Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СТОМАТОЛОГ / ПОСЕЩЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ / КАЧЕСТВО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агаларова Луиза Саидахмедовна, Булгакова Джамиля Магомедовна, Гаджиев Саид Рашидович

Реферат. Целью исследования явилась разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию стоматологической помощи сельскому населению. Материал и методы. Исследование проводилось в 2018-2019 гг. на базе двух центральных районных больниц Республики Дагестан. Объем и характер стоматологической помощи сельскому населению изучены по данным 4 376 случаев обращения. Экспертной оценке подвергнуто 385 законченных случаев амбулаторного лечения. Проанализировано содержание 418 анкет. Результаты. В структуре обращаемости населения за стоматологической помощью наибольшую долю составляют пульпиты (40,3%), далее кариес зубов (34,1%), периодонтит (8,3%), альвеолит (5,3%), некроз пульпы (3,4%). Установлена низкая медицинская активность сельского населения. 37,1% опрошенных не посещали врачей-стоматологов в течение последнего года. В среднем по всем нозологическим формам 68,2% пациентов были обследованы в полном объеме. По материалам экспертных оценок, в среднем 70,1% пациентов получили полноценное лечение, а 29,9% - неполноценное. Более трети (35,7%) амбулаторных карт больных заполнялись качественно. Лишь 32,1% респондентов регулярно чистят зубы 2 раза в день. Выводы. Установлена низкая медицинская активность населения. При обращении населения за стоматологической помощью обследование и лечение больных в среднем в трети случаев проводится в неполном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агаларова Луиза Саидахмедовна, Булгакова Джамиля Магомедовна, Гаджиев Саид Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING DENTAL CARE FOR THE RURAL POPULATION

The purpose of the study is to develop scientifically grounded recommendations for improving dental care for rural population. Material and methods. The study has been conducted in 2018-2019 on the basis of two central district hospitals of the Republic of Dagestan. The extent and nature of dental care for the rural population have been studied based on the data of 4,376 cases of treatment. 385 completed cases of outpatient treatment have been subjected to expert evaluation. The content of 418 questionnaires has been analyzed. Results. In the structure of the population's requests for dental care, the largest part is pulpitis (40,3%); dental caries (34,1%), periodontitis (8,3%), alveolitis (5,3%), pulp necrosis (3,4%). Low medical activity of the rural population has been found. 37,1% of respondents did not visit dentists in the last year. On average, 68,2% of patients have been examined in full scale for all nosological forms. According to expert assessments, on average 70,1% of patients received full-fledged treatment, and 29,9% received inferior treatment. More than a third (35,7%) of outpatient patient records has been filled out qualitatively. Only 32,1% of respondents regularly brush their teeth 2 times a day. Conclusions. Low medical activity of the population has been found. Examination and treatment of patients on average in one third of cases are carried out incompletely when the population seeks for dental care.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ»

^СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СЛУЖБЫ ^ЗДР^РРХРАНЕНИЯ^^

© Агаларова Л.С., Булгакова Д.М., Гаджиев С.Р., 2022 УДК 616.31-085:614.2(1-22)

^^ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ = СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Луиза Саидахмедовна Агаларова, д-р мед. наук, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [367012 г. Махачкала, пл. Ленина, 1; тел.: 8 960 409-45-97; e-mail: [email protected]] Джамиля Магомедовна Булгакова, канд. мед. наук, ассистент кафедры ортопедической стоматологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Саид Рашидович Гаджиев, ординатор первого года обучения по ортопедической стоматологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования

Реферат. Целью исследования явилась разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию стоматологической помощи сельскому населению. Материал и методы. Исследование проводилось в 2018-2019 гг. на базе двух центральных районных больниц Республики Дагестан. Объем и характер стоматологической помощи сельскому населению изучены по данным 4 376 случаев обращения. Экспертной оценке подвергнуто 385 законченных случаев амбулаторного лечения. Проанализировано содержание 418 анкет. Результаты. В структуре обращаемости населения за стоматологической помощью наибольшую долю составляют пульпиты (40,3%), далее кариес зубов (34,1%), периодонтит (8,3%), альвеолит (5,3%), некроз пульпы (3,4%). Установлена низкая медицинская активность сельского населения. 37,1% опрошенных не посещали врачей-стоматологов в течение последнего года. В среднем по всем нозологическим формам 68,2% пациентов были обследованы в полном объеме. По материалам экспертных оценок, в среднем 70,1% пациентов получили полноценное лечение, а 29,9% - неполноценное. Более трети (35,7%) амбулаторных карт больных заполнялись качественно. Лишь 32,1% респондентов регулярно чистят зубы 2 раза в день. Выводы. Установлена низкая медицинская активность населения. При обращении населения за стоматологической помощью обследование и лечение больных в среднем в трети случаев проводится в неполном объеме.

