения обманного движения без предварительной подготовки; направление и скорость движений в падении не соответствуют движениям мяча.
Сопоставительный анализ уровня технической подготовки движений не выявил существенных различий в показателях спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05).
Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной
подготовки квалифицированных
волейболистов, рекомендованной
федерацией спортивных игр РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика на основе формирования навыков пространственно-временной
ориентировки, экстраполяции
двигательных действий, прогнозирования пространственно-временных параметров моторных актов.
С целью совершенствования навыков пространственно-временной ориентировки выполнялись следующие двигательные задания:
- прием мяча снизу двумя руками с выполнением трех шагов по специальной разметке, определяющей их длину;
- то же с учетом звуковых сигналов, задающих скорость двигательных действий;
- то же с изменением двигательного ритма, предложенного тренером;
- отбивание мяча разными частями тела с последующей передачей двумя руками сверху партнеру;
- то же с увеличением скорости и амплитуды движений;
- то же с усилением акцента на передаче мяча;
- проведение ложного броска после второй передачи мяча.
Для формирования навыков экстраполяции двигательных действий применялись следующие упражнения:
- передача мяча двумя руками сверху и после приема двумя руками снизу передача мяча для пробивания блока;
- то же с постепенным увеличением скорости движений;
- то же с изменением двигательного ритма и усилением последнего моторного акта;
- прием мяча двумя руками снизу, перекат в сторону, прием мяча двумя руками сверху в приседе и передача мяча для пробивания блока;
- то же с изменением направления и скорости движений;
- то же с увеличением траектории полета мяча;
- прием мяча двумя руками снизу, кувырок вперед в группировке; передача мяча двумя руками снизу;
- то же с изменением направления и скорости движений.
Способность к прогнозированию двигательных действий противника развивалась в процессе выполнения системы специальных двигательных заданий:
- по подготовительным действиям противника определить направление траектории и скорость полета мяча, принять удобное исходное положение для его приема с последующей передачей партнеру;
- по характеру движений руки в верхней точке вылета противника для пробивания блока определить направление и силу удара по мячу с последующим выбором моторного акта, обеспечивающего прием мяча;
- по особенностям параметров отбивания мяча частью тела определить направление и траекторию направления мяча, а также адекватность предпринятого ответного действия.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической и технической подготовленности волейболисток с использованием тех же критериев оценки.
Анализ результатов исследования физической подготовленности показал, что улучшение произошло в обеих группах, КГ и ЭГ, однако характер их изменений оказался разным. В КГ при исходных данных в челночном беге 6х5 м 10,09±0,21 с к завершению педагогического эксперимента показатели возросли и составили 9,81±0,18 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 10,03±0,11 с данные возросли и составили 9,17± 0,09 с (р>0,05); в прыжке в высоту с места в КГ при исходных данных 37,91±0,42 см к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 38,57±0,42 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 38,04±0,36 см к
завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились и составили 42,16±0,34 см (р<0,05). Подобная тенденция более существенного повышения показателей физической подготовленности волейболисток ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Сравнительный анализ данных, характеризующих техническую
подготовленность, также показал улучшение показателей в обеих группах при их разном значении. При выполнении обманного приема в верхней точке вылета для пробивания блока в КГ при исходных данных 3,04±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,17±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,98±0,09 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,71±0,16 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных приема и передачи мяча в падении 2,93±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,11±0,20 балла (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,01±0,15 балла к завершению педагогического
эксперимента показатели возросли до 3,66±0,21 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных отбивания мяча плечом в прыжке 3,03±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,19±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,06±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,72±0,14 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что учет факторов, влияющих на эффективность соревновательной
деятельности квалифицированных
волейболисток: формирования навыков пространственно-временной ориентировки при взаимодействии с мячом, партнерами по команде и с противниками; готовности к
экстраполяции двигательных действий в
процессе тренировочной и
соревновательной деятельности, а также способности к прогнозированию двигательных действий соперника, способствует повышению уровня физической и технической
подготовленности спортсменов.
Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования методики совершенствования технико-тактической подготовленности
квалифицированных волейболисток,
разработанной на основе учета данных факторов.
Литература
5. Аврамова, Н. В. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 34-36. (0,18/0,09 п.л.)
6. Аврамова, Н. В. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 2(23). - С. 10-16. (0,43/0,21 п.л.) Режим доступа http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf.
7. Бурцев, А. В. Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов / А. В. Бурцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1. - С. 34-38. - Режим доступа: http://www/kamgifk.chelny. net/journal.
8. Гончарова, А. В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А. В. Гончарова // Теория практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 45-48.
5. Колесник, И. С. Формирование пространственно-временной ориентировки волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий : учебное пособие / И. С. Колесник, А. В. Бурцев. - Ульяновск, 2012. - 157 с.
6. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1 (18). - С. 143-149.
7. Назаренко, Л. Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов / Л. Д. Назаренко, О. В. Демиденко. - Ульяновск, 2004. - 64с.
8. Спирин, М. П. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития / М. П. Спирин, Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков, Л. В. Жилин, О. В. Черных // Теория практика физической культуры.- 2007. - № 9. - С. 34-37.
9. Пустошило, П. В.
Психофизиологические аспекты подготовки студентов-волейболистов в процессе годичного тренировочного цикла / П. В. Пустошило // Теория практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 18.
10. Carroll, F. J. The influence of resistance Training on manual coordination / F. J. Carroll, B. Barry, S. Rick, R. G. Carson // Soc Neurosci. Abster., Vol. 26. Part 1,2000. - P. 464.
11. Gerard Moras Feliu. Guia de voleibol de la A.E.A.B. Guir oficial de ia Aso-ciacion de Entrenadores Americanos de voleibol / M. F. Gerard. Barcelona, 1992. -468 p.
References
1. Avramova N. V., Nazarenko L.D.
Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2012, No. 2, pp. 34-36.
2. Avramova N. V., Nazarenko L.D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 2(23), pp. 10-16. Access mode: http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf.
3. Burtsev A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1, pp. 34-38. -Access mode: http://www/kamgifk.chelny. net/journal.
4. Goncharova A. V. Teoriya praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No. 12, pp. 45-48.
5. Kolesnik I. S., Burtsev A.V. Formirovanie prostranstvenno-vremennoi orientirovki voleibolistov na osnove ekstrapolyatsii dvigatel'nykh deistvii [Spatio-temporal orientation formation of volleyball players on the basis of physical actions extrapolation], Ulyanovsk, 2012, 157 p.
6. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No.1 (18), pp. 143149.
7. Nazarenko L. D., Demidenko O.V. Razvitie tochnosti v podgotovke voleibolistov massovykh razryadov [Accuracy development in training volleyball players of mass categories], Ulyanovsk, 2004, 64 p.
8. Spirin M. P., Shipulin G.Y., Serdyukov O.E., Zhilin L.V., Chernykh O.V. Teoriya praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No. 9, pp. 34-37.
9. Pustoshilo P. V. Teoriya praktika fizicheskoi kul'tury, 2010, No. 10, 18 p.
10. Carroll, F. J. The influence of resistance training on manual coordination / F. J. Carroll, B. Barry, S. Rick, R. G. Carson // Soc Neurosci. Abster., Vol. 26. Part 1,2000. - P. 464.
11. Gerard Moras Feliu. Guia de voleibol de la A.E.A.B. Guir oficial de ia Aso-ciacion de Entrenadores Americanos de voleibol / M. F. Gerard. Barcelona, 1992. - 468 p.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
Тинюков Алексей Борисович - ст. преподаватель кафедры спортивных игр ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: ld_nazarenko@mail. ru
Аврамова Надежда Валентиновна - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры Гуманитарных наук «Самарский государственный технический университет»ул. Молодогвардейская, 244, Главный корпус, г. Самара, Россия, 443100 E-mail: ld_nazarenko@mail.ru