СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
КУЛУМБЕКОВА Т.Е.,
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основы развития администрирования таможенных платежей, централизации учета таможенных доходов и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности в целях оперативного учета таможенных доходов по уровням таможенной системы Российской Федерации. Определяются основные понятия, анализируются правила, которые упрощают систему учета движения денежных средств на счетах участников ВЭД, предназначенных для учета таможенных операций по начислению и уплате таможенных и иных платежей, административных штрафов; внесению, возврату, зачету денежного залога; поступлению и возврату денежных средств юридических или физических лиц. Рассматриваются функции учета и контроля движения денежных средств по вертикали таможенной системы (ФТС - РТУ - Таможня - Таможенный пост), а также компетенции каждого уровня за полнотой взимания таможенных и иных платежей.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; таможня; таможенный пост; таможенные платежи; администрирование таможенных платежей; централизация уплаты таможенных платежей; единый лицевой счет участника внешнеэкономической деятельности; расчетный таможенный центр (РТЦ).
IMPROVING THE SYSTEM OF CUSTOMS PAYMENTS IN MODERN CONDITIONS
KULUMBEKOVA T.E.,
Ph.D. Associate Professor,
The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,
e-mail: [email protected]
This article covers the basics of development administering of customs duties, customs revenue centralization of accounting and maintenance of a single personal account involved in foreign trade accounting for operational customs revenue by level of the customs system of the Russian Federation. Defines the basic concepts, analyze the rules that simplify accounting system cash flo accounts traders. Intended to account for the operations of customs and other fees, administrative penalties, introducing, return, offset cash collateral; receipt and return the funds of legal entities and individuals. Considered the functions of accounting and control of cashflows vertically customs system (FCS - RCD - Customs - Customs post), as well as the competence of each level of completeness of collection of customs and other charges.
Keywords: Federal Customs Service; Customs and customs house; customs fees; administering of customs duties; the centralization of customs duties; personal account of a single participant of foreign economic activity; settlement customs Center.
JEL classification: F42, F47, F59.
Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных условий автоматизации таможенных операций. Информационные таможенные технологии, будучи продуктом, построенным на строгом соблюдении правил, закрепленных в таможенном законодательстве, должны обеспечивать единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической
© Т.Е. Кулумбекова, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
сделки. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств осуществляется на единой унифицированной для государств - членов Таможенного союза нормативной правовой базе на внешней таможенной границе. Действует единый механизм зачисления таможенных платежей и распределения их по национальным бюджетам.
Реализация фискальной функции основывается на осуществлении контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий.
Однако формы передачи информации устарели и в современных условиях заменяются электронными, что, по мнению разработчиков должно исключать подделку банковских документов и снижать возможность совершения криминальных действий.
Современная система уплаты таможенных платежей имеет ряд недостатков, что препятствует совершению таможенных операций с товарами в сроки, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза, в связи с чем эффективной мерой может быть комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей. В этот процесс, на наш взгляд, должна входить автоматизация информационного обмена о движении денежных средств между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Целью такого реформирования должно стать сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов. При этом самыми сложными в администрировании, на наш взгляд, являются ввозные таможенные пошлины, поскольку они не являются прямым источником дохода какого-либо из национальных бюджетов стран Таможенного союза, а изначально поступают на единый счет и только потом распределяются по бюджетам трех стран (Кулумбекова, 2012). Соответственно, каждая из сторон заинтересована в том, чтобы две другие страны обеспечили полноту поступления и распределения ввозных таможенных пошлин.
В настоящее время организация взимания таможенных и иных платежей и формирование таможенных доходов предполагает наличие ряда участников отношений, которые возникают в процессе движения денежных средств от плательщика на счет Федерального казначейства и вовлеченных в механизм взаимодействия в связи с действием Таможенного союза. Однако, как известно, непосредственно в процессе перечисления денежных средств в бюджет, таможенные органы не участвуют, в связи с переходом на уплату по кодам бюджетной классификации и электронным декларированием (Распоряжение, 2012).
