Научная статья на тему 'Совершенствование системы мониторинга инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона (на примере Ивановской области)'

Совершенствование системы мониторинга инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ECONOMY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуева Марина Александровна, Беликова Елена Сергеевна, Масюк Наталья Николаевна

В данной статье рассматривается состояние инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ Ивановской области: анализируется динамика инвестиций в основной капитал жилищной сферы, отслеживается роль субъектов РФ, муниципальных органов и населения в развитии инвестиционной деятельности сферы ЖКХ, рассматриваются механизмы привлечения финансовых ресурсов для реализации инвестиционных мероприятий, подтверждается необходимость постоянной диагностики состояния инвестиционной деятельности сферы ЖКХ в регионе путем проведения мониторинга. Мониторинг инвестиционной деятельности ЖКХ региона рассматривается как основа повышения обоснованности управленческих решений и как инструмент предотвращения управленческих дисфункций. Предлагается алгоритм проведения мониторинга, включающий двухмодульную систему оценки уровня инвестиционной деятельности ЖКХ региона. Приведены результаты оценки уровня инвестиционной деятельности ЖКХ Ивановской области на основе предложенной системы оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бушуева Марина Александровна, Беликова Елена Сергеевна, Масюк Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MONITORING SYSTEM OF THE INVESTMENT ACTIVITY IN SPHERE OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE IVANOV REGION)

In given article the condition of investment activity in sphere of housing and communal services of the Ivanovo area is considered. Dynamics of investments into fixed capital of housing sphere is analyzed, the role of subjects of the Russian Federation, municipal bodies and the population in development of investment activity of sphere of housing and communal services is traced. Mechanisms of attraction of financial resources for realization of investment actions are considered, necessity of constant diagnostics of a condition of investment activity of sphere of housing and communal services in region by monitoring carrying out proves to be true. Monitoring of the investment activity of the housing and communal services in the region is considered as the basis for increasing the validity of management decisions and as an instrument to prevent managerial dysfunctions. The algorithm of carrying out of the monitoring, including two-modular system of an estimation of level of investment activity of housing and communal services of region is offered. Results of an estimation of level of investment activity of housing and communal services of the Ivanovo area on the basis of the offered system of an estimation are resulted.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы мониторинга инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона (на примере Ивановской области)»

УДК 338.465.4 : 330.322.16

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

М.А. Бушуева, Е.С. Беликова

Ивановский филиал Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова

Н.Н. Масюк

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В данной статье рассматривается состояние инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ Ивановской области: анализируется динамика инвестиций в основной капитал жилищной сферы, отслеживается роль субъектов РФ, муниципальных органов и населения в развитии инвестиционной деятельности сферы ЖКХ, рассматриваются механизмы привлечения финансовых ресурсов для реализации инвестиционных мероприятий, подтверждается необходимость постоянной диагностики состояния инвестиционной деятельности сферы ЖКХ в регионе путем проведения мониторинга. Мониторинг инвестиционной деятельности ЖКХ региона рассматривается как основа повышения обоснованности управленческих решений и как инструмент предотвращения управленческих дисфункций. Предлагается алгоритм проведения мониторинга, включающий двухмодульную систему оценки уровня инвестиционной деятельности ЖКХ региона. Приведены результаты оценки уровня инвестиционной деятельности ЖКХ Ивановской области на основе предложенной системы оценки.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции, инвестиционная деятельность, мониторинг, экономика региона.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования, на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности, позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики. Согласно статистическим данным Минстроя России, износ коммунальной инфраструктуры в среднем по стране превысил 75%. В Ивановской области этот показатель находится на уровне 67%, что по отношению к общероссийскому значению, не является критичным, но говорит о необходимости проведения мероприятий уже в настоящее время [1]. С целью повышения инвестиционной привлекательности области, разработан план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Ивановской области [2].

