Для расчетов температурного поля в теле бандажа по краевой задаче (14) можно воспользоваться формулой (22), а расчет температуры поверхности бандажа в начальном периоде торможения 0 - ? проведём, используя точное решение теории теплопроводности для полуограниченного тела по формуле (23). В начальном процессе повышения давления в ТЦ и силы нажатия колодок прогрев колеса будет незначительным, и Ео2 будет значительно меньше 0,5.
Заключение
Математическая модель для определения плотности теплового потока учитывает, что имеет место нелинейное возрастание теплового потока ^ (7) от нуля до максимума при наполнении тормозных цилиндров сжатым воздухом.
Полученные приращения температур А$2 бандажа колесной пары от действия элементарных тепловых потоков суммируются. Нагрев колеса
при среднем режиме воздухораспределителя будет
значительно меньше, чем при груженом режиме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Технические требования к тормозному оборудованию грузовых вагонов постройки заводов РФ. Типовой расчет тормоза грузовых и рефрижераторных вагонов. М : МПС РФ, 1996. 76 с.
2. Галай Э. И. Повышение эффективности электропневматических тормозов поезда. Гомель : БелГУТ, 2002. 182 с.
3. Балакин В. А., Галай Э. И. Тепловой режим фрикционного тормоза электропоезда при скоростном регулировании силы нажатия колодок // Трение и износ. 1997. Т. 18. № 5. С. 636-642.
4. Казаринов В. М., Карвацкий Б. Л. Расчет и исследование автотормозов. М. : Трансжелдориздат, 1961. 231 с.
5. Богданович П. Н., Прушак В. Я. Трение и износ в машинах Минск : Выш. шк., 1999. 314 с.
6. Чичинадзе А. В. Расчет и исследование внешнего трения. М : Наука, 1967. 35 с.
УДК 005.336.2:656.2, 331.36:656.2 Анчутина Анна Александровна,
инженер службы организации и оплаты труда, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры,
тел. 8(3952) 64-54-29, e-mail: anka200790@mail.ru Асалханова Татьяна Николаевна, к. э. н., начальник сектора поддержки программ автоматизации и анализа, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры, тел. 8(3952)64-55-89, e-mail: asalk-tatyana@yandex.ru
ПОДДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, НОРМИРОВАНИЮ И ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
A. A. Anchutina, T. N. Asalhanova
THE MAINTENANCE OF COMPETENCY OF SPECIALISTS OF ORGANIZATION, REGULATION AND WAGES OF RAILWAY WORKERS
Аннотация. Рассмотрены некоторые квалификационные требования и компетенции инженера по организации и нормированию труда работников железнодорожного транспорта холдинга ОАО «РЖД». Реализация Стратегии по развитию кадрового потенциала холдинга подразумевает не только обучение, повышение квалификации работников компании, но и поддержание имеющихся компетенций на уровне, который соответствует деятельности холдинга, состоянию экономики, современным направлениям менеджмента. Учитывая сложность профессиональной деятельности этой категории специалистов, участие их во всех бизнес-процессах холдинга, обучение других работников структурных подразделений, быстроменяющиеся законодательные и нормативные акты, автоматизацию их деятельности, инженерам по организации и нормированию труда необходимо постоянно поддерживать свой уровень компетенций. Систематизация квалификационных знаний и компетенций инженера по организации и нормированию труда, использование современных подходов оценки персонала позволили разработать методику и систему тестирования данной категории работников. Разработанная система тестирования вошла в автоматизированную систему знаний по организации, нормированию и оплате труда Восточно -Сибирской дирекции инфраструктуры. Эти системы позволят специалистам проверить свои квалификационные знания, уровень компетенций, обновить знания, поделить своим опытом с другими специалистами.
Ключевые слова: квалификация, компетенции, оценка компетенций, организация, нормирование и оплата труда, инженер по организации и нормированию труда, железнодорожный транспорт, система тестирования.
