Научная статья на тему 'Совершенствование технологии государственной регистрации прав с использованием возможностей Многофункционального центра'

Совершенствование технологии государственной регистрации прав с использованием возможностей Многофункционального центра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЗАЩИТА СОБСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луговская Лариса Николаевна

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности работы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основе взаимодействия Управления «Росреестра» по Новосибирской области и Многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Луговская Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологии государственной регистрации прав с использованием возможностей Многофункционального центра»

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

УДК 528.44

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА

Лариса Николаевна Луговская

Управление «Росреестра» по Новосибирской области, 630073, Россия, г. Новосибирск, ул. Блюхера, 55, начальник Ленинского отдела Управления Росреестра по НСО, тел. (913)773-58-85, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности работы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основе взаимодействия Управления «Росреестра» по Новосибирской области и Многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: недвижимое имущество, государственная регистрация, защита собственности, государственный кадастр недвижимости.

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGY OF THE STATE REGISTRATION OF THE RIGHTS WITH USE OF POSSIBILITIES OF THE MULTIPURPOSE CENTER

Larisa N. Lugovskaya

«Rosreestr's» management across the Novosibirsk region, 630073, Russia, Novosibirsk, Blucher St. 55, the chief of Lenin department of Management Rosreestra on NSO, tel. (913) 773-58-85, e-mail: [email protected]

In article questions of increase of overall performance on the state registration of the rights to real estate and transactions with it on the basis of interaction of Management of «Rosreestr» across the Novosibirsk region and the Multipurpose center for rendering of the state and municipal services are considered.

Key words: real estate, state registration, protection of a property, state inventory of real estate.

Постановка объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав [1, 3] являются гарантированной защитой собственности со стороны государства. Для повышения эффективности работы по оказанию государственных и муниципальных услуг [2, 4] в рамках административной реформы в Новосибирской области в 2008 г. начались работы по созданию Многофункционального центра по оказанию государ-

62

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

ственных и муниципальных услуг населению на территории города Новосибирска. Определились и основные требования к МФЦ: общая площадь создаваемого центра должна быть не менее 2 000 кв. метров, для работы с населением -не менее 50 окон для сдачи и получения документов, количество запланированных государственных и муниципальных услуг не менее 60, включая государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в целях повышения качества и доступности государственных услуг, повышения эффективности деятельности регистрирующего органа, оптимизации взаимодействия с гражданским обществом организовано взаимодействие между сотрудниками Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление) и сотрудниками созданного Государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ).

В качестве основной деятельности Управления на базе МФЦ предполагалось осуществлять прием документов на государственную регистрацию прав и выдачу документов после проведенной регистрации. Предоставление данных услуг на базе МФЦ в значительной мере должно было способствовать сокращению сроков ожидания заявителей в очереди. Для приема документов планировалось использовать не менее 4 окон, для выдачи документов - не менее 2 окон.

Для реализации услуг рабочие места сотрудников были оборудованы телефонной и электронной связью, в том числе каналами связи с основным офисом Управления. Была налажена ежедневная курьерская связь между МФЦ и основным офисом Ленинского отдела Управления.

На момент открытия в МФЦ были организованы три кабинета приема документов на два рабочих места в каждом, два рабочих места для выдачи готовых документов и два рабочих места для консультирования и информирования граждан. Для организации рабочих мест сотрудников Управления была выделена компьютерная и иная оргтехника, а также размещена необходимая информация об оказываемых услугах и режимах работы, включая телефоны, сайт и электронный адрес.

В состав информации по перечню услуг вошло следующее:

- наименование услуги;

- перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав;

- комплектность (достаточность) представленных документов;

- размеры государственной пошлины (платы за выдачу информации о зарегистрированных правах);

- источники получения документов, необходимых для государственной регистрации прав (орган, организация и их местонахождение);

63

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

- время приема и выдачи документов по государственной регистрации прав;

- сроки государственной регистрации прав;

- порядок обжалования действий (бездействий) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции.

