ЭКОНОМИКА И СЕРВИС / ECONOMICS & SERVICES
УДК 791.44.075
DOI: 10.24411/2413-693^2019-10105
Совершенствование системы международной копродукции
(на примере фонда кино)
КОСИНОВА Марина Ивановна
Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация; кандидат философских наук, доцент, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается международная копродукция как способ осуществления проектов в сфере кино - особенности международного сотрудничества, проблемы, возникающие в ходе совместной работы нескольких стран, а также возможности, которые дает подобная коллаборация. Актуальность заявленной темы обусловлена, с одной стороны, развитием международных политических, экономических и культурных связей России, с другой, развитием, качественным и количественным ростом отечественного кинематографа. Предметом исследования является деятельность Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино). В рамках исследования нами ставилась задача проанализировать порядок осуществления международного сотрудничества в области кино в нашей стране, рассмотреть правовую сторону вопроса, изучить сферу государственного регулирования международной деятельности в сфере кинематографии и оценить потенциал развития этой деятельности. Результаты проведенного анализа показали наличие значительных резервов для повышения эффективности международного сотрудничества в области кино. Предложенные нами программы взаимодействия государства и частных инвесторов позволят наладить необходимое сегодня частно-государственное партнерство в киноиндустрии. Производство международных кинопроектов позволит объединить инвестиционные, творческие и технические ресурсы стран-участниц. В результате чего у продюсеров появится возможность расширить и диверсифицировать источники финансирования картин, что особенно актуально в условиях глобализации киноиндустрии и тенденции увеличения кинопроизводственных бюджетов. Мы предлагаем системное решение вопросов развития копродукции на государственном уровне. С этой целью предлагается создать в Фонде кино специальное подразделение (международный отдел), занимающееся этим вопросом. Механизм работы этого подразделения рассмотрен в данной статье.
Ключевые слова: копродукция, кинематограф, киноиндустрия, Фонд кино, международный, государство
Для цитирования: Косинова М.И. Совершенствование системы международной копродукции (на примере фонда кино) // Сервис Plus. 2019. Т.13. №1. С. 36-45. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10105.
Статья поступила в редакцию: 10.01.2019.
Статья принята к публикации: 10.02.2019.
2019 Vol. 1В Iss. 1 SERVICE pius
SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru
Improving the system of international co-production (on the example of the Cinema Foundation of Russia)
Marina I. KOSINOVA
State University of Management, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Philosophy), [email protected]
Abstract. The article considered the international co-production as a way to project implementation in the film production - especially international cooperation, the problems that arise in the course of joint work of several countries, as well as the opportunities that such collaboration provides. The relevance of the stated topic is due, on the one hand, to the development of international political, economic and cultural relations of Russia, on the other, to the development, qualitative and quantitative growth of domestic cinema. The subject of the research is the activity of the Fund of social and economic support of national cinematography (Cinema Foundation of Russia). Within the framework of the study, we set the task to analyze the procedure of implementation international cooperation in the film production in our country, to consider the legal side of the issue, to study the sphere of state regulation of international activities in the cinematography and to assess the development potential of this activity. The results of the analysis showed the presence of significant reserves to improve the effectiveness of international cooperation in the film production. The programs of interaction between the state and private investors proposed by us will help to establish the necessary public-private partnership in the film industry. The production of international film projects will bring together the investment, creative and technical resources of the participating countries. As a result, producers will be able to expand and diversify the sources of funding for films, which is especially important in the context of globalization of the film industry and the trend of increasing production budgets. We offer a systematic solution to the development of co-production at the state level. To this end, the article proposes to establish a special unit (international division) in the Cinema Foundation of Russia to deal with this issue. The mechanism of work of this division is considered in this article.
Keywords: co-production, cinema, film industry, Cinema Foundation of Russia, international, state
For citation: Kosinova, M. I. (2019). Improving the system of international co-production (on the example of the Cinema Foundation of Russia). Service plus, 13(1), 36-45. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10105.
Submitted: 2019/01/10.
Accepted: 2019/02/10.
Понятие и сущность копродукции.
