УДК 339.5
Астраханцева А.П., Попов Н.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Астраханцева Анна Павловна, выпускница Юридического института Московского государственного университета путей сообщения, Россия, Москва
Попов Николай Васильевич, к. ю. н., доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин. E-mail:[email protected]
Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва А-47, Миусская пл., д.9.
В статье проанализированы ход и проблемы развития таможенных отношений внутри Евразийского экономического союза в период 2010 -2017 гг. Обсуждаются сложности, обусловленные мировым экономическим кризисом, а также возникшие в связи с санкциями ЕС в отношении Российской Федерации.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, таможенные правоотношения.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS RELATIONS WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Astrahanceva A. P., Popov N. V.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The article analyzes the progress and problems of development of customs relations within the Eurasian economic Union in the period 2010 - 2017. Discusses the difficulties posed by the global economic crisis, and also in connection with EU sanctions against the Russian Federation.
Keywords: Eurasian economic Union, Customs Union, customs legal relations
В 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а затем в Евразийский экономический союз.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) -международная организация региональной
экономической интеграции, обладающая
международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [1].
Государствами-членами Евразийского
экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. В настоящее время количество стран-членов увеличилось по сравнению с количеством стран, первоначально подписавших договор в 2014 г.
В мае 2016 г. подписан закон о ратификации соглашения ЕАЭС о Зоне свободной торговли с Вьетнамом. Порядка 50 стран выразили желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), среди них Сирия и Тунис. Об этом заявил глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на «правительственном часе» в Государственной думе РФ.
14 апреля 2017 г. в Бишкеке в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета принято решение о предоставлении Молдавии статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. ЕАЭС создан в
целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Так, например, согласно [2], при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами. При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Трудовым мигрантам -гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-
участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО. В октябре 2011 г. все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС. 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне.
С точки зрения декларируемых целей и содержания, Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 - это региональный проект с сугубо экономическими целями. В этом смысле евразийское соглашение больше походит на Римский договор о создании Европейского экономического сообщества 1957 г. Римский договор предлагал создать таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также единую транспортную и сельскохозяйственную политику. Это позволило бы, в ЕАЭС, как и в Европейском союзе, обеспечить «четыре свободы» - свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала.
Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) -Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан - имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС. В рамках евразийской интеграции формата ЕАЭС были поставлены стратегические задачи:
- создание условий свободного движения товаров, капиталов, технологий, рабочей силы;
- согласование таможенной, торговой, валютно-финансовой политики;
- формирование однотипных механизмов регулирования национальных экономик на рыночных принципах, модернизация ведущих отраслей экономики, повышение конкурентоспособности и эффективности;
- сближение основ законодательства в гражданском, налоговом, уголовном и административном праве.
По данным Евразийской экономической комиссии [3], в соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана - 7,11 %, Беларуси - 4,55 %, Киргизии - 1,9 %, Армении - 1,11 %.
За прошедшие 3 года страна пережила экономический кризис, в связи с падением цен на углеводороды и перетоком проблем российской экономики, что ограничивало развитие Евразийского экономического союза. По мнению экономиста Александра Либмана [4], «ЕАЭС является, несмотря на
все противоречия, функционирующим таможенным союзом с высокой степенью гармонизации таможенного тарифа. Страны все же воздерживаются от принципиальных ограничений внутренней торговли (например, в 2015 г. Казахстан не ввел таможенных пошлин для российского импорта после обесценения рубля), за исключением политически критически важных вопросов (например, российских продовольственных санкций). С точки зрения классических эффектов региональной интеграции (создания торговли - trade creation), эффекты ЕАЭС в настоящее время являются небольшими. Это неудивительно - в условиях кризиса в странах-членах рассчитывать на быстрый рост торговли в принципе не приходится. Для России, например, в силу небольшого размера других экономик ЕАЭС, выгоды от экономического сотрудничества невелики». Ближайшие выгоды прежде всего у таких государств как Беларусь и новых членов — Армении и Кыргызстана, а не у России. Так, Беларусь в рамках ТС получает наибольший результат, «регулярно имеет в виде субсидий, преференций, дотаций ежегодно по 3-4 млрд долл. США. В настоящее время РФ поставляет в Беларусь до 25 млн т нефти, что служит основой постоянно растущего экспорта нефтепродуктов из Беларуси в страны ЕС, причем таможенные пошлины от этого экспорта с 2016 г. полностью остаются в Республике Беларусь. Среднегодовой топливно-финансовый грант РФ Республике Беларусь специалисты оценивают в 2010-2015 гг. в размере до 15 % ВВП РБ» [5]. «В то же время масштаб западных санкций на сегодняшний день таков, что не привел к исключению России из мировой экономики. А это означает, что и их воздействие на ЕАЭС осталось ограниченным (за исключением всего комплекса тем, связанных с продовольственными антисанкциями -они остаются постоянной темой для конфликтов)».
Кризисные процессы в локомотиве Союза - России ввиду многосторонних тесных связей РФ с членами Союза предопределили целую цепочку негативных последствий внутри всех стран. С 2014 г. падают показатели развития промышленности, внутренний и внешний экспорт, движение потоков рабочей миграции, объемы инвестиций. Финансовое сближение с РФ в период девальвации рубля осенью 2014 г. и продолжающегося в 2016 г. падения курса привели к девальвации всех национальных валют государств ЕАЭС, сокращению государственных бюджетов, проектов, импорта.
В Евразийском экономическом союзе один конфликт сменяется другим. Федеральная таможенная служба (ФТС) России не принимала выданные в Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане документы об оценке соответствия продукции требованиям единых техрегламентов Таможенного союза (ТС). Поставщиков из этих стран направляли за сертификатами в российские фирмы, передает «Немецкая волна».
