Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/zemleustroistvo-i-kadastry-26119/
УДК 332
Основные положения формирования системы государственного управления земельными ресурсами во вновь образованном субъекте Российской Федерации Республике Крым
©Терешина Виктория Сергеевна
Студент 2 курса
Самарский государственный экономический университет Е-mail: [email protected]
©Диденко Анна Александровна
преподаватель
Самарский государственный экономический университет Е-mail: [email protected]
Ключевые слова: управление земельными ресурсами, земельное законодательство.
Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности управления земельными ресурсами в Республике Крым, связанные с вступлением в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта.
The main provisions of the formation of the state land management in the newly formed entity of the Russian Federation Republic of Crimea
©Tereshina Viktoriya Sergeevna
2nd year student
Samara State University of Economics Е-mail: [email protected]
©Didenko Anna Aleksandrovna
Lecturer
Samara State University of Economics Е-mail: [email protected]
Keywords: land management, land legislation.
Abstract. The article describes the main features of land management in the Republic of Crimea, associated with the entry into the Russian Federation as a new subject.
26119
[email protected] I Землеустройство и кадастры
Выходные сведения статьи:
Терешина В.С., Диденко А.А. Основные положения формирования системы государственного управления земельными ресурсами во вновь образованном субъекте Российской Федерации Республике Крым // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6).
URL: http ://regrazvitie.ru/zemleustroj stvo -i-kadastry-26119/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Земельные ресурсы являются основой национального богатства страны. Совмещая природные и экономические свойства, они выступают как особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений. Поэтому каждое государство создает и реализует систему управления земельными ресурсами и другими объектами недвижимости, которая отвечает его экономическому развитию, общественным отношениям, традициям и отношениям к вопросам собственности.
В связи с вступившим в силу ФКЗ №6 от 21 марта 2014 года «О принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым (далее РК) и города федерального значения Севастополя, а также установления на территории нового субъекта переходного периода возникли некоторые изменения в законодательстве и структуре органов управления земельными ресурсами [1].
Украинская система управления земельными ресурсами имеет некоторые отличия от российской [9]. В настоящее время в РК и идет процесс адаптации к российскому законодательству быстрыми темпами, несмотря на определенные трудности, в связи с которыми переходный период продлен до 1 января 2016 года.
До момента вступления РК и г. Севастополя в состав РФ законодательная база имела следующие особенности.
Во-первых, широкое распространение имело право граждан на земельные доли - паи. Но, в связи с отсутствием сформированного земельного кадастра и соответствующей законодательной базы, а также с целью сохранения благоприятных условий для государственных агрохолдингов, в 2001 году на территории Украины был введен мораторий на куплю-продажу земельных паев [5]. Это привело к невозможности распоряжения собственниками паями. В настоящее время мораторий продлен до 1 января 2018 года, пока окончательно не будут сформированы правила застройки и землепользования, после чего будет возможным формирование устойчивого рынка земель и стабильности в фермерском хозяйстве.
Во-вторых, Российская общефедеральная норма относительно бесплатного предоставления участков относится к семьям, имеющим трех и более детей. Субъекты РФ имеют право устанавливать и другие льготные категории граждан. В Украине безвозмездно были выданы участки таким категориям граждан, как инвалиды и религиозные организации. Для того, чтобы сохранить право собственности на данные земельные участки, необходимо до 1 января 2017 года приобрести их в собственность бесплатно. Также необходимо переоформить право постоянного пользования на право безвозмездного пользования на земельные участки религиозных организаций без зданий и сооружений [6].
26119
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
В-третьих, использование земель сельскохозяйственного назначения в России регулируется Федеральным законом № 101- ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Основным отличием указанного закона от украинского является то, что реализовать право на земельные паи (доли) граждане могут исключительно после постановки на государственный кадастровый учет. В Российской Федерации нельзя передавать в аренду участки и доли земли, которые не прошли кадастровый учет. Соответственно, крымским собственникам земельных паев необходимо зарегистрировать эту землю в Росреестре или оформить документы, подтверждающие право на участки, путем выделения земельных паев в натуре, что увеличивает нагрузку на органы регистрации.