Возможности и препятствия для осуществления международного сотрудничества
В самом общем смысле под международным совместным кинопроизводством понимается создание и реализация кинопроекта двумя или более производственными кинокомпаниями из разных стран. Для более детального рассмотрения понятия международной копродукции обратимся к компетентным источникам. Согласно утверждению доцента Копенгагенской школы бизнеса Марка Лоренцена, "международное совместное кинопроизводство представляется как одна из форм международной кооперации (внешнеэкономических связей) в сфере кинематографии, а также одна из
форм глобализации в киноиндустрии" (Lorenzen, 2009, p. 27). Дж. Рено и Б. Лайтман определили копродукцию как наиболее эффективную стратегию по реагированию на процессы, проходящие в кино- и телеиндустрии (Renaud J.L., Litman B., 2985, p. 245).
Попытаемся сформулировать типологию копро-дукционного сотрудничества в сфере кино на основе форм финансовых вложений:
1. Международное сотрудничество в сфере кино, продиктованное творческими аспектами. Характеризуя эту форму сотрудничества, нужно отметить, что она определена необходимостью участия иностранных творческих кадров. Фильмы, производимые по такой схеме, в большинстве своем имеют низкий или
средний сметный бюджет. Так осуществляется субсидирование конкретного фильма.
2. Международное сотрудничество в сфере кино, продиктованное поиском финансирования посредством крупных индустрий. В этом случае бюджет кинопроекта выстраивается как финансовое объединение иностранных капиталов для реализации идеи.
3. Международное сотрудничество в сфере кино, продиктованное поиском инвестиционного сотрудничества. При этой форме сотрудничества бюджет проекта создается на основе экономической и территориальной выгоды между вкладчиками. Таким образом финансируются средние и высокобюджетные фильмы, подразумевающие большую географию реализации. Эти фильмы является частью инвестиционного проекта.
Реализация проектов совместного кинопроизводства открывает широкие возможности для киноиндустрии каждой страны. Рассмотрим их.
1. Расширение финансовых возможностей и диверсификация рисков за счет привлечения иностранных инвесторов (способность объединить финансовые ресурсы).
2. Развитие деловых коммуникаций между ведущими киноорганизациями разных стран (доступ к рынку партнера).
3. Доступ ко льготам и субсидиям со стороны государства.
4. Доступ к конкретному проекту, инициированному партнером.
5. Доступ к требуемому местоположению (использование зарубежных локаций).
6. Культурный обмен между странами.
7. Обмен опытом, возможность учиться у партнера.
Данный способ осуществления кинопроектов актуален и широко используется в ряде развитых стран. Также он является возможностью создания и продвижения своих проектов для развивающихся стран, которые не способны самостоятельно завершить работу над кинофильмами. В зависимости от договоренности сторон копродукционного соглашения, кинопроизводители могут получить различные взаимовыгодные преимущества, которые во многом упростят те или иные стороны работы над проектами.
Наряду с возможностями, которые открывает для кинематографистов копродукция, существует ряд препятствий, которые затрудняют международное взаимодействие в сфере кинопроизводства.
1. Странам, обладающим различным менталитетом, мировоззрением, способом ведения бизнеса, сложно сойтись в едином мнении по поводу тех или иных вопросов, в особенности, касающихся культуры и искусства.
2. Необходимость в повышенном контроле реализации проекта, четкое следование заключенному контракту.
3. Территориальная удаленность.
4. Затруднения в осуществлении доступа к необходимым материалам.
5. Политические события (введение новых законов, в особенности касающихся внешней политики, валютные скачки и пр.).
Отдельно стоит выделить сложности, возникающие при осуществлении копродукционной деятельности в нашей стране. В первую очередь, это различия в кинематографических системах разных государств, что сказывается на международном сотрудничестве. К примеру, в нашей стране возможность получения государственного финансирования предоставляется реже, чем в европейских государствах. Также в России отсутствуют льготы для съемок иностранного кино на территории нашей страны. При отсутствии международных соглашений об избегании двойного налогообложения, сотрудничество с нашей страной для некоторых государств становится затруднительным в финансовом плане. Этому могут поспособствовать и высокие цены на съемочные услуги в нашей стране.
Одним из главных препятствий для осуществления сотрудничества с нашим государством выступает отсутствие в РФ правового законодательства, касающегося копродукционной деятельности. Множество вопросов, которые в настоящий момент вынужденно прописываются в контрактах, могли бы автоматически решиться за счет наличия правового законодательства. Правовая основа и порядок осуществления международного сотрудничества в области кино
Даже в рамках одного государства реализация кинопроекта является сложным процессом с множеством нюансов. Если же совместная работа над фильмом осуществляется организациями нескольких стран, то такое сотрудничество подразумевает предельно внимательную работу с заключенными между сторонами договорами.