Нерешенными и болезненными проблемами ЖКХ остаются неэффективное использование бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, высокий износ инфраструктуры, острая потребность в повышении эффективности использования привлекаемых инвестиций, повышение прозрачности ключевых количественных и качественных параметров работы коммунальных систем, особенно при развитии механизма государственно-частного партнерства и привлечения в отрасль частных инвестиций. В целях эффективного управления инвестиционной деятельностью ЖКХ субъекта РФ, необходимо постоянно отслеживать происходящие изменения. Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений.

Анализ инвестиционной деятельности Ивановской области показал почти двукратный рост объемов инвестиций в основной капитал в целом, и более чем пятикратный рост объемов инвестиций в жилищную сферу за период с 2005 по

Органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принимаются меры по привлечению средств внебюджетных источников для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в общем объеме финансирования может быть снижена за счет внебюджетных средств.

Общий объем инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в 2016 г. составил более 500 млн. рублей [3]. Запущены проекты по улучшению систем уличного освещения, котельных, систем водоснабжения и водоотведения. Также в рамках привлечения инвестиций в первом полугодии 2017 г. заключены соглашения о сотрудничестве с инвесторами по строительству источников теплоснабжения, очистных сооружений, реконструкции систем уличного освещения с объемом инвестиций более 350 млн. рублей. При этом раз-

2016 годы. Динамика инвестиций в основной капитал Ивановской области представлена в таблице 1. Из приведенных данных наглядно видно сокращение объемов инвестиций, последовавшее за кризисом 2014 года.

витие инвестиционной деятельности сферы ЖКХ, за счет участия в этом процессе средств населения, остается слабым. Несмотря на номинальный рост среднедушевых денежных доходов, реальные денежные доходы населения сокращаются (табл. 2).

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году составила почти 15%. Эти факторы не позволяют сфере ЖКХ увеличивать тарифы на свои услуги в размерах, достаточных для поддержания инвестиционного процесса на необходимом уровне.

Вопрос тарифов ЖКХ является одним из важнейших, в рамках обеспечения устойчивого экономического роста и повышения социальной стабильности страны. Рост тарифов ЖКХ взаимоувязан с инфляционными процессами, а также отражается на благосостоянии населения и политической стабильности общества.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал Ивановской области [1]

Показатели 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Темп роста 2016/2005, %

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 12068,0 29960,8 33937,8 33075,5 25712,5 22615,6 187,40

- из них в жилища 1206,8 5392,9 5769,4 9261,1 7695,1 6784,68 562,20

В % к предыд. году, в сопост. ценах 112,9 86,5 110,3 92,1 68,0 85,9 -

Таблица 2

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения

Ивановской области

Показатели Годы

2005 2010 2013 2014 2015 2016

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 3480,3 11123,5 18123,2 20409,3 22555,8 23930,0

- темп роста, % 106,0 110,5 106,8 112,1 110,22 106,09

Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году 108,0 109,7 104,8 102,8 93,9 98,4

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения 41,3 20,4 14,1 14,2 15,8 14,9

В структуре потребительских расходов населения Ивановской области удельный вес расходов на жилищно-коммунальные услуги несколько снизился за период 2005-2016 годов, однако они

продолжают занимать достаточно заметную долю, так, в 2015 году они составляли почти 11% от суммы потребительских расходов (табл.3).

Таблица 3

Структура потребительских расходов населения Ивановской области, %

Показатели Годы

2005 2010 2013 2014 2015 2016

Потребительские расходы, всего; 100 100 100 100 100 100

в том числе:

- жилищно-коммунальные услуги 16,2 15,3 10,0 8,9 10,3 10,9

- расходы на покупку непродовольственных това- 23,4 27,0 38,7 41,8 36,1 35,7

ров

- расходы на питание 49,4 44,1 38,8 37,4 40,5 37,3

- прочие бытовые расходы 11 13,6 12,5 11,9 13,1 16,1

Рост стоимости коммунальных услуг ограничен как экономическими, так и социальными факторами, соответственно, проблема финансирования сферы ЖКХ остается актуальной. Анализ, деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость их услуг

