УДК 796.922
Березненко Евгений Петрович
Старший преподаватель кафедры ЗВС, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Сидоров Леонид Константинович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры Теоретических основ физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected], Красноярск
Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
Беловолов Валерий Александрович
Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД Росиии, [email protected], Новосибирск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ
Berezenko Evgenie Petrovich
The senior teacher of chair WS Krasnoyarsk state pedagogical university of V. P. Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk
Sidorov Leonid Konstantinovich
Doctor ofpedagogical sciences, professor of the department of Theoretical bases ofphysical culture of the Tuvan state university, [email protected], Krasnoyarsk
Oorshak Herel-ool Dazhi-Namchalovich
Doctor ofpedagogical sciences, professor, director of the Kyzylscogo pedagogical institute of the Tuvan state university, [email protected], Kyzyl
Belovolov Valery Alexandrovich
Doctor of Pedagogics, professor NGPU, NVIMIA Russia, [email protected], Novosibirsk
PERFECTION OF TECHNICAL TRAINING OF SKIERS-SPRINTERS
Введение. В последние годы в международном движении ведется активная работа по поиску таких форм проведения соревнований, которые повышают их зрелищность, эмоциональность, привлекательность и, как следствие, обеспечивают возрастающую популярность. К примеру, из 12 дисциплин лыжегоночной части программы ХХ зимних Олимпийских игр в Турине (Италия, 2006 г.), традиционно остались только четыре: индивидуальные гонки у женщин на 10 и у мужчин на 15 км; эстафеты 4х5 км женская и 4х10 мужская. Введены: индивидуальный спринт на полтора километра,
спринт-эстафета, соревнования с общего старта (масс-старт), дуатлон (лыжная гонка со сменой по ходу соревнования, после прохождения половины дистанции, стиля передвижения и, естественно, инвентаря) [1].
С введением новых форматов соревнований в лыжных гонках потребовались изменения в методике подготовки лыжников-гонщиков, в том числе и в технической подготовке. Поиск наиболее эффективных способов передвижения на лыжах, в весьма переменчивых условиях скольжения, а также с учетом постоянного совершенствования лыжного инвентаря и технологии подготовки трасс, продолжается [2, с. 64]. Особый интерес представляют особенности технической подготовки лыжников-спринтеров [3, с. 37]. В этом формате соревнований можно выделить ряд особенностей в технике передвижения на лыжах, которые позволяют лыжнику показывать наиболее высокие результаты на спринтерских дистанциях, такие как:
1. Стартовый разгон включает в себя попеременный двушажный ход и переход на одновременный бесшажный ход. Старт в спринте имеет огромное значение, лыжник-гонщик, который быстро стартует, имеет огромное преимущество перед остальными спортсменами, так как может занять более выгодную позицию по отношению к другим участникам (ближе к краю поворота, за любым из других спортсменов, более быструю лыжню, избежать технических приемов других спортсменов («коробочка» и др.) и лишить их тактического преимущества, а главное - избежать контакта с другими спортсменами, что может повлечь за собой падение).
2. Техника одновременного бесшажного классического хода имеет свои особенности в спринте по сравнению с техникой на более длинные дистанции. Особенность классического одновременного бесшажного хода в спринте заключается в том, что лыжник с выносом палок вперед встает на носки, выносит массу тела выше и дальше, для более эффективного использования массы тела и более сильного отталкивания. Часто применяется лыжниками-спринтерами на старте и на финише.
3. Попеременный двушажный классический ход в спринте применяется при стартовом разгоне и при преодолении подъемов, выполняется в более высоком темпе и с более высокой скоростью.
4. Низкая стойка спуска более аэродинамична, что позволяет повысить скорость на спусках, но мене экономична, так как ведет к излишнему напряжению мышц ног. Применение данной техники зависит от профиля дистанции и тактики.
5. Финишный рывок - «разножка» имеют важное значение особенно на последних этапах соревнования (полуфинал, финал), где идет практически контактная борьба. Умение выбрать оптимальную лыжню, вовремя начать финишный рывок, и эффективно сделать «разножку» - все это может привести к победе спортсмена.
Цель исследования - выявить эффективность применения специальных средств в методике тренировки на техническую подготовку лыжников-спринтеров.
Методы и организация исследования. В работе применялись следующие методы исследования:
1. Метод изучения и анализ научной литературы
2. Устный и анкетный опрос
3. Педагогическое наблюдение
4. Педагогический эксперимент
5. Математические и статистические методы
6. Контрольные испытания
Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы лыжни-ков-гонщиков (экспериментальная и контрольная) по 8 человек в каждой, занимающиеся в секции лыжных гонок КГПУ им. В. П. Астафьева. Контрольная группа занимались согласно требованиям программы для данного контингента. В основе методики тренировочного процесса в экспериментальной группе лежал принцип целенаправленного совершенствования техники передвижения на лыжах с учетом особенностей лыжного спринта. Для этого применялись специально разработанные упражнения, направленные на следующие особенности техники: стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»); одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки); попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения); низкая стойка спуска; финишный рывок («разножка»).
Результаты исследования были следующими. Изменение показателей в тесте «супер-спринт» представлены в таблице 1. В экспериментальной группе показатели улучшились на 10,4% при Р<0,05, в контрольной - на 5,9% при Р>0,05.
Таблица 1
Сравнение показателей в тесте «супер-спринт» у лыжников-гонщиков
Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги t Р
В абс. величинах В %
Эксперимен- тальная 13,4±0,38 12,0±0,22 1,4 10,4 3,188 < 0,05
Контрольная 13,6±0,32 12,8±0,25 0,8 5,9 1,970 > 0,05
t 0,402 2,402
Р > 0,05 <0,05
Изменение показателей на контрольной дистанции 1 км (спринт) представлены в таблице 2. В экспериментальной группе показатели улучшились на 15,46% при Р<0,01, в контрольной - на 8,0% при Р<0,05.
Из таблиц видно, что результаты в экспериментальной группе к концу эксперимента выше, чем в контрольной.
Таблица2
Сравнение показателей контрольной дистанции 1 км (спринт) у лыжников-гонщиков
Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги t Р
В абс. величинах В %
Эксперимен- тальная 186,2±6,5 157,4±4,4 28,8 15,46 3,643 < 0,01
Контрольная 188,6±4,5 173,5±4,2 15,1 8,0 2,453 <0,05
t 0,303 2,646
Р > 0,05 <0,05
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Техника передвижения на лыжах такими способами как стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»), одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки), попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения), низкая стойка спуска, финишный рывок - «разножка», существенно влияет на результат в спринте.
2. Применение специальных средств, направленных на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков с учетом спринтерской дистанции, повышает эффективность тренировочного процесса, что выражается в более высоких скоростях передвижения в спринте.
Библиографический список
1. История соревнований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. flgr.m/?node=198 История соревнований (дата обращения 08. 07. 2011).
2. Раменская, Т. И. Техническая подготовка лыжника [Текст] / Т. И. Раменская. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264 с.
3. Поварещенкова, Ю. А. Исследование двигательных способностей лыж-ников-гонщиков к спринтерским дистанциям [Текст] / Ю. А. Поварещенкова, А. А. Авдеева // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N° 11. - С. 37-38.
4. Раменская, Т. И. Юный лыжник [Текст] / Т. И. Раменская - М.: СпортАка-демПресс, 2004. - 204 с.