Научная статья на тему 'Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров'

Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1723
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / СПРИНТ / СТАРТОВЫЙ РАЗГОН / ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД / ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ХОД / ФИНИШНЫЙ РЫВОК «РАЗНОЖКА» / FINISHING SPURT «TELEMARK» / SKI RACES / SPRINT / STARTING RUN / SIMULTANEOUS NO STEP MOVE / ALTERNATE DOUBLE STEP MOVE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Березненко Евгений Петрович, Щеголева Полина Афанасьевна, Шевченко Антон Ростиславович

Для популяризации и развития лыжных гонок как вида спорта появляются новые форматы соревнований, такие как спринт, командный спринт, дуатлон (скиатлон). Каждый новый формат соревнований имеет свои особенности, в результате чего и подготовка лыжников должна соответствовать этим особенностям. Представляют интерес особенности технической подготовки лыжников-спринтеров. Совершенствование технической подготовки с учетом спринтерской дистанции позволяет лыжникам-спринтерам показывать более высокие спортивные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Березненко Евгений Петрович, Щеголева Полина Афанасьевна, Шевченко Антон Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of technical training of skiers-sprinters

Some new formats of competitions such as sprint, team sprint, duoathlon appear for popularization and development of ski races as a kind of sport. Each new format of competitions has its features. Therefore the preparation of skiers should correspond to them. The features of technical training of skiers-sprinters are of a big interest. The perfection of technical training with account of sprint distance allows skiers-sprinters to show higher sport results.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технической подготовки лыжников-спринтеров»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ

Лыжные гонки, спринт, стартовый разгон, одновременный бесшажный ход, попеременный

двухшажный классический ход, финишный рывок - «разножка».

В последние годы в международном движении ведется активная работа по поиску таких форм проведения соревнований, которые повышают их зрелищность, эмоциональность, привлекательность и, как следствие, обеспечивают возрастающую популярность [Шликендер, 2008, с. 25]. К примеру, из 12 дисциплин лыжегоночной части программы XX зимних Олимпийских игр в Турине (Италия, 2006 г.) традиционно остались только четыре: индивидуальные гонки у женщин на 10 и у мужчин на 15 км; эстафеты 4x5 км женская и 4x10 мужская. Введены: индивидуальный спринт на полтора километра, спринт-эстафета, соревнования с общего старта (масс-старт), скиатлон (лыжная гонка со сменой по ходу соревнования, после прохождения половины дистанции, стиля передвижения и, естественно, инвентаря) [Бутин, 2000].

С введением новых форматов соревнований в лыжных гонках потребовались изменения в методике подготовки лыжников-гонщиков, в том числе и в технической подготовке [Поварещенкова, 2006, с. 37]. Поиск наиболее эффективных способов передвижения на лыжах в весьма переменчивых условиях скольжения, а также с учетом постоянного совершенствования лыжного инвентаря и технологии подготовки трасс продолжается [Раменская, 1999, с. 64].

Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта [Бутин, 2000, с. 35]. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом [Фарбей, 2007, с. 42]. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки [Макаров, 1993, с. 17].

Повышенный интерес представляют особенности технической подготовки лыжни-ков-спринтеров [Раменская, 2004, с. 37]. В этом формате соревнований можно выделить ряд особенностей в технике передвижения на лыжах, которые позволяют лыжнику показывать наиболее высокие результаты на спринтерских дистанциях.

1. Стартовый разгон включает в себя попеременный двушажный ход и переход на одновременный бесшажный ход. Старт в спринте имеет огромное значение: лыжник-гонщик, который быстро стартует, имеет огромное преимущество перед остальными спортсменами, так как может занять более выгодную позицию по отношению к другим участникам (ближе к краю поворота, за любым из других спортсменов, более быструю лыжню, избежать технических приемов других спортсменов («коробочка» и др.) и лишить их тактического преимущества, а главное, избежать контакта с другими спортсменами, что может повлечь за собой падение).

2. Техника одновременного бесшажного классического хода имеет свои особенности в спринте по сравнению с техникой на более длинные дистанции. Особенность классического одновременного бесшажного хода в спринте заключается в том, что лыжник с выносом палок вперед встает на носки, выносит массу тела выше и дальше для более

эффективного использования массы тела и более сильного отталкивания. Часто применяется лыжниками-спринтерами на старте и на финише.

3. Финишный рывок - «разножка» имеет важное значение, особенно на последних этапах соревнования (полуфинал, финал), где идет практически контактная борьба. Умение выбрать оптимальную лыжню, вовремя начать финишный рывок и эффективно сделать «разножку» — все это может привести к победе спортсмена.

