Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные инициативы / гражданские инициативы / муниципальное образование / местное самоуправление / ТОО / территориальное общественное самоуправление / Активный электронный гражданин / public initiatives / civil initiatives / municipal formation / local self-government / CBT / territorial public self-government / Active electronic citizen

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов К. О., Трещевская Н. Ю., Шахворостов Г. И., Самсонов В. С., Агибалова О. Ю.

Актуальность темы. Необходимость совершенствования существующих механизмов поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж в качест ве реальной и действенной возможности оказания влияния со стороны населения на осуществляемую органами вл а cm и деят ел ьност ъ Це ль. Анализ региональной практики функционирования и применения механизмов поддержки общественных инициатив и обоснование мер по их совершенствованию. Методология. Методы логического и сравнительного анализа различных форм поддержки общест венных инициат ив в рамках городского округа город Воронеж. Результаты й выводы. На основе анализа и оценки текущей ситуации в сфере поддержки общественных инициатив на примере городского округа город Воронеж выявлены проблемные участки, мешающие дальнейшему совершенствованию механизмов поддержки общественных инициатив на уровне муниципального образования, сформулированы и аргументированы предложения по снижению уровня неосведомленност и граждан по поводу различных форм проя вления гражданских инициатив и возможностей их использования путем создания единого координационного центра ТОС, который будет нести организационную, информационную и просветительскую задачи. Исходя из тенденций развития информационных технологий, важным предложением будет доработка существующей платформы «Активный электронный гражданин», действующей на уровне городского округа город Воронеж, с точки зрения удобства ее использования, расширив раздел сайта, отвечающего за обратную связь с представителями органов власти. Область применения: Городской округ город Воронеж. Местное самоуправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миронов К. О., Трещевская Н. Ю., Шахворостов Г. И., Самсонов В. С., Агибалова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR SUPPORTING PUBLIC INITIATIVES IN THE MUNICIPAL FORMATION OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION (USING THE EXAMPLE OF THE VORONEZH CITY DISTRICT)

The relevance of the topic. The need to improve the existing mechanisms for supporting public initiatives in the Voronezh City District as a real and. effective opportunity for the population to influence the activities of the authorities. Analysis of the regional practice of functioning and application of mechanisms to support public initiatives and justification of measures to improve them. Methodology. Methods of logical and comparative analysis of various forms of support for public initiatives within the Voronezh city district, Results and conclusions. Based on the analysis and assessment of the current situation in the field of support for public in itiatives, using the example of the Voronezh city district, problem atic areas have been identified that hin der further improvement of mechanisms for supporting public initiatives at the m unicipal level, proposals have been form ulated an d argued to reduce the level of ign orance of citizen s about the existence of a form of manifestation of civil initiatives and the possibilities of their use by creating a single CBT coordination center which will carry out organizational, informational and educational tasks. Based on the trends in the development, of in formation technology, an important proposal will be to refine the existing platform <Active Electronic Citizen», operating at the level of the Voronezh city district, in terms of ease of use, by refining the section of the site responsible for feedback from government representatives. Scope of application. Voronezh city (city district). Local government,

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УДК 364.467

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)

Коды JEL: D70, R58, Z18

Миронов К. О., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует

Трещевская Н. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 5060-1025

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 3352-6307

Самсонов В. С., кандидат экономических наук, декан факультета ГМУ-ЦДО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 1427-8466

Агибалова О. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и.муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 28.02.2024. Принята к публикации 05.03.2024

Аннотация

Актуальность темы. Необходимость совершенствования, существующих механизмов поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж в качест ве реальной и действенной возможности оказания влияния со стороны населения на осуществляемую органами вл a cm и дея т ел ьност ь

Це ль. Анализ региональной практики функционирования и применения механизмов поддержки общественных инициатив и обоснование мер по их совершенствованию.

Методология. Методы логического и сравнительного анализа различных форм поддержки общест венных инициатив в рамках городского округа город Воронеж.

Результаты и выводы. На основе анализа и оценки текущей ситуации в сфере поддержки общественных инициатив на примере городского округа город Воронеж выявлены проблемные участки, мешающие дальнейшему совершенствованию механизмов поддержки общественных инициатив на уровне муниципального образования, сформулированы и аргументированы предложения по снижению уровня неосведомленности граждан по поводу различных форм проя вления гражданских инициатив и возможностей их использования путем создания единого координационного центра TOC, который будет нести организационную, информационную и просветительскую задачи. Исходя из тенденций развития информационных технологий, важным предложением будет доработка существующей платформы <Активный электронный гражданин», действующей на уровне городского округа город Воронеж, с точки зрения удобства ее

использования, расширив раздел сайта, отвечающего за обратную связь с представителями органов власти.

