Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология возведения зданий / монолитное строительство / строительные краны / автобетононасосы / специализированный автомобильный транспорт / уровень механизации. / building erection technology / monolithic construction / construction cranes / concrete pumps / specialized road transport / the level of mechanization.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аштаев А. С., Борисов Д. В.

Современная отрасль строительства разнообразна и не представляется без использования механи-зации при возведении жилых и промышленных зданий и сооружений. Представленная статья посвящена актуальной теме, связанной с улучшением гидрофизических свойств строительных материалов. Авторами данной статьи проводится исследование об актуально-сти монолитного домостроения в сочетании с кладочной технологией наружных стен, что является оптимальной технологией для городского строительства в Санкт-Петербурге и уступает сборному домостроению главным образом в трудоемкости работ, что может решаться разработкой и внедре-нием новых автоматизированных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Аштаев А. С., Борисов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF HOUSING CONSTRUCTION TECHNOLOGY

The modern construction industry is diverse and cannot be imagined without the use of mechanization in the construction of residential and industrial buildings and structures. The presented article is devoted to a topical topic related to improving the hydrophysical properties of building materials. The authors of this article conduct a study on the relevance of monolithic housing con-struction in combination with the masonry technology of external walls, which is the optimal technology for urban construction in St. Petersburg and is inferior to prefabricated housing mainly in terms of labor intensity, which can be solved by the development and implementation of new automated technologies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

4

ARCHITECTURE / «ШУШШШУМ-ШУТМаУ» #36(123), 2©21

ARCHITECTURE

УДК 624.016 УДК693.955

Аштаев А.С., Борисов Д.В.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

DOI: 10.24412/2520-6990-2021-36123-4-5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Ashtaev A.S. Borisov D. V.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

IMPROVEMENT OF HOUSING CONSTRUCTION TECHNOLOGY

Аннотация:

Современная отрасль строительства разнообразна и не представляется без использования механизации при возведении жилых и промышленных зданий и сооружений.

Представленная статья посвящена актуальной теме, связанной с улучшением гидрофизических свойств строительных материалов. Авторами данной статьи проводится исследование об актуальности монолитного домостроения в сочетании с кладочной технологией наружных стен, что является оптимальной технологией для городского строительства в Санкт-Петербурге и уступает сборному домостроению главным образом в трудоемкости работ, что может решаться разработкой и внедрением новых автоматизированных технологий.

Abstract:

The modern construction industry is diverse and cannot be imagined without the use of mechanization in the construction of residential and industrial buildings and structures.

The presented article is devoted to a topical topic related to improving the hydrophysical properties of building materials. The authors of this article conduct a study on the relevance of monolithic housing construction in combination with the masonry technology of external walls, which is the optimal technologyfor urban construction in St. Petersburg and is inferior to prefabricated housing mainly in terms of labor intensity, which can be solved by the development and implementation of new automated technologies.

Ключевые слова: технология возведения зданий, монолитное строительство, строительные краны, автобетононасосы, специализированный автомобильный транспорт, уровень механизации.

Key words: building erection technology, monolithic construction, construction cranes, concrete pumps, specialized road transport, the level of mechanization.

На развитие технологии возведения зданий в жилищном строительстве, главным образом оказал рост механизации строительных работ, в первую очередь за счет внедрения строительных башенных кранов, значительно снижающих внутрипостроеч-ные транспортные затраты.

Внедрение сборных технологий с использованием строительных кранов произошло по примеру зарубежного опыта. В Англии строительный кран на паровом ходу был изготовлен в 1930 году, а спустя 17 лет, в 1847 году был установлен англичанами на строительный кран гидравлический двигатель, в Германии краны оснащались электрическими двигателями. Прототип строительного крана в современном представлении с грузовой тележкой и балочной стрелой был создан в 1928 году.

К выпуску первых строительных кранов в России приступили еще в конце 19 столетия. Массовый выпуск заводами СССР строительных башенных кранов был начат в 1936 году. На стройках работало около 200 подъемных кранов.В 50-х годах выпускается линейка кранов марки БКСМ. Кран БКСМ-14 имел грузоподъемность 5 т, применялся на строительстве 14 этажных зданий. Более поздняя модель БКСМ-5А имела грузоподъемность 8 т[1].

В 1964 году начинается выпуск крана КБ-100, обладающего грузоподъёмностью 5 тонни предназначенного для пятиэтажного строительства.В 1967 году на Николаевском заводе кранового оборудования выпущен башенный кран КБ-306, позднее завод выпустил кран КБ-308, для монтажа 12-ти этажных панельных домов.Грузовой момент крана КБ-308 составляет 100 тм, максимальная грузоподъемность крана 8 т при вылете 17,87 м, при максимальном вылете 25 м грузоподъемность крана 4 т.

Рост в городах промышленности, сопровождавшийся притоком рабочей силы, требовал от архитекторов повышения этажности жилой застройки, с целью концентрации населения в жилых зонах, располагавшихся в окрестности промышленных предприятий.

С появлением на строительном рынке импортной крупно-щитовой опалубки с палубой из водостойкой фанеры, закрепленной на металлическом каркасе, в 1990-е годы набирает темпы монолитное домостроение [2].