Ключевые слова: сельское население, стоматолог, посещения, профилактические осмотры, качество стоматологической помощи, анкетный опрос.

IMPROVING DENTAL CARE FOR THE RURAL POPULATION

Luiza S. Agalarova, Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Public Health and Health Care of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [367012 Makhachkala, Lenin sq., 1; tel.: 8 960409-45-97; e-mail: [email protected]] Jamila M. Bulgakova, Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Orthopedic Dentistry of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation Said R. Gadzhiev, first year resident on the training in orthopedic dentistry of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education

Abstract. The purpose of the study is to develop scientifically grounded recommendations for improving dental care for rural population. Material and methods. The study has been conducted in 2018-2019 on the basis of two central district hospitals of the Republic of Dagestan. The extent and nature of dental care for the rural population have been studied based on the data of 4,376 cases of treatment. 385 completed cases of outpatient treatment have been subjected to expert evaluation. The content of 418 questionnaires has been analyzed. Results. In the structure of the population's requests for dental care, the largest part is pulpitis (40,3%); dental caries (34,1%), periodontitis (8,3%), alveolitis (5,3%), pulp necrosis (3,4%). Low medical activity of the rural population has been found. 37,1% of respondents did not visit dentists in the last year. On average, 68,2% of patients have been examined in full scale for all nosological forms. According to expert assessments, on average 70,1% of patients received full-fledged treatment, and 29,9% received inferior treatment. More than a third (35,7%) of outpatient patient records has been filled out qualitatively. Only 32,1% of respondents regularly brush their teeth 2 times a day. Conclusions. Low medical activity of the population has been found. Examination and treatment of patients on average in one third of cases are carried out incompletely when the population seeks for dental care.

Key words: rural population, dentist, visits, preventive examinations, quality of dental care, questionnaire survey.

Одним из наиболее массовых видов медицинской помощи, получаемой преимущественно в амбулаторно-поликлинических организациях, является стоматологическая помощь. В общей структуре посещений врачей всех специальностей визиты к стоматологам занимают 15-20%, поэтому поддержание стоматологического здоровья населения -одна из актуальных задач современного здравоохранения. Потребность населения в стоматологической помощи определяется взаимодействием ряда факторов, среди которых основными являются социально-экономические и климатогеографические условия жизни населения, экологическая обстановка, развитие сети стоматологических организаций и обеспечение их врачами-специалистами, доступность помощи и уровень культуры населения. Совокупность этих факторов обусловливает распространенность и структуру стоматологических заболеваний, определяет возможности их лечения [2, 3, 7].

Анализ динамики стоматологического здоровья населения РФ за последние годы свидетельствует о наличии явных тенденций к его ухудшению, особенно в сельской местности. Доступность стоматологической помощи для большинства категорий населения снижается. Это объясняется уменьшением государственного финансирования стоматологической службы.Особенно ощутимы все дефекты существующей системы стоматологического обслуживания в сельских районах, где при почти одинаковой с городами стоматологической заболеваемости имеют место низкая обеспеченность кадрами, слабая материально-техническая база, более низкая доступность стоматологической помощи [1, 6, 8, 9].

Сельское население по сравнению с городским имеет еще меньше возможности получить стоматологическую помощь, поскольку стоматологические организации, где сосредоточены наиболее квалифицированные кадры и новейшее оборудование, расположены в основном в городах [4, 5].

Целью исследования явилась разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию стоматологической помощи сельскому населению.

Материал и методы. Исследование проводилось в 2018-2019 гг. на базе двух центральных районных больниц (Дербентская, Курахская) Республики Дагестан. Объем и характер стоматологической помощи сельскому населению изучены по данным 4 376 случаев обращений в медицинские организации. Экспертной оценке было подвергнуто 385 законченных случаев амбулаторного лечения. Проанализировано 418 анкет, содержащих ответы населения по вопросам организации и качества стоматологической помощи.