Abstract. Some qualifications and competences of engineers on organization and regulation of labor of employees of railway transport of «Russian Railways» holding company are discusses. Implementation of the Strategy on development ofpersonnel potential of the holding includes not only training, improvement ofprofessional skills of the company employees, but also the maintenance of existing competences at the level that corresponds to the activities of the holding, the state of the economy, modern trends of management. Taking into account the complexity of the professional activities of this category of specialists, their participation in all business processes of the holding, training of other employees of the structural units, rapidly changing laws and regulations, the automation of their activities, the engineers on the organization and standardization work have to maintain constantly their level of competence. Systematiza-tion of the qualification of knowledge and competence of engineers on organization and regulation of labor and modern approaches to the assessment of the personnel allowed to develop a methodology and system testing this for category of workers. The developed test
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. Экономика и управление
ш
system entered into the automated system of knowledge in the organization, regulation and wages of East Siberian infrastructure Directorate. These systems will allow experts to check their qualifications, level of competence, update knowledge, share their experiences with other professionals.
Keywords: qualification, competence, assessment of competencies, organization, regulation and wages, engineer on organization and regulation of labor, railway transport, testing system.
Введение
Эффективность и результативность бизнеса в большой степени зависит от высокопрофессиональной работы сотрудников предприятия, их знания нормативных, отраслевых документов, умения находить удачные решения, улучшающие деятельность предприятия. Высокий уровень профессионализма работников зависит от компетенции в том деле, которым они занимаются. Именно высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес -процессов и нацеленный на конечный результат, является одним из ведущих факторов эффективного менеджмента [1].
По определению Г. Р. Латфуллина, компетенция представляет собой совокупность: знаний (результатов образования личности), профессиональных навыков (результатов опыта работы и обучения), навыков поведения и общения персонала (умения вести себя в организации, общаться с людьми и работать в группе). При этом обладание компетенцией не является законченным процессом, требуется постоянное обновление имеющихся знаний и навыков и приобретение новых, поскольку компетенция имеет определенный жизненный цикл [2].
Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта
С 2010 года в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») началось внедрение стандарта по качеству СТК 1.04.005 «Обучение и повышение квалификации персонала» (введен в действие распоряжением № 2757р от 31.12.2009 г.), которое проводится в рамках реализации Стратегии по развитию кадрового потенциала холдинга. Данный стандарт предназначен для установления общих требований к обучению и повышению квалификации персонала холдинга. Одна из целей этого стандарта - «...поддержание имеющихся компетенций на должном уровне и своевременное развитие требуемых компетенций (способностей, знаний, умений, навыков, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять определенный набор работ) в соответствии с требованиями их настоящих и планируемых в будущем рабочих мест» [3].
Для поддержания и развития компетенций работников в холдинге предусмотрены такие мероприятия, как техническая учеба, периодическое повышение квалификации (не менее одного раза
в 5 лет), различные семинары, которые проводят специалисты служб дороги и дирекций, но одна из важнейших составляющих повышения квалификации - это самообразование. Самообразование особенно нужно сотрудникам, которые постоянно общаются с работниками, в том числе проводят технические занятия. Специалисты и руководители, обучающие других людей, постоянно должны поддерживать уровень своих знаний и компетенций. К таким специалистам относятся и инженеры по организации и нормированию труда (ОНТ), т. к. на структурных подразделениях компании непосредственную работу по организации, нормированию и оплате труда осуществляют инженеры ОНТ.
Достаточно часто объединяют понятия квалификации и компетентности инженеров ОНТ. В энциклопедии производственного менеджера дается разграничение этих двух понятий: «.квалификация является предпосылкой для установления компетентности инженера. Компетентность означает ответственность за определенную работу или задание, она также расширяет поле деятельности и организацию труда путем добавления задач планирования и руководства» [4]. На наш взгляд, к этому определению компетенций инженера ОНТ необходимо добавить знания бизнес-процессов холдинга, дирекции или дороги, в которой работает инженер, взаимосвязь между различными бизнес-процессами, изменения компетенций в зависимости от изменений процессов.
