Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/96ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Хоменко Я.В., Рачек С.В. Совершенствование технологических процессов для повышения эффективности труда на предприятиях железнодорожного транспорта // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/96ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Khomenko Ya.V., Rachek S.V. (2019). Improvement of technological processes to improve labor efficiency at railway transport enterprises. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https ://esj. today/PDF/96ECVN219.pdf (in Russian)
УДК 331 ГРНТИ 06.77.71
Хоменко Яна Владимировна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», Екатеринбург, Россия
Аспирант E-mail: [email protected]
Рачек Светлана Витальевна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», Екатеринбург, Россия
Заведующая кафедрой «Экономика транспорта» Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Совершенствование технологических процессов для повышения эффективности труда на предприятиях железнодорожного транспорта
Аннотация. В статье исследованы теоретические и методологические проблемы и особенности в сфере повышения уровня производительности труда в рамках деятельности российских предприятий. Для повышения эффективности производства и организации труда авторами сформирован комплекс финансовых, организационно-экономических и технико-технологических мероприятий. Обозначена необходимость внедрения инновационных мероприятий в области управления производственным процессом, оказывающих влияние на качество труда. Приведены «удачные» примеры внедрения технологических мероприятий на предприятиях железнодорожного транспорта, направленных на повышения производительности труда. В процессе анализа авторами сформированы основные результаты от внедрения организационно-экономических и технологических мероприятий в области социальной сферы, экономики и организации труда. Для повышения эффективности труда на предприятиях железнодорожного транспорта рассмотрен комплекс мероприятий в области развития инфраструктуры в долгосрочной перспективе. Также авторами сформирована система рисков, вероятность появления которых связана с открытием и началом функционирования Центров, занимающихся вопросами повышения уровня производительности труда в регионе.
Ключевые слова: производительность труда; эффективность труда; железнодорожный транспорт; технология работы; производственный процесс; ключевые параметры работы; реинжиниринг бизнес-процессов
В данной работе будут рассмотрены проблемные вопросы в области повышения эффективности труда. В настоящее время данная проблема является актуальной и до конца не проработанной. По данным последних исследований уровень эффективности труда в России значительно отстает от темпов роста труда зарубежных компаний. Кроме того, использующиеся на практике технологии для повышения производительности труда нуждаются в совершенствовании и внедрении современных, адаптированных к российскому рынку труда, инструментов и механизмов [1].
Научная новизна работы заключается в рассмотрении вопросов, связанных с внедрением организационно-экономических и технологических мероприятий в области управления эффективностью труда; выявлении наилучших технико-технологических решений, позволяющих повысить уровень эффективности труда на предприятиях железнодорожного транспорта; формировании системы рисков, вероятность появления которых связана с открытием и началом функционирования Центров, занимающихся вопросами повышения уровня производительности труда в регионе.
В процессе написания работы были использованы научные статьи и труды российских и зарубежных ученых и деятелей. Опыт оценки эффективности труда рассмотрен на основе таких работ, как Армстронг М. «Стратегическое управление человеческими ресурсами» [2], Давыдов А.В. «Инновационные методы и модели управления трудовой деятельностью персонала» [3], Иванова А.А., «Современные принципы и подходы к управлению персоналом для обеспечения эффективного использования трудового потенциала организации» [4], Потуданская В.Ф. «Технико-технологические инновации как ключевой фактор повышения эффективности труда в промышленности» [5], Рачек С.В. «Методологические основы эффективного использования трудового потенциала предприятия в современных условиях» [6], Феоктистова О.А. «Нормирование научно-исследовательского труда: методологические подходы» [7].
В вопросах, связанных с исследованием особенностей управления бизнес-процессами на предприятии, авторы опирались на труды ведущих специалистов данной предметной области, таких как Кальянов Г.Н. [8], Дубинина В.В. [9], Селиверстов А.С., Постнов В.В., Уткин Д.Ю., Семидотченко А.Р., Николаева К.А. [10].
