О. Е. Пермяков
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ТРЕБОВАНИЙ ЕМОА
O. E. Permyakov
Development of the quality system of higher education institutions in a context of requirements ENQA
Base requirements to the quality system of the educational establishment, submitted in standards and guidelines for internal and external quality assurance of higher education institutions European Association of the warranty in higher education (ENQA) are presented. The structure of the quality system of higher education institutions is determined. The list of documents, corresponding to requirements of standards ENQA and ISO, subject to the development, statement and acceptance to performance in the system of quality of the higher education institutions, is submitted.
Европейские стандарты и директивы для внутреннего и внешнего обеспечения качества в высших учебных заведениях Европейской ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA) [1] являются целеопределяющими для внутривузовских систем качества, разработанных в соответствии с семейством стандартов ИСО 9000, в части обеспечения гарантий качества в институциональной системе высшего профессионального образования. До появления настоящих стандартов внутривузовские системы качества (СК) были ориентированы на реализацию миссии образовательного учреждения. При этом каждым вузом в его стратегии и тактике с разной степенью обобщались и представлялись задачи по обеспечению гарантии качества. Введение стандартов и директив (ENQA) требует от высших учебных заведений модернизации своих СК в целях синхронизации требований стандартов и директив ENQA с требованиями стандартов серии ISO.
Так, в соответствии с базовыми требованиями к системе качества образовательного учреждения, отраженными в стандартах и директивах (ENQA), вузы должны иметь:
1) формализованную политику, соответствующие процедуры гарантии качества и стандарты своих образовательных программ и степеней. При этом изложение политики вуза должно отражать: • отношение между обучением и исследовательской работой в учебном заведении;
© О. Е. Пермяков, 2007
• стратегию учебного заведения по отношению к качеству и стандартам;
• организацию системы гарантии качества;
• обязанности структурных подразделений и должностных лиц по отношению к гарантии качества;
• вовлечение студентов в процесс гарантии качества;
• методы, с помощью которых политика применяется, контролируется и проверяется в контексте стратегии постоянного улучшения качества;
2) официальные механизмы утверждения периодических проверок и мониторинга своих программ и степеней, гарантирующие их качество и включающие:
• разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения;
• актуализацию учебных планов и образовательных программ (пересмотр состава и наполнения);
• специфические требования различных видов обучения (дневное отделение, заочное отделение, дистанционное обучение, интернет-обучение) и типов высшего образования (академическое, профессиональное);
• доступность ресурсов обучения;
• официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими организациями;
• наблюдение за прогрессом и достижениями студентов (мониторинг качества результатов учебно-познавательной и социальной деятельности);
• регулярные проверки программ (включая проверку специалистами извне);
• постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими соответствующими организациями;
• участие студентов в процедурах гарантии качества;
3) системы оценивания достижений студентов. При этом процедуры оценки студентов должны:
• быть составленными в соответствии с предполагаемыми результатами обучения и другими целями программ обучения;
• соответствовать своему назначению (диагностическому, воспитательному, текущему или итоговому);
• иметь четкие критерии;
• проводиться людьми, понимающими важность оценки для студентов в процессе приобретения знаний и умений и имеющими отношение к их будущей профессиональной деятельности;
• по возможности не полагаться на суждение одного проверяющего;
• принимать во внимание возможные последствия экзаменационных требований;
• иметь ясные правила, касающиеся отсутствия студента по болезни и другим уважительным причинам;
• гарантировать надежность оценочного процесса в соответствии с установленными процедурами учебного заведения;
• контролироваться в административном порядке, что гарантирует точность всей процедуры;
4) системы аттестации, повышения квалификации и увольнения ППС и УВП (лишения преподавателей права на преподавание, если преподаватель продолжает демонстрировать свою недостаточную компетенцию), гарантирующие качество преподавательского состава;
5) систему ресурсного обеспечения образовательных программ, гарантирующую доступность, адекватность и полноту ресурсного обеспечения образовательных программ, а также систему мониторинга доступности для студентов образовательных программ, их адекватности потребностям и полноты ресурсного обеспечения;
6) систему учета информации о качестве образования, гарантирующую сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью образовательного учреждения (ОУ);
7) систему публичной отчетности, гарантирующую получение и распространение свежей,
беспристрастной и объективной информации (количественной и качественной), о предлагаемых ОУ программах и степенях, достижениях студентов, оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам, и пр.
В соответствии с Европейскими стандартами и руководствами для внутреннего обеспечения качества в высших учебных заведениях (ENQA) обеспечение гарантий качества высшего профессионального образования достигается за счет функ-ционирования и развития системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования (ОУ ВПО).
С точки зрения общей классификации СК ОУ ВПО — целостная, открытая, динамическая, социальная система с самоуправляемой организацией, обеспечивающая разработку политики и целей гарантий качества, а также осуществление деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований потребителей и других заинтересованных сторон (см. рис.).
