^ ШАйБАковА Людмила Фаритовна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и права
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-17 E-mail: [email protected]
^ ТоПАЛ ирина Станиславовна
Специалист-эксперт
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области 620075, рФ, г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 23 Тел.: (343) 264-60-27 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМА № 4-ИННОВАЦИЯ ФОРМА №5-ИННОВАЦИЯ
Совершенствование статистического учета и отчетности о результатах инновационной деятельности в промышленности
Аннотация
Рассмотрены методические подходы к государственному мониторингу результатов инновационной деятельности в России. Исследуется инновационная активность организаций промышленности Свердловской области, дается оценка инновационному потенциалу развития региона за последние годы. Приведены ключевые данные, наиболее значимые для Росстата, разработана и предложена новая модель формы №5-инновация. Даны рекомендации по совершенствованию статистического учета, а также обоснована целесообразность внедрения новой статистической формы №5-инновация.
Современная российская статистика требует постоянного совершенствования и новых подходов для достижения полноты и достоверности данных о наблюдаемых объектах. В настоящее время российская статистика инноваций включает в себя следующие формы государственной статистической отчетности [8]:
• № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности»;
• № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации) .
Статистическая форма № 4-инно-вация оценивает крупные и средние организации, осуществляющие экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, газа и воды, производства и распределения электроэнергии, обрабатывающих производств, связи, а также деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, предоставлением прочих видов услуг (рис. 1) [2].
Инновационная активность малых предприятий (кроме микропредприятий) обследуется Росстатом на основе формы № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия», которая представляет собой сильно сокращенную версию базовой формы № 4-инновация.
Исследование инновационной деятельности организаций государственной статистикой играет очень важную роль и помогает оценить экономический эффект от внедрения конкретной инновации. Необходимо проводить комплекс-
ные мероприятия по полноценному и точному сбору информации об инновационной деятельности, так как это позволит создать полную картину инновационного развития, как региона, так и страны в целом [1].
С точки зрения Росстата, инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использование в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [3].
В статистике выделяют следующие основные виды инновационной деятельности [7]:
• исследования и разработки;
• инструментальная подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса;
• производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями
Инновационная деятельность
Ресурсы инновационной деятельности Результаты инновационной деятельности
Кадры Инновационная продукция
Производственные фонды > Влияние на результаты
Финансовые ресурсы деятельности предприятий
JEL classification
Рис. 1. Форма № 4-инновация: основные направления исследования C19, O14, O31 инновационной деятельности
Improving Statistical Recording and Reporting on the Results of Innovative Activity in Industry
■o
я
и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;
• приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, по своему технологическому назначению связанных с внедрением технологических и прочих инноваций;
• приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий (договоров) на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, раскрытия ноу-хау, а также услуг технологического содержания;
• приобретение программных средств, связанных с осуществлением технологических инноваций;
• обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;
• маркетинговые исследования.
В официальных статистических публикациях Росстата система показателей для оценки инновационной деятельности содержит следующие блоки [1]:
• инновационная активность организаций (число организаций, осуществляющих инновации, и их удельный вес в общем числе обследованных организаций);
• виды инновационной деятельности (исследования и разработки, приобретение машин и оборудования, приобретение новых технологий, приобретение программных средств, обучение и подготовка персонала и т.д.);
• затраты на инновации (в том числе продуктовые и процессные, а также в процентах к отгруженной продукции организаций);
• объем инновационной деятельности по уровню новизны (продукция, подвергшаяся значительным технологиче-
ским изменениям или вновь внедренная, и продукция, подвергшаяся усовершенствованию);
• факторы, препятствующие инновационной деятельности (основные; значительные и незначительные).
Все показатели разрабатываются Росстатом в разрезе отдельных видов экономической деятельности, часть показателей представляется в региональном разрезе.
Оценка инновационной активности организаций Свердловской области показывает невысокую инновативность хозяйственной среды: в 2013 г. из 1122 крупных и средних организаций, обследованных Свердловскстатом по видам экономической деятельности, 129 организаций были инновационно активными (11,5% общего числа), из них 114 (10,2%) организаций осуществляли технологические инновации (рис. 2, 3).
Число организаций, занимающихся ведением инновационной деятельности в производственной сфере, нестабильно и имеет тенденцию к снижению.
При этом обрабатывающее производство более инновативно по сравнению с другими направлениями производственной деятельности (рис. 4).
Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг по организациям в 2013 г. составил более 83 млрд р. и имеет тенденцию роста (рис. 5).
Затраты на технологические инновации в 2013 г. составили около 29 млрд р. Начиная с 2009 г. наблюдается рост данного показателя (рис. 6).
Группой исследователей кафедры статистики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в 2008 г. было предпринято обследование промышленных предприятий по выявлению уровня профессионализма заполнения формы № 4-инновация. Функция заполнения формы № 4-инновация на большинстве предприятий возложена на бухгалтерские службы (по существующей российской практике вся отчетность -бухгалтерская, налоговая, статистиче-
^ Lyudmila F. SHAYBAKOVA
Dr. Sc. (Econ.), Prof., Head of Economics and Law Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-17 E-mail: [email protected]
^ Irina S. TOPAL
Specialist-Expert
Regional Office of Federal State Statistics Service in Sverdlovsk oblast 620075, RF, Yekaterinburg, Tolmacheva St., 23 Phone: (343) 264-60-27 E-mail: [email protected]
Keywords
INNOVATION STATISTICS INNOVATIVE ACTIVITY INNOVATIVE PRACTICE FORM NO. 4 - INNOVATION FORM NO. 5 - INNOVATION
Abstract
The methodological approaches to state monitoring of results of innovation activity in Russia are considered. Innovative activity of industrial enterprises in Sverdlovsk oblast is studied; innovation potential of the region's development in recent years is evaluated. The authors provide the key data that is especially important for Federal State Statistics Service, develop and propose a new version of the Form No. 5-Innovation. Some recommendation to improve statistical recording are given, and the necessity to introduce the new statistical Form No. 5-Innovation is justified.
JEL classification
C19, O14, O31
Рис. 2. Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в Свердловской области*
* Индикаторы инновационной деятельности крупных и средних организаций по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды Свердловской области в 2008, 2009, 2010 гг.: стат. бюл. / Свердловскстат. Екатеринбург, 2009, 2010, 2011.
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в Свердловской области, % *
* Основные показатели инновационной деятельности в Свердловской области за 2011, 2012, 2013 гг.: стат. бюл. / Свердловскстат. Екатеринбург, 2012, 2013, 2014.
20
15
10
16,9
2008
2009 2010
2011
2012 2013
Добыча полезных ископаемых ■ Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг
5
0
Рис. 4. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности в Свердловской области, % *
* Основные показатели инновационной деятельности в Свердловской области за 2011, 2012, 2013 гг.: стат. бюл. / Свердловскстат. Екатеринбург, 2012, 2013, 2014.
ская и др. - заполняется в бухгалтерии). Обычно (на средних и малых предприятиях) отчетность заполняется главными бухгалтерами, которые некомпетентны в отношении значительной части вопросов формы, не владеют терминологией, не разграничивают понятия продуктовых и процессных, технологических и организационных инноваций, а на изучение инструкции, которая, на их взгляд, является объемной и запутанной, у них просто «нет времени» [8]. Отчетность по данной форме составляется один раз в год, а в повседневной работе этот категориальный аппарат не используется. На некоторых предприятиях форму № 4-ин-новация заполняют бухгалтеры среднего звена. В этом случае достоверность и полнота информации оказывается низкой. Чаще всего организации заполняют только адресную часть формы и предоставляют сведения из раздела 1 «Общие организационно-экономические показатели организации» (сумма инвестиций в основной каптал, численность работников, расположение головного офиса и др.), которые корреспондируют с другой статистической отчетностью. Остальные разделы не заполняют или заполняют частично, исходя из собственного видения ситуации и субъективного понимания инновационной деятельности предприятия. При этом респонденты отмечали, что, возможно, по ряду разделов и можно было бы получить достоверную информацию в подразделениях НИОКР, в отделах маркетинга, коммерческо-техно-логических центрах или других подразделениях предприятия (в зависимости от организационной структуры), однако они не видят в этом смысла, поскольку не относят форму № 4-инновация к числу «основных», в отличие от так называемых унифицированных форм статистической отчетности, полнота и достоверность, которых тщательно контролируется органами государственной статистики. Незаполнение целых разделов в форме № 4-инновация, как правило, никаких последствий не имеет, что позволяет работникам действовать по принципу: «меньше предоставишь информации - меньше будет вопросов со стороны контролирующих органов», поскольку практика их работы свидетельствует, что указание какого-либо показателя может повлечь за собой требования документального подтверждения информации и, соответственно, увеличение объема работы. Респонденты отметили неудачные сроки предоставления отчета по форме № 4-инновация в органы государствен-
100000 80000 60000 40000 20000 0
83773,0
66999,9
583337 55067,1 59115,2
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Рис. 5. Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг в Свердловской области, млн р. *
* Основные показатели инновационной деятельности в Свердловской области за 2011, 2012, 2013 гг.: стат. бюл. / Свердловскстат. Екатеринбург, 2012, 2013, 2014.
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
33786,5
28677,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 6. Затраты организаций на технологические инновации в Свердловской области, млн р. *
* Основные показатели инновационной деятельности в Свердловской области за 2011, 2012, 2013 гг.: стат. бюл. / Свердловскстат. Екатеринбург, 2012, 2013, 2014.
ной статистики - 2 апреля после отчетного года. Это раньше, чем предприятие успевает составить все формы годовой бухгалтерской отчетности.
На качество отчетности влияет и источник финансирования: если разработка и освоение инноваций производились за счет бюджетного финансирования или средств заказчика, то отчетность более полна и достоверна, нежели если инновационная деятельность осуществлялась за счет собственных средств. Из-за непонимания сущности инновационной продукции (ее отличия от улучшенной, модифицированной) бухгалтерам трудно определить объем отгруженной инновационной продукции, В ряде случаев, произведя инновационную продукцию (например, уникальное технологическое оборудование, измерительные приборы, системы безопасности), предприятие не продает ее заказчику, а сдает в аренду и оказывает консультационные услуги по эксплуатации. При этом такая продукция не попадает в категорию отгруженной. Неясно также, считать ли отгруженной
инновационной продукцией продукцию, поставленную в представительских целях. Руководители предприятий отмечают существенную удаленность по времени затрат на разработки и исследования от организации серийного производства инновационной продукции, что также создает трудности в учете и отражении в отчетности [6].
Также следует отметить запутанность кодировок, неоднозначность подсказов в оценочных вопросах (разделы «Факторы, препятствующие инновациям», «Результаты инновационной деятельности», «Источники информации для формирования инновационной политики и др.») и неясность ряда формулировок (в частности, в вопросах о вхождении организации в группу инновационных предприятий, о рынках сбыта, о маркетинговых и организационных инновациях) [8].
К отрицательным моментам также можно отнести:
• недостаточную полноту данных об инновационной активности организаций, получаемых по форме № 4-иннова-
ция, которые не полно характеризуют осуществление инновационной деятельности организациями в Свердловской области, сбор данных не охватывает в целом все виды экономической деятельности;
• нестабильность числа обследуемых организаций по видам деятельности. По методологии официальной статистики инновационно-активной признается организация, имеющая затраты на инновации в отчетном году, учет наличие только факта затрат на инновации, независимо от их размера, при построении сводного показателя уровня инновационной активности региона не позволяет учесть уровень инновационной активности каждой организации Свердловской области;
• отсутствие раздельного учета гражданского и оборонного назначения, что не позволяет получить полную картину инновационной деятельности.
В целях совершенствования статистического учета инновационной деятельности помимо детализированной статистической формы № 4-инновация мы предлагаем ввести параллельно статистическую форму отчетности № 5-ин-новация для предприятий и организаций не обследуемых сегодня видов экономической деятельности.
По предлагаемой статистической форме № 5-инновация, по нашему мнению, могли бы отчитываться все организации, кроме микропредприятий и организаций, которые отчитываются по форме № 4-инновация.
Срок представления формы № 4-ин-новация 2 апреля неудобен для организаций, так как в этот период организации представляют практически все годовые статистические формы, годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и в статистику. Поэтому срок представления предлагаемой формы № 5-инновация может быть на 1 месяц позже срока представления других статистических форм. Форма должна быть годовой и представляться с периодичностью один раз в год.
Форму № 5-инновация мы предлагаем начать с вопросов, касающихся результатов инновационной деятельности, а также видов инновационной продукции, работ, услуг. Для сопоставления данных показатели в предлагаемой форме должны быть схожи с показателями действующей формы. Однако, учитывая тот факт, что форма № 4-инновация очень детализирована, содержит ряд второстепенных вопросов, которые не имеют
■о
я
¡5 отношение к инновационной деятель-8 ности, при разработке формы № 5-ин-ю новация мы исключили ряд вопросов и ^ показателей.