В период с сентября по декабрь 2009 г. на базе Ленинского отдела Управления прошли стажировку и обучение тринадцать работников МФЦ, которых предполагалось задействовать в процессе осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прием документов для проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Ленинского и Кировского районов Новосибирска на базе МФЦ, начал осуществляться с середины декабря 2009 г., при этом на первоначальном этапе для отработки взаимодействия по приему документов сотрудниками МФЦ Ленинского отдела Управления была организована предварительная запись на сдачу документов в основном офисе.

Обучение работников МФЦ, отработка взаимодействия МФЦ и сотрудников Ленинского отдела Управления позволили с конца декабря 2009 г. осуществлять прием документов на государственную регистрацию прав с использованием терминала электронной очереди.

Организация работы сотрудников по приему документов осуществлялась в следующем порядке.

В каждом кабинете по приему документов было оборудовано по два рабочих места: одно рабочее место для сотрудника Управления и одно - для сотрудника МФЦ. Сотрудник Управления осуществляет прием документов в программе АИС «Юстиция», работник МФЦ подготавливает документы к приему на государственную регистрацию в программном продукте «Ассистент» АИС «Юстиция» (далее - «Ассистент»). При подготовке документов работник МФЦ заполняет заявления о государственной регистрации от имени заявителей, вводит данные в «Ассистент» о субъектах и объектах недвижимости, составляет перечень документов, предоставляемых на государственную регистрацию.

В связи с большим количеством подаваемых пакетов документов заявителями на государственную регистрацию в Управление, сложилась необходимость разработать дополнительные способы удаленного приема документов. Ключевые цели этих мер состоят в снижении нагрузки на сотрудников приема документов, а также в существенном сокращении времени ожидания заявителей в очереди. Инструмент по реализации намеченных целей: модульноприкладная программа «Ассистент», основной функцией которой является «удаленный прием».

Программа «Ассистент» позволяет принять пакет документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сотрудникам, не имеющим доступ к информационной базе АИС «Юстиция».

64

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

С середины января 2010 г. в двух окнах на базе МФЦ начала осуществляться выдача готовых документов после проведенной государственной регистрации.

Прием и выдача документов осуществлялись с использованием терминала электронной очереди, время работы которого было заложено в четком соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако практика показала, что сотрудники выполняют функции по приему документов гораздо быстрее регламентированного времени.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда терминал уже не выдает талоны, сотрудники приема закончили обработку всех представленных документов, а рабочее время еще не окончено, и есть заявители, которые хотели бы сдать документы. Вышеуказанная ситуация привела к необходимости определить усредненное время, необходимое для приема одного пакета документов. В результате анализа работы сотрудников установлено, что среднее время на приемку пакета документов составляет около 30 минут, что позволило перепрограммировать терминал электронной очереди в соответствии с реальным временем и существенно повысить эффективность приема документов.

Последующий анализ результатов работы показал, что увеличение пропускной способности приема документов снизило качество принимаемых дел. Основными причинами снижения качества принятых документов стало следующее:

- отсутствие достаточного времени для обработки документов;

- недостаточность производственного опыта у сотрудников МФЦ;

- отсутствие заинтересованности работников в качестве принимаемых документов.

Для исключения указанных недочетов оперативно был принят ряд мер:

- увеличено время приема пакета документов;

- организовано еженедельное совместное обучение и консультации сотрудников Ленинского отдела Управления и сотрудников МФЦ;

- объединены функции специалистов по приему документов и проведению их правовой экспертизы;

- объединены функции специалистов по ведению Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) и проставлению удостоверительных подписей.

Принятые меры повысили компетентность сотрудников и позволили специалистам более качественно осуществлять свои рабочие функции. Отметим что специалисты Управления осуществляют прием документов на базе МФЦ через день, проводя на следующий день правовую экспертизу принятых дел и в случае отсутствия замечаний передавая пакет документов на проверку государственному регистратору прав. На третий день от момента приема пакет поступает специалисту ЕГРП для внесения соответствующей записи о регистрации права.

При получении компетентной консультации на приеме у заявителя имеется возможность в установленный законом месячный срок регистрации донести

65

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

исправленные или недостающие документы, что снижает количество приостановлений и способствует своевременному внесению соответствующей записи в ЕГРП.

