Решетнеескцие чтения. 2015
УДК 330.322.54
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ И ФОРМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Р. В. Вотинцев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Определяется роль инвестиций в инновациях аэрокосмической отрасли. Рассматривается необходимость создания перспективных моделей инвестирования с учетом современных тенденций экономики.
Ключевые слова: аэрокосмическая отрасль, инновации, инвестиции.
PERFECTION OF MEANS AND FORMS OF INNOVATION INVESTMENT IN THE AEROSPACE INDUSTRY
R. V. Votintsev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The role of investments in innovations of aerospace industry is determined. The paper concentrates on the need to create perspective models of investment taking into account current trends of economy.
Keywords: space industry, innovations, investments.
Процессы глобализации и регионализации, несмотря на противоречивость и неоднозначные их проявления в транзитивных экономиках, как правило усугубляют риски социально-экономических трансформаций, существенно разрушая материально-техническую структуру инновационного базиса национального производства. Наиболее уязвимыми оказываются промышленные системы, априори ориентированные на приоритетное высокотехнологичное воспроизводство факторов и условий, позволяющих в числе проектов со значительным макроэкономическим эффектом решать задачи конкурентного присутствия на внешних рынках инновационных продуктов и технологий. В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации включены транспортные и космические системы, и в перечень критических технологий Российской Федерации - технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения [1]. Инвестирование в инновационную деятельность аэрокосмической отрасли требует постоянного мониторинга и оперативного применения различных форм и способов, в зависимости от внешних и внутренних влияющих факторов.
Современное позиционирование России на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции, как конкурентоспособного актора, предопределяет кардинальную перемену в компонентах экономического роста в направлении активизации инновационно-инвестиционных параметров. Последнее край-
не важно для форсирования отраслей оборонно-промышленного комплекса, спрос на продукцию которых непосредственным образом формируют прорывные достижения инновационной экономики.
Разворот приоритетов государства на ускоренное внедрение перспективных инновационных циклов пятого и шестого технологических укладов в проектах и системах аэрокосмической отрасли, ракетостроении, самолетостроении, автоматизации, робототехники и подобных секторах промышленного производства объективно мультиплицирует в процессы инновационной диверсификации структуры промышленности и создание предпосылок постепенного перехода экономики на инновационный путь развития в целом. Общепризнано, что аэрокосмическая отрасль играет ведущую роль в обеспечении военно-экономической безопасности страны. Она оказывает существенное влияние на уровень военного, экономического, научного потенциалов России, являясь ведущим звеном в их развитии. По оценке Президента Российской Федерации, «ракетно-космическая отрасль, в целом, сохранила свой производственный потенциал и имеет неплохой научный задел на будущее. И именно сейчас у России есть возможность реально перейти от мер использования и поддержания прежнего, еще советского, „космического потенциала" к осуществлению новых, действительно амбициозных проектов в космосе» [2].
Инвестиции в этой связи становятся одним из доминирующих факторов развития отрасли адекватно выполняемых задач в национальной и глобальной системе. Однако форсирование развития аэрокосми-
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
ческой отрасли во многом сдерживается несовершенством форм и способов инвестирования инновационных систем - приоритетных проектов по развитию научной базы, проектов в области композиционных материалов, авиастроения, финансирования госпрограмм и др. Наблюдаемый отток иностранных инвестиций, равно как и снижение мировых цен на экспортируемое сырье (основной источник поступлений в бюджет России), также затрудняют финансирование инновационных разработок. Ввиду транзитивного характера современной российской экономики отраслевое инновационное развитие требует нестандартных подходов в части обеспеченности ресурсами, в том числе инвестициями. Интенсивные изменения политических и экономических мировых трендов осложняют процесс перспективного планирования и выстраивания долгосрочных экономических отношений для стабильного функционирования и развития экономических систем, особенно в сфере инновационных проектов.
По состоянию на 2011 г. на российском рынке отечественная авиационная продукция в номенклатуре отдельных видов ее занимала от 11,4 % (использование авиационных двигателей) до 80 % (производство космических аппаратов и их элементов). Аналогично на мировом рынке отечественная продукция занимала соответственно 0,9 и 6 % [3]. В структуре ВВП за 2009-2011 гг. производство летательных аппаратов, включая космические, удерживалось на уровне 0,3 % от общего объема произведенной продукции. В дальнейшем правительство планирует сохранить этот показатель на том же уровне до 2020 г., при этом увеличив долю присутствия отечественной авиационной продукции на мировых рынках. В подтверждение этих планов, в соответствии с прогнозом финансирования программ инновационного развития, на авиационную отрасль в 2011-2020 гг. планируется выделить 853,9 млрд руб., причем 32,8 % этого объема планируется финансировать из внебюджетных фондов. Дополнительно по Государственной программе «Космическая деятельность России на 20132020 годы» в период с 2013 по 2017 гг. включительно планируется выделить 57,6 млрд руб. В дополнение к бюджетным ассигнованиям правительство предполагает увеличение объема частных инвестиций в производство летательных и космических аппаратов с 25,6 млрд руб. в 2009-2011 гг. до 63,9 млрд руб. в 2012-2016 гг., т. е планируемый рост инвестиций в отрасль составляет 150 % при среднем показателе по промышленности 147 % [3].
