Научная статья на тему 'Стандарты качества жизни в области занятости населения и механизмы их обеспечения'

Стандарты качества жизни в области занятости населения и механизмы их обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СТАНДАРТЫ / НОРМЫ ТРУДА / НОРМАТИВЫ ТРУДА / QUALITY OF WORKING LIFE / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET REGULATION / EMPLOYMENT POLICY / STANDARDIZATION / STANDARDS / NORMS AND WORK STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нефедьева Елена Ивановна

Рассматривается стандартизация качества трудовой жизни и содействия занятости населения, в частности, стандарты достойного труда в сфере заработной платы и по обеспечению граждан эффективной занятостью. Отмечается, что в данной отрасли существует два направления: стандартизация непосредственно занятости населения, их трудовой деятельности и трудовых отношений, обеспечение качества трудовой жизни работающих граждан; стандартизация социальной защиты и содействия занятости безработных граждан, предупреждения безработицы, создания условий для эффективной занятости. Перечислены конкретные отечественные и международные нормативы и стандарты в области труда, нормативно-правовая основа и механизм их обеспечения. Обозначены социальные программы, стандарты и регламенты обеспечения занятости населения на примере Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING LIFE QUALITY STANDARDS AND MECHANISMS OF THEIR PROVISION

The article deals with standardization of working life quality and support of employment, in particular, standards of decent labour and salary, and providing efficient employment for people. The author notes, that in this sphere standardization is divided into two directions standardization of employment, labour, employment relationships and providing working life quality, and standardization of social protection and providing jobs for the unemployed, preventing unemployment, and creating conditions for efficient employment. The article enumerates particular domestic and international standards of employment, their regulatory basis and mechanism of provision, and mentions social programs, standards and regulations of guaranteeing employment by the example of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Стандарты качества жизни в области занятости населения и механизмы их обеспечения»

УДК 331.1 Е. И. Нефедьева

ББК 65.24.5 кандидат экономических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рассматривается стандартизация качества трудовой жизни и содействия занятости населения, в частности, стандарты достойного труда в сфере заработной платы и по обеспечению граждан эффективной занятостью. Отмечается, что в данной отрасли существует два направления: стандартизация непосредственно занятости населения, их трудовой деятельности и трудовых отношений, обеспечение качества трудовой жизни работающих граждан; стандартизация социальной защиты и содействия занятости безработных граждан, предупреждения безработицы, создания условий для эффективной занятости. Перечислены конкретные отечественные и международные нормативы и стандарты в области труда, нормативно-правовая основа и механизм их обеспечения. Обозначены социальные программы, стандарты и регламенты обеспечения занятости населения на примере Иркутской области.

Ключевые слова: качество трудовой жизни; занятость населения; безработица; регулирование рынка труда; политика занятости; стандартизация; стандарты; нормы и нормативы труда.

Е. I. Nefedyeva

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

WORKING LIFE QUALITY STANDARDS AND MECHANISMS OF THEIR PROVISION

The article deals with standardization of working life quality and support of employment, in particular, standards of decent labour and salary, and providing efficient employment for people. The author notes, that in this sphere standardization is divided into two directions — standardization of employment, labour, employment relationships and providing working life quality, and standardization of social protection and providing jobs for the unemployed, preventing unemployment, and creating conditions for efficient employment. The article enumerates particular domestic and international standards of employment, their regulatory basis and mechanism of provision, and mentions social programs, standards and regulations of guaranteeing employment by the example of Irkutsk region.

Keywords: quality of working life; employment; unemployment; labor market regulation; employment policy; standardization; standards; norms and work standards.

Обеспечение качества жизни населения в области занятости, в том числе качества трудовой жизни, осуществляется соответствующими стандартами и нормативами. Стандартизацию в данной отрасли социальной сферы можно разделить на два направления:

- стандартизация непосредственно занятости населения, его трудовой деятельности и трудовых отношений, обеспечение качества трудовой жизни работающих граждан;

- стандартизация социальной защиты и содействия занятости безработных граждан, предупреждения безработицы, создания условий для эффективной занятости.

© Е. И. Нефедьева, 2013

Стандарты в области труда и занятости опираются, прежде всего, на трудовое законодательство как российское, так и международное: конвенции и рекомендации МОТ, Трудовой кодекс РФ и др. Стандарты в области содействия занятости безработных граждан закреплены в Федеральном законе «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, административных регламентах и стандартах качества предоставления государственных услуг службами занятости населения, федеральных и региональных целевых программах содействия занятости населения.

