Использование многоступенчатого обратного факторного анализа позволяет исследовать причинно-следственные связи между ценностью информации, вероятностью реализации угроз и степенью уязвимости информационных активов (Уи) индуктивным способом (от частных, отдельных факторов к обобщающим) на основе детализации факторов Ву и Уи на составные элементы с целью изучения их сущности и влияния на результативный показатель риска. Фактор Ву включает в себя объективные и субъективные факторы, умышленность-непреднамеренность действий.
Показатель Уи является обобщающим показателем таких факторов, как:
- коэффициент риска, исходящий от персонала (включает в себя степень надежности персонала, которая рассчитывается исходя из ряда факторов — профессиональной подготовки сотрудников, их отрицательных увлечений, отрицательных черт характера);
- коэффициенты уязвимости технических, программно-аппаратных средств обработки информации и организационных мер.
Таким образом, можно отметить, что использование моделирования в деятельности
по оценке информационных рисков хозяйствующих субъектов позволяет проанализировать взаимосвязи между применяемыми показателями, увидеть наиболее уязвимые активы, составить более полное представление о существующих информационных рисках, чтобы принять решение об остаточных рисках и рисках, требующих внимания и средств для их уменьшения или нейтрализации.
С учетом того что оценка информационных рисков представляет собой одно из главных направлений достижения рискозащищенности хозяйствующих субъектов, на современном этапе развития экономики возникает необходимость в совершенствовании существующих методических подходов к оценке информационных рисков хозяйствующих субъектов.
Примечания
’ Симонов С.В. Методология анализа рисков в информационных системах // Защита информации. Конфидент. 2001. № 1. C. 72-76.
2 Симонов С.В. Технологии и инструментарий для управления рисками // Информационный бюллетень «Jet Info». 2003. № 2.
3 Петренко С.А. Управление информационными рисками: Экономически оправданная безопасность. М., 2004.
УДК 338.(075.8) В.Л. ПРИГОЖИН
ББК 65.290-2я73 старший преподаватель
Ангарской государственной технической академии
e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Рассмотрена система управления муниципальной недвижимостью во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, определены направления совершенствования данной системы. Сформулированы основные принципы управления муниципальной недвижимостью.
Ключевые слова: недвижимость, муниципальная недвижимость, система управления, принцип управления, управление недвижимостью.
В настоящее время развитие рыночных отношений в России в значительной мере определяется эффективностью управления объектами муниципальной недвижимости. Муниципальная недвижимость является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления и пред-
ставляет собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития муниципалитета. Умелое использование этого огромного потенциала может задать приоритеты развития муниципального образования и улучшить уровень и качество жизни населения1.
© В.Л. Пригожин, 2009
В.Л. ПРИГОЖИН
Муниципальные образования в современных условиях часто используют данный потенциал крайне неэффективно, поэтому управление муниципальной недвижимостью — актуальная задача и для местной администрации отдельно взятого муниципального образования, и для членов местного сообщества.
Любой механизм управления как отдельными секторами экономики, так и системой муниципальной недвижимости должен опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. Проведенное исследование опыта управления недвижимостью отдельных регионов России позволило сформулировать основные принципы управления недвижимостью2, которые на современном этапе развития в равной степени могут быть использованы в системе как муниципального, так и государственного управления:
1. В соответствии с принципом пообъектного управления объектом управления является объект недвижимости, состоящий из земельного участка и прочно связанных с ним объектов и частей таких объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В качестве объекта управления могут выступать также муниципальные имущественные комплексы.
2. Принцип наилучшего и эффективного использования. Под наилучшим и эффективным использованием муниципальной недвижимости понимается такое использование, которое обеспечивает устойчивость доходной части бюджета муниципалитета, комфортную социальную среду и повышение ценности муниципальной недвижимости с учетом социальных, градостроительных, административных и экологических ограничений, накладываемых на ее использование.
3. Принцип платности рассматривается как необходимое условие доступа к муниципальной недвижимости всех категорий пользователей и предполагает максимальное сокращение числа объектов муниципальной недвижимости, передаваемых пользователям на безвозмездных и льготных условиях.
4. Принцип сбалансированности прав. В процессе принятия управленческо-распоря-дительных решений относительно муниципальной недвижимости необходимо обеспе-
чивать сбалансированность между объемом и составом передаваемых прав.
5. Принцип открытости информации предполагает широкое информирование всех заинтересованных субъектов о принципах проводимой в сфере управления муниципальной недвижимостью политики.
6. Принцип научного подхода подразумевает, что управление муниципальной недвижимостью должно регулироваться с использованием научно обоснованных методик, которые базируются на детальном исследовании объекта управления.
7. В соответствии с принципом учета интересов местного сообщества при использовании муниципальной недвижимости ее использование должно осуществляться в интересах всех субъектов управления муниципальной недвижимостью.
8. Принцип ответственности означает, что в случае нарушения законодательства, регулирующего управление муниципальной недвижимостью, к ответственности привлекаются все субъекты рынка недвижимости (в том числе государственные и муниципальные органы власти), участвующие в использовании и сохранности объектов муниципальной недвижимости.
9. Принцип обоснованности управленческих решений. Управленческие решения должны приниматься в соответствии с четко определенными критериями на основе достоверной информации о состоянии объектов муниципальной недвижимости, рынка недвижимости в целом, о тенденциях развития экономических явлений и процессов.