Выбор эффективных моделей управления ресурсно-инвестиционным развитием искомой отрасли связан с оценкой имеющейся практики моделирования и применения технологий, ноу-хау на объектах подобной отраслевой направленности. По способу организаций инновационных проектов различают следующие модели инновационных систем: евро-атлантическая, восточноазиатская и альтернативная [4]. Результаты инновационных обследований, проведенные в России в 2010 г., свидетельствуют, что национальная инновационная система страны тяготеет к мезо-корпоративной модели (по аналогии с Японией),
характерными чертами которой являются примат использования крупными российскими корпорациями и компаниями собственных проектных площадок для разработок и внедрения инноваций в собственную деятельность - 80 % ответов респондентов. Около 20 % компаний прибегают к услугам специализированных проектных и подрядных организаций, и лишь немногие изредка привлекали зарубежных подрядчиков. В то же время опрос показал, что такие источники инновационных продуктов, как приобретение лицензий на уже существующие продукты и технологии или покупка компаний, владеющих такой интеллектуальной собственностью, в России не получили своего развития [5].
Вышесказанное позволяет заключить, что потенциальная потеря стабильных источников финансирования аэрокосмической отрасли и инвестиций в инновационные проекты могут существенно снизить результаты развития отрасли относительно планируемых показателей. В этой связи актуализируются проблемы поддержания инновационного потенциала аэрокосмической отрасли и его развития, что связано с поиском существующих долгосрочных источников инвестирования либо с созданием и использованием новых. Вышеобозначенные проблемы являются недостаточно исследованными и представляют собой самостоятельную и актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.
Библиографические ссылки
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
2. Карпов А. С. Ракетно-космическая промышленность Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 12(33). С. 43-48.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Министерство экономического развития Российской Федерации.
4. Сергеев В., Алексеенкова Е., Нечаев В. Типология моделей инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: www.lawinrussia.ru (дата обращения: 10.10.2015).
5. Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы. Отчет к Международному экономическому форуму - 2010 // Роснано, РВК, РЭШ. М., 2010.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.07.2011 g. no 899 "Ob utverzhdenii prioritetnykh napravleniy razvitiya nauki, tekhnologiy i tekhniki v Rossiyskoy Federatsii i perechnya kriticheskikh tekhnologiy Rossiyskoy Federatsii" [The Presidential Decree of the Russian Federation of 07.07.2011 no. 899 "About approval of the priority directions of development of science, technologies and equipment in the Russian
Решетнееские чтения. 2015
Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation"].
2. Karpov A. S. Raketno-kosmicheskaya promysh-lennost' Rossiyskoy Federatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Space-rocket industry of the Russian Federation: current state and prospects] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost [National interests: priorities and safety]. 2008. No. 12(33), рр. 43-48.
3. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [The forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2030]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. [Ministry of Economic Development of the Russian Federation].
4. Sergeev V., Alekseenkova E., Nechaev V. Tipologiya modeley innovatsionnogo razvitiya [Typology of models of innovative development]. Available at: www.lawinrussia.ru.
5. Innovatsionnaya aktivnost' krupnogo biznesa v Rossii. Mekhanizmy, bar'ery, perspektivy. Otchet k Mezhdunarodnomu ekonomicheskomu forumu-2010 [Innovative activity of large business in Russia. Mechanisms, barriers, prospects. The report to the International economic forum - 2010]. Rosnano, RVK, RESh. M., 2010.
© Вотинцев Р. В., 2015
УДК 658.5.012.7
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
М. Ю. Горячева, Ю. Г. Малахова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается значимость развития эффективной системы менеджмента качества (СМК) предприятий авиационно-космического комплекса, финансово-хозяйственные вопросы, основные новации и проблемы при внедрении стандарта AS 9100С в СМК предприятий авиационной отрасли промышленности.
Ключевые слова: система менеджмента качества, авиационно-космический комплекс.
THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE ENTERPRISES OF THE AEROSPACE COMPLEX
M. Yu. Goryacheva, Yu. G. Malahova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper considers the significance of the development of an effective quality management system (QMS) at the enterprises of the aerospace complex, financial-economic issues, key innovations and challenges in the implementation of the standard AS S 9100S in QMS enterprises of the aviation industry.
Keywords: quality management system, aerospace industry.
Современный этап развития мирового сообщест- неджмента качества (СМК) предприятий авиационно-
ва отличается бурным ростом народонаселения, ус- космического комплекса уделяется самое серьезное
корением научно-технического прогресса и связан- внимание со стороны заказчика и Правительства РФ.
ным с этим усилением влияния человека на среду Федеральный орган исполнительной власти в рамках
обитания. В этой связи особо важным становится своих полномочий обеспечивает организацию и коор-
создание инструментов, которые в условиях ограни- динацию работ по совершенствованию систем ме-
ченности финансовых и временных ресурсов позво- неджмента качества и оценке их соответствия требо-
лили бы решать разносторонние задачи, стоящие ваниям семейства стандартов ИСО 9000 и государст-
перед человечеством. Один из наиболее действенных венных военных стандартов [3].
инструментов - это авиационные и ракетно-косми- Финансово-хозяйственная деятельность предприя-
ческие средства. тий авиационно-космического комплекса отражает
Созданию и развитию эффективных систем ме- следующие вопросы: