УДК 377.3(091):338.48(470.51)
Мерзлякова Г.В., Баталова Л.В., Оконникова Т.И.
Удмуртский государственный университет E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
На материалах Удмуртской Республики раскрывается специфика организации и форм туристского образования в период с сер. XIX в. до современности, которые эволюционировали от эпизодических экскурсий, проводимых по инициативе отдельных преподавателей в дореволюционный период к подготовке на специализированных курсах, организуемых общественными и государственными структурами в советский период и созданию системы академического профессионального туристского образования в новой России.
Ключевые слова: развитие туристского образования, подготовка кадров, туризм, Удмуртия
Развитие туризма в российских регионах стимулирует научный поиск в различных ракурсах: исследуются рекреационные ресурсы территорий, исторические формы организации регионального туризма, экономические показатели туристской индустрии и т. д. В последнее время вследствие все возрастающей потребности в кадровых ресурсах для туристской отрасли особую привлекательность приобретают и вопросы подготовки кадров как в педагогическом, так и в историческом аспектах. Эти тенденции в полной мере характерны для Удмуртской Республики, где в настоящее время ведется целенаправленная работа по развитию внутреннего и въездного туризма [12].
Исторический опыт в области профессиональной туристской подготовки кадров своими корнями уходит в середину XIX столетия. Экскурсионный образовательный туризм, организаторами и пропагандистами которого стали передовые педагоги того времени, стимулировал зарождение туристского образования в России, в т.ч. и в Удмуртии. Первые сведения о проведении экскурсий в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии относятся к началу XIX века [2, с. 92]. Первоначально экскурсии носили характер совершенно случайного явления, всецело зависящего от энергии отдельного преподавателя.
На протяжении второй половины XIX века экскурсионная практика постепенно вводилась в учебный процесс ряда образовательных учреждений Удмуртии на систематической основе и использовалась в преподавании естественно-научного цикла предметов. Прежде всего, экскурсионный метод возник и оформился как
педагогический метод в преподавании истории и естествознания.
После 1916 г. экскурсионная практика окончательно приобретает статус обязательной составной части образовательных программ российских учебных заведений. Экскурсии были признаны равноправными среди других методов обучения.
Одним из важнейших условий успешного развития туристско-экскурсионного дела в российских учебных заведениях было наличие квалифицированных кадров, опытных организаторов экскурсионной практики. Серьезным препятствием в деле организации экскурсий со школьниками оказался дефицит квалифицированных кадров и почти полное отсутствие туристско-экскурсионных навыков у преподавателей. Осознание того, что отсутствие практического опыта и слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения начинают организовывать соответствующие курсы подготовки квалифицированных кадров.
Основной формой подготовки кадров в сфере туризма и экскурсий на рубеже XIX-XX вв. стали общественные экскурсионные курсы [10, л. 51].
Однако отсутствие единого методического туристско-экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки кадров для ученических экскурсий. Следует отметить отсутствие государственной поддержки туристско-экскурсионного образования. Как и туристско-экскурсионная деятельность вообще, оно целиком было делом энтузиастов российского туризма.
Следующий этап в истории формирования и развития системы подготовки кадров в сфере российского туризма связан с установлением государственного регулирования этой сферой деятельности. После 1917 года туризм развивался стихийно и длительное время не имел единого координирующего организационного центра. На протяжении почти десяти лет шли поиски наиболее рациональных форм туристско-экскурсионной работы. В Удмуртии в начале 1920-ых гг. стали повсеместно возникать многочисленные экскурсионные бюро, комиссии, секции при клубах, профсоюзах, краеведческих обществах. К 1926 г. в Удмуртии почти в каждой организации имелись свои экскурсионные бюро или комиссии [14, л. 68]. Все они, как правило, вели туристско-экскурсионную работу несогласованно, без учета возможностей и практики друг друга.
В 1929 г. в стране была создана массовая туристская организация - Общество пролетарского туризма и экскурсий РСФСР (ОПТЭ), в рамках которого началась подготовка туристских кадров на специальных краткосрочных курсах в центре и на местах [6, л. 1]. Работа вновь созданного общества была поставлена на государственную основу. В его Центральный совет вошли государственные, профессиональные, общественные и другие организации и предприятия. Туризм признавался серьезной частью всей политической и культурной жизни страны.