10. Принцип ранжирования объектов управления по их важности заключается в том, что ресурсы, которыми обладает муниципалитет, всегда ограниченны, поэтому они должны вкладываться в решение наиболее важных социально-экономических проблем.
11. Принцип рационального сочетания форм управления предполагает, что для объекта муниципальной недвижимости должна быть выбрана оптимальная форма управления в зависимости от его структуры и стратегических целей управления.
Управление муниципальной недвижимостью заключается в целенаправленной деятельности муниципальных органов власти по организации рационального использования
Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)
объектов муниципальной недвижимости для решения социально-экономических задач, повышения благосостояния и уровня жизни населения, создания благоприятной среды проживания на территории муниципального образования.
Это предполагает создание четкой и эффективной системы управления. Применительно к муниципальной недвижимости с учетом вышеназванных принципов такая система управления муниципальной недвижимостью представлена на рисунке.
Как видно из рисунка, такая система является сложной, открытой, характеризуется частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой3. При этом необходимо отметить, что внешняя среда и ее постоянно меняющиеся условия влияют на все взаимодействующие элементы в системе управления муниципальной недвижимостью, направленно воздействуя как на достижение намеченных результатов управления недвижимостью, так и на достижение целей развития муниципального образования в целом.
Именно такая логика представления системы управления недвижимостью позволяет наглядно увидеть, что это система с обратной связью, построенная по следующему принципу: сначала формируются главенствующие цели развития муниципального образования, а затем цели и задачи управления муниципальной недвижимостью как стратегическим ресурсом, необходимым для решения социально-экономических задач.
В связи с особой ролью муниципальной недвижимости как актива, приносящего доход, и актива, несущего социальную нагрузку, внутренняя среда системы управления муниципальной недвижимостью представляет собой цикл управления муниципальной недвижимостью.
Показанные блоки и связи позволяют прояснить главенствующую роль целей и задач управления (входы в систему управления муниципальной недвижимостью), продиктованных целями и задачами развития муниципального образования.
Социальная среда
т О-
“ 'Я
о. о
а
О
Цели развития муниципального образования
и и
Реализация
запланиро-
ванных
мероприятий
Контроль использования и полный учет всех доходов
Формирование объектов управления
Формирование единого банка данных (реестра), регистрация прав на недвижимое имущество, страхование
Нормативное оформление результатов управления
Градостроительная среда
Цели и задачи управления муниципальной недвижимостью
Оценка рыночной стоимости и правового положения объектов недвижимости
Оценка
эффективности
использования
муниципальной
недвижимости
Планирование и прогнозирование вариантов наилучшего и эффективного использования муниципальной недвижимости
Правовая среда
Достижение целей развития муниципального образования
Бизнес-среда
Система управления муниципальной недвижимостью (внешняя и внутренняя среда)
Известия ИГЭА 2009. № 2 (64)
Д.И. САЧКОВ
Следующим структурным блоком, в который поступают эти цели и задачи, является блок формирования объектов управления, основанный на блоке единого банка данных (реестра недвижимого имущества).
Оценка рыночной стоимости объектов муниципальной недвижимости выступает необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной недвижимости.
Представленная логическая цепочка «оценка эффективности-планирование и прогнозирование-реализация-контроль» соответствует традиционному построению функциональных систем управления. Выходы из блока «контроль» являются обратной связью основного контура системы управления муниципальной недвижимостью и служат для информирования субъектов управления о достижении или недостижении результатов управления.
Принципиальным моментом для системы управления муниципальной недвижимостью является то, что выходы из блока «реализация» имеют внутреннюю обратную связь.
Информация об обратной связи в системе управления систематизируется в блоке «нормативное оформление результатов
управления», что позволяет субъектам управления по мере решения поставленных задач соотнести полученные результаты с запланированными, скорректировать планы управления недвижимостью и направить информацию на дополнение и пополнение состава базы данных недвижимого имущества муниципалитета.
С учетом сказанного можно констатировать, что предложенный цикл управления муниципальной недвижимостью является наиболее приемлемым способом реализации функций муниципального образования как собственника недвижимости. Грамотное и четкое осуществление всех этапов позволит усовершенствовать управление муниципальной недвижимостью с учетом удовлетворения интересов всего местного сообщества и обеспечить устойчивое развитие муниципального образования.
Примечания
’ Бедин Б.М. Управление муниципальными территориями и имуществом. Иркутск, 2006.
2 Управление коммерческой недвижимостью: учеб. / под ред. М.Л. Разу. М., 2007.
3 Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью: учеб.-практ. пособие. М., 2001.
УДК 352(47) Д.И. САЧКОВ
ББК 67.400.74(2Рос) ведущий инженер научного отдела
Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ*
Дана оценка реформирования системы местного самоуправления. Рассмотрена необходимость совершенствования органов местного самоуправления. Определены основные направления развития муниципалитетов с использованием инфокоммуникационных технологий.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный район, реформа, кризис, инновации.
В процессе экономических и политичес- трех ветвей государственной власти — за-
ких преобразований в России была создана конодательной, исполнительной и судебной.
новая система управления, состоящая из Исполнительная власть, в свою очередь,
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276).
© Д.И. Сачков, 2009