Цель исследования — выявить эффективность применения специальных средств технической подготовки в методике тренировки лыжников-спринтеров.

В работе применялись следующие методы исследования.

1. Метод изучения и анализ научной литературы. Анализ учебно-методической и научной литературы по лыжному спорту позволил выявить состояние изучаемого вопроса с позиции современных требований, положений и взглядов. Были изучены учебники, учебные пособия, научно-методические статьи, в которых освещались вопросы методики подготовки лыжников. Было выявлено, что в литературе недостаточно информации по особенностям технической подготовки лыжников-гонщи-ков к спринтерским дистанциям.

2. Устный опрос использовался для выявления особенностей техники лыжников-спринтеров. А также для выявления и систематизации средств технической подготовки лыжников к спринтерским дистанциям.

3. Педагогическое наблюдение. Наблюдение имело открытый и непосредственный характер. В ходе наблюдения выявлялись особенности техники лыжников-сприн-теров, на основании которых разрабатывались специальные средства тренировки.

4. Педагогический эксперимент. С целью проверки эффективности средств технической подготовки лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям на практике был проведен педагогический эксперимент.

5. Математические и статистические методы. Для оценки результатов педагогического воздействия использовался математический метод анализа. Количественные изменения выразились в процентном соотношении, достоверность различий результатов определялась по t-критерию Стьюдента.

Контрольные испытания. Для выявления эффективности средств технической подготовки лыжников-спринтеров были проведены следующие контрольные испытания.

Суперспринт (преодоление дистанции 100 м) — использовался для выявления скоростных способностей и оценки эффективности техники старта, техники одновременного бесшажного хода, финишной «разножки».

Спринтерская гонка 1 км — осуществлялась для выявления уровня подготовленности непосредственно на соревновательной дистанции.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап (2009-2010 гг.) — анализ литературных источников, наблюдение за ведущими лыжниками России и мира, беседа с ведущими лыжниками и тренерами Красноярского края. В ходе этих мероприятий были выявлены особенности технико-тактической подготовки (техника старта, техника одновременного бесшажного хода, финишный рывок — «разножка»), систематизированы и разработаны средства подготовки лыжников спринтеров.

2 этап (зимний сезон 2010-2011 гг.) — организация и проведение педагогического эксперимента. Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы лыж-ников-гонщиков юниоров (экспериментальная и контрольная) по 8 человек в каждой, занимающиеся в секции лыжных гонок КГПУ им. В.П. Астафьева. В каждой группе 3 КМС, 5 спортсменов имели первый взрослый разряд. Контрольная группа занималась согласно требованиям программы для данного контингента. В основу методики тренировочного процесса в экспериментальной группе входили специально разработанные упражнения, направленные на технико-тактическую подготовку лыжников-спринтеров. Упражнения разрабатывались на основе главных технических особенностей спринта в лыжных гонках. К ним можно отнести: технику старта; технику одновременного бесшажного хода; финишный рывок («разножка»).

Для тренировки техники быстрого старта использовались следующие упражнения.

1. Старт с удобной ноги (одиночный, общий).

2. Старт по сигналу выстрела, команды тренера, прибора для старта (электронный старт). Виды сигнала старта выбраны не случайно. В прологе старт дается стартером или электроникой. В финале, полуфинале и четверть-финале старт дается выстрелом. Упражнения с различными видами сигнала старта позволяют психологически подготовить спортсменов к конкретным сигналам. В дальнейшем спортсмены быстрее реагируют на эти сигналы.

3. Старт с разных позиций по отношению к другим участникам (спортсменам). По правилам соревнований лыжник-спринтер может стартовать с различных позиций в зависимости от результатов пролога.

4. Отработка перехода с попеременного двухшажного классического хода на одновременные ходы без шага. Этот переход имеет преимущество перед переходом через шаг, он более быстрый и позволяет не терять скорость. Совершенствование техники этого перехода осуществлялось с различной скоростью, на разном рельефе, в различных условиях скольжения.

Для тренировки одновременного бесшажного классического хода использовались следующие упражнения.

1. Одновременное отталкивание палками с носков.

2. Передвижение этим ходом на равнине с акцентом внимания на вынос массы тела на носки.

3. То же с акцентом внимания на жесткую постановку палок.

4. То же с акцентом внимания на силу отталкивания.

5. То же с акцентом внимания на частоте движения (с различной частотой движения).

6. То же без лыжни, по неровной лыжне.

7. То же по различному рельефу.

8. Передвижения этим ходом в подъемы различной крутизны.

В морозную погоду тренировки по отработке этой техники проводились в зале, для этого использовались упражнения.