В отличие от простого сотрудничества фирм внутри страны, копродукционное взаимодействие может отчасти регламентироваться на государственном уровне. Правовой аспект играет немаловажную роль
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
при международной совместной работе над кинофильмами. Это обеспечивает защиту кинопроизводителей на международном уровне, дает некоторые гарантии для каждой из сторон при совместном производстве кинопродукта.
Наиболее известным документом, регулирующим международные отношения в сфере кинопроизводства, является Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (ETS №147). Конвенция была заключена 02.10.1992 в Страсбурге. Она включает в себя двадцать две статьи и два приложения, которые содержат основные аспекты сотрудничества в области кинопроизводства представителей нескольких европейских стран. В 1994 году к конвенции присоединилась Российская Федерация.
Данный договор был создан с целью уменьшения ограничений и оказания содействия европейскому сотрудничеству в области кинопроизводства. Все страны, принявшие конвенцию, обязаны принимать положения и принципы данного документа и соблюдать перечисленные в нем пункты.
Помимо Европейской конвенции, существуют различные межправительственные соглашения, которые заключаются в двухстороннем порядке между конкретными странами. Данные документы включают в себя правила заключения договоров между организациями, права и обязанности сопродюсеров, доли капиталовложения и распределение прибыли. Одним из важных аспектов, которые учитываются в подобных соглашениях, является порядок налогообложения. В случае совместной работы над кинофильмом на территории одной из стран-участниц, другая сторона может быть вынуждена платить налоги в двойном размере из-за особенностей системы налогообложения той или иной конкретной страны. Зачастую подобные межнациональные соглашения заключаются именно с целью избежать двойного налогообложения и упростить процесс международного сотрудничества. В некоторых странах Европы существует система налоговых льгот при копродукционном взаимодействии, это способствует международному сотрудничеству в сфере кинематографии, помогает выстраивать долгосрочные партнерские связи между странами. Начисление и уплату налога на прибыль осуществляет каждый участник самостоятельно в соответствии с системой налогообложения в своей стране.
Как было сказано выше, в Российской Федерации международное совместное сотрудничество на законодательном уровне не регулируется. В нормативных актах отсутствует само понятие и критерии копро-дукции; также отсутствуют какие-либо преференции
для сторон при копродукционном взаимодействии. Основным ориентиром для нас служит Европейская конвенция, а также различные межправительственные соглашения России с иностранными государствами. К примеру, подобные договоры в нашем государстве заключены с Болгарией, Италией, Францией, Китаем, странами СНГ и др. Условия этих соглашений имеют приоритет над национальным законодательством. Таким образом, в случае противоречий в различных аспектах международной деятельности в сфере кинопроизводства данные соглашения будут вступать в силу, в противовес национальным документам.
Поскольку в ГК РФ отсутствует порядок совместного создания аудиовизуального произведения и возникновения в его результате международных отношений, возникают сложности с распределением авторских прав, а именно - с отсутствием правил их разделения между сторонами, являющимися представителями разных государств. Подобная проблема решается в индивидуальном порядке сторонами, осуществляющими ко-продукционное взаимодействие. Распределение прав на использование фильма (лицензий) между сопродюсерами осуществляется по согласованию сторон договора с сохранением совместного правообладания на кинопродукцию. Вопрос авторского права на аудиовизуальное произведение - весьма тонкая вещь, требующая предельного внимания, что необходимо учитывать при составлении договоров между сторонами копродук-ционного сотрудничества.
Государственное вмешательство в процессы ко-продукции - необходимость. Однако чрезмерно жесткое регулирование недопустимо и не может осуществляться в сложившейся системе международного сотрудничества. Межнациональные соглашения лишь защищают стороны договоров о совместной деятельности, предоставляют льготы и открывают пути взаимодействия сторон. В основном же сотрудничество при создании кинокартин регулируется договорами, заключенными конкретно сторонами копродукционного взаимодействия. Данные соглашения содержат все аспекты совместной деятельности, включая распределение издержек и прибыли проекта (как правило, прибыли от совместной деятельности распределяются пропорционально капиталовложениям сторон), технические, трудовые и материальные ресурсы, права и обязанности сторон и т.д.
Государственное регулирование международной
деятельности в сфере кинематографии
В 2011 году наше государство предприняло попытку упорядочить международную деятельность в сфере кино - был создан международный отдел Фонда
кино. Его возглавила Елена Романова. Планы международного отдела были амбициозны и обширны, однако в 2013 году он был закрыт.