Рассмотрим некоторые вопросы уровня квалификации и компетенций инженеров ОНТ.
Теоретически квалификация инженера должна быть подтверждена тогда, когда работника принимают на должность инженера ОНТ, но практически большинство инженеров ОНТ не имеют специального образования по организации и нормированию труда. Очень часто на эту должность назначают специалистов с высшим или со средне-специальным образованием, но с другой специализацией, например инженеров путей сообщения. Поэтому у некоторых инженеров не хватает квалификационных знаний при переходе на эту должность. В соответствии с Положением о системе нормирования труда в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 3 июля 2006 г. № 1350р, и единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС), утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 18 июля 2006 г. № 1505, основными направлениями дея-
тельности инженера ОНТ (квалификация) являются [5-6]:
- обеспечение применения централизованно разработанных норм труда;
- разработка местных норм труда для всех категорий работников со сдельной и повременной оплатой труда;
- разработка мероприятий по совершенствованию нормирования труда и эффективности производства;
- проведение проверок качества, выявление ошибочно установленных и устаревших норм труда и анализ уровня их выполнения работниками;
- осуществление обоснования необходимых затрат труда при разработке новых технологических процессов и внедрении новой техники, изменений условий труда; производят расчет необходимого численного, квалификационного и профессионального состава работников на основании норм труда;
- разработка и обеспечение выполнения календарного плана пересмотра норм труда;
- обеспечение проведения исследований затрат и анализ потерь рабочего времени;
- осуществление работ по нормированию труда в единой корпоративной автоматизированной системе управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР);
- составление отчетности по нормированию труда по установленным формам и др.
Поддержка компетенций инженеров по организации и нормированию труда
Можно сказать, что инженер ОНТ должен
обладать системными знаниями, охватывающими весь спектр производственного и технологического процессов, хорошо ориентироваться в нормативной базе и трудовом законодательстве, т. к. от квалификации и компетенции инженера ОНТ во многом зависит эффективный труд работников, безопасность труда, мотивация сотрудников к качественному выполнению обязанностей. Следовательно, инженерам, не обладающим достаточным уровнем квалификационных знаний, необходимо в начале трудовой деятельности на данной должности пройти тестирование, чтобы определить уровень этих знаний. Если уровень знаний невысок, то нужно дополнительное обучение. Если же уровень квалификационных знаний соответствует требованиям к должности, то необходимо овладеть определенным уровнем компетенции, чтобы соответствовать должности инженера.
В ходе реформирования холдинга сформированы отраслевые дирекции и региональные корпоративные центры управления дорог (РКЦУ), отделы бухгалтерии и расчета заработной платы вышли из состава производственных структурных подразделений и вошли в отраслевые центры обслуживания (ОЦОР). Поэтому в настоящее время инженеры ОНТ в компании играют одну из ключевых ролей, т. к. являются теми специалистами, которые владеют данными и передают информацию руководителям для принятия решения, а специалистам ОЦОР - для расчета зарплаты.
На рис. 1 представлена схема взаимодействия инженеров ОНТ с руководителями, специалистами, рабочими структурного подразделения
Рис. 1. Схема взаимодействия инженера по организации и нормированию труда с руководителями, специалистами и работниками структурного подразделения, служб дирекций и дороги
(СП), а также с руководителями и специалистами служб дирекций и РКЦУ.
Как было рассмотрено выше, организация трудовых процессов, нормирование и оплата труда работников, принятие правильных управленческих решений играют важнейшую роль в эффективной производственной деятельности, повышении производительности труда работников, снижении рисков для их здоровья, соблюдении всех законодательных норм, касающихся технологических процессов, охраны труда и отдыха работников железнодорожного транспорта. Значит, тесное взаимодействие с сотрудниками и руководителями обуславливает наличие у инженеров ОНТ обширных знаний в различных сферах деятельности предприятия, хозяйств и отрасли в целом.