Ведение лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности осуществляется в том таможенном органе, который осуществляет оформление, при этом, затруднено получение обобщенной информации по начисленным и уплаченным таможенным платежам, начисленной задолженности, внесенного обеспечения. Кроме того, зачет денежных средств между таможенными органами в счет погашения задолженности также возможны только в том таможенном органе, где зарегистрирован декларант. Также нужно отметить, что поскольку передача информации о первичных документах в целях оперативного учета таможенных платежей с уровня таможни, регионального таможенного управления и ФТС осуществляется не в режиме реального времени, своевременное формирование данных бюджетного учета является затруднительным. Поэтому, на наш взгляд, существующий порядок учета таможенных платежей необходимо упростить, сохранив при этом, достаточный уровень контроля за поступлением таможенных платежей в доходную базу федерального бюджета.
Результативность деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей зависит от освоения новых принципов деятельности таможенных органов, создания результативной методики организации взимания таможенных платежей и формирования таможенных доходов с учетом критериев качества результатов труда.
Таким образом, в настоящее время в основе деятельности таможенных органов России по администрированию таможенных платежей вводится новый принцип - принцип перехода от контроля таможенных платежей к контролю информационных полей. Использование данного принципа обоснованно переходом на уплату таможенных и иных платежей по кодам бюджетной классификации, на автоматизированную обработку данных, электронное декларирование, исключающее непосредственное участие таможенных органов в перечислении денежных средств, что будет показано ниже.
Федеральной таможенной службой в целях решения указанных проблем разработана «Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности» (Приказ ФТС, 2013). При этом надо отметить, что данный документ разрабатывался в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, со Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года (Распоряжение, 2013) и Планом мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (Распоряжение, 2013), которые направлены в том числе на совершенствование информационно-прогаммных средств, создание и развитие информационно-технических средств, включая развитие электронных систем межведомственного взаимодействия. Главная задача Стратегии развития состоит в обеспечении приемлемого уровня развития таможенных операций для всех участников ВЭД, обеспечение экономической безопасности и пополнение доходов федерального бюджета. Одним из показателей развития таможенного администрирования является повышение доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде, без предоставления документов и сведений на бумажных носителях, а с 2014 г. вводится обязательное электронное декларирование. Данное нововведение даст возможность
участникам внешнеэкономической деятельности через обычную сеть Интернет осуществлять декларирование товаров, при этом не прибегая к услугам информационных операторов. Однако отрицательным моментом является то, что пока нет унифицированного правила ведения статистики взаимной торговли в Таможенном союзе.
Концепция учета таможенных платежей предполагает поэтапное введение централизации уплаты таможенных платежей до 2017 г. Реализация данной Концепции должно начаться в 2013 г., соответственно механизмы администрирования таможенных доходов требуют тщательного исследования и анализа.
По мнению разработчиков Концепции, существующий порядок учета таможенными органами денежных средств на лицевых счетах декларантов не обеспечивает достаточный уровень контроля полноты и своевременности поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, поэтому его надо упростить. Но на самом ли деле предлагаемая схема будет способствовать упрощению и ускорению поступления таможенных платежей в бюджет?
В целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей при электронной форме декларирования, технологий удаленного выпуска и удаленной уплаты, упрощения расчетов по таможенным платежам, сокращения сроков прохождения денежных средств и сроков осуществления таможенного декларирования товаров, предлагается открыть единый лицевой счет (ЕЛС) и единую базу данных, которые будут концентрироваться в расчетном таможенном центре (РТЦ).
Единый лицевой счет участника ВЭД должен стать доступным для операций списания денежных средств в любом регионе. Однако ведение лицевых счетов должно быть закреплено за расчетным таможенным центром в зависимости от федерального округа, в котором участнику ВЭД был присвоен номер налоговой регистрации (ИНН). Такая привязка позволит участникам ВЭД осуществлять взаимодействие только с одним, максимально приближенным территориально, таможенным органом. Таможенные органы в целях контроля полноты уплаты и взыскания таможенных платежей смогут наиболее гибко взаимодействовать с налоговыми органами и Федеральной службой судебных приставов, так как мероприятия по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей наиболее эффективно производить по месту налоговой регистрации декларанта. Чтобы наладить документооборот участника ВЭД в электронном виде с предлагаемым механизмом обслуживания единого лицевого счета необходимо создать электронный ресурс «Личный кабинет участника ВЭД», обеспечить разработку и внедрение программных средств для взаимодействия с электронным сервисом, что, по мнению разработчиков должно обеспечить ведение оперативного бюджетного учета ФТС России.