Для изучения качества стоматологической помощи разработана «Карта экспертной оценки качества стоматологической помощи сельскому населению», которая включала разделы, позволяющие оценить качество обследования, диагностики, лечения, кон-

сультативной помощи, ведения амбулаторных карт. К экспертизе качества стоматологической помощи привлекались районные стоматологии, врачи-стоматологи ЦРБ, имеющие достаточный организационный и лечебный опыт работы (не менее 10 лет).

Проведен опрос пациентов, посещавших сельские и районные стоматологические кабинеты. С этой целью была разработана «Анкета изучения мнения сельского населения по вопросам организации и качества стоматологической помощи», которая включала 28 вопросов: возрастно-половой состав пациентов, их социальное положение, частота и причины посещений врача в течение года, а также вопросы «Сколько времени в среднем Вы затрачиваете на посещение врача-стоматолога?», «Как Вы оцениваете работу врача-стоматолога?», «Как Вы оцениваете уровень качества стоматологической помощи в Вашей организации?», «Как Вы относитесь к платным стоматологическим услугам?», «В какой степени Вы удовлетворены условиями труда врача?» и др.

Анализ данных о контингентах населения, обратившихся за стоматологической помощью, показал, что среди них 63,8% составили женщины и 36,2% -мужчины. Возрастной состав был следующим: лица 30-39 лет составили 27,7%, 40-49 лет - 20,9%, 2029 лет - 18,4%, 15-19 лет - 16,4%, 50-59 лет - 7,2%, 60-69 лет - 6,3%, 70 лет и старше - 3,1%. Из общего числа обратившихся 42,1% - рабочие, 24,6% - пенсионеры, 16,3% - служащие, 12,8% - учащиеся и 4,2% - предприниматели.

В соответствии с целью и задачами в исследовании использованы статистический, социологический методы и метод экспертных оценок. При обработке и оценке достоверности результатов исследования широко использовались методы математической статистики, вычисление и оценка относительных и средних величин, критерий Стьюдента (t) и др. За уровень статистической значимости принималась вероятность ошибки р < 0,05. Статистическую обработку проводили при помощи программ Statistica 6.0, Биостат 4.03, MS Excel 2003.

Результаты и их обсуждение. Изучение структуры обращаемости населения за стоматологической помощью (табл. 1) показало, что наибольшую долю составляют обращения по поводу пульпитов (40,3%). Это свидетельствует о том, что жители сельской местности чаще обращаются к стоматологам с острой болью. На втором месте в структуре причин обращаемости стоит кариес зубов (34,1%), далее -периодонтит (8,3%), альвеолит (5,3%), некроз пульпы (3,4%), периостит (2,7%), травмы челюстно-лице-вой области (2%).

Доля альвеолитов и периоститов в структуре причин обращаемости указывает на частоту осложнений воспалительного характера. О недостаточной сани-тарно-просветительной работе среди сельского населения свидетельствуют данные о том, что при высокой распространенности заболеваний пародонта

Таблица 1

Структура обращаемости сельского населения за стоматологической помощью (абс. числа; %)

Нозологическая форма Абс. числа %

Кариес зубов 1 492 34,1

Пульпит 1 764 40,3

Некроз пульпы 149 3,4

Периодонтит 363 8,3

Гингивит 9 0,2

Пародонтит 18 0,4

Альвеолит 232 5,3

Периостит 118 2,7

Травмы челюстно-лицевой области 87 2,0

Прочие заболевания 144 3,3

Итого 4 376 100,0

доля обратившихся с целью лечения заболеваний этой группы составила лишь 0,6%. О низкой медицинской активности сельского населения свидетельствуют данные о том, что значительная его часть (38,4%) за последние 5 лет не обращалась к стоматологам.

Материалы анализа структуры посещений населением врачей-стоматологов могут быть использованы при планировании лечебно-профилактических мероприятий и осуществлении целенаправленной санитарно-просветительной работы. В планах работы врачей-стоматологов больше внимания необходимо уделять мероприятиям по первичной и вторичной профилактике стоматологических заболеваний.

