Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления земельными ресурсами города Тамбова'

Совершенствование системы управления земельными ресурсами города Тамбова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2238
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / LAND RESOURCES / MANAGEMENT OF LAND RESOURCES / CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасева Наталья Сергеевна

В данной статье раскрывается сущность понятий «земельные ресурсы» и «управление земельными ресурсами». Автором рассматривается система управления земельными ресурсами на примере муниципального образования. Определенны основные методы управления земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE CONTROL SYSTEM BY LAND RESOURCES OF TAMBOV

In this article the essence of the concepts "land resources" and "management of land resources" is revealed. The author considers a control system of land resources on the example of municipality. The main methods of control over land resources are defined.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления земельными ресурсами города Тамбова»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ГОРОДА ТАМБОВА

Н. С. КАРАСЕВА

В данной статье раскрывается сущность понятий «земельные ресурсы» и «управление земельными ресурсами». Автором рассматривается система управления земельными ресурсами на примере муниципального образования. Определенны основные методы управления земельными ресурсами.

Ключевые слова: земельные ресурсы, управление земельными ресурсами, система управления.

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта. Роль, которую играет земля в экономике каждой страны, не всегда очевидна, но имеет огромное значение. Без надежно защищенных прав на землю невозможно обеспечить устойчивое развитие. Рациональное и эффективное использование земли является актуальной проблемой современности.

Особым видом регулирования землепользования следует признать управление земельными ресурсами, которые принадлежат на определенном вещном праве Российской федерации, субъектам Российской Федерации или же муниципальным образованиям.

Появляется настоятельная потребность в развитии методов управления земельными ресурсами, позволяющих решать не только экономические, но и природоохранные проблемы на землях различных собственников. Земля как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной и производственной, коммунальной, экологической и других сферах обладает стоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития экономики. В России формирование современной системы управления земельными ресурсами является ключевой проблемой, поэтому необходимо совершенствовать как теоретические, так и методические положения управления земельными ресурсами, которые позволят увеличить налогооблагаемую базы и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.

Система управления земельными ресурсами может быть государственной, муниципальной и внутрихозяйственной в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления.

Для целей регулирования землепользования в городе Тамбове все земли в зависимости от их целевого назначения подразделяются на категории, которые являются основой построения системы управления земельными ресурсами. Для каждой категории земли устанавливается определенный правовой режим и виды разрешенного использования земли. Основными категориями земель являются (рис. 1):

- земли жилой застройки - 2354,5 га (25,78 %);

- земли общественно-деловой застройки -1840,54 га (20,15 %);

- земли промышленности - 1265,56 га

(13,65 %) (площадь, занятая под заводами, промышленными зонами, уменьшилась на 39,8 га за счет нового строительства);

- земли общего пользования - 221,29 га (2,4 %);

- земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций - 398 га (4 %);

- земли, занятые предприятиями, используемыми для ведения сельскохозяйственного производства - 601 га (7 %) (ипподром с конюшнями, племенное хозяйство);

- земли садоводческих объединений и индивидуальных садоводов - 420,1 га (4,6 %);

- земли личных подсобных хозяйств - 2 га (0,02 %) (территория садоводческих товариществ, индивидуальных предпринимателей);

- земли рекреационного значения - 893 га (10 %), в том числе городского леса - 479 га (5 %) (скверы, территория Пригородного леса, пляжи, земли под санаториями, домами отдыха, турбазами, детскими туристическими станциями, детскими лагерями);

- земли под военными и иными режимными объектами - 1060 га (11,6 %) (земли, на которых расположены войсковые части, полигоны, следственный изолятор и др.);

- земли, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность - 36 га (0,4 %) (овраги с неблагоприятной рельефной поверхностью);

- земли городской свалки - 40 га (0,4 %).

Таким образом, на сегодняшний день площадь города Тамбова составляет 9132 га.