Еще одна особенность компетенции инженера ОНТ - участие в принятии управленческих решений. Инженеры ОНТ являются своеобразным буфером между руководством и работниками, а также между службами дирекций и дороги и работниками предприятия. Это связано с тем, что, с одной стороны, инженеры ОНТ подготавливают для специалистов и руководителей предприятий оперативную информацию, на основании которой принимаются решения по управлению персоналом и организации производственного процесса, но им приходится выступать и в роли арбитра при принятии руководством решений, которые могут затронуть интересы рабочих. Это связано ещё и с тем, что не все руководители знают трудовое законодательство, нормативные и отраслевые документы, касающиеся организации, нормирования и оплаты труда. С другой стороны, именно инженеры ОНТ сообщают работникам обо всех изменениях в различных нормативных документах, а также изменениях, касающихся планирования и организации работ, в том числе об изменениях в штатном расписании, учёте особых условий труда, отпусках, оптимизации численности, основных и дополнительных выплат и т. д. Отсутствие в структурных подразделениях бухгалтерии привело к дополнительной нагрузке на инженеров ОНТ, т. к. именно к ним идут работники для выяснений вопросов по оплате труда, начислению премий, отпускных и вычетам из зарплаты.
Автоматизация многих бизнес-процессов ж.-д. транспорта напрямую коснулась и процессов организации, нормирования и оплаты труда работников холдинга. В настоящее время инженеры ОНТ производственной сферы компании работают в корпоративных логистических информационных системах управления - ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, АС АФОТ, АСБУ, сводные отчетности ЕК АСУФР. Кроме того, некоторые хозяйства хол-
динга дополнительно имеют свои специфические корпоративные информационные системы управления. Например, инженеры ОНТ ВосточноСибирской дирекции инфраструктуры (ВС ДИ) дополнительно работают в системе ЕК АСУИ (единая корпоративная система управления инфраструктурой).
В связи с быстроменяющимися законодательными, нормативными и отраслевыми актами меняются и корпоративные информационные системы. Поэтому инженеры ОНТ обязаны повышать свои компетенции и по работе с нормативной базой и с изменениями в системах управления.
Таким образом, можно сказать, что инженер ОНТ должен владеть знаниями как в сфере стратегического, кадрового, инновационного менеджментов, так и в сфере информационных технологий. И резонно встает вопрос: как оценить уровень компетенции инженеров ОНТ и как его поддерживать на уровне, соответствующем современному состоянию?
В настоящее время применяется большое количество методов оценки персонала - метод «360°», КР1Х оценка по компетенциям, тестовые задания и т. д., но в холдинге пока не разработаны методы оценки компетенций или паспорт компетенций инженеров ОНТ.
Существующая методика аттестации специалистов по организации, нормированию и оплате труда в основном сводится к субъективной оценке трудовой деятельности и соблюдения трудовой дисциплины конкретного инженера ОНТ руководителем структурного подразделения, ведущими специалистами аппарата управления и службами дороги, дирекций.
Сложность и специфика работы инженеров ОНТ диктует свои условия для проведения оценки их компетенций. Достаточно часто в структурных подразделениях в соответствии со штатным расписанием работает один инженер ОНТ. При его кратковременном или длительном отсутствии обязанности по организации, нормированию и оплате труда возлагают на экономиста или на работника, который совершенно не владеет знаниями по этой сфере деятельности. При этом совершенно не учитываются именно уровни квалификации и компетенции инженера ОНТ. Это приводит к невыполнению некоторых функций инженера ОНТ, к возникновению ошибок при расчете заработной платы, искажениям в отчетностях и к недоразумениям при принятии управленческих решений.
Авторами предлагается система тестирования, которая позволит выявить уровень квалификации и компетенции инженера ОНТ, его дублера и специалистов, отвечающих за учёт рабочего
времени. Систему тестирования можно будет использовать при различных ситуациях:
- первоначальном приеме на работу на должность инженера ОНТ;
- временном переводе на должность инженера ОНТ;
- изменениях в законодательстве, нормативных и отраслевых актах;
- расширении зоны обслуживания;
- самостоятельном решении о проверке своих знаний.