Для рассмотрения выше обозначенных проблем авторами был проведен анализ эффективности труда на примере технологии работы предприятий железнодорожного транспорта. В соответствии с научным трудом ведущего российского ученого в области железнодорожного транспорта Якунина В.И. железная дорога на протяжении многих десятилетий является одной из социально-значимых и трудоемких отраслей экономики страны, деятельность которой охватывает целый комплекс транспортных услуг, промышленного и строительного производства, материально-технического снабжения и требует от сотрудников транспортной компании применения широкого спектра технических навыков и квалификаций в области ремонта, строительства, электрификации, снабжения и даже медицины1. Также специфика работы предприятий железнодорожного транспорта предполагает круглосуточный режим работы, направленный на получение максимального результата в процессе выполнения производственных корпоративных и стратегических задач [11].
Кроме того, в рамках реализации основных направлений работы предприятиям железнодорожной отрасли приходится оперативно решать комплекс теоретических и методологических вопросов, оказывающих значительное влияние на их функционирование в
1 Развитие транспортной системы. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mintrans.ru/activities/gos-progs/11/12 (Дата обращения -03.06.2019 г.).
конкурентной среде, а также ежегодно совершенствовать действующую концепцию управленческих решений путем внедрения различных программ и направлений эффективности. При этом для качественной реализации производственных программ разрабатываются шаги поэтапного внедрения мероприятий, включающие в себя определение «узких мест» в производстве, источника финансирования, программы обучения персонала и многое другое [8].
Инструментом определения «узких мест» в деятельности предприятия служит производственно-экономическая модель, включающая в себя набор целевых показателей долгосрочной работы, связанных с осуществлением технологической и производственно-финансовой деятельности, а также ее развитием [12].
В связи с этим, для обеспечения эффективного выполнения ключевых параметров работы, компанией ОАО «РЖД» на регулярной основе разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, включающий в себя три основных направления2:
1. Пересмотр существующей нормативно-правовой базы для снятия административных барьеров и возможности развития технологичности и эффективности производства.
Данное мероприятие включает в себя пересмотр требований устаревших нормативных документов и актов Министерства путей сообщения и ОАО «РЖД» для возможности снятия существующих инфраструктурных ограничений при производстве и выполнении коммерческих работ.
2. Внедрение новой техники и технологическое перевооружение путем приобретения инновационных транспортных средств, внедрения передовых технологий и оборудования.
3. Пооперационный анализ и реинжиниринг производственно-технологических процессов на основе внедрения процессного подхода.
Целесообразность применения системного подхода при реинжиниринге бизнес-процессов связана с возможностью использования научных достижений, объединенных из нескольких областей; с выработкой комплексных путей для достижения запланированного результата; со снятием риск-факторов и проблем поиска источников финансирования [13].
На сегодняшний день железными дорогами проводится работа по реинжинирингу существующих бизнес-процессов путем выделения и описания наиболее трудоемких из них. Охват работников, задействованных в выполнении данных работ, только на одной железной дороге составляет более 400 тыс. человек.3
При этом на практике принято считать, что одним из ключевых направлений в области повышения эффективности производства и организации труда является внедрение финансовых, организационно-экономических и технико-технологических мероприятий. Основным результатом внедрения данных мероприятий в производственном процессе может являться [5]:
2 Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЦр:Мос.геа.тМос/риЬЦс/ги?1а=6018&1ауег ¡а=5104&8ТЯиС'ТШЕ Ю=704 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
3 Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc.rzd. ru/doc/pub1ic/ru?STRUCTURE_ID=704&1ayer_id=5104&refererLayerId=5103&id=4038 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
в области социальной сферы: обеспечение безопасных условий и организации труда за счет повышения трудового потенциала, уровня квалификации и мотивации труда работников на выполнение своих обязанностей;
в экономической области: рост прибыли компании, частично направляемой на повышение уровня заработной платы работников; повышение качества производственных процессов и выпускаемой продукции за счет внедрения инноваций;
в организационной области: улучшение условий труда за счет внедрения механизации и автоматизации в производстве, приобретения современного оборудования и новой техники для организации рабочих мест сотрудников компании.