В настоящее время учет денежных средств и контроль за поступлением таможенных платежей осуществляются теми таможенными органами, в регионе деятельности которых были совершены таможенные операции. Однако предлагаемый механизм предусматривает распределение функций ведения лицевого счета и осуществление контроля за поступлением таможенных платежей в различных таможенных органах. При этом обеспечивается возможность совершения таможенных операций в разных таможенных органах со списанием таможенных платежей с единого лицевого счета участника ВЭД.
Следует отметить, что для эффективной работы описанного механизма уплаты таможенных пошлин и налогов, необходимо обеспечить бесперебойное информационное взаимодействие таможенных органов с юридическими лицами, которые ответственны за поступление на счет Федерального казначейства и на счет определенный международным договором государств - членов Таможенного союза (ввозная таможенная пошлина), денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов. В соответствии с пунктом 49,51 плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» с июля 2013 г. созданы правовые и технические условия внедрения уплаты таможенных платежей электронным способам, также организовано подключение к системе, которая обеспечивает возможность удаленной уплаты таможенных платежей, апробация должна осуществляться в 40 таможенных органах. Кроме того, с декабря 2014 г. начнется внедрение автоматизированной системы по учету обеспечения таможенных пошлин и налогов (Распоряжение, 2013).
Для реализации такого подхода к внедрению лицевых счетов участников ВЭД необходимо создание в каждом федеральном округе отдельного расчетного таможенного центра (РТЦ) по обслуживанию юридических лиц, и отдельного РТЦ для физических лиц, имеющих налоговую регистрацию в соответствующем регионе (ИНН). При этом по вопросам учета денежных средств, учета задолженности по уплате таможенных и иных платежей, участник ВЭД будет взаимодействовать с РТЦ, а по остальным возникающим вопросам - с соответствующим таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществлялись таможенные операции. Самая сложная схема уплаты таможенных пошлин и налогов предполагается по работе с физическими лицами, у которых нет налоговой регистрации (ИНН), поскольку в России нет обязательства такой регистрации, так как работа с такими лицами не вписывается в предложенную схему. Поэтому предусматривается осуществление взаимодействия с РТЦ по обслуживанию физических лиц через таможню, а не напрямую. К компетенции таможенного органа также будут относиться мероприятия по взысканию задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.
При этом предусматривается, что такие функции, как контроль законности предоставления отсрочек и рассрочек по уплате таможенных пошлин, налогов, учет, контроль и анализ фактических данных о предоставленных льготах по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенные операции, остаются за таможенными органами, которые их осуществляют в настоящее время. Вместе с тем, не ясны те контрольные функции, которые делегированы региональным таможенным управлениям.
В рамках нашего изыскания, необходимо также рассмотреть вопросы распределения функций по учету денежных средств и контрольные функции между уровнями таможенной системы, которые связаны с переходом на централизацию учета таможенных платежей и ведение единого лицевого счета участника ВЭД (Приказ ФТС, 2013).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
В компетенции главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России входят следующие функции:
• взаимодействуют с органами Федерального казначейства по вопросам осуществления операций по учету и распределению таможенных и иных платежей;
• контроль за администрированием РТЦ единых лицевых счетов участников ВЭД и физических лиц;
• формирование баланса оперативного учета таможенных и иных платежей;
• осуществление сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета;
• контроль полноты поступлений и выбытий денежных средств;
• ведение единой базы задолженности по уплате таможенных платежей и пени;
• ведение централизованного учета обеспечения уплаты таможенных платежей.
Соответственно в компетенции РТЦ по работе с участниками ВЭД входят следующие функции:
• ведение единых лицевых счетов участников ВЭД, в том числе учет поступлений и выбытий денежных средств, ручная идентификация денежных средств, не прошедших автоматическую идентификацию, контроль оплаты начисленных таможенных и иных платежей, контроль за списанием денежных средств с лицевых счетов участников ВЭД, предоставление отчетов о движении денежных средств и подтверждений уплаты таможенных и иных платежей;
• принятие решений о возврате таможенных и иных платежей;
• списание с лицевого счета участника ВЭД денежных средств при взыскании таможенных и иных платежей, применение мер по принудительному взысканию таможенных и иных таможенных платежей, направление требований об уплате таможенных платежей солидарным лицам;
• идентификация денежных средств, поступивших от банков, службы судебных приставов, на лицевой счет участников ВЭД;
• учет задолженности по уплате таможенных и иных платежей, взыскание задолженности, признанной безнадежной к взысканию;
• списание с лицевого счета участника ВЭД денежных средств в соответствии с постановлениями по делам об административных правонарушениях, вынесенных таможенными и судебными органами;
• контроль за поступлением на счет Федерального казначейств денежных средств участников ВЭД, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, и организация взыскания таможенных и иных платежей в случае непоступления денежных средств;
• ведение отчетности в отношении учета денежных средств;
• распределение сумм поступивших от реализации задержанных товаров.