постоянно росла. Темпы роста их затрат опережали темпы рос-

та производительности труда. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, к убыточности и дотациям из бюджета.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предпринимаются усилия привлекать средства

внебюджетных источников для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ весьма проблематично, департамент ЖКХ Ивановской области продолжает реализацию программы по обеспечению функционирования систем жизнеобеспечения, в рамках которой органам местного самоуправления предоставляются субсидии на приобретение материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих инженерных сетей и, отработавшего свой нормативный срок службы, оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры. Основным условием подпрограммы является выполнение работ собственными человеческими и производственными ресурсами, организаций коммунального комплекса, без включения понесенных затрат в соответствующие тарифные решения.

В настоящее время развиваются различные механизмы и инновационные формы привлечения финансовых ресурсов для реализации инвестиционных мероприятий [4,5], в том числе государственно-частное партнерство. Как показывает практика Ивановской области, на переданных в концессию объектах теплоснабжения на 47% снижается количество аварий и на 18% сокращаются потери. На объектах водоснабжения и водоотведе-ния эти показатели составляют 21% и 18% соответственно [3]. Перспективным направлением, связанным с применением кластерно-сетевого способа развития экономики региона [6], является также формирование кластеров модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, для реализации комплексных проектов по повышению эффективности деятельности объектов ЖКХ, включающих проведение обследований объектов ЖКХ, разработку программ модернизации и повышения эффективности, подготовку специалистов, ввод созданных и реконструирован-

ных объектов в эксплуатацию, организацию их технического обслуживания и т.п.

Проведенный анализ наглядно показывает необходимость постоянной диагностики состояния инвестиционной деятельности сферы ЖКХ в регионе, в том числе оценки доходов и платежеспособности населения, инвестиционных потребностей, резервов повышения эффективности использования инвестируемых средств, системы нормативов - индикаторов для расчета затрат, тарифов и индексов их повышения и т.п.

Мониторинг инвестиционной деятельности предполагает постоянное, регулярно осуществляемое, комплексное наблюдение и анализ изменений и тенденций развития инвестиционных процессов в сфере ЖКХ.

Основной целью мониторинга инвестиционной деятельности выступает предоставление региональным органам государственного управления и руководителям муниципальных образований необходимой и достоверной информации, адекватно отражающей наиболее значимые параметры инвестиционной деятельности ЖКХ региона [7]. Предметом мониторинга выступает состояние инвестиционной деятельности, относящейся к сфере ЖКХ региона, причем интерес представляют как количественные и качественные характеристики происходящих в регионе инвестиционных процессов в сфере ЖКХ, так и динамика выявляемых при наблюдении результатов и тенденций.

Субъектами мониторинга являются как носители мониторинговых функций, так и потребители мониторинговой информации. Сотрудники региональных органов государственного управления и руководители муниципальных образований занимаются постановкой задач мониторинга, его организацией, сбором, систематизацией и анализом информации. Кроме них, к сбору и анализу определенных видов информации привлекаются

сотрудники специализированных компаний. К числу основных функций мониторинга инвестиционной деятельности ЖКХ региона относят информационную, организационную, аналитико-

диагностическую, контрольную и коммуникативную функции. Анализ современной российской практики организации и функционирования систем мониторинга свидетельствует, что проблемное поле организации системы мониторинга возникает уже на момент ее создания [8]. К основным проблемам следует отнести: четкое определение цели и задач мониторинга; выделение его объекта; определение времени его проведения; оценку полученных результатов. Наиболее часто система мониторинга начинает функционировать только в случае выявления каких-либо проблем, т.е. на практике в основном действует лишь проблемно-ориентированная система мониторинга инвестиционной деятельности ЖКХ региона. В совокупности ограничений развития регионального мониторинга могут быть названы и другие: наличие единственного источника информации, основой которой являются статистические показатели, введенные государством; сбор социологической информации, находящейся пока в стадии становления, и др.