Область применения: Городской округ город Воронеж. Местное самоуправление.

Ключевые слова: общественные инициативы., гражданские инициативы, муниципальное образование, местное самоуправление, ТОС, территориальное общественное самоуправление, Активный электронный гражданин.

UDC 364.467

IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR SUPPORTING PUBLIC INITIATIVES IN THE MUNICIPAL FORMATION OF THE SUBJECT OF

THE RUSSIAN FEDERATION (USING THE EXAMPLE OF THE VORONEZH CITY DISTRICT)

JEL Codes: D70, R58, Z18

Mironov К. O., graduate student., Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Voronezh branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: missing

Treshchevskaya N. Y., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and. Public Administration (Voronezh branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: 5060-1025

Shakhvorostov G. I., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and. Mun icipal Administra tion , Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Voronezh branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN code: 3352-6307

Samsonov V. S., candidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of GMU-CDO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Voronezh branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: 1427-8466

Agibalova O. Yu., Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of State and Municipal Administration., Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Voronezh branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: missing

Abstract

The relevance of the topic. The need, to improve the existing mechanisms for supporting public initiatives in the Voronezh City District as a real and effective opportunity for the population to influence the activities of the authorities. Analysis of the regional practice of functioning and application of mechanisms to support public initiatives and justification of measures to improve them.

Methodology. Methods of logical and comparative analysis of various forms of support for public initiatives uithin the Voronezh city district.

Results and conclusions. Based on the analysis and assessment of the current situation in the field of support for public initia tives, using the example of the Voronezh city district, problem atic areas have been identified that hinder further improvemen t, of mechanisms for supporting public initiatives at the municipal level, proposals have been formulated and argued to reduce the level of ign orance of citizens about the existence of a form of manifestation of civil initiatives and the possibilities of their use by creating a single CBT coordination center which will carry out organizational, informational and educational tasks. Based on the trends in the development, of information technology, an important proposal will be to refine the existing platform <Active Electronic Citizen», operating at the level, of the Voronezh city district, in terms of ease of use, by refining the section of the site responsible for feedback from government representatives.

Scope of application. Voronezh city (city district). Local government.

Keywords: public initiatives) civil initiatives, municipal formation, local self-government, CBT, territorial public self-government, Active electronic citizen.

DOI: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-45-53

Введение

В настоящее время, одним нз важных элементов совершенствования государственного н муниципального управления представляется работа по выработке, разработке и улучшению механизмов поддержки общественных инициатив, налаживание их эффективного функционирования, отвечающего текущим условиям жизнедеятельности общества.

Это необходимо, поскольку результативность деятельности органов власти зависит от ее направленности в плане урегулирования насущных и актуальных вопросов граждан, а также, в целом, обеспечения и содействия достойному, благополучному и здоровому существованию и развитию общества.

На самом деле, государственное и муниципальное управление, его качественные характеристики необходимо подвергать оценке с точки зрения нацеленности на удовлетворение текущих нужд населения на всех уровнях осуществления государственной власти в Российской Федерации.

На данный момент в Российской Федерации институт общественных инициатив обладает большой базой теоретических, практических и правовых разработок. Существует широкий круг форм реализации общественных инициатив, многообразие которых предоставляет возможность применить наиболее подходящую в зависимости от проблемной ситуации и степени сложности ее разрешения. Так, например, граждане имеют право обратиться в органы государственной власти, или объединиться по интересам и образовать территориальное общественное самоуправление, выразить свое мнение на публичных слушаниях и т. д. [1].

Таким образом, с помощью применения функционала общественных инициатив представляется реальным отстаивать и защищать свон права, а это в свою очередь, выступает здоровым симптомом развития и укрепления принципа народовластия в Российской Федерации.

Тем не менее, в нынешних условиях развития государственного и муниципального управления институт поддержания общественных инициатив по-прежнему нуждается в доработке, стабилизации и улучшении, в том числе в рамках проходящей политики цифровиза-ции и информатизации всех элементов общественной жизни.

Актуальным и важнейшим проблемным вопросом выступает наличие реальной и действенной возможности оказывать влияние со стороны граждан на осуществляемую органами власти деятельность. Одной из существенных причин этого является роль общественной инициативы в качестве информационно-коммуникационного механизма и не более того. Поэто-

му возникает ситуация, когда население на самом деле не имеет прямого доступа и влияния на принятие н согласование решений актуальных для общества задач.

Таким образом, ведущее предназначение общественных инициатив выражается в их использовании в качестве инструмента по донесению «голоса народа», информационно-коммуникационного моста, линии передачи между гражданами и органами власти, с помощью которого происходит осведомление о наиболее серьезных и злободневных проблемах, а также поступление предложений по поводу возможных путей их урегулирования.

На данный момент, на региональном уровне, по состоянию на февраль 2024 года в городском округе город Воронеж функционирует н развивается большое количество форм поддержки общественных инициатив, например, инициативное бюджетирование, добровольчество, осуществляет работу собственная интернет-платформа, воплощаются в жизнь различные программы.

Так, на территории городского округа город Воронеж реализуется программа «Комфортная городская среда», которая направлена на финансирование общественных инициатив по благоустройству территорий и объектов, подлежащих благоустройству. Речь идет о благоустройстве общественных пространств в сельских поселениях, ремонте соц. объектов, реконструкции мемориалов воинам Великой Отечественной Войны [2].

Также Правительство Воронежской области курирует поддержку органов территориального общественного самоуправления (TOC) с помощью грантов для воплощения в жизнь местных инициатив по заявкам ТОСов. Например, AHO «Центр поддержки и продвижения общественных и муниципальных инициатив Воронежской области» реализует проект «Образ будущего», который курирует бывший губернатор Воронежской области Алексей Гордеев [3].

К 2024 году по инициативе жителей, социально ориентированных НКО, органов территориального общественного самоуправления реализуется 550 проектов гражданских инициатив по 25 направлениям: от благоустройства тротуара до прокладки сети интернет. Также в активной фазе находится реализация национального проекта России «Активный электронный гражданин» [4].

Анализ текущего состояния механизмов поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж

Первое упоминание понятия «общественные инициативы» были закреплены в «Концепции формирования механизма публичного пред-

ставления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года» [5].

Само же определение появилось позже в Указе Президента Российской Федерации «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»» [6], в котором иод общественной инициативой понимаются предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и отвечающие установленным Указом требованиям.

Институт поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж имеет определенную законодательную основу. В первую очередь, она представлена в виде главного нормативно-правового документа, а именно, Устава городского округа город Воронеж. В нем приводятся основные положения, которые направлены на провозглашение, обеспечение н поддержание общественных инициатив в данном муниципальном образовании.

Так, статья 10 закрепляет основополагающее право жителей городского округа город Воронеж на осуществление местного самоуправления: «Жители городского округа город Воронеж имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму-

щественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединен ним» [7].

В статье 11 Устава городского округа город Воронеж приводятся формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К ним можно отнести: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата городской Думы, главы городского округа, голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа, правотворческая инициатива граждан, инициативные проекты, Территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления городского округа.

Говоря о текущем развитии поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж наибольшее распространение получил институт территориального общественного самоуправления (ТОС). Организация и деятельность ТОСов регулируется отдельным решением Воронежской городской думы от 21 июня 2006 года № 106-П «О территориальном общественном самоуправлении в городском округе город Воронеж».

Так, под территориальным общественным самоуправлением «понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа город Воронеж для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы Территориального общественного самоуправления» [8]. (рис. 1).

подъезд многоквартирного жилого дома

многоквартирный жилой дом

группа жилых домов

сельскии населенный пункт

жилой микрорайон

Рис. 1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в пределах следующих

территорий

Согласно статье 3 данного решения граждане осуществляют территориальное общественное самоуправление непосредственно через собрания и конференции, а также посредством создания органов ТОС. Любой гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муни-

ципального образования городской округ город Воронеж, имеет право участвовать в территориальном общественном самоуправлении: принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, избирать и быть избранным в органы ТОС, получать информацию об их деятельности [9].

Нельзя не отметить, что в городском округе город Воронеж постепенно внедряются современные технологии поддержки общественных инициатив, в частности, с использованием сети Интернет функционирует онлайн-плат-форма «Активный электронный гражданин». Данная система была организована по инициативе Правительства Воронежской области в 2018 году.

В настоящее время на сайте существует возможность поучаствовать в опросах, голосованиях, получить информацию о текущих общественных обсуждениях, а также увидеть сообщения о проблемах в городе и проследить путь их решения со стороны исполнительных органов местного самоуправления.

Главная задача платформы — сбор и последующий учет мнений населения города по проектам, которые администрация города размещает на ресурсе по вопросам создания комфортной городской среды, (рис. 2).

Однако данная платформа не имеет достаточного распространения среди населения города. Многие попросту не осведомлены о существовании подобной платформы. Так, на данном интернет-ресурсе, в период с 2018 года по 1 февраля 2024 года зарегистрировано всего 75033 человека, опубликовано 195 сообщений, нз них 128 было рассмотрено. Было инициировано 1074 проектов бюджетирования, принято мнений 68508, и организовано 768 общественных обсуждений [10].

Данная проблема связана с отсутствием должной информационной поддержки платформы в СМИ, отсутствием ее в различных популярных социальных сетях, и современных способов осуществления обратной связи. Также платформа уступает по функциональным параметрам, например, до снх пор не представляется возможным предложить свой проект, идею, т. е. выступить с какой-либо общественной инициативой.

♦ Войти- Регистрация "" >м 1НОМИКД

Голосования Общественные обсуждения Инициативное бюджетирование Сообщения Национальные проекты а

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ МЕСЯЦА

Рис. 2. Интерфейс платформы «Активный электронный гражданин»

Таким образом, на данном интернет-ресурсе можно только голосовать за уже предлагаемые органами местного самоуправления проекты н инициативы. Помимо этого, платформа не располагает какой-либо серьезной статистической базой по проектам, нет возможности ознакомиться с учредительными документами организации и работы ресурса.

Данный сайт фактически не выступает площадкой, где могли бы собираться жители города и обсуждать текущие проблемы в муниципалитете.

Предложения по совершенствованию механизмов поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж

В настоящее время в рамках функционирования механизмов поддержки общественных

инициатив в городском округе город Воронеж существует ряд актуальных проблем, которые необходимо обозначить и на основе этого сформулировать конкретные пути их решения.

Соответственно, в связи с анализом Текущего состояния механизмов поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж необходимо обозначить наличие следующих проблем:

1. Проблема недостаточного развития современных электронных способов поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж. В первую очередь следует отметить, что интернет-платформа «Активный электронный гражданин» с точки зрения оформления, наполнения и интерактивности взаимодействия с конечным пользователем только начинает обретать актуальную по

современным меркам технологическую форму которая была бы привлекательна для новых участников. Соответственно, необходимо продумать и организовать полноценную работу органов исполнительной власти городского округа с населением при помощи электронных средств участия по вопросам местного значения.

2. Проблема отсутствия на. базе городского округа город Воронеж единой площадки, которая бы могла стать центром по информированию, вовлечению и популяризации существующих механизмов общественных инициатив, а главным образом территориального общественного самоуправления, поскольку, как было выяснено ранее, именно данная форма участия в городском округе города Воронеж выступает наиболее востребованным инструментом проявления инициатив по решению вопросов мест ного значения.

Действительно, проблема информационного обеспечения института общественных инициатив среди населения является актуальнейшей задачей. Население по-прежнему недостаточно осведомлено о существовании множества форм участия в местном самоуправлении и их положительном свойстве. Помимо этого, информационная освещенность не является до-

статочной мерой, поскольку важно также стремиться к популяризации и актуализации в целом института общественных инициатив, показывая возможности и реальные результаты их функционирования, что можно сделать путем организации специального координационного центра.

В ходе проведенного исследования были обозначены проблемы, которые необходимо решить в рамках совершенствования механизмов поддержки общественных инициатив в городе Воронеж. В связи с этим необходимо обозначить направления, которые нацелены на цх разрешение.

1. В целях дальнейшего совершенствования и развития современных и нформационных технологий в области поддержки общественных инициатив, актуальным будет доработат ь существующую в городском округе город Воронеж интернет-платформу «Активный электронный гражданин». Для этого следует улучшить раздел сайта для принятия обратной связи н прямого диалога с представителями органов власти. Так, необходимо переместить данный раздел с конца сайта в шапку главной страницы, чтобы люди, заходя на ресурс, сразу видели наличие возможности прямо обратиться по каким-либо вопросам (рис. 3).

fpjl зч«»о»«н ЦИФРОВАЯ ФЗ войти- Регистрация экономим

Голосования Общественные обсуждения Инициативное бюджетирование Сообщения Национальные проекты Q. ОбрвТНЭЯ СВЯЗЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ МЕСЯЦА

О чем ещё можно сообщить?

А

л

?

