Научная статья на тему 'Совершенствование системы финансирования массовой физической культуры в Новосибирской области'

Совершенствование системы финансирования массовой физической культуры в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1293
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / THE SOCIAL SPHERE FINANCE / THE SOCIAL SPHERE BRANCHES / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SOCIAL SECTOR FINANCING MECHANISMS / FINANCIAL MANAGEMENT / SOCIAL SERVICES / PHYSICAL CULTURE AND SPORT FUNDING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сосновский Виктор Леонидович

В статье рассмотрены теоретико-методические основы системы финансирования массовой физической культуры на примере Новосибирской области; делается акцент на способы и источники финансирования спортивных организаций в нашей стране и за рубежом, которые весьма разнообразны и неоднородны; проанализирован мировой опыт финансирования проектов, связанных с развитием массовой физической культурой, выделены ключевые проблемы финансирования массовой физической культуры; предложены механизмы развития материально-технической базы спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом в Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of mass physical culture financing system in the Novosibirsk region

The scientific article discloses the theoretical and methodological foundations of the mass physical culture financing system in the Novosibirsk region. It analyzes the methods and sources of funding for sports organizations in our country and abroad, which are very diverse and heterogeneous. The paper examines international experience of financing projects connected with the development of mass physical culture. The author highlights the main issues of mass physical culture funding. He offers the mechanisms of the development of material-technical base of sports facilities for physical culture and sports in the Novosibirsk region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы финансирования массовой физической культуры в Новосибирской области»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА SOCIAL ECONOMY

УДК 336:796 ББК 65.261.55 С 66

В.Л. Сосновский

Аспирант кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва. Тел.: (915)083-59-60, e-mail: daniilv@ ya.ru.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методические основы системы финансирования массовой физической культуры на примере Новосибирской области; делается акцент на способы и источники финансирования спортивных организаций в нашей стране и за рубежом, которые весьма разнообразны и неоднородны; проанализирован мировой опыт финансирования проектов, связанных с развитием массовой физической культурой, выделены ключевые проблемы финансирования массовой физической культуры; предложены механизмы развития материально-технической базы спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом в Новосибирской области.

Ключевые слова: финансы социальной сферы, отрасли социальной сферы, физическая культура и спорт, механизмы финансирования социальной сферы, управление финансами социальной сферы, финансирование физической культуры и спорта.

V.L. Sosnowsky

Post-Graduate Student, Economics and Finance in Public Sector Department, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANE&PA), Moscow. Ph.: (915) 083-59-60, e-mail: [email protected].

IMPROVING OF MASS PHYSICAL CULTURE FINANCING SYSTEM IN THE NOVOSIBIRSK REGION

Abstract. The scientific article discloses the theoretical and methodological foundations of the mass physical culture financing system in the Novosibirsk region. It analyzes the methods and sources of funding for sports organizations in our country and abroad, which are very diverse and heterogeneous. The paper examines international experience of financing projects connected with the development of mass physical culture. The author highlights the main issues of mass physical culture funding. He offers the mechanisms of the development of material-technical base of sports facilities for physical culture and sports in the Novosibirsk region.

Keywords: the social sphere finance, the social sphere branches, physical culture and sport, social sector financing mechanisms, financial management, social services, physical culture and sport funding.

Спорт все больше становится важной отраслью экономики многих высокоразвитых и развивающихся стран, претендующих на выдающиеся спортивные достижения. В числе таких стран находится и Россия. В эти процессы вовлечены значительные материальные и финансовые ресурсы и большое количество рабочей силы. По мере развития рыночных отношений физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса.

В настоящее время физическая активность и спорт являются растущей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии; с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения [1].

Практика показала, что на сегодняшний день финансирования со стороны государства недостаточно. Во многих регионах России прослеживается ограниченный ассортимент спортивного оборудования, стадионов и площадок для того, чтобы дети занимались любимыми видами спорта. Не менее острой является проблема участия в развитии спорта квалифицированных тренеров, которые первыми замечают и готовят будущих чемпионов в клубных и других спортивных организациях. В связи с этим большое количество спортивных сборов, соревнований, а также занятия в спортивных секциях оплачиваются родителями.

Уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Так, за последние десять лет в России закрылись тысячи спортивных секций и клубов, работающих при средних и высших учебных заведениях, на 25% сократилась сеть физкультурно-оздоровительных сооружений.

Мировой опыт показывает, что локомотивом развития этого направления выступают общественные физкультурно-спортивные клубы и общества, которые со-

здаются по месту жительства. Например, в Германии, где действует свыше 91 тысячи спортивных обществ, их членами являются около 30 процентов населения страны.

Система управления физической культурой в России не является оптимальной ни на федеральном, ни на региональном уровне: повсеместно не реализуются нормы застройки городов и населенных пунктов спортивными сооружениями; профсоюзы прекратили финансирование 40% своих детско-юношеских спортивных школ, в результате чего отлучены от физкультуры свыше 160 тысяч детей; нормативно-правовая база в сфере физической культуры не позволяет гражданам осуществлять в полном объёме их конституционные права [2].