Учитывая наиболее значимые проблемы, действующей в Ивановской области системы мониторинга инвестиционной деятельности ЖКХ региона, принимая во внимание реально существующие возможности ее улучшения, обосновано, что процесс совершенствования названной системы должен иметь несколько направлений (векторов):

• повышение уровня соответствия информационной базы принципам эффективной организации мониторинга (системности, адекватности, достоверности и др.);

• обеспечение участия института публично-частного партнерства в про-

цессах организации мониторинга и осуществления его функций;

• обеспечение свободного и широкого доступа к результатам мониторинга заинтересованных групп потребителей информации.

Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов региона, а также базы данных потенциальных инвесторов. Сбор информации, ее обработку, пополнение и хранение может осуществлять специальное подразделение органов региональной власти. На основании информационной базы данных, включающей в себя сведения об инвестиционных намерениях и проектах муниципальных образований формируются его инвестиционные программы. Кроме этого, необходимо сформировать дополнительную базу данных, включающую в себя информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность в регионе, об элементах рыночной инфраструктуры, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах региона, о свободных производственных площадях, об объемах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры. Формирование этих информационных массивов должно осуществляться органами государственной статистики, структурными подразделениями органов региональной власти, организациями, входящими в инфраструктуру, обеспечивающую привлечение инвестиций.

На основе изучения и систематизации составляющих мониторинга, в работе предлагается алгоритм мониторинга инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона (см. рис. 1). Предлагаемый алгоритм мониторинга рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал.

Представленная система мониторинга инвестиционной деятельности ЖКХ региона позволяет принимать

управленческие решения, в основе которых лежат анализ и прогноз основных показателей инвестиционной деятельности сферы ЖКХ, изучение инвестиционного климата, спроса и предложения на инвестиционные ресурсы. Мониторинг инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона позволит сформировать необходимую основу системы раннего обнаружения проблем, возникающих при обеспечении устойчивого развития ЖКХ региона. Информация, полученная от участников мониторинга в соответствии с предложенным подходом, позволяет прогнозировать изменения экономической конъюнктуры и инвестиционного климата, выявлять проблемы в движении финансовых потоков и эффективности расходования инвестиционных ресурсов, улучшать взаимодействие региональных органов государственного управления с руководителями муниципальных образования и предприятий сферы ЖКХ по конкретным вопросам, связанными с осуществлением инвестиционной деятельности ЖКХ региона.

Мониторинг инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона рассматривается в работе как основа повышения обоснованности управленческих решений, а также инструмент, предотвращающий возникновение управленческих дисфункций и содействующий приведению, неизбежно возникающих на уровне региона, конфликтов интересов к локальным компромиссам[9].

Применение алгоритма мониторинга инвестиционной деятельности ЖКХ региона на практике позволит обоснованно пересмотреть стратегические ориентиры деятельности ЖКХ по использованию инвестиционных ресур-

сов и получить экономический эффект, выражаемый в устойчивом развитии сферы ЖКХ как важного элемента социально-экономической деятельности региона.

Эффективность инвестиционной деятельности во многом определяется степенью изменения условий ее осуществления в более благоприятную сторону. В свою очередь, благоприятное состояние среды, в которой ведется инвестиционная деятельность, обуславливает ее дальнейшее совершенствование. В рамках проведения мониторинга предлагается оценить уровень инвестиционной деятельности ЖКХ региона на основе использования двухмодульной системы оценки. Общая схема приведена на рис.1.

Модуль анализа инвестиционной деятельности ЖКХ региона включает:

• анализ инвестиций в основной капитал по производству и распределению электроэнергии, газа и воды;

• анализ объема инвестиций в жилищное строительство;

• анализ динамики, структуры и эффективности расходов на финансирование сферы ЖКХ региона;

• анализ взаимодействия частного бизнеса и органов государственной власти в инвестиционном процессе в сфере ЖКХ.