Ленинский отдел Управления по данной технологии работает с конца марта 2010 г. Улучшенная технология государственной регистрации позволила увеличить число принятых заявлений не менее чем на 20 % по сравнению с 2009 г. При этом число приостановлений уменьшилось в два раза, составляя около 4 % от общего числа принятых заявлений.

Соглашением о взаимодействии между МФЦ и Управлением, заключенным 18.10.2010 г. предусмотрен порядок оперативного взаимодействия и определены действия сторон при реализации соглашения, а также Регламент работы филиала МФЦ.

На сегодняшний день 7 рабочих мест осуществляют прием документов на государственную регистрацию, 4 рабочих места - выдачу готовых документов. Рабочие места оборудованы необходимой техникой, переданной МФЦ в Управление на основании договора безвозмездного пользования.

Кроме того, МФЦ обеспечивает бесперебойную работу программы «Электронная очередь», системы контроля управления доступом, сети Интернет и осуществляет надлежащее содержание и необходимое эксплуатационное обслуживание помещений и оборудования МФЦ, в соответствии с договором, заключенным с Управлением.

Управление осуществляет обеспечение расходными материалами, необходимыми для предоставления соответствующих государственных услуг на базе МФЦ.

Выдача готовых документов на базе МФЦ осуществляется специалистом Управления с привлечением трех работников МФЦ, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1].

На базе МФЦ с декабря 2010 г. Управлением организовано два рабочих места по выдаче информации из ЕГРП.

Консультирование граждан по вопросам оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации прав осуществляется работниками МФЦ.

Опыт показывает, что консультационные услуги существенно облегчают процесс подготовки пакетов документов, необходимых для государственной регистрации прав, и повышают качество и доступность результатов исполнения государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество.

На базе Ленинского отдела Управления проводятся еженедельные обучающие семинары сотрудников Управления и работников МФЦ по вопросам оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации прав.

Не решенным остается вопрос выдачи расписок, подтверждающих получение документов на государственную регистрацию, работниками МФЦ.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

66

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Многофункциональные центры в соответствии с соглашениями о взаимодействии осуществляют, в том числе, выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (то есть выдачу готовых документов, прошедших государственную регистрацию), и иные функции, указанные в соглашении о взаимодействии.

Соглашение о взаимодействии между МФЦ и Управлением, заключенное 18.10.2010 г., не предусматривает выдачу расписок, подтверждающих получение документов на государственную регистрацию, работниками МФЦ.

Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2] при получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанной статьи закона заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их предоставления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

Таким образом, выдача расписок, подтверждающих получение документов на государственную регистрацию, не может быть осуществлена ранее внесения соответствующей записи в книгу учета документов сотрудником Управления с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

В связи с вышеизложенным, не представляется возможным осуществлять выдачу расписок, подтверждающих получение документов на государственную регистрацию, работниками МЦФ, до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Положительным результатом взаимодействия Управления с МФЦ является увеличение количества принятых и выданных документов, в связи с привлечением работников МФЦ для подготовки пакетов документов в программном продукте «Ассистент». Это существенно снизило напряженность при взаимодействии граждан с регистрирующим органом и послужило укреплению социального доверия к государственному органу.

Таким образом, усовершенствование технологии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основе использования информационных и функциональных возможностей МФЦ, с привлечением сотрудников МФЦ к процессу регистрации и объединения функций специалистов Управления позволяет повысить эффективность и качество работ и наиболее полно, в кратчайшие сроки удовлетворить потребности населения в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

67

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Карпик К.А., Портнов А.М. Геопортальные решения в сфере предоставления услуг государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2010. - № 2 (13). - С. 46-49.

4. Ветошкин Д.Н., Ивчатова Н.С., Пархоменко И.В. Реализация принципа «Единого окна» в системе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на примере Новосибирской области // Вестник СГГА. - 2011. -№ 1 (14). - С. 40-48.

Получено 07.09.2012

© Л.Н. Луговская, 2012

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.