Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления учебным процессом в Удмуртском государственном университете'

Совершенствование системы управления учебным процессом в Удмуртском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзлякова Галина Витальевна, Даньшина Светлана Анатольевна

Рассматриваются научные подходы реформирования высшего профессионального образования в условиях глобального экономического и финансового кризиса. Современный процесс модернизации анализируется на примере управления учебным процессом и совершенствования системы менеджмента качества в Удмуртском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мерзлякова Галина Витальевна, Даньшина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TRAINING PROCESS MANAGEMENT IN THE UDMURT STATE UNIVERSITY

In the article the scientific approaches to the reformation of the higher vocational education under the conditions of global economic and financial crisis are examined. The contemporary process of modernization is analyzed in the sphere of the training process management and the improvement of the quality management system at the Udmurt State University.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления учебным процессом в Удмуртском государственном университете»

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Г. В. Мерзлякова, С. А. Даньшина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В УДМУРТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассматриваются научные подходы реформирования высшего профессионального образования в условиях глобального экономического и финансового кризиса. Современный процесс модернизации анализируется на примере управления учебным процессом и совершенствования системы менеджмента качества в Удмуртском государственном университете.

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, интеграция, менеджмент качества, инновации, магистратура, кризис.

G. V. Merzljakova, S. A. Danshina Improvement of the training process management in the udmurt state university

In the article the scientific approaches to the reformation of the higher vocational education under the conditions of global economic and financial crisis are examined. The contemporary process of modernization is analyzed in the sphere of the training process management and the improvement of the quality management system at the Udmurt State University.

Key words: higher education, training process, integration, the quality management, innovation, magistracy, crisis.

стория развития общества свидетельствует, что одной из приоритетных ценностей, обеспечивающих его прогресс, является образование. Переход к инновационной экономике связан с резким возрастанием роли, значения и распространения образования. При этом качественное изменение претерпевает в первую очередь высшее образование, которое главным образом и обеспечивает основу инновационного общества — производство нового знания. Сегодня требуется высококлассный профессионал, и часто достаточно узкого профиля, знания которого доведены до умения преобразовывать в источник прибыли информационные и технические ресурсы. Таким образом, за последние годы изменился образ специалиста, следовательно, трансфор-

© Мерзлякова Г. В., Даньшина С. А., 2009

мировалась и сама система образования. Образование стало ведущим фактором развития, так называемым локомотивом экономического роста и одним из важнейших факторов геополитической стабильности. Оно становится инвестиционно привлекательным сектором экономики.

В условиях современного глобального экономического и финансового кризиса, усугубляющегося в образовании демографической ситуацией в стране, руководству вузов приходится искать новые эффективные методы работы, создавать такие условия, которые позволят сохранить свой потенциал. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство является одним из актуальных направлений развития российской образовательной сис-

Г. В. Мерзлякова, С. А. Даньшина. Система управления учебным процессом в УдГУ

М

темы в русле широкого и всеобъемлющего процесса глобализации [3].

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений поставлены в число стратегических направлений развития высшего профессионального образования [5]. Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между образовательными учреждениями, бизнесом и обществом. Процесс модернизации делает очевидным тот факт, что изменения в системе образования являются основой будущего экономического и социального развития России.

Основу государственной регламентации деятельности вузов составляет комплексная оценка. Процедуры комплексной оценки деятельности вузов (лицензирование, аттестация, аккредитация) в настоящее время оказались наиболее усложненными по сравнению с предыдущими годами. В существующих квалиметрических технологиях качество образования часто оценивается по показателям, которые проще всего измерить и сосчитать, но которые тем самым меньше всего отражают качество сложной социальной системы — образования — не как простой услуги, а как общекультурной ценности, имеющей особую миссию, особые задачи, особые приоритеты. Измерение качества сложной системы требует системного подхода [10].