Модуль оценки инвестиционного поля ЖКХ региона включает:

• анализ нормативно-правового

обеспечения;

• анализ информационного обеспечения;

• анализ механизма управления

ЖКХ.

Рис.1. Алгоритм мониторинга инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона

При проведении анализа инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ Ивановской области была осуществлена

оценка показателей инвестиционной деятельности за 2015 г. Результаты оценки представлены в табл. 4.

Таблица 4

Расчет показателей оценки инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ

Ивановской области

Показатель Коэффициент роста Вес показателя** Индекс инвестиционной деятельности

Рост объема инвестиций в основной капитал по производству и распределению электроэнергии, газа и воды* 0,75 0,29 0,2175

Рост инвестиций в жилища* 0,83 0,24 0,1992

Рост расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование ЖКХ* 0,24 0,27 0,0648

Рост суммы ГЧП в сфере ЖКХ* 0,97 0,12 0,1164

Рост вовлеченности частного бизнеса в инвестиционную деятельность в сфере ЖКХ* 1,02 0,08 0,0816

Итоговое значение - 1 0,6795

* - рассчитывается как отношение объема соответствующих инвестиций в текущем периоде к предыдущему периоду.

* - веса показателей определены на основе экспертного опроса.

Инвестиционная деятельность в сфере ЖКХ Ивановской области демонстрирует снижение ключевых показателей в 2015г. Индекс инвестиционной деятельности составил 0, 6795 (при установленной норме больше 1), что можно оценивать, как сворачивание инвестиционной активности, сокращение ее примерно на треть от уровня предыдущего года.

Инвестиционное поле рассматривается как среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Оно формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-

экономических, социально-политических

и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. Таким образом, под инвестиционным полем ЖКХ региона в работе предлагается понимать совокупность нормативных, информационных, организационно-управленческих и иных условий, способствующих привлечению капитала в сферу ЖКХ региона и содействующих его наиболее эффективному использованию. Результаты оценки инвестиционного поля ЖКХ Ивановской области приведены в табл. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Расчет показателей оценки инвестиционного поля ЖКХ Ивановской области

Объект Уровень достаточности Вес показателя* Индекс

Нормативно-правовое обеспечение 2 0,3 0,6

Информационное обеспечение 0 0,2 0

Механизм управления ЖКХ 0,5 0,5 0,25

Итоговое значение - 1 0,85

* - веса показателей определены на основе экспертного опроса.

Как показывает проведенная балльно-модульная оценка, уровень инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ Ивановской области является недостаточным. Согласно результатам оценки по первому модулю, инвестиционная деятельность в сфере ЖКХ Ивановской области в 2015 г. не только не активизировалась, но даже заметно сократилась. Согласно результатам оценки по второму модулю, инвестиционное поле в этот период было недостаточно благоприятным (индекс поля 0,85 при установленной норме больше 1), что повышает риск инвестиций, снижает эффективность их использования и, следовательно, ведет к утечке инвестиционного капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Проведенный анализ показывает, что органам региональной власти Ивановской области необходимо принять комплекс мер для улучшения инвестиционного поля и развития инвестиционной деятельности в целях обеспечения устойчивого развития сферы ЖКХ как важного элемента социально-экономической деятельности региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Ивановской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/iva поуо/гц/.

2. Распоряжение Губернатора Ивановской области от 19.03.2014 № 38-р «О плане создания

инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Ивановской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://docs.cntd.ru/document/430633317.

3. Правительство Ивановской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://www. ivanovoobl. ru/ eventdetails.aspx?id=16508 (дата обращения 01.06.17)

4. Габдрахманов О. Ф., Иванова-Якушко Е. Ю. Внедрение инновационных механизмов привлечения инвестиций при реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства // Символ науки. 2015. №6. С.106-110.

5. Коцюрба О.Ю. Методы финансового обеспечения развития жилищно-коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 27. С. 46-51.