Значительным отличием украинского земельного законодательства от российского является наличия в первом эмфитевзиса и суперфиция - прав использования чужого земельного участка для сельского хозяйства или строительства [3, 4]. После вхождения РК в состав РФ данные права будут трансформированы в право аренды, которое подлежит государственной регистрации в случае заключения сроком более чем на 1 год.
Существенную модификацию претерпели категории земель [2]. Украинские категории (их 9) будут переведены в 7 российских: земли жилой и общественной застройки - в земли населенных пунктов; земли историко-культурного назначения, рекреационного, природно-заповедного и иного природоохранного назначения - в земли особо охраняемых природных территорий; земли водного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения остались в прежней категории. В соответствии с ЗК РФ на территории РК будет выделена категория запаса, в которую войдут земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения.
Вследствие вышеперечисленных особенностей возникли некоторые проблемы, замедляющие процесс адаптации нового субъекта к российскому законодательству. Основная проблема - блокирование Правительством Украины реестров и данных кадастрового учета - имеет чисто политическую основу. Это привело к сложностям при определении владельцев, их прав и границ земельных участков. Также, появилась ложная информация о недействительности актов и свидетельств на собственность, выданных на территории РК в момент нахождения в составе Украины. Это побудило граждан к перерегистрации прав на недвижимость, в чем необходимость отсутствует, так как согласно ФКЗ № 6 акты государственной регистрации на собственность сохраняют прежнюю силу. В связи с особенностями имущественных отношений к земельным участкам (их регистрация на территории Украины проводится без постановки на кадастровый учет) одна из наиболее актуальных проблем на сегодня - самозахват земель. К сожалению, она не имеет четко организованной структуры решения,
26119
Землеустройство и кадастры
ввиду отсутствия сформированного кадастра. Также, замечено значительное превышение цен на земельные участки и на услуги кадастровых инженеров.
Основные причины медленного решения вышеперечисленных проблем: отстутствие в РК сформированного реестра и кадастра; разные системы координат (в РК - СК-42, в РФ - более совершенная СК-95); смена государственного языка [10].
В настоящее время систему государственного управления земельными ресурсами для решения всех обозначенных проблем составляют: Министерство имущественных и земельных отношений (Минимущество); Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру (Госкомрегистр); Республиканский комитет по земельным ресурсам (Роскомзем), а также территориальные органы Росреестра и Кадастровой палаты, находящиеся в ведении Совета Министров Республики Крым [7, 8, 12, 13].
3 апреля 2015 года председатель Госкомрегистра Александр Спиридонов рассказал на пресс-конференции в г. Севастополе о результатах работы. В настоящее время на кадастровый учет поставлено более 100000 объектов недвижимости, внесено более 25000 сведений в ЕГРП, зарегистрировано более 10000 сделок с недвижимым имуществом. Также, Госкомрегистр инициировал внесение поправок в Налоговый кодекс РФ в части освобождения граждан от уплаты госпошлины за перерегистрацию прав, возникших до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Важным шагом явилось принятие Советом министров РК постановления от 15.10.2014 №378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», позволившего запустить в Крыму рынок земли после более полугодовалого перерыва.
В настоящее время решение проблем осуществляется быстрыми темпами. Затрудняют данный процесс - огромные очереди, что увеличивает срок подачи, обработки и выдачи документов. Решить эту проблему возможно путем увеличения количества окон приема/выдачи документов и созданием Многофункционального центра (МФЦ).
Таким образом, формирование продуктивной системы государственного управления в области земельных ресурсов на территории нового субъекта РФ -Республики Крым является надежным обеспечением реализацией целей и задач, поставленных государством для достижения социальной и экономической стабильности и, а также своевременного реагирования к изменениям в мировой экономике и условиям использования земли. Следует отметить, что внедрение российской системы управления земельными ресурсами показало ее эффективность и конвертируемость, что является непременным залогом успешного развития региона, субъекта и государства в целом.
Литература:
1. О принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и
26119
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
города федерального значения Севастополя: федеральный. конституц. закон от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ // Российская газета 2014. - №6338.
2. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (ред. от
01.07.2014) . - Ст. 19.
3. Гражданский кодекс Украины 16.01.2003 г. № 435-IV (ред. от
02.09.2014) . - Ст. 407.
4. Гражданский кодекс Украины 16.01.2003 г. № 435-IV (ред. от
02.09.2014) . - Ст. 413.
5. О соглашениях в отношении отчуждения земельной доли (пая): закон Украины от 18.01.2001г. N 2242 -ЗУ.
6. Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым: закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК // Российская газета 2014. - № 6442.
7. Временное положение о Республиканском комитете по земельным ресурсам Республики Крым (Приложение к Решению Президиума Государственного Совета РК от 24.03.2014 г. № 1805-6/14).
8. Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Приложение к постановлению Совета министров РК от 27.07.2014 г. № 164) (в ред. от 11.08.2014 г. №265) // Российская газета 2014. - №6451.
9. Варламов А.А.. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учебник / А.А. Варламов; ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству». - М., 2014. - 452 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).
10. Глава Росреестра: кадастровая оценка недвижимости в Крыму может завершиться к 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1533478, свободный.
11. Залян Р. Не все самозахваты будут узаконены [Электронный ресурс]/ Залян Р. - Режим доступа: http://c-pravda.ru/newspapers/2014/10/21 /ne-vse-samozakhvaty-budut-uzakoneny, свободный.
12. О Госкомитете. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gkreg.rk. gov.ru/rus/about.htm, свободный.
13. О Министерстве. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mzem.rk.gov.ru/rus/about.htm, свободный.
References:
1. Adoption of the Russian Federation, Republic of Crimea and education in the Russian Federation of new entities - Republic of Crimea and Sevastopol city of federal significance: federal. the Constitution. Law of 03.21.2014, the №6-FCL // Ros-siyskaya Gazeta 2014. - № 6338.
26119
Землеустройство и кадастры
2. Land Code of Ukraine from 25.10.2001 № 2768-III (Ed. By 01.07.2014). -Art. 19.
3. The Civil Code of Ukraine 16.01.2003, № 435-IV (Ed. By 02.09.2014). - Art.
407.
4. Civil Code of Ukraine 16.01.2003, № 435-IV (Ed. By 02.09.2014). - Art. 413.
5. Agreement with respect to the alienation of the land share (unit): Law of Ukraine on 18.01.2001g. 2242 N -ZU.
6. On peculiarities of regulation of property and land relations in the Republic of Crimea: the law of the Republic of Crimea on 07.31.2014 №38-SAM // Rossiyskaya Gazeta 2014. - № 6442.
7. Provisional Regulations on the National Committee for Land Resources of the Republic of Crimea (decision of the Presidium of the State Council of the Republic of Kazakhstan from 03.24.2014, the № 1805-6 / 14).
8. Regulations of the State Committee on State Registration and Cadastre of the Republic of Crimea (Annex to the Council of Ministers of the Republic of Kazakhstan from 07.27.2014 № 164) (as amended. From 11.08.2014 of №265) // Rossiyskaya Gazeta 2014. - № 6451.
9. AA Varlamov .. The system of state and municipal management [Text]: textbook / AA Varlamov; VPO "State University of Land Management." - M., 2014. -452 p .: ill. (Textbooks for high school students).
10. Chapter Rosreestra: cadastral valuation of real estate in the Crimea could be
completed by 2018 [electronic resource]. - Mode of access: http://itar-
tass.com/ekonomika/1533478, free.
11. R. Zalyan Not all will be legalized squatting [electronic resource] / Zalyan
R. - Mode of access: http: //c-pravda.ru/newspapers/2014/10/21 /ne-vse-
samozakhvaty-budut-uzakoneny, free.
12. State Committee. State Committee on State Registration and Cadastre of the Republic of Crimea [electronic resource]. - Mode of access: http://gkreg.rk. gov.ru/rus/about.htm, free.
13. Ministry. Department of Property and Land Relations of the Republic of Crimea [electronic resource]. - Mode of access: http://mzem.rk.gov.ru/rus/about.htm, free.
26119