УЧАСТВОВАТЬ В ОБСУЖДЕНИИ

Рис. 3. Предлагаемый дизайн главной страницы с измененным расположением раздела «Обратная связь»

Также необходимо доработать сам раздел обратной связи. Предлагается добавить больше способов осуществления обратной связи не только через электронную почту, но и мессен-джеры (Вконтакте, WhatsApp, Telegram). Помимо этого, представляется возможным создать в данном разделе отдельное диалоговое окно, которым можно было бы воспользоваться для написания вопросов, обращений, предложений, как касающихся какой-либо иници-

ативы, проекта, проблемы, так и технических, организационных аспектов, например, по работе сайта, к какому органу власти обратиться и т. д. (рис. 4).

Также для того, чтобы снизить нагрузку на раздел обратной связи по наиболее распространенным и типичным вопросам организационного н технического характера, предлагается создание чат-бота на базе «Активного электронного гражданина».

Обратная связь

Есть идеи, предложения, жалобы, вопросы?

Напиши нам

Чат-бот

Нажмите, чтобы начать диалог

Консультант

Нажмите, чтобы начать диалог

Рис. 4. Предлагаемый интерфейс раздела «Обратная связь»

2. В целях решения проблемы, связанной с недостаточной информированностью и вовлеченностью жителей, города Воронеж по поводу общественных инициатив, целесообразно будет создать единый координационный центр ТОСов на базе городского округа.

Фактически данный центр будет создан для согласования работы органов местного самоуправления, разработки предложений и органи-

зации различных мероприятий (семинаров, собраний, мастер-классов, форумов), которые улучшат взаимодействие с ТОСами, предприятиями, учреждениями и некоммерческими организациями, а также оказания организационной, юридической, консультативной н методической помощи органам ТОС. Координационный центр территориального общественного самоуправления будет включать в себя следующие функции (рис. 5).

Представительская функция

Информационная функция

Координационная функция

Контрольная функция

Рис. 5. Функции координационного центра территориального общественного самоуправления

Данный центр будет направлен на освещение деятельности ТОСов среди населения в СМИ, социальных сетях, взаимодействовать с гражданами, инструктировать и вовлекать их в работу. Центр станет информационной и просветительской площадкой, где можно подробнее узнать об организации и функционирований территориальных общественных самоуправлений, а главное их назначении, преи-

муществах н актуальности с точки зрения выражения своих мнений, участия в улучшении бла гоустр ойс тв а.

Выводы

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод об определенной громоздкости института общественных инициатив с точки зрения их информационного

освещения, вовлеченности населения муниципального образования, и актуальной технической базы, удобной н понятной в использовании. В этой связи для эффективной реализации механизмов поддержки общественных инициатив требуется провести их совершенствование в городском округе город Воронеж. Для этого необходимо комплексная работа по вовлечению людей в управление, преодолению отстраненности и пассивности граждан от дел муниципальной власти, организации на муниципальном уровне серьезной информационно-просветительской работы, которая нацелена на взращивание у людей желания проявить себя, самоорганизовываться для решения насущных проблем н укреплять доверительные н партнерские отношения с муниципальной властью. Соответственно, подобная системная работа является фундаментом для дальнейшего совершенствования существующих механизмов поддержки общественных инициатив в муниципальном образовании городском округе город Воронеж.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Невинский В. В. Общественные инициативы в России: природа, эволюция, роль /

B. В. Невинский // Институт общественной инициативы в РФ как одно из средств реализации конституционного принципа народовластия. — 2015. — № 4. — С. 159—168.

2. Комфортная городская среда // Администрация городского округа город Воронеж [Электронный ресурс]. — URL: https://www. voronezh-city.ru/communications/main_topics/ list/85 (дата обращения: 28.01.2024)

3. Территориальное общественное самоуправление // ТОС Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: http://tosvrn.ru/ (дата обращения: 28.01.2024).

4. AHO «Образ будущего» // Центр поддержки н продвижения общественных и муниципальных инициатив Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: http://obraz36. ги/ (дата обращения: 28.01.2024).

5. Аносов С. С. Региональные условия социальной активности гражданских инициатив / С. С. Аносов // Известия Иркутского государственного университета. — 2018. —№ 23. —

C. 46—48.

6. Российская Федерация. Президент РФ (2012—2018; В. В. Путин). О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»): указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_142909/ (дата обращения: 06.02.2024).