Международные трудовые стандарты являются базовым элементом учреждения социальной справедливости, а основополагающие принципы и права в сфере труда и соответствующие Конвенции МОТ формируют главную часть этого фундамента: право на свободу ассоциации и эффективное признание права на коллективные переговоры, искоренение принудительного или обязательного труда, запрет детского труда и ликвидация дискриминации применительно к занятости или профессиональной деятельности. Помимо основополагающих конвенций, четыре других приоритетных международных трудовых стандарта утверждают эффективное управление, нужные меры в сфере занятости и соблюдение правил регулирования рынка труда1.

Стандарты и нормативы в сфере трудовой деятельности, устанавливаемые различными разделами Трудового кодекса РФ2, характеризуют:

- нормы рабочего времени, которые устанавливают: нормы продолжительности рабочего времени, общие и сокращенные, для отдельных категорий работников; продолжительность рабочего времени накануне праздничных и выходных дней; нормы времени работы в ночное время, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (по совместительству или сверхурочно); стандартные понятия режима рабочего времени, нормированного и ненормированного рабочего дня, работы в режиме гибкой занятости, неполного рабочего времени, сменной работы и т. д.;

- нормы времени отдыха, которые устанавливают: виды времени отдыха, в том числе отпуска, их понятие и порядок предоставления; перерывы для отдыха и питания, специальные перерывы в работе, выходные дни, нерабочие праздничные дни, ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, отпуск без сохранения заработной платы, компенсацию отпуска, порядок исчисления стажа работы и т. д.;

- положения в области оплаты труда, которые предусматривают: перечень основных гарантий и понятий, формы оплаты труда, порядок оплаты труда в различных условиях труда и различных категорий работников, сроки выплаты зарплаты и исчисления средней зарплаты, удержания из заработной платы, порядок выплаты выходного пособия, стимулирующие выплаты и т. д.; нормативы в области охраны труда; содержание, сроки, порядок заключения и изменения трудового договора, а также расторжения и т. д.

- гарантии и компенсации в различных ситуациях трудовых отношений (при совмещении работы с профессиональным обучением или повышением квалификации, служебных командировках, при переезде в другую местность, при расторжении трудового договора, при переводе на другую работу и т. д.) и особенности регулирования труда отдельных категорий работников (несовершеннолетних, женщин с детьми, работников крайнего севера, совместителей, занятых сезонными и вахтовыми работами, надомников, педагогических и медицинских работников, военнослужащих и т. д.).

Выделим основные направления стандартизации качества трудовой жизни и содействия занятости населения.

1 URL : http://decentwork2012.ru/.

2 Трудовой кодекс РФ от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

1. Стандарты достойного труда в сфере заработной платы1:

1) Минимальный размер оплаты труда на уровне минимального потребительского бюджета.

Механизм обеспечения: ратификация конвенции Международной организации труда «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22 июня 1970 г. № 131; принятие федерального закона о восстановительной потребительской корзине трудоспособного работающего населения в РФ; принятие федерального закона о минимальном потребительском бюджете в РФ; внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления минимального размера оплаты труда не ниже минимального потребительского бюджета; принятие федерального закона о порядке и сроках поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины минимального потребительского бюджета трудоспособного работающего населения в РФ.

2) Установление минимальной тарифной ставки (минимального оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Механизм обеспечения: внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления минимальной тарифной ставки (минимального оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; установление в коллективном договоре, соглашении минимальной тарифной ставки (минимального оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

3) Минимальный размер оплаты труда — минимальная государственная гарантия по заработной плате работника за неквалифицированный труд в нормальных условиях труда.

Механизм обеспечения: внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения минимального размера оплаты труда как вознаграждения за труд и в части определения минимального размера оплаты труда как за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты).

4) Соответствие уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям труда.

Механизм обеспечения: внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательности установления в коллективных договорах и соглашениях размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным уровням и их доли в заработной плате; в части установления понятия «квалификация»; в части установления взаимосвязи между уровнем квалификации и размером оплаты труда.

5) Равная оплата за труд равной ценности без какой-либо дискриминации.