Управление земельными ресурсами осуществляется путем подготовки проектов ненормативных правовых актов органа местного самоуправления - проектов постановлений Администрации города Тамбова о предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам на различных видах права (аренда, постоянное (бессрочное) пользование, собственность), о прекращении и переоформлении прав на земельные участки, об оформлении прав на земельные участки под объектами муниципального недвижимого имущества, резервировании, изъятии земельных участков для муниципальных нужд.

я земли жил. застройки

Ж

* земли общественно-деловой застройки

■ земли промышленности и земли общего пользования

земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций

•® земли, занятые предприятиями, для введения с/х

земли садоводческих объеденений и индивидуальных садоводов

земли личных подсобных хозяйств

земли рекреационного значения

земли под военными и иными режимными объектами

земли, не вовпеченнье в градостроительную или иную деятельность ' земли городской свалки

Рис. 1. Категории земель города Тамбова

К основным методам управления земельными ресурсами города Тамбова относятся:

1) землеустройство;

2) мониторинг земель;

3) государственный земельный кадастр;

4) земельный контроль.

1. Землеустройство - система мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов (изменение границ объектов землеустройства, предоставление и изъятие земельных участков) [4].

В городе Тамбове постоянно ведется работа:

- по уточнению данных (площадь, границы, местоположения) и изменению границ объектов землеустройства;

- по предоставлению земельных участков на различных видах права:

а) в частной собственности находятся земли общей площадью 1646 га (18,02 %);

б) в постоянном (бессрочном) пользовании -4230,2 га (46,32%) городских земель;

в) в пожизненном наследуемом владении -1894 га (20,7%) городских земель;

г) на праве аренды - 508,8 га (5,57 %);

- по изъятию земельных участков (в рамках реализации проекта по строительству автомобильной дороги по ул. Магистральной на участке от ул. Мичуринской до ул. Киквидзе. Объектами землеустройства выступают территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

2. Мониторинг земель - это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель [5].

К задачам мониторинга земель относятся:

- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. Государственный земельный кадастр -официальная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, учета и оценки земельных участков [2].

Государственный земельный кадастр осуществляется в целях:

- закрепления прав на землю собственников, владельцев, пользователей земли;

- осуществления государственного контроля за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и т. д.);

- обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласности земельных сделок, разрешения земельных споров;

- проведения налогового обложения земли и земельных сделок;

- установления нормативной и перспективной цены земли;

- предоставления сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании и цене;

- обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц.

Земельный контроль за использованием земель направлен на обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования. Цель контроля - обеспечить соблюдение всеми учреждениями, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда муниципального образования.

В городе Тамбове осуществляются проверки по утвержденным ежеквартальным планам, а также внеплановые (оперативные) проверки, которые проводятся в случае непосредственного обнаружения фактов, указывающих на наличие нарушений земельного законодательства или получения от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц документов либо иных доказательств, свидетельствующих о земельных правонарушениях, а также для проверки исполнения предложений об устранении ранее выявленных нарушений.

Необходимо отметить, что количество выявляемых нарушений, своевременность проводимых мероприятий по муниципальному земельному контролю оказывают значительное профилактическое влияние на общую ситуацию с соблюдением норм земельного законодательства. Потенциальные нарушители воздерживаются от ненадлежащего использования земли, самостоятельно принимают меры по оформлению прав на земельные участки. Муниципальный земельный контроль в городе Тамбове является необходимым звеном общей системы земельного контроля и действенным механизмом, обеспечивающим соблюдение требований по надлежащему и эффективному использованию земель.

Субъектами управления земельными ресурсами являются органы местного самоуправления (Комитет земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова) и федеральные органы исполнительной власти Российской

Федерации (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области).

Указом президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства и государственного мониторинга земель, определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. На территории Тамбовской области территориальным органом Росреестра является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 1 -а.

Выполнение полномочий по осуществлению контроля за выполнением землеустроительных работ; организации проведения территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности; проведению государственной экспертизы землеустроительной документации и других задач в области государственного мониторинга земель и регулирования проведения землеустройства на территории Тамбовской области возложено на отдел землеустройства и мониторинга земель Управления, который располагается по адресу: г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, 1.

