Научная статья на тему 'Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров'

Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / СПРИНТ / СТАРТОВЫЙ РАЗГОН / ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД / ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ХОД / СТОЙКА СПУСКА / ФИНИШНЫЙ РЫВОК «РАЗНОЖКА»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березненко Евгений Петрович, Сидоров Леонид Константинович, Ооржак Херел-оол Дажы-намчалович, Беловолов Валерий Александрович

для популяризации и развития лыжных гонок как вида спорта появляются новые форматы соревнований, такие как спринт, командный спринт, дуатлон. Каждый новый формат соревнований имеет свои особенности, в результате чего и подготовка лыжников должна соответствовать этим особенностям. Представляют интерес особенности технической подготовки лыжников-спринтеров. Совершенствование технической подготовки с учетом спринтерской дистанции позволяет лыжникам-спринтерам показывать более высокие спортивные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Березненко Евгений Петрович, Сидоров Леонид Константинович, Ооржак Херел-оол Дажы-намчалович, Беловолов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров»

УДК 796.922

Березненко Евгений Петрович

Старший преподаватель кафедры ЗВС, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск

Сидоров Леонид Константинович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры Теоретических основ физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected], Красноярск

Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович

Доктор педагогических наук, профессор, директор Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД Росиии, [email protected], Новосибирск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ

Berezenko Evgenie Petrovich

The senior teacher of chair WS Krasnoyarsk state pedagogical university of V. P. Astafyev, [email protected], Krasnoyarsk

Sidorov Leonid Konstantinovich

Doctor ofpedagogical sciences, professor of the department of Theoretical bases ofphysical culture of the Tuvan state university, [email protected], Krasnoyarsk

Oorshak Herel-ool Dazhi-Namchalovich

Doctor ofpedagogical sciences, professor, director of the Kyzylscogo pedagogical institute of the Tuvan state university, [email protected], Kyzyl

Belovolov Valery Alexandrovich

Doctor of Pedagogics, professor NGPU, NVIMIA Russia, [email protected], Novosibirsk

PERFECTION OF TECHNICAL TRAINING OF SKIERS-SPRINTERS

Введение. В последние годы в международном движении ведется активная работа по поиску таких форм проведения соревнований, которые повышают их зрелищность, эмоциональность, привлекательность и, как следствие, обеспечивают возрастающую популярность. К примеру, из 12 дисциплин лыжегоночной части программы ХХ зимних Олимпийских игр в Турине (Италия, 2006 г.), традиционно остались только четыре: индивидуальные гонки у женщин на 10 и у мужчин на 15 км; эстафеты 4х5 км женская и 4х10 мужская. Введены: индивидуальный спринт на полтора километра,

спринт-эстафета, соревнования с общего старта (масс-старт), дуатлон (лыжная гонка со сменой по ходу соревнования, после прохождения половины дистанции, стиля передвижения и, естественно, инвентаря) [1].

С введением новых форматов соревнований в лыжных гонках потребовались изменения в методике подготовки лыжников-гонщиков, в том числе и в технической подготовке. Поиск наиболее эффективных способов передвижения на лыжах, в весьма переменчивых условиях скольжения, а также с учетом постоянного совершенствования лыжного инвентаря и технологии подготовки трасс, продолжается [2, с. 64]. Особый интерес представляют особенности технической подготовки лыжников-спринтеров [3, с. 37]. В этом формате соревнований можно выделить ряд особенностей в технике передвижения на лыжах, которые позволяют лыжнику показывать наиболее высокие результаты на спринтерских дистанциях, такие как:

1. Стартовый разгон включает в себя попеременный двушажный ход и переход на одновременный бесшажный ход. Старт в спринте имеет огромное значение, лыжник-гонщик, который быстро стартует, имеет огромное преимущество перед остальными спортсменами, так как может занять более выгодную позицию по отношению к другим участникам (ближе к краю поворота, за любым из других спортсменов, более быструю лыжню, избежать технических приемов других спортсменов («коробочка» и др.) и лишить их тактического преимущества, а главное - избежать контакта с другими спортсменами, что может повлечь за собой падение).