Механизм обеспечения: принятие постановления Правительства РФ по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам; внесение изменений в законодательство РФ в части установления прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц; внесение изменений в законодательство РФ в части финансирования, разработки, согласования, утверждения и применения всех элементов Национальной системы квалификаций, в том числе профессиональных стандартов; внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательности установления в отраслевых соглашениях отраслевых систем квалификаций с обязательной дифференциацией каждого квалификационного уровня по размеру заработной платы; в части обязательности установления в коллективных

1 Территориальное объединение организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов». URL : http://oblsovprof.ru/.

договорах минимальных стандартов заработной платы по каждому квалификационному уровню.

6) Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы.

Механизм обеспечения: внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части

обязательности установления в соглашениях и коллективных договорах механизмов повышения уровня реального содержания заработной платы; принятие нормативного правового акта РФ о порядке и сроках индексации заработной платы работников бюджетных и казенных учреждений.

7) Государственное содействие системной организации нормирования труда.

Механизм обеспечения: принятие нормативного правового акта РФ о финансовом обеспечении и мерах государственного содействия системной организации нормирования труда во исполнение ст. 159 Трудового кодекса РФ; разработка и принятие Министерством труда и социальной защиты РФ нормативно-правовой базы по установлению типовых (отраслевых, межотраслевых, профессиональных) норм труда во исполнение ст. 161 Трудового кодекса РФ; внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения положений об установлении систем нормирования труда; в части установления и пересмотра норм труда на предприятии (в учреждении, организации) по согласованию с представительным органом работников.

2. Стандарты достойного труда по обеспечению граждан эффективной занятостью. Эффективная занятость — максимально возможная занятость на рабочих местах, обеспечивающая рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, непрерывное профессиональное развитие, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда1.

1) Обеспечение полной занятости населения — наличие достаточного количества рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения страны; практическое отсутствие продолжительной безработицы; возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие образованию, опыту работы.

Механизм обеспечения: принятие государственной программы по содействию занятости населения, административных регламентов, которые определяют стандарты по реализации всех мероприятий и социальных услуг программ содействия занятости безработных граждан.

Отметим некоторые из ведомственных целевых программ, действующих в Иркутской области:

- Содействие занятости населения Иркутской области на 2012-2014 гг.;

- Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области на 2013-2015 гг.;

- Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области на 2013-2015 гг.

Действуют и регламенты предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения2:

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществления государственной экспертизы условий труда;

- содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

1 Территориальное объединение организаций профсоюзов «Калужский областной совет про-

фсоюзов». URL : http://oblsovprof.ru/.

- осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

- информирования о положении на рынке труда;

- организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- психологической поддержки безработных граждан;

- организации проведения оплачиваемых общественных работ;

- содействия самозанятости безработных граждан;

- исполнения государственной функции контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных;

- контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

2) Стабильная занятость населения — стандартная занятость по трудовому договору с неограниченным сроком действия, заключенному с одним работодателем и предусматривающему защиту от необоснованного увольнения. Если человек трудится у одного работодателя, если эта работа обеспечивает достаточный человеку доход и исключает необходимость искать дополнительный заработок, если срок трудового договора между работником и работодателем не ограничен, тогда можно говорить о стабильности трудовых отношений и устойчивой занятости.

Механизм обеспечения: принятие законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части усиления защищенности работников в случаях уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда»; внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части исключения выполнения работы членами семьи надомника без возникновения трудовых отношений между такими исполнителями работы и работодателем; в части обеспечения безопасных условий труда за счет средств работодателя, а также обязательности включения в трудовой договор места и даты получения заработной платы работником при выполнении работы на дому или дистанционно.

По Иркутской области, например, действуют следующие законодательные акты1:

- приказ «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях» от 29 апреля 2013 г. № 19-мпр;

- ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области на 2012-2014 гг.».

3) Востребованность на рынке труда граждан, получивших профессиональное образование.

Механизм обеспечения: разработка прогноза развития отраслей и регионов, с целью определения потребности предприятий в трудовых ресурсах, в зависимости от инвестиций, технического перевооружения предприятий и диверсификации экономики; разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие системы образования и рынка труда.