При монолитной технологии возведения зданий требуется так же, как и при полносборной технологии, применение монтажного крана.

«ШУУШШШУМ-ЛШГМаИ» #3№3)), 2©21 / ARCHITECTURE

5

Строительный кран при возведении монолитных зданий, применяется в процессе установки щитов опалубки, подачи в рабочую зону строительной арматуры ибетонной смеси в бадьях при бетонировании.

Значительное развитиетехнологии монолитного домостроения обусловленовнедрением в практику строительного производства индустриальных комплектов опалубки, автобетононасосов, а также специализированного автомобильного транспорта [3].

Появление на строительном рынке кранов большой грузоподъемности, применяемых для подачи в котлован буровых установок и других строительных машин, открыло возможности устройства глубоких котлованов и, как следствие, ускорило освоение подземного пространства при строительстве жилых объектов повышенной этажности [4]. Например, автомобильный кран GROVE GMK 4100L - 100 тонн имеет высоту подъема стрелы 60 м и применяется для опускания строительной техники в котлован, монтажа строительных кранов и тяжелого технологического оборудования.

Башенный кран LiebherrHigh Top 280 EC-H 12 Litronic, устанавливаемый на анкеры, при максимальном вылете 75 м имеетгрузоподъемность2,5 т, а на вылете 21 м - 12 т [5]. Такой кран позволяет осуществлять строительство 17 этажного здания, что по современным технологическим возможностям является средней высотой строительства.

Применение современного грейферного оборудования и буровых установок решает проблему технологии строительства фундаментов в слабых насыщенных водой грунтах Санкт-Петербурга и тем самым открывает возможность возведения жилых зданий высотой 23 и более этажей [6].

Бетонирование предлагается вести с применением термовиброобработки бетонной смеси. «Суть термовиброобработки бетонных смесей (ТВОБС) заключается в том, что перед укладкой в опалубку, в данном случае в стык, бетонную смесь обрабатывают в специальной установке комплексом воздействий, включающим разогрев электрическим током, виброактивацию, воздействие пара и избыточного давления. Активированная таким образом смесь позволяет обеспечить ускоренный набор прочности бетона: 40-45% через 8 часов и 70-100% через сутки при скорости остывания 1-2оС/ч (рис. 2). При этом удельный расход электроэнергии составляет ~ 50 КВтч/м3, исключаются безвозвратная потеря греющих проводов и трудозатрат на их установку» [7, 8].

Абсолютным лидером по критерию прочности, сейсмостойкости, долговечности и этажности является монолитное домостроение, которое имеет еще и низкую капиталоемкость.

Монолитная технология в сочетании с кладочной технологией наружных стен и новыми монолитными технологиями освоения подземного пространства является наиболее рациональной при

строительстве зданий в средесуществующей городской застройки, как в историческом центре, так и в жилых районах второй половины 19 века.

Подводя итог проведенному исследованию развития технологий жилищного строительства, можно сделать вывод о том, что монолитное домостроение в сочетании с кладочной технологией наружных стен оптимальная технология для городского строительства в Санкт-Петербурге и уступает сборному домостроению главным образом в трудоемкости работ, что может решаться разработкой и внедрением новых автоматизированных технологий.

Литература:

1. Selection of criteria for comparative evaluation of house building //Antonina Yudina, Yurii Ti-linin//«Architecture and Engineering» (ISSN: 25000055) Том 4, № 1 (2019) - Pages 47-52

2. Юдина А. Ф., Тилинин Ю. И., Евтюков С. А. Развитие технологий жилищного строительства в Санкт-Петербурге // Вестник гражданских инженеров. - 2019 - № 1 (72). - С. 110-119 СПб.: СПБГАСУ, 2019

3. Тилинин Ю.И. Технологии строительства жилых многоквартирных домов в Санкт-Петербурге // Тилинин Ю.И., Тилинин В. Ю. // Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции: Современные направления развития технологии, организации и экономики строительства. ВИ (ИТ) ВА МТО, - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2020. - С.54 -56

4. Тилинин Ю. И., Животов Д. A. Совершенствование рассредоточенного монолитного строительства на прибрежной территории и акватории портовых городов// Строительные материалы. 2021. № 7 С.10-17 DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2021-793-7

5. Гайдо А.Н. Технологии устройства ограждений котлованов в условиях городской застройки и акваторий / А.Н. Гайдо, В.В. Верстов, Я.В. Иванов. - СПб.: СПбГАСУ, 2014. - 368 с

6. Гайдо, А.Н. Пути совершенствования технологических решений устройства свайных фундаментов жилых зданий в условий городской застройки/ А.Н. Гайдо // Жилищное строительство. -2015. - № 9. С. 12-15.

7. Лихачев В. Д. Трудоемкость как критерий оценки эффективности технических и технологических решений// Материалы 72-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. 5-7 октября 2016 г.: [в 3 ч.]. Ч. I. Архитектура и строительство; СПбГАСУ. - СПб., 2016. - С. 108-111.

8. Колчеданцев Л.М., Васин А.П., Осипен-кова И.Г., Ступакова О.Г. Технологические основы монолитного бетона. Зимнее бетонирование: Монография/Под ред. Л.М. Колчеданцева. - СПб.: Издательство «Лань», 2016. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.