6.Бушуева М.А. Кластерно-сетевая парадигма как инновационный вектор развития экономики региона // В сб.: Инновационное развитие российской экономики. IX Международная научно-практическая конференция. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. С. 22-24.

7. Михайлова И.А. Совершенствование системы мониторинга социально-экономического развития региона: автореферат дисс. ... канд. экон. наук 08.00.05. Воронеж, 2007. 18 с.

8. МасюкН.Н., Сильченко В.В. Стратегический мониторинг текстильного предприятия: Монография. Иваново: ИГТА, 2009. 192 с.

9. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Парадигма конфликтно-компромиссного управления в региональной экономике // Научный журнал «Научное обозрение». 2015. № 20. С.210-216.

Рукопись поступила в редакцию 27.11.2017

JEL code: G31, L98, R58

IMPROVEMENT OF THE MONITORING SYSTEM OF THE INVESTMENT ACTIVITY IN SPHERE OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE IVANOV REGION)

M. Bushueva, E. Belikova, N.Masyuk

In given article the condition of investment activity in sphere of housing and communal services of the Ivanovo area is considered. Dynamics of investments into fixed capital of housing sphere is analyzed, the role of subjects of the Russian Federation, municipal bodies and the population in development of investment activity of sphere of housing and communal services is traced. Mechanisms of attraction of financial resources for realization of investment actions are considered, necessity of constant diagnostics of a condition of investment activity of sphere of housing and communal services in region by monitoring carrying out proves to be true. Monitoring of the investment activity of the housing and communal services in the region is considered as the basis for increasing the validity of management decisions and as an instrument to prevent managerial dysfunctions. The algorithm of carrying out of the monitoring, including two-modular system of an estimation of level of investment activity of housing and communal services of region is offered. Results of an estimation of level of investment activity of housing and communal services of the Ivanovo area on the basis of the offered system of an estimation are resulted.

Key words: housing and communal services, investments, investment activity, monitoring, economy of the

region.

References

1. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Ivanovskoj oblasti [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ivanovo/ru/.

2. Rasporyazhenie Gubernatora Ivanovskoj oblasti ot 19.03.2014 № 38-r «O plane sozdaniya investicion-nyh ob"ektov i ob"ektov infrastruktury v Ivanovskoj oblasti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/430633317.

3. Pravitel'stvo Ivanovskoj oblasti: oficial'nyj sajt [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.ivanovoobl.ru/eventdetails.aspx?id=16508 (data obrashcheniya 01.06.17).

4. Gabdrahmanov O. F., Ivanova-YAkushko E. YU. Vnedrenie innovacionnyh mekhanizmov privlecheniya investicij pri reformirovanii sistemy zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva. Simvol nauki. 2015. №6. S.106-110.

5. Kocyurba O.YU. Metody finansovogo obespecheniya razvitiya zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika. 2014. № 27. S. 46-51.

6. Bushueva M.A. Klasterno-setevaya paradigma kak innovacionnyj vektor razvitiya ehkonomiki regiona. V sb.: Innovacionnoe razvitie rossijskoj ehkonomiki. IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Rossijskij ehkonomicheskij universitet imeni G.V. Plekhanova; Rossijskij gumanitarnyj nauchnyj fond. 2016. S. 2224.

7. Mihajlova I.A. Sovershenstvovanie sistemy monitoringa social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona: avtoreferat diss. ... kand. ehkon. nauk 08.00.05. Voronezh, 2007. 18 s.

8. MasyukN.N., Sil'chenko V.V. Strategicheskij monitoring tekstil'nogo predpriyatiya: Monografiya. Ivanovo: IGTA, 2009. 192 s.

9. Bushueva M.A., Masyuk N.N., Bragina Z.V. Paradigma konfliktno-kompromissnogo upravleniya v re-gional'noj ehkonomike. Nauchnyj zhurnal «Nauchnoe obozrenie». 2015. № 20. S.210-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.