Главным направлением работы международного отдела Фонда кино была деятельность по поддержке международной копродукции. Так, в рамках функционирования отдела был открыт отдельный конкурс проектов копродукционного производства. Условия подачи проектов были гибкими. Рассматривались проекты, как с мажоритарным, так и с миноритарным участием. Главное требование было одно - проект должен был быть реализован совместными усилиями иностранных и российских кинопроизводителей.
За два года работы отдела были созданы франко-русская академия и российско-немецкий фонд кодевелопмента, но они были закрыты также в 2013 году.
Международный отдел Фонда кино выступил организатором «Московского форума копродукции». Во время работы департамента российские картины стали постоянными участниками крупнейших мировых кинорынков - берлинского EFM, каннских Marché du Film и MIP COM и американского AFM. Также в октябре 2012 был организован масштабный показ российских картин для международных кинопрофессионалов «Red Square Screenings».
После закрытия международного департамента Фонда кино планировалось, что деятельность по организации и развитию столь важного направления индустрии, как международная копродукция, перейдет в фонд «Открытый мир», который ставил себе задачей развитие международного кинопроизводства с участием России, интеграцию российских кинопроизводителей в международный кинопроцесс. Финансирование фонда планировалось из частных источников, без участия государства. Несмотря на то, что на сегодняшний момент фонд продолжает существование, его работа не принесла никакого заметного результата в развитие международного кинопроизводство в России.
Рассматривая далее тему государственной поддержки международной копродукции, нужно сказать о деятельности «Роскино», единственной в нашей стране государственной организации, которая занимается продвижением российских фильмов на иностранные рынки.
Главной деятельностью «Роскино» является работа по продвижению российского кино на ведущих мировых кинофорумах. Среди них международные фестивали в Каннах, Венеции, Берлине. Стенд российской
группы всегда представлен на таких крупнейших мировых кинорынках, как «AFM» в Лос-Анджелесе, «EFM» в Берлине, «Marché du Film» и «MIPCOM» в Канне. «Рос-кино» ведет активную работу по «узнаванию» российского кино на международном уровне, ведет поддержку дистрибуции и содействует международному сотрудничеству с Россией в сфере кино. Также благодаря работе «Роскино» в 2012 году в Лос-Анжелесе была создана российская кинокомиссия, а в 2014 году компания отрыла свое официальное представительство в Великобритании.
Надо сказать, что основная деятельность компании - реализация прав российских фильмов на крупных международных площадках - хоть косвенно, но влияет на развитие копродукции России с иностранными партнерами. Показатели зарубежных продаж российских кинокартин и уровень интереса к российскому кино со стороны иностранных дистрибьюторов однозначно положительно влияют на рост и развитие международной копродукции.
Итак, на сегодняшний день у нас налажена систематическая продажа российского кино за границу. Что касается копродукции, то здесь все обстоит сложнее. Отдельные продюсеры проявляют «инициативу на местах», но на государственном уровне подобная инициатива не регулируется. У нас в стране нет ни одной официальной структуры, которая могла бы курировать участие киноорганизаций России в совместных проектах с иностранными коллегами.
Реорганизация международного отдела Фонда кино
Как было сказано выше, при Фонде кино с 2011 по 2013 годы существовал международный отдел, который занимался поддержкой копродукции. Его закрытие было обусловлено неэффективностью работы, а неэффективность, в свою очередь, была связана с отсутствием четко сформулированного системного проекта регулирования международной копродукции. Мы предлагаем проект реорганизации международного отдела Фонда кино.
Новый отдел Фонда кино будет иметь статус регулирующего государственного органа в области международной деятельности отечественных кинопроизводителей. Главной целью нового международного отдела Фонда кино будет развитие системы международного сотрудничества отечественных кинопроизводителей с иностранными коллегами.
Задачами международного отдела Фонда кино являются:
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
- финансовое содействие в реализации проектов совместного производства;
- систематическая и эффективная работа по дистрибуции российского кино на международный рынок;
- финансовая поддержка независимых отечественных дистрибьюторов, занимающихся экспортом российского кино;
- создание единой информационной базы копро-дукционных проектов;
- формирование делового сообщества профессионалов отрасли для развития международного сотрудничества в сфере кино;
- расширение связей с иностранными кинопроизводителями.
На конкурсной основе компетентными экспертами будут отбираться копродукционные проекты, достойные поддержки Фонда кино (как это происходит с поддержкой отечественных фильмов Фондом). Международные проекты, реализованные благодаря поддержке Фонда, должны показать свою рентабельность.