1. Имитация одновременного отталкивания палками с носков на резиновом амортизаторе.

2. То же с использованием блочных тренажеров.

Для тренировки финиша использовались следующие упражнения.

1. Передвижение по тренировочной дистанции с последующим ускорением на определенном отрезке.

2. Ускорение на короткие дистанции 100—500 м.

3. То же, догоняя другого спортсмена.

4. То же, убегая от другого спортсмена.

5. Передвижение на лыжах за другим спортсменом. На финишном отрезке постараться обогнать его. Спортсмену, идущему впереди, не дать это сделать.

6. Передвижение в группе спортсменов на финишной прямой, постараться обогнать всех. Положение спортсменов в группе постоянно меняется.

7. Выполнение финишного ускорения после преодоления спусков.

8. То же после преодоления подъемов.

9. Имитация «разножки» на месте.

10.Упражнения на растягивание ног (шпагаты, махи ногами).

11. Выполнение «разножки» на невысокой скорости.

12.То же на высокой скорости.

13.То же в командной борьбе.

14. Выполнение «разножки» во время тренировок повторным методом.

3 этап (весна 2011 г.) — анализ результатов. Обработка данных и результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Результаты исследования. Изменение показателей в тесте «супер-спринт» представлены в табл. 1. В экспериментальной группе показатели улучшились на 10,4 % при Р<0,05, в контрольной — на 5,9 % при Р>0,05.

Таблица 1

Сравнение показателей в тесте «супер-спринт» у лыжников-гонщиков

Группы В начале эксперимента (с) В конце эксперимента (с) Сдвиги і Р

в абс. величинах в %

Эксперимен- тальная 13,4 ±0,38 12,0 ±0,22 1,4 10,4 3,188 <0,05

Контрольная 13,6 ±0,32 12,8 ±0,25 0,8 5,9 1,970 >0,05

0,402 2,402

Р >0,05 <0,05

Полученные данные позволяют сделать выводы, что техника передвижения на лыжах такими способами, как попеременный двухшажный классический (стартовый разгон), переход без шага (переход на более скоростной способ передвижения), одновременно бесшажный с выделенными особенностями спринта (передвижение по дистанции), «разножка» (финиш), эффективней, чем в контрольной. Об этом говорят более высокие показатели в тесте «супер-спринт» в экспериментальной группе.

Изменение показателей на контрольной дистанции 1 км (спринт) представлено в табл. 2. В экспериментальной группе показатели улучшились на 15,46 % при Р<0,01, в контрольной — на 8,0 % при Р<0,05.

Таблица 2

Сравнение показателей контрольной дистанции 1 км (спринт)

у лыжников-гонщиков

Группы В начале эксперимента (с) В конце эксперимента (с) Сдвиги і Р

в абс. величинах в %

Эксперимен- тальная 186,2 ±6,5 157,4 ±4,4 28,8 15,46 3,643 <0,01

Контрольная 188,6 ±4,5 173,5 ±4,2 15,1 8,0 2,453 <0,05

0,303 2,646

Р >0,05 <0,05

Из табл. 2 видно, что результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Это говорит об эффективности экспериментальной методики подготовки лыжников-спринтеров.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

Анализ литературных источников о подготовке лыжников-гонщиков на короткие дистанции показал недостаточность научных разработок, касающихся путей и методов технической подготовки спортсменов к соревнованиям на спринтерских дистанциях.

Техника передвижения на лыжах такими способами, как стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»), одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки), финишный рывок — «разножка», существенно влияет на результат в спринте.

Применение специальных средств, направленных на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков с учетом спринтерской дистанции, повышает эффективность тренировочного процесса, что выражается в более высоких скоростях передвижения в спринте.

Библиографический список

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 368 с.

2. История соревнований. 1ШЬ: http://www.flgr.ni/flgr/history/3.html

3. Макаров А.А. Методика начального обучения техники лыжных ходов: учеб. пособие. М.: РГАФК, 1993. 63 с.

4. Поварещенкова Ю.А., Авдеева А.А. Исследование двигательных способностей лыжников-гон-щиков к спринтерским дистанциям. Теория и практика физической культуры. 2006. № 11. С. 37-38.

5. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. М.: Физкультура и спорт, 1999. 264 с.

6. Раменская Т.И. Юный лыжник. М.: СпортАкадемПресс, 2004. 204 с.

7. Фарбей В.В. Лыжный спорт: учебник для вузов. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2007. 623 с.

8. Шликендер П. Лыжный спорт: пер. с нем. Мурманск: Тулома (ИП Немцов), 2008. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.