«человека, который ведет себя самостоятельно». Взгляды зарубежных учёных, пытающихся решить упомянутую проблему идентичности, сообщают, что эта проблема интересует всё человечество, и эта информация даёт возможность воспитать научное мировоззрение.
Для комплексного изучения личности на практике используются не один, а комплексные тесты (комбинированные). Например, чешский психолог Ю. Давайте посмотрим на тест. Этот тест используется для оценки вербального мышления 6-летних детей и оценки их готовности к школе. Список использованной литературы:
1. Сластёнин В.А. Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности. М. 1991.
2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М. 1990.
3. Шварцман К.А. Философия и воспитания. М. 1989.
4. Скаловая Я. Методология и методы педагогических исследований. М. 1989.
© Пайзыев Х., 2024
УДК 376
Савельева Н.Г.,
к.п.н., доцент, Кондакова Д.В.,
студент ФГБОУ ВО «ВлГУ им. А Г. и Н.Г. Столетовых»,
г. Владимир, Россия.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОСОБИЯ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ» И «ВЕЛКРО ТЕХНОЛОГИЙ»
Аннотация
В статье представлен опыт использования на логопедических занятиях пособия «Круги Луллия» и «Велкро технологий» по совершенствованию связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Ключевые слова:
логопедическое занятие, пособие «Круги Луллия», «Велкро технологии», связная описательная речь, общее недоразвитие речи.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва и др.).
Логопедические занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей, а также, на формирование у воспитанников речемыслительной деятельности, способствуют активизации их зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
В настоящее время учителя-логопеды, дефектологи совершенствуют и оптимизируют процесс обучения лиц с нарушениями речи, используя разнообразные технологии на логопедических занятиях.
Развитие речевой деятельности дошкольников невозможно без игры, без создания эмоционально благоприятной обстановки. Именно при таких условиях у детей с ОНР возникает желание активно взаимодействовать с педагогом, принимать участие в речевом общении и коррекционном процессе в целом. С помощью игровых технологий связная описательная речь дошкольников с ОНР заметно развивается и совершенствуется, поэтому специалисты постоянно внедряют в коррекционный процесс разнообразные средства и пособия при обучении детей.
Мы предлагаем в логопедической работе на занятиях по совершенствованию связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня объединить два эффективных средства: «Круги Луллия» и «Велкро технологии».
«Круги Луллия» представляют собой несколько подвижных кругов разного размера, нанизанные на общий стержень. По центру устанавливается стрелка, закрепляющаяся на верхней части стержня. Пособие делится на сектора с количеством от 3 до 8. При вращении кругов, стрелка оказывается на определенных секторах [1].
«Круги Луллия» - это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата [2].
«Круги» можно представить детям как «чудесные круги». Со старшими дошкольниками желательно использовать от двух до четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от четырех до восьми. Круги можно использовать горизонтально или вертикально, закрепив на стене. Варианты «колец» логопед может выбирать самостоятельно и придумывать свои варианты игр и заданий к ним.
В переводе с английского языка слово «velcro» (велкро) означает «липучка». Лента «велкро» представляет собой пару текстильных лент. На одной из них расположены микрокрючки, а на другой -микропетли. При их соприкосновении крючки цепляются за петельки, и происходит скрепление.
Велкро - это материал, который легко сцепляется и отсоединяется, что позволяет создавать различные комбинации и упражнения по развитию речи. [4].
На кругах Луллия, с помощью «велкро технологии», можно легко прикрепить картинки с изображением различных предметов, животных, а затем предложить детям назвать, описать изображенные объекты, например: «Подбери цвет» (темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»); «Найди нужный хвост», «Чей малыш?», «Мамы и их детёныши», «Кто где живёт?», «Кто что ест?» (тема «Животные»); «Соедини части в целое» (темы: «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
Мы используем разнообразные варианты игр с данными пособиями: «Зарядка для язычка», «Посчитайка», «Найди и опиши», «Времена года», «Расскажи сказку», «Профессии»; создаем различные задания по развитию памяти, логики и внимания у дошкольников с ОНР [3].
Использование «Велкро технологий» и «Кругов Луллия» позволяет сделать логопедические занятия более интерактивными и увлекательными для детей, что способствует их активному участию в процессе обучения. Такой подход также помогает улучшить моторику и координацию движений пальцев рук у детей.
Совмещенный метод характеризуется наглядным, ярким материалом; созданием благоприятного эмоционального фона, позволяющего повысить у детей мотивацию к занятиям, помогающий им преодолеть неуверенность в себе, в своих познаниях. Запоминание информации у дошкольников ускоряется, становится осмысленным и долговременным. Процесс приклеивания и отдирания липучек, приносит пользу и в развитии сенсорной системы детей. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь, а главное, абсолютно безопасные в использовании. Пособие универсально, а элементы игры позволяют поддерживать интерес детей к новому изучаемому материалу.
Таким образом, использование в логопедической работе «Велкро технологий» с «Кругами Луллия»
является очень эффективным инструментом по совершенствованию связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Список использованной литературы:
1. Зеленова Е.В., Раубе И.В. Развитие творческого мышления дошкольников через кольца Луллия // Сборник статей «ИСТОЧНИК» выпуск 4. Кемерово., АВАНГАРД, 2018. - 71 с.: ил. ISBN 978-5-9909645-3-2
2. Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс] - URL:http://ds1ishim.ru/sites/default/ files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_ raboty_s_kolcami_lulliya.doc
3. Тарасенко Т.В., Казьмина Э.В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. // Символ науки. - 2016. - №10. - С. 19-23.
4. Терёхина Е.А. Логопедическое пособие «Речевичок» на липучках. — 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11441.html
© Савельева Н.Г., Кондакова Д.В., 2024
УДК 37
Сейрадова Б.М.,
Кандидат медицинских наук, преподаватель Кафедры акушерства и гинекологии последипломного образования Туркменского Государственного Медицинский университета имени Мурат Гаррыева,
Ашхабад, Туркменистан
ПРЕДГРАВИДНАЯ ПОДГОТОВКА ПРИ СИНДРОМЕ ПРИВЫЧНОЙ ПОТЕРЕ ПЛОДА
Аннотация
Синдром привычной потери плода (СППП) - это акушерская патология, характеризующаяся двумя или более последовательными спонтанными выкидышами в анамнезе. Женщины с СППП имеют повышенный риск осложнений во время последующих беременностей, поэтому для них важна тщательная предгравидная подготовка.
Ключевые слова:
синдром привычной потери плода, предгравидная подготовка, выкидыш, бесплодие, вспомогательные репродуктивные технологии.
Seyradova B.M.,
Candidate of Medical Sciences, Teacher Department of Obstetrics and Gynecology of Postgraduate Education of the Turkmen State Medical University named after Murat Garryyev,
Ashgabat, Turkmenistan
PRE-GRADUATE PREPARATION FOR REHABITAL FETAL LOSS SYNDROME
Annotation
Recurrent fetal loss syndrome (RFLS) is an obstetric pathology characterized by a history of two or more consecutive spontaneous miscarriages. Women with SSTD have an increased risk of complications during subsequent pregnancies, so careful preconception preparation is important for them.