7. Российская Федерация. Воронежская городская Дума. Об Уставе городского округа город Воронеж: постановление Воронежской областной Думы от 27 октября 2004 года № 150-1 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/440511700 (дата обращения: 06.02.2024).

8. Российская Федерация. Воронежская городская Дума. О территориальном общественном самоуправлении в городском округе город Воронеж: решение Воронежской городской Думы от 21 июня 2006 года № 106-И // Электронный фонд правовых и нормативно технических документов [Электронный ресурс]. —URL: https://docs.cntd.ru/document/440509270 (дата обращения: 12.02.2024).

9. Территориальное общественное самоуправление городского округа город Воронеж // ТОС36 [Электронный ресурс]. — URL: http:// tos36.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).

10. Активный электронный гражданин // Правительство Воронежской области [Электронный ресурс]. —URL: https://e-active.gowm. ги/ (дата обращения: 15.02.2024).

LITERATURE

1. Nevinsky \'. \'. Public initiatives in Russia: nature, evolution, role / V. V. Nevinsky // Institute of public initiative in the Russian Federation as one of the means of implementing the constitutional principle of democracy. — 2015. — No. 4. — Pp. 159—168.

2. Comfortable urban environment // Administration of the Voronezh City District [Electronic resource]. — URL: https://www. voronezh-city.ru/communications/main_topics/ list/85 (access date: 28.01.2024)

3. Territorial public self-government // TOS of the Voronezh Region [Electronic resource]. —URL: http://tosvrn.ru/(access date: 28.01.2024).

4. ANO "Image of the Future" // Center for Support and Promotion of Public and Municipal Initiatives of the Voronezh Region [Electronic

resource]. — URL: http://obraz36.ru/ (Accessed: 28.01.2024).

5. Anosov S. S. Regional conditions of social activity of civil initiatives / S. S. Anosov // News of Irkutsk State University. — 2018. — No. 23. — p. 46—48.

6. Russian Federation. President of the Russian Federation (2012—2018: V. V. Putin). On the consideration of public initiatives sent by citizens of the Russian Federation using the Internet resource «Russian Public Initiative» (together with the «Rules for the consideration of public initiatives sent by citizens of the Russian Federation using the Internet resource «Russian Public Initiative»): Decree of the President of the Russian Federation dated 04.03 .2013 No. 183 // Consultant Plus [Electronic resource]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142909/ (Accessed: 06.02.2024).

7. Russian Federation. Voronezh City Duma. On the Charter of the urban district of the city

yflK 352

of Voronezh: resolution of the Voronezh Regional Duma of October 27, 2004 N 150-1 // Electronic fund of legal and normative-technical documents [Electronic resource]. —URL: https://docs.cntd.ru/ document/440511700 (Accessed: 06.02.2024).

8. Russian Federation. Voronezh City Duma. On territorial public self-government in the urban district of the city of Voronezh: decision of the Voronezh City Duma of June 21, 2006 N 106-11 // Electronic fund of legal and regulatory technical documents [Electronic resource]. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/440509270 (Accessed: 12.02.2024).

9. Territorial public self-government of the Voronezh city district // TOS36 [Electronic resource]. — URL: http://tos36.ru / (Accessed: 15.02.2024).

10. Active electronic citizen // Government of the Voronezh region [Electronic resource]. — URL: https://e-active.govvrn.ru/ (Accessed: 15.02.2024).

ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Коды JEL: Z18, R59

Рогожкин А. Д., аспирант, Российская академия народного хозяйст ва и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 1118-2860

Поступила в редакцию 19.02.2024. Принята к публикации 28.02.2024

Аннотация

Актуальность темы. Совершенствование системы местного самоуправления, повышение ее эффективности призвано способствовать социально-экономическому развит ию регионов. При характ ерной для нашей страны неравномерност и регионал ьного развития, бол ьш ом количестве дотационных регионов, взаимодейст вие между государст венной и муниципальной власт ью, прежде всего, должно быть нацелено на обеспечение социально-экономического благополучия граждан.

Цель. Рассмотреть приоритеты бюджетной политики муниципальных образований в условиях неравномерност и социально-экономического развития.

Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: системный метод, метод анализа нормативно-правовой базы по теме исследования.

Результаты и выводы. Главным условием устойчивого развития муниципальных образований является перераспределение расходных полномочий и доходных источников в сфере межбюджетных отношений в пользу муниципальных властей,

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при формировании бюджетной политики муниципальных образований Российской Федерации.

Ключевые слова: неравномерность социально-экономического развития регионов, бюджетная политика муниципальных образований, межбюджетные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.