Анализ данных обращаемости показал, что 22,4% пациентов после первичного посещения стоматолога, получив неотложную помощь, не являются на повторный прием и не заканчивают начатого лечения. В структуре незаконченных случаев лечения (рис. 1)

| | Заболевания

— пародонта

^ Кариес

| | Прочие

— заболевания

Рис. 1. Структура незаконченных случаев лечения стоматологических заболеваний (%)

первое место занимают пульпиты (40,5%), далее - периодонтиты (31,2%), заболевания пародонта (21,4%) и кариес (2,7%). Это свидетельствует о необходимости оказания максимального объема помощи в одно посещение и регулирования потока больных в стоматологические организации сельской местности с целью эффективного использования рабочего времени и обеспечения нормального ритма работы персонала.

Известно, что от рациональной организации труда во многом зависит качество стоматологической помощи. Для выявления резервов в организации труда сельских врачей-стоматологов была изучена структура затрат их рабочего времени по видам деятельности. Установлено, что наибольшие затраты приходятся на лечебно-диагностическую работу [(56,2±1,2)%]. Такой важный раздел деятельности врачей, как профилактическая работа, в сельской местности в сложившихся условиях находится на низком уровне. На этот вид деятельности у стоматологов уходит лишь (6,7±0,1)% рабочего времени. В то же время на работу с документацией приходится пятая часть [(22,6±0,3)%] рабочего времени, на консультативную работу - (4,6±0,01)%, повышение личной квалификации - (2,4±0,01)%, на прочие виды деятельности - 7,5%.

Качество стоматологической помощи сельскому населению изучено по материалам экспертных оценок. Полнота обследования и оценка качества лечения стоматологических больных представлены в табл. 2. В среднем по всем нозологическим формам (68,2±1,4)% пациентов были обследованы в полном объеме. Детальный анализ качества обследования показал, что почти каждый третий больной с кариесом, периодонтитом, каждый четвертый с пульпитом и 2/3 больных с заболеваниями пародонта не были обследованы полностью. Причинами неполного обследования явились, по мнению экспертов, в 35,3% случаев отсутствие необходимого оборудования и аппаратуры, в 29,6% случаев - недостаточная квалификация врачей и в 6,4% - перегруженность врачей и вспомогательных кабинетов.

По материалам экспертных оценок, в среднем (70,1±3,4)% пациентов получили полноценное лечение, а (29,9±1,3)% - неполноценное, особенно это имело место при периодонтитах (37,2%), пульпитах (35,7%) и заболеваниях пародонта (29,3%). При анализе причин неполноценного лечения установлено, что в большинстве случаев (57,4%) это было результатом неправильной тактики врачей в лечении того или иного заболевания. В (11,7±0,5)% случаев больные не получили полноценного лечения из-за отсутствия необходимых кабинетов и аппаратуры, в (9,3±0,2)% случаев причиной послужила недисциплинированность больных.

Одним из важных показателей работы врачей, как известно, является своевременное и правильное установление диагноза. При экспертной оценке качества диагностики было установлено расхожде-

Таблица 2

Полнота обследования и качество лечения больных со стоматологическими заболеваниями

по экспертным оценкам (абс. числа; %)

Нозологическая форма Показатели Полнота обследования Качество лечения Итого

В полном объеме В неполном объеме Полноценное Неполноценное

Кариес Абс. числа 86 34 103 17 120

% 71,6 28,4 85,9 14,1 100

Пульпит Абс. числа 49 16 42 23 65

% 76,1 23,9 64,3 35,7 100

Периодонтит Абс. числа 135 51 117 69 186

% 72,5 27,5 62,8 37,2 100

Заболевания пародонта Абс. числа 12 19 22 9 31

% 38,4 61,6 70,7 29,3 100

Прочие заболевания Абс. числа 18 20 22 16 38

% 47,7 52,3 56,6 43,4 100

Всего Абс. числа 300 140 306 134 440

% 68,2 31,8 70,1 29,9 100

ние диагнозов в целом в 9,8% случаев. Основными причинами явились неполноценное обследование, неудовлетворительная организация консультативной помощи, недостаточная квалификация врачей.

По материалам экспертных оценок, более трети [(35,7±2,3)%] амбулаторных карт больных заполнялось некачественно. При этом врачами допускается множество недочетов: отсутствие данных объективного обследования [(17,6±1,4)%], некачественное оформление записей [(13,2±0,9)%], отсутствие записей о проведенном лечении [(6,3±0,2)%], об использованных пломбировочных материалах [(5,9±0,1)%].