2. Техника одновременного бесшажного классического хода имеет свои особенности в спринте по сравнению с техникой на более длинные дистанции. Особенность классического одновременного бесшажного хода в спринте заключается в том, что лыжник с выносом палок вперед встает на носки, выносит массу тела выше и дальше, для более эффективного использования массы тела и более сильного отталкивания. Часто применяется лыжниками-спринтерами на старте и на финише.

3. Попеременный двушажный классический ход в спринте применяется при стартовом разгоне и при преодолении подъемов, выполняется в более высоком темпе и с более высокой скоростью.

4. Низкая стойка спуска более аэродинамична, что позволяет повысить скорость на спусках, но мене экономична, так как ведет к излишнему напряжению мышц ног. Применение данной техники зависит от профиля дистанции и тактики.

5. Финишный рывок - «разножка» имеют важное значение особенно на последних этапах соревнования (полуфинал, финал), где идет практически контактная борьба. Умение выбрать оптимальную лыжню, вовремя начать финишный рывок, и эффективно сделать «разножку» - все это может привести к победе спортсмена.

Цель исследования - выявить эффективность применения специальных средств в методике тренировки на техническую подготовку лыжников-спринтеров.

Методы и организация исследования. В работе применялись следующие методы исследования:

1. Метод изучения и анализ научной литературы

2. Устный и анкетный опрос

3. Педагогическое наблюдение

4. Педагогический эксперимент

5. Математические и статистические методы

6. Контрольные испытания

Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы лыжни-ков-гонщиков (экспериментальная и контрольная) по 8 человек в каждой, занимающиеся в секции лыжных гонок КГПУ им. В. П. Астафьева. Контрольная группа занимались согласно требованиям программы для данного контингента. В основе методики тренировочного процесса в экспериментальной группе лежал принцип целенаправленного совершенствования техники передвижения на лыжах с учетом особенностей лыжного спринта. Для этого применялись специально разработанные упражнения, направленные на следующие особенности техники: стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»); одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки); попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения); низкая стойка спуска; финишный рывок («разножка»).

Результаты исследования были следующими. Изменение показателей в тесте «супер-спринт» представлены в таблице 1. В экспериментальной группе показатели улучшились на 10,4% при Р<0,05, в контрольной - на 5,9% при Р>0,05.

Таблица 1

Сравнение показателей в тесте «супер-спринт» у лыжников-гонщиков

Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги t Р

В абс. величинах В %

Эксперимен- тальная 13,4±0,38 12,0±0,22 1,4 10,4 3,188 < 0,05

Контрольная 13,6±0,32 12,8±0,25 0,8 5,9 1,970 > 0,05

t 0,402 2,402

Р > 0,05 <0,05

Изменение показателей на контрольной дистанции 1 км (спринт) представлены в таблице 2. В экспериментальной группе показатели улучшились на 15,46% при Р<0,01, в контрольной - на 8,0% при Р<0,05.

Из таблиц видно, что результаты в экспериментальной группе к концу эксперимента выше, чем в контрольной.

Таблица2

Сравнение показателей контрольной дистанции 1 км (спринт) у лыжников-гонщиков

Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги t Р

В абс. величинах В %

Эксперимен- тальная 186,2±6,5 157,4±4,4 28,8 15,46 3,643 < 0,01

Контрольная 188,6±4,5 173,5±4,2 15,1 8,0 2,453 <0,05

t 0,303 2,646

Р > 0,05 <0,05

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Техника передвижения на лыжах такими способами как стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»), одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки), попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения), низкая стойка спуска, финишный рывок - «разножка», существенно влияет на результат в спринте.

2. Применение специальных средств, направленных на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков с учетом спринтерской дистанции, повышает эффективность тренировочного процесса, что выражается в более высоких скоростях передвижения в спринте.

Библиографический список

1. История соревнований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. flgr.m/?node=198 История соревнований (дата обращения 08. 07. 2011).

2. Раменская, Т. И. Техническая подготовка лыжника [Текст] / Т. И. Раменская. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264 с.

3. Поварещенкова, Ю. А. Исследование двигательных способностей лыж-ников-гонщиков к спринтерским дистанциям [Текст] / Ю. А. Поварещенкова, А. А. Авдеева // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N° 11. - С. 37-38.

4. Раменская, Т. И. Юный лыжник [Текст] / Т. И. Раменская - М.: СпортАка-демПресс, 2004. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.