На сегодня в целях совершенствования ведения государственного кадастра недвижимости приоритетное значение в сфере землеустройства имеет:

- определение (уточнение) границ населенных пунктов и муниципальных образований на всей территории области на основе создания цифрового картографического материала. Поскольку многие населенные пункты Тамбовской области не имеют должным образом установленных границ, что сказывается на ведении хозяйственной деятельности, способствует образованию земельных споров и сокращению налоговых поступлений. Образование таких границ - это главная задача.

- создание опорно-межевой сети в местной системе координат на всей территории Тамбовской области, в целях проведения землеустройства на единой координатной основе;

- определение земель, находящихся в федеральной собственности и землеустроительное сопровождение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю;

- определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

- формирование государственного фонда перераспределения земель и иных специальных фондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас.

Работа комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова проводится в рамках основных направлений деятельности комитета, определенных Положением «О комитете земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова», утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 № 402 «Об утверждении Положений об органах администрации города Тамбова с правами юридического лица». Приоритетными направлениями являются:

- Управление и рациональное распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Тамбова.

- Обеспечение выполнения плановых назначений в доход городского бюджета арендной платы за землю.

- Осуществление работы по снижению задолженности по арендной плате за землю.

- Осуществление земельного контроля в целях эффективного управления, рационального использования земельных ресурсов.

- Защита интересов городского округа -город Тамбов по вопросам земельных отношений и землеустройства.

- Применение принципа равенства субъектов хозяйственной деятельности при рассмотрении вопросов о продлении сроков аренды земельных участков под объектами некапитального строительства.

- Применение методов прецедентного рассмотрения документов, представленных в комитет физическими и юридическими лицами для приобретения земельных участков в собственность за плату, с целью исключения совершения сделки, не соответствующей действующему законодательству Российской Федерации.

- Совершенствование программного обеспечения по ведению и систематизации данных по договорам аренды, по расчетам годовой арендной платы, по учету платежей, актуализация информации по муниципальным услугам на портале государственных услуг.

- Осуществление полномочий администратора доходов бюджета городского округа - город Тамбов в соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Система управления земельными ресурсами предусматривает: эффективное использование

земель; оптимизацию структуры доходов местного бюджета за счет доходов от земельной собственности; создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости; увеличение доходной части муниципального бюджета за счет увеличения собираемости земельных платежей; экономию бюджетных средств; снижение затрат времени на управленческие решения.

Для достижения указанных целей, в том числе при разработке и реализации программ социально-экономического и градостроительного развития территории, необходимо определить наиболее эффективное направление и форму использования земельных участков, в частности продажу земли под приватизированными предприятиями, передачу земельных участков в аренду и другие мероприятия.

Для усовершенствования системы управления земельными ресурсами в городе Тамбове необходимо сосредоточиться на ее структурном преобразовании, разграничении функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, определении порядка их взаимодействия, разработке подходов к регулированию землеустройства, информатизации управленческого процесса и совершенствованию кадрового состава органов управления.

Литература

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Иванченко Г. П. Кадастровая оценка земель // Коммерсант.2008 № 2.

3. Козлова С. В. Развитие земельно-имущественных отношений в городах. М., 2007.

4. Комов Н. В., Аратский Д. Б. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне. Н.Новгород, 2000.

5. Кухтин П. В., Левов А. А., Морозов В. Ю., Руднев А. В., Семкина О. С., Хованова Н. В. Управление земельными ресурсами. Спб, 2006.

6. Об утверждении положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове»: Решение Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Павлов Н. В. Государственная и муниципальная собственность на землю / Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. № 1(2).

8. Петров В. И. Оценка стоимости земельных участков: учеб. пособие для вузов. М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. иКЬ: http://www.consultant.ru

* * *

IMPROVEMENT OF THE CONTROL SYSTEM BY LAND RESOURCES OF TAMBOV

N. S. Karaseva

In this article the essence of the concepts "land resources" and "management of land resources" is revealed. The author considers a control system of land resources on the example of municipality. The main methods of control over land resources are defined.

Key words: land resources, management of land resources, control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.