В результате в условиях заданного курса развития экономики страны, а также роста конкурентоспособности на рынке, у большинства российских компаний существенным образом меняется подход к выбору наилучших решений в области повышения эффективности труда, а применяемые ими в последние десятилетия мероприятия по оптимизации численности давно исчерпали себя.
Таким образом, повышение эффективности системы управления предприятием включает в себя поиск наилучших организационных форм, методов и технологий для возможности достижения высокой управляемости результатов в работе в рамках существующей технико-экономической системы и ее соответствия заданным критериям работы [2].
Такая же трансформация мысли происходит и в железнодорожной отрасли, в которой ключевым источником повышения производительности труда является работа, направленная не на оптимизацию численности работников, а на совершенствование бизнес-процессов. Поэтому в последнее время подразделениями железнодорожного транспорта, как и компаниями других отраслей экономики, используются прорывные технологические решения, позволяющие повысить уровень механизации и автоматизации производственных процессов. При этом реализация данных мер требует от руководства компании поиска существенных капитальных вложений.
Стоит отметить, что наиболее удачным решением повышения производительности труда на предприятиях железнодорожного транспорта является внедрение следующих
4 5
проектов4'5:
1. Пересмотр технологии работы на содержание, ремонт и обслуживание железнодорожных линий, в том числе:
• перевод железнодорожных переездов на малолюдные технологии за счет централизации и автоматизации функции наблюдения за производственным процессом, что позволяет высвободить численность работников и получить значительный экономический эффект;
• применение необслуживаемых или малообслуживаемых скреплений на всей протяженности пути с железобетонным основанием;
4 В РЖД посчитали экономический эффект от оптимизации малодеятельных веток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.аМок.ги/Ы^^^иге/?Ю= 1462287 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
5 Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (Дата обращения -03.06.2019 г.).
Страница 4 из 11
96ECVN219
• совмещение технического и коммерческого осмотров вагонов в парках прибытия железнодорожных станций.
2. Пересмотр технических нормативов, в том числе:
• пересмотр нормативных и технических документов по отнесению железнодорожных линий к классам и специализации в соответствии с интенсивностью движения поездов;
• актуализация нормативных документов в части управления научно-техническим, технологическим и инновационным развитием.
Принцип выполнения работ, при реализации данных проектов, возможно тиражировать и внедрять не только в железнодорожной отрасли, но и на предприятиях других отраслей экономики.
Кроме того, для повышения эффективности труда в долгосрочной перспективе, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса мероприятий в области развития инфраструктуры (табл. 1).
Таблица 1
Перечень перспективных мероприятий ОАО «РЖД»6
№ п/п Наименование проекта и его характеристика
I. Пересмотр технических нормативов и технологии работы на содержание, ремонт и обслуживание железнодорожных линий
1 Исключение из технологического процесса сигналистов при выполнении работ по ограждению места производства работ на перегоне и автоматизированное оповещение работников на железнодорожных путях о приближении подвижного состава
2 Модернизация железнодорожного пути, внедрение малообслуживаемых скреплений, увеличение ресурса пути на основе инновационных решений, работа высокотехнологичных машин
3 Внесение изменений в правила технической эксплуатации в части установления гарантийных участков безопасного проследования при отправлении грузовых поездов
4 Пересмотр положения об участковой системе текущего содержания пути, инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки сортировочных горок
5 Перевод машинистов специального самоходного подвижного состава на работу без помощников
6 Модернизация средств железнодорожной автоматики и телемеханики с внедрением малообслуживаемых устройств
7 Оборудование стрелочных переводов электрообогревом и пневмообдувкой
8 Пересмотр норм времени на работы по текущему содержанию пути
9 Изменение технологии проверки пути, за счет внедрения новой диагностической техники
10 Пересмотр штатных расписаний
11 Модернизация компрессорного хозяйства
II. Консервация объектов
12 Закрытие и консервация железнодорожных станций, разъездов
III. Передача обслуживания инфраструктуры сторонним предприятиям
13 Передача работ по текущему содержанию пути на аутсорсинг
Таким образом, реализация программы по оптимизации расходов и численности персонала за счет внедрения новых организационно-технических решений позволяет решать острые проблемы в области повышения эффективности использования средств и ресурсов, а
6 Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (Дата обращения -03.06.2019 г.).