Система поддержки международных проектов будет иметь двухуровневую поэтапную систему, что отличает ее от системы поддержки национальных фильмов. Копродукционный проект будет поддерживаться на подготовительном и производственном этапах. Такая система поддержки обуславливается тем, что международные кинопроекты характеризуются более высокой степенью сложности процесса их разработки. Предподготовительный этап копродукционного проекта требует бОльших затрат - финансовых, временных и пр.
Целью двухэтапной системы поддержки международных проектов является повышение эффективности их реализации и снижение рисков, связанных со слабой подготовкой проектов.
Задачи двухэтапной системы поддержки международных проектов:
- обеспечение координационных затрат отечественных кинопроизводителей на подготовку творческой и технической базы проекта с иностранными коллегами;
- получение качественных материалов для реализации проекта, проработанных со всеми сторонами-участницами;
- снижение производственных рисков и проблем, связанных с реализацией международного проекта;
- повышение уровня завершенности проекта;
- гарантии международного проката и окупаемости проекта.
В настоящее время в России существуют трудности в области кинодраматургии - не хватает хороших, качественных, профессионально написанных и отредактированных сценариев. Поэтому особое
внимание будет уделяться разработке сценариев. Нам представляется, что финансовое стимулирование разработки этой составляющей проекта позволит значительно повысить качество готового фильма. Здесь надо подчеркнуть, что в положении сегодняшнего конкурса Фонда кино указано, что средства, полученные от Фонда, должны идти только на расходы, связанные с производством проекта. А все, что связано с разработкой сценария, не входит в орбиту внимания Фонда.
На первом этапе будет открыто 10 вакантных конкурсных мест на три года с фиксированным размером поддержки для каждого места. Полученные средства должны быть потрачены только на работу российской стороны совместного проекта. Статьи расходов могут касаться заработной платы, оплаты транспорта, на командировки, связанные с разработкой проекта, расходы на художественные аспекты разработки проекта: поиск локаций, разработка литературного и режиссёрского сценария. Принимается во внимание возможность оплаты работников творческой группы, например, сценариста, который будет являться иностранным специалистом. Однако все такие расходы должны быть оговорены в плане проведения подготовительного периода, который сдается в пакете конкурсных документов.
Итогом работы на подготовительном периоде должно явиться:
- создание литературного сценария;
- создание режиссерского сценария;
- формирование состава творческой группы (гарантийное письмо от каждого участника);
- формирование технической группы (гарантийное письмо от каждого участника);
- формирование списка съемочных объектов (гарантийные письма о возможности съемок на том или ином объекте);
- формирование состава артистов для реализации проекта;
- гарантийные письма о сотрудничестве в ходе производства и после производственных мероприятий со стороны иностранных партнеров;
- бизнес-план с прогнозом финансовых результатов проекта.
Отечественным кинопроизводителям и их коллегам будет даваться срок для проведения подготовительных работ и подготовки документации - 7 календарных месяцев.
Все средства, выделенные на первом этапе конкурса, будут предоставлены на безвозвратной основе.
По окончании первого этапа будет проходить защита проекта международной группой разработчиков в ходе круглого стола, на котором экспертная комиссия
Фонда примет решение о поддержке (отказе/коррекции) проекта.
Одним из условий реализации проекта является участие хотя бы двух иностранных партнеров. Фондом будет поддерживаться высокобюджетное зрительское художественное или анимационное кино.
В течение 7 календарных месяцев будет трижды проведена контрольная комиссия с участием экспертов международного отдела Фонда кино. Она будет проводиться в форме представления отчета членам комиссии о выполненных работах по подготовке кинопроекта, на которые были выделены средства.
На втором этапе буду выделяться бюджетные средства на покрытие расходов, связанных с производством международных проектов. Основанием для выделения поддержки будут положительные результаты, достигнутые по окончании подготовительного периода. Средства, выданные на данном этапе, являются полностью возвратными. Кроме этого, с производителей кинопроекта будет взиматься 5% доходов от международного проката проекта. В свою очередь Фонд кино в лице отдела международного производства обязуется содействовать экспорту готового фильма.
Положения конкурса:
1. На поддержку проекта международного сотрудничества может рассчитывать с равными условиями любая кинопроизводящая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации.
2. Основанием поддержки является подтвержденное сотрудничество российской кинопроизводительной организации хотя бы с двумя иностранными партнерами, которые будут финансово и творчески задействованы в проекте.