В частности, повышение востребованности молодежи на рынке труда предполагает следующие механизмы:

- разработка и обеспечение финансирования из средств федерального бюджета мероприятий по регистрации и учету в службах занятости выпускников профессиональных учебных заведений, с целью выявления востребованных и невостребованных профессий и специальностей на рынке труда;

- увеличение финансирования из средств федерального бюджета бюджетных мест в профессиональных учебных заведениях по наиболее востребованным профессиям и специальностям на рынке труда;

- обеспечение финансирования из средств федерального бюджета разработки и реализации мероприятий по содействию трудоустройству выпускников (государственное распределение обучающихся в профессиональных учебных заведениях, профориентация и стажировка выпускников, открытие курсов по обучению молодежи и финансовое обеспечение для ведения предпринимательской деятельности);

- внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в части закрепления за учебными заведениями всех уровней профессионального образования обязанности по трудоустройству выпускников, обучившихся на бюджетных местах.

В Иркутской области, например, можно отметить следующие документы:

- ведомственная целевая программа «Организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области в 2013-2015 гг.»;

- распоряжение Правительства Иркутской области «Об утверждении сводного перечня организаций, в которых, возможно, будут организованы стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы» от 14 января 2012 г. № 272-ср1.

4) Обеспечение непрерывного профессионального развития работника.

Механизм достижения: обеспечение частно-государственного финансирования учебных заведений профессионального образования всех уровней; обеспечение доступности и бесплатности начального и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; обеспечение работодателем дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и переквалификации; внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательности включения в коллективные договоры, соглашения обязательств работодателя по обеспечению непрерывного профессионального развития работника, в том числе на рабочем месте за счет средств работодателя; внесение изменений в нормативные правовые акты РФ в части предоставления преференций работодателям, осуществляющим за свой счет профессиональное обучение работников.

Например, в Иркутской области это:

- стандарт качества оказания государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;

- перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан на 2013 г.;

- положение о направлении органами службы занятости населения Иркутской области женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

5) Достойный уровень жизни безработных граждан.

Механизм достижения: установление двух видов пособия по безработице (социальное базовое по безработице, выплачиваемое из средств федерального бюджета; страховое по безработице, выплачиваемое из средств социального страхования от безработицы); установление размера социального базового пособия по безработице на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения РФ за счет средств федерального бюджета; установленный на федераль-

ном уровне порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице; внесение изменений в нормативно-правовую базу РФ в части установления механизмов и сроков индексации социального базового пособия по безработице; внесение изменений в Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 в части обеспечения безработных граждан социальным базовым пособием по безработице независимо от наличия трудового и страхового стажа гражданина; внесение изменений в нормативно-правовую базу РФ в части установления обязательного страхования от безработицы в размере одного процента, за счет страховых взносов работодателя; внесение изменений в федеральные законы РФ в части возмещения утраты заработка работнику за счет страховых взносов работодателей при наличии у гражданина оплачиваемой работы в течение двух лет, предшествующих наступлению безработицы — установление страхового пособия по безработице.

Например, в Иркутской области это :

- положение о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения Иркутской области;

- положение об оказании единовременной финансовой помощи безработным гражданам;

- ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области на 2012-2014 гг.».

Исходя из сказанного, конкретные стандарты и нормативы можно разделить на группы:

- нормы количества (размер пособия по безработице, прожиточного минимума и минимальной оплаты труда, ставки налога с физических лиц и ЕСН, критический уровень безработицы, размер стипендии по профессиональному обучению безработных и др.);

- нормы качества (требования к условиям труда в целом и для отдельных категорий работников; понятия и критерии «подходящей работы» для безработного; гарантии и компенсации безработным; правила трудоустройства и требования к занятости отдельных категорий граждан и др.);

- нормы номенклатуры (перечень государственных услуг в области содействия занятости и поиска подходящей работы безработным гражданам со стороны центров занятости населения; перечень отраслей и секторов экономики, профессий и специализаций согласно ЕТКС; перечень документов, необходимых для регистрации в качестве безработного и др.);

- нормы соотношения (порядок исчисления средней заработной платы, пособия по безработице; определение выходного пособия; коэффициент напряженности; уровень трудоустройства безработных; нагрузка на одного инспектора службы занятости населения; уровень затрат на одного безработного, зарегистрированного в службе занятости; квоты для трудоустройства инвалидов и др.);

- нормы времени, сроков (период выплаты пособия по безработице; порядок и сроки регистрации безработного; сроки профессионального обучения безработных; срок трудового договора, испытательный срок при приеме на работу; сроки общего трудового стажа; период для оформления на досрочную пенсию и др.).

Информация об авторе

Нефедьева Елена Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author

Nefedyeva Elena Ivanovna — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.