Следует отметить, что во всем мире вузы переходят к новым формам обучения. Университеты все смелее стремятся использовать инновационные методы обучения и управления учебным процессом. Обратимся к анализу состояния дел в Удмуртском государственном университете (УдГУ). В настоящее время вуз развивается как многопрофильный академический университетский комплекс, сочетающий традиции и новации в обучении, исследовании, формировании единого пространства культуры личности и социума. В вузе реализуется многоуровневая структура подготовки, включающая 6 программ бакалавриата, 22 магистерские программы, 69 программ специалитета. В 2008/09 уч. г. в университете обучались 22 653 студента, из них по программам ВПО — 22 076 студентов, по программам СПО — 561 студент. В 2008 г. университет успешно прошел комплексную оценку образовательной деятельности, обязательную для всех вузов России.

В современных условиях подготовки специ-

алистов нового типа УдГУ взял курс на становление вуза исследовательского типа, а тактикой избрал создание научно-образовательных центров как площадок опережающего развития технологий и академических программ, информационной среды и в целом вузовской инфраструктуры [6].

Деятельность УдГУ носит многопрофильный характер, а управление учебным процессом является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учетом экономической целесообразности. Управление учебным процессом в вузе в настоящее время претерпевает серьезные изменения. В его совершенствовании принимают участие первый проректор — проректор по учебной работе, учебно-методический департамент (УМД) университета, деканаты факультетов и институтов.

Университетское сообщество активно обсуждает проблемы совершенствования учебного процесса. Ежегодно в вузе проходят конференции учебно-методического совета, где обсуждаются методический инструментарий преподавания, результаты изучения эффективности использования инновационных методов и форм обучения. На пленарных, секционных заседаниях, круглых столах, мастер-классах обсуждаются идеи педагогической инноватики в высшей школе, выявляются организационно-педагогические условия эффективности применения инновацион-,ных методов [1, 4, 7, 9].

Все эти новшества вводятся централизовано и системно. Детально прорабатывается методическая база, создаются соответствующие внут-ривузовские нормативно-методические документы, инструкции, руководства, формируется система методической и технологической поддержки преподавателей [8].

На основе новых информационных технологий в вузе внедрена и совершенствуется целостная система автоматизированного управления учебным процессом, включающая следующие элементы: сайт, интегрированную информационно-аналитическую систему (ИИАС-УдГУ), электронную библиотеку и др. [11].

Так, в рамках подсистемы «Учебно-методическое обеспечение и планирование учебного процесса» ИИАС оперативно осуществляется формирование учебных планов, проверка их соответствия государственным образовательным стандартам; планируется учебная нагрузка, осуществляются ее анализ и оперативный контроль выполнения. Важную роль данная подсистема

играет в мониторинге учебного процесса вуза в целом.

В рамках работы подсистемы «Планирование и проведение текущего и семестрового контроля» формируются ведомости успеваемости студентов по всем видам контроля, вводятся и обрабатываются результаты прохождения контроля (оценки). Это позволяет создать аналитическую сводку успеваемости и вести оперативный автоматизированный контроль успеваемости как по итогам промежуточной аттестации студентов, так и по итогам текущей аттестации. Благодаря накопленному массиву информации отдельные преподаватели и кафедры могут проанализировать уровень подготовки студентов по соответствующим дисциплинам, блокам дисциплин, проанализировать и выявить междисциплинарные зависимости.

Подсистема «Движение контингента студентов» обеспечивает ввод и хранение справочной информации о студенте, формирование, утверждение, хранение и распечатку приказов по движению контингента студентов. Анализ и обработка этой информации полностью исключают возможность «потери» студента в общей массе и дают возможность провести детальный анализ всех этапов его «жизни» в вузе. Использование единственного, выверенного источника информации позволяет существенно сократить количество ошибок, возникающих при формировании и распечатке документов государственного образца (дипломы, приложения и т. п.).