3. Стороны проекта должны предоставить банковскую гарантию возмещения средств - на случай невозможности самостоятельного возврата средств, полученных для покрытия производства проекта на втором этапе конкурса.
4. Для участия в конкурсе разработчики проекта должны предоставить пакет документов: концепцию проекта в свободной форме с расширенным описания основной темы и идеи проекта, сценарную заявку, производственный план проекта.
Предлагаемая программа поддержки копродук-ционных проектов рассчитана на три года. После этого международному отделу Фонда кино предлагается запустить программу перехода международных кинопроектов на рыночные механизмы финансирования. Главным способом функционирования этой программы станет применение практики completion bond (практика
предоставления гарантий завершения кинопроизводства). В нашем случае обязанности гаранта берет на себя сам отдел.
Обозначим основных игроков данной программы:
- гарант - международный отдел Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии;
- инвестор;
- производящая компания.
Основой данной модификации инструмента completion bond является то, что международный отдел Фонда будет ответственен за поиск инвесторов для привлечения средств, необходимых для реализации проекта. Это сможет освободить Фонд от необходимости выделения большого количества средств на реализацию проектов международного производства. Для функционирования данной системы нужен лишь резервный фонд.
Для инвесторов главными мотивами вложения средств являются:
- потенциально большой рынок сбыта кинопроекта;
- государственная гарантия возмещения убытков;
- имиджевый аспект.
Со стороны производящей компании будет необходима разработка кинопроекта с участием минимально двух иностранных партнеров.
Деятельность отдела по сопровождению проектов будет начинаться с конкурсного отбора заявок. Далее будет следовать экспертиза специалистов отдела и инвестиционных партнеров, по окончании которой будет принято решение о сотрудничестве.
Кинопроизводящая компания будет нести на себе обязательство выплаты 5% в пользу Отдела от сметного бюджета оказанной поддержки.
Со стороны Отдела также будет оказано содействие в экспорте готового фильма. С кинопроизводителя будет взыскиваться 7% от международного проката картины.
Эта программа взаимодействия позволит при грамотном системном подходе добиться притока частных инвестиций в кино и наладить столь необходимое нам сегодня частно-государственное партнерство в киноиндустрии.
Следующим шагом международного отдела Фонда кино станет системная деятельность по экспорту отечественных фильмов.
Как мы сказали выше, сегодня вопросами
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
экспорта нашего кино на государственном уровне занимается «Роскино». Программной инициативой и ключевым моментом эффективного выстраивания системы международного производства станет расформирование «Роскино» и наделение международного отдела Фонда полномочиями по организации экспорта российских фильмов. Такой подход представляется оптимальным, т.к. для развития системы международного производства необходимо прямое выстраивание связей инициирующих и контролирующих органов производства и проката кинопродукции.
Главной целью международного отдела Фонда кино в области экспорта станет увеличение спроса на российскую кинопродукцию на международном прокатном рынке.
В связи с указанной целью перед Отделом ставятся следующие задачи:
- систематическая работа по представлению российских фильмов на зарубежных кинорынках;
- разработка эффективной маркетинговой кампании отечественной кинопродукции;
- укрепление связей с международными кинопрокатными организациями;
- усиление работы, направленной на предварительную продажу прав на прокат;
- систематический анализ экспорта мировых проектов и выявление текущих трендов для передачи информации производственной структуре отдела.
Важным элементом международного отдела Фонда кино станет аналитическое подразделение, целью которого будет являться сбор и анализ данных, направленный на выявление закономерностей функционирования системы международного сотрудничества отечественных кинопроизводителей.
Задачами аналитического подразделения будут являться:
- формирование единой базы проектов копро-дукции с участием России и отражение всех основных показателей (страны-сотрудники, бюджет, сборы, тема и т.п.);
- первичный отбор заявок, поданных на двух-этапный конкурс получения средств поддержки для реализации совместных кинопроектов;
- составление прогнозов эффективности совместных кинопроектов.
Также за данной структурой будет закреплена работа по созданию и наполнению Фонда проектов международной копродукции. Этот фонд будет формироваться по итогам отбора заявок. Проекты будут вноситься в него по определенным параметрам. Такая мера будет способствовать возможной актуализации имеющихся проектов в будущем.
Следующей инициативой Фонда кино, на наш взгляд, должно стать создание структуры, отвечающей за работу с государственными органами кинематографий иностранных партнеров и их профессиональными объединениями.