На этапе разработки методики тестирования, а в дальнейшем и системы использовались различные подходы, которые позволяют учесть специфику трудовой деятельности инженера ОНТ, например широко применяемые подходы - оценка профессиональных знаний и компетенций (табл. 1), но с учётом специфики деятельности инженера ОНТ [7].
Вышеуказанные подходы позволили систематизировать знания по бизнес-процессам по организации, нормированию и оплате труда, учету рабочего времени, учесть специфику хозяйств,
выделить стратегически важные направления деятельности специалистов ОНТ.
В настоящее время в холдинге нет сертифицированных тестов для оценки компетенций инженеров ОНТ. Поэтому тесты и сценарии тестирования для автоматизированной системы тестирования составляли специалисты службы организации и оплаты труда ВС ДИ, которые являются экспертами в области организации, нормирования и оплаты труда и автоматизации этой области. На наш взгляд, в дальнейшем необходимо сертифицировать разработанные тесты и использовать автоматизированную систему тестирования не только в рамках дирекции, но и в отрасли.
Заключение
Таким образом, опираясь на предложенную систему тестирования, уже сейчас можно оценить уровень знаний инженеров ОНТ и их дублеров и получить оценку по методу «360о». Желательно, чтобы перед тестированием работник прошел самостоятельное обучение, в чем ему может помочь система знаний, которая в настоящее время внедряется в дирекции
Т а б л и ц а 1
Подходы, используемые при разработке методики и системы тестирования
Оценка профессиональных знаний Оценка компетенций
Что оценивается Знания по: - бизнес-процессам ОАО «РЖД»; - организации, нормированию и оплате труда; - информационным технологиям; - корпоративным информационным системам, в том числе по функциональным особенностям систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР. Эффективность применения знаний на практике - Паттерны поведения - набор стереотипных реакций или последовательность действий инженеров ОНТ; - реальные знания и опыт
Что не оценивается - Умение работать; - умение наладить взаимоотношения; - стрессоустойчивость - Личностные качества, необходимые для выполнения функциональных обязанностей; - способности (талант)
Кто разрабатывает инструменты и методы оценки Специалисты служб дороги, дирекций Специалисты служб дороги, дирекций, руководители структурных подразделений
Стандартность/ индивиду ализация методов оценки - Тесты без дифференциации по исполняемым сотрудником ролям, в том числе в корпоративных информационных системах; - тесты с дифференциацией по исполняемым сотрудником ролям, в том числе в корпоративных информационных системах - Набор компетенций формируется на основе типового перечня работ, без учета специфики работы конкретного сотрудника; - набор компетенций формируется на основе типового перечня работ, без учета специфики работы конкретного сотрудника
Сложность процесса оценки сложный сложный
Вид оценки узкоспециализированная обобщенная
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. Экономика и управление
ш
В настоящее время система тестирования инженеров ОНТ является одним из разделов системы знаний по организации, нормированию и оплате труда ВС ДИ. Поэтому если специалист не уверен в своих компетенциях или ему необходимо обновить их (поддержать компетенции) по какому-либо разделу, он может самостоятельно найти информацию в системе знаний. Также он может поделиться своими знаниями с другими ра-ботинками холдинга. В дальнейшем предполагается в системе знаний создать базу данных по компетенциям и профиль компетенций инженеров ОНТ - модель для оценки профессиональной деятельности специалистов.
Система знаний и система тестирования открыты для свободного доступа специалистам дирекции и расположена на web-сайте корпоративной системы Интранет. В режиме онлайн специалисты могут обращаться к экспертам в области организации, нормирования и оплаты труда, автоматизации процессов и быстро получать ответы и помощь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кантор В.Е., Маховикова Г.А. Менеджмент. М. : Эксмо, 2009. 208 с.
2. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение [Электронный ресурс] // Все учебники : потртал «Образовательная сеть «Знание». URL: http ://vse-uchebniki.com/povedenie-organizatsionnoe/ organizatsionnoe-povedenie-latfullin.html. (Дата обращения 14.10.2013).
3. Асалханова Т.Н. Использование модуля HR SAP R/3 на предприятиях железнодорожного транспорта России (на примере Восточно -Сибирской железной дороги) // Управление человеческим потенциалом. 2011. № 3 (27). С. 208-216.
4. Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс] // Деловой портал «Управление производством». URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/inzhener-po-normirovaniyu-truda.html. (Дата обращения 14.10.2013).(Дата обращения 14.09.2014).
5. Положение о системе нормирования труда в ОАО «РЖД» (в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 20.10.2008 N 2195р) [Электронный ресурс] // СЦБИСТ : сайт. URL: http://scbist.com/2005-2008-gody/22378-1350r-ot-3-iyulya-2006-g-o-sisteme-normirovaniya-truda-v-oao-rzhd.html. (Дата обращения 10.10.2013).
6. Распоряжение ОАО «РЖД» от 18.07.2006 г. «Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих ОАО «РЖД». [Электронный ресурс] // СЦБИСТ : сайт. URL: http://scbist.com/2005-2008-gody/22507-1505r-ot-18-iyulya-2006-g-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnyh-harakteristik-i-razryadov-oplaty-truda-dolzhnostei-rukovoditelei-specialistov-i-sluzhaschih-oao-rzhd.html. (Дата обращения 22.10.2014).
7. Козлова Т. Как оценить компетентность сотрудника? [Электронный ресурс] // МЕДИА-ПРО : портал общества кадровиков и специалистов по управлению персоналом. URL: http://hrliga.com/indexphp? module=profession&op=view&id=1477. (Дата обращения 13.10.2014).
УДК 519.81 Шакиров Владислав Альбертович,
к. т. н., доцент кафедры «Электроэнергетика и электротехника», Братский государственный университет, тел. 89500577587, e-mail: mynovember@mail.ru
Панкратьев Павел Сергеевич, аспирант кафедры «Электроэнергетика и электротехника», Братский государственный университет, тел. 89025479942, e-mail scud33@inbox.ru
ВЫБОР ПУНКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ РИСКА
МЕТОДОМ АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
V A. Shakirov, P. S. Pankratiev
A CHOICE OF THE POWER PLANT CONSTRUCTION SITE LOCATION UNDER CONDITIONS OF RISK WITH ANALYTIC HIERARCHY PROCESS
Аннотация. В статье рассматривается задача выбора пункта размещения электростанции и усложняющие ее факторы. Для решения задачи предлагается использовать метод анализа иерархий. В условиях с вероятностной неопределенностью оценок по критериям применение метода затрудняется многочисленными запросами к лицу, принимающему решение. Предлагается новая процедура заполнения матриц парных сравнений при использовании метода анализа иерархий, позволя ю-щая существенно сократить количество запросов. Процедура основана на построении функций ценности, определении соответствия между разницей оценок ценности двух альтернатив и их сравнительной оценкой по шкале относительной важности. Распространение этого соответствия на сравнения всех альтернатив позволяет заполнить матрицы парных сравнений с минимальным количеством запросов к лицу, принимающему решения. Приводится схема сравнения альтернатив методом анализа иерархий при наличии комплексных критериев и зависимости их оценок от исходов событий. Применение подхода рассматривается на примере выбора пункта строительства гидроэлектростанции на участке реки Индигирки.
Ключевые слова: многокритериальный выбор, размещение электростанции, метод анализа иерархий.
Abstract. In this paper, choice problem of power plant siting and its complicating factors are considered. To solve the problem it is proposed to use analytic hierarchy process. In conditions of probabilistic indeterminacy of criteria evaluations, application of analytic hierarchy process is impeded by multiple questions, putting to decision maker. New procedure for filling pairwise comparisons