Изучение мнения населения показало, что лишь треть [(32,1±1,3)%] респондентов регулярно соблюдают правила гигиены полости рта и чистят зубы 2 раза в день. Среди них значительную долю составляют служащие (23,4%), бизнесмены (6,2%) и студенты (2,1%). Более трети [(37,4±0,9)%] опрошенных чистят зубы 1 раз в день.

Распределение респондентов разного пола в зависимости от соблюдения правил гигиены полости рта показало, что в сельской местности мужчины гораздо реже соблюдают общепринятые правила гигиены полости рта, чем женщины. Установлено, что из числа лиц, которые чистят зубы 2 раза в день, 3/4 составляют женщины. На вопрос «Проводился ли Вам когда-нибудь контроль правильности чистки зубов?», лишь 4,1% опрошенных дали положительный ответ. Все это свидетельствует о низких санитарно-гигиенических знаниях сельского населения. О недостаточной медицинской активности сельского населения говорят данные обращаемости стоматологических организаций. Так, 37,1% опрошенных не посещали врачей-стоматологов в течение последнего года, а 41% - 1-2 раза.

Анализ посещаемости населением стоматологов по причинам показал, что в основном пациенты обращаются за стоматологической помощью только с лечебной целью [(65,2±3,8)%], а с профилакти-

ческой - лишь (3,8±0,06)% (рис. 2). Это свидетельствует о низкой профилактической активности населения, невнимательном отношении к своему здоровью и о недостаточной санитарно-просветительной работе стоматологов. В структуре причин посещений 18,3% приходится на протезирование. Следует отметить, что 82,7% из числа обратившихся с целью протезирования составили женщины. Значительную долю (12,7%) среди причин составляют случаи обращения с целью удаления зуба, т.е. каждый десятый больной приходит удалить зуб. Из числа обратившихся с целью удаления зуба 2/3 составили мужчины.

Известно, что путь больного к врачу начинается с регистратуры, однако, по данным исследования, 15,8% опрошенных отметили ее работу как неудовлетворительную. На вопрос о выборе наиболее удобного времени посещения врача-стоматолога более половины респондентов (53,8%) отметили утренние часы, причем около 40% из них проживают в отдаленных селах и не имеют возможности приезжать в послеобеденное время. 15,2% опрошенных отметили как наиболее удобное время период с 12 до 15 ч; около 18,4% больных выбрали время от 15 до 18 ч. Наименьшую долю респондентов (10,2%) составляют лица, для которых удобно посещать врача-стоматолога в вечернее время. В последних двух группах преобладали жители районных центров, где расположена ЦРБ. Это свидетельствует о необходимости регулирования потока больных с целью рационального использования рабочего времени медицинского персонала.

На дефекты в организации амбулаторной стоматологической помощи указывает и длительное время ожидания приема врача: 35,4% респондентов ожидали приема врача более 2 ч, 18,8% - около 1 ч, 23,1% - затратили 30 мин и лишь 16,4% - около 10 мин. Таким образом, пациенты теряют много времени в очередях.

Определенный интерес представляет оценка населением условий труда сельских врачей-стомато-

3,8%

12,7%

18,3%

□ Лечение зуба И Удаление зуба

^ Протезирование Ц Профилактические

посещения

Рис. 2. Структура причин обращений населения за стоматологической помощью (%)

логов. Материалы исследования показали, что лишь 15,4% опрошенных оценили их как хорошие. Большинство пациентов (65,4%) считают условия труда врачей удовлетворительными, а 19,2% - неудовлетворительными.

При ответе на вопрос о профессиональных качествах врачей-стоматологов (25,3±1,2)% опрошенных оценили их деятельность как хорошую, (63,5±3,8)% -как удовлетворительную. Следует отметить, что (11,2±0,4)% респондентов не удовлетворены работой врачей и не намерены в дальнейшем пользоваться услугами той или иной организации.

Изучение отношения пациентов к платным стоматологическим услугам показало, что 27,2% опрошенных относятся к этому явлению положительно. Однако при выборе медицинской организации для получения стоматологической помощи наибольшее число респондентов отдали предпочтение государственным стоматологическим организациям (62,8%), и лишь 15,7% указали на предпочтительность негосударственных стоматологических поликлиник и кабинетов.