К сожалению, не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Не создан эффективный механизм государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества физических услуг, особенно в образовательных учреждениях [3].

Сегодня в России функционирует 13 тысяч спортивных клубов по месту жительства. В них занимаются 2,3 млн граждан (5 процентов общей численности систематически занимающихся физической культурой и спортом). Свыше 95% спортивных клубов создано в организационно-правовой форме «государственное (муниципальное) бюджетное учреждение» и полностью зависимы от бюджетного финансирования .

В 2010 г. Правительством Российской Федерации для Новосибирской области было определено 19 базовых видов спорта, это — 11 летних и 3 зимних олимпийских вида спорта, 4 летних и 1 зимний парао-лимпийский вид спорта. В 2011 г. к ним были добавлены 6 летних и 2 зимних сур-долимпийских видов спорта.

Подготовкой спортивного резерва и спортсменов высокого класса в Новосибирской области занимаются 129 спортивных организаций, в числе которых училище олимпийского резерва, 6 центров спортивной подготовки, 12 СДЮШОР и 54 ДЮСШ. Во всех перечисленных организациях занимается более 86 тысяч спортсменов, работают более 1600 трене-

ров и специалистов которые развивают 102 вида спорта. С 2003 г. возобновились и проводятся Спартакиады учащихся и молодежи России, спортивные делегации нашей области успешно выступают на этих комплексных стартах.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. деятельность органов власти Новосибирской области в сфере физической культуры и спорта направлена на использование возможностей отрасли в формировании здорового образа жизни населения, создании условий для развития физической культуры и спорта, привлечении различных слоев населения, в том числе детей, подростков и молодежи к регулярным занятиям массовой физической культурой и спортом, их оздоровлении, повышении уровня физического развития и профилактики правонарушений.

В этой связи Правительством Новосибирской области была принята долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2011—2015 годы».

За три года реализации данной Программы улучшились основные показатели развития физической культуры и спорта, свидетельствующие о позитивных изменениях в системе управления физической культурой и спортом в Новосибирской области.

Департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области на 2013 г. Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг.» было предусмотрено 1 208 105,0 тыс. р. Кассовое исполнение за 2013 г. составило 1 059 525,5 тыс. р. или 87,7% к утвержденному годовому плану. Недоисполнение связано с недостаточным поступлением доходов в областной бюджет Новосибирской области, часть расходов 2013 г. была профинансирована за счет лимитов 2014 г. Расходы в 2013 г. составили 97,6% от уровня расходов 2012 г.

Исполнение бюджета по ключевым статьям расходов департамента составило.

Субсидии государственным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и оказания государственных

услуг за 2013 г. предоставлены на сумму 507 069,9 тыс. р., что соответствует 97,5% к годовым назначениям. Субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания, оказания государственных услуг, предоставлены в сумме 9 684,0 тыс. р. или 39,3% от годового плана (24 622,8 тыс. р.).

Расходы департамента на осуществление мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2011—2015 годы» при плане 617 422,7 тыс. р. на 2013 год составили 503 009,6 тыс. р., что составляет 81,5% к годовым назначениям.

На содержание органа исполнительной государственной власти департаменту в 2013 г. было предусмотрено 25 809,9 тыс. р., кассовое исполнение составило 25 038,8 тыс. р. или 97,0% к годовым назначениям.

Удельный вес населения, занимающегося систематическими занятиями физической культуры и спортом, от общей численности населения области увеличился на 2,9% и составил 22% (2011 г. — 18,7%). Если сравнивать по годам, то в 2011 г. прирост составил 0,5%, в 2012 г. 0,4%. По сравнению с 2011 г. число жителей, занимающихся физической культурой и спортом на постоянной основе, увеличилось на 99 тыс. чел. Только в 2013 г. прирост систематически занимающихся составил 82 тыс. чел.

Значительно улучшилась материальная база для занятий физической культурой и спортом, осуществлялось строительство новых и модернизация имеющихся спортивных объектов.

Новосибирская область участвовала в реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы», что позволило привлечь средства федерального бюджета на строительство четырех крупных спортивных объектов.

В результате консолидации ресурсов и совместной деятельности Правительства Новосибирской области, органов местного самоуправления и частных инвесторов за 2011—2013 гг. построено, отремонтировано, реконструировано и введено в эксплуатацию более 300 физкультурно-оздо-

ровительных и спортивных сооружений, в том числе вновь построено 101 спортивное сооружение, в 2013 г. вновь введено 42 объекта спортивной направленности.

За три года площади спортивных сооружений увеличились на 120,4 тыс. кв. м (за 2013 г. площади спортивных сооружений увеличилась на 17,9 тыс. кв. метров при плане 13,2 тыс. кв.м).

Несмотря на принятые меры по развитию физической культуры и спорта, есть факторы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области.