Удмуртский совет ОПТЭ был создан в 1934 году с целью организации туризма и экскурсий для населения Удмуртии и находился в подчинении Центрального совета ОПТЭ [15, л. 76].
В первой половине 1930-х годов во многих городах СССР, где были созданы отделения ОПТЭ, начали регулярно работать курсы по обучению общественных кадров технике туристских походов. В Москве Центральный совет Общества открыл краткосрочные центральные туристские курсы, на которых велись занятия как с отрывом от производства, так и по заочной форме обучения. В течение нескольких лет курсы закончило более 10 тысяч представителей туристского актива со всех регионов страны, в т. ч. и из Удмуртии. Одновременно Центральный совет ОПТЭ начал вводить штатные должности, на которые принимались, как правило, комсомольские, профсоюзные и физкультурные работники. В Положении об ОПТЭ спе-
циально оговаривалась необходимость формирования кадров «из рабочего, желательно партийно-комсомольского актива, проверенного в общественной и туристской работе, политически выдержанного и грамотного» [7, л. 83]. Соответственно местные аппараты ОПТЭ, в т. ч. и Удмуртский, также начали создание штатных аппаратов на местах и подготовку своих общественников через систему кружков, курсов и сборов активистов.
Следующий этап развития туризма связан с масштабной реорганизацией всей туристской сферы в 1936 г., в результате которой был ликвидирован Удмуртский областной совет Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий [16, л. 38]. Тем самым был нанесен серьезный удар по всей системе подготовки кадров для туризма.
Таким образом, в системе ВЦСПС начало действовать Туристско-экскурсионное управление. Устав ТЭУ ВЦСПС гласил, что внутренний туризм предполагалось развивать «в целях пропаганды социалистического строительства нашей Родины и ознакомления трудящихся с экономикой, географией, природными богатствами, гигантским ростом культуры народов, населяющих СССР, а также организации самодеятельного туризма, как массового культурного отдыха трудящихся» [8, л. 7].
Вторая половина 1950-х годов стала временем качественных изменений в области туризма, в том числе, в сфере кадровой подготовки. В 1959 году при добровольном спортивном обществе «Труд» был создан первый туристский клуб в Удмуртии, который стал учебно-методическим и организационным центром по подготовке кадров общественных инструкторов туризма [17, л. 33].
В 1962 г. на базе Туристско-экскурсионного управления создается система советов по туризму, руководство которой осуществлял Центральный совет по туризму ВЦСПС. Центральный совет по туризму и экскурсиям являлся самым крупным в стране органом в области туризма и экскурсионного дела. В 1962 году был создан Удмуртский областной совет по туризму [18, л. 1]. Среди основных направлений массовой туристской работы Удмуртского Областного совета по туризму ведущее положение занимала система обучения турорганизаторов и подготовка туристских общественных кадров.
Обучение турорганизаторов организационнометодической работе, технике и тактике, методике организации, подготовке и проведению туристских слетов и соревнований через систему подготовки общественных кадров позволяло решать вопросы организации управления массовым самодеятельным туризмом в республике. Подготовка туристских общественных кадров осуществлялась на семинарах, сборах, организуемых областным советом по туризму, городскими туристскими клубами, республиканской школой подготовки общественных туристских кадров, советами Добровольных Спортивных Обществ и туристскими секциями коллективов физкультуры. Существовало разнообразие форм и методов туристского образования: курсы разного уровня и продолжительности, учебные и учебно-тренировочные сборы, маршруты и путевки, семинары и школы, методические и научно-практические конференции, консультационные пункты и туристские клубы, производственные практики и стажировки, постоянная производственная учеба и сдача техминимумов.
Кроме того, в Удмуртском государственном педагогическом институте была введена специализация по туризму.
Социально-экономические преобразования рубежа 1980-1990-х гг. в стране вызвали бурный рост туристской отрасли. Как следствие, в 1990-е гг. в России стала формироваться система профессионального туристского образования. Не стала исключением и Удмуртская Республика, утратившая статус «закрытого» региона, которым она обладала в советский период как крупный военно-промышленный центр. Республика стала нуждаться в кадрах как для выездного, так и въездного туризма.
Удмуртский государственный университет (УдГУ) стал первым и единственным на тот момент времени учебным заведением, где стала осуществляться подготовка специалистов по туризму. В 1997 г. на базе Института социальных коммуникаций была открыта специальность «Социально-культурный сервис и туризм», в 2009 г. начат набор в магистратуру по направлению «Туризм», с 2010 г. осуществляется подготовка бакалавров.