В задачи этой структуры будет входить работа по установлению и закреплению связей по совместному кинопроизводству. Эта деятельность должна вестись систематически и централизованно, затрагивая все аспекты кинодеятельности, включая подготовку проекта, его производство и дистрибуцию.
Данная структура будет вести работу, направленную на упрощение совместной кинопроизводственной деятельности на уровне межгосударственных нормативно-правовых отношений. Также ею будет проводиться работа по линии соответствия и актуальности имеющихся двусторонних соглашений современному российскому законодательству.
В отношении профессиональных объединений нужно сказать, что международным отделом Фонда будет проводиться необходимая работа по объединению киносообществ на национальном уровне, что также будет содействовать развитию совместного производства. Это взаимодействие будет достигаться путем создания международных академий, в состав которых будут входить профессионалы из стран-партнеров.
Будет проводиться работа по систематизации актуальных тем для международных кинопроектов, выявлению ключевых тенденций развития кино, формированию международной базы артистов, обмену опытом работы в конкретных странах и т.п. Профессиональный обмен станет возможен благодаря проведению деловых форумов (событий) киноотрасли, которые будут включены в программу международного отдела Фонда кино.
В рамках деловой программы международного отдела будет проводиться ежегодный фестиваль-смотр проектов копродукции. Участниками события станут кинокомпании-партнеры из разных стран, которые уже реализовали совместно с Россией кинопроекты, международные дистрибьюторы и представители кинотеатров (как российских, так и иностранных). Организация деловой программы международного отдела Фонда кино будет проводиться в рамках Российского кинорынка. Такая форма проведения будет содействовать эффективному контакту членов отрасли, а также государственных структур и частного бизнеса.
Подводя итоги, отметим, что в данной статье были рассмотрены особенности международного сотрудничества, проблемы, возникающие в ходе совместной работы нескольких стран, а также возможности, которые дает такое сотрудничество.
На данный момент международное сотрудничество в сфере кино для нашей страны - явление довольно редкое, однако положительные результаты подобной коллаборации уже есть. Отечественные продюсеры постоянно ищут идеи, которые можно было бы воплотить в международных проектах. Постепенное налаживание и укрепление связей между отечественными и иностранными кинопроизводителями позволит российской стороне набраться опыта в копродукцион-ном взаимодействии и в дальнейшем выводить совместные проекты на более высокий уровень.
Благодаря копродукции можно частично решить проблему финансирования российского кино. Вложения в наше кино «со стороны» могут способствовать интенсивному развитию отечественной киноиндустрии.
При этом необходимо сформировать систему международного производства на уровне государства. Формирование стимулов и ориентиров для активизации копродукции, налаживание взаимодействия между иностранными партнерами, привлечение иностранных и отечественных частных инвестиций в совместные про-
екты, работа по улучшению правового законодательства, касающегося авторского права и непосредственно копродукции в сфере кино, работа по нормативному упрощению взаимодействия между государствами - все эти вопросы должны регулироваться на самом высоком, государственном, уровне.
В данной статье мы предложили свой вариант улучшения ситуации в сфере международной копродукции - возрождение и реструктуризацию международного отдела Фонда кино. Реализация этого проекта требует больших ресурсов - организационных, финансовых и пр. Однако сегодня на фоне нестабильной политической ситуации и неоднозначного имиджа России на международной арене необходимость налаживания культурного взаимодействия между странами неоспорима. Кинофильм как презентация своего мировоззрения, мнения, точки зрения - шаг на пути к пониманию друг друга, несмотря на культурные, политические или социальные различия или даже противоречия. Совместная культурная деятельность нескольких государств может стать подспорьем для решения проблем, выходящих за орбиту сферы кино.
Литература
1. Антонов А.А. Кинобизнесе в России и США: Стратегия, история и перспективы // Экономический журнал.
- 2009. - № 2(16). - С. 135-143.
2. Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве ETS № 147. Страсбург. 02.11.1992. // Гарант.ру
URL: http://base.garant.ru/2540771/ (дата обращения: 15.11.2018).
3. Киноиндустрия российской федерации. Европейская аудиовизуальная обсерватория, 2014 URL: http://research.nevafilm.ru/fileadmin/user_upload/2014_vod_RUS_Fin.pdf (дата обращения: 16.11.2018).
4. Кинопроизводство и копродукция в России. Экспорт российских фильмов за рубеж. - Европейская аудио-
визуальная обсерватория (Совет Европы). Страсбург, 2016. URL: https://rm.coe.int/1680783d62 (дата обращения: 16.11.2018).