При анализе причин обращения населения за платной помощью установлено, что 26,1% пациентов отметили при ее оказании более внимательное отношение врачей, 23,7% - более квалифицированное обследование и лечение, 15,7% - использование современных методов обезболивания.

Выводы:

1. В структуре причин обращаемости сельского населения за стоматологической помощью наибольшую долю составляют пульпиты (40,3%), на втором месте - кариес зубов (34,1%), далее - периодонтит (8,3%), альвеолит (5,3%), некроз пульпы (3,4%) и периостит (2,7%). Анализ данных обращаемости показал, что 22,4% пациентов после первичного посещения стоматолога, получив неотложную помощь, не

являются на повторный прием и не заканчивают начатое лечение.

2. Изучение качества стоматологической помощи сельскому населению по материалам экспертных оценок показало, что имеются значительные резервы для улучшения медицинской помощи жителям села, зависящие, в первую очередь, от уровня профессиональной квалификации стоматологов, работающих в сельской местности, и четкого контроля за их деятельностью. Обследование больных в среднем в 31,8% случаев проводилось в неполном объеме, лечение было неполноценным в 29,9% случаев.

3. Изучение мнения пациентов сельских стоматологических учреждений об организации и качестве стоматологической помощи показало, что лишь 25,3% опрошенных оценили качество их деятельности как «хорошее», 63,5% - как «удовлетворительное». 11,2% респондентов не удовлетворены работой врачей и не намерены в дальнейшем пользоваться услугами той или иной организации. Установлена низкая медицинская активность населения, 37,1% опрошенных не посещали врачей-стоматологов в течение последнего года.

Литература

1. Алимский, А.В. Генеральные направления совершенствования стоматологической службы / А.В. Алимский // Труды IX съезда Стоматологической ассоциации России. - Москва, 2004. - С. 110-115.

2. Аперян, М.С. Медико-организационные подходы к оценке спроса и потребности населения стоматологических услуг на муниципальном уровне: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / М.С. Аперян. - Москва, 2006. - 25 с.

3. Булгакова, Д.М. Совершенствование организации и повышение качества стоматологической помощи сельскому населению Республики Дагестан: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Булгакова Джамиля Магомедовна. -Москва, 2004. - 25 с.

4. Ерошенко, Р.Э. Изучение мнения сельского населения Омской области о доступности и качестве оказания стоматологической ортопедической помощи / Р.Э. Ерошенко // Стоматология. - 2016. - Т. 95, № 3. - С. 84-85.

5. Карпов, О.Э. Методика организации опросов пациентов для оценки удовлетворенности качеством медицинского обслуживания / О.Э. Карпов, Д.А. Махиев // Вестник медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. -2009. - № 1. - С. 68-72.

6. Линденбратен, А.Л. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы / А.Л. Линденбратен, В.В. Ковалева // Здравоохранение. - 2011. -№ 6. - С. 50-53.

7. Состояние и пути совершенствования стоматологической помощи сельскому населению / Е.В. Александров,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.А. Барауля, О.П. Голева, В.М. Семенюк // Менеджмент и маркетинг - 2010. - № 1. - С. 49-51.

8. Шестаков, В.Т. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект концепции) /

B.Т. Шестаков, О.О. Янушевич, В.К. Леонтьев. - Москва, 2008. - С. 199.

9. Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В .А. Медик. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 592 с.

References

1. Alimskii, A.V. General'nye napravleniya sovershenstvo-vaniya stomatologicheskoi sluzhby / A.V. Alimskii // Trudy IX s'ezda Stomatologicheskoi associacii Rossii. - Moskva, 2004. - S. 110-115.

2. Aperyan, M.S. Mediko-organizacionnye podhody k ocenke sprosa i potrebnosti naseleniya stomatologicheskih uslug na municipal'nom urovne: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata medicinskih nauk / M.S. Aperyan. - Moskva, 2006. - 25 s.

3. Bulgakova, D.M. Sovershenstvovanie organizacii i povyshenie kachestva stomatologicheskoi pomoschi sel'skomu naseleniyu Respubliki Dagestan: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata medicinskih nauk / Bulgakova Dzhamilya Magomedovna. -Moskva, 2004. - 25 s.