Обобщенная схема системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования
В контексте стандартов и руководств ENQA система качества ОУ ВПО представляет собой совокупность трех подсистем: системы обеспечения качества, системы мониторинга качества и системы управления качеством, взаимодействующих в рамках достижения основной цели — гарантий качества образования.
Система обеспечения качества (СОК) — целостная, динамическая, социальная, научно-образовательная система с управляемой организаци-
ей, в которой эволюция ее структур происходит под воздействием управляющего механизма. Принципиальным является наличие в СОК вертикали административного управления деятельностью ОУ по основным направлениям его функционирования и развития, направленной на достижение высокого качества высшего профессионального образования в соответствии с установленными нормами, требованиями, стандартами.
Система мониторинга качества — комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогнозирования качества высшего профессионального образования (как результата, как процесса, так и факторов, влияющих на качество ВПО, включая состояние системы качества ОУ ВПО).
Основная цель мониторинга качества профессионального образования — получение и распространение достоверной информации о качестве профессионального образования, прогнозирование и разработка рекомендаций по коррек-ционно-упреждающим управленческим действиям для обеспечения высокого качества профессионального образования.
Система управления качеством — система управления деятельностью ОУ стратегического и оперативного характера, направленная на выполнение требований (стандартов) к качеству высшего профессионального образования в контексте функционирования и развития ОУ.
Управление качеством включает методы и виды деятельности, направленные на устранение причин несоответствий (отклонений от заданных стандартами требований к качеству образования) на всех этапах жизненного цикла ВПО в контексте функционирования и развития ОУ.
Внедрение стандартов и руководств ENQA в СК ОУ ВПО требует проведения теоретико-информационного анализа объектов и процессов системы качества на основе системного подхода к ее организации. При этом ключевой позицией является ориентация на основного потребителя образовательных программ — студента (будущего специалиста), активно участвующего в образовательной деятельности ОУ.
Вступление России в Болонский процесс стимулировало научную общественность ведущих российских вузов — инновационных образовательных учреждений — работать по принципу «опережающего отражения действительности» (П. К. Анохин) с целью подготовки компетентных специалистов. В соответствии с этим предполагается формирование «системы сравнитель-
ных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля» [2]. Стандарты и руководства ENQA, стимулируют российские инновационные вузы активно модернизировать собственные системы качества и одновременно внедрять современные технологии обучения, ориентированные на формирование у студентов личностно-профессиональ-ной компетентности.
Следующим этапом в модернизации СК ОУ ВПО должна быть детализация функций подсистем СК в контексте стандартов и руководств ENQA. Функционирование и развитие СК ОУ ВПО подразумевает наличие у ОУ необходимых ресурсов (постоянных и временных), регламентированных процессов, учета и контроля качества продукции и пр., приведенных в соответствие со стандартами серии ISO.
Перечень документов, подлежащих разработке (с разной степенью детализации), утверждению и принятию к исполнению в системе качества ОУ ВПО, может включать:
1. Формализованное описание политики, целей и задач гарантий качества профессионального образования в ОУ, ориентированной на европейские стандарты внутреннего обеспечения качества ПО.
2. Требования к обеспечению качества образования.
2.1. Стандарт образовательной программы (ОП) ОУ, включающий цели, задачи, требования к содержанию и результатам обучения в рамках ОП, средства и методы достижения целей, модель формирования личностно-профес-сиональной компетентности выпускника (бакалавра, специалиста, магистра).
2.2. Требования к ресурсному обеспечению провайдера (кафедры) образовательной программы:
— кадровому (требования к компетентности ППС и пр.);
— информационному: учебно-методическому (учебная и научная литература, документация по учебно-методическому обеспечению ОП и пр.), нормативному (законодательно-нормативная документация, разрешающая подготовку по конкретной образовательной программе, — лицензии, приказы, учебные планы, расписание занятий и пр.) и программному (наличие необходимого лицензионного программного обеспечения для обучения по ОП);
— материально-техническому (помещения,
мебель, средства связи и жизнеобеспечения, лабораторное оборудование и пр.);
— финансовому (обеспечение финансовыми средствами исполнение ОП);
— временному (зафиксированный и утвержденный линейный график исполнения ОП).
2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебной дисциплины:
— рабочая программа;
— кодификатор содержания учебной дисциплины и планируемых результатов обучения;
— требования к способностям, знаниям, умениям и навыкам приступающего к изучению дисциплины;
— требования к планируемым результатам обучения — способностям, знаниям, умениям и навыкам успешно окончившего изучение дисциплины;
— учебно-методические материалы по организации (содержание и процессы) обучения по учебной дисциплине;
— требования к оснащению учебной дисциплины лабораторным и компьютерным оборудованием;
— контролирующие материалы по входному, текущему и итоговому (рубежному) контролю;
— образцы результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся (лучшие и худшие образцы контрольных и лабораторных работ, рефератов, учебных проектов, индивидуальных домашних заданий, экзаменационных работ и пр., с выставленными на них отметками).
2.4. Требования к потребителям образовательных услуг.