Учебно-методический департамент осуществляет постоянный мониторинг обеспеченности специальностей, реализуемых в УдГУ, учебно-методическими комплексами дисциплин (УМКД). В информационную базу «ИИАС — Рабочие программы» ежегодно вводятся примерно 7 тыс. рабочих программ по 100 профессиональным образовательным программам, ведется анализ их качества, организована работа с методическими комиссиями факультетов по их доработке. Методическим отделом УМД организован мониторинг эффективности планирования и реализации планов выпуска учебно-методической литературы. В университете создается база «ИИАС — Выпуск учебно-методических материалов».

В современных условиях развития университет наряду с ведущими российскими вузами рассматривает подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности, поскольку именно она призвана выполнять фундаментальные функции классического университета [2].

При первом проректоре — проректоре по учебной работе создана рабочая группа для формирования основных и дополнительных образовательных программ магистерской подготовки. Подготовлен проект документа «Порядок проектирования основной образовательной программы подготовки магистра в УдГУ», который представлен на согласование факультетам для учета специфики подготовки по конкретным магистерским программам. Обучение в магистратуре ориентировано не только на научную базу факультета, но и на широкое привлечение интеллектуального и материально-технического потенциала ряда крупнейших предприятий Удмуртской Республики, органов регионального управления, предприятий промышленности и сферы услуг.

В 2009 г. согласованы и утверждены планы по 22 магистерским программам, что позволяет в большей степени использовать научно-педагогический потенциал университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность и др. Магистранты, как полноправные соисполнители, участвуют во многих видах научных исследований и выполнении российских и международных грантов.

Что касается новых акцентов, не очень заметных на старте Болонского процесса, то к ним можно отнести усиливающееся внимание к оценке качества и аккредитации, полифункциональности кредитной системы ESTS и озабоченность в случае ее повсеместного применения как инструмента передачи и накопления кредитов, тревогу по поводу возможного снижения стандартов качества высшего образования. При этом подчеркивается, что оценка должна учитывать цели, задачи и предназначения вузов и их образовательных программ. Она призвана охватить: преподавание; исследовательскую работу; руководство и управление; соотношение между традицией и новаторством, академической направленностью и экономической релевантностью, логической обоснованностью учебных программ и свободой выбора студентов; способность удовлетворять потребности обучающихся.

В свою очередь, кредит-система требует ввода в действие нового поколения образовательных стандартов, постоянного их развития. В вузе разработаны методические рекомендации по использованию зачетных единиц, произведен пересчет часов в зачетные единицы во всех действующих и формирующихся планах. Данная процедура предоставляет возможность корректного оформления студентам по их личному заявлению об-

Г. В. Мерзлякова, С. А. Даньшина. Система управления учебным процессом в УдГУ

Ч

щеевропеиского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании (Diploma Supplement), обеспечивающего академическую мобильность.

Воплощая в жизнь новую образовательную парадигму, предполагающую академическую свободу всех участников обучения, мы даем студентам возможность самостоятельно формировать свою образовательную траекторию с помощью кредит-системы. Переход на асинхронное планирование учебного процесса, при котором в идеале каждыи студент учится по индивидуальному плану, требует кореннои перестроики всеи системы управления учебным процессом.

Реализация учебного процесса в рамках всего университета производится на основе блоч-но-модульного подхода, что становится еще од-нои инновациеи в системе управления учебным процессом. Блочно-модульная организация об-разовательнои деятельности предполагает наличие таких элементов планирования учебного процесса, как структура компетенции специалиста, учебныи план и рабочие программы дисциплин кредитно-модульного содержания, а также соответствующих технологии обучения и контроля качества образовательнои деятельности.