Образовательные программы по туризму в Удмуртском государственном университете реализуются по очной и заочной формам обу-
чения в нормативные и сокращенные сроки. Формами финансирования студентов, обучающихся по образовательной программе, являются бюджет и внебюджет. Динамика приема по годам на специальность «Социально-культурный сервис и туризм» и направление подготовки «Туризм» стабильна по всем формам обучения. Кадры в сфере сервиса и туризма востребованы в коммерческой сфере, поэтому количество желающих её получить не уменьшается. Специальность пользуется популярностью среди абитуриентов не только из Удмуртской Республики, но и из близлежащих регионов (Пермский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и др.). Общее количество выпускников, получивших высшее профессиональное образование по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» к настоящему времени составляет 1041 человека, в том числе по очной форме обучения 209 человек, по заочной (нормативные сроки обучения) -258 человек, по заочной сокращенной (3,5 года) -496 человек. Магистратуру УдГУ по направлению подготовки «Туризм» к настоящему времени окончили 13 человек.
В условиях быстрого роста предприятий туристского сектора на рынке труда происходит увеличение потребности в специалистах по туризму среднего звена. Исходя из этого Институт социальных коммуникаций УдГУ с 1999 г. начал образовательную деятельность по специальности «Туризм» по программе среднего специального образования. За период с 2001 по 2013 гг. Колледж социальных технологий и сервиса по специальности «Туризм» закончили 474 выпускника, из них 285 человек - по очной форме обучения, 189 - по заочной форме обучения.
Большинство выпускников Удмуртского государственного университета с туристским образованием трудоустраивается по специальности как на предприятиях индустрии туризма Удмуртской Республики, так и за ее пределами: в соседних республиках и областях, в регионах РФ с быстроразвивающейся сферой туризма (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и т. д.), а также за рубежом.
Выпускающей кафедрой по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направлению подготовки «Туризм» является кафедра теории и практики социальных коммуникаций, созданная в 1998 году. Кадровый
состав кафедры является ядром научного потенциала республики в области развития туризма в регионе. К настоящему времени защищены 4 кандидатские и 1 докторская диссертации по различным аспектам туристской деятельности в Российской Федерации и Удмуртской Республике. Регулярно издаются монографии и учебные пособия [2], [3], [4], [5], [13] и др. Преподаватели кафедры участвуют в конференциях, семинарах, публикуются в специализированных журналах и сборниках по проблемам туризма и социокультурного сервиса.
Кафедра осуществляет непосредственные контакты с государственными, муниципальными органами и ведомствами, курирующими развитие туризма в Удмуртской Республике, предприятиями туристско-гостиничного комплекса республики, с учебными заведениями России и зарубежных стран, осуществляющих подготовку кадров для туристской отрасли.
Преподаватели кафедры стали авторами «Концепции развития культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республике на 2010-2015 гг.» [9], в сотрудничестве с Министерством физкультуры, спорта и туризма Удмуртской Республики разрабатывали республиканскую целевую программу «Развитие въездного и внутреннего туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 гг.» [12].
Кафедра включилась в международную деятельность по образовательной деятельности в сфере туризма. В 2010 году было начато сотрудничество с Университетом г. Кадис (Испания). К настоящему времени накоплен опыт реализации обмена студентами по программе преддипломной практики. В 2010-2013 гг. кафедра участвовала в реализации международной программы Tempus Tuning Russia, целью которой является гармонизация европейского и российского образовательного пространства в области подготовки кадров для туристской отрасли [1], [11].
Таким образом, в настоящее время Удмуртский государственный университет является во-
стребованным учебным заведением, в котором осуществляется подготовка кадров по туризму с высшим и средним профессиональным образованием. Научно-образовательный потенциал преподавательского состава позволяет осуществлять образовательный процесс в русле современных научных исследований в сфере туризма, вовлекая в исследовательскую деятельность студентов и магистров. Тесная взаимосвязь УдГУ с предприятиями туристского комплекса Удмуртии, государственными и муниципальными учреждениями, курирующими туристскую отрасль республики, позволяет шаг за шагом преодолевать наиболее существенный недостаток отечественной системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием - ее чрезмерную академичность и обеспечивать практикоо-риентированность учебного процесса.