Теперь Федеральная таможенная служба предложила ввести единую маркировку на сельхозпродукцию, чтобы защитить российский рынок от запрещенной продукции. Подозревая союзников в реэкспорте санкционных товаров из ЕС, Россельхознадзор ведет нескончаемые войны с импортом из Беларуси - молоком, мясом, фруктами и
не пропускает товары из Украины и Евросоюза в Казахстан через территорию России. Независимые аналитики считают, что к жесткому контролю импорта, поставляемого из стран-участников ЕАЭС, привела война санкций, которую РФ ведет с Западом. Именно тогда появились анекдоты о белорусских ананасах и устрицах, хотя раньше их реэкспорт из Беларуси в Россию под сомнение не ставился.
Возможно, главный потенциальный фактор, который позволил бы ЕАЭС оказать положительное влияние на экономику стран-членов, - это обстоятельство, что ЕАЭС (при всех оговорках) все же «связывает руки» стран-членов, не позволяя им предпринимать меры, основанные на чрезмерном протекционизме, поиске, ренте или влиянии лоббистов. За прошедшие годы работы ТС и ЕАЭС было немало случаев, когда страны были вынуждены соглашаться на компромисс, отказываясь от ограничений торговли, которые они в противном случае ввели бы. Иначе говоря, достоинство ЕАЭС даже не в позитивной повестке дня этой организации, а в том, что она не позволяет реализоваться негативным сценариям. Смысл интеграции состоит в том, чтобы для всех были единые правила. «Это был, по сути, договор о ненападении в экономической сфере -попытка создать систему, которая препятствовала бы ведению торговых войн, - говорит белорусский эксперт экономист Сергей Чалый [6]. - Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия».
14 апреля 2017 г. в Бишкеке состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) под председательством Президента Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаева [7]. Главы государств ЕАЭС отметили важность устранения препятствий на рынке Союза и налаживания отношений с третьими странами. В своих выступлениях главы государств обозначили приоритетные шаги в этом направлении: -устранение всех существующих преград для развития ЕАЭС; - заключение новых торгово-экономических соглашений с международными партнерами для расширения рынков сбыта и роста инвестиций; -взаимная поддержка друг друга; - создание Антикризисного совета.
Н.А. Назарбаев особо выделил предложения Казахстана по формированию Совета министров экономики и финансов, а также состава руководителей центральных банков стран ЕАЭС. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил успешное развитие сотрудничества в рамках ЕАЭС. «Мы вместе добились результатов в деле формирования и укрепления емкого общего рынка с универсальными правилами для экономических операторов. Можно с полной уверенностью сказать, что наш общий рынок сработал в качестве своеобразной подушки безопасности, несмотря на определенные издержки, связанные с внешней конъюнктурой, которая сложилась неблагоприятно», - подчеркнул глава государства.
Договор о создании ЕАЭС требует сближения и гармонизации норм гражданского, бюджетного, налогового, уголовного, административного права.
Таможенный кодекс ТС 2010 г. призван был стать эталоном унификации основных отраслей права государств Союза. К сожалению, пока в реальности каждая страна исходит из своих национальных интересов. Отсутствие в УК аналогичных статей по контрабанде (наиболее дифференцированные составы преступлений в УК РФ) создают реальные возможности сохранения данных преступлений в рамках Союза. Нормы предпринимательского и налогового права РФ сдерживают условия развития бизнеса и благоприятного инвестиционного климата, заметно уступая Казахстану. Отсутствует в ЕАЭС и единая система лицензирования внешнеторговых операций.
Президент РФ отметил, что в последнее время проделана значительная работа по совершенствованию договорно-правовой базы Союза: согласованы такие фундаментальные документы, как Таможенный кодекс, Концепция формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, поэтапной либерализации финансового рынка. При этом приоритетное внимание необходимо уделять дальнейшей работе по улучшению макроэкономической ситуации, увеличению объемов инвестиций в основной капитал, созданию большей добавленной стоимости и развитию несырьевого экспорта. Одной из насущных задач, как считает В.В. Путин, является последовательное устранение препятствий на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Такие барьеры страны ЕАЭС будут постепенно устранять до 2025 года.
Список литературы
1. Договор МИДа России (Министерство иностранных дел РФ) от 29 мая 2014 г. «О Евразийском экономическом
союзе>>.LГRL:ГАРАНТ.РУ:http://www.garantm/products/i po/prime/doc/70570880/ (дата обращения 22 мая 2017 г.).
2. Таможня без границ. Электронное издание «Наука и технологии России» (6 июля 2010). Проверено 3 ноября 2012. Архивировано из первоисточника на WebCite 22 мая 2017 г.
3. Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 22 мая 2017 г.).
4. Либман. А. Экономика ЕАЭС: перспективы расширения, интеграция «снизу» и интересы бизнеса (от 2 мая 2017). URL:http://www.russianskz.info/economy/8678-eaes-perspektrvy-rasshireniya-integraäya-smzu-i-mteresy-biznesa.html (дата обращения 22 мая 2017 г.).
5. Вьюнов В. Н., Филиппова М. Г., Мамедов Р. М., Коротовский В. В., Рзаева Е. А., Кофанов В. А. Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС // Молодой ученый. - 2016. №8 . С. 520-523.
6. Эксперт: Россия диктует свои правила на рынке ЕАЭС URL: http://www.belaгuspaгtisan.org/m/economic/380946/(дата обращения 22 мая 2017 г.).
7. Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-04-2017-4.aspx (дата обращения 22 мая 2017 г.).