также снижает вероятность появления рисков и наступления негативных событий и
"7
последствий7.
Кроме того, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности компании является одним из важнейших экономических инструментов управления производством и персоналом, а разработка мероприятий в данной области является главной задачей развития предприятия 8 . Поэтому, проводя анализ экономической эффективности использования трудовых ресурсов необходимо соблюдать ряд важнейших принципов в области повышения производительности труда, это:
• обеспечение эффективной системы подбора кадрового состава;
• внедрение эффективной система мотивации и компенсации труда, с оценкой уровня ее справедливости и конкурентоспособности на рынке;
• развитие, обучение, перемещение и повышение работников в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями организации;
• формирование набора задач исходя из потребностей бизнеса, а также уровня развития производства [6].
В частности, в компании ОАО «РЖД» для того, чтобы добиться максимального эффекта от роста производительности труда, созданы функциональные группы, работающие по нескольким ключевым направлениям, это:
1. Внедрение новых технологий: перевод машинистов на работу без помощников; пересмотр технологии на вспомогательной работе;
управление списочной численностью локомотивных бригад в зависимости от изменения объема и географии перевозок;
вождение сдвоенных поездов одной локомотивной бригадой;
вождение грузовых поездов по графику;
переход на технологии работы без машиниста на горочных локомотивах за счет тиражирования научно-исследовательских работ.
2. Внедрение нового оборудования и техники:
увеличение среднего веса грузового поезда при использовании локомотивов с улучшенными тягово-энергетическими характеристиками;
внедрение локомотивов, характеристики;
имеющих улучшенные тягово-энергетические
7 Об инструментах совершенствования содержания и управления железнодорожной инфраструктурой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://npktrans.ru/Doc.aspx?docId= 19435&Catalo аЫ=653 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
8 О ГЛАВНОМ. Информационный бюллетень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learning. ru/dbmm/downlo ad?vp=54&load=y&col_id= 121 &id=3461 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
• улучшение эффективности использования локомотивов в грузовом движении за счет увеличения среднего веса поезда и увеличения участковой скорости9.
Важно отметить, что при планировании задания по темпу роста производительности труда в локомотивном хозяйстве учитываются затраты рабочего времени на единицу работы (тонно-километры) с учетом качества эксплуатационной работы. Управление качеством происходит через контроль и организацию выполнения определенных показателей, ключевыми из которых являются: снижение непроизводительных затрат, увеличение участковой и технической скорости, выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, ускорение поездопотока, снижение отказов технических средств и технологических нарушений в поездной работе и др.10
В последнее время проблемы в области повышения роста производительности труда системно рассматриваются и решаются на федеральном, региональном и местном уровнях управления.
В соответствии с одним из последних поручений президента Российской Федерации В.В. Путина «О разработке и утверждении приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» в ряде субъектов РФ был разработан комплекс мероприятий в рамках заданных ориентиров программы. Одним из ключевых направлений по реализации программы является создание Центров, занимающиеся вопросами повышения уровня производительности труда в регионе11.
С инициативой принять участие в реализации пилотного проекта выступила компания
ОАО «РЖД», которая намерена апробировать опыт на ряде предприятий железных дорог. В
результате на базе Куйбышевской и Свердловской железной дороги - филиалов ОАО «РЖД»
были созданы представительства в сфере транспорта в виде региональных Центров повышения
эффективности труда, осуществляющих работу по поддержанию роста производительности 12
труда12.
Для повышения результативности работы и формирования значительного экономического эффекта для Центров был разработан комплексный план работы, включающий в себя:
1. Развитие системы управления трудовыми процессами для повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
2. Внедрение прогрессивных форм организации труда.