Такие же функции выполняет РТЦ в отношении ведения лицевых счетов физических лиц.
Таможня как линейное подразделение таможенной системы взаимодействует с РТЦ по работе с физическими лицами на основании запросов физических лиц по вопросам возврата денежных средств, учета поступлений и выбытий денежных средств, предоставления отчетов о движении денежных средств, подтверждений уплаты таможенных платежей, а также представления информации об имеющейся задолженности и принятых обеспечительных мерах по уплате таможенных платежей. На наш взгляд, было бы целесообразно, если бы таможня продолжала администрировать взимание таможенных платежей с физических лиц, у которых отсутствует налоговая регистрация (ИНН), и единым платежом передавала в РТЦ. Поскольку в настоящее время работает механизм по такому зачислению денежных средств на счет Федерального казначейства.
И, наконец, в компетенции таможенного поста входят следующие функции:
• списание таможенных и иных платежей с единых лицевых счетов участников ВЭД;
• принятие в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей денежного залога при проведении дополнительных проверок до выпуска товаров;
• списание денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей;
• корректировка декларации на товары (ДТ) при расчете и перерасчете сумм пеней;
• внесение в документ начисления изменений, отражающих факт излишней уплаты или доначисления сумм таможенных и иных платежей, подлежащих уплате.
Таким образом, основные контрольные функции входят в компетенцию Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России. Функции же по учету и ведению лицевых счетов участников ВЭД относятся к компетенции создаваемых таможенных расчетных центров. Таможни участвуют в этом процессе только в той части, где речь идет о физических лицах, не имеющих ИНН. На уровне таможенного поста осуществляется списание таможенных платежей с единых лицевых счетов участников ВЭД, принятие денежного залога, корректировка таможенной стоимости товаров, а также корректировка подлежащих уплате сумм таможенных платежей. Как видим, из этой системы выпадает региональное таможенное управление. Однако за региональным таможенным управлением сохранены функции по прогнозированию поступлений в федеральный бюджет таможенных платежей; установление нижестоящим таможенным органам контрольных показателей по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, также анализирует выполнение этих контрольных заданий.
Необходимо отметить, что реализация вышеизложенных положений предполагается в четыре этапа к 2017 г. Поэтому, на наш взгляд, в Концепцию по ходу ее реализации будут вноситься изменения и дополнения по совершенствованию ведения лицевых счетов участников ВЭД.
ЛИТЕРАТУРА
Кулумбекова Т.Е. (2012). Особенности исчисления и уплаты таможенных платежей по законодательству Таможенного союза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. Владикавказ. № 1.
Приказ ФТС России от 30 июля 2013 г. № 1407 «Об утверждении Концепции централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 109)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125 План мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 28, ст. 3926, № 37, ст. 5040; 2013, № 13, ст. 1605).
REFERENCES
Decree of the Russian Federation of December 28, 2012. № 2575-p. On the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020 (Collection of Laws of the Russian Federation, 2013, № 2, Article 109). (In Russian.)
Decree of the Russian Federation dated June 29, 2012. № 1125 Action Plan ("roadmap") "Improving Customs Administration" (Collected Legislation of the Russian Federation, № 28, 3926, № 37, 5040, 2013, № 13, Art. 1605 ). (In Russian.)
Kulumbekov T.E. (2012). Features of calculation and payment of customs duties under the legislation of the Customs Union. Bulletin of the North Ossetian State University. K.L.Hetagurova. Social Sciences. Vladikavkaz. № 1. (In Russian.)
Order of the FCS of Russia from July 30, 2013. № 1407 "On Approval of the Concept of centralization account customs and other fees, and maintenance of a single personal account involved in foreign trade". (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3