Мощным мотивационным инструментом для решения задачи трансформации студента из объекта образовательного процесса в субъект является реитинговая система оценивания знании. Применение балльно-реитинговои оценки является системои, организующеи учебныи процесс и активно влияющеи на его эффективность. Переход к новоИ системе оценки учебноИ работы студентов способствует повышению качества учебного процесса, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, интеграции вузовского образования в европеИскую систему. Бал-льно-реИтинговая система контроля и оценки учебноИ работы студентов — инструмент управления образовательным процессом, предлагаю-щеИ ранжирование студентов по результатам кумулятивноИ оценки их персональных достижениИ в учебноИ деятельности. Цель нововведения — объективныИ и систематическиИ анализ хода изучения и усвоения студентам учебного материала в соответствии с требованиями, изложенными в государственных образовательных стандартах, учебных планах и рабочих программах дисциплин. В 2008/09 уч. г. 19 факультетов вуза ввели балльно-реИтинговую систему (БРС) оценки учебноИ работы студентов первого курса очноИ формы обучения.

Управление учебным процессом предпола-

гает постоянный поиск новых решений. Речь идет прежде всего о технологиях. Наличие же технологий в совокупности с современным оборудованием предоставляет возможности для развития. К примеру, для более качественной подготовки к очередным этапам интернет-тестирования (ФЭПО) в вузе внедряется система «Интернет-тренажеры в сфере образования» в студенческих режимах «Обучение» и «Самоконтроль» по дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН. Применение программ-тренажеров в учебном процессе обеспечивает непрерывность, быстроту и полноту обучения.

В связи с исполнением поручения президента РФ Д. А. Медведева «О поддержке студенчества» в вузе предусмотрена возможность перевода наиболее успешных студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, на бюджетную основу, с учетом социальной защиты их семей. Разработан внутривузовский документ, утвержденный 14 мая 2009 г. ректором, — «Порядок перевода обучающихся с платной формы обучения на бюджетную», которым руководствовалась комиссия по восстановлению и переводу.

В организации учебного процесса непрерывного профессионального образования все более широкое применение находят дистанционные технологии, феномен успеха которых кроется в способности одновременно удовлетворять интересы и вуза, и студентов. Особенно актуальной для университета становится новая идеология, в соответствии с которой не студент приходит в вуз, а вуз приходит к студенту. Создаются условия для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи. Быстрое целенаправленное создание эффективной программы внедрения ДОТ позволяет вузу в условиях кризиса результативно решить ряд проблем экономического характера, в том числе качественного обновления методической базы вуза.

В вузе активно развиваются формы международного сотрудничества. К настоящему времени университет реализует более 33 международных договоров о научно-образовательном сотрудничестве с вузами Европы, Южной и Северной Америки, Южной Азии.

Таким образом, в организации управления учебным процессом в Удмуртском государственном университете наиболее важными являются вопросы равенства в получении образования, качества получаемого образования, совершенствования научно-технических исследований, развития информационных технологий, создания устойчивых схем финансирования.

1. Актуальные проблемы образования в высшей школе : сб. материалов науч.-метод. конф. УдГУ / под ред. Г. С. Трофимовой. Ижевск : ИД «Удмуртский университет», 2003. 178 с.

2. Бойко И. Магистратура в Санкт-Петербургском государственном университете // Высшее образование в России. 2008. № 12. С 28-33.

3. Гретченко А. И., Гретченко А. А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М. : КНОРУС, 2009.

4. Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов : сб. материалов междунар. науч.-метод. конф. 3031 марта 2005 г. : в 2 т. / под ред. А. А. Баранова, Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2005. 194 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. : Академия АПК и ПРО, 2002.

6. Мерзлякова Г. В., Даньшина С. А. Удмуртский государственный университет в образовательном пространстве на рубеже XX-XXI веков (исторический аспект) : монография. Ижевск : УдГУ, 2009. 205 с.

7. Модели образовательной деятельности в вузе: традиции и новации : материалы науч.-метод. сессии учебно-методического совета УдГУ / под ред. Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2008. 275 с.

8. Нормативные документы по организации учебного процесса в Удмуртском государственном университете / ГОУВПО «Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2008. 360 с.

9. Парадигмы образования : материалы науч. сессии в рамках конф. «Парадигмы образования». 26 апр. 2006 г. / под ред. Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2006. Т. 1. 175 с.

10. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса — необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4. С. 19-21.

11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.udsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.