3. Методологическое сопровождение подразделений по вопросам организации и нормирования труда, которое включает в себя использование в деятельности методических результатов, полученных при проведении научно-
9 Повышение производительности труда в ОАО «РЖД» достигается за счёт внедрения новых технологий и организации работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. gudok. ru/infrastructure/?ID=1381218 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
10 Повышение эффективности труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://present5.com/povyshenie-effektivnosti-truda-rabotnikov-lokomotivnyx-brigad-oao/ (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
11 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по разработке и реализации региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости в рамках приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main/ (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
12 Использовать все резервы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gudok.ru/zdr/177/?ID=1446423&archive=48750 (Дата обращения - 03.06.2019 г.).
Вестник Евразийской науки 2019, №2, Том 11 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today
исследовательских работ, анализ российского и международного опыта, изучение нормативных документов ОАО «РЖД» и Правительства РФ, проведение практических занятий и семинаров и др.
Авторами было отмечено, что в процессе выполнения плана работы могут возникнуть риски, связанные с:
• необходимостью внесения изменений в нормативные документы федерального и регионального уровней;
• наличием дополнительных текущих затрат и привлечением инвестиционных средств;
• разграничением ответственности между участниками процесса;
• отсутствием среднесрочной и долгосрочной программы развития.
Таким образом, главным приоритетом развития любого предприятия должно являться достижение целей в области повышения эффективности труда. Соответственно для решения данной задачи необходимо обеспечить реализацию эффективной государственной политики, направленной на поддержание основных направлений в области непрерывного совершенствования законодательства в сфере труда. Кроме того, предприятиям с учетом текущих тенденций по цифровизации экономики необходимо обеспечить использование в работе инновационных разработок и технологий в области повышения качества и производительности труда, а также предусмотреть комплекс мероприятий по техническому перевооружению для повышения качества, эффективности ресурсов и уровня производительности труда.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в статье был рассмотрен комплекс производственных процессов, обеспечивающих эффективное управление деятельностью предприятий, а также обозначены ключевые принципы, позволяющие достичь определенного уровня качества труда в компании. В процессе написания статьи авторами был разработан перечень организационно-экономических и технико-технологических мероприятий, направленных на повышение производительности труда.
Как показал проведенный анализ, основной проблемой, препятствующей достижению высоких результатов в работе, является применение мероприятий, давно исчерпавших свою экономическую эффективность. Кроме того, в качестве перспективных мероприятий управления производственным процессом приведены и оцифрованы примеры работы предприятий железнодорожного транспорта, направленные на повышение эффективности труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долженко С.Б., Малышев Д.С. Оценка производительности труда на предприятиях в России и Италии // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2019. - Том 20. - №1. - С. 95-111.
2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 328 с.
3. Давыдов А.В., Дементьев А.П., Паршина В.С., Дрожжина И.В. Инновационные методы и модели управления трудовой деятельностью персонала. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. - 144 с.
4. Иванова А.А. Современные принципы и подходы к управлению персоналом для обеспечения эффективного использования трудового потенциала организации // Молодой ученый. - 2018. - №40. - С. 132-136. - URL: https://moluch.ru/archive/226/52967/ (дата обращения: 04.05.2019).
5. Потуданская В.Ф., Каркошкина А.М. Технико-технологические инновации как ключевой фактор повышения эффективности труда в промышленности // Омский научный вестник. - 2013. - №2(l16). - С. 53-57.
6. Рачек С.В. Методологические основы эффективного использования трудового потенциала предприятия в современных условиях: автореферат дисс. доктора экон. наук: 08.00.05. - М., 2001. - 54 с.
7. Феоктистова О.А. Нормирование научно-исследовательского труда: методологические подходы // Инетернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. -№5(24). - С. 1-19. - URL: http://naukovedenie.ru/ (доступ свободный).
8. Кальянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. - М.: СИНТЕГ. - 2000. - 204 с.
9. Дубинина В.В. Управление бизнес-процессами предприятия // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - №5(127). - С. 39-47.
10. Селиверстов А.С., Постнов В.В., Уткин Д.Ю., Семидотченко А.Р., Николаева К.А. Управление бизнес-процессами внутри предприятия // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 46-48. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/ (дата обращения: 24.06.2019).