2.4.1. Требования к поступающим для обучения по выбранной образовательной программе:
— требования к результатам общеобразовательной подготовки (учебным достижениям абитуриента — способностям, знаниям, умениям и навыкам);
— требования к готовности к обучению по выбранной образовательной программе (профо-риентированность, мотивированность, целевые установки).
2.4.2. Требования к студентам:
— требования к уровням подготовки (промежуточные результаты формирования личностно-профессиональной компетентности), примером могут являться восемь уровней обучения системы кредитов и квалификаций CAT для Англии, Уэльса и Северной Ирландии (EWNI) [3];
— требования к личностно-профессиональной компетентности выпускаемых: бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов и докторантов;
— требования к учебно-познавательной деятельности студентов (требования к соблюдению регламента обучения и самообучения, обязанности и права);
— требования к социальной деятельности студентов (участие в корпоративных мероприятиях, правила и распорядок, обязанности и права).
2.5. Требования к поставщикам образовательных услуг.
2.5.1. Требования к ППС и УВП (требования к результатам и исполнению процессов профессиональной деятельности) в рамках видов деятельности:
— учебно-методической;
— научно-исследовательской;
— организационно-воспитательной;
— самосовершенствования (саморазвития) в профессиональной области и социальной сфере.
2.5.2. Требования к администрации ОУ (требования к исполнению процессов и результатам профессиональной деятельности):
— заведующего кафедрой;
— декана факультета (директора института, директора центра) и его заместителя;
— проректора и его заместителя;
— ректора.
2.6. Документированные процедуры процессов, направленных на обеспечение качества образования, в рамках основной (образовательной, научной, управленческой) и вспомогательной деятельности.
3. Требования к мониторингу качества образования.
3.1. Требования к ресурсному обеспечению провайдеров (центры, факультеты, отделы, кафедры, управления, рабочие группы) мониторинга:
— финансовые (денежные средства, необходимые для оплаты труда специалистов и закупки информационных и материально-технических ресурсов для мониторинга);
— материально-технические (системы связи, помещения, компьютерная и офисная техника, мебель и расходные материалы);
— кадровые (специалисты, осуществляющие мониторинг);
— информационные (информационное обеспечение мониторинга и его управления: законодательные и нормативные документы, регламентирующие мониторинг; программное обеспечение и пр);
— временные (временные возможности реализации краткосрочных и долгосрочных процедур мониторинга).
3.2. Требования к качеству средств мониторинга (аппаратно-программные комплексы мо-
ниторинга, методики диагностики, контроля и оценивания, контролирующие и диагностические материалы и пр.).
3.3. Требования к исполнителям мониторинга (требования к результатам и исполнению процессов профессиональной деятельности) в рамках видов деятельности:
— методической;
— аналитической;
— научно-исследовательской;
— организационной;
— самосовершенствования (саморазвития) в профессиональной области и социальной сфере.
3.4. Требования к результатам мониторинга (форматы выходной информации, способы ее распространения потребителям и пр.).
3.5. Документированные процедуры (регламенты) процессов мониторинга (диагностика, контроль и учет).
4. Требования к управлению качеством образования.
4.1. Требования к ресурсному обеспечению провайдеров управления качеством:
— финансовые (денежные средства, необходимые для оплаты труда топ-менеджменту, поощрения специалистов ОУ и закупки информационных и материально-технических ресурсов, необходимых для управления);
— материально-технические (системы связи, помещения, компьютерная и офисная техника, мебель и расходные материалы);
— кадровые (специалисты, осуществляющие управление);
— информационные (информационное обеспечение управления: законодательные и нормативные документы; программное обеспечение; методы и приемы управления ресурсами и процессами и пр.);
— временные (временные возможности реализации текущего и проектного управления).
4.2. Требования к топ-менеджменту ОУ (тре-
бования к результатам и исполнению процессов профессиональной деятельности) в рамках видов деятельности:
— аналитической;
— организационной;
— самосовершенствования (саморазвития) в профессиональной области и социальной сфере.
4.3. Требования к результатам управления (требования к достижению целей управления).
4.4. Документированные процедуры (регламенты) процессов управления качеством и контроля движения по пути улучшения деятельности и обеспечения гарантий качества образования.
Перечисленные требования лишь в общей мере отражают декомпозицию стандартов и руководств ENQA и структуру руководства по качеству ОУ ВПО, соответствующую стандартам ISO: 9000, 9001 — 2000 и 9004. В любом случае конкретные действия по модернизации СК предпринимаются вузами исходя из специфики их организации.
Очевидно, что для обеспечения гарантий качества институционального высшего профессионального образования от ОУ ВПО, стремящихся занять достойное место в международном образовательном пространстве, требуется модернизация систем качества в контексте стандартов и руководств ENQA и стандартов ISO.
Литература
1.ENQA report on Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.enqa.net/ bologna.lasso
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании: (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
3. Карпенко О. М, Котомина Л. И. САТ: Накопление и передача кредитов (Модели систем САТ Соединенного Королевства) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=3485