и Кроме того, в целях совершенствовали ния статистического учета и отчетности < об инновационной активности хозяйственной среды мы считаем целесообразным:
• для обеспечения сопоставимости субъектов Российской Федерации по уровню инновационной активности обеспечить сбор статистической информации по показателям, отражающим затраты на стимулирование исследований, разработок и инноваций из средств регионального бюджета;
• разработать и ввести в действие классификатор видов деятельности по уровню технологичности или официально утвердить международный аналог. Поскольку в настоящее время в России нет документа, определяющего высокотехнологичные секторы (подсекторы) производства, отсутствует возможность определения общего объема производимой в стране высокотехнологичной продукции, а также оценки показателей занятости в высокотехнологичных секторах;
• унифицировать статистическую форму № 4-инновация для повышения качества, достоверности и сопоставимости результатов наблюдения.
Для повышения достоверности собираемой статистической информации по инновациям необходимо создать стимулы для руководителей предприятий по корректному заполнению анкеты. Это возможно осуществить различными способами, как административными и штрафными санкциями за некорректность ответов, так и повышением заинтересованности руководителей в правильном заполнении статистической формы. Корректность заполнения анкеты повысится в том случае, если станет очевидно, что статистические данные являются востребованными и на их основе составляются федеральные и региональные программы инновационного развития [5]. Включение дополнительных вопросов в анкету и улучшение ее структуры позволит изменить представления респондентов в пользу значимости их ответов для развития экономики. В частности, полезным может быть добавление вопроса о поддержке со стороны государства, в которой нуждается предприятие при осуществлении инновационной деятельности.
В настоящее время не разработаны методики отражения операций инновационной деятельности в учетном процессе предприятий. Это относится как к процессу создания инноваций, так и к их приобретению. Основными проблемными вопросами при составлении базы учетных данных являются первоначальная стоимость инноваций, процедуры постановки на учет различных типов нововведений, а также отражение связанных вопросов в бухгалтерском и управленческом учете. Таким образом, перед различными типами предприятий стоит задача обеспечения учетно-аналитиче-ского сопровождения инновационной деятельности [4]. Это является надежным способом формирования и аккумуляции достоверной информации об инновационных процессах, которая в дальнейшем может быть использована как внутренними, так и внешними пользователями. Самостоятельный учет хозяйственных операций, связанных с инновационной деятельностью, осложнен рядом обстоятельств. Счета бухгалтерского учета не приспособлены для выделения инновационной активности в рамках основной деятельности предприятия. В форме № 4-инновация группировка данных проводится по объектному принципу, согласно которому аккумулируются затраты на технологические (продуктовые и процессные), маркетинговые и организационные инновации. Открытой остается проблема выбора методики калькулирования затрат на осуществление различных типов инноваций. Если в некоторых случаях затраты на технологические инновации еще можно посчитать, то расходы на маркетинговые и организационные инновации с трудом поддаются учету [9].
Предложенная статистическая форма №5-инновация позволит, на наш взгляд, расширить и улучшить аналитическую базу инновационной деятельности, а также увеличить информационный ресурс, который используется при разработке государственной и муниципальной научно-технической политики, форм и методов государственной и муниципальной поддержки. Качественное улучшение информационной базы для принятия решений позволит получить информационный эффект от реализации рекомендации.
Статистическая информация об инновационной деятельности важна и для руководителей регионов и муниципальных образований. С ее помощью они
могут оценить степень достижения показателей региональных и муниципальных программ развития инновационной деятельности, результативность осуществленных ими бюджетных инвестиций на строительство объектов инновационной инфраструктуры, таких как технопарки, бизнес-инкубаторы, центры про-тотипирования, центры коллективного пользования оборудованием и пр. [10]. Достоверная информация об инновационной деятельности также представляет интерес для федеральных органов власти при отслеживании хода реализации стратегии инновационного развития Свердловской области и Российской Федерации в целом.
Источники
1. Безрукова Ш, Аветисян М.В. Механизм взаимосвязи инновационного климата с инновационной деятельностью субъектов экономики // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 4. С. 59.
2. Бдайциева Л.Ф. Инновации: понятие, классификация, проблемы учета инноваций и инновационной деятельности в РФ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 6. № 4. С. 109-115.
3. Высоцкая Н.В. Научные достижения и мировой опыт в инновационном будущем России: технологии и методы управления предпринимательской деятельностью // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. Т. 4. С. 80-87.