11. Якунин В.И. Железные дороги России и государство: Монография. - М.: Научный эксперт, 2010. - 432 с.
12. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. - М.: Высш. шк. - 2000. - 182 с.
13. Казьмина И.В. Проектирование системы организации реинжиниринга производственных процессов на предприятии. - М.: Территория науки. - 2016. -№2. - С. 89-96.
Khomenko Yana Vladimirovna
Ural state university of railway transport, Ekaterinburg, Russia
E-mail: [email protected]
Rachek Svetlana Vitalievna
Ural state university of railway transport, Ekaterinburg, Russia E-mail: [email protected]
Improvement of technological processes to improve labor efficiency at railway transport enterprises
Abstract. The article investigates theoretical and methodological problems and features in the field of increasing the level of labor productivity in the framework of Russian enterprises. To improve the efficiency of production and organization of labor, the authors formed a set of financial, organizational, economic, technical and technological measures. The necessity of introduction of innovative measures in the field of production process management, affecting the quality of work. "Successful" examples of implementation of technological measures at the enterprises of railway transport aimed at increasing productivity are given. In the process of analysis, the authors formed the main results of the implementation of organizational, economic and technological measures in the field of social sphere, economy and labor organization. To improve the efficiency of work at the enterprises of railway transport, a set of measures in the field of infrastructure development in the long term is considered. Also, the authors have formed a system of risks, the probability of which is associated with the opening and the beginning of the operation of Centers dealing with improving the level of productivity in the region.
Keywords: labor productivity; labor efficiency; railway transport; work technology; production process; key parameters of work; business process reengineering
96ECVN219
REFERENCES
1. Dolzhenko S.B., Malyshev D.S. Evaluation of labor productivity at enterprises in Russia and Italy. Izvestiya Ural state University of Economics. - 2019. - Volume 20. -№1. - P. 95-111.
2. Armstrong M. Strategic management of human resources: lane. with English. - M.: INFRA-M, 2002. - 328 p.
3. Davydov A.V., Dement'ev A.P., Parshin V.S., Drozhzhin, I.V. Innovative methods and models of management of employment of staff. - Novosibirsk: Publishing house Shops, 2019. 144 p.
4. Ivanova A.A. Modern principles and approaches to personnel management to ensure the effective use of the labor potential of the organization. Young scientist. - 2018. -№40. - P. 132-136. - URL: https://moluch.ru/archive/226/52967/ (accessed: 04.05.2019).
5. Potudanskaya V.F., A.M. Karachkina technological innovation as a key factor in increasing the efficiency of labor in industry // Omsk scientific Bulletin. - 2013. -№2(116). - P. 53-57.
6. Rachek S.V. Methodological bases of effective use of labor potential of the enterprise in modern conditions: abstract Diss. Dr. Econ. Sciences: 08.00.05. - M., 2001. - 54 p.
7. Feoktistova O.A. Rationing of research work: methodological approaches // Internetjournal "SCIENCE". - 2014. - №5(24). - Pp. 1-19. - URL: http://naukovedenie.ru/ (access is free).
8. Kalyanov G.N. Theory and practice of business process reorganization. - M.: SINTEG. - 2000. - 204 p.
9. Dubinin V.V. Management of business processes of the enterprise // Vestnik of Samara state University. - 2015. - №5(127). - P. 39-47.
10. Seliverstov, A.S., Postnov V.V., Utkin D.Yu., Semidecent A.R., Nikolaeva, K.A. Managing business processes within the enterprise // Economic science and practice: proceedings of the VI Intern. science. Conf. - Chita: publishing house of the Young scientist, 2018. - Pp. 46-48. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/ (accessed: 24.06.2019).
11. Yakunin V.I. Railways of Russia and the state: Monograph. - M.: Scientific expert, 2010. - 432 p.
12. Mazur I.I., Shapiro V.D. Restructuring of enterprises and companies. - M.: Higher. SHK. - 2000. - 182 p.
13. Kazmina I.V. Design of the system of organization of reengineering of production processes at the enterprise. - M.: the Territory of science. - 2016. - №2. - P. 89-96.