В силу вышеуказанных обстоятельств Удмуртский университет пока не имеет конкурентов в республике в сфере подготовки кадров по туризму с высшим профессиональным образованием (открывающие филиалы столичных вузов не обладают аналогичным научно-педагогическим потенциалом и малопривлекательны для абитуриентов). Для республиканских учреждений среднего профессионального образования в сфере туризма УдГУ является «кузницей кадров», готовя преподавателей с профильным образованием и обеспечивает им научно-методическую помощь.
Наиболее очевидными перспективами для Удмуртского государственного университета в сфере туристского образования являются дальнейшее развитие системы непрерывного образования за счет реализации программ дополнительного образования, курсов повышения квалификации, вовлечение работодателей в образовательный процесс с целью обеспечения большей практикоориентированности, продолжение научных исследований, в том числе, совместно со студентами и магистрантами, участие в международных образовательных проектах и программах академического обмена.
21.02.2014
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части Госзадания, код проекта 1968
Список литературы:
1. Акатьева, Л.В. Ключевые ориентиры для разработки н реализации образовательных программ в предметной области «Туризм». /Л.В. Акатьева, Л.П. Богданова н др. - Публикация подготовлена в рамках проекта Tuning Russia 5111З5-TEMPUS-I-2010-l-ES- TEMPUS-JPCR. (па рус. н англ. яз.. 10б c. Publicaciones de la Universidad de Deusto Apartado 148080 Bilbao e-mail: [email protected] Deposito legal: ВЬ822-201З Impreso en Espana.
2. Баталова, Л.В. Туристско-экскурсионная деятельность во второй ноловнпе XIX - начале XX вв. (па примере Удмуртской Республики) / Л.В. Баталова. - Ижевск: «Удмуртский университет», 2011. - 288 с.
3. Баталова, Л.В. Эволюция туристско-экскурсионной деятельности в исторической ретроспективе (па примере Удмуртской Республики): Монография / Л.В. Баталова. - Ижевск, Издательский дом «Удмуртский универиситет», 2008. - 240 с.
4. Баталова, Л.В. Туризм в Удмуртии: нсторня н современность / Л.В. Баталова, Л.В. Васильева. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 444 с.
5. Вотнпцева, Н.А. Правовое обеспечение туристической индустрии в Росснн / Н. А. Вотнпцева. - М.: Дашков н К, 2011. -З18 с.
6. Государственный архнв Российской Федерации (ГА РФ). Ф.Р-9520.Оп.1.Д.З.
7. ГА РФ. Ф.Р-9520.Оп.1.Д.1.
8. ГА РФ. Ф.Р-9520.Оп.1.Д.14.
9. Концепция «Развитие культурно-познавательного туризма в Удмуртской Республике, (2010-2015 гг.)» : отчет о научноисследовательской. - Ижевск: КнигоГрад, 2009. - 19б с.
10. Национальный архнв Реснублнкн Татарстан (НА РТ). Ф.92.Он.2.Д.1б888.
11. Окоппнкова, Т.И. К вопросу об интеграции российского н европейского образовательного пространства: (па примере реализации проекта Тюпнпг Россия (Tuning Russia) но направлению "Туризм") / Т.И. Окоппнкова, Л.В. Акатьева // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 11-19 пояб. 2011 г. - Ижевск: Удмурт. уп-т, 2011. - С. 14.З-150.
12. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего н въездного туризма в Удмуртской Республике па 20122018 годы». Постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.0б.2012 №2З7.
13. Саранча, М.А. Потенциал н организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ н оценка па основе географических информационных систем: монография / М.А. Сарапча. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 220 с.
14. Цептр документации новейшей нсторнн Удмуртской Республики (ЦДНИ УР). Ф.92.Оп.1.Д.44.
15. ЦДНИ УР. Ф.1б.Он.1.Д.1418.
16. Центральный государственный архнв Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф.Р-1592.Оп.1.Д.2.
17. ЦГА УР. Ф.Р-1З4З.Оп.1.Д.24.
18. ЦГА УР. Ф.Р-1592.Оп.1.Д.1.
Сведения об авторах:
Мерзлякова Галина Витальевна, ректор Удмуртского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, e-mail: [email protected]
Баталова Лариса Вячеславовна, директор Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Оконникова Татьяна Ивановна, заведующий кафедрой теории и практики социальных коммуникаций Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Россия, 42б0З4, г.Ижевск, ул.Университетская, 1