5. Комаров С.Е. Совместное производство фильма в России: Форма реализации и налогообложение // Менеджер кино. - 2008. - № 9.
6. Копродукция: Производство и особенности зрительского восприятия. Исследование Movie Research company. ООО «Универ-консалтинг». Выборг, 2014. URL: http://research.nevafilm.ru/ fileadmin/user_upload/2014_vyborg_MRC.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
7. Некрасова Е. Что стоит за копродукцией // Искусство кино. - 2012. - № 7.
8. Панадин И.Е. Международно-правовые основы сотрудничества в сфере кинопроизводства // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. № 1-2. С. 65-73.
9. Прорубить окно в Европу через создание копродукции. 12.08.2014. URL: http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=164133 (дата обращения: 16.11.2018).
10. Российская киноиндустрия - 2017. Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), информационное агентство «Интермедиа». М.: 2018. URL: http://www.fond-kino.ru/news/fond-kino-prezentoval-issledovanie-rossijskaa-kinoindustria-2017/ (дата обращения: 16.11.2018).
11. Чудакова А.В. Сущность понятия международного совместного кинопроизводства и предпосылки его развития // Государственное управление. Электронный вестник. Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2013. - № 40. - С. 78-88.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
12. Talavera Milla J. Co-production in Europe. Multinational and bi-national cinema treaties. 24.09.2011. URL: https://cineuropa.org/en/newsdetail/144475/ (дата обращения: 16.11.2018).
13. Lorenzen M. On the Globalization of the Film Industry - Creative Encounters Working Papers. - 2009. - № 8.
14. Renaud J.L., Litman B. Changing Dynamics of the Overseas Marketplace for TV Programming -Telecommunications Policy. - 1985. - P. 245-261.
References:
1. Antonov A.A., Film business in Russia and the USA: Strategy, history and prospects. Ekonomicheskij zhurnal, no. 2(16), 2009, pp. 135-143. (In Russ.)
2. European Convention on co-production ETS No. 147. Strasbourg. 02.11.1992. [Electronic resource] (In Russ.) Available at: http://base.garant.ru/2540771/ (Accessed on November 15, 2018).
3. Film industry of the Russian Federation. European audiovisual observatory, 2014. (In Russ.) Available at: http://research.nevafilm.ru/fileadmin/user_upload/2014_vod_RUS_Fin.pdf (Accessed on November 16, 2018).
4. Film production and co-production in Russia. Export of Russian films abroad. European audiovisual observatory, 2016. (In Russ.) Available at: https://rm.coe.int/1680783d62 (Accessed on November 16, 2018).
5. Komarov S.E., Co-production of the film in Russia: form of sale and taxation. Cinema manager, no 9.
6. Co-production: production and characteristics of the viewer's perception. A study by Movie Research company, LLC "Univer consulting", 2016. (In Russ.) Available at: http://research.nevafilm.ru/fileadmin/user_up-load/2014_vyborg_MRC.pdf (Accessed on November 15, 2018).
7. Nekrasova E., What is behind co-production. Iskusstvo kino, no. 7, 2012. (In Russ.)
8. Panadin I.E., International legal framework of cooperation in the sphere of film production. Nauka mysl ehlek-tronnyjperiodicheskijzhurnal, no 1-2, 2016, pp. 65-73. (In Russ.)
9. To cut a window to Europe through the creation of co-production. (In Russ.) Available at: http://www.pro-ficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=164133 (Accessed on November 16, 2018).
10. Russian film industry - 2017. Federal Fund for social and economic support of national cinematography (Cinema Foundation of Russia), news Agency "InterMedia". (In Russ.) Available at: http://www.fond-kino.ru/news/fond-kino-prezentoval-issledovanie-rossijskaa-kinoindustria-2017/ (Accessed on November 16, 2018).
11. Chudakova A.V.,The essence of the concept of international co-production and the prerequisites for its development. Public administration. Electronic Bulletin. Faculty of public administration of Moscow state University by M. V. Lomonosov, no. 40, 2013, pp. 78-88. (In Russ.)
12. Talavera Milla J., Co-production in Europe. Multinational and bi-national cinema treaties. Available at: https://ci-neuropa.org/en/newsdetail/144475/ (Accessed on November 16, 2018).
13. Lorenzen M., On the Globalization of the Film Industry. Creative Encounters Working Papers, no. 8, 2009.
14. Renaud J.L., Litman B., Changing Dynamics of the Overseas Marketplace for TV Programming. Telecommunications Policy, 1985, pp. 245-261.