4. Eroshenko, R.E. Izuchenie mneniya sel'skogo naseleniya Omskoi oblasti o dostupnosti i kachestve okazaniya

stomatologicheskoi ortopedicheskoi pomoschi / R.E. Eroshenko // Stomatologiya. - 2016. - T. 95, № 3. - S. 84-85.

5. Karpov, O.E. Metodika organizacii oprosov pacientov dlya ocenki udovletvorennosti kachestvom medicinskogo obsluzhivaniya / O.E. Karpov, D.A. Mahiev // Vestnik mediko-hirurgicheskogo centra im. N.I. Pirogova. - 2009. -№ 1. - S. 68-72.

6. Lindenbraten, A.L. Kontrol' kachestva organizacii medi-cinskoi pomoschi: sovremennye podhody / A.L. Lindenbraten, V.V. Kovaleva // Zdravoohranenie. - 2011. - № 6. S. 50-53.

7. Sostoyanie i puti sovershenstvovaniya stomatologicheskoi pomoschi sel'skomu naseleniyu / E.V. Alek-sandrov, A.A. Baraulya, O.P. Goleva, V.M. Semenyuk // Menedzhment i marketing. - 2010. - № 1. - S. 49-51.

8. Shestakov, V.T. Osnovnye napravleniya razvitiya stomatologicheskoi sluzhby Rossii (Proekt koncepcii) / V.T. Shestakov, O.O. Yanushevich, V.K. Leont'ev. - Moskva, 2008. -S. 99.

9. Schepin, O.P. Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie / O.P. Schepin, V.A. Medik. - Moskva: GEOTAR-Media, 2011. - 592 s.

© Гилаева А.Р., Мосихин С.Б., Сафиуллина Г.И., Мухамадуллина Л.Н., Герман Я.Э., 2022 УДК 616.28-008.12-082-039.57

== ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ТИННИТУСОМ В УСЛОВИЯХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КЛИНИКИ И ЧАСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Лльфня Рафаилевна Гилаева, врач-невролог ГАУЗ «Городская клиническая больница № 16» [420039 г. Казань, ул. Гагарина, 121; e-mail: [email protected]]

Сергей Борисович Мосихин, д-р мед. наук, профессор кафедры оториноларингологии Казанской государственной медицинской академии - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 36; e-mail: [email protected]] Гульнара Ильдусовна Сафиуллина, д-р мед. наук, профессор кафедры реабилитологии и спортивной медицины Казанской государственной медицинской академии - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 36; e-mail: [email protected]]

Лилия Наильевна Мухамадуллина, канд. мед. наук, зам. гл. врача по поликлинической работе ГАУЗ «Городская

клиническая больница № 16» [420039 г. Казань, ул. Гагарина 121; e-mail: [email protected]]

Яна Эдуардовна Герман, канд. мед. наук, гл. врач медицинского центра «Здоровье семьи» [г. Казань, ул. Восстания, 38]

Реферат. Рассмотрены особенности ведения пациента с тиннитусом в условиях государственной поликлиники и частного медицинского центра, обращаемость и маршрутизация данной категории пациентов. Цель исследования - изучение обращаемости пациентов с тиннитусом в государственные и частные медицинские учреждения, анализ проблем ведения больного, страдающего тиннитусом. Материал и методы. Рассмотрены диагностические карты 115 пациентов (из них 75 женщин и 40 мужчин) с тиннитусом, обратившихся в государственные и частные медицинские учреждения. Оценено качество обследования отоневрологом и оториноларингологом, маршрутизация пациентов, проведен статистический анализ. Изучены данные опросника отягощенности ушным шумом tinnitus handicap inventory (THI), состоящего из 25 вопросов, а также опросника реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ) Спилбергера - Ханина, в который входит 40 вопросов. Все пациенты были осмотрены отоневрологом и оториноларингологом, проведены эндоскопия носа и носоглотки, тимпанометрия с рефлексометрией, тональная пороговая аудиометрия, передняя активная ринометрия, акустическая ринометрия, регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов. Выполнена статистическая обработка данных. Проанализирована обращаемость в государственные и частные клиники, рассмотрена маршрутизация пациентов с тиннитусом. Предложены рекомендации по улучшению организационных и лечебно-диагностических мероприятий относительно данной категории пациентов.

Ключевые слова: государственные и частные медицинские клиники, тиннитус, ведение пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.