Основными направлениями в Развитии массового спорта и популяризация здорового образа жизни являются:

1) разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;

2) совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, продолжение проведения спартакиад для детей дошкольного возраста, спортивных комплексных фестивалей под девизом «За здоровый образ жизни», «Спорт против наркотиков», фестивалей для молодежи по нетрадиционным уличным видам спорта;

3) совершенствование ежегодного единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система областных спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Новосибирской области, — регулярность проведения спартакиад среди различных групп населения не менее двух раз в год;

4) разработка рекомендаций и внедрение комплекса ГТО;

5) повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;

6) совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий департамента физической культуры и спорта Новосибирской области;

7) проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложений на спортивно-оздоровительные услуги.

Основными направлениями в решении Кадрового обеспечения специалистами сферы физической культуры и спорта в Новосибирской области» являются:

1) улучшение условий подготовки специалистов со средним специальным образованием (в этих целях планируется построить спортивный комплекс для училища олимпийского резерва. Ежегодный выпуск специалистов со средним образованием составит 130 человек).

По задаче 3 «Подготовка спортивного резерва и развитие спорта высших достижений в Новосибирской области» основными направлениями будут являться:

1) развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;

2) развитие студенческого спорта;

3) совершенствование системы развития спорта высших достижений;

4) усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья на базе ГАУ НСО «Региональный центр спортивной подготовки сборных команд и спортивного резерва»;

6) создание и развитие инфраструктуры центров спортивной подготовки по базовым видам спорта: региональный центр по фехтованию — планируемый ввод 2015 г. (в стадии строительства), региональный центр по сноуборду (в стадии подготовки ПСД) — ввод 2016 г., региональный центр волейбола (в стадии подготовки ПСД) — ввод 2016 г., реконструкция бассейна «СКА» (в стадии подготовки рабочей документации) — ввод 2015 г., капитальный ремонт Новосибирского биатлонного комплекса — 2014—2015 гг., региональные центры единоборств и гимнастики — планируемый период начала строительства — 2016 г.

Для развития материально-технической базы спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом в Новосибирской области» основными направлениями считаем:

1) внедрение типовых проектов малобюджетных спортивных сооружений

(спортплощадок, стадионов, спортзалов, хоккейных коробок);

2) создание действенных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования, средств частных инвесторов для строительства спортивных сооружений, в том числе малобюджетных объектов в шаговой доступности;

3) введение в эксплуатацию в рамках областной государственной программы в период трехлетнего планирования не менее 25 объектов спорта, сохранение прироста спортивных площадей на уровне 20 тыс. кв.м в год. (уже за первое полугодие 2014 г. прирост площадей спортивных объектов составил более 8 тыс. квадратных метров; введены в действие спортзалы в селах Венгерово, Кыштовка, Кочки; крытая хоккейная площадка в г. Тогучи-не; крытый каток с искусственным льдом по ул. Тюленина в г. Новосибирске);

4) привлечение средств федерального бюджета на строительство спортивных объектов;

5) обеспечение спортивных организаций и образовательных организаций спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для организации и проведения физкультурных, спортивных мероприятий и учебных занятий.

Намеченные нами тезисы показывают, что развитие спорта в России все больше связано с поиском новых источников его финансирования. В постановлениях Правительства РФ обращается внимание на то, что спорт необходимо развивать не только бюджетным финансированием, но и вести поиск новых источников финансирования, таких, как клубное финансирование, финансирование через рекламу и спонсорство, финансирование с использованием системы страхования. Предполагается, что определенное место в поиске финансовых ресурсов может занять система государственно-частного предпринимательства [4]. Применение такого сотрудничества используется в других отраслях бизнеса и за рубежом в спортивной сфере.

Подводя итог вышесказанному, еще раз отметим, что детско-юношеский спорт и образование могут эффективно финансироваться преимущественно за счет государства. Развитие детско-юношеского спорта требует постоянного совершенствования мер по финансовой поддержке, оптимизации системы физического воспитания в школах, развитию материально-технической базы спортивных школ и, наконец, достойной оплаты работы тре-нерско-преподавательского состава.

Примечания:

1. Карпенко Ю.А. Формирование современной инновационной экономики через развитие инвестиционного потенциала домохозяйств // Бизнес в законе. 2014. № 5. С. 290-292.

2. Машкова Н.Н. Развитие эффективности социальных расходов в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2014. № 6. С. 157-159.

3. Старостенко A.M., Старостенко К.В. Управление физической культурой и спортом в Орловской области: состояние и пути совершенствования // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4(1).

4. Гоненко Д.В. Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности Российской Федерации// Бизнес в законе. 2014. №6. С. 211-214.

References:

1. Karpenko Yu.A. Formation of modern innovative economy through the development of the investment potential of households // Business in Law. 2014. № 5. Pp. 290-292.

2. Mashkov N.N. The development of the effectiveness of social expenditures in the Russian Federation // Business in Law. 2014. № 6. Pp. 157-159.

3. Starostenko A.M., Starostenko K.V. Management of physical culture and sports in the Orel region: state and ways to improve // Srednerussky Herald of Social Sciences 2012. № 4 (1).

4. Gonenko D.V. Methodological bases of innovation and increase the competitiveness of industry in the Russian Federation // Business in Law. 2014. № 6. Pp. 211-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.