4. Гафурова Д.И. Современный подход к определению понятия «инновации»: не забываем о рисковом характере и об экономическом результате инноваций // Страховое дело. 2008. № 8.
5. Дагаев А.А. Инновации для инноваций: новые тенденции в коммерциализации интеллектуальной собственности // Федерализм. 2013. № 4. С. 165-172.
6. Задерей А.Г., Конкевич В.Ю. От инноваций в металлургии - к инновациям в машиностроении // Технология легких сплавов. 2012. № 4. С. 7-12.
7. Заркович А.В., Стрябкова Е.А. Оценка инновационного развития регионов России с учетом кластерного подхода: результаты исследования // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2. С. 245-249.
8. Макарова П.А., Флуд Н.А. Статистическая оценка инновационного развития // Вопросы статистики. 2008. № 1.
9. Пантелеева К.О. Уточнение понятий «новый продукт» и «инновация» для продуктового планирования на промышленном предприятии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4(48). С. 60-64.
10. Шайбакова Л.Ф., Межецкая АЛ Формирование региональных инновационных систем в России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 2. С. 92-98.
References
1. Bezrukova T.L., Avetisyan M.V. Mekhanizm vzaimosvyazi innovatsion-nogo klimata s innovatsionnoy deyatel'nost'yu subektov ekonomiki [Mechanism of interaction of innovative climate with innovation economy subjects]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2011, no. 4, p. 59.
2. Bdaytsieva L.F. Innovatsii: ponyatie, klassifikatsiya, problemy ucheta innovatsiy i innovatsionnoy deyatel'nosti v RF [Innovations: concept, classification, problems of accounting of innovation and innovation activity in the Russian Federation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. AS. Pushkina - Journal of Pushkin Leningrad State University, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 109-115.
3. Vysotskaya N.V. Nauchnye dostizheniya i mirovoy opyt v innovatsionnom budushchem Rossii: tekhnologii i metody upravleniya predprinimatel'skoy deyatel'nost'yu [Scientific achievements and international experience in an innovative future for Russia: technology and management practices in entrepreneurial activity]. Aktualnye problemy sotsialno-ekonomicheskogo raz-vitiya Rossii - Topical Problems of Socio-Economic Development of Russia, 2010, vol. 4, pp. 80-87.
4. Gafurova D.I. Sovremennyy podkhod k opredeleniyu ponyatiya «innovatsii»: ne zabyvaem o riskovom kharaktere i ob ekonomicheskom rezul'tate innovatsiy [Modern approach to the concept of innovations: bear in mind the risk character and economic result of innovations]. Strakhovoe delo - Insurance, 2008, no. 8.
5. Dagaev A.A. Innovatsii dlya innovatsiy: novye tendentsii v kommert-sializatsii intellektual'noy sobstvennosti [Innovations for innovations: new trends in commercialization of intellectual property]. Federalizm - Federalism, 2013, no. 4, pp. 165-172.
6. Zaderey A.G., Konkevich V.Yu. Ot innovatsiy v metallurgii - k innovat-siyam v mashinostroenii [From innovations in metallurgy to innovations in mechanic engineering]. Tekhnologiya legkikh splavov - Technology of Lightweight Alloy, 2012, no. 4, pp. 7-12.
7. Zarkovich A.V., Stryabkova Ye.A. Otsenka innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii s uchetom klasternogo podkhoda: rezul'taty issledovaniya [Estimating innovative development of Russian regions with regard to cluster approach: research results]. Ekonomika i predprinimatelstvo - Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 5-2, pp. 245-249.
8. Makarova P.A., Flud N.A. Statisticheskaya otsenka innovatsionnogo razvitiya [Statistical evaluation of innovative development]. Voprosy statistiki -The Issues of Statistics, 2008, no. 1.
9. Panteleeva K.O. Utochnenie ponyatiy «novyy produkt» i «innovatsiya» dlya produktovogo planirovaniya na promyshlennom predpriyatii [Clarification of the concepts of "new product" and "innovation" for product planning at the industrial enterprise]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta - Journal of Saratov Socio-Economic University, 2013, no. 4(48), pp. 60-64.
10. Shaybakova L.F., Mezhetskaya A.L. Formirovanie regional'nykh inno-vatsionnykh sistem v Rossii [Formation of the regional innovation systems in Russia]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of Ural State University of Economics, 2